Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органа ученического самоуправления. Система школьного ученического самоуправления Документация ученическое самоуправление


Школьное ученическое самоуправление - это сложная система взаимоотношений, в результате которых развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм.

Самоуправление - это непременный признак развитого детского коллектива.

В нашей школе самоуправление является не целью, а средством воспитания. Это - высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Коллектив каждой школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.

Самоуправление рассчитано на достаточно большой коллектив взрослых, и детей, работающих в тесном сотрудничестве. Работа над поставленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве учителей, учащихся и родителей. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях:

Учеба;


-труд;

Спорт и укрепление здоровья;

Общение;

Общественно-полезная работа и др.

И малыши, и подростки являются равноправными участниками органов самоуправления наряду со взрослыми.

Учет возрастных особенностей осуществляется в ходе

организации и проведения конкретных мероприятий. На время учебного года школа становится маленьким государством - Школьной страной.

Сплочению школьного коллектива способствует не только совместная работа школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются и взрослые. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, оставляя им ведущие роли.

При целенаправленной работе можно добиться следующих результатов:

Повышение интереса к школьной жизни;

Улучшение взаимоотношений в школьном коллективе;

Рост количества активистов;

Улучшение психологического климата в коллективе.

Утверждаю_______________

Директор МБОУ «Исинская СОШ»

Е.Е. Курбанова


Положение о структурном подразделении Детской школьной организации «Единство»

школьном объединении САМ (Совет активно мыслящих)

Общие положения


    Структурное подразделение детской школьной организации «Единство» школьное объединение Совет активно мыслящих (далее САМ) является массовым и добровольным объединением учащихся 5-7 классов на базе МБОУ «Исинская СОШ» Селемджинского района Амурской области, созданное с целью развития и реализации разносторонних способностей учащихся.

  • САМ осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 21.03.2002г., а так же Устава школы, настоящего Положения.

  • САМ – орган ученического самоуправления школы, деятельность которого направлена на реализацию прав обучающихся, определенных Уставом школы.

  • САМ входит в состав детской школьной организации «Единство» и формируется на принципах равного представительства от обучающихся 5-7 классов на выборной основе.

  • Состав САМ избирается на один учебный год. В сентябре каждого года, путем открытого голосования, на заседании САМ избирается председатель.

  • Координирует работу САМ педагог-организатор.

  • Цель создания САМ – воспитание свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества, активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Взаимодействие с другими организациями
САМ тесно взаимодействует с Советом старшеклассников, другими структурными подразделениями детской школьной организации «Единство», детскими внешкольными спортивными, творческими учреждениями, с объединениями дополнительного образования, педагогами, родителями, библиотекой.
Задачи САМ

Основными задачами САМ являются:


  • составление плана общешкольных мероприятий на учебный год;

  • организация и проведение коллективных творческих дел в сфере досуга;

  • представление интересов классных коллективов на совете школы;

Функции


  • Координация совместной деятельности САМ и органов самоуправления классных коллективов.

  • Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом.

  • Разработка и реализация проектов.

  • Выявление и поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.

  • Организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.

  • На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных мероприятий.

  • Заслушивает отчеты о работе органов самоуправления первичных коллективов и объединений обучающихся и принимает по ним необходимые решения.

  • Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.

  • Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.

  • Подводит итоги индивидуального рейтинга учащихся по классам и участвует в организации ежегодного конкурса «Ученик года».

Компетенция и ответственность Детской школьной организации


Обязанности


Права

Ответственность

1. Составление плана общешкольных досуговых мероприятий.

1. Внесение предложений по формированию плана воспитательной работы и уклада жизни обучающихся и детей-инвалидов

1. За реалистичность планируемых мероприятий.

2. Разработка сценариев, формирование механизмов реализации коллективных творческих дел.

2. Постановка вопросов о своевременном обеспечении необходимыми материалами при подготовке КТД перед администрацией ОУ.

3. За качественную разработку и проведение досуговых мероприятий (КТД)

3. Своевременное представление интересов классных коллективов на заседаниях совета.

4. Вносить предложения по жизненно важным вопросам деятельности классных коллективов для обсуждения на классных и педагогических советах.

5. За правомерность и объективность предлагаемых решений, изменений и т. д.

6. Создание условий для творческого роста классных коллективов.

4. Проведение конкурсов, смотров в рамках своих полномочий.

4.За качественную организацию конкурсов и смотров и за объективную оценку творческой деятельности участников этих мероприятий.

7. Ежегодный отчет о проделанной работе

5. Выбор формы отчета (презентация, доклад и др.)

5. За достоверность и полноту представленной информации.

Организация деятельности САМ


  • Заседания актива САМ проводятся не менее одного раза в месяц.

  • Решения актива САМ являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее двух третей и если за него проголосовало не менее двух третей членов организации.

  • Решения, принятые актива САМ, доводятся до членов классных коллективов и являются обязательными для исполнения.

  • Для подготовки коллективных творческих дел могут создаваться временные творческие группы из членов САМ, деятельность которых подотчетна ДШО.

  • Классные руководители помогают учащимся организовывать и осуществлять намеченные дела

Документация и отчетность


  • Обязательным документом, регламентирующим деятельность ДШО, является Положение о Детской школьной организации «Единство».

  • Ответственность за сохранность документации САМ несет педагог-организатор.

Права и обязанности члена САМ

Член САМ имеет право:


  • интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы обучающимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные должности;

  • свободно участвовать в обсуждении вопросов актива САМ и ДШО;

  • предлагать активу САМ и ДШО вопросы для обсуждения;

  • предлагать активу САМ и ДШО свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;

  • при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;

  • открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия активом САМ и ДШО решения по этим вопросам;

  • выполняя поручения Совета старшеклассников, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический совет школы поручил отвечать;

  • в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени САМ (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);

  • представлять САМ в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.

Член САМ обязан:


  • участвовать в работе актива САМ;

  • принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает САМ, и отчитываться за свою работу в них на заседаниях актива СМС или перед ответственными лицами САМ (пред председателем САМ, его заместителем, или руководителем соответствующей рабочей группы);

  • выполнять поручения САМ и своевременно отчитываться за их выполнение;

  • информировать свой класс о работе САМ;

  • представлять на заседаниях САМ мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения САМ все предложения и замечания, которые обучающиеся высказывают в адрес САМ.

Поощрения и взыскания членов САМ
Члены САМ поощряются за:


  • успехи в учебе;

  • победу и участие в учебных, творческих, спортивных конкурсах;

  • общественную деятельность.

Виды поощрений членов организации:


  • объявление благодарности на совете организации;

  • награждение почетной грамотой;

  • направление благодарственного письма родителям.

Виды наказаний членов организации:


  • выговор;

  • обсуждение поступка на совете САМ.

2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Президент школы - Ладыгин Александр

Министерство

Министр

Куратор

Образования

Беда Кирилл

Каплун Е. Н., руководитель школьного отделения МАН

Туризм и спорт

Шуваев Артем

Умеров Э.М.., учитель физической культуры

Милосердия

Шаповал Анна

Смирнова Н.П., учитель начальных классов

Экология

Гожа Анна

Богданова Т.С., учитель географии

Культура и отдых

Евдокименко Мария

Дагаева О.В., учитель начальных классов

Информация

Довгополая Карина

Шеванова Е.А., заместитель директора по ВР

Дисциплины и порядка

Ладыгин Александр

Шевченко Н.Н., руководитель кружка "Юнармия"

План
деятельности министерства информации
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

сентябрь, январь

Организация и проведение выставок

постоянно

Организация и проведение конкурсов рисунков

в течение года

Оформление стендов

в течение года

Оформление папок

в течение года

Работа в школьной газете «Четвертая высота»

постоянно

Сотрудничество со СМИ города

постоянно

Написание статей

постоянно

постоянно

Участие в школьных мероприятиях

постоянно

Участие в городских мероприятиях

постоянно

Помощь в составлении сценариев мероприятий

постоянно

Куратор министерства Е.А. Шеванова

План
деятельности министерства экологии
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Работа по благоустройству пришкольной территории. Операция «Чистодвор»

Сентябрь

Распределение и закрепление за классами школьной территории для уборки и благоустройства

в течение года

в течение года

Старт смотра - конкурса «Зеленый наряд школы» в рамках природоохранной акции

в первого семестра

Экологический десант «Чистый двор».

в течение года

Начало акции «Подари школе дерево»

постоянно

Акция «Береги свет, тепло и воду!» - Конкурс рисунков на тему энергосбережения и энергоэффективности «Дети за чистую энергию»

ноябрь

Акция «Вместо ёлки -зимний букет»

декабрь

Крым - наш общий дом. Проблемы охраны окружающей среды

ноябрь, декабрь, апрель

День Земли

апрель

II этап смотра-конкурса «Зеленый наряд школы» в рамках природоохранной акции «Крым - наше настоящее и будущее»

март-апрель

Трудовой десант по благоустройству территории школы

постоянно

Участие в конкурсе «Птица года»

март

Участие в конкурсе «Галерея комнатных растений»

в течение года

Выставки поделок из природных материалов

в течение года

Куратор министерства Т.С. Богданова

План
деятельности министерства дисциплины и порядка
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Составление и утверждение «Положения о дежурстве»

сентябрь

Организация генеральной уборки кабинетов

в течение года

Проведение акции «Чистая школа-чистый город»

в течение года

в течение года

Контроль опозданий, посещений учащихся

постоянно

Контроль осуществления дежурства на этажах, в кабинетах

постоянно

Подготовка к мероприятию «Зарница»

март- апрель

ноябрь, декабрь, апрель

Проверка внешнего вида учащихся

1 раз в месяц

Рейд «Курению-нет»

постоянно

Рейд «Кого нет на уроке»

постоянно

Проверка классных уголков

1 раз в семестр

Куратор министерства Н.Н. Шевченко

План
деятельности министерства милосердия
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Акции милосердия «Помоги собрать ребёнка в школу», 1-11 классы

сентябрь

«Ветеран живет рядом»

в течение года

Проведение акции «Чистая школа-чистый город»

в течение года

Проведение рабочих, торжественных линеек

в течение года

«Передай добро по кругу»

постоянно

Формирование волонтерских отрядов для работы с ветеранами ВОВ

постоянно

Помощь в составлении социального паспорта класса, школы

сентябрь

Проведение недель, месячников правового воспитания

ноябрь, декабрь, апрель

декабрь

Акция-поздравление, посвященная празднованию Дня пожилого человека, Дня учителя «Спешите творить добро», 9 мая

октябрь, май

Участие в Неделя защиты прав детства «Дорогою добра». Благотворительная акция «Передай добро по кругу». Круглый стол «Мир нашему дому».

Единый день профилактики «Что значит быть счастливым»

постоянно

Куратор министерства Н.П. Смирнова

План
деятельности министерства культуры и отдыха
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

сентябрь

Организация и проведение конкурса рисунков о БДТП

сентябрь

«Посвящение в первоклассники»

сентябрь

Организация сбора макулатуры

ежемесячно

Организация проведения встреч с общественностью

сентябрь

Игра «Азбука безопасности»

сентябрь

Организация конкурса - выставки творческих работ по БДЦ « Новый дорожный знак»

сентябрь

«Посвящение в пятиклассники»

сентябрь

Подготовка к проведению Дня учителя

сентябрь

Конкурс стенгазет и оформления классных кабинетов, посвященный Дню учителя

сентябрь

Конференция лидеров ученического самоуправления

сентябрь

Проведение акции « Спешите творить добро» - поздравление ветеранов педтруда

октябрь

Конкурс - выставка « Дары осени » - поделки из природного материала

октябрь

Проведение выставки школьных стенгазет, поздравительных открыток, посвященной Дню учителя

октябрь

Помощь пятиклассникам в подготовке к городскому конкурсу «Зов джунглей»

октябрь

Праздничный концерт «Спасибо Вам, учителя!»

октябрь

Помощь в подготовке шестиклассников в городском конкурсе «Дружат дети на Планете»

октябрь

Организация и проведение вечера для старшеклассников « Осенний бал»

октябрь

Подготовка и проведение праздника «Посвящение в старшеклассники»

октябрь

Конкурс- выставка рисунков «Безопасное использование газа в быту»

октябрь

Неделя вежливости - неделя толерантности

ноябрь - декабрь

Участие в выставке «Новогодний сувенир»

ноябрь

Организационное совещание лидеров ученического самоуправления

ноябрь - декабрь

Парад презентаций «Культура и быт народов Крыма»

ноябрь

Неделя военно-патриотического воспитания

декабрь

Конкурсно-развлекательная игра «Будущие защитники Отечества»

декабрь

Подготовка к проведению новогодних праздников. Работа мастерской Деда Мороза

декабрь

Акция «Вместо елки - зимний букет»

декабрь

Подготовка к проведению вечера встречи выпускников «odnoklassniki.гu»

Январь-февраль

Организация сбора макулатуры

ежемесячно

Подготовка и проведение мероприятия, посвященного дню Святого Валентина

февраль

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню вывода войск из Афганистана

февраль

Конкурс стенгазет ко Дню защитника Отечества

февраль

март

март- апрель

Проведение мероприятия, посвященного Международному женскому дню.

март

март

Подготовка к городскому конкурсу «Живые родники»

март-апрель

«Ученик года»

апрель

Выставка композиций «Пасху встречаем!»

апрель

«Юморина в школе»

апрель

Организация мероприятия «Праздник Букваря»

май

Неделя семьи

апрель

Участие в городских мероприятиях, посвященных освобождению родного города

апрель

Подготовка и проведение праздничного концерта «Этих дней не смолкнет

май

Акция «Ветеран живёт рядом».

май

Подготовка мероприятий ко Дню Победы

май

Подготовка праздника Последнего звонка

май

Выпускной вечер

июнь

К уратор министерства О.В. Дагаева

План
деятельности министерства спорта и туризма
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Организация и проведение спортивных мероприятий

постоянно

Участие в школьных спортивных мероприятиях

в течение года

Оформление спортивного уголка

в течение года

Разработка проекта «Спортивное будущее моего города»

в течение года

Работа с младшими классами по привлечению в спортивные кружки и секции

постоянно

Проведение турнира по футболу

сентябрь-октябрь

Проведение турнира по настольным играм

март

Участие в праздничных линейках

постоянно

Участие в конкурсе «Крымская зима»

декабрь

Участие в городских спортивных мероприятиях

постоянно

Помощь в составлении сценариев спортивных мероприятий

постоянно

Акция «Береги здоровье смолоду»

Сентябрь

Подготовка агитбригады «Мы за здоровый образ жизни»

в течении года

Неделя внешнего вида, чистоты, порядка

в течение года

Классные часы «О вреде курения, употреблении алкогольных, слабоалкогольных напитков, токсичных и наркотических средств.»

в течение года

Проверка оформления уголков здоровья

в течение года

Работа по выполнению основных положений по профилактике детского травматизма и ДТП

постоянно

Работа видеолектория «Азбука здоровья»

постоянно

Проведение игры «Азбука безопасности»

сентябрь

Конференция «Профилактическая работа по предотвращению появления наркотиков в подростковой среде»

Ноябрь, декабрь, апрель

Тематическая дискотека «Мы - за здоровый образ жизни»

декабрь

Лекция «Профилактика респираторных заболеваний». Оформление стенда «ОРЗ, грипп. Меры предосторожности»

октябрь

Лекторий по проблеме туберкулеза и предотвращения употребления никотина в подростковой среде.

постоянно

Проведение дня отказа от курения. Встреча с мед. работниками

3 раза в семестр

Проверка санитарного состояния классных комнат.

постоянно

Конференция «Мы против СПИДа - мы за жизнь!»

декабрь

Видеолекторий «Влияние алкоголя на организм подростка»

январь

Классный час «Мы здоровью не враги»

февраль

Кл.часы, посвященные Всемирному Дню здоровья. Викторина «Что ты знаешь о туберкулезе?»

март

Час общения. «Влияние энергетических напитков на здоровье подростков»

май

Куратор министерства Э.М. Умеров

План
деятельности министерства образования
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Проводит совещания членов советов классов, ответственных за учебу

постоянно

Осуществляет планирование и координирует работу министерства по организационным делам

в течение года

Разрабатывает и предлагает на обсуждение в Парламент систему контроля по школе и классам

в течение года

Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей

постоянно

Контролирует успеваемость, создает комиссию по работе с неуспевающими

постоянно

Куратор министерства Е.Н. Каплун

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД


2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кириченко Мария -10а класс

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Состав органа ученического самоуправления

Президент школы - Мустаева Виктория

Вице президент - Волошин Даниил

Главная > Документ

Система ученического самоуправления

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократичным, открытым, гуманистическим.

Модель ученического самоуправления

Позиционный блок

Самоуправление должно базироваться на следующих жизненных позициях: 1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6. Гуманность – действия органов ученического самоуправления должны основываться на гуманных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Организационный блок

Структура самоуправления – трёхуровневая.

Второй уровень

Общий сбор

Третий уровень

Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель школьного родительского комитета). Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

(основные функции органов самоуправления)

Общее собрание:

    Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления; Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; Формирует органы самоуправления в школе; Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы; Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; Заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет учащихся:

    Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу; Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; Устанавливает шефство старшеклассников над малышами; Готовит и проводит собрания и конференции учеников; Организует выпуск стенгазет; Обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий; Заслушивает отчёты о работе своих рабочих органов; Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; Принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег; Организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги; Утверждает состав делегации учащихся школы на районные совещания и конференции.

Органы самоуправления:

Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности. Министерство образования отвечает за:

    Создание условий для учебной деятельности школьников; Сбор информации об учебном процессе; Проверку дневников, учебников; Проведение интеллектуального марафона.
Министерство культуры и досуга отвечает за подготовку и проведение:
    Вечеров отдыха, праздников, фестивалей; Интеллектуальных игр, выставок, конкурсов; Театральных постановок.
Министерство спорта и валеологии отвечает за: Министерство шефства и заботы отвечает за:
    Оказание шефской помощи младшим; Заботу о ветеранах Организует помощь детскому саду; Выявляет адреса милосердия и организует помощь.
Министерство труда и экологии отвечает за:
    Уборку помещений в конце четверти; Распределение классов для дежурства по школе; Проведение субботников; Планирует и организует работу по сохранению и преобразованию школьной мебели, школы, школьной территории.
Министерство печати и информации отвечает за:
    Формирование имиджа школы; Выпуск школьной газеты; Обмен информацией с другими организациями;
Министерство внутренних дел отвечает за:
    Помощь администрации в обеспечении правопорядка в школе; Дежурство по школе; Охрану порядка на школьных вечерах Ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения; Осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

Классное собрание:

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятия решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания избирается председатель.

Нормативно-правовой блок

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

    Устав школы.

    Конституция учащихся.

    Правила для учащихся.

    Положение о самоуправлении.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Управленческий блок

Основные функции самоуправления

контроль

коррекция

Регулирова

Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.

Технологический блок

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и чётко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. Правила стали теми нормами поведения, за за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Развитие детской самостоятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал. Очень важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. С рубриками:

    «Вести из классов»; «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся; «Наш календарь» (рассказы об исторических датах, днях рождения великих людей и т. д.); «Высокая поэзия» (стихи известных авторов); «Библиотека первого стихотворения»(для ребят и учителей, пишущих стихи); «Поздравляем!»(поздравления с днём рождения, информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.);
Газеты выпускаются два раза в месяц, к первому и пятнадцатому числу. В школе имеется стенд совета учащихся. Он установлен в вестибюле школы, на нём помещён основной материал работы соответствующих отделов, в том числе и решения заседаний. Широкая гласность повышает значение принятых решений, формирует общественное мнение коллектива, позволяет решению, касающегося данного ученика или класса, определённым образом влиять на других. Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности, и результаты подаются в отдел науки и образования. Там определяют, кто нуждается в помощи товарищей, назначает «репетиторов». Мы пришли к выводу, что учащийся, по каким то причинам отстающий или не усвоивший учебный материал, чувствует себя комфортней, когда ему помогает товарищ, а не учитель. Часто бывает так, что ребята, получившие помощь такого рода, сами хотят стать помощниками и стремятся к членству в учебной комиссии. Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчётливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предположения по поводу того, как их можно будет провести. За подготовку мероприятий отвечает министерство культуры. Разрабатывается сценарий, распределяются роли. Министерство культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т. д. В конце каждого полугодия совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с «Положением о школьном соревновании». Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими коллективами, воспитанники на практике борются со всеми неудачами, активно поддерживают и поощряют все лучшие начинания своих товарищей.
  1. Ученического самоуправления имеет следующие уровни: классное самоуправление и ученическое самоуправление

    Документ

    В классах под каждый вид деятельности избирается орган самоуправления с учетом того, чтобы каждый учащийся выходил в тот или иной орган. Каждый член имеет свои обязанности.

  2. Организация ученического самоуправления

    Реферат

    В сборнике представлены теоретико-методические основы организации и развития ученического самоуправления в учебных заведениях. Материалы сборника обобщают накопленный опыт работы, предлагая возможные варианты деятельности органов самоуправления

  3. «Организация ученического самоуправления»

    Доклад

    Практика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи.

  4. Ученическое самоуправление в моу сош села Сосновый Солонец

    Документ

    Блок целеполагания предполагает принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановку цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения

  5. Библиотека федеральной программы развития образования "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" Учебно-методическое пособие (1)

    Учебно-методическое пособие

    Прежде чем перейти к описанию теории и практики ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, авторы решили прояснить некоторые принципиальные позиции, без которых невозможно полноценное осуществление данной педагогической

При работе с детским органом самоуправления, педагог должен опираться на ряд нормативно-правовых документов, регулирующих его отношения, в первую очередь, с учащимися, а также с другими участниками образовательного процесса .

Статус общественного объединения в целом закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 01.12.2007)]. - М: Эксмо, 2008. - с. 112 ст. 117. В этом документе подчеркивается принцип добровольности, на основании которого никто не может принудить вступить человека в состав объединения, а также выйти из него без его желания.

Основным гарантом прав учащихся выступает "Конвенция о правах ребенка". На основании этого документа, ребенок обладает правом формулировать и выражать свои взгляды и мнение, правом на свободу мысли, совести, религии и на свободу мирных собраний. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 12-15 Данные права более полно отражаются в Конституции Российской Федерации в 28-31 статьях 2 главы.

"Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  • 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  • 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  • 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

  • 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  • 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Российская Федерация, Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. Г. 2 с. 16-17 ст. 28-31

Направленность образовательного процесса, согласно Конвенции о правах ребенка, отражена в 29 статье. Наряду с обучением ребенка, предполагается всестороннее развитие его способностей, правовое и нравственное воспитание, а также его социализация. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 29

Необходимость разработки и применения методик, согласно которым дети принимают участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, фиксируется Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70183566/#block_1000 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. VII.

В ФЗ "Об Образовании" создание совета обучающихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 6 с. 33-34 , а также управляющего совета в образовательном учреждении Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 4 с. 33, в состав которого входят представители ученической общественности, являются обязательным требованием к управлению образовательной организацией. Обеспечение поддержки ученического самоуправления, как аспекта реализации образовательной программы и социализации школьников, отражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [принят Министерством образования и науки Российской Федерации 07.02.2011 г.] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. IV п. 25 с. 44. Образовательно учреждение не только должно содействовать деятельности общественных объединений учащихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 28 п. 3 пп. 3-19 с. 36-37, но и учитывать мнение советов "при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 30 п. 3 с. 41, "при выборе меры дисциплинарного взыскания с учащегося" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 43 п. 7 с. 56-57. "Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 45 п. 6 с. 60 принимается также с учетом мнения учащихся. Право обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией, состоять в общественных объединениях прописано в 34 статье ФЗ "Об Образовании".

Более подробная деятельность совета учащихся прописана в уставе образовательного учреждения и в положении об ученическом совете, где указываются цель, задачи и функции органа ученического самоуправления, права, порядок формирования совета и его структура.

Н.П. Капустин выделяет 8 принципов, на которых строится ученическое самоуправление в коллективе:

  • 1. "Принцип педагогического руководства" означает, что педагог, курирующий деятельность органа ученического самоуправления, помогает ему развиваться и направляет деятельность коллектива в нужном направлении.
  • 2. "Принцип предметной деятельности" означает построение работы органа ученического самоуправления на основе деятельности и вокруг нее. При этом любая деятельность должна быть направлена на моральное и нравственное развитие учащихся.
  • 3. "Принцип единого планирования" означает, что план работы органа самоуправления один и един. Реализация плана осуществляется непосредственно советом ученического самоуправления.
  • 4. "Принцип выборности и составленности органов самоуправления". В одни органы его члены будут избираться, в другие входить - согласно структуре и функций органов самоуправления" Шамова Т.И. Управление образовательными системами. / Шамова Т.И., Третьяков П.П., Капустин Н.П. - М., 2001. С 222-223..
  • 5. "Принцип сменяемости" означает, что занимать должность руководителя организации учащиеся могут на определенный срок, установленный уставом организации.
  • 6. "Принцип построения самоуправления снизу в вверх" означает, что орган детского самоуправления подчиняется всем высшим структурам.
  • 7. "Принцип участия" означает необходимость развития у всех детей опыта участия в деятельности органов самоуправления" Там же. .
  • 8. "Принцип согласия" означает, что решение каких-либо ситауций осуществляется сообща, а принятое решение обязательно для выполнения всех членов совета самоуправления.

В качестве отчетной документации органа ученического самоуправления ведутся протоколы заседаний или сборов. Каждый сбор содержит в себе информацию о каком-либо предмете, оценку той или иной проблемы и способ ее решения, которые фиксируются в протоколе.

Организуя работу органа ученического самоуправления, необходимо составить план деятельности на учебный год. План работы должен быть утвержден администрацией школы и включен в общий план работы образовательного учреждения. В начале планирования необходимо поставить цели и задачи, реализуемые ученическим советом. В соответствии с поставленными задачами по каждому направлению работы ученического самоуправления планируется комплекс мероприятий, способствующий реализации задач.

Помимо плана работы органа ученического самоуправления необходима программа деятельности организации и пояснительная записка к ней. В пояснительной записке необходимо указать цели и задачи программы, основные методы и формы работы, а также знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе реализации программы. В содержании самой программы указывается тематика направлений, их сущность, а также примерные виды деятельности по направлениям. Кроме того необходимо указать особенности работы по направлениям и перечень вспомогательной литературы.

По всем проведенным школьным советом мероприятиям, необходимо заполнять аналитическую справку. Такие справки позволяют систематизировать информацию, и удобны в использовании при написании годовых или полугодовых отчетов. Аналитическая справка содержит в себе информацию о дате и месте проведения мероприятия, также фиксируется название проводимого мероприятия, его формат, точное время начала мероприятия. Указывается наличие соорганизаторов (если таковые имеются), общее количество участников, в том числе в процентном соотношении указывается количество новых участников и результаты мероприятия.

Согласно решению администрации школы, педагог пишет анализ деятельности органа ученического самоуправления за год или за полугодие. В анализе работы необходимо указать цель и задачи, определенные на учебный год, содержание деятельности ученического совета, в том числе участие детского коллектива в районных, окружных, городских и областных мероприятиях, а также соответствие результатов деятельности заявленным целям. Кроме того, указываются трудности, возникшие при работе, и планы на следующий учебный год. Также необходимо дать качественную характеристику коллектива, оценивая духовно-ценностный уровень, важно исследовать такие факторы, как уровень взаимоотношений в коллективе организации, психологический климат и комфортность, а также привлекательность ученического совета для его членов и других участников образовательного процесса.

Таким образом, орган ученического самоуправления является наиболее эффективным способом реализации прав детей на объединение и выражение собственных убеждений, которые зафиксированы в Конвенции о правах ребенка. В этом же документе говорится о необходимости всестороннего развития ребенка и его социализации в процессе образования. В нашей стране реализация данных прав регулируется Конституцией Российской Федерации, национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и федеральным законом "Об Образовании", которые находят свое отражение в уставах образовательных учреждений и детских организаций. Гражданский кодекс Российской Федерации фиксирует статус общественного объединения.

При работе с органом ученического самоуправления педагогу нужно вести необходимую документацию: план работы органа ученического самоуправления на год, программу деятельности и пояснительную записку к ней, а также вести протоколы всех заседаний и писать аналитические справки проводимых мероприятий. В конце учебного года при анализе деятельности совета, составляется отчет о работе органа ученического самоуправления за текущий учебный год.