Как найти нужный вид сведений смэв3. Как найти нужный вид сведений смэв3 Что такое push сервер в смэв 3

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами при предоставлении госуслуг с 1 января 2015 г. должно осуществляться исключительно с использованием единого электронного сервиса - третьей версии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Также запрещается самостоятельная разработка новых сервисов. Об этом объявили в Минкомсвязи РФ.

Органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано перейти на единый электронный сервис с 1 января 2017 г., добавили в министерстве, сославшись на постановление Правительства РФ № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

«Обновленный сервис обеспечит единый формат взаимного обмена информацией, гарантированную доставку сообщений, механизм очередей электронных сообщений, позволяющий решить проблему перегруженности популярных сервисов, увеличение размера передаваемого сообщения с 5 МБ до 1 ГБ, а также интеграцию с главным удостоверяющим центром для проверки электронных подписей, - говорится в заявлении Минкомсвязи. - Новая версия системы предполагает взаимодействие между органами власти субъектов РФ, а не только с органами власти федерального уровня, как это было ранее».

Переход на последнюю версию СМЭВ планируется начать с самых востребованных сведений. Отключение остальных уже существующих сервисов пока производиться не будет, однако запуск новых, не соответствующих требованиям, прекратится с 1 января 2015 г.

В тестовом режиме последняя версия СМЭВ уже запущена в Москве, Мордовии, Башкортостане, Татарстане, Тюменской, Ярославской, Новосибирской областях и Приморье, говорится в сообщении Минкомсвязи.

Отметим, что со СМЭВ 3.0 начался переход инфраструктуры электронного правительства на свободное ПО. Для построения новой версии системы было выбрано свободное решение Apache ActiveMQ, тогда как предыдущая версия была построена на решении Oracle.

Как работает СМЭВ 3.0

Об особенностях работы новой версии СМЭВ в недавнем интервью рассказывал заместитель министра связи Алексей Козырев:

«Функциональность, которая сейчас реализована в СМЭВ 2.0, полностью останется.

В СМЭВ 3.0 добавится функциональность, связанная с очередью гарантированной доставки, позволяющей ведомствам взаимодействовать в асинхронном режиме и обеспечивать, таким образом, сглаживание пиковых нагрузок - стабилизацию системы.

В третьей версии создается технология, при которой для организации взаимодействия в СМЭВ по обмену сведениями не требуется каждый раз интегрироваться с их поставщиком на каких-то особых условиях.

Сейчас мы имеем огромное количество интеграционных проектов, в каждом из которых осуществляется двухстороннее тестирование интеграции, позволяющее убедиться в том, что электронное взаимодействие работает. На это уходят огромные деньги, огромное количество времени. Новая СМЭВ отличается от предыдущей версии тем, что она создает интеграционный стандарт, в рамках которого состав данных и вид сервиса, отдающего данные, можно менять с помощью настроек.

Также мы создаем систему автоматического тестирования.

Дело в том, что когда кто-то подключился к СМЭВ, выбрал нужные сведения и настроил свой адаптер, для того, чтобы он эти сведения забирал, необходимо убедиться в корректности этой настройки.

И сейчас, когда регионы выстраиваются в очередь к федеральным органам исполнительной власти («дайте нам протестировать корректность обмена сведениями с вами»), возникает эффект бутылочного горлышка. Поэтому, чтобы все можно было сделать силами своего собственного разработчика, не требуя с той стороны никаких действий.

Мы создаем автотест, который позволяет сформировать базу определенных ситуаций: как сервис реагирует при правильном запросе, как - при ошибочном. Он полностью ведет себя как «боевой» сервис и позволяет сделанную настройку протестировать.

Наконец, в новой СМЭВ реализована технология передачи больших объемов данных.

В настоящий момент действуют ограничения - пересылать можно вложения не более 5 МБ. И когда, например, Росреестр хочет передать вложение в виде документов с кадастровыми схемами, оно «не пролезает». Данная проблема будет решена за счет того, что в сообщение станет вкладываться ссылка на документ, который лежит в файловом хранилище, интегрированном со СМЭВ.

В СМЭВ 3.0 существенно более развита функциональность для региональных операторов - для субъектов, которые интегрируют свои региональные шины с федеральной.

Пока что у нас большую часть администраторских функций выполняет «Ростелеком», и точки входа в него (адреса электронной почты и пр.) выступают для региональных операторов интерфейсами. Сами функции при этом от них как бы закрыты.

Сейчас мы создаем специальный интерфейс, который на местах будет позволять видеть отчетность и доступность ресурсов, а также выполнять большинство функций оператора СМЭВ на уровне региона.

Сейчас у нас есть единая СМЭВ (федеральный уровень) и 83 региональных сегмента в каждом субъекте РФ (без учета Крыма и Севастополя) - такие логические СМЭВ.

Есть много видов взаимодействий на региональном уровне, которые должна обслуживать региональная СМЭВ. По факту мы сейчас видим, что в половине субъектов реализованы собственные интеграционные шины, выполняющие функции региональных СМЭВ.

Получается, что в этой конструкции региональный сегмент инфраструктуры электронного правительства (региональная СМЭВ) становится лишним, потому что он дублирует то, что регион и так на своем уровне делает.

Таким субъектам мы предоставим возможность интеграции с федеральной СМЭВ напрямую.

Новая система будет позволять региональной шине напрямую подключаться к федеральной СМЭВ. За счет этого существенно снизится нагрузка на эксплуатацию всей инфраструктуры. Для тех субъектов, у которых собственных региональных шин нет, мы также обеспечим возможность подключения региональных информационных систем к федеральной СМЭВ».

В материале представлен алгоритм поиска видов сведений СМЭВ 3. Рассматриваются источники информации о ВС: интерфейс Технологического портала СМЭВ, План перехода на использование Методических рекомендаций 3.х, Единый отчет СМЭВ. Описывается процесс проверки работоспособности продуктивной версии ВС.

Проблема поиска вида сведений в СМЭВ

Разработчики СМЭВ в качестве основного инструмента поиска видов сведений СМЭВ 3 предлагают использовать веб-интерфейс, расположенный на Технологическом портале по адресу https://smev3.gosuslugi.ru . При этом пользователю предоставляется возможность поиска только по названию вида сведений, в то время как для предыдущей версии Техпортала был предусмотрен гораздо более широкий набор фильтров:

  • по владельцу сервиса (ведомству или организации)
  • по идентификатору
  • по ключевому слову в описании
  • по области применения
  • по доступности (общедоступный/ограниченно доступный)

Помимо отсутствия дополнительных фильтров процесс поиска может быть связан со следующими проблемами:

  • не все сервисы СМЭВ2 переводятся в СМЭВ3
  • при переходе со СМЭВ2 на СМЭВ3 поставщик может существенно изменить название сервиса (вида сведений), разбить один сервис на несколько ВС, или, наоборот, объединить сервисы (например, сервис СМЭВ2 ГИС ГМП в настоящий момент разбит на 10 видов сведений)
  • между выводом вида сведений в тестовую и продуктивную среду может пройти очень много времени (до 6 месяцев и более)
  • очень часто в тестовую и продуктивную среду выводят несколько версий одного и того же вида сведений
  • на Техпортале СМЭВ перестали публиковать актуальные данные о потребителях ВС
  • карточки видов сведений на Техпортале СМЭВ не индексируются поисковыми системами
  • наконец, в последнее время, в связи с необходимостью формального соблюдения плановых сроков, часто встречается практика установки «заглушек» на виды сведений в продуктивной среде (ВС выведен в продуктив, но либо не отвечает на продуктивные запросы, либо отвечает тестовыми данными)

Указанные проблемы усложняют поиск информации о виде сведений, а также затрудняю принятие решения о старте работ по подключению к ВС.

Дополнительные источники данных о видах сведений

План перехода на предоставление сведений с использованием единого электронного сервиса СМЭВ

На Технологическом портале СМЭВ опубликован документ «Приложение 2 к протоколу Плану перехода…», в котором представлен перечень ВС и сроки перевода электронных сервисов на исполнение Методических рекомендаций по работе с ЕСМЭВ версии 3. Этот документ является очень ценным по нескольким причинам.

Во-первых, в нем содержится однозначное соответствие между сервисами СМЭВ2 и видами сведений СМЭВ3.

Во-вторых, все сервисы и виды сведений сгруппированы по ведомствам (поставщикам).

В-третьих, в документе представлены даты вывода видов сведений в тестовую и продуктивную среду. Стоит, однако, учитывать, что данные сроки являются ориентировочными и могут сдвигаться. Формальный вывод вида сведений в продуктив также не свидетельствует о его работоспособности.

Самое главное — документ представляет собой файл в формате excel. В нем работает стандартный функционал поиска. То есть, можно поводить поиск по ведомству, названию сервиса СМЭВ 2 и вида сведений СМЭВ 3.

Минус документа заключается в том, что в нем содержится далеко не полный список видов сведений, а лишь те ВС, которым соответствуют сервисы СМЭВ2.

Единый отчет по СМЭВ

В Ситуационном центре электронного правительства публикуется документ «Единый отчет по СМЭВ». Доступ к нему предоставляется пользователям с учетной записью органа власти. Путь к документу: «Опубликованные отчеты» => «СМЭВ» => «Единый отчет по СМЭВ» => «СМЭВ. Единый отчет по СМЭВ: Отчёт №6_СМЭВ_Единый отчет по СМЭВ_». Отчет публикуется ежемесячно.

Документ представляет собой файл формата excel и содержит очень много полезной статистической информации. Среди прочего в нем есть вкладка «Невостребованные сервисы», на которой перечислены сервисы и виды сведений, к которым не поступают запросы. Таким образом, если вид сведений должен предоставлять востребованную информацию (1), уже выведен в продуктивную среду (2) и при этом включен в число «невостребованных» (3) — скорее всего, фактически он не работоспособен.

Файл «Статус ВС»

Недавно на главной страницы Технологического портала СМЭВ 3 появился информационный блок со ссылкой на сводный файл в формате excel с информацией о степени готовности всех видов сведений. Файл находится в открытом доступе. Найти его можно на главной странице техпортала : нужно открыть стандартный функционал поиска по содержимому страницы и найти фразу «отчет по статусу регистрации видов сведений». Под найденным текстом будет ссылка на актуальный вариант файла.

На 30.05.2018.

В файле содержится следующая информация:

  • полный перечень участников СМЭВ и их информационных систем (вкладка «Статус Участника»)
  • полный перечень видов сведений с указанием поставщика, соответствующего сервиса СМЭВ2 (при наличии), а также статуса вывода ВС в тестовую и продуктивную среду (вкладка «Статус ВС»)

Этот документ является наиболее важным источником данных для поиска нужного вида сведений.

Алгоритм поиска вида сведений

Использование сводных файлов с перечнем видов сведений вместо веб-интерфейса существенно облегчает процесс поиска нужного ВС.

Сам алгоритм поиска выглядит следующим образом:

  1. Переходим на Технологический портал СМЭВ и скачиваем актуальную версию файла «Статус ВС»
  2. Производим поиск ВС, используя стандартный функционал поиска:
    1. по названию или SID соответствующего сервиса в СМЭВ2
    2. по ведомству-поставщику
    3. по ключевому слову
  3. Если в списке представлено несколько версий одного ВС — стоит использовать самую последнюю
  4. При наличии доступа к файлу «Единый отчет СМЭВ» стоит проверить, не входит ли вид сведений в число невостребованных

Как упоминалось выше, вывод вида сведений в продуктивную среду не гарантирует его фактическую работоспособность. Поэтому до старта полномасштабных работ по подключению и интеграции с ВС стоит провести дополнительную проверку:

  1. Протестировать ВС в тестовой среде
  2. Получить доступ к ВС в продуктивной среде
  3. Вручную сформировать несколько боевых запросов по схеме ВС
  4. Используя бесплатный клиент к СМЭВ направить в адрес Вида сведений эти боевые запросы в продуктивной среде
  5. Дождаться содержательны ответов на запросы (само собой, ответы с кодами ошибки или ответы с тестовыми данными не являются содержательными)

Только наличие содержательных ответов на запросы в продуктивной среде позволяет судить о реальной работоспособности Вида сведений СМЭВ 3 и может служить сигналом к началу работ по интеграции с ВС.

04.07.2016, Пн, 10:55, Мск, Текст: Наталья Рудычева

Как известно, с начала 2015 года официально введена в эксплуатацию третья версия Системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). О том, какие работы по модернизации уже имеющихся решений необходимо провести государственным ведомствам в связи с переходом на новую версию СМЭВ 3.х и как организовать их для того, чтобы эффективно осуществлять межведомственное взаимодействие, в интервью CNews рассказал Ренат Шакирзянов, руководитель направления СМЭВ компании RedSys.

CNews: В чем основное отличие СМЭВ 3 от предыдущей версии?

Ренат Шакирзянов: На мой взгляд, основным отличием с точки зрения технологии стал переход с синхронного взаимодействия на асинхронное. Поясню на примере. В предыдущей версии СМЭВ 2.x обмен данными между участниками межведомственного взаимодействия происходил следующим образом. Одно ведомство отправляло запрос другому и сразу же ожидало результат обработки запроса. Опыт эксплуатации показал, что это приводит к тому, что в утренние и дневные часы возникают пиковые нагрузки, а в ночные часы, наоборот, оборудование простаивает.

Новые асинхронные технологии СМЭВ 3.x позволяют снизить пиковые нагрузки на инфраструктуру благодаря формированию очереди, сообщения из которой обрабатываются постепенно. Ведомство само определяет, когда и с какой интенсивностью обработать запросы в очереди. Понятно, что при этом страдает оперативность их исполнения, но также падает и пиковая нагрузка, что позволяет снизить требования к инфраструктуре – оборудованию, сетям и т.д.

Отдельно хотелось бы отметить, что асинхронное взаимодействие позволяет обеспечить гарантированную доставку запросов, тем самым обеспечивая более высокий уровень качества взаимодействия.

Еще одно важное отличие – создание единого сервиса СМЭВ, через который взаимодействуют все ведомства вместо того, чтобы разрабатывать собственные сервисы. Теперь они формируют вид сведений – перечень информации, которую они хотят либо предоставить, либо получить, и через единый сервис публикуют его для всех остальных потребителей и поставщиков.

Также одним из существенных преимуществ новой версии СМЭВ является увеличение объема передаваемых файлов. Ранее в одном сообщении можно было передавать до 5 МБ вложений, сейчас же это показатель увеличен до 1 ГБ. Это новшество позволяет вывести межведомственное взаимодействие на новый уровень.

CNews: Какие новые задачи приходится решать вашей компании в этой связи?

Ренат Шакирзянов: Среди наших клиентов несколько крупных федеральных ведомств, для которых мы создавали сервисы подключения к предыдущей версии СМЭВ. Сегодня нам необходимо реализовать взаимодействие в соответствии с новыми методическими рекомендациями. Речь идет о заказной разработке программного обеспечения – создании новых сервисов или модернизации уже имеющихся.

Ренат Шакирзянов: Поскольку требования к технологиям изменились, необходимо заново провести аналитическую часть работ

Поскольку требования к технологиям изменились, необходимо заново провести аналитическую часть работ. И в этот момент появляется возможность не только технологически изменить схему работы, но, возможно, и скорректировать бизнес-правила разработанных несколько лет назад сервисов, которые могли потерять свою актуальность. При этом как минимум в течение полугода старые и новые сервисы должны работать параллельно для того, чтобы их пользователи успели адаптировать к СМЭВ 3.x.

Например, в рамках подключения к СМЭВ одного из наших федеральных заказчиков несколько лет назад нами был разработан отдельный компонент, который обеспечивает взаимодействие между внешними системами и внутренними системами ведомства в формат СМЭВ 2.x, взяв на себя функции преобразования форматов. Сегодня, в связи с появлением новых методических рекомендаций, мы создаем аналогичное решение для СМЭВ 3.x. Для того, чтобы изменения не затронули бизнес-процессы заказчика, нами разработаны механизмы, которые позволяют работать с одними и теми же сведениями как в СМЭВ 2.x, так и в СМЭВ 3.x, преобразовывать их во внутренний формат и передавать в соответствующую функциональную систему ведомства на обработку. В случае, когда ведомство само формирует запрос, наше решение понимает, какой вид сведений ему требуется, определяет их формат – СМЭВ 2.x или СМЭВ 3.x в зависимости от формата, который использует поставщик сведений, а затем отправляет необходимый запрос. Таким образом, мы создали механизм, который позволяет работать одновременно в СМЭВ 2.x и в СМЭВ 3.x без доработки функциональных систем внутри ведомства с возможностью поэтапного перехода поставщиков и потребителей сведений в соответствии с их готовностью.

CNews: Как давно ваша компания разрабатывает подобные сервисы?

Ренат Шакирзянов: Нашакоманда разработчиков занимается разработкой сервисов СМЭВ для федеральных органов исполнительной власти уже много лет – практически с момента старта проекта. В процессе их тестирования мы также плотно взаимодействуем с региональными органами власти. Сегодня в нашей команде около 30 человек.

Мы очень внимательно подходили к формированию команды, приглашали в нее не только специалистов системных интеграторов, но и сотрудников ведомств. Думаю, что сегодня у нас один из самых опытных коллективов, работающих в этом направлении. Мы участвуем во многих пилотных проектах и помогаем законодателям разрабатывать методические рекомендации и выявлять нестыковки внутри разных документов.

Богатый опыт работы позволяет нам минимизировать затраты на разработку и сопровождение сервисов и видов сведений, а также на перевод оказания услуг в электронный вид. Например, законодательством предусмотрена разработка для каждой услуги отдельного вида сведений. Но существуют услуги, которые незначительно отличаются друг от друга. И в этом случае было бы целесообразно их унифицировать. Однако при этом нельзя забывать о том, что в случае изменения хотя бы одной из них придется перерегистрировать в СМЭВ все оставшиеся. Поэтому каждый такой случай уникален, и, выбирая между унификацией и разделением сервисов, надо соблюдать баланс между простотой разработки и поддержки и удобством дальнейшего использования.

CNews: Какие технологии используются при создании сервисов взаимодействия со СМЭВ 3.0.?

Ренат Шакирзянов: Для разработки наших решений мы используем технологии Java EE. Java EE позволяет создавать и развертывать переносимые, надежные, масштабируемые и безопасные серверные приложения на Java.

В основе нашего приложения лежит Spring Framework. Это универсальный фреймворк с открытым исходным кодом для Java-платформы. Он позволяет решать основные задачи, которые должно выполнять любое современное приложение: работать с СУБД на Java-платформе, используя JDBC- и ORM-средства; координировать различные API управления транзакциями и настраивать управление транзакциями для объектов Java; создавать каркас web-приложений.

Для интеграции различных приложений внутри системы мы используем открытый кроссплатформенный java-фреймворк Apache Camel.

CNews: Как осуществляется поддержка решения?

Ренат Шакирзянов: В компании RedSys существует выделенный сервисный центр, в состав которого входит служба HelpDesk, горячая линия 24x7, дежурная смена, а также подразделения, занимающиеся поддержкой оборудования и программного обеспечения.

Для каждого ведомства мы организуем систему мониторинга работы сервисов, позволяющую в режиме реального времени контролировать их доступность, скорость и показатели работы. Это позволяет своевременно предупреждать возникновение проблем.

CNews: Какие дополнительные сервисы вы можете предложить ведомствам?

Ренат Шакирзянов: Уже сегоднямы предлагаем решения, позволяющие контролировать, имеет ли право конкретное ведомство получать те или иные сведения. В планах – внедрить уже разработанный ранее механизм разграничения прав не только по видам сведений, но и по передаваемым данным. Т.е. одно ведомство при наличии соответствующего доступа может получить данные по конкретному гражданину, а другое ведомство, не имеющее доступ, получит отказ. Таким образом, мы сможем регулировать допуск к информации ограниченного использования.

Также в состав нашего решения входит аналитический модуль, позволяющий собрать статистическую информацию по количеству и качеству оказания государственных услуг в электронном виде и межведомственному взаимодействию.

В последнее время к СМЭВ подключается всё большее количество региональных участников, а это не только органы власти различных уровней, это и многофункциональные центры, и финансово-кредитные организации. Объем межведомственного взаимодействия с каждым годом растет, и нам необходимо расширять и поддерживать наше решение, чтобы наши партнеры могли расширять перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде, и повышать качество и скорость их оказания.

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

    передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

    обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

    передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

    сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

    единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ , и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

    Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
    Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.

    Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
    Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

    Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.


АИС МФЦ ДЕЛО

2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

В июле 2010 года Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В начале октября 2011 года состоялся запуск «Электронного правительства», внутри которого был выделен отдельный проект - система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Совсем недавно органы государственной власти и местного самоуправления перешли на СМЭВ 3.0 - последнюю версию системы межведомственного взаимодействия. О ее преимуществах NBJ рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей КОЗЫРЕВ.

NBJ: Алексей Олегович, расскажите, пожалуйста, о первых итогах перехода участников на третью версию системы межведомственного электронного взаимодействия.

А. КОЗЫРЕВ: Процесс перехода протекает планово. Третья версия СМЭВ была разработана в конце 2013 года, в 2014 году она находилась в опытной эксплуатации. Мы провели серию тестов на промышленных «боевых» данных, убедились, что все работает, и сейчас перешли к стадии внедрения новой версии в промышленную эксплуатацию для всех участников межведомственного взаимодействия.

Сведения, которые органы власти предоставляют через СМЭВ, востребованы по-разному. Одного рода информацию запрашивают очень часто, за другой обращаются всего несколько раз в год. Мы выбрали несколько ведомств, которые предоставляют наиболее востребованные сведения: Федеральное казначейство, Росреестр, Пенсионный фонд, Министерство внутренних дел, Федеральную налоговую службу. Договорились с ними о том, что их информационные системы будут адаптированы для передачи данных через третью версию СМЭВ. К ней, помимо указанных структур, уже подключились несколько субъектов РФ: Москва, Тюменская область и другие…

NBJ: Пока не очень много участников.

А. КОЗЫРЕВ: Совокупность сведений, предоставляемых данными ведомствами, составляет 80% всей информации, которая передается через СМЭВ. В целом к системе подключено 11 тысяч участников, среди них 85 субъектов РФ, более 70 органов государственной власти федерального уровня, почти тысяча кредитных организаций. Но основная масса запросов приходится на те ведомства, которые я упомянул выше, и на пятнадцать видов сведений. Ядро СМЭВ - это взаимодействие между данными структурами и регионами.

Наша задача заключается в том, чтобы все субъекты начали взаимодействовать с этими ведомствами по стандарту СМЭВ 3.0. Процесс будет проходить естественным образом: по мере внесения изменений в нормативно-правовые акты федеральные органы власти будут дорабатывать свои информационные системы и отключать старые. Мы не заставляем немедленно переключаться на СМЭВ 3.0, поскольку вторая версия системы работает хорошо, но с этого года все изменения будут вноситься уже в третью версию.

NBJ: Чем СМЭВ 3.0 отличается от СМЭВ 2.0 и СМЭВ?

А. КОЗЫРЕВ: Первая и вторая версии системы одинаковы, разница состояла только в технологиях применения электронных подписей. Между второй и третьей версиями СМЭВ разница уже существенная.

Если проводить аналогию, можно сказать, что система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой государственный интранет. В интранете работают сайты различных организаций, у государства такая же система: есть интранет, закрытый снаружи, но доступный изнутри, и ряд сайтов, которые выдают определенные виды информации (мы называем их электронными сервисами). Информацию на этих сайтах размещают федеральные и региональные органы власти, а участники системы межведомственного электронного взаимодействия могут ее получать.
СМЭВ 2.0 позволяла обмениваться информацией - отправлять запросы и получать онлайн-ответы либо отложенные ответы. Когда система работала в режиме реального времени, важно было обрабатывать все обращения, общее количество которых порой достигало нескольких миллиардов в год. СМЭВ работала в режиме трубы: сколько запросов в нее попадало, столько же вылетало на сайт. В процессе участвовало несколько сторон: потребители, непосредственно СМЭВ, через которую проходили их обращения, и ведомственная информационная система, которая обрабатывала запросы и оперативно отвечала на них. Зачастую она не справлялась с объемом обращений в режиме онлайн.

NBJ: Как вам удалось решить проблему?

А. КОЗЫРЕВ: В третьей версии СМЭВ мы предусмотрели специальный буфер, который позволяет распределять нагрузку на информационную систему. Раньше сервис выдерживал 20 одновременных запросов: 20 пользователей заходили на сайт, а для 21-го он оказывался недоступным, всплывало сообщение об ошибке. Мы сделали так, что 21-му вместо безрезультатных попыток попасть на сайт предлагается «занять место на парковке» и дождаться своей очереди. По мере разгрузки информационной системы запросы доходят до адресата, и буфер постепенно освобождается. Все отрабатывается в доли секунды, и сообщение об ошибке не появляется. Произвольное увеличение количества буферов предусмотрено самим функционалом системы, это называется очередью гарантированной доставки.

Второе отличие СМЭВ 3.0 заключается в следующем: раньше через систему можно было передавать информацию, не превышающую пять мегабайт в одном сообщении, этого было достаточно. Сейчас к тексту нередко требуется приложить какой-либо файл, например изображение земельного участка, кадастровый план. В пять мегабайт эта информация не умещается. Мы увеличили возможности по передаче данных фактически до гигабайта, что полностью покрывает потребности всех участников системы.

В СМЭВ 2.0 для каждого сайта требовался отдельный браузер, поскольку отсутствовал определенный стандарт, единый для всех участников протокол обмена данными. В СМЭВ 3.0 мы его реализовали. Если участник системы хочет получать информацию из 60 различных источников, ему не требуется применять 60 разных способов подключения к ним. Потребитель присоединяется к системе по определенному стандарту, которого также придерживаются 60 необходимых ему источников, и разом получает доступ ко всем нужным ему сведениям. Это называется универсальный электронный сервис, он существенно экономит расходы на поддержание работоспособности и развитие системы. Подключение к СМЭВ 61-го источника требовало дополнительной оплаты, сейчас необходимость в ней отпала. Достаточно один раз подключиться к системе, чтобы получить доступ ко всем необходимым сведениям.

СМЭВ представляет собой пирамиду: к федеральной «голове» подключено 85 региональных сегментов. Раньше в каждом регионе функции оператора системы выполнял какой-либо орган власти. Контроль региональной части СМЭВ осуществлялся исключительно сверху, через федеральный уровень. Сейчас большинство операций, которые требуют участия субъектов РФ, спущены на уровень региональных операторов. Вместо одного оператора системы появилось 85, процессы внутри нее стали протекать быстрее и эффективнее.

Для того чтобы СМЭВ работала исправно, необходимо соединить все ее узлы каналами связи, защищенными определенной криптографией. До недавнего времени инфраструктура этих узлов была достаточно сложной. В рамках СМЭВ 3.0 появилась возможность сделать так, чтобы маршрутизация запросов через нее была эффективнее, чем раньше. До внедрения последней версии системы обращения проходили через большое количество узлов, создавали нагрузку на сеть. СМЭВ 3.0 позволила существенно упростить топологию системы, наладить прямую доставку запросов от одного участника к другому. Это изменение повышает надежность и стабильность работы сервиса, удешевляет эксплуатацию с точки зрения каналов связи.

NBJ: Осуществился ли ваш план по увеличению количества участников системы?

А. КОЗЫРЕВ: Да, перечень участников системы расширился. К СМЭВ подключаются удостоверяющие центры, которые выдают электронные подписи, уже подключились Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ. Ранее судебная ветвь власти не имела доступа к государственным информационным системам. В этом году участниками СМЭВ стали Российский союз автостраховщиков, Федеральная нотариальная палата (через организацию осуществляется взаимодействие с ФНС России).

СМЭВ - закрытая система, стать ее участником можно только при наличии соответствующего законодательного акта. Решение о подключении к системе принимается комиссией под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова.

Что касается участников СМЭВ, то тут следует учитывать следующее: у нас в стране более 24 тысяч муниципалитетов, приблизительно 970 кредитных организаций, около 80 федеральных органов власти и 85 субъектов Федерации. В совокупности они создают порядка 26-27 тысяч возможных участников взаимодействия, не считая бюджетных учреждений, которые также могли бы подключиться к системе, но пока не делают этого. Однако информатизация в субъектах организована по-разному. В некоторых регионах муниципалитеты подключаются к системе субъекта, а она - к СМЭВ. Таким образом, у нас не 26 тысяч, а 11 тысяч участников - часть из этих 26 тысяч агрегирована под региональные информационные системы.

В некоторых муниципалитетах, куда еще не дошли магистральные каналы, пока нет связи, поэтому они осуществляют межведомственное взаимодействие через ближайший муниципалитет, где есть Интернет. Вопрос о доступе всех участников к системе не стоит, просто некоторые из них получают доступ в режиме офлайн.

К слову сказать, Министерством связи и массовых коммуникаций разработан проект по устранению цифрового неравенства, рассчитанный на десять лет. В его рамках планируется проложить 200 тыс. км оптоволокна, это самая большая в мире стройка, благодаря ей Интернет в России появится везде.

NBJ: Как вы отслеживаете активность регионов - участников СМЭВ?

А. КОЗЫРЕВ: Раз в месяц мы проводим видеоконференции, в которых участвуют руководители региональных органов власти, отвечающих за межведомственное взаимодействие. Во время конференций мы подробно изучаем статистику по количеству запросов, соотносим ее с численностью населения субъекта, после чего составляем рейтинг регионов по интенсивности запросов. Есть сильно отстающие территории, которые провели подключение, но неохотно им пользуются из-за приверженности к устаревшим технологиям, например к факсу. Мы следим за статистикой и регулярно даем субъектам указания по переходу от бумажного документооборота к электронному. Впрочем, большинство регионов уже активно пользуются СМЭВ. Максимальное число запросов поступает из Республики Бурятии, Забайкальского края, Брянской, Костромской и Тамбовской областей.

NBJ: Разъясните, пожалуйста, значение термина «свободно распространяемая система управления базами данных».

А. КОЗЫРЕВ: Система управления базой данных (далее СУБД. - Прим. ред.) - это класс информационной системы. Существуют проприетарные, то есть разработанные частными компаниями и распространяемые на коммерческих условиях СУБД, а также свободно распространяемые системы, которые разрабатываются сообществами программистов. Подобные СУБД можно использовать бесплатно.

СМЭВ 3.0, которая представляет собой интеграционную шину, была основана на технологиях компании Oracle. Недавно мы перевели систему на свободное программное обеспечение, которое называется ActiveMQ - это разработка сообщества Apache Software Foundation. ActiveMQ - свободное ПО, которое российские программисты настроили для использования в межведомственном электронном взаимодействии. Система управления базой данных на Oracle будет постепенно переезжать на свободное ПО.

В структуре «Электронного правительства» на данный момент также используется система управления базой данных Oracle, но в 2015 году перед нами поставлена задача перейти на свободное программное обеспечение. Сначала мы создадим опытный образец свободно распространяемой базы данных, проверим, как она переносит нагрузки, соответствует ли требованиям информационной безопасности. При положительных результатах теста мы будем мигрировать на свободное программное обеспечение в 2016 году. Рассматриваем в качестве возможного варианта свободное ПО для СУБД PostgreSQL.

Переход на свободно распространяемую СУБД - это конкретный шаг в области импортозамещения внутри инфраструктуры «Электронного правительства». Первый шаг был сделан, когда мы отказались от проприетарного ПО в интеграционной шине, вторым шагом будет база данных. Правда, нельзя сказать, что сейчас мы рубанем шашкой - и завтра все станет другим. Переход будет аккуратным и постепенным.

NBJ: Как можно объяснить возросшую активность кредитных организаций, отправляющих все больше запросов в СМЭВ?

А. КОЗЫРЕВ: В силу закона кредитные организации должны предоставлять государственным органам сведения о платежах, которые совершают граждане. Эта обязанность стала причиной подключения всех банков к СМЭВ.

Финорганизациям интересны сведения о кредитоспособности заемщиков в виде выписок о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Данной информацией располагает Пенсионный фонд РФ. В выписках содержатся сведения о месте работы заемщика, его доходах. Кредитные организации, используя эти сведения, могут существенно снизить риски, связанные с розничным кредитованием. Это, в свою очередь, может привести к уменьшению ставок по кредитам.

У этого процесса есть и обратная сторона: персональные данные граждан о месте работы, уровне дохода - значимая информация, которую нужно тщательно защищать от компрометации. В связи с этим заемщики должны иметь возможность контролировать то, каким образом предоставляются услуги «Электронного правительства».

Банк может получить сведения о кредитоспособности гражданина в случае, если тот обратился за получением кредита или кредит уже получен, но финорганизация в рамках своей политики хочет провести оценку кредитоспособности физлица. Добросовестный заемщик в обоих случаях даст разрешение на использование своих персональных данных конкретной кредитной организацией. Такая технология у нас есть, она работает через портал госуслуг и мобильные приложения, это выглядит следующим образом: человек приходит в банк и заполняет анкету на кредит, финорганизация запрашивает сведения о кредитоспособности гражданина через инфраструктуру «Электронного правительства». Потенциальный заемщик получает СМС-сообщение с просьбой подтвердить предоставление сведений банку. Согласие на предоставление кредитной организации информации может быть дано ответным СМС-сообщением, через мобильное приложение или портал госуслуг - с помощью галочки напротив слова «разрешить». Если гражданин дает согласие на использование своих персональных данных, то банк получает к ним доступ.

На наш взгляд, подобная технология универсальна, она может распространяться на любые сведения, которые человек хочет предоставить о себе третьим лицам - не только кредитным организациям.
В настоящее время Минкомсвязь России совместно с крупнейшими российскими розничными банками проводит пилотный проект по применению технологии для получения сведений о кредитоспособности из ПФР. В нем участвуют Тинькофф Банк, Ситибанк, Банк Москвы - полный список включает 25 кредитных организаций, а также некоммерческие структуры: Ассоциацию региональных банков России, Национальный платежный совет и др. Банки запрашивают все сведения из Пенсионного фонда через СМЭВ и при необходимости регистрируют граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Мы рассчитываем, что к началу осени текущего года проект перейдет на постоянную основу, и технология станет доступной для всех кредитных организаций. Мы закрепим определенный порядок предоставления сведений из государственных информационных систем - на сегодняшний день он нигде четко не прописан.

Существует мнение, что у гражданина можно один раз взять письменное согласие на получение персональных данных и ссылаться на него при каждой попытке получения информации. Контролировать ситуацию в данном случае затруднительно: от банков будут поступать миллионы запросов, мы никогда не сможем узнать о наличии разрешения в каждом конкретном случае. Выборочные проверки, возможно, смогут выявить компрометацию персональных данных, но только по факту, когда информация уже будет предоставлена. Технология Минком-связи России предполагает отправку сведений только после того, как гражданин даст на это разрешение.

Данная разработка особенно актуальна для небольших региональных банков, которым, возможно, тяжело конкурировать с федеральными розничными кредитными организациями. У крупных банков с госучастием уже сейчас есть возможность получения сведений о кредитоспособности из государственных информационных систем, чего нельзя сказать о других розничных финорганизациях, особенно региональных. Новая технология даст им прекрасную возможность тщательнее работать с рисками заемщиков, снижать процентную ставку и повышать кредитоспособность своих предложений.

NBJ: Какие услуги, предоставляемые через СМЭВ как физическим, так и юридическим лицам, востребованы сегодня?

А. КОЗЫРЕВ: Существует 15 федеральных и 20 региональных услуг, которые востребованы гражданами, порядка 85% всех обращений приходится на эти 35.

К услугам, которые оказывают федеральные органы власти, относятся: оформление загранпаспорта и водительского удостоверения, регистрация транспорта, уплата налогов и штрафов, подача налоговой декларации, регистрация собственности на недвижимость, включение недвижимого имущества в кадастр, получение выписки из него, а также из ЕГРП - Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К востребованным услугам, предоставляемым региональными органами власти, относятся регистрация брака, смерти, рождения, развода, регистрация и перемена имени. Кроме того, пользуются популярностью оформление социальных пособий и выдача охотничьего билета. Данные услуги предоставляются через МФЦ, Единый портал государственных услуг, органы власти.

Независимо от того, через какой канал поступают запросы, они, в конечном счете, попадают в орган власти, который через межведомственные запросы собирает всю необходимую информацию. Вы знаете, что по закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрещено требовать с граждан документы в бумажном виде. Собственно, недостающие документы органы власти и запрашивают друг у друга.

NBJ: Как часто и из-за чего происходят сбои системы межведомственного электронного взаимодействия?

А. КОЗЫРЕВ: Система сбоит очень редко, она достаточно надежна и с технической точки зрения, и с точки зрения информационной безопасности. Как правило, в СМЭВ случаются локальные сбои, в качестве причин выступают разные обстоятельства: и отказы коммуникационного оборудования, и программные сбои, связанные с переполнением определенных технологических областей хранения данных.

Один из последних сбоев произошел из-за того, что отказало телекоммуникационное оборудование, так называемый балансировщик нагрузки и его резервник. Это редкий случай, но он имел место. Другой сбой произошел из-за увеличения объема запросов: в базе данных переполнился технологический участок, где хранилась информация о переданных обращениях, это привело к нарушению работы базы данных.

В целом запросы на устранение инцидентов приходят в единый ситуационный центр «Электронного правительства», который маршрутизирует их в зависимости от типа. При этом необходимо понимать, что в системе взаимодействия всегда участвуют три стороны: отправитель запроса, его получатель и СМЭВ как интеграционная шина. В настоящий момент техническая поддержка этих информационных систем находится в ведении одной организации.

Представим себе: отправителем запроса выступает МФЦ в Ивановской области, информационная система которого обслуживается какой-либо организацией. Посередине находится СМЭВ, которая передает запросы и доставляет ответы, ее техподдержкой заведуют Минкомсвязи и «Ростелеком». Третья сторона отношений - получатель, допустим, МВД, у них есть свои подрядчики, которые обслуживают информационные системы ведомства. Раньше требовалось разобраться, где произошел сбой: на стороне отправителя, получателя или в СМЭВ. Это было довольно сложной задачей. Сейчас над всеми участниками находится ситуационный центр, в который приходят все запросы на устранение проблем. Таким образом, центр решает, какой части техподдержки необходимо действовать. Это повышает уровень координации при устранении инцидентов. Количество запросов в ситуационный центр доходит до нескольких миллиардов в год, большая часть которых решается в течение одного дня.

NBJ: Какие еще функции, помимо присвоенных ей на сегодняшний день, могла бы взять на себя СМЭВ? Планируется ли расширение ее функционала?

А. КОЗЫРЕВ: В данном случае речь необходимо вести обо всей инфраструктуре «Электронного правительства». Помимо СМЭВ, в нее входит целый ряд систем, которые обеспечивают полноценное взаимодействие органов власти друг с другом.

Необходимо организовать единую систему нормативно-справочной информации, которая будет обеспечивать единый порядок создания и ведения информационных ресурсов. Это очень важно, поскольку стандартизация данных, которыми обмениваются органы власти через СМЭВ, позволит существенно повысить эффективность их взаимодействия. Например, если вам в составе сведений от органа власти нужно получить адрес, то, скорее всего, каждое ведомство предоставит его в соответствии со своим стандартом оформления: текстовой строкой, нарезкой и т.д. Отсутствие единообразия подачи данных приводит к противоречиям, которые накапливаются в информационных ресурсах.

Очень важно, чтобы вся государственная инфраструктура использовала одни и те же наборы сведений с понятными, стандартными форматами. Я думаю, что следующий этап развития СМЭВ будет посвящен стандартизации и разработке единой модели государственных данных.