Что шире система права система законодательства. Система законодательства и ее соотношение с системой права. Чем отличаются системы муниципального права и системы законодательства

Правовая система общества представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии государства.

Это сложное, многоуровневое, комплексное, иерархическое, динамическое образование, отражающее всю правовую организацию общества, целостную правовую реальность, где главным, определяющим звеном является право, как система норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством. Категории «правовая система» и «право» соотносятся между собой как целое и часть. На формирование правовой системы общества оказывают влияние факторы социально-экономического, политического, этнокультурного характеров.

Помимо права, правовая система общества, включает в себя и другие явления юридической действительности: правовую культуру, правосознание, правоотношение, механизм правового регулирования, правомерное поведение, юридическую ответственность и т.д. Элементы правовой системы общества отличаются по своей роли, удельному весу, значению, используемым средствам, юридической природе, характеру воздействия на общественные отношения. Тем не менее, они тесным образом соединены между собой необходимыми связями, отношениями, состояниями, режимами. Как главный системообразующий элемент право оказывает определяющее влияние на другие компоненты юридической системы. Поэтому любые изменения существующих правил поведения сразу же непосредственно сказываются на состоянии других составляющих компонентах правовой системы.

Правовая система охватывает всю область цивилизованного существования людей и включает такие блоки, как нормативный, правообразующий, доктринальный, правореализационный, правоохранительный, блок прав и обязанностей 1 и т.д.

Совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, принципов регулирования, правовых доктрин образуют правовые семьи . Более подробно вопросы их формирования и основные характеристики освящены в §2 главы 1 настоящего учебника.

Понятие и структурные элементы системы права. Право представляет собой сложное, иерархическое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, субинститутов, отраслей и подотраслей права.

Основные признаки системы права:

1. Состоит из взаимосогласованных непротиворечивых элементов (норм права, институтов, субинститутов, отраслей, подотраслей права);

2. обусловлена объективными факторами социально-экономического, политического, национального, религиозного характеров;

3. характеризуется целостностью, что обусловлено единством выраженной в юридических нормах государственной воли;

4. первичным элементом системы права является юридическая норма.

Структурные элементы системы права:

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведение властного характера, исходящее от государства.

Институт права – группа юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Субинститут права – совокупность юридических норм, регулирующих разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института.

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную род (сферу) общественных отношений.

Подотрасль права – система однородных институтов определенной отрасли права.

В правоведении все юридические нормы условно подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы , составляющие содержательную сторону права, оказывают прямое воздействие на общественные отношения. Нормы процедурно-организационного характера регламентируют порядок, форму юрисдикционной деятельности правоприменительных органов, направлены на реализацию норм материального права.

Основными критериями деления норм права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые правом. Каждой отрасли права соответствует свой предмет правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, средств, способов регулирования общественных отношений. В совокупности с предметом правового регулирования он позволяет разграничить отрасли, опосредующие сходные общественные отношения.

Выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный.

Императивный метод предполагает правовое положение субъектов, основанное на субординации, связан с властными предписаниями, карательными и штрафными санкциями.

Диспозитивный метод характеризуется равноправием сторон, координацией их деятельности, возможностью действовать по собственному усмотрению в границах, установленных действующим законодательством.

Императивный метод характерен для отраслей публичного права (конституционного, уголовного, административного, финансового), связанного с публичной власть, носителем которой является государство.

Диспозитивный метод используется в сфере частного права (гражданского, семейного) регулирующего отношения, возникающие между частыми собственниками, их законные интересы.

Отрасли российского права.

Конституционное (государственное) право – отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющая основы конституционного строя, принципы организации, цели и задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношений личности и государства, механизм осуществления государственной власти. Основным источником государственного права является Конституция РФ.

Административное право - система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по сбору и распределению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и исполнение государственного бюджета и т.д.).

Гражданское право - система норм, регулирующих разнообразные имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование и т.д.) и связанные с ними личные неимущественные отношения (честь, достоинство, имя, авторство).

Семейное право – отрасль права, регулирующая порядок и условия вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяющая формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

Уголовное право - совокупность норм, регламентирующих основания и принципы уголовной ответственности, определяющих, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, устанавливающих виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовно-процессуальное право - система норм, регулирующих деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяющих процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов, их правовое положение.

Уголовно-исполнительное право представляет собой систему норм, регламентирующих порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию нарушителей в местах заключения.

Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении гражданских, трудовых, семейных, личных, финансовых споров. В состав данной отрасли входят нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов.

Международное право . Занимает особое место и не входит в национальную систему права в качестве самостоятельной отрасли. Международное право включается в правовую систему РФ в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Международное право регулирует межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН, определяющих взаимные права и обязанности участников мирового сообщества (государств). В международном праве сохраняется деление на публичное право и частное право, регулирующее имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, другие вопросы. РФ признает приоритет международного права над внутригосударственным.

Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права складывается объективно в соответствии с фактически существующими видами общественных отношений, система же законодательства является результатом целенаправленной упорядочивающей деятельности законодательных органов. Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, это система нормативных правовых актов.

Основные различия между системой права и системой законодательства:

1.Исходным элементом системы права является юридическая норма, а первичным элементом законодательства – статья нормативного правового акта. Структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2.Система законодательства и система права различны по объему. Система законодательства по объему представленного в нем материала шире, так как включает в себя кроме правовых норм иные элементы, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, правила дорожного движения).

3.Система права имеет объективный характер, обусловлена фактически существующими общественными отношениями. Система законодательства преимущественно субъективна, так как зависит во многом от воли законодателя.

4.Внутреняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разделение нормативных правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.

Вертикальная структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли.

В основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия - система права и система государственного управления. В соответствии с этими критериями система законодательства подразделяется на отрасли законодательства.

5.В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования, отрасли законодательства, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права, складывается объективно в соответствии с существующими в каждой конкретной стране видами общественных отношений, система же законодательства является результатом его целенаправленного формирования и упорядочения.

Законодательство в широком смысле - система нормативно правовых актов. В России среди нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают законы. Поэтому понятие законодательства имеет и узкую трактовку. В собственном смысле слова законодательство - совокупность законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом (на референдуме).

Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем.

1. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2. Право и законодательство различны по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с другой - включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - технические, количественные и т. д.

3. Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. В этом смысле система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства - производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства.

Систематизация, и прежде всего кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

Законодательство, как и право, есть также система, а не просто механическая масса различных актов. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.

В отличие от структуры права структура (система) законодательства. имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и федеративное строение.

В основе федеративной системы российского законодательства лежат два критерия: 1) федеративная структура государства и 2) компетенция субъектов федерации в области законотворчества.

Как известно, Федеративным договором от 31 марта 1992 года и Конституцией РФ 1993 года предусмотрено три типа субъектов федерации: национально-государственный тип (республики в составе РФ), административно-территориальный тип (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальный тип (автономная область и автономные округа).

В соответствии с этим законодательство (в широком значениями этого понятия) Российской Федерации состоит из четырех уровней: 1) федеральное законодательство (Конституция РФ, Основы законодательства РФ и субъектов Федерации, Основы политики РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федерации); 2) законодательство республик в составе Российской Федерации (Конституции республик, законы и иные нормативные акты республиканского законодательства); 3) уровень краев и областей (нормативно-правовые акты - Уставы, законы, решения, постановления краевых, областных, городских Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов, глав соответствующих администраций); 4) уровень автономной области и автономных округов (нормативно-правовые акты - законы, решения и т. д. областного и окружных представительных органов, глав соответствующих администраций) .

В основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия: 1) система права и 2) система отраслей государственного управления. В соответствии с этими критериями горизонтальная плоскость системы законодательства расчленяется на отрасли законодательства, соответствующие отраслям права (конституционное право - конституционное законодательство, гражданское право - гражданское законодательство и т. д.), и комплексные отрасли законодательства, выделенные применительно к сферам государственного управления экономикой и социальными отношениями (природоохранительное законодательство, сельскохозяйственное законодательство, транспортное законодательство и т. д.). Комплексная отрасль законодательства - своего рода нормативный массив актов над основной, базовой отраслью или отраслями законодательства. Последние представлены, в основном, в виде отраслевых кодексов (ГК, УК, ГПК, УПК, КЗоТ, КоБС и др.).

Таким образом, отраслевая (горизонтальная) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов.

В основе вертикальной (иерархической) системы российского законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разделение нормативно-правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.

Поэтому вертикальная структура отечественного законодательства представляет собой систему нормативно-правовых актов Российской Федерации; от законов, принятых высшими представительными органами государственной власти (прежде всего Конституции) до нормативных актов местных органов власти и управления, а также актов нормативного характера локального значения (учреждений, организаций), изданных в пределах предоставленных полномочий.

В сфере источников (форм в юридическом смысле) нашего права сейчас происходят сложные, во многом неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов.

Основной юридический источник (форма) российского права - закон, принятый представительным органом государственной власти либо непосредственным народным волеизъявлением на референдуме. Длительное время статус и значение закона в отечественной правовой системе принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся еще в самой начальной стадии восстановления прав закона как реального, а не сугубо формального источника права. На пути этого восстановления сейчас выявился ряд проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать возрождению роли закона в отечественной правовой культуре.

Прежде всего необходимо уяснить фундаментальный факт, что восстановление полнокровного статуса закона находится в тесной связи с системным упорядочением и поддержкой всех без исключения нормативных источников правовой системы. В свое время, в рамках политической, экономической и правовой реформ с учетом засилья подзаконного регулирования был взят курс на резкое увеличение удельного веса законов в общем нормативном массиве правовой системы. Этот курс стал осуществляться на основе упрощенного понимания формулы “приоритетности закона” - как чуть ли не механического численного превосходства законодательства (в узком его смысле) над всеми иными нормативными юридическими регуляторами. В связи с этим обозначилась линия к культурной недооценке иных форм и уровней нормативного воздействия, и они опять стали безудержно плодиться и попирать законодательство. В настоящее время во многом из-за неупорядоченности и продолжающейся теоретической и практической неясности статуса подзаконного нормотворчества оно вновь приобрело черты фактически приоритетной формы регулирования. Указы Президента активно вмешиваются во все без исключения сферы общественных отношений.

Не вызывает никакого сомнения, что в целом тенденция к введению правового регулирования, особенно его жизненно важных, принципиальных сфер, связанных с правами человека, развитием экономики, новых форм жизнедеятельности в рамки законодательной формы - безусловно, положительная, далеко еще не окрепшая и потому нуждающаяся во всяческой поддержке. Однако уже сейчас в соотношении законов и подзаконных актов необходимо видеть грань, переход которой на путях безудержного производства законов не менее опасен и вреден с точки зрения эффективности права, нежели другая крайность - неконтролируемое правительственное и ведомственное нормотворчества.

Каждый источник права - и закон, и подзаконный акт, и индивидуальное решение выполняют специфические функции в правовой системе, обслуживают “свои” секторы общественных отношений. Их “притирка”, соподчинение, четкое взаимодействие - итог многолетнего развития, долгого накопления опыта, правовой культуры, совершенствования практики. Надо ли говорить, сколь мощный удар отечественному правопорядку, а в конечном счете людям наносит волюнтаристское и непрофессиональное вмешательство в столь тонкую сферу?

Усмотрение социальной ценности закона как формы, которая чуть ли не сама по себе способна решать все проблемы, стоит только одним махом увеличить ее удельный вес в правовой системе - старый и любимый предрассудок нашей теории, с которым она до сих пор не хочет расставаться, но который на практике лишь подстегивает безудержное производство, инфляцию и быстрое обесценение законов. Каждая правовая система, каждая конкретная историческая ситуация знает меру законов как источников права. Формула этой меры в российской правовой системе - фундаментальная проблема отечественной науки. Скорее всего, эта мера ничего не имеет общего со схемой “чем больше, тем лучше”, когда приводятся ”аргументы” о количестве законов, принимаемых за одну сессию Конгрессом США. Сам подход к такой аргументации свидетельствует о поверхностности ”нового” правового мышления, когда даже сами юристы выводят прямые и упрощенные следствия из сравнения столь различных правовых систем и социально-исторических контекстов. Соотношение источников права закономерно не только для каждой правовой семьи, но и для их национальных разновидностей. Нарушение пропорций этого соотношения чревато потерей равновесия всей правовой культуры.

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства . Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права, состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.

Основной вывод сводился к тому, что не следует принижать роль законодателя в формировании системы права, а следовательно, и противопоставлять или резко отрывать одно от другого при рассмотрении понятий системы права и системы законодательства, поскольку это очень близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и понятия юридической науки.

Но вряд ли целесообразно и отождествлять их. Кроме уже изложенных аргументов в пользу разграничения этих понятий, следует помнить, что факторы, формирующие систему права, более многочисленны и разноплановы, нежели активность законодателя, управляющая созданием системы законодательства. (Бабаев)

В литера­туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес­но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы.Система законодательства ха­рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек­тивное использование.

Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ­альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео­рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства отсубъективного фактора.

Еслиэлементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин­цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно­ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле­жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз­ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го­сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со­став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода­тельные подсистемы субъектов Федерации. (Протасов)

Подсистемой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

План

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Вторичные образования в системе права.

3. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.

4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 1996.

6. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998.

7. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // ГиП. – 1999. - № 9.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997.

11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1995.

1. Понятие, признаки и элементы системы права

Система права – это одна из подсистем социальной системы, совокупность правовых норм, находящихся в постоянной, устойчивой зависимости, которая характеризует взаимодействие регулируемых ими общественных отношений.

Право как система характеризуется следующими признаками:

1) она является системой более низкого порядка, чем социальная система и выступает в качестве ее подсистемы;

2) это объективное явление, она не может создаваться по субъективному желанию людей, государства, так как является продуктом естественно-исторического развития и обусловлена реально существующей подсистемой общественных отношений;

3) для нее характерны единство и взаимосвязь составляющих ее норм, которые не могут функционировать изолированно, что обусловлено единством целей и задач правового регулирования и системы регулируемых отношений;

4) это сложное, многообразное и динамичное явление, состоящее из неодинаковых по своему содержанию и объему структурных элементов, что, в свою очередь связано с многообразием и динамизмом тех общественных отношений, которые отражает и регулирует система права;

5) будучи нормативным ядром социальной системы конкретного общества, она характеризуется целостностью, автономностью, стабильностью, динамизмом, имеет собственное содержание и источники развития.

Первичным и конечным структурным элементом системы права является юридическая норма . Она служит точкой отсчета и единицей измерения права и распространяет свои свойства на другие составные части системы. Норма права самостоятельно регулирует только одну сторону общественного отношения. Для правового регулирования отношения в целом часто требуется взаимодействие комплекса норм.

Следующий элемент системы права – институт права – это обусловленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно привести институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и многоотраслевыми.

Правовые институты, находясь в такой тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права – отрасль права.

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих однородные общественные отношения.

Так, институты гражданского, избирательного права и др. образуют отрасль конституционного права. В состав отрасли гражданского права входят правовые институты купли-продажи, найма жилого помещения, комиссии, дарения и др.

общая и особенная части . В общую входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части.

В каждой отрасли права выделяется ее основной институт , закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя».

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В то же время отдельные отрасли, например, процессуальное и земельное не подразделяются на подотрасли.

2. Вторичные образования в системе права

Первичным и конечным структурным элементом права является юридическая норма. Вторичными образованиями в системе права выступают институт права и отрасль права.

Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве и др.

Правовому институту присущи следующие особенности:

Нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений;

Нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма многообразны;

Нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняют друг друга;

Нормы, составляющие институт, закрепляются в законодательстве в отдельном нормативном правовом акте или в разделе нормативного акта. И лишь в редких случаях нормы института размещаются в различных актах.

Классификация правовых институтов осуществляется по разным основаниям.

По связи с элементами системы права институты права подразделяются на отраслевые (состоят из норм одной отрасли права) и комплексные (состоят из норм различных отраслей права); по функциям права – на регулятивные (проводят регулятивную функцию права) и охранительные (проводят охранительную функцию права); по способу обособления юридических норм – на предметные (относятся к одному предмету регулирования) и функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений).

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

Отрасль права имеет специфическую структуру. В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части отрасли.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя».

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент - подотрасль права . Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное право не подразделяются на подотрасли.

Отрасли права классифицируются по разным основаниям. Так, по предмету правового регулирования они подразделяются на конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое и др.; по назначению – на материальные (конституционное, уголовное, гражданское и др.) и процессуальные (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное).

3. Понятие системы законодательства.

Соотношение системы права и системы законодательства.

В юридической теории и практике наряду с понятием система права используется понятие система законодательства. В философском плане они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные особенности права.

Система законодательства возникает в результате издания правовых норм, закрепления их в специальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. По разным основаниям классификации выделяют горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексные системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – общественными отношениями. В результате выделяют отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права. Например, конституционному праву соответствует конституционное законодательство, трудовому праву – трудовое законодательство и т.п.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе. Так, во главе системы нормативных актов РФ находится Конституция, далее идут Конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации, а затем – подзаконные акты: указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и государственных комитетов, решения и постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

Федеративное строение основано на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. На основе этих двух критериев в РФ выделяют три уровня системы законодательства: 1) федеральное; 2) законодательство субъектов Федерации; 3) законодательство органов местного самоуправления.

Комплексные системы складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним относят природоохранительное, транспортное законодательство, а также нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп: женщин, молодежи, ветеранов, военнослужащих т.п.

Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства – нормативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства – в качестве формы;

3) если система права складываются объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, т.к. зависит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства – производный;

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное, федеративное и комплексное;

6) система права и система законодательства различаются по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия, нормативности (кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, в юридических прецедентах и в нормативных договорах); а с другой стороны она включает в себя, кроме формулировок норм, и другие элементы – преамбулы, названия разделов, частей, глав, статей и т.п.

Чтобы глубже распознать то или иное явление, увидеть его многогранность и специфику, необходимо уяснить организацию взаимосвязей между элементами его содержания, то есть выявить формы их существования вовне. Содержание и форма образуют диалектическое единство и неразрывную связь между собой. В форме воплощаются суть предмета или явления, его назначение и функции. Именно форма служит способом существования и выражения содержания. Закон их диалектического единства распространяется на все процессы и явления материального мира. Право - не исключение.

Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие собой два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль права, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Главное связующее звено в системе права - нормы составляют юридическую основу всех других его структурных элементов. Норма отражает состояние и уровень социальной действительности, сформировавшиеся в ней потребности, необходимость их трансформации в содержание отраслей и институтов. Но там, где невозможно создать общие положения, отражающие единые принципы и методы регулирования для всех норм, нельзя говорить о каких-либо преобразованиях в системе права.



Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства.

Под ней понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. В ее структуре можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы, которые обусловлены в первую очередь иерархией нормативно-правовых актов.

Горизонтальное строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования. На основе данного критерия вычленяются отрасли и институты законодательства.

Вертикальное строение отражает вертикальную иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях - федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления.

Законодательство - форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - не просто совокупность таких предписаний, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей тех или иных подразделений права, своеобразия их соотношения между собой.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права, и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоническое развитие повышают эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материалов шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым создается федеральное и республиканское законодательство. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: 1) акты высших органов законодательной власти и 2) акты высших исполнительных органов. Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, отрасли, институты и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права, и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проводить различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, то есть деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.