Курс ораторского искусства и риторики в помощь начинающему учителю

В последнее время привлекают пристальное внимание и исследователей, и практиков. На первый взгляд, особой новизны здесь нет: еще в тру­дах теоретиков античности указывалось на необходимость учета ау­дитории, установления с нею контакта, управления вниманием слуша­телей. Но в более поздние периоды эта проблема почти ушла из поля зрения, ее нередко игнорировали, выдвигая на первый план только вопросы правильности речи или логики изложения. Однако нельзя не заметить, что любая сторона выступления - будь то аргументация, или культура речи, или композиция, или контакт оратора с аудито­рией - не может быть до конца понята, а значит, и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Интерес к психологии с точки зрения ее применения в риторике усилился в 60-е годы нашего века. В литературе этого периода отмечалось, что всякая агитацион­но-пропагандистская работа, всякая дискуссия, всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воз­действия слова на настроения, чувства, поступки людей.

При этом важно подчеркнуть, что риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторс­кой деятельности.

Любое публичное выступление является целенаправленным рече­вым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, ко­торые при этом возникают и которые нам помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протека­ет процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.

Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями как по общей, так и по социальной психологии, а также уметь на практике их использо­вать. Другими словами, психологическая культура оратора - это единство знаний, отражающих закономерности психической деятель­ности человека, и умения применять эти знания в конкретных усло­виях работы с людьми.

Главная цель орато­ра - передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, приз­вать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздейс­твие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете, на выступле­ние. Таким образом, ораторская речь - это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а те­перь просто "озвучивается", а постоянная импровизация, учитываю­щая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выс­тупления и многие другие факторы. Аудитория как бы становится со­автором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качест­ва, чтобы выполнять поставленную задачу, оказать желаемое воз­действие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивле­ние аудитории.

Прежде всего, он должен четко представлять, какими средства­ми воздействия на аудиторию располагает. Одно из важных преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных - от лат. verbum - слово), и связанных с речью непосредственно (го­лос, интонация), и невербальных (жест, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, по­могают влиять и на разум, и на чувства слушателей.

Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необ­ходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы соб­рать внимание аудитории дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сос­редоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутс­твием, внезапным началом речи, ошеломить их, - в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого - приковать вни­мание, пробудить интерес.

Понятие внимания - ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восп­риятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Частота колебаний, устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам ауди­тории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать уста­лость у слушателей.

По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание - это дверь в сознание человека, и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные компо­зиционные, речевые и методические приемы.

Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:

Интригующее начало;

Прерывистое ("пунктирное") развертывание тезиса;

Вопросно-ответный ход рассуждения;

Контрастное сопоставление аргументов;

Экспрессивное заключение.

Речевые средства:

Использование литературных образов, цитат, крылатых выра­жений;

Использование разностилевой, экспрессивной лексики;

Художественность изложения (тропы и фигуры речи): дра­матизация речи;

Интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.

Методические средства:

Рассмотрение проблемных ситуаций;

Выделение основных моментов речи:

Полемический характер изложения;

Зрительный контакт с аудиторией;

Использование наглядности, технических средств;

Использование обращений к аудитории для возобновления вни­мания.

Следует особо остановиться на технике аргументации и компо­зиции речи. Известно, что аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и та­кими же сильными заканчивать. Здесь действует так называемое "правило рамки" (или "закон края"). Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, просто разговор) должна быть заключена в рамку. Этой рамкой могут быть сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, яркие, запоминающиеся начало и конец выступления. Суть правила - в особом психологическом законе работы памяти, сформу­лированном в XIX в. ученым Г.Эббингаузом: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в па­мяти человека лучше, чем середина.

Так, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении речи - итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи. Соблюдение этого же правила помогает выбрать наиболее эффективный способ построения короткой агитаци­онной речи: постановка проблемы в начале речи (нередко в форме риторического вопроса) и сжатый вывод из всего сказанного в кон­це, содержащий ответ на поставленный вопрос.

Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие упот­ребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальные - раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию.

Речевые ошибки дают и еще один отрицательный психологический эффект. Они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Иногда слушатели вообще перестают вникать в содержание и только следят за тем, как произносится речь. Это приводит к уменьшению, а иногда и полному исчезновению предпола­гаемого эффекта.

Важная сторона психологической грамотности оратора - учет особенностей аудитории.

Аристотель в "Риторике" писал: "Речь слагается из трех эле­ментов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего".

Оратору приходится обращаться к "образу" аудитории неоднок­ратно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

Аудитория - это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. Этих людей объединяют общие усло­вия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). Аудитория - это не просто "сумма личностей", ее составляющих. В группе человек ве­дет себя по-иному, по-иному чувствует, и процессы восприятия, за­поминания, мышления протекают иначе, чем если бы оратор воздейс­твовал на каждого слушателя по отдельности. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Это хорошо видно, например, в реакциях аудитории массового митин­га, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают боль­шинство слушателей и выражаются довольно бурно.

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разде­ляют аудиторию на различные группы. Прежде всего, слушатели неод­нородны по тем причинам (мотивам), что привели их на митинг, лек­цию или собрание. Конечно, лучше всего, когда люди идут что-то узнать, обсудить, интересуясь темой разговора и разбираясь в ней.

Но слушатели с интеллектуально-познавательными мотивами -это еще не вся аудитория. Всегда есть те, кто пришел, подчиняясь приказу, порядку, долгу; есть и те, кого больше интересует сам оратор (о чем бы он ни говорил) или ситуация общения ("побыть на людях"). Цель оратора - захватить, увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы второй и третьей группы в интеллектуально-познавательные.

От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала, а также то, сколько слушателей, первоначально отнесенных к поверхностному или соглашательскому типу, в конце выступления перейдут в группу конструктивных.

Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять се­бе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими неизбежными потерями информации приходится считаться, а также помнить, что, по выражению Г.В.Гете, "каждый слышит лишь то, что он понимает", и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, обеспечивать ее понимание.

С психологической культурой оратора неразрывно связана эти­ческая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону ре­чевого мастерства называют еще коммуникативной культурой или культурой общения.

Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора - от начального момента подготовки к выступлению и до самокритичного анализа состоявшейся речи. Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический кли­мат в аудитории: прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора как человека, вызываю­щего доверие, уважение. Недаром еще Цицерон считал наиболее важ­ными предметами в образовании оратора этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слуша­телей к себе и не добьется успеха.

Этика оратора - это совокупность нравственных норм, ценност­ных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики - такт, проявляющий­ся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общи­тельности, чуткости.

Такт особенно важен в академическом и деловом красноречии, где неопытный оратор может легко впасть в назидательный, поучаю­щий тон или без необходимости прибегнуть к жестким, авторитарным формулировкам.

Этически значимой является и форма произнесения речи. Гово­рить намного труднее, чем читать по тексту, но именно живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению кон­такта и атмосферы доверия, обеспечивает эффективность выступле­ния.

Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет, включающий в себя совокуп­ность приветствий, обращений, пространственные отношения между говорящим и слушающими, систему жестов и мимических движений ора­тора.

Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей. Но начальная фраза речи несет и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют так называемые "самоубийственные" начала выступления, затрудняющие контакт с собеседниками. Это выражения типа: " Я не знаю, как начать", "Я, правда, специально не готовился", "Вряд ли вам понравится то, что я скажу", а также фразы: "Вам, конечно, пока неизвестно", "Вы, наверное, еще не знаете, не читали, не слышали"... Нежелательны и злоупотребления местоимением "я" и бесконечные ссылки на собственный опыт. В.Писарек называет это "дать волю самовлюбленности" и считает это "грехом столь же тяж­ким, как и грех оскорбления слушателей ". Другой автор, И.Томан, рекомендует произносить слово "вы" погромче, а слово "я" - потише.

Этикет проявляется и в том, насколько точно выбрана дистан­ция между оратором и аудиторией. (Этот аспект изучается специаль­ной наукой проксемикой). Если не вдаваться в некоторые осо­бенности, обусловленные национально-культурными различиями разных народов, то необходимо руководствоваться такими общими правилами:

Расстояние между говорящим и слушающими определяется родом и жанром речи; наибольшая дистанция - 3-4 м - в ситуации официальной речи (собрание, совещание и т.п.);

Превышение обычной дистанции затрудняет контакт и говорит нередко о неуверенности оратора, об отсутствии духовной общности, о высокомерии. Все эти причины отрицательно вли­яют на успех речи;

Уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется слу­шателями как попытка навязать им чуждое мнение, как стрем­ление подавить их волю; в большинстве случаев физический контакт (прикосновение) нежелателен.

Другая, связанная с риторикой наука - кинемика - изучает роль жестикуляции и мимики как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Роль жестов велика и в обиходной ре­чи. Но в ситуации "оратор - аудитория" жест становится одним из средств передачи информации, он призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей.

Жесты тесно связаны с национальной культурой, имеют социаль­ные ограничения в использовании и, наконец, жесты и мимика строго индивидуальны. Общее правило здесь таково: жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему и над­лежащим образом подчеркивать некоторые ее элементы.

Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты - они выдают неискренность, нарочитость речи. Но не менее опасны и мо­нотонные, однообразные жесты, усыпляющие слушателей и лишающие речь выразительности.

Оратор не должен специально "придумывать" жесты, но контро­лировать их он обязан. "Исполнение, - говорил Цицерон, - требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса".

Психологические и этические аспекты риторики, так же как и другие стороны ораторского искусства, как в фокусе, сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Мы уже от­мечали, что он одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему. Какими же качествами должен обладать хороший оратор?

Само собой разумеется, на первое место мы ставим компетентность, эрудицию, высокую общую культуру, - здесь комментарии не нужны. Затем следует отметить убежденность оратора, которая пред­полагает, что он говорит лишь то, во что верит и чему сам следу­ет. У одного из поэтов древнего Востока читаем:

Чтоб собесебник ношу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чем-то убедить другого,

Когда ты сам в свое не веришь слово?

Кроме упомянутых качеств, оратор должен обладать также комп­лексом специфических психологических свойств, необходимых для ус­пешного выполнения своей социальной роли. Это такие качества ума, как гибкость, критичность, самокритичность; волевые качества - настойчивость, решительность, самообладание; эмоциональные ка­чества - устойчивость, импульсивность, жизнерадостность; коммуни- кативные качества - доброжелательность, общительность, скром­ность, такт; деловые качества - организованность, целеустремлен­ность, деловитость, энергичность, работоспособность.

Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействий с нею и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их со­четание с природным темпераментом, особенностями характера, опы­том дают нам многообразие индивидуальных стилей, определяют успех любого выступления.

"Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой - вкрадчивою грациею изложения; тре­тий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения и т.д. Каждый из них го­ворит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты", - говорил В.Г. Белинский.

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
 Использование в устной речи логических законов мышления;
 Произнесение устной речи;
 Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

«Тезис аргумент иллюстрация»

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения.



Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления

План рассмотрения

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда-как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

УДК 37.013: 808.5

Н. М. Полетаева, Е. А. Родина Ораторское искусство педагога

В статье раскрывается сущность, структура и значимость ораторского искусства для становления профессиональной зрелости педагога. Показана взаимосвязь ораторского искусства с профессиональными компетенциями педагога, раскрыты условия формирования ораторского искусства в непрерывном педагогическом образовании.

The article reveals the essence, structure and significance for the development of vocational education of oratory teacher. The interrelation of oratory with the professional competence of the teacher, revealed conditions of formation of oratory in continuous pedagogical education.

Ключевые слова: ораторское искусство педагога, педагогическое общение, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость педагога, условия формирования ораторского искусства педагога.

Key words: oratorical art of the teacher, pedagogical communication, pedagogical activity, professional maturity of the teacher, conditions for the formation of the oratorical art of the teacher.

Педагогический процесс в любой образовательной организации осуществляется во взаимодействии педагога и обучаемого, чаще всего, непосредственном, реже - дистанционном, с помощью Интернета. В любом случае главным средством взаимодействия является речь педагога: устная или письменная. Дистанционное взаимодействие педагога и обучаемого пока не является основным способом общения, непосредственная речь: беседа, лекция, опрос и т. д. остаются главным механизмом педагогического взаимодействия, эффективность которого зависит, в том числе и от ораторского мастерства. Ораторское искусство педагога является одним из признаков профессиональной зрелости; от него зависит интерес, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия . К профессиональным компетентностям педагога новый федеральный государственный образовательный стандарт относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». Таким образом, ораторское искусство педагога должно быть одним из результатов его профессиональной подготовки и условием эффективного педагогического взаимодействия, которое является базовым компонентом педагогической деятельности, определяющим качество результата и процесса в системе образования.

© Полетаева Н. М., Родина Е. А., 2017

Ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена делают акцент на деловом характере педагогического общения в учебных заведениях и предлагают использовать термин «профессионально-педагогическое общение», под которым понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» .

Педагогическое общение выполняет три ключевые функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) и интерактивную (организация и реализация совместной деятельности) . Ораторское искусство педагога связано с готовностью к эффективному профессионально-педагогическому общению, стремлением проектировать и реализо-вывать все перечисленные функции.

Педагог заходит в аудиторию, класс, группу и т. д. и здоровается со своими воспитанниками, обучаемыми, слушателями. В одном случае, появляется желание учиться, выполнять задания, интерес; в другом - возникает протест, желание уклониться от взаимодействия с педагогом или, еще хуже, навредить ему . Почему возникает такая разная реакция на педагогов? Одной из причин является разное ораторское искусство, которое проявляют педагоги. Ораторское искусство педагога включает:

1) готовность к передаче информации:

Манеру говорить - «по бумажке», периодически обращаясь к источнику информации или «как соловей», держа всю информацию в голове; чем лучше человек владеет излагаемой информацией, понимает, о чем говорит, тем лучше его слушают и запоминают;

Информация запоминается, если имеет эмоциональную метку, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Монотонное, банальное изложение, которое не вызывает никаких эмоций, скорее вводит в трансовое состояние. Можно использовать этот прием для запоминания информации, которая дается поставленным голосом, четко, кратко, сразу после монотонной и неинтересной речи; такая информация хорошо запомнится.

Запоминается структурированная информация, представленная в таблицах, схемах, рисунках, с использованием пиктограмм, выделенная цветом, шрифтом и т. д.; информация, имеющая концептуальный код, а также та, которую можно соотнести с понятийной матрицей современной научной картины мира.

2) перцептивную готовность:

Умение одеваться в соответствии с ролью педагога - строго, чисто, аккуратно, без избытка аксессуаров, элегантно, исключая элементы спортивного и вечернего стилей в одежде;

Соблюдение среднего темпа речи, который не должен быть слишком быстрым и слишком медленным, оба варианта раздражают;

Владение тембром речи (высокие ноты не только не запоминаются, но и могут вызвать нервное перенапряжение; низкий тембр воспринимается более благоприятно). Но все занятие на одних низких тонах тоже выстраивать нельзя, поэтому необходимо варьировать тембр речи, выделять голосом важную информацию, чередовать низкий и обычный тембр, возможно кратковременное использование высоких нот для выделения информации;

Умение держать тихую паузу - при помощи который можно управлять аудиторией: выделять важную информацию, делать замечание, давать возможность подумать или ответить на вопрос и т. д.; громкая пауза вызывает раздражение, снижает работоспособность;

Владение телом - поза, амплитуда движений, жесты могут способствовать усвоению излагаемой информации или отвлекать, раздражать, вызывать сексуальные чувства; монолитное, без движений изложение информации подавляет, снижает познавательный интерес, и избыток движений мешает сосредоточиться, отвлекает. Негативно воспринимаются навязчиво повторяющиеся движения, чрезмерные тактильные контакты с обучающимися; неожиданное движение можно применять для привлечения внимания, для выразительности речи, но они должны быть очень редкими, иначе должный эффект не достигается. Некоторые педагоги используют неожиданные позы - приседают, забираются на стул или прячутся за штору, все это дает желаемый эффект только при одноразовом применении;

Осуществление постоянной обратной связи с аудиторией - непрерывное сканирование и учет поз, реплик, взглядов, жестов; поэтому взгляд педагога должен быть устремлен не в потолок или окно, пол или стену, а направлен на детей, перемещаясь по горизонтали от одного воспитанника к другому, не задерживаясь на одном человеке более 20 секунд; даже при очень доброжелательном взгляде, который направлен на слушающего - уже через 20 секунд возникает напряжение, смущение, а у остальных - чувство отчуждения;

Чувство юмора - необходимый компонент речи педагога, который особенно ценится старшеклассниками и одаренными детьми. Можно включить в изложение анекдот или шутку, раскрывающие тему, можно посмеяться над собой (редко и осторожно), шутить над обучаемыми можно только в случае необходимости восстановить рабочую атмосферу, дисциплину. Самому педагогу над шутками и анекдотами лучше не смеяться, как это делают известные юмористы, важнее вызвать эмоции у слушателей;

3) организационную готовность:

Учет динамики работоспособности при выстраивании плана изложения - в первые пять минут усваивается обычно не более 10 % информации, поэтому сначала может быть использована яркая, неожиданная и интересная фраза, образ, пример и т. д., или педагог называет тему, знакомит с планом занятия, постепенно вовлекая и настраивая на познавательную деятельность. В середине занятия, работоспособность начинает падать, можно применить физкультминутки, релаксационные паузы, смену видов деятельности. В конце занятия необходимо плавно снижать активность обучаемых: сделать обобщение информации, подвести итог занятию, спросить, что запомнилось или вызвало вопросы, обобщить информацию или дать возможность интерпретировать полученную информацию. При поддержании высокого уровня работоспособности до последней минуты занятия после перемены обучаемые не успевают восстановиться, происходит перевозбуждение и на следующем занятии педагогу приходится затрачивать значительно больше времени на дисциплинарные вопросы и обеспечение должного уровня внимания;

Побуждение к действию - главная задача речи педагога, в первую очередь к познавательной деятельности и, возможно, к исследовательской, трудовой, творческой и т. д. Способствуют активности и деятельности заинтересованность самого педагога обсуждаемой проблемой, желание помочь, предложение видов деятельности с ориентацией на зону ближайшего развития воспитанника, объяснение практической значимости и организация совместного творчества;

Смена видов деятельности на занятии: желательно от четырех до семи видов деятельности; менее четырех видов - монотонность, однообразие и утомление. Более семи видов деятельности - слишком быстрое переключение, за которым большинство воспитанников не успевают.

Проектирование педагогического общения предполагает заполнение матрицы, включающей компоненты структуры деятельности всех субъектов общения по всем функциям: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Необходимо предусмотреть не только приемы мотивации обучаемых, но и самомотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; продумать способы развития рефлексии обучаемых и своей педагогической деятельности и т. д.

Готовность к эффективному педагогическому общению предполагает, не только наличие у педагога ораторского искусства, но и готовность к формированию такового у своих учеников.

Ораторское искусство педагога предполагает матрично-ситуативный подход к моделированию и осуществлению педагогического взаимодействия: матричный подход позволяет учесть идеальный образ каждого компонента и функции педагогической деятельности, ситуативный - варьировать реализацию задуманного проекта в зависимости от обстоятельств. В идеале каждый педагог хочет и может общаться с воспитанниками, получает удовольствие от процесса общения, может четко выстроить цель и план вариативного педагогического взаимодействия, владеет всеми способами изложения информации и организации деятельности обучаемых, может заинтересовать и обеспечить непрерывную адекватную обратную связь, добиться результатов, включенных в ФГОС.

Ораторское искусство формируется на всех ступенях образования: воспитанники ДОУ участвуют в инсценировках, занятиях, праздниках с небольшими выступлениями; школьники готовят доклады, сообщения, выступают в роли учителя и участвуют в театральных постановках. Для студентов педагогических факультетов необходим межфакультетский курс по выбору «Ораторское искусство педагога», где будущие учителя разных учебных предметов и направлений могут совершенствовать свои ораторские навыки применительно к профессиональной педагогической деятельности. В структуре программ стажировки молодых педагогов необходим модуль по совершенствованию ораторского искусства, так как большинство работающих менее трех лет в системе образования, испытывают затруднения в данном вопросе. Данный модуль может быть в сокращенном виде и содержании программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех педагогов -воспитателей, учителей, руководящих работников.

Анализ данных эксперимента, проведенного на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга, показал наличие следующих зависимостей:

1. От степени сформированности коммуникативной готовности, в том числе и ораторского искусства уровень усвоения обучающимися программы ДОО (коэффициент корреляции R = 0,75), быстрота адаптации к ситуации школьного обучения и качество усвоения школьной программы на начальном этапе обучения (коэффициент корреляции R = - 0,71).

Уровень эффективности педагогического взаимодействия в ДОО зависит от степени согласованности действий всех субъектов образовательного процесса в ДОО, что напрямую связано с уровнем освоения ораторского искусства. Состояние здоровья, комфортный психологический микроклимат в образовательной организации, включающий в себя корпоративную культуру, межличностные отношения по типу «эмоционально-положительный пари-

тет», единство педагогических ценностей и целей у большинства членов педагогического коллектива и социального партнерства педагогов, детей и родителей также зависит от степени сформирован-ности ораторского искусства руководителя организации.

Система условий формирования эффективного педагогического взаимодействия в образовательной организации включает здоро-вьесозидающую развивающую среду, включающую акмеологиче-скую модель управления и корпоративную систему повышения квалификации профессиональной поддержки педагогов; создание атмосферы творчества и успешности, доминирование в коллективе межличностных отношений по типу «эмоционально-положительный паритет». На организационно-структурном уровне это означает:

Создание психолого-валеологической службы;

Организацию работы медико-психолого-педагогической комиссии;

Формирование творческих групп по проблеме общения и педагогического взаимодействия;

Организацию клуба «К здоровой семье через детский сад» (создание условий для здоровьесберегающей педагогической деятельности, пропаганду здорового образа жизни и поддержку здоровья всех субъектов образовательного процесса) .

На организационно-управленческом уровне оказывается

поддержка мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; создается корпоративная модель повышения квалификации и профессиональной поддержки; систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие проявление качеств, необходимых для формирования эффективного педагогического взаимодействия и опыта публичных выступлений; осуществляется мониторинг эффективности педагогического взаимодействия и организуется работа по профилактике синдрома психоэмоционального и профессионального выгорания .

На дидактическом уровне разрабатывается система образовательной и оздоровительной работы по формированию эффективного педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; осуществляется просвещение и консультирование всех субъектов образовательного процесса по вопросам общения, педагогической культуры и здорового образа жизни; обеспечивается соблюдение психолого-валеологических требований к образовательному процессу; оказывается помощь педагогам в самореализации и самообразовании; поддерживается и сопровождается инновационная деятельность педагогов, участие в конкурсном движении, аттестации, адаптации молодых специалистов, организуется стажировка и возрождается институт наставничества .

На методическом уровне применяются игровые, коррекционные и развивающие технологии формирования эффективного педагогического взаимодействия: игровая и арттерапия, изотерапия, креативная (песочная) терапия, сказкотерапия, коммуникативный тренинг, ритмопластика, релаксационные игры и практики .

На личностно-деятельном уровне обеспечивается готовность всех субъектов образовательного процесса в образовательной организации к эффективному педагогическому взаимодействию (администрации, педагогов, родителей, обучающихся), в том числе и коммуникативная .

Готовность к моделированию и реализации данных условий является одной из профессиональных компетенций руководителя каждой образовательной организации.

Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред. А.С. Роботовой. - 4-е изд., переаб. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Зверева Н. Я говорю - меня слушают: Уроки практической риторики. -2-е изд. - М.: Альпина Паблишерез, 2011. - 234с.

4. Проблемы становления профессиональной зрелости педагога в условиях непрерывного образования: сб. науч. тр. - Вып.3: Акмеология профессиональной деятельности педагога / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 175 с.

5. Родина Е.А. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия в ДОУ: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 83 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология управления:учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 512 с.

7. Шейнов В.П. Тайны поведения человека: Секретные ниточки, кнопки и рычаги. Трансактный анализ - просто, понятно, интересно. - М.: АСТ, 2017. -316 с.

УДК 378.014.5

В. Н. Скворцов

Непрерывное образование

как основа современного научного знания

В статье рассматривается система непрерывного образования как интегральная характеристика современного научного знания. Механизмы модернизации образования анализируются в контексте актуальных задач социально-экономического развития страны и установки на вариативную самореализацию личности. Обоснована ведущая роль университета в процессе образования через всю жизнь.

The article considers the system of continuous education as an integral characteristic of modern scientific knowledge. Mechanisms of modernization of education are analyzed in the context of the urgent tasks of the country"s socioeconomic development and setting for variative self-realization of the individual. The leading role of the university in the process of lifelong education is grounded.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, общество знания.

Key words: continuous education, self-education, knowledge society.

Непрерывное образование - термин, обозначающий образовательное общественное явление как сферу необходимой практики стремящегося к самосовершенствованию человека. Теоретическое осмысление явления непрерывного образования предполагает обращение к причинам и следствиям обусловленности изменений в системе образования в целом.

Нравственность и компетентность должны стать основными императивами современного непрерывного образования, так как система образования - это главный движитель цивилизационного и культурного процессов, главный производитель человеческого капитала страны. Образовательная политика России, ее смысл и приоритеты, философское осмысление новых образовательных концепций по-настоящему предопределяют перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущих поколений. Тот, кто научился учиться, кто испытывает потребность в постоянном обновлении имеющегося знания, диапазона и качества знания, будет востребованным человеком завтрашнего дня.

© Скворцов В. Н., 2017

* Статья подготовлена по итогам доклада, представленного на конференции «V Лужские научные чтения», 22 мая 2017 г., ЛГУ им. А.С. Пушкина.

ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ -
ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ
Основу данного раздела составляют материалы,
предоставленные Б.В. Найденовым

Предмет и задачи ораторского искусства

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
· Использование в устной речи логических законов мышления;
· Произнесение устной речи;
· Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Основные сведения о логических законах мышления.

Знания, сообщаемые студентам, выражаются в понятиях. Одни из них студентам знакомы, другие являются новыми. В любом познавательном акте, усвоение знаний происходит через установлении связей известного с неизвестным. Преподаватель должен обеспечить усвоение нового понятия, опираясь на знание старого. В понятиях различают содержание и объем, нужно раскрыть их в процессе занятия или при ответе на вопрос. При этом необходимо опираться на знание студентами уже известных, «старых» понятий.
Одним из важнейших элементов убедительного изложения материала является рациональное построение логического хода рассуждений. Здесь преподаватель использует известные формы умозаключений: дедукцию, индукцию и аналогию. В каждом конкретном случае преподаватель должен выбрать такую форму умозаключений, которая обеспечивает наибольшую строгость, доходчивость и полноту доказательств. Естественно, в процессе проведения занятий необходимо четко следовать общеизвестным законам логики: закону тождества, закону противоречия, закону исключения третьего и закону достаточного основания.

Достаточно интересный и интенсивный курс риторики приглашает посетить школа ораторского мастерства «Твоя сцена».

Завоевать аудиторию и удерживать её внимание на протяжении 45 минут – дело достаточно непростое. Тем более, если речь идёт о детях и подростках. Курсы ораторского мастерства и риторики помогут молодому педагогу научиться работать со своими маленькими слушателями и в разы повысить эффективность проводимых школьных занятий.

Как говорить и быть услышанным?

Обучение ораторскому мастерству включает в себя не только работу с голосом. В обязательном порядке время уделяется постановке правильного дыхания и умению оратора поддерживать контакт с аудиторией, вовлекать слушателей в суть лекции.

Программа обучения риторике для преподавателей состоит из следующих тематических блоков:

  • Основы ораторского искусства. Для того чтобы хорошо понимать предмет изучения и осознавать его важность в просветительской деятельности, необходимо изучить историю развития данного искусства и его теоретические постулаты.
  • Дыхательные техники. Правильное дыхание позволяет оратору говорить долго и проникновенно, не чувствуя при этом сухости во рту. Кроме того, то, как преподаватель берёт дыхание, влияет и на восприятие его речи аудиторией.
  • Упражнения для артикуляции и дикции. Даже если речь педагога кажется чёткой и вполне внятной, это ещё не означает, что она будет в полном объёме воспринята аудиторией. Упражнения для развития речевого аппарата помогут развит чёткость и скорость речи. В результате педагог сможет донести до учеников больший объём информации, а они в свою очередь – лучше воспринять её.
  • Техники удержания внимания публики. Преподаватель, если он хочет быть услышанным, должен научиться поддерживать зрительный и эмоциональный контакт с аудиторией. Благодаря ряду упражнений учитель овладеет техникой привлечения внимания каждого ученика. Это положительно скажется на общей успеваемости по предмету, так как каждый ученик постепенно проникнется ощущение, что преподаватель работает именно с ним, и станет более ответственно относиться к предмету.
  • Интонирование и жестикулирование. Правильно поставленное смысловое ударение, понижение или повышение громкости голоса, смена тембра – все эти приёмы делают речь более выразительной и эмоционально насыщенной. Но очень важно уметь применять подобные навыки к месту. То же касается и жестикуляции. Нередко причиной снижения способности аудитории осмысленно воспринимать информацию становится смешная жестикуляция лектора.

Достаточно интересный и интенсивный курс риторики приглашает посетить школа ораторского мастерства «Твоя сцена» . Преподавателем курса является действующая актриса театра и кино Марина Зайцева, работающая по собственной методике. Об эффективности предложенной педагогом программы говорит большой интерес к её авторскому курсу арт-риторики. Более детальную информацию, а также расписания занятий и новости театральной студии «Твоя сцена» можно