Порядок и условия исполнения наказания в ВК. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях Отбывание наказания в воспитательных колониях

Основная цель данного параграфа заключается в анализе проблем исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, и теоретическом обосновании необходимости реализации международных стандартов в обращении с несовершеннолетними. Рассмотрим наиболее актуальные проблемные вопросы исполнения наказания в воспитательных колониях.

Большую часть осужденных в ВК - это подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения. Чаще всего среди подростков в воспитательных колониях встречаются детдомовцы (по данным опроса в Колосовской воспитательной колонии - 16%), практически у каждого из подростков - неполная или неблагополучная семья (в Колосовской ВК - 17% - приложение 3).

Другими словами, если подросток попадает в исправительное учреждение, можно с большой долей уверенности сказать, что в его семье что-то неладно. Это вещи во многом понятные и общепринятые. Рассмотрим проблему по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

1. Работа по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

В сегодняшних ВК сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Возрастает доля осужденных на длительные (от 3 до 5 и свыше 5 лет) сроки наказания, например в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области эта цифра достигает 68% (Приложение 1).

По данным опроса осужденных в Колосовской воспитательной колонии УФСИН России по Калининградской области уровень осужденных в возрасте от 16 до 18 лет составляет - 84%, от 19 до 21 года - 16% (Приложение 3).

Ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних осужденных, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в ВК воспитательной работы.

Воспитательная работа в ВК - составная часть единого учебно-воспитательного процесса, заключающаяся в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных, решении задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.

Организуя воспитательную работу с осужденными в ВК, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

На практике сложный и многоаспектный процесс воспитания зачастую понимают упрощенно, сводя всю работу к проведению отдельных мероприятий. Их избыток может формировать негативное отношение к самому воспитательному воздействию. Сложившиеся за многие годы формы воспитательной работы (массовые, групповые и индивидуальные) нуждаются в существенном видоизменении с точки зрения их организации и методов реализации. Многие формы организации массовых воспитательных мероприятий (лекции, читательские конференции, викторины, культурно-развлекательные программы и т.д.), особенно если они проводятся формально, для выполнения плана, в большинстве случаев не несут в себе нужного воспитательного заряда и не приносят желаемого эффекта. В связи с этим необходимо проводить предварительный мониторинг среди несовершеннолетних о целесообразности проведения того или иного мероприятия, осуществлять их тщательную подготовку. Например, в ходе опроса осужденных Колосовской воспитательной колонии, на вопрос о наиболее интересной форме проведения учебных занятий, были получены следующие ответы: 48% - интеллектуальные игры, КВН, 32% - рассказ учителя, 24% - практические занятия, 12% - самостоятельное изучение материала (Приложение 3).

Вместе с тем наибольший эффект следует ожидать от грамотно спланированной, умело проводимой индивидуальной воспитательной и социальной работы с каждым осужденным на основе данных его психодиагностики, выявленных проблем личности, рекомендаций психологов. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными должна проводиться адресно. Здесь требуется комплексный подход, означающий, что в работе с каждым осужденным участвуют все сотрудники ВК. В настоящее время возникает необходимость значительного увеличения проведения именно индивидуальной работы.

Следует поощрять стремления осужденных к повышению образовательного и интеллектуального уровня, обеспечивать им возможность заочного и дистанционного обучения в образовательных учреждениях, находящихся за пределами колонии (в Колосовской ВК 3 воспитанника обучаются заочно в высшем учебном заведении - приложение 1).

Залог успеха воспитательной работы с осужденными видится в оказании им социальной помощи, обеспечении должных бытовых условий в период отбывания наказания, заблаговременное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из ВК. Все это имеет воспитывающее значение. В случае положительного решения перечисленных проблем у осужденных формируется перспектива на лучшее будущее, укрепляется вера в справедливость. И наоборот, невнимательное отношение сотрудников ВК к решению социальных проблем порождает у осужденных несовершеннолетних негативное отношение к воспитательной работе, неверие в возможность решения своих жизненно важных вопросов. Важно понять: своевременное решение социальных проблем связано с повышением эффективности воспитательной работы со всеми категориями осужденных в ВК.

Изменение характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону увеличения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности требует высокой квалификации и методической подготовленности сотрудников, работающих в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом сложном подростке личность, уметь находить те положительные стороны, опираясь на которые можно организовывать целенаправленную работу, приносящую положительные результаты и радость самому сотруднику. Для этого важно перестроить сознание сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только и не столько для исполнения уголовных наказаний подростков, сколько учреждение, выступающее в качестве учебно-воспитательного центра.

2. Общественное воздействие как средство исправления осужденных.

В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 300 тысяч общественных объединений граждан. Юридическая природа участия общественных организаций в деятельности воспитательных колоний имеет сложный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что соответствующие нормативные акты регулируют различные по своей правовой природе общественные отношения, возникающие в процессе участия этих организаций в деятельности воспитательных колоний. Они зачастую относятся к государственным, административно-правовым и уголовно-исполнительным правоотношениям. Поэтому такие нормативные акты являются по своему характеру комплексными. Это в полной мере относится и к сфере правовой регламентации деятельности указанных колоний, в том числе и к участию общественных организаций в исправлении несовершеннолетних преступников.

Нормативная база, регламентирующая процесс участия как государственных, так и негосударственных организаций в деятельности воспитательных колоний, включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Содействие общественных объединений деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики государства заключается в том числе в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы исправительных учреждений, социальной защиты осужденных, их трудового и бытового устройства после освобождения.

В отличие от ранее действовавшего Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации уделяет значительно меньше внимания участию общественности в работе учреждений, исполняющих наказания. В первую очередь в нем акцентируется внимание на тех органах и должностных лицах, которые должны работать с осужденными в силу их статуса и функциональных обязанностей. Так, ч. 2 ст. 9 УИК к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Реализация этих основных средств и составляет главное содержание воспитательной работы с осужденными.

Уголовно-исполнительный кодекс не перечисляет формы участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, очевидно передавая эту функцию другим правовым актам. Некоторые формы этого участия раскрыты только применительно к воспитательным колониям, и делятся следующим образом: попечительский совет и родительский комитет. В числе других форм взаимодействия общественных организаций с органами управления указанных колоний является учебно-воспитательный совет и совет воспитателей отряда, в состав которых входят представители общественности - попечительского совета и родительского комитета. Опрошенные сотрудники Колосовкой ВК наиболее значимой общественной организацией выделяют родительский комитет - 57%, попечительский совет - 30%, религиозные организации - 3,3% (Приложение 2).

Попечительский совет является общественным органом и состоит из представителей государственных предприятий и других учреждений и организаций, имеющих иные формы собственности, общественных объединений и граждан. Задачи: оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса; содействие укреплению материально-технической базы колонии; решение вопросов социальной защиты осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из воспитательной колонии; также могут быть предусмотрены и иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству Российской Федерации и другим нормативным правовым актам.

Исходя из накопленного опыта уже работающих организаций, целесообразно разработать инструкцию о механизме привлечения представителей общественных организаций к работе с осужденными. Такой документ должен содержать четкий алгоритм решения всех вопросов участия этих организаций в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.

Исключительно острой сегодня является проблема правового регулирования деятельности рассматриваемых здесь организаций, связанной с социальной адаптацией лиц, освобожденных от отбывания наказания. С учетом опыта некоторых зарубежных государств необходимо завершить уже начатую работу и принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Необходимость этого нормативного акта остро ощущается практическими работниками.

3. Проблема классификации несовершеннолетних осужденных.

Первоначальная редакция УИК РФ предусматривала два вида воспитательных колоний - общего и усиленного режимов, которые при одинаковых условиях отбывания наказания отличались друг от друга составом содержащихся в них осужденных. Так, в воспитательных колониях общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, и несовершеннолетние женского пола, а в колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

Вполне очевидно, что, осуществляя подобную дифференциацию внутри воспитательной колонии, законодатель рассчитывал на проведение разграничения в условиях отбывания наказания той или иной категории осужденных при соблюдении правила раздельного содержания осужденных по степени их общественной опасности.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия.

Таким образом, как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

При этом необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

Вместе с тем необходимо отметить, что распределение осужденных по воспитательным колониям в соответствии с прежними нормами законодательства проходило гораздо сложнее, чем по исправительным учреждениям для взрослых преступников. Если исправительные колонии разных видов режима имеются практически в каждом субъекте Федерации, то воспитательные колонии существуют далеко не в каждом регионе.

Такая ситуация приводила к массовым перевозкам осужденных несовершеннолетних из одного региона в другой, распространению обычаев и традиций "тюремного мира". Кроме того, отрыв от места постоянного жительства зачастую служил причиной невозможности реализации некоторых прав осужденных несовершеннолетних, в частности, связанных с предоставлением свиданий с родственниками, а также затруднял решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

С этой точки зрения, а также в целях экономии бюджетных средств существующая дифференциация условий отбывания наказания в воспитательных колониях сыграла положительную роль. Однако при этом породила новую проблему, связанную с совместным содержанием осужденных с различной степенью общественной опасности.

Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

Учитывая обозначенную проблему существующей дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях, целесообразно, внести изменение в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев возможность раздельного содержания осужденных с различной степенью общественной опасности путем создания на территории воспитательных колоний изолированных участков для содержания лиц, ранее отбывавших лишение свободы, а также совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

4. Перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

Особенности подросткового возраста, с одной стороны, осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные особенности личности воспитанников, но, с другой стороны, "пластичность" развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной педагогической работы специально подготовленного в области подростковой педагогики и психологии персонала. Также необходимо отметить, что максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными. Осужденные в несовершеннолетнем возрасте освобождаются из воспитательных колоний, как правило, в ином юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться в будущем: продолжить учебу, трудоустроится, создать семью.

Принимая во внимание динамику изменений в уголовной и уголовно-исполнительной политике применительно к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, а также рекомендации международного сообщества по обращению с несовершеннолетними осужденными, целью реформирования воспитательных колоний является организация комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на формирование социализированной личности.

Для закрепления положительного опыта, полученного в местах лишения свободы, необходимо дальнейшее постпенитенциарное сопровождение воспитанника органами исполнительной власти и общественными объединениями по оказанию помощи в социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве.

Необходимо также отметить, что в современных условиях развития нашего общества все большее значение в борьбе с преступностью отводится мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы. Действующая система уголовно-правовых мер включает в себя ряд видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Но в судебной практике эти наказания применяются неравномерно, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

В местах лишения свободы большая доля подростков, не совершивших тяжкого преступления, но отбывающих конкретный срок. Пожалуй, сегодня не осталось людей, которые бы искренне верили, что колонии исправляют и воспитывают. Хулиганистого подростка колония после отбывания наказания выпустит, скорее всего, уже сложившимся потенциальным преступником.

Какие же предложения можно внести в действующее законодательство для повышения эффективности назначения исправительных работ несовершеннолетним. Прежде всего, уместно привести точку зрения Г.А. Маршина. Он предлагает опыт Нижегородской области по трудоустройству осужденных к исправительным работам, где "в соответствии с законодательством о занятости населения в области принято положение о квотировании рабочих мест на предприятиях, учреждениях, организациях. В соответствии с ним предприятия обязаны предусматривать определенную квоту для приема на работу наиболее социально незащищенных граждан (включая осужденных к исправительным работам)...". Также можно было бы предусмотреть налоговые льготы предприятиям, которые принимали бы несовершеннолетних осужденных к исправительным работам.

Вид альтернативного наказания для осужденных за нетяжкие преступления - пассивный электронный мониторинг. Он заключается в том, что человеку на какой-то участок тела (чаще всего на лодыжку или на запястье) прикрепляют электронный датчик, который посылает сигнал на пульт, и оператор легко определяет, в каком месте находится правонарушитель. Браслеты смогут стать мерой наказания только для тех, кто впервые совершил преступление малой или средней тяжести. Это несовершеннолетние, а также лица, осужденные за кражи, угон транспорта без цели хищения, превышение самообороны и другие преступления, предусматривающие наказание на сроки не более пяти лет. Кроме того, браслеты могут надевать и на подследственных, избегая тем самым помещения подозреваемых в СИЗО. Ограничивать свободу будут по решению суда. Браслет с датчиком предлагается надевать на осужденных на срок от двух месяцев до четырех лет.

В США электронный мониторинг существует уже более 20 лет и применяется в большей части штатов. В Западной Европе "стаж" у него поменьше, но с каждым годом количество "обраслеченных" заключенных увеличивается.

А в Швеции электронный мониторинг иногда применяется вместо тюремного заключения, но только по просьбе самого осужденного. Широко распространен электронный мониторинг и в Великобритании.

Несомненно, одно: если закон об электронных браслетах будет принят, это явится очередным свидетельством дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы России.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в ВК до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как ИК общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.
В ВК устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником ВК по представлению учебно-воспитательного совета, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда. В случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе его обжаловать в установленном законом порядке.
В обычных условиях отбывают наказание вновь поступившие несовершеннолетние осужденные, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.
Проживают в общежитиях. Осужденным разрешается: ежемесячно расходовать помимо всех заработанных средств, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4000 руб.; иметь 8 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания в течение года; посылки, передачи и бандероли без ограничения.
При отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:
- осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии 3 месяцев срока наказания в обычных условиях;
- осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, по отбытии 6 месяцев в обычных условиях.
Проживают в общежитиях. Осужденным разрешается: ежемесячно расходовать помимо всех заработанных, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 6000 руб.; иметь 12 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания в течение года; посылки, передачи и бандероли без ограничения.
Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.
Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через 6 месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.
Проживают в общежитиях. Осужденным разрешается: расходовать средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения; иметь краткосрочные свидания без ограничения, а также 6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами ВК.
Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника ВК может быть разрешено проживание в общежитии за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации. В этом случае им также разрешается: пользоваться деньгами; носить гражданскую одежду.
Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, признанные злостными нарушителями и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания отбывают наказание в строгих условиях.
В срок нахождения в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.
По истечении 6 месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Осужденным разрешается: ежемесячно расходовать помимо всех заработанных, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 3000 руб.; иметь 6 краткосрочных свиданий в течение года; посылки, передачи и бандероли без ограничения.
За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным наряду с предусмотренными ст. 113 УИК РФ могут применяться следующие меры поощрения:
а) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении сотрудников данной колонии (выдается принадлежащая им гражданская одежда и только в дневное время);
б) предоставление права выхода за пределы ВК в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников (но не более 8 часов);
в) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные (не ранее чем по истечении 3 месяцев отбывания наказания в строгих условиях).
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к несовершеннолетним осужденным могут применяться наряду с предусмотренными п. "а" и "б" ч.1 ст. 115 УИК РФ следующие меры взыскания:
1) лишение права просмотра кинофильмов в течение 1 месяца;
2) водворение в ДИЗО на срок до 7 суток с выводом на учебу (запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение, ежедневная прогулка 2 часа).
Отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из ВК в изолированный участок ВК, функционирующий как ИК общего режима, или в ИК общего режима.
Все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из ВК либо из изолированного участка ВК в ИК общего режима по постановлению начальника.
В целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс. Общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы (разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования), профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.
Для оказания помощи администрации ВК в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при ВК создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан; при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных.

Вопросы для самоконтроля

1. Характеристика исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательной колонии.
2. Меры поощрения и взыскания, применяемые к несовершеннолетним осужденным.

СТ 133 УИК РФ

1. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере десяти тысяч восьмисот рублей;

б) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года;

2. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере одиннадцати тысяч четырехсот рублей;

б) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии;

3. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;

б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

4. Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается:

а) пользоваться деньгами;

б) носить гражданскую одежду.

5. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере девяти тысяч шестисот рублей;

б) иметь шесть краткосрочных свиданий и три длительных свидания в течение года.

Комментарий к Ст. 133 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Осужденные несовершеннолетние, содержащиеся в обычных условиях, проживают в общежитиях. Они могут расходовать ежемесячно деньги, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4000 руб., иметь восемь краткосрочных и четыре длительных свидания в год.

2. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также содержатся в общежитиях и могут ежемесячно расходовать деньги в размере 6000 руб. Им в течение года разрешается иметь 12 краткосрочных и четыре длительных свидания. Начальник ВК может разрешить проведение длительных свиданий за пределами учреждения.

3. Существенные отличия имеют льготные условия отбывания наказания. Осужденные, содержащиеся в этих условиях, проживают в общежитии.

Этим осужденным разрешается расходовать деньги, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения; пользоваться наличными деньгами; получать посылки, передачи и бандероли без ограничения; иметь краткосрочные свидания без ограничения их числа и шесть длительных свиданий в течение года с проживанием вне колонии.

По постановлению начальника колонии осужденным в льготных условиях может быть разрешено проживание за пределами колонии под надзором администрации. В этом случае они могут пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

4. Осужденные, находящиеся в строгих условиях отбывания наказания, в наибольшей степени по сравнению с другими осужденными ограничены в условиях содержания. Они проживают в изолированных помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Они могут ежемесячно расходовать деньги в размере 3000 руб. и иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

В соответствии с внесенными в уголовно-исполнительное законодательство изменениям от девятого марта 2001 года № 25-ФЗ все несовершеннолетние отбывают наказание в ВК общего режима. Существующее ранее уголовно-исполнительное законодательство закрепляло функционирование воспитательных колоний двух видов режима общего и усиленного. С внесениями изменений в законодательство все ВК усиленного режима были преобразованы в колонии общего режима. Подчеркнем, что на 1 января 2005 года на территории Российской Федерации функционировали 62 воспитательные колонии, три из которых предназначены для осужденных несовершеннолетних женского пола. Они дислоцируются от Камчатской до Калининградской области. Негативным моментом по нашему мнению, является то, что ВК имеются не во всех субъектах Российской Федерации. Исследованием было установлено, что в 35 регионах воспитательные колонии отсутствуют, поэтому несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания в учреждения, расположенные в ближайших областях.

В воспитательных колониях устанавливается 4 вида условий: обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания. В соответствии с уголовно-исполнительным законом, если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу. Для перевода осужденного в облегченные условия необходимы два условия: 1. отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе; 2. нахождение в обычных условиях в течение определенного срока (по отбытии трех месяцев срока наказания для осужденных мужчин, впервые отбывающих лишение свободы, а также всех категорий осужденных женщин, и по отбытии шести месяцев, ранее отбывавших лишение свободы мужчин.

В строгих условиях отбывают наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы. Также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В юридической литературе в последнее время все чаще указывается на то, что происходит увеличение количества несовершеннолетних, содержащихся в строгих условиях. Чтобы быть переведенным из строгих условий в обычные осужденный должен там находиться не менее шести месяцев, не иметь взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относиться к труду и учебе. Согласно ч.3 ст.132 УИК РФ в срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

В соответствии с уголовно-исполнительным законом РФ для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда. Если несовершеннолетний не согласен с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке.

1. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных, облегченных, льготных условиях, проживают в общежитиях. Несовершеннолетним, отбывающим наказание на обычных условиях разрешается: 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; 2) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях, разрешается: 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи минимальных размеров оплаты труда; 2) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации ВК длительные свидания могут проходить за пределами ВК. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, имеют право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, без ограничения; иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии, по постановлению начальника ВК им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается: носить гражданскую одежду и пользоваться деньгами.

В строгих условиях, несовершеннолетние проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Данная категория несовершеннолетних имеет право: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальных размеров оплаты труда и иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

В соответствии со ст. 134 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным наряду с общими мерами поощрения могут применяться следующие меры: 1. предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии; 2. предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; 3. досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные. Добавим, что осужденным, которым в порядке поощрения предоставлено право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников колонии или право выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников, выдается принадлежащая им гражданская одежда. Посещение мероприятий, может проводиться только в дневное время и продолжительностью не более 8 часов.

К несовершеннолетним, которые нарушают установленный порядок отбывания наказания могут применяться характерные только для данной категории меры, такие как: лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца и водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с обязательным выводом на учебу.

Во время пребывания несовершеннолетнего в ДИЗО ему запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение. Осужденные имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. Отметим, что досрочно несовершеннолетний может быть освобожден из дисциплинарного изолятора только лишь по медицинским показаниям.

В ВК действует несколько отличный порядок и круг, обладающих правом применения мер поощрения и взыскания. Таким правом в полном объеме обладает начальник колонии или его заместитель. Кроме них это еще и воспитатели отделений и начальники отрядов. Начальник отряда имеет право применять следующие меры поощрения: 1. благодарность; 2. разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; 3. разрешение на дополнительный телефонный разговор; 4. досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда. В качестве меры взыскания начальник отряда может наложить выговор и лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца. Воспитатели отделений имеют право применять: благодарность и досрочное снятие взыскания, ранее наложенного воспитателем отделения. Также они имеют право объявлять выговор.

В соответствии с УИК РФ в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. На данных осужденных, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных. Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором.

В юридической литературе высказано мнение, что решение об оставлении несовершеннолетнего, достигшего совершеннолетия, в воспитательной колонии может быть принято только в отношении лиц, твердо вставших на путь исправления, которые не могут отрицательно влиять на остальных воспитанников. Эта позиция заслуживает поддержки.

Перевод из одного исправительного учреждения в другое нежелателен, так как при этом происходит нарушение всего объема работы по изучению и воспитанию несовершеннолетнего.

По справедливому утверждению З.А. Астемирова, вопрос о переводе осужденного в колонию для взрослых проблематичен и с точки зрения его правового обоснования. В результате такого перевода меняется карательное содержание наказания в сторону его отягощения. Между тем очевидно, что для усиления карательного содержания наказания недостаточно лишь факта достижения осужденным 18-летнего возраста.

Положительным моментом в процессе исполнения наказания, на наш взгляд, является то, что в связи с изменениями, внесенными в уголовно-исполнительный закон РФ от 8 декабря 2003 года отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из ВК в изолированный участок ВК, функционирующий, как исправительная колония общего режима. Данные изменения, прежде всего в несколько раз сократят количество несовершеннолетних, направляемых по достижению 18 лет в общую колонию. Это, на наш взгляд, прежде всего, положительно скажется на повышении эффективности воспитательного процесса в отношении осужденных несовершеннолетних. Соответственно уменьшается возможность негативного влияния со стороны взрослых осужденных на еще полностью не сложившееся мировоззрение и психику подростка.

Проведенные исследования, указали на то, что с каждым годом в ВК увеличивается количество воспитанников в возрасте свыше 18 лет. Начиная с 1996 года, численность воспитанников постоянно увеличивается. Если в 1996 году их число было 2807, то в 2002 году их численность увеличилась вдвое и составила 4636, в 2003 году количество таких несовершеннолетних выросло еще на 8,2%, а в 2004 на 9,1%.

Хотелось бы отметить, что оставление несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях по достижению восемнадцатилетнего возраста особенно эффективно для женского пола. Во-первых, сама атмосфера в воспитательной колонии, организация воспитательного процесса более благоприятны и способствуют позитивному изменению личности несовершеннолетней девушки. Во-вторых, в "девичьих" колониях не так сильно, как в женских, а там более в мужских исправительных учреждениях, выражено расслоение на группы, пресекаются лесбиянство, другие негативные проявления. Да и сами осужденные девушки в подавляющем большинстве случаев предпочитают оставаться в ВК, где им уделяют значительно больше внимания, чем это было бы во взрослой колонии.

Все осужденные, достигшие возраста 21 года, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии.

В воспитательных колониях в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионального училища и предприятия воспитательной колонии. Подростки, достигшие возраста 16 лет, имеют право заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Уголовно исполнительный закон предусматривает участие общественных объединений в деятельности колоний двух формах - в виде деятельности попечительских советов и родительских комитетов. На наш взгляд, деятельность органов, исполняющих наказание, связанных с изоляцией от общества несовершеннолетних, может быть успешной только в тесном взаимодействии с данными общественными организациями.

Контрольные вопросы

  • 1. Когда появились первые исправительные учреждения для несовершеннолетних в России?
  • 2. В чем заключалась особенность системы воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолтених в России в 19 веке?
  • 3. Какие условия отбывания лишения свободы в воспитательной колонии на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы?
  • 4. Как в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством реализуется порядок оставления в колонии осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия?
  • Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации
    • Понятие и принципы уголовно-исполнительного права
    • Принципы исполнения уголовных наказаний
    • Задачи уголовно-исполнительного права и система курса
  • Соотношение норм международного права и уголовно-исполнительного права России
    • Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
      • Главные принципы в отношении осужденных - несовершеннолетних
      • Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей
      • Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками
      • Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств
      • Главные принципы в отношении приговоренных к смертной казни
    • Международное пенитенциарное право: закономерности развития и общая характеристика
    • Имплементация норм международного пенитенциарного права
    • Международное пенитенциарное право и российское уголовно-исполнительное законодательство
  • Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
    • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
      • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции - страница 2
    • Виды исправительных учреждений и их задачи
      • Виды исправительных учреждений и их задачи - страница 2
    • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
      • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания - страница 2
  • Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Понятие правового положения осужденных
    • Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества
    • Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы
  • Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы, ограничению свободы и аресту
    • Понятие, содержание, функции и средства обеспечения режима
    • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 2
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 3
    • Порядок отбывания наказания в тюрьмах
    • Отбывание наказания в воспитательных колониях
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы
    • Правовое регулирование труда осужденных
      • Основные положения привлечения осужденных к труду
    • Воспитательная работа в местах лишения свободы
    • Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях
    • Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы
    • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
      • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания - страница 2
  • Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы
    • Правовая природа и виды мест содержания под стражей
      • Основания применения заключения под стражу
    • Режим в местах содержания под стражей
      • Режим в местах содержания под стражей - страница 2
    • Гауптвахта как место содержания под стражей
  • Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Исполнение наказания в виде штрафа
      • Исполнение наказания в виде штрафа - страница 2
    • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
      • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - страница 2
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
      • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ - страница 2
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 2
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 3
  • Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
    • Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
    • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
      • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе - страница 2
    • Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
    • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 2
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 3
    • Исполнение наказания в виде лишения воинского звания
  • Проблема смертной казни в России
    • Проблема сохранения или отмены смертной казни в России
    • История применения смертной казни в России
    • Практика назначения смертной казни
    • Процессуальные гарантии при назначении смертной казни
    • Помилование осужденных к смертной казни
  • Освобождение от отбывания наказания. Закрепление результатов исправительного воздействия
    • Виды освобождения от отбывания наказания
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 2
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 3
    • Порядок подготовки и рассмотрения вопросов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
    • Порядок освобождения осужденных
      • Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
  • Применение принудительных мер медицинского характера и принудительных мер воспитательного воздействия
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера
    • Назначение, продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    • Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания
    • Применение принудительной меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним в форме направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
  • Положения уголовно-исполнительного права зарубежных государств
    • История становления и развития пенитенциарных отношений в мире
    • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний
      • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний - страница 2
  • Исторические аспекты развития системы исполнения уголовных наказаний в России и законодательства, регулирующего ее деятельность
    • Тюремная система самодержавной России
      • Тюремная система самодержавной России - страница 2
      • Тюремная система самодержавной России - страница 3
    • Места заключения Временного правительства
    • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 2
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 3
    • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 2
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 3
    • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 2
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 3

Отбывание наказания в воспитательных колониях

Воспитательные колонии предназначены для отбывания в них наказания несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы. В системе мест лишения свободы воспитательные колонии имеют особое значение. Задача их - возвращение несовершеннолетних, совершивших преступления, на путь правопослушания, уважения установленного в обществе правопорядка, интересов других граждан, общества и государства.

В рассматриваемых колониях в процессе исполнения лишения свободы главное внимание должно быть сосредоточено на воспитании осужденных. Это находит отражение в штатной численности персонала воспитательной колонии, которая составляет 48% от среднегодовой численности осужденных, тогда как в исправительных колониях она равна всего 17%.

Тем не менее, из арсенала воспитательных средств не исключена кара как средство воздействия на лиц, осужденных за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также на лиц, не поддающихся исправлению в процессе исполнения наказания.

В воспитательных колониях отбывают наказания несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Минюстом России.

В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные: а) поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; б) переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

В строгих условиях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные:

  • за совершение умышленных преступлений в период отбывания лишения свободы;
  • ранее отбывавшие лишение свободы;
  • признанные злостными нарушителями установленного порядка и по этой причине переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания.

Из строгих условий в обычные условия отбывания наказания осужденные переводятся по истечении шести месяцев при отсутствии у них взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе.

Из обычных в облегченные условия отбывания наказания при отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе переводятся осужденные: а) лица мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные несовершеннолетние женщины по отбытии трех месяцев; б) лица мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев.

В льготные условия из облегченных условий переводятся осужденные для подготовки к освобождению.

В случае допущения нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными, отбывающими лишение свободы в льготных условиях воспитательной колонии общего режима, дающих администрации колонии право признать осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии. Перевод из обычных условий отбывания наказания в облегченные производится по представлению совета воспитателей отряда.

Наглядное различие условий отбывания наказания в воспитательных колониях можно представить в виде таблицы.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы и работы время.

К несовершеннолетним за хорошее поведение, добросовестное отношение к обучению и труду, активное участие в самодеятельных организациях осужденных и воспитательных мероприятиях могут применяться те же меры поощрения, что и к остальным осужденным к лишению свободы. Они предусмотрены ст. 113 УИК РФ.

Вместе с тем ст. 134-135 УИК РФ предусматривают возможность применения в качестве поощрения к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, дополнительных мер поощрения, отражающих чисто молодежные потребности.

К ним относятся такие меры, как:

  • предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в гражданской одежде в сопровождении сотрудников данной колонии на срок до восьми часов;
  • предоставление права выхода за пределы колонии в гражданской одежде в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников на срок до восьми часов;
  • досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним за нарушение порядка отбывания наказания, значительно мягче по сравнению с теми, которые применяются к совершеннолетним лицам, лишенным свободы.

К ним относятся:

  • выговор;
  • дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда;
  • лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;
  • водворение в дисциплинарный изолятор до семи суток с выводом на учебу.

Лицу, находящемуся в дисциплинарном изоляторе, запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение.

Находящиеся в дисциплинарном изоляторе имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. В порядке поощрения или по медицинским показаниям осужденный может быть досрочно освобожден начальником колонии или лицом, его заменяющим, из дисциплинарного изолятора.

Особое внимание УИК РФ придает организации учебно-воспитательного процесса осужденных несовершеннолетних. Этот процесс преследует цель добиться исправления осужденных и подготовить их к самостоятельной жизни путем формирования у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получения начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышения образовательного и культурного уровня.

Первоочередная задача административного и педагогического состава колонии - сформировать убеждение у осужденных в жизненной необходимости достижения данной цели. Без решения этой психолого-педагогической задачи деятельность по исполнению уголовного наказания может оказаться неэффективной.

В целях повышения качества эффективности воспитательного воздействия на осужденного и оказания помощи администрации воспитательной колонии при отрядах колонии могут создаваться родительские комитеты из числа родителей, лиц, их замещающих, и других близких родственников осужденных, которые действуют под непосредственным руководством начальника колонии.

В положительном решении задач воспитательных колоний заинтересованы не только родственники, но и общество, и государство. В связи с этим ст. 142 УИК РФ предписывает создавать при воспитательной колонии попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, и граждан, целью которого является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освободившихся из мест лишения свободы лиц.