Основы нормативно – правовой системы России. Правовая система россии: проблемы и перспективы развития Правовая система управления в рф

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.
Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.
В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).
Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.
Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Еще по теме 13.Правовая система России:

  1. § 1. Законодательная система России: понятие и структура
  2. Глава III. СИСТЕМА ПРАВА, СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  3. § 2. Правовой статус Центрального банка в России: значение и сущность
  4. § 2. Понятие и концептуальная модель механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.

Понятие правовой системы

Говоря о понятии правовой системы , следует отметить, что мнения по этому поводу разнятся. Некоторые ученые отождествляют понятия «правовая система» и «система права» . Другие ученые считают, что правовую систему следует отграничивать от системы права, поскольку система права представляет собой иерархическую связь норм права, институтов права, отраслей права и более мелких составляющих.

Под правовой системой понимается куда более обширное явление. Она охватывает и систему права, и источники права, а также правосознание , юридическую науку в целом, юридическую практику как практику правотворчества. Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества , и в связи с этим носит комплексный характер.

Определение 1

Из ранее сказанного можно собрать цельное определение правовой системы : комплекс явлений, связанных с правом, который обуславливается объективными закономерностями развития общества, которые осознанно и постоянно воспроизводятся людьми и государством для достижения своих целей.

Элементы правовой системы

Определение 2

Правовой системой называют правовые средства , совокупно связанные друг с другом, которые необходимы и достаточны для осуществления правового регулирования.

Среди таких правовых средств можно выделить правовые нормы, правоотношения, юридические факты, правосознание, юридическую практику, правовую культуру, правосубъектность и т.д. Нельзя говорить о том, что элементный состав правовой системы всегда одинаков – разные ученые отмечают различные компоненты правовой системы. Но наряду с четко установленными основными составляющими элементами правовой системы, выделяют вот такую подвижную динамическую часть. Правовая система характеризуется тем, что включает в себя не только нормы права, но и правовые состояния, правовые процессы и статусы. Несмотря на подвижность элементного состава, правовая система обретает характеристику стабильности за счет своих внутренних системных связей между элементами. Например, правосознание, развиваясь и двигаясь, трансформирует правоотношения и изменяет правовые нормы.

Замечание 1

Правовая система активно подстраивается под внешние изменения, подвергаясь импульсам извне, исходящих от правосознания и правовой практики. Так же на правовую систему могут влиять социальные импульсы, исходящие от общества в процессе стабилизации. Это связано с тем, что правовая система на входе и выходе связана с фактически складывающимися отношениями, которые законодатель может познать с той или иной степенью объективности, привнося в них значительный идеологический момент, субъективную направленность. Все это может привести к рассогласованию и правовой системы, и предмета регулирования.

Основные элементы правовой системы

Рисунок 1.

Аспекты, влияющие на формирование Российской правовой системы

    Государственная идеология , как показатель качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.

    Принцип федерализма ,обуславливающий формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов.

    Объективация , которая находит свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти.

    Урегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти , так как отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового государства.

Особенности правовой системы Российской Федерации

Рассматривая вопрос о природе правовой системы Российской Федерации, стоит также отметить тот факт, что нет однозначного мнения о ее самостоятельности и самобытности.

Одной из точек зрения является та, что правовая система Российской Федерации носит самобытный характер и не относится ни к одной из существующих правовых семей. Это обуславливается тем, что, по мнению ученых, российское право обладает некоторыми особенностями по сравнению с классическими моделями правовых систем, которые относятся к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям и иным. Считается, что российская правовая система является обособленной, несмотря на то, что она никогда не была цельной и сочетала в себе различные подсистемы.

Другая точка зрения выражается в сопоставлении российской правовой системы с частью романо-германской правовой системы . Россия, касательно правовых аспектов, многое позаимствовала из византийского права, римского права и права континентальной Европы, которые относятся к романо-германской правовой семье. Однако, несмотря на это, в России существовали особые, оригинальные правовые аспекты. Отмечается, что в России практически отсутствовало казуальное право или « право, творимое судьями». Норма права в России - обязательный акт поведения, предназначенный для отдельных субъектов права, который может создаваться только законодателем.

Третий вариант предусматривает синтез общих признаков и черт иных правовых систем, но отмечается, что больше российская правовая система тяготеет к романо-германской правовой семье.

Некоторые ученые склоняются к точке зрения, что российская правовая система представляет собой одну из наиболее мощных и влиятельных систем социалистического типа, и в настоящее время она открыта для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой, чему способствует процесс конвергенции правовых систем.

На сегодняшний день практически любое развитое государство в мире стремится создать на своей базе идеальное правовое государство. В данном случае, на первый план выходят вопросы, касающиеся формирования и закрепления в обществе совершенно новых образцов мышления, культуры, профессионализма, чувства законности и справедливости.

Замечание 2

Анализ правового положения современного мира позволяет говорить об актуальности исследования представления о цивилизованности той или иной правовой системы, увязанной «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

  • 10. Юридическая обязанность: понятие, структура. Юридическая обязанность и юридическая ответственность.
  • 11. Толкование норм права по объему.
  • 12. Стадии правового регулирования.
  • 13. Нормативно-правовые акты рф, их система.
  • 14. Механизм правового регулирования.
  • 15. Юридический процесс: понятие, виды.
  • 16. Правовая культура общества, ее элементы.
  • 17. Правотворчество, понятие, принципы, разновидности.
  • 18. Способы толкования норм права.
  • 19. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы, функции, виды. Проблема позитивной юридической ответственности.
  • 21. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, предмет, пределы.
  • 22. Классификация норм права.
  • 24. Основания и виды юридической ответственности.
  • 25. Романо-германская правовая семья: основные характеристики.
  • 26. Правонарушение: понятие, признаки. Классификация правонарушений.
  • 27. Норма права: понятие, признаки.
  • 28. Проблемы в законодательстве. Применение права по аналогии.
  • 29. Закон: понятие, значение, разновидности.
  • 30. Государственный орган. Понятие, признаки, виды.
  • 31. Государственное принуждение: понятие, содержание, виды государственных принудительных мер.
  • 32. Правовой нигилизм: понятие и формы проявления.
  • 33. Понятие прав и свобод человека. Основные права и свободы человека и их классификация.
  • 34. Структура правоотношения. Объект правоотношения.
  • 35. Законность: понятие, принципы гарантии.
  • 36. Действие нормативно-правовых актов во времени.
  • 37. Реализация права: понятие, формы, порядок.
  • 38. Право и корпоративные нормы.
  • 39. Правоотношение: понятие и виды.
  • 41. Правомерное поведение: понятие, черты, виды.
  • 42. Позитивное право: понятие, сущность, свойства.
  • 43. Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы.
  • 45. Принципы права.
  • 46. Право и мораль: их соотношение и взаимосвязь.
  • 47. Система права: понятие и структура.
  • 48. Структура нормы права. Виды структурных элементов.
  • 49. Систематизация нормативно-правовых актов.
  • 50. Юридическая техника: понятие, виды, средства и приемы.
  • 51. Правовая система общества.
  • 53. Система законодательства и система права в их соотношении.
  • 55. Социальная ценность и функции права.
  • 56. Субъективное право: понятие, структура, значение.
  • 57. Понятие, структура, виды правосознания.
  • 58. Юридические факты: понятие, значение, классификация.
  • 60. Англо-саксонская правовая семья: основные характеристики.
  • 61. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции. Основные теории права.
  • 62. Правовое поведение: понятие и виды.
  • 63. Соотношение государства и права.
  • 64. Религиозная правовая система на примере мусульманского права.
  • 65. Применение права и его признаки.
  • 66. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение и основные пути их укрепления.
  • 67. Стадии применения права. Требования к актам применения права.
  • 68. Право и закон, их соотношение.
  • 69. Функции и форма современного российского государства.
  • 70. Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды.
  • 71. Политическая система общества. Право и политика.
  • 72. Методология и методы юриспруденции.
  • 73. Типология государств.
  • 74. Функции государства.
  • 76. Основные теории происхождения государства.
  • 78. Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.
  • 79. Форма государства. Характеристика видов.
  • 80. Государственный суверенитет. Понятие, виды, угрозы.
  • 81. Соотношение понятий "правосознание" и "правовая культура"
  • 82. Правовое воспитание и правовое обучение
  • 6. Российская правовая система: общая характеристика и особенности.

    Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.

    Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

    В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в 2008 году).

    Тем не менее, ратифицированные международные договоры Российской Федерации имеют юридическую силу выше, чем у Конституции.

    Правовая система РФ основана на традициях римского права, прошедших преломленное развитие в ситеме французского права со времен Республики. Например за основу уголовного законодательства в РФ были приняты французские кодификаторы. Однако правовая система РФ впитала некоторые инструменты прецедентного права, которое распространяется, например, на некодифицированные области правоотношений в гражданском праве.

    7. Понятие, сущность и значение государства.

    Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

    Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

    1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

    2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

    3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

    Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

    Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

    Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

    4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

    5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

    Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

    6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

    7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

    8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств

    Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

    Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

    На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

    Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

    "

    Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития страны. Средства с помощью которых власть оказывает регулятивное воздействие на общественные отношения.

    Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.

    В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование, внешняя политика и иные вопросы.

    К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; вопросы здравоохранения и иные вопросы.

    Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ. Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

    Элементы правовой системы

    1. Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

    Система права включает в себя четыре компонента: * Отрасль права - совокупность норм права, регулирующая сходные общ отношения.

    * Подотрасль (суботрасль) права - совокупность нескольких близких по характеру правовых институтов. Например, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права; * Правовой институт - представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость (например, институты дарения, наследования в гражданском праве) * Норма права -санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

    2 Правовая культура

    Правовая культура - система правовых идей, убеждений, навыков, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной) и используемых для регулирования их деятельности. Россия является многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементы русской, мусульманской и других этнических правовых культур.

    3 Правореализация

    Реализация права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права.

    Формами реализации права являются:

    * Использование - активная реализация субъектами тех возможностей, которые заключены в праве

    * Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм, когда субъект совершает какое-либо действие.

    * Соблюдение - реализация пассивной обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены.