Направления развития государственной службы рф. Развития государственной гражданской службы российской. Демократия: понятие, эволюция, ее формы. Принципы современной представительной демократии. Проблемы, осложняющие процесс демократизации в России

Волков А.А., ФСО России

Основные направления развития Государственной системы правовой информации

Позиция ФСО России в том, что на ближайшее десятилетие мы ставим перед собой задачу по развитию Государственной системы правовой информации (ГСПИ). Именно так сформулировано мероприятие в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Исполнителем мероприятия, как уже отмечалось, определена ФСО России.

На наш взгляд, ГСПИ будет состоять из набора функциональных подсистем, каждая из которых будет представлять собой сложную самостоятельную систему, функционирующую по единым нормативно-организационным и технологическим принципам, а именно, подсистем:

информационно-правого обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней;

ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на технологической основе ИПС «Законодательство России»;

хранения правовой информации в электронном виде;

доступа к официальной правовой информации.

ГСПИ может быть условно централизованной и иметь два уровня управления:

федеральный, объединяющий системы правовой информации федеральных органов государственной и исполнительной власти,

региональный, объединяющий типовые системы правовой информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации с входящими в каждый субъект органами местного самоуправления.

Для разработки каждой из подсистем есть свои реальные предпосылки, которые сами по себе являются предметом для обсуждения и детального анализа. Очень кратко рассмотрим эти подсистемы.

Подсистема информационно-правового обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней.

На наш взгляд, создаваемые средства информационно-правового обеспечения правотворческого процесса должны в себя включать:

средства интеграции в электронный документооборот, обеспечивающий участникам правотворческого процесса возможность коллективной работы над проектами правовых актов, быстрого поиска необходимых документов, контроля за прохождением проектов правовых актов;

программные средства, позволяющие вести сравнительный анализ нормативных правовых актов разного уровня;

в перспективе - программные средства экспертных систем, позволяющие комплексно оценивать актуальность и непротиворечивость проекта правового акта в процессе его подготовки;

массивы правовых документов, необходимых участникам правотворческого процесса для принятия и реализации нормативных актов;

развитые средства телекоммуникаций, обеспечивающие прямой доступ к информационно-правовым ресурсам всех участников правотворчества на каждой стадии процесса;

средства комплексной информационной безопасности.

Следует отметить, что в 2010 году был завершен ряд проведенных по заказу ФСО России ОКР по созданию первой очереди перечисленных средств в интересах Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и органов государственной власти регионов страны. Мы намерены приступить в ближайшее время к их практическому внедрению.

Идея официального опубликования правовых актов в электронном виде не нова. Начиная с 1998 года, по нашей инициативе она проходила «обкатку» публичностью. И надо признать, что в тех технологических условиях вряд ли была бы успешно реализуема. В 2008 году эта идея по заказу ФСО России была научно проработана, сформулирована и обоснована творческим коллективом под руководством В.Б. Исакова и И.Л. Бачило в рамках НИР «Официоз».

В самом сжатом виде идея выглядит следующим образом.

Должна создаваться единая система, охватывающая официально публикуемые правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных государственных органов, на территории всей страны. Конечный состав участников (субъектов) системы будет насчитывать десятки тысяч абонентов и охватывать вертикаль власти от Президента Российской Федерации до руководителя муниципального образования.

Создание этой системы позволит обеспечить официальное электронное опубликование всех видов правовых актов в соответствии с едиными требованиями, а также обеспечить беспрепятственный доступ юридических и физических лиц к любому правовому акту независимо от места нахождения пользователя, уровня и формы искомого правового акта.

На наш взгляд, в системе электронного опубликования должны быть реализованы самые жесткие требования по обеспечению достоверности публикуемых документов, а также по обеспечению комплексной информационной безопасности. ФСО России намерена применять максимально возможные средства и технологии в данных вопросах.

И это только организационно-техническая сторона вопроса. В отдельной плоскости лежат вопросы организационно-правового характера. Поэтому одна из важнейших и масштабных задач заключается в том, чтобы определить направления формирования правовой базы, т.е. разграничить предметы правового регулирования, определить их содержание и правовую форму регулирования соответствующих отношений.

Естественно, реализация этих предложений выходит далеко за рамки компетенции ФСО России, но в данном случае именно ФСО России выступает инициатором изложенных изменений, затрагивающих вплотную как систему государственного управления, так и взаимоотношения между государством и обществом.

Следует отметить, что озвученная идея давно уже выскочила за рамки ФСО России и работавшего над НИР творческого коллектива. Более того, она уже овладевает умами региональных властей. Как часто уже бывало, регионы не ждут импульсов от федерального центра и на свое разумение двигаются в данном вопросе.

Задача центра, на наш взгляд - дать органам власти типовые организационно-правовые механизмы и единые технологический и технический инструментарии.

Посему нами начато движение одновременно по трем направлениям:

проведение соответствующей ОКР;

отработка с применением имеющихся технологий обеспечения информационной безопасности практических мероприятий по официальному опубликованию в электронном виде правовых актов Президента Российской Федерации;

практическая отработка аналогичных технологий в Ленинградской области.

Основное предназначение подсистемы ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и подсистемы хранения правовой информации в электронном виде состоит в:

обеспечении единых технологий ведения эталонных банков органов государственной власти и местного самоуправления силами самих этих органов;

обеспечении гарантированного хранения официальных правовых актов в электронном виде (включая правовые акты федерального уровня ограниченного доступа), комментариев к ним;

обеспечении надежного хранения правовой информации в электронном виде продолжительностью не менее 50 лет;

обеспечении устойчивого функционирования дублирующего узла правовой информации и инфраструктуры государственного хранилища официальной правовой информации в электронном виде, в том числе в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях.

И, наконец, подсистема доступа к официальной правовой информации должна стать единым объединяющим инструментом в рамках ГСПИ.

Наиболее перспективным и динамично развивающимся способом публичного доступа к информации является Интернет. Мы считаем, что необходимое объединение информационно-правовых ресурсов и сервисов федерального, регионального и местного уровня, негосударственного сектора, а также информации о них возможно через Официальный интернет-портал правовой информации.

Официальный интернет-портал правовой информации призван обеспечивать:

оперативный широкий и безусловно свободный доступ к государственным информационно-правовым ресурсам, а также доступ к иным информационно-правовым ресурсам;

реализацию основного способа доступа к системе официального опубликования в электронном виде;

оперативное оповещение о событиях в сфере права и в области правовой информатизации России;

возможность обратной связи с пользовательской аудиторией посредством использования интерактивных сервисов;

возможности создания, хранения и управления сайтами заинтересованных структур в области правовой информатизации;

необходимый уровень информационной безопасности.

С 28 марта с.г. Официальный интернет-портал правовой информации нами введен в постоянную эксплуатацию в сети Интернет по адресу pravo.fso.gov.ru. Нашими партнерами в рамках портала стали коллеги по правовой информатизации из негосударственного сектора.

В то же время внутренние технологические потребности ГСПИ потребуют продолжить развитие наших корпоративных защищенных систем передачи данных «Паутина» и «Атлас» с учетом перспектив перехода на использование средств единой мультисервисной сети специальной связи.

В заключении необходимо отметить следующее. Во всей ГСПИ будут действовать единые нормативные и технологические механизмы. В том числе, требования и меры информационной безопасности, включая обеспечение достоверности и целостности правовой информации с использованием электронно-цифровой подписи через инфраструктуру корпоративных удостоверяющих центров ГСПИ. Проведение единой государственной политики в ходе развития ГСПИ должно оптимизировать и унифицировать имеющиеся технологии в правовой сфере. И как следствие, укрепить правовые механизмы функционирования российского государства и общества.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:

  • · сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • · оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • · оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • · рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • · повышение эффективности использования заемных средств.

До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.В действующем законодательстве отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. Существует необходимость законодательного реформирования системы управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

  • · разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • · разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • · разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;
  • · создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • · разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  • · разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. ФЗ от 03.12.2012 №216 « О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» определены основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг. В статье 1 данного закона сказано:

  • 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):
  • 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;
  • 2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;
  • 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;
  • 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;
  • 5) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.
  • 2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 73 993,0 млрд. рублей и 82 937,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):
  • 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 063 419 918,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 15 615 507 439,0 тыс. рублей;
  • 2) общий объем расходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 207 001 486,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 355 175 037,2 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 15 626 283 594,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 314 179,7 тыс. рублей;
  • 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 590 290 071,4 тыс. рублей и на 1 января 2016 года в сумме 8 313 703 485,0 тыс. рублей;
  • 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 75,8 млрд. долларов США, или 60,6 млрд. евро, и на 1 января 2016 года в сумме 83,8 млрд. долларов США, или 67,0 млрд. евро;
  • 5) дефицит федерального бюджета на 2014 год в сумме 143 581 568,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 10 776 155,0 тыс. рублей.

Для современной России одной из наиболее весомых задач считается построение эффективного государства, преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти. Для решение этой задачи требуется реформирование государственной службы, которая будет доступна для всех, будет конкурентно способна, направлена на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий, услуг всех государственных органов.

В настоящее время в условиях финансово-экономического кризиса, еще более значимой становится роль государственной службы, когда от коррупционной стойкости, умения служащих вовремя и эффективно решать задачи государства, оказывать высококачественные услуги, зависит функционирование рыночной экономики, сохранение социальной стабильности в обществе, и обеспечение законных прав и интересов граждан.

Следует отметить, что реформированию и развитию государственной службы, модернизации законодательства в данной сфере уделяется большое внимание. На этапе с 2009 по 2013 г. г., когда реализовывалась Федеральная программа "Реформирование государственной службы РФ", были определены законодательные основы единой системы государственной службы Российской Федерации, сформирована гражданская служба как один из видов государственной службы, произведено масштабное обновление законодательства. Внесены важные изменения в действующие федеральные законы (ФЗ №-58 "О системе государственной службы РФ" и ФЗ-№79 "О государственной гражданской службе РФ"), издан ряд указов Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ о государственной гражданской службе.

Реформа государственной службы и ее законодательства пока не принесла ожидаемых результатов. В программных документах высшего политического руководства страны государственная служба подвергается резкой критике за ее неэффективность, бюрократизм, коррупционность, закрытость, неспособность вести диалог с гражданским обществом, содействовать развитию институтов инновационной экономики и демократии.

В условиях современного социально-экономического вызова государственной службе предстоит переход на новый этап реформирования, в ходе которого предстоит разрешить сложные задачи, связанные с совершенствованием системы государственной службы как целостного государственно-правового механизма, внедрением новейших технологий и передовых методик для кадровой работы, увеличением производительности и результативности выполнения служащими своих обязанностей.

В данных условиях совершенствование правового регулирования и организации государственной службы наделены особенной значимостью. В научной литературе верно отмечено, что давно назрела необходимость в масштабном научном анализе общепризнанных мер действующего законодательства и ключевых направлений реформирования и становления государственной службы, например, в разработке базовых основ теории ее правового регулирования.

Сложившееся сегодня положение в системе государственной службы воздействует напрямую на ее эффективность. Поступление на государственную службу и должностной (служебный) карьерный рост служащих зачастую находятся в зависимости от личного отношения к ним начальника отдела (службы), а не от профессионализма и деловых качеств самих служащих. С другой стороны, частая смена руководителей приводит, подчас, к определенной деформации структуры данных органов, нередко неоправданному увольнению граждан со службы, приему на службу граждан слабо подготовленных к управленческой и организационно-распорядительной работе. Вследствие этого качество подготавливаемых надлежащих управленческих документов и заключений во множествах случаев считается неудовлетворительным. По-прежнему слабо анализируется и применяется положительный зарубежный опыт государственной службы.

Для преодоления обозначенных недостатков, представляется важным обозначение следующих проблем государственной службы:

1) нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне;

2) не разработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

3) наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

4) несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

5) низкая эффективность деятельности государственных органов;

6) слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;

7) низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

8) недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

9) сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

10) недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Отметим, что Указом Президента от 16 июня 2010г. "О мерах по совершенствованию государственного управления" утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, образованной при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями реформирования государственной службы является кардинальное увеличение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства в целом, создание единой системы государственной гражданской службы с учетом исторических, культурных, государственных и других особенностей Российской Федерации, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и иных реформ.

Для получения ожидаемого результата в Федеральной программе по реформированию государственной службы разработан комплекс мер, нацеленных на кардинальное улучшение правовых, организационных, финансовых и методических форм деятельности государственной службы.

В рамках развития и реформирования государственной службы предлагается осуществлять мероприятия по следующим направлениям:

9) внедрение современных принципов организации государственной службы;

10) формирование новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы;

11) повышение качества отбора для замещения должностей государственной службы;

12) внедрение комплексной оценки государственных служащих;

13) обеспечение непрерывного профессионального развития государственных служащих;

14) развитие многофакторной системы мотивации государственных служащих;

15) внедрение антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе;

16) обеспечение открытости государственной службы, расширение общественного участия.

Данные направления учитывают положения и предусматривают конкретные меры по реализации целей, обозначенных в подпункте "р" п.2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления Российской Федерации".

Отметим, что национальное законодательство всех государств устанавливает особые правила прохождения службы личным составом вооруженных сил и полиции. Возможность такой отраслевой модификации прохождения государственной службы предусмотрена статьей 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Согласно Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы первоначально включала в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская; военная; правоохранительная. Служба в полиции, при этом, относилась к правоохранительной службе.

Специфика правоохранительной службы предопределяется ее функциями, каковыми являются обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что государственная служба может быть общего и специального характера; общий характер служебных отношений проявляется в межотраслевом аспекте, когда государственно-служебные функции реализуются через устоявшиеся общие стандарты и подходы, имеющие отношение ко всем сферам деятельности, а служебные отношения специального характера носят выраженную отраслевую направленность, которая проявляется через профессиональную деятельность государственных служащих.

Также в связи с вышеизложенным нам представляется неудачным использование в новой редакции Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" термина "государственная служба иных видов". Таким образом, по сути, законодатель указывает, что государственная служба в каждом конкретном государственном органе является отдельным видом государственной службы.

Исходя из этого, в настоящее время можно говорить о существовании таких видов государственной службы как: служба в органах внутренних дел (в том числе, в полиции); служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний; служба в федеральной противопожарной службе МЧС России; служба в таможенных органах; служба в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; служба в органах прокуратуры.

На наш взгляд, внеся изменения в ст.2 и 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", законодатель, отказавшись от формирования единой законодательной базы правоохранительной службы, ударился в другую крайность, а именно: вообще отказавшись признать общность прохождения государственной службы на должностях, связанных с осуществлением правоохранительной деятельности. Данный подход, как нам представляется, является неверным и способен в перспективе привести к возникновению ряда сложности в правоприменительной практике, связанных, в частности, с переходами государственных служащих из одного правоохранительного органа в другой; обеспечением их социальных и пенсионных прав; предоставлением им мер государственной защиты и пр.

В связи с этим представляется, что, хотя правовое регулирование организации и прохождения государственной службы на различных ее должностях в правоохранительных органах может осуществляться в рамках различных нормативных документов, существует объективная необходимость сохранить некоторые единые принципы ее регулирования. И для этого требуется, в первую очередь, изменить формулировку ч.1 ст.2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", указав в ней, что система государственной службы включает в себя:

1) государственную гражданскую службу;

2) военную службу;

3) государственную службу иных видов, связанную с правоохранительной деятельностью.

Это позволит, с одной стороны, не возвращаться к подходу, предусматривающему существование единого федерального закона для всех видов правоохранительной службы (то есть, разделение ее на виды сохранится), с другой - использовать в российском законодательстве о государственной службы некоторые правовые конструкции, используемые для всего массива служебной деятельности в органах внутренних дел (в том числе, в полиции); в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний; в федеральной противопожарной службе МЧС России; в таможенных органах; в органах Государственной фельдъегерской службы РФ; служба в органах прокуратуры.

Изменение структуры федеральных органов исполнительной власти является лишь шагом в решении задачи повышения эффективности системы государственного управления современной России. Не менее важно изменение идеологии управления. В России исторически относились к социальной сфере по остаточному принципу.

Сегодня опыт и практика развитых стран мира (доклады, подготовленные по решению Экономического и Социального Совета ООН), свидетельствуют, что на смену одержимости макроэкономическими показателями приходит понимание необходимости интеграции социальной и экономической политики.

Причем социальные аспекты и учет человеческого фактора выходят на первое место при принятии экономических решений и рассматриваются как один из ключевых политических факторов государственного развития. А рост ВВП и укрепление финансовой системы являются лишь инструментом для повышения уровня и качества жизни населения.

В этой связи в Российской Федерации, наряду с экономической политикой, в настоящее время на ведущее место должна выйти социальная политика государства. Социальная сфера, к которой традиционно государство относилось по остаточному принципу, должна рассматриваться как фактор национальной безопасности.

Государственное управление социально-экономическими процессам назначает целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.

Его сущность находит отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых (и инвестиционных) доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др.

Органы государственного государственного управления обеспечивают обширным нормальное функционирование управлении денежной системы. обширным Монополией государства для является организация служебным денежного обращения. государственного Изменяя количество основы денег, обращающихся ставки на национальном административные рынке, государство общества влияет на фонд условия функционирования справедливости денежной системы. административные Важная роль в системы данном вопросе направление отводится Центральному справедливого банку Российской новой Федерации, который военнослужащих располагает обширным Важная набором инструментов (учетные управлении ставки, операции с обеспечению ценными бумагами, вопросе резервы, административные Вооруженных ограничения) для граждан активного воздействия стабилизирует на состояние формируется денежного рынка.

операции Государство играет Идет главенствующую роль в бумагами национальной обороне, компактной государственном управлении, гарантии функционировании энергетической и для коммуникационной систем, системы охране общественного ограничения порядка, т.е. удовлетворяет социальные спрос на охране товары и услуги нормальное коллективного пользования. повышение Важное направление количество деятельности государственного осуществлении управления - укрепление рынка обороноспособности страны и приоритет модернизация Вооруженных бумагами сил. Оснащение Органы армии современной активного новой техникой и управления оружием, осуществление обширным перехода к профессиональной Изменяя армии - компактной, удовлетворяет мобильной и боеспособной - Оснащение приоритет развития укрепление страны. Государственный товары оборонный заказ формируется улучшает и стабилизирует укрепляет деятельность оборонных административные предприятий, поддерживает системы занятость, доходы социальной населения и платежеспособный обороне спрос. Государство обеспечивает укрепляет социальные предпринимательству гарантии военнослужащих: накопительно увеличивает денежное прав довольствие, повышает совершившему пенсии военным переход пенсионерам, обеспечивает обширным военнослужащих постоянным и профессиональной служебным жильем. В защищенности настоящее время небо осуществляется переход к услуги обеспечению жильем государства на плановой направлено основе по укрепляет накопительно-ипотечной системе, Государственный формируется специализированный ставки жилищный фонд - денежной служебный.

Реформирование который судебной системы осуществлении направлено на модернизация формирование основы и занятость гарантий справедливого и оборонный гуманного общества, оборонный повышение уровня Важная социальной защищенности Государственный граждан, защиту системе прав собственности и количество эффективное содействие в ценными осуществлении справедливости новой предпринимательству. Идет процесс гуманизации Уголовного кодекса РФ - осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств. Расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, в том числе кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы, все чаще применяются залоги или домашние аресты. Наряду со смягчением многих норм Уголовного кодекса была ужесточена уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как терроризм, пособничество терроризму, насилие над детьми, педофилия, растление несовершеннолетних, иные насильственные преступления. Государство осуществляет реформу правоохранительной системы, повышающую законность и гарантирующую защищенность в стране.

Антикоррупционная деятельность нарушения государства реализуется в сфере разработке законодательства, ответственности присоединении к международным функций конвенциям в этой конкуренции сфере, установлении собраний норм и процедур. РФ Например, к данной основе деятельности относятся расширяются представление декларации о комиссиями доходах и имуществе за государственными служащими, дать увольнение в связи с позицию утратой доверия в их случае совершения результаты ими правонарушений Вводится коррупционной направленности. бесконтактным Государство, в свою гарантии очередь, контролирует данной сведения, содержащиеся в относятся декларациях, а результаты сфере проверок рассматриваются главы специальными комиссиями, режиме которые устанавливают избирателей степень ответственности декларации за нарушения.

порядка Все направления должности деятельности осуществляются субъектов на фоне собраний модернизации политической больше системы с целью Наиболее дать гражданам выборности больше возможностей реализации влияния на Например политику государства, значимые на принятие международным любых решений, институт затрагивающих их направления права и интересы. СМИ Для этого Интернет повышается качество Для народного представительства, гражданам стимулируется развитие государственные политической конкуренции. формирования Наиболее значимые ими меры - введение политику нового порядка Партиям формирования Совета законодательства Федерации на меры основе выборности, сведения снижение до 5% направленности проходного барьера избирателей на выборах в оказании Государственную Думу правонарушений РФ. Вводится барьера институт отрешения Интернет от должности Все главы муниципалитета. введение Парламентские партии органах получили гарантии многие равного освещения имуществе своей деятельности в законодательных государственных СМИ. не Ведутся также от прямые трансляции в позицию сети Интернет партиям заседаний Государственной качество Думы РФ и Государственной законодательных собраний в оказании регионах. Это, направленности безусловно, повышает том открытость деятельности от депутатов и позволяет государственные партиям в режиме затрагивающих онлайн доносить сети свою позицию законодательных до избирателей. получили Партиям, не устанавливают представленным в законодательных партии органах, дана безусловно возможность периодически Государственной выступать в Государственной РФ Думе РФ и в принятие парламентах субъектов формирования Федерации.

В рамках ими совершенствования системы трансляции государственного администрирования должности осуществляется переход к безусловно бесконтактным технологиям до документооборота при позицию реализации государственных депутатов функций и оказании деятельности публичных услуг нового населению, расширяются сети возможности граждан РФ получать многие Государственной государственные и муниципальные выборах услуги дистанционно, в том числе через использование интернет-портала. Граждане смогут общаться с органами власти в режиме реального времени, экономить, соответственно, и время, и деньги, не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.

Одно из главных направлений деятельности государства - совершенствование управления социальной сферой. Большие изменения предусматриваются в поддержке семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых. Предполагается разработать систему льготной ипотеки для улучшения жилищных условий для них. Органами государственного управления реализуются программы "Доступная среда" для инвалидов. Они нацелены на устранение сложностей с передвижением инвалидов, на их трудоустройство и обеспечение доступности образования.

Государство берет на себя ответственность за развитие тех областей человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, искусство, здравоохранение и т.д. Органами государственного управления реализуется национальная инициатива "Наша новая школа", формируется новая система поиска и поддержки юных талантов, подготавливается переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе. В системе высшего образования предполагается создание сети современных вузов, отвечающих мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований. Социальная сфера рассматривается органами государственного управления как мощный фактор модернизации экономики.

Государство осуществляет деятельность по предотвращению социальных конфликтов и нестабильности в обществе. Принципы свободной конкуренции и свободного рынка в чистом виде, без соответствующей корректировки, осуществляемой прежде всего государством, способствуют реализации интересов одних субъектов за счет других, выигрыш одних является проигрышем для других. Такое положение становится фактором социальных конфликтов и нестабильности в обществе, а это всегда крайне неблагоприятно отражается на состоянии отдельных предприятий, отраслей экономики страны в целом.

Безусловным приоритетом государственного управления остается гармонизация межнациональных отношений. В России живут представители разных национальностей и конфессий - всего более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Граждане страны не поддерживают экстремизм и идеологии, основанные на ненависти к людям, и это отражается в мерах по воспитанию толерантного отношения, усилению воспитательной работы в учреждениях образования, организации дней национальной культуры в регионах и муниципальных образованиях.

Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Органами власти создаются условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий. Работа по пресечению межнациональной розни - постоянный приоритет государственного управления, так как в противном случае создается угроза благополучию граждан и единству страны.


Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы и обобщения.

Государственное управление можно определить, как исполнительную деятельность по практической организации различных общественных процессов во всем обществе. Именно исполнительной деятельностью здесь управление является потому, что оно направлено в первую очередь на исполнение и претворение в жизнь различных законов.

Государственное управление характеризуется структурностью, которая представляет собой структуру государственных органов исполнительной власти, практически осуществляющими государственное управление в определенных сферах жизни государства.

Практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет обществ

Методы государственного управления - средства и способы практической реализации функций исполнительной власти, характеризующиеся следующими особенностями:

Выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти, публичный интерес;

Являются средством реализации, закрепленной за ними компетенции;

Выбор зависит от особенностей управляемого субъекта;

Выражаются в нормативных или индивидуальных правовых актах управления.

С помощью методов управления можно улучшить государственное управление посредствам научного подхода в организации управления, применения качественной работы исполнительных органов, организации эффективного функционирования всех подсистем. Если, мы качественное будем использовать все вышеперечисленное, то сможем добиться положительных результатов. В целях реализации стратегического управления на государственном уровне необходимо помимо повышения эффективности системы государственного управления, совершенствовать муниципальное управление.

Главной стратегической задачей современного государственного управления является установление местного самоуправления как самостоятельного института. Местное самоуправление является условием для эффективного функционирования муниципальных образований, определяющим стратегические направления местного развития.

Осознание российской политической элитой взаимосвязи между перспективами экономического роста и качеством государственного администрирования, а также курс на укрепление «вертикали» власти стали ведущими факторами, определяющими дальнейшие усилия по проведению административной реформы.

Главный вопрос современной России – ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной. Начальный этап реформ – освобождение экономики от тотального государственного управления, приватизация государственной собственности, создание федеративного устройства страны с расширением самостоятельности субъектов Федерации, повышением авторитета местных сообществ. И сегодня задача государства организовать государственное управление, соответствующее по динамизму и эффективности стоящим перед государством задачам.

Развитие российского государства на современном этапе сталкивается с серьезными трудностями. Это связано прежде всего с глобальной депрессией в мировой экономике, необходимостью в условиях жесткой конкуренции осуществить модернизацию экономики и обеспечить национальное благосостояние. Россия остается индустриально-сырьевым гигантом и не выдерживает конкуренции с постиндустриальными обществами, поэтому задача преодоления хронической отсталости, зависимости от сырьевого экспорта, коррупции, повышения конкурентоспособности на мировых рынках, обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире в целях повышения материального и духовного благосостояния граждан и создания условий для повышения качества жизни до сих пор актуальна. Речь идет о создании экономических предпосылок, обеспечивающих высокий уровень развития личности, о политической и экономической свободе граждан и сохранении культурного наследия страны. Провозглашенный Президентом РФ курс на создание умной экономики, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, предполагает развитие России таким образом, чтобы она занимала достойное место в мировом разделении труда.

Органы государственного управления обеспечивают нормальное функционирование денежной системы. Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Центральному банку Российской Федерации, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство играет главенствующую роль в национальной обороне, государственном управлении, функционировании энергетической и коммуникационной систем, охране общественного порядка, т.е. удовлетворяет спрос на товары и услуги коллективного пользования. Важное направление деятельности государственного управления - укрепление обороноспособности страны и модернизация Вооруженных сил. Оснащение армии современной новой техникой и оружием, осуществление перехода к профессиональной армии - компактной, мобильной и боеспособной - приоритет развития страны. Государственный оборонный заказ улучшает и стабилизирует деятельность оборонных предприятий, поддерживает занятость, доходы населения и платежеспособный спрос. Государство укрепляет социальные гарантии военнослужащих: увеличивает денежное довольствие, повышает пенсии военным пенсионерам, обеспечивает военнослужащих постоянным и служебным жильем. В настоящее время осуществляется переход к обеспечению жильем на плановой основе по накопительно-ипотечной системе, формируется специализированный жилищный фонд - служебный.

Внешнеэкономическая деятельность государства обеспечивает стабилизацию - как экономическую, так и социальную. На современном этапе развития особенностью внешней политики страны является ее направленность на модернизацию. Для этого в первую очередь укрепляется интеграция в рамках постсоветского пространства, развивается деятельность Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, заключаются договоры о зоне свободной торговли. В результате снятия барьеров для взаимной торговли расширяется рынок беспрепятственного сбыта российской продукции, формируется общая конкурентная среда, создаются новые рабочие места, эффективнее используется транзитный потенциал предпринимателей, появляются лучшие условия для выхода на международные рынки. Формирование Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана предполагает не только свободное движение товаров, но и свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы. Путем подписания соглашений о партнерстве идет формирование Евразийского экономического союза. Новое направление деятельности - выстраивание механизма внешнеэкономической деятельности на основе членства в ВТО. Это значимый фактор интеграции России в мировую экономику, повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Реформирование судебной системы направлено на формирование основы и гарантий справедливого и гуманного общества, повышение уровня социальной защищенности граждан, защиту прав собственности и эффективное содействие в осуществлении справедливости предпринимательству. Идет процесс гуманизации Уголовного кодекса РФ - осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств. Расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, в том числе кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы, все чаще применяются залоги или домашние аресты. Наряду со смягчением многих норм Уголовного кодекса была ужесточена уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как терроризм, пособничество терроризму, насилие над детьми, педофилия, растление несовершеннолетних, иные насильственные преступления. Государство осуществляет реформу правоохранительной системы, повышающую законность и гарантирующую защищенность в стране.

Антикоррупционная деятельность государства реализуется в разработке законодательства, присоединении к международным конвенциям в этой сфере, установлении норм и процедур. Например, к данной деятельности относятся представление декларации о доходах и имуществе государственными служащими, увольнение в связи с утратой доверия в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности. Государство, в свою очередь, контролирует сведения, содержащиеся в декларациях, а результаты проверок рассматриваются специальными комиссиями, которые устанавливают степень ответственности за нарушения.

Все направления деятельности осуществляются на фоне модернизации политической системы с целью дать гражданам больше возможностей влияния на политику государства, на принятие любых решений, затрагивающих их права и интересы. Для этого повышается качество народного представительства, стимулируется развитие политической конкуренции. Наиболее значимые меры - введение нового порядка формирования Совета Федерации на основе выборности, снижение до 5% проходного барьера на выборах в Государственную Думу РФ. Вводится институт отрешения от должности главы муниципалитета. Парламентские партии получили гарантии равного освещения своей деятельности в государственных СМИ. Ведутся также прямые трансляции в сети Интернет заседаний Государственной Думы РФ и законодательных собраний в регионах. Это, безусловно, повышает открытость деятельности депутатов и позволяет партиям в режиме онлайн доносить свою позицию до избирателей. Партиям, не представленным в законодательных органах, дана возможность периодически выступать в Государственной Думе РФ и в парламентах субъектов Федерации.

В рамках совершенствования системы государственного администрирования осуществляется переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению, расширяются возможности граждан получать многие государственные и муниципальные услуги дистанционно, в том числе через использование интернет-портала. Граждане смогут общаться с органами власти в режиме реального времени, экономить, соответственно, и время, и деньги, не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.

Одно из главных направлений деятельности государства - совершенствование управления социальной сферой. Большие изменения предусматриваются в поддержке семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых. Предполагается разработать систему льготной ипотеки для улучшения жилищных условий для них. Органами государственного управления реализуются программы "Доступная среда" для инвалидов. Они нацелены на устранение сложностей с передвижением инвалидов, на их трудоустройство и обеспечение доступности образования. Ускоренно решаются проблемы нехватки мест в детских садах, повышается уровень оплаты труда работающих с детьми преподавателей и воспитателей. В области культуры осуществляются меры по содействию развитию школы искусств, музеев, клубов, библиотек, укреплению их материальной базы, привлечению специалистов и повышению мотивации их труда. Органы государственного управления нацелены на стимулирование роста семейных форм устройства детей-сирот, организуется их медико-психологическая и педагогическая поддержка, разрабатываются программы социальной адаптации выпускников детских домов.

Государство берет на себя ответственность за развитие тех областей человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, искусство, здравоохранение и т.д. Органами государственного управления реализуется национальная инициатива "Наша новая школа", формируется новая система поиска и поддержки юных талантов, подготавливается переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе. В системе высшего образования предполагается создание сети современных вузов, отвечающих мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований. Социальная сфера рассматривается органами государственного управления как мощный фактор модернизации экономики.

Государство осуществляет деятельность по предотвращению социальных конфликтов и нестабильности в обществе. Принципы свободной конкуренции и свободного рынка в чистом виде, без соответствующей корректировки, осуществляемой прежде всего государством, способствуют реализации интересов одних субъектов за счет других, выигрыш одних является проигрышем для других. Такое положение становится фактором социальных конфликтов и нестабильности в обществе, а это всегда крайне неблагоприятно отражается на состоянии отдельных предприятий, отраслей экономики страны в целом.

Безусловным приоритетом государственного управления остается гармонизация межнациональных отношений. В России живут представители разных национальностей и конфессий - всего более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Граждане страны не поддерживают экстремизм и идеологии, основанные на ненависти к людям, и это отражается в мерах по воспитанию толерантного отношения, усилению воспитательной работы в учреждениях образования, организации дней национальной культуры в регионах и муниципальных образованиях. Усиливает социальную напряженность международная и внутренняя миграция, особенно в крупных городах, что приводит к межнациональной розни и конфликтам.

Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Органами власти создаются условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий. Работа по пресечению межнациональной розни - постоянный приоритет государственного управления, так как в противном случае создается угроза благополучию граждан и единству страны.