Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органа ученического самоуправления. Система школьного ученического самоуправления Документация ученическое самоуправление
Школьное ученическое самоуправление - это сложная система взаимоотношений, в результате которых развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм.
Самоуправление - это непременный признак развитого детского коллектива.
В нашей школе самоуправление является не целью, а средством воспитания. Это - высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Коллектив каждой школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.
Самоуправление рассчитано на достаточно большой коллектив взрослых, и детей, работающих в тесном сотрудничестве. Работа над поставленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве учителей, учащихся и родителей. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях:
Учеба;
-труд;
Спорт и укрепление здоровья;
Общение;
Общественно-полезная работа и др.
И малыши, и подростки являются равноправными участниками органов самоуправления наряду со взрослыми.
Учет возрастных особенностей осуществляется в ходе
организации и проведения конкретных мероприятий. На время учебного года школа становится маленьким государством - Школьной страной.
Сплочению школьного коллектива способствует не только совместная работа школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются и взрослые. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, оставляя им ведущие роли.
При целенаправленной работе можно добиться следующих результатов:
Повышение интереса к школьной жизни;
Улучшение взаимоотношений в школьном коллективе;
Рост количества активистов;
Улучшение психологического климата в коллективе.
Утверждаю_______________
Директор МБОУ «Исинская СОШ»
Е.Е. Курбанова
Положение о структурном подразделении Детской школьной организации «Единство»
школьном объединении САМ (Совет активно мыслящих)
Общие положения
САМ осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 21.03.2002г., а так же Устава школы, настоящего Положения.
САМ – орган ученического самоуправления школы, деятельность которого направлена на реализацию прав обучающихся, определенных Уставом школы.
САМ входит в состав детской школьной организации «Единство» и формируется на принципах равного представительства от обучающихся 5-7 классов на выборной основе.
Состав САМ избирается на один учебный год. В сентябре каждого года, путем открытого голосования, на заседании САМ избирается председатель.
Координирует работу САМ педагог-организатор.
Цель создания САМ – воспитание свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества, активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Структурное подразделение детской школьной организации «Единство» школьное объединение Совет активно мыслящих (далее САМ) является массовым и добровольным объединением учащихся 5-7 классов на базе МБОУ «Исинская СОШ» Селемджинского района Амурской области, созданное с целью развития и реализации разносторонних способностей учащихся.
Взаимодействие с другими организациями
САМ тесно взаимодействует с Советом старшеклассников, другими структурными подразделениями детской школьной организации «Единство», детскими внешкольными спортивными, творческими учреждениями, с объединениями дополнительного образования, педагогами, родителями, библиотекой.
Задачи САМ
Основными задачами САМ являются:
составление плана общешкольных мероприятий на учебный год;
организация и проведение коллективных творческих дел в сфере досуга;
представление интересов классных коллективов на совете школы;
Функции
Координация совместной деятельности САМ и органов самоуправления классных коллективов.
Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом.
Разработка и реализация проектов.
Выявление и поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.
Организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных мероприятий.
Заслушивает отчеты о работе органов самоуправления первичных коллективов и объединений обучающихся и принимает по ним необходимые решения.
Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.
Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.
Подводит итоги индивидуального рейтинга учащихся по классам и участвует в организации ежегодного конкурса «Ученик года».
Компетенция и ответственность Детской школьной организации
Обязанности |
Права |
Ответственность |
1. Составление плана общешкольных досуговых мероприятий. |
1. Внесение предложений по формированию плана воспитательной работы и уклада жизни обучающихся и детей-инвалидов |
1. За реалистичность планируемых мероприятий. |
2. Разработка сценариев, формирование механизмов реализации коллективных творческих дел. |
2. Постановка вопросов о своевременном обеспечении необходимыми материалами при подготовке КТД перед администрацией ОУ. |
3. За качественную разработку и проведение досуговых мероприятий (КТД) |
3. Своевременное представление интересов классных коллективов на заседаниях совета. |
4. Вносить предложения по жизненно важным вопросам деятельности классных коллективов для обсуждения на классных и педагогических советах. |
5. За правомерность и объективность предлагаемых решений, изменений и т. д. |
6. Создание условий для творческого роста классных коллективов. |
4. Проведение конкурсов, смотров в рамках своих полномочий. |
4.За качественную организацию конкурсов и смотров и за объективную оценку творческой деятельности участников этих мероприятий. |
7. Ежегодный отчет о проделанной работе |
5. Выбор формы отчета (презентация, доклад и др.) |
5. За достоверность и полноту представленной информации. |
Организация деятельности САМ
Заседания актива САМ проводятся не менее одного раза в месяц.
Решения актива САМ являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее двух третей и если за него проголосовало не менее двух третей членов организации.
Решения, принятые актива САМ, доводятся до членов классных коллективов и являются обязательными для исполнения.
Для подготовки коллективных творческих дел могут создаваться временные творческие группы из членов САМ, деятельность которых подотчетна ДШО.
Классные руководители помогают учащимся организовывать и осуществлять намеченные дела
Документация и отчетность
Обязательным документом, регламентирующим деятельность ДШО, является Положение о Детской школьной организации «Единство».
Ответственность за сохранность документации САМ несет педагог-организатор.
Права и обязанности члена САМ
Член САМ имеет право:
интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы обучающимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные должности;
свободно участвовать в обсуждении вопросов актива САМ и ДШО;
предлагать активу САМ и ДШО вопросы для обсуждения;
предлагать активу САМ и ДШО свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;
при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;
открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия активом САМ и ДШО решения по этим вопросам;
выполняя поручения Совета старшеклассников, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический совет школы поручил отвечать;
в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени САМ (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);
представлять САМ в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.
Член САМ обязан:
участвовать в работе актива САМ;
принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает САМ, и отчитываться за свою работу в них на заседаниях актива СМС или перед ответственными лицами САМ (пред председателем САМ, его заместителем, или руководителем соответствующей рабочей группы);
выполнять поручения САМ и своевременно отчитываться за их выполнение;
информировать свой класс о работе САМ;
представлять на заседаниях САМ мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения САМ все предложения и замечания, которые обучающиеся высказывают в адрес САМ.
Поощрения и взыскания членов САМ
Члены
САМ поощряются за:
успехи в учебе;
победу и участие в учебных, творческих, спортивных конкурсах;
общественную деятельность.
Виды поощрений членов организации:
объявление благодарности на совете организации;
награждение почетной грамотой;
направление благодарственного письма родителям.
Виды наказаний членов организации:
выговор;
обсуждение поступка на совете САМ.
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Президент школы - Ладыгин Александр
№ |
Министерство |
Министр |
Куратор |
Образования |
Беда Кирилл |
Каплун Е. Н., руководитель школьного отделения МАН |
|
Туризм и спорт |
Шуваев Артем |
Умеров Э.М.., учитель физической культуры |
|
Милосердия |
Шаповал Анна |
Смирнова Н.П., учитель начальных классов |
|
Экология |
Гожа Анна |
Богданова Т.С., учитель географии |
|
Культура и отдых |
Евдокименко Мария |
Дагаева О.В., учитель начальных классов | |
Информация |
Довгополая Карина |
Шеванова Е.А., заместитель директора по ВР |
|
Дисциплины и порядка |
Ладыгин Александр |
Шевченко Н.Н., руководитель кружка "Юнармия" |
План
деятельности министерства информации
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Срок исполнения |
|
сентябрь, январь |
||
Организация и проведение выставок |
постоянно |
|
Организация и проведение конкурсов рисунков |
в течение года |
|
Оформление стендов |
в течение года |
|
Оформление папок |
в течение года |
|
Работа в школьной газете «Четвертая высота» |
постоянно |
|
Сотрудничество со СМИ города |
постоянно |
|
Написание статей |
постоянно |
|
постоянно |
||
Участие в школьных мероприятиях |
постоянно |
|
Участие в городских мероприятиях |
постоянно |
|
Помощь в составлении сценариев мероприятий |
постоянно |
Куратор министерства Е.А. Шеванова
План
деятельности министерства экологии
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Срок исполнения |
|
Утверждение плана деятельности министерства |
сентябрь, январь |
|
Работа по благоустройству пришкольной территории. Операция «Чистодвор» |
Сентябрь |
|
Распределение и закрепление за классами школьной территории для уборки и благоустройства |
в течение года |
|
в течение года |
||
Старт смотра - конкурса «Зеленый наряд школы» в рамках природоохранной акции |
в первого семестра |
|
Экологический десант «Чистый двор». |
в течение года |
|
Начало акции «Подари школе дерево» |
постоянно |
|
Акция «Береги свет, тепло и воду!» - Конкурс рисунков на тему энергосбережения и энергоэффективности «Дети за чистую энергию» |
ноябрь |
|
Акция «Вместо ёлки -зимний букет» |
декабрь |
|
Крым - наш общий дом. Проблемы охраны окружающей среды |
ноябрь, декабрь, апрель |
|
День Земли |
апрель |
|
II этап смотра-конкурса «Зеленый наряд школы» в рамках природоохранной акции «Крым - наше настоящее и будущее» |
март-апрель |
|
Трудовой десант по благоустройству территории школы |
постоянно |
|
Участие в конкурсе «Птица года» |
март |
|
Участие в конкурсе «Галерея комнатных растений» |
в течение года |
|
Выставки поделок из природных материалов |
в течение года |
Куратор министерства Т.С. Богданова
План
деятельности министерства дисциплины и порядка
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Срок исполнения |
|
Утверждение плана деятельности министерства |
сентябрь, январь |
|
Составление и утверждение «Положения о дежурстве» |
сентябрь |
|
Организация генеральной уборки кабинетов |
в течение года |
|
Проведение акции «Чистая школа-чистый город» |
в течение года |
|
в течение года |
||
Контроль опозданий, посещений учащихся |
постоянно |
|
Контроль осуществления дежурства на этажах, в кабинетах |
постоянно |
|
Подготовка к мероприятию «Зарница» |
март- апрель |
|
ноябрь, декабрь, апрель |
||
Проверка внешнего вида учащихся |
1 раз в месяц |
|
Рейд «Курению-нет» |
постоянно |
|
Рейд «Кого нет на уроке» |
постоянно |
|
Проверка классных уголков |
1 раз в семестр |
Куратор министерства Н.Н. Шевченко
План
деятельности министерства милосердия
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Срок исполнения |
|
Утверждение плана деятельности министерства |
сентябрь, январь |
|
Акции милосердия «Помоги собрать ребёнка в школу», 1-11 классы |
сентябрь |
|
«Ветеран живет рядом» |
в течение года |
|
Проведение акции «Чистая школа-чистый город» |
в течение года |
|
Проведение рабочих, торжественных линеек |
в течение года |
|
«Передай добро по кругу» |
постоянно |
|
Формирование волонтерских отрядов для работы с ветеранами ВОВ |
постоянно |
|
Помощь в составлении социального паспорта класса, школы |
сентябрь |
|
Проведение недель, месячников правового воспитания |
ноябрь, декабрь, апрель |
|
декабрь |
||
Акция-поздравление, посвященная празднованию Дня пожилого человека, Дня учителя «Спешите творить добро», 9 мая |
октябрь, май |
|
Участие в Неделя защиты прав детства «Дорогою добра». Благотворительная акция «Передай добро по кругу». Круглый стол «Мир нашему дому». Единый день профилактики «Что значит быть счастливым» |
постоянно |
Куратор министерства Н.П. Смирнова
План
деятельности министерства культуры и отдыха
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Срок исполнения |
|
Утверждение плана деятельности министерства |
сентябрь, январь |
|
сентябрь |
||
Организация и проведение конкурса рисунков о БДТП |
сентябрь |
|
«Посвящение в первоклассники» |
сентябрь |
|
Организация сбора макулатуры |
ежемесячно |
|
Организация проведения встреч с общественностью |
сентябрь |
|
Игра «Азбука безопасности» |
сентябрь |
|
Организация конкурса - выставки творческих работ по БДЦ « Новый дорожный знак» |
сентябрь |
|
«Посвящение в пятиклассники» |
сентябрь |
|
Подготовка к проведению Дня учителя |
сентябрь |
|
Конкурс стенгазет и оформления классных кабинетов, посвященный Дню учителя |
сентябрь |
|
Конференция лидеров ученического самоуправления |
сентябрь |
|
Проведение акции « Спешите творить добро» - поздравление ветеранов педтруда |
октябрь |
|
Конкурс - выставка « Дары осени » - поделки из природного материала |
октябрь |
|
Проведение выставки школьных стенгазет, поздравительных открыток, посвященной Дню учителя |
октябрь |
|
Помощь пятиклассникам в подготовке к городскому конкурсу «Зов джунглей» |
октябрь |
|
Праздничный концерт «Спасибо Вам, учителя!» |
октябрь |
|
Помощь в подготовке шестиклассников в городском конкурсе «Дружат дети на Планете» |
октябрь |
|
Организация и проведение вечера для старшеклассников « Осенний бал» |
октябрь |
|
Подготовка и проведение праздника «Посвящение в старшеклассники» |
октябрь |
|
Конкурс- выставка рисунков «Безопасное использование газа в быту» |
октябрь |
|
Неделя вежливости - неделя толерантности |
ноябрь - декабрь |
|
Участие в выставке «Новогодний сувенир» |
ноябрь |
|
Организационное совещание лидеров ученического самоуправления |
ноябрь - декабрь |
|
Парад презентаций «Культура и быт народов Крыма» |
ноябрь |
|
Неделя военно-патриотического воспитания |
декабрь |
|
Конкурсно-развлекательная игра «Будущие защитники Отечества» |
декабрь |
|
Подготовка к проведению новогодних праздников. Работа мастерской Деда Мороза |
декабрь |
|
Акция «Вместо елки - зимний букет» |
декабрь |
|
Подготовка к проведению вечера встречи выпускников «odnoklassniki.гu» |
Январь-февраль |
|
Организация сбора макулатуры |
ежемесячно |
|
Подготовка и проведение мероприятия, посвященного дню Святого Валентина |
февраль |
|
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню вывода войск из Афганистана |
февраль |
|
Конкурс стенгазет ко Дню защитника Отечества |
февраль |
|
март |
||
март- апрель |
||
Проведение мероприятия, посвященного Международному женскому дню. |
март |
|
март |
||
Подготовка к городскому конкурсу «Живые родники» |
март-апрель |
|
«Ученик года» |
апрель |
|
Выставка композиций «Пасху встречаем!» |
апрель |
|
«Юморина в школе» |
апрель |
|
Организация мероприятия «Праздник Букваря» |
май |
|
Неделя семьи |
апрель |
|
Участие в городских мероприятиях, посвященных освобождению родного города |
апрель |
|
Подготовка и проведение праздничного концерта «Этих дней не смолкнет |
май |
|
Акция «Ветеран живёт рядом». |
май |
|
Подготовка мероприятий ко Дню Победы |
май |
|
Подготовка праздника Последнего звонка |
май |
|
Выпускной вечер |
июнь |
К уратор министерства О.В. Дагаева
План
деятельности министерства спорта и туризма
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Срок исполнения |
|
Утверждение плана деятельности министерства |
сентябрь, январь |
|
Организация и проведение спортивных мероприятий |
постоянно |
|
Участие в школьных спортивных мероприятиях |
в течение года |
|
Оформление спортивного уголка |
в течение года |
|
Разработка проекта «Спортивное будущее моего города» |
в течение года |
|
Работа с младшими классами по привлечению в спортивные кружки и секции |
постоянно |
|
Проведение турнира по футболу |
сентябрь-октябрь |
|
Проведение турнира по настольным играм |
март |
|
Участие в праздничных линейках |
постоянно |
|
Участие в конкурсе «Крымская зима» |
декабрь |
|
Участие в городских спортивных мероприятиях |
постоянно |
|
Помощь в составлении сценариев спортивных мероприятий |
постоянно |
|
Акция «Береги здоровье смолоду» |
Сентябрь |
|
Подготовка агитбригады «Мы за здоровый образ жизни» |
в течении года |
|
Неделя внешнего вида, чистоты, порядка |
в течение года |
|
Классные часы «О вреде курения, употреблении алкогольных, слабоалкогольных напитков, токсичных и наркотических средств.» |
в течение года |
|
Проверка оформления уголков здоровья |
в течение года |
|
Работа по выполнению основных положений по профилактике детского травматизма и ДТП |
постоянно |
|
Работа видеолектория «Азбука здоровья» |
постоянно |
|
Проведение игры «Азбука безопасности» |
сентябрь |
|
Конференция «Профилактическая работа по предотвращению появления наркотиков в подростковой среде» |
Ноябрь, декабрь, апрель |
|
Тематическая дискотека «Мы - за здоровый образ жизни» |
декабрь |
|
Лекция «Профилактика респираторных заболеваний». Оформление стенда «ОРЗ, грипп. Меры предосторожности» |
октябрь |
|
Лекторий по проблеме туберкулеза и предотвращения употребления никотина в подростковой среде. |
постоянно |
|
Проведение дня отказа от курения. Встреча с мед. работниками |
3 раза в семестр |
|
Проверка санитарного состояния классных комнат. |
постоянно |
|
Конференция «Мы против СПИДа - мы за жизнь!» |
декабрь |
|
Видеолекторий «Влияние алкоголя на организм подростка» |
январь |
|
Классный час «Мы здоровью не враги» |
февраль |
|
Кл.часы, посвященные Всемирному Дню здоровья. Викторина «Что ты знаешь о туберкулезе?» |
март |
|
Час общения. «Влияние энергетических напитков на здоровье подростков» |
май |
Куратор министерства Э.М. Умеров
План
деятельности министерства образования
2019-2020 учебный год
№ п/п |
Срок исполнения |
|
Утверждение плана деятельности министерства |
сентябрь, январь |
|
Проводит совещания членов советов классов, ответственных за учебу |
постоянно |
|
Осуществляет планирование и координирует работу министерства по организационным делам |
в течение года |
|
Разрабатывает и предлагает на обсуждение в Парламент систему контроля по школе и классам |
в течение года |
|
Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей |
постоянно |
|
Контролирует успеваемость, создает комиссию по работе с неуспевающими |
постоянно |
Куратор министерства Е.Н. Каплун
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кириченко Мария -10а класс
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Состав органа ученического самоуправления
Президент школы - Мустаева Виктория
Вице президент - Волошин Даниил
Главная > ДокументСистема ученического самоуправления
Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократичным, открытым, гуманистическим.
Модель ученического самоуправления
Позиционный блок
Самоуправление должно базироваться на следующих жизненных позициях: 1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6. Гуманность – действия органов ученического самоуправления должны основываться на гуманных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Организационный блок
Структура самоуправления – трёхуровневая.![](https://i2.wp.com/refdb.ru/images/843/1685533/d8ea2494.gif)
Второй уровень
Общий сбор
Третий уровень
Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель школьного родительского комитета). Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
(основные функции органов самоуправления)
- Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления; Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; Формирует органы самоуправления в школе; Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы; Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; Заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет учащихся:
- Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу; Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; Устанавливает шефство старшеклассников над малышами; Готовит и проводит собрания и конференции учеников; Организует выпуск стенгазет; Обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий; Заслушивает отчёты о работе своих рабочих органов; Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; Принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег; Организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги; Утверждает состав делегации учащихся школы на районные совещания и конференции.
Органы самоуправления:
Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности. Министерство образования отвечает за:
- Создание условий для учебной деятельности школьников; Сбор информации об учебном процессе; Проверку дневников, учебников; Проведение интеллектуального марафона.
- Вечеров отдыха, праздников, фестивалей; Интеллектуальных игр, выставок, конкурсов; Театральных постановок.
- Подготовку и проведение спортивных соревнований; Участие в районных спортивных мероприятиях; Сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
- Оказание шефской помощи младшим; Заботу о ветеранах Организует помощь детскому саду; Выявляет адреса милосердия и организует помощь.
- Уборку помещений в конце четверти; Распределение классов для дежурства по школе; Проведение субботников; Планирует и организует работу по сохранению и преобразованию школьной мебели, школы, школьной территории.
- Формирование имиджа школы; Выпуск школьной газеты; Обмен информацией с другими организациями;
- Помощь администрации в обеспечении правопорядка в школе; Дежурство по школе; Охрану порядка на школьных вечерах Ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения; Осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Классное собрание:
Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятия решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания избирается председатель.
Нормативно-правовой блок
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Устав школы.
Конституция учащихся.
Правила для учащихся.
Положение о самоуправлении.
Управленческий блок
![](https://i0.wp.com/refdb.ru/images/843/1685533/e338cc38.gif)
Основные функции самоуправления
контроль
коррекция
Регулирова
Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.Технологический блок
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и чётко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. Правила стали теми нормами поведения, за за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Развитие детской самостоятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал. Очень важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. С рубриками:
- «Вести из классов»; «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся; «Наш календарь» (рассказы об исторических датах, днях рождения великих людей и т. д.); «Высокая поэзия» (стихи известных авторов); «Библиотека первого стихотворения»(для ребят и учителей, пишущих стихи); «Поздравляем!»(поздравления с днём рождения, информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.);
Ученического самоуправления имеет следующие уровни: классное самоуправление и ученическое самоуправление
ДокументВ классах под каждый вид деятельности избирается орган самоуправления с учетом того, чтобы каждый учащийся выходил в тот или иной орган. Каждый член имеет свои обязанности.
Организация ученического самоуправления
РефератВ сборнике представлены теоретико-методические основы организации и развития ученического самоуправления в учебных заведениях. Материалы сборника обобщают накопленный опыт работы, предлагая возможные варианты деятельности органов самоуправления
«Организация ученического самоуправления»
ДокладПрактика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи.
Ученическое самоуправление в моу сош села Сосновый Солонец
ДокументБлок целеполагания предполагает принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановку цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения
Библиотека федеральной программы развития образования "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" Учебно-методическое пособие (1)
Учебно-методическое пособиеПрежде чем перейти к описанию теории и практики ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, авторы решили прояснить некоторые принципиальные позиции, без которых невозможно полноценное осуществление данной педагогической
При работе с детским органом самоуправления, педагог должен опираться на ряд нормативно-правовых документов, регулирующих его отношения, в первую очередь, с учащимися, а также с другими участниками образовательного процесса .
Статус общественного объединения в целом закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 01.12.2007)]. - М: Эксмо, 2008. - с. 112 ст. 117. В этом документе подчеркивается принцип добровольности, на основании которого никто не может принудить вступить человека в состав объединения, а также выйти из него без его желания.
Основным гарантом прав учащихся выступает "Конвенция о правах ребенка". На основании этого документа, ребенок обладает правом формулировать и выражать свои взгляды и мнение, правом на свободу мысли, совести, религии и на свободу мирных собраний. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 12-15 Данные права более полно отражаются в Конституции Российской Федерации в 28-31 статьях 2 главы.
"Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
- 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
- 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
- 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
- 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
- 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30
- 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
- 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Российская Федерация, Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. Г. 2 с. 16-17 ст. 28-31
Направленность образовательного процесса, согласно Конвенции о правах ребенка, отражена в 29 статье. Наряду с обучением ребенка, предполагается всестороннее развитие его способностей, правовое и нравственное воспитание, а также его социализация. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 29
Необходимость разработки и применения методик, согласно которым дети принимают участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, фиксируется Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70183566/#block_1000 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. VII.
В ФЗ "Об Образовании" создание совета обучающихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 6 с. 33-34 , а также управляющего совета в образовательном учреждении Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 4 с. 33, в состав которого входят представители ученической общественности, являются обязательным требованием к управлению образовательной организацией. Обеспечение поддержки ученического самоуправления, как аспекта реализации образовательной программы и социализации школьников, отражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [принят Министерством образования и науки Российской Федерации 07.02.2011 г.] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. IV п. 25 с. 44. Образовательно учреждение не только должно содействовать деятельности общественных объединений учащихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 28 п. 3 пп. 3-19 с. 36-37, но и учитывать мнение советов "при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 30 п. 3 с. 41, "при выборе меры дисциплинарного взыскания с учащегося" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 43 п. 7 с. 56-57. "Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 45 п. 6 с. 60 принимается также с учетом мнения учащихся. Право обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией, состоять в общественных объединениях прописано в 34 статье ФЗ "Об Образовании".
Более подробная деятельность совета учащихся прописана в уставе образовательного учреждения и в положении об ученическом совете, где указываются цель, задачи и функции органа ученического самоуправления, права, порядок формирования совета и его структура.
Н.П. Капустин выделяет 8 принципов, на которых строится ученическое самоуправление в коллективе:
- 1. "Принцип педагогического руководства" означает, что педагог, курирующий деятельность органа ученического самоуправления, помогает ему развиваться и направляет деятельность коллектива в нужном направлении.
- 2. "Принцип предметной деятельности" означает построение работы органа ученического самоуправления на основе деятельности и вокруг нее. При этом любая деятельность должна быть направлена на моральное и нравственное развитие учащихся.
- 3. "Принцип единого планирования" означает, что план работы органа самоуправления один и един. Реализация плана осуществляется непосредственно советом ученического самоуправления.
- 4. "Принцип выборности и составленности органов самоуправления". В одни органы его члены будут избираться, в другие входить - согласно структуре и функций органов самоуправления" Шамова Т.И. Управление образовательными системами. / Шамова Т.И., Третьяков П.П., Капустин Н.П. - М., 2001. С 222-223..
- 5. "Принцип сменяемости" означает, что занимать должность руководителя организации учащиеся могут на определенный срок, установленный уставом организации.
- 6. "Принцип построения самоуправления снизу в вверх" означает, что орган детского самоуправления подчиняется всем высшим структурам.
- 7. "Принцип участия" означает необходимость развития у всех детей опыта участия в деятельности органов самоуправления" Там же. .
- 8. "Принцип согласия" означает, что решение каких-либо ситауций осуществляется сообща, а принятое решение обязательно для выполнения всех членов совета самоуправления.
В качестве отчетной документации органа ученического самоуправления ведутся протоколы заседаний или сборов. Каждый сбор содержит в себе информацию о каком-либо предмете, оценку той или иной проблемы и способ ее решения, которые фиксируются в протоколе.
Организуя работу органа ученического самоуправления, необходимо составить план деятельности на учебный год. План работы должен быть утвержден администрацией школы и включен в общий план работы образовательного учреждения. В начале планирования необходимо поставить цели и задачи, реализуемые ученическим советом. В соответствии с поставленными задачами по каждому направлению работы ученического самоуправления планируется комплекс мероприятий, способствующий реализации задач.
Помимо плана работы органа ученического самоуправления необходима программа деятельности организации и пояснительная записка к ней. В пояснительной записке необходимо указать цели и задачи программы, основные методы и формы работы, а также знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе реализации программы. В содержании самой программы указывается тематика направлений, их сущность, а также примерные виды деятельности по направлениям. Кроме того необходимо указать особенности работы по направлениям и перечень вспомогательной литературы.
По всем проведенным школьным советом мероприятиям, необходимо заполнять аналитическую справку. Такие справки позволяют систематизировать информацию, и удобны в использовании при написании годовых или полугодовых отчетов. Аналитическая справка содержит в себе информацию о дате и месте проведения мероприятия, также фиксируется название проводимого мероприятия, его формат, точное время начала мероприятия. Указывается наличие соорганизаторов (если таковые имеются), общее количество участников, в том числе в процентном соотношении указывается количество новых участников и результаты мероприятия.
Согласно решению администрации школы, педагог пишет анализ деятельности органа ученического самоуправления за год или за полугодие. В анализе работы необходимо указать цель и задачи, определенные на учебный год, содержание деятельности ученического совета, в том числе участие детского коллектива в районных, окружных, городских и областных мероприятиях, а также соответствие результатов деятельности заявленным целям. Кроме того, указываются трудности, возникшие при работе, и планы на следующий учебный год. Также необходимо дать качественную характеристику коллектива, оценивая духовно-ценностный уровень, важно исследовать такие факторы, как уровень взаимоотношений в коллективе организации, психологический климат и комфортность, а также привлекательность ученического совета для его членов и других участников образовательного процесса.
Таким образом, орган ученического самоуправления является наиболее эффективным способом реализации прав детей на объединение и выражение собственных убеждений, которые зафиксированы в Конвенции о правах ребенка. В этом же документе говорится о необходимости всестороннего развития ребенка и его социализации в процессе образования. В нашей стране реализация данных прав регулируется Конституцией Российской Федерации, национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и федеральным законом "Об Образовании", которые находят свое отражение в уставах образовательных учреждений и детских организаций. Гражданский кодекс Российской Федерации фиксирует статус общественного объединения.
При работе с органом ученического самоуправления педагогу нужно вести необходимую документацию: план работы органа ученического самоуправления на год, программу деятельности и пояснительную записку к ней, а также вести протоколы всех заседаний и писать аналитические справки проводимых мероприятий. В конце учебного года при анализе деятельности совета, составляется отчет о работе органа ученического самоуправления за текущий учебный год.