Сан пин новый для школы. Важные изменения в СанПиН для школьных учебных заведений: проветривание, питание, температурный режим

СанПиН является важнейшим документом, регламентирующим деятельность школ. Документ периодически обновляется и эти обновления должны быть известны педагогам каждого образовательного учреждения. В статье рассмотрены положения и актуальные данные, изложенные в СанПиН для школ с изменениями на 2019 год.

Первоначально требования для общеобразовательных заведений, прописанные в СанПиНе 2.4.2.2821-10 были утверждены 29 декабря 2010 г. Свод правил периодически актуализируется. Учитывая то, что выполнение норм, утвержденных в документе, обязательно для каждого заведения, руководители и сотрудники образовательных организаций должны знать о внесенных нововведениях. СанПин для школ с изменениями на 2019 год, как и предыдущие издания документа, составлен с целью создать благоприятные условия в школах для оптимизации учебной деятельности. Документ содержит перечень правил, относящихся к:

  • расположению и территории учреждения;
  • зданию учреждения и находящимся внутри помещениям;
  • нормам воздушно-теплового режима;
  • освещению, водоснабжению, канализационным коммуникациям;
  • режимам воспитательно-образовательной деятельности для детей разного возраста;
  • санитарно-гигиеническому состоянию и системе мед. обслуживания учащихся.

При проведении плановых проверок инспектора уделяют много внимания тому, как в организации соблюдаются положения СанПиНа. Выполнение требований документа является важнейшим показателем соответствия школы законодательным нормативам. Ознакомиться с полной версией актуального свода правил можно, пройдя по предложенной ниже ссылке.

Основные положения нового СанПиНа для школ 2019

Действующие положения, представленные в обновленных санитарно-эпидемиологических правилах, применимы для создания подходящих условий во всех общеобразовательных заведениях, где реализуется учебный процесс, в том числе в школах безбарьерной среды. Документ 2.4.2.2821-10 в новой редакции содержит как обязательные для выполнения нормы, так и правила рекомендательного характера, позволяющие оптимизировать условия для комфортного пребывания учащихся в помещениях школ.

Известно, что во многих заведениях, построенных полвека назад, в настоящее время невозможно создать условия для поэтапного развития учащихся в соответствии с требованиями современного общества. Это обуславливает потребность внедрения последовательной трансформации структуры учреждения и регламента проводимых работ, целью которой является создание оптимальных условий для учебного процесса.

Изменения в СанПиН были внесены в начале 2018 года, и применимы в наступившем году. Нововведения затронули несколько организационных моментов. Новые условия установлены к помещениям и оборудованию школ; общепиту заведений и к организации уроков.

Наиболее важные изменения в СанПиН для школ 2019

При реализации требований нового СанПиНа для школ следует учесть некоторые значимые изменения, утвержденные в документе:

  • заведение должно располагаться в жилом районе;
  • учебную мебель следует подбирать в соответствии с возрастными особенностями учащихся, также предусмотрена обязательная маркировка предметов (парт, стульев) соответствующим цветом;
  • меньшую по габаритам мебель располагают в передних рядах, а большую – в задних;
  • здание должно быть оснащено вентиляционной и отопительной системой;
  • для наблюдения за режимом температуры в классах должны располагаться термометры;
  • кабинеты должны освещаться за счет источников как естественного, так и искусственного освещения.

Последней норме уделено много внимания, т.к. освещение является важным параметром для создания комфортной учебной среды. Установлено, что оптимальные показатели освещенности должны находиться в пределах 300-500 лк в классах, 200 лк в спортивном зале, около 150 лк в рекреации.

Важными условиями, внесенными в СанПиН 2019 года, являются ограничение числа учеников в классе и строгое установление количества учебных часов в неделю. Так, в одном кабинете не должно заниматься более 25 ребят, при этом также учитывается вместимость помещения. Недельная загруженность в школе должна составлять 21-37 часов в зависимости от возраста ребят.

Подробное описание последних изменений в СанПиН для школ

Рассматривая СанПиН для школ с изменениями на 2019 год, следует обратить внимание на следующие положения.

    В непосредственной близости к школе должна быть сооружена стоянка для транспорта. Если площадь стоянки небольшая, в первую очередь она предназначается для организации сбора и коллективной перевозки учащихся, в том числе школьников с ОВЗ. Между строениями школы должны проходить отапливаемые переходные коридоры, за исключением регионов, относящихся к IV климатическому району и к IIIБ подрайону.

    Переработанные требования для малокомплектных заведений определяют минимально допустимое количество помещений. Подробная информация изложена в файле с подробными нормами СанПиН, который представлен выше.

    В общеобразовательных организациях спортивные залы со вспомогательными помещениями, мастерские, гардеробные и столовые следует размещать на нижнем этаже, при этом гардероб может располагаться на цокольном этаже.

    Согласно требованиям СанПиН для школ 2019 г. помещение для приготовления пищи в учреждении обязательно следует оборудовать:

    • отдельным местом для работы с овощами;

      заготовочной зоной;

      участком приготовления горячей еды;

      моечным сектором с раздельными зонами очистки наборов столовой и кухонной посуды;

      кладовой для хранения продуктов, в том числе отдельной комнатой хранения скоропортящихся продуктов.

Частота приема пищи и график работы столовой определяют, исходя из продолжительности учебных смен.

    Для кабинета медицинского назначения определены следующие условия обустройства: поверхности пола, потолка и стен покрывают материалами, позволяющими легко проводить влажную очистку и дезинфекцию. Внутренняя отделка комнат должна быть гладкой и без повреждений. Минимальная площадь медкабинета для проведения осмотров и процедурной должна составлять не менее 12 м2. В кабинетах устанавливают умывальники с подводкой горячей и холодной воды, источники естественного и искусственного освещения согласно гигиеническим нормам, место для изоляции больных детей, где они смогут находиться до приезда родителей или службы скорой помощи.

    СанПиН для школ 2019 г. рекомендует учитывать максимально допустимые нормы при распределении учебной нагрузки. В документ внесено предложение по оптимизации объема времени, которое дети должны тратить на выполнение домашних заданий в зависимости от возрастной категории. Также в СанПиНе отмечено, что реализация программы через организацию урочных и внеурочных занятий (на них отводится до 10 часов в неделю), повышает риски, связанные с усилением нагрузки на школьников. Поэтому при составлении расписания педагогам следует строго следить, чтобы количество занятий в школьном расписании не превышало установленные в документе нормы.

    В актуальной редакции документа предложена схема, разделяющая учебные предметы по сложности, что важно учитывать при составлении расписания. Самые сложные предметы, имеющие высокий ранг трудности, рекомендовано включать в середину недели (вторник, среда) до 12 часов. Уроки физической подготовки лучше проводить в конце смены, а если это невозможно, постараться не планировать проверочные работы после физкультуры. Предложение строгого режима распределения нагрузки обусловлено общим ухудшением здоровья школьников, увеличением числа детей школьного возраста, страдающих хроническими заболеваниями. Соблюдение рекомендаций актуального документа позволит сохранить и укрепить эмоциональное и физическое здоровье учащихся.

    СанПиН для начальной школы 2019 рекомендует внимательно относиться к загрузке малышей, особенно первоклассников. Для самых маленьких учащихся предусмотрено постепенное введение предметов, системы оценки знаний и увеличение количества занятий в день. Уроки для первых классов организуют строго в первую смену. Задания для выполнения дома для малышей упразднены. При необходимости разрешается вводить дополнительную неделю каникул. Если школа предоставляет услуги продленного обучения в начальных классах, дети должны получать полдник, в расписании выделяют время для послеобеденного сна и прогулки.

    Еще несколько небольших изменений, утвержденных в документе, призваны улучшить условия для ведения образовательного процесса. Гардеробные разрешено оборудовать скамьями, в них устанавливают вешалки-крючки или плечики, которые располагают с учетом роста детей. Если помещение для занятий физкультурой оборудовано на втором этаже, необходимо обеспечить соответствующую шумоизоляцию и соблюдать нормы допустимого уровня вибрации. Исполнение этих правил обязательно для поддержания комфортного микроклимата в других помещениях школы.

    Согласно СанПиН с изменениями 2019 года, в кабинетах допускается установка темно-зеленых или темно-коричневых классных досок. Некоторые классные помещения, например, лабораторные, должны иметь подвод воды. Рекомендовано оснащать классы сенсорными экранами, интерактивными досками. В СанПиНе обозначены временные рамки, рекомендованные для занятий с использованием техники, имеющей жидкокристаллические дисплеи.

СанПиН с изменениями для школы 2019 г. представляет собой свод правил, необходимых к выполнению любым общеобразовательным заведением. В документе четко прописаны требования, следуя которым становится возможным создать оптимальную среду для получения образования в условиях динамичного развивающегося современного общества.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

С изменениями и дополнениями от:

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Г. Онищенко

Регистрационный N 19993

С 1 сентября 2011 г. вводятся в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлены требования к размещению, территории, зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, санитарному состоянию и содержанию названных учреждений. Также определены условия водоснабжения и канализации, режим образовательного процесса и др.

Названные правила распространяются на все учреждения, реализующие программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идет о проектируемых, строящихся, реконструируемых и действующих учреждениях.

Земельные участки предоставляются под строительство названных объектов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Здания располагаются в зоне жилой застройки. Через их территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (канализации, водо-, тепло- и энергоснабжения).

Вновь строящиеся здания размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от жилых улиц. Высота их помещений должна быть не менее 3,6 кв. м.

Городские образовательные учреждения должны располагаться в пешеходной доступности.

Как и ранее, озеленение территории школ должно быть не менее 50%.

На 1 обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при групповых или индивидуальных занятиях - 3,5 кв. м.

СанПиН 2.4.2.1178-02 признаны утратившими силу.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"


Регистрационный N 19993


Настоящее постановление

В любом образовательном учреждении со временем происходят изменения в учебном процессе. Они включают в себя исправления прошлых ошибок, выявленных в процессе обучения, и современные требования к образовательному процессу. На основе накопленного опыта и новых тенденций разрабатываются документы, которые обеспечивают безопасность и корректность образовательного процесса. Таким изменениям в 2015 году подвергся и основополагающий документ СанПиН для школ 2.4.2.2821-10, который регулирует санитарные правила общеобразовательных организаций.

СанПиНы для школы в 2015–2016 году, подверглись изменениям по многочисленным направлениям. Больше всего изменений претерпели питание и температурный режим в школе.

Изменения СанПиН, школьное питание

Изменения в СанПиН для школ 2015–2016 коснулись и такой важной для любого ребенка и родителя темы как питание. В новый СанПиН включены разделы, касающиеся оборудования школьных помещений и организации школьного питания. Были добавлены следующие пункты, которых не было в основной редакции документа:

  • 5.19.14. В этом пункте указаны требования к производственным помещениям столовых в школах. Теперь производственные помещения столовых должны включать в себя цех обработки овощей, заготовочный и горячий цех, а также раздельные моечные для столовой и кухонной посуды;
  • 5.19.15. В данном пункте образовательным учреждениям прямо указывается на соответствие организации школьного питания с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08, в котором прописаны все нормы и требования;
  • 5.19.16. Здесь идет речь об организации питания и питьевого режима, которые также предусмотрены в нормах СанПиН 2.4.5.2409-08. Также сказано о том, что график питания и его кратность обязаны учитывать время пребывания в школе.
  • Таким образом, изменения способствуют улучшению качества питания и соответствию со всеми необходимыми нормами.

    Температурный режим в школе СанПиН 2015–2016

    Многие из родителей помнят, что обучавшись в школах, они постоянно испытывали сильные температурные перепады. Невыносимая духота в кабинетах и распахнутые настежь окна нередко приводили к учащению простудных заболеваний. Новый СанПиН для школ 2015–2016 предусмотрел одну из ранее неотмеченных проблем с температурой в комнатах личной гигиены учащихся. В школьных кабинетах личной гигиены необходимо поддерживать температуру 19 – 21 градус по Цельсию. Теперь в любых школах не допускается использование надворных санитарных узлов. Таким образом, уже оборудованные туалетами школы обязаны предусмотреть вентиляцию, регулирующую температурный режим, а не оборудованным – предусмотреть данный пункт при постройке.

    Температура в школе по СанПиН

    СанПиНы для школы в 2015–2016 году предусматривают контроль температуры не только в учебных кабинетах, но и допустимые значения температур для занятий вне школы. Каждому родителю полезно знать, при каких температурах его ребенок может заниматься учебной деятельностью, а в каких случаях это будет недопустимо. Рассматривается три пункта, различающихся местонахождением учащихся:

    • температуры, при которых отменяются занятия в школах. Занятия в школах отменяются при экстремально низких температурах на улице, в значение принимается также и скорость ветра. В случае отмены занятий родители информируются через средства массовой информации. К тому же у многих школ появляются собственные системы внешнего мониторинга и их результаты публикуются на собственных сайтах;
    • температуры, при которых проводится обучение только внутри школьных помещений, отменяются занятия на свежем воздухе. Таблица поможет сориентироваться в допустимости таких занятий при минусовых температурах в градусах Цельсия:
    • температурный режим в школе по СанПиН предусматривает контроль в школьных помещениях. Нормы СанПиН в школе разделяются по сфере деятельности в школьных кабинетах. В учебных классах, столовой, библиотеке, актовом или музыкальном классе, рекреации и других помещениях должна поддерживаться температура от 18 до 24 градусов по Цельсию. В спортивных залах и мастерских этот показатель составляет от 17 до 20 градусов по Цельсию. График проветривания кабинетов в школе по СанПин не был изменен и все также зависит от температуры воздуха на улице.
    • В соответствии с СанПиН, школа 2015 – 2016 в РФ является безопасным и продуктивным для образовательной деятельности учреждениям. Новый СанПиН для школ 2015 – 2016 с изменениями дополняет и улучшает требования, предъявляемые к школам ранее. Изменения коснулись ранее не рассматриваемых или частично рассматриваемых моментов, которые напрямую влияют на качество учебного процесса. СанПиН по школам – новый стандарт, к которому обращаются руководители и контроллеры учебных заведений. А для родителей нормы СанПиН в школе – это документ, к которому можно обратиться в случае спорных ситуаций, возникающих при обучении.

    Теперь в классе может быть больше 25 учеников!

    Подписаны изменения в знаменитые школьные СанПиНы [инфографика]

    Пять лет назад (и тоже аккурат перед Новым годом) славный главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (он же СанПиН 2.4.2.2821-10). Этот тридцативосьмистраничный документ в ожидании инспекторов Роспотребнадзора практически наизусть выучили все директора российских школ. Потому как в нормах этих прописано даже количество писсуаров в расчете на количество учащихся и цвета, в которые должен быть выкрашен коридор рядом с гардеробом. И ушлый инспектор, имея в руках эти самые СанПиНы, завсегда может директора оштрафовать.

    И все же самым главным положением СанПиНа был параграф 10.1, требующий, чтобы «наполняемость классов» не превышала 25 человек. В сочетании с нормативно-подушевым финансированием, когда школе платят за каждого обучающегося в ней человека, эта норма оказалась самой невыполнимой. Директор заинтересован взять как можно больше учеников. А мест-то обычно немного. По факту есть классы, где учатся 30 ребят, а то и 35. И как тут быть?

    И вот теперь в эти самые санитарные нормы и правила внесены изменения. Есть корректировки технические, например слова «образовательный процесс» решили заменить словами «образовательная деятельность». Но есть положения, важные для учителей и родителей. Вот о них мы расскажем.

    Уже не двадцать пять

    Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть - ура! - исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?

    Не нагружать!

    Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).

    Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока - физкультуры, а во 2 - 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

    для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

    для обучающихся 2 - 4-х классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

    для обучающихся 5 - 7-х классов - не более 7 уроков;

    для обучающихся 8 - 11-х классов - не более 8 уроков.

    Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

    Снизилась и продолжительность уроков для первоклассников. Вот как сказано в документе:

    «Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

    Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждыи, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый (раньше было 45 минут. - Авт.);

    Обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

    Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

    На электронную доску не смотреть (почти)

    Изменились нормы для работы за компьютером. Прежние разрабатывались еще когда в классах стояли мониторы с электронно-лучевыми трубками. Иной раз, правда, их и сейчас можно обнаружить в школах, но все-таки в основном теперь ЖК-экраны. А они менее вредны для зрения. Поэтому теперь: «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

    для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут,

    для учащихся 3 - 4-х классов - не более 25 минут,

    для учащихся 5 - 6-х классов - не более 30 минут,

    для учащихся 7 - 11-х классов - 35 минут.

    Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4-м классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11-м классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2-м классах составляет не более 25 минут, 3 - 4-м классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

    Раньше нормы были меньше - первоклашки могли смотреть на экран не больше 10 минут.

    Врачи еще требуют, чтобы дети не использовали «на одном уроке более двух видов электронных средств обучения» - то есть планшет и интерактивную доску, например.

    Третья физкультура

    Отдельно закреплен в нормах третий урок физкультуры. Причем в такой редакции: «Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки.

    Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

    10 часов на занятия после уроков

    Еще одно важное положение - количество часов на внешкольную деятельность. Она теперь записана в образовательном стандарте. И школы усердствуют, нагружая ребят проектной деятельностью, экскурсиями, соревнованиями, походами.

    Теперь установлен предельный объем такой нагрузки.

    Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

    Старшие классы

    Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

    Группа продлённого дня

    Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

    Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

    Образовательный процесс

    Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. . Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

    Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
    • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
    • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

    Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. .

    Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

    Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

    В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

    Ученики

    Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.