Что локальная система оповещения объекте. Методические рекомендации «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения. Что включает в себя система связи МЧС России

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

2-е издание

Москва - 2005

назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения;

организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

организация и основные этапы создания локальных систем оповещения;

организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения;

основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.

Методические рекомендации предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) иэксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и складывающейся обстановке.

2.2.3. Оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района отвечают за своевременное задействование территориальных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

3.1.1. В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой

по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).

3.1.2. На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

3.1.3. На узле электросвязи райцентра устанавливаете блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

3.1.4. В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов

Типовые варианты организационно-технического по строения локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов (ХОО) приведены в и .

3.2.1. В диспетчерской и на пункте управления отдельно стоящего химически опасного объекта, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) -для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города

(городского района) и на ЗПУ начальника гражданской обороны населенного пункта города, на территории которого находится потенциально опасный объект;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района), диспетчерами (начальниками смен) расположенных рядом объектов, персоналом в местах хранения или перегрузки аварийно химически опасных веществ (АХОВ) или сильнодействующих ядовитых вещества (СДЯВ).

3.2.2. На объектовом узле связи (АТС и УПВ) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на объектовом узле связи и АТС районов города, расположенных в границах ЛСО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по служебным телефонам.

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения объектового радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.3. На АТС городов, городских районов или населенных пунктов, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами местной системы оповещения;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по телефонам;

3.2.4. На объектах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) -для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2.5. В органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района) для приема и отображения сообщений об аварии на химически опасном объекте устанавливается (или используется имеющийся) автоматизированный пульт управления (П-166АПУ).

3.2.6. Особенностью схемы, приведенной на , является создание на долевой основе в интересах двух или более химически опасных объектов объединенной локальной системы оповещения, управление которой обеспечивается с рабочих мест диспетчеров (начальников смен) каждого из объектов.

3.3. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения гидроэлектростанций

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции (ГЭС) приведен на .

3.3.1. В диспетчерской ГЭС устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

3.3.2. На узле связи ГЭС устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на узлах связи ГЭС, поселка энергетиков, города, городского района;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционного усилителя ГЭС на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства ГЭС по служебным телефонам.

3.3.3. На узлах связи поселка энергетиков и других населенных пунктов, расположенных в границе локальной системы оповещения, устанавливаются:

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами местной системы оповещения;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны ГЭС по телефонам;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.3.4. На районном узле электросвязи устанавливается блок БКС для сопряжения локальной системы оповещения ГЭС с ТАСЦО субъекта Российской Федерации.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

4.1. Мероприятия по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения проводятся под руководством руководителей этих объектов, являющихся по должности начальниками гражданской обороны (НГО), с участием органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации или города (городского района), а также соответствующих служб оповещения и связи гражданской обороны.

4.2. Основанием для начала работ по созданию локальной системы оповещения является приказ руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению.

4.3. На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта штаб гражданской обороны объекта разрабатывает, согласовывает с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации города (городского района) и представляет на утверждение план мероприятий по созданию локальной системы оповещения.

4.4. В плане мероприятий по созданию локальной системы оповещения весь период работ целесообразно разделить на три этапа:

подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения - 4 - 8 месяцев;

проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ - 8 - 12 месяцев;

приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4 - 8 месяцев.

4.5. На первом этапе:

разрабатывается техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения;

определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;

проводятся проектные работы;

осуществляется приемка и утверждение проекта.

4.6. Техническое задание на создание локальной системы оповещения является основным документом, определяющим требования к системе и порядок ее создания, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.

4.7. Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывается штабом ГО объекта с участием объектового подразделения связи на основе типового технического задания () и согласовывается с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и службой оповещения и связи гражданской обороны.

При разработке технического задания (ТЗ) должны учитываться:

возможности аппаратуры оповещения П-166;

особенности организационно-технического построения объектовых сетей связи и вещания;

особенности организационно-технического построения территориальной и местной систем оповещения;

особенности организации сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта и перспективы их развития;

наличие и размещение попадающих в зону ответственности локальной системы оповещения населенных пунктов, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового скопления населения и т. д.

4.8. Согласованное с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района), техническое задание утверждается руководителем потенциально опасного объекта, проектной организацией и оформляется в виде приложения к договору на выполнение проектных работ.

4.9. Проект на создание локальной системы оповещения разрабатывается проектными организациями связи в соответствии с следующими основными документами:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1.03.93 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

техническим заданием на создание локальной системы оповещения;

4.10. Проект на создание локальной системы оповещения направляется на экспертизу в организации государственной вневедомственной экспертизы в субъекте Российской Федерации.

4.11. Проект на создание локальной системы оповещения с заключением организаций государственной вневедомственной экспертизы направляется на согласование в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и подразделения Госэкспертизы МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения.

4.12. Проект на создание локальной системы оповещения утверждается руководителем потенциально опасного объекта при наличии положительного сводного экспертного заключения.

4.13. На основании утвержденного проекта на создание локальной системы оповещения, как правило, проводятся торги (тендеры) и заключается договор подряда на выполнение работ по созданию локальной системы оповещения.

4.14. На втором этапе:

определяются генеральный подрядчик и субподрядчики на выполнение работ по созданию локальной системы оповещения;

заключаются договора на закупку оборудования, проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка;

проводятся строительно-монтажные и пуско-наладочные работы;

генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности локальной системы оповещения к приему в эксплуатацию.

4.15. Генеральный подрядчик работ по созданию локальной системы оповещения определяется заказчиком на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.16. Субподрядчики определяются генеральным подрядчиком по согласованию с заказчиком.

4.17. Договора на создание локальной системы оповещения заключаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

между заказчиком и генеральным подрядчиком; между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.

4.18. К проведению монтажных и пуско-наладочных работ по созданию локальной системы оповещения целесообразно привлекать местные организации связи.

4.19. В период проведения работ по созданию локальной системы оповещения, при необходимости, по согласованию с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района), совместно с службами оповещения и связи гражданской обороны разрабатывается и проводится комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования территориальной или местной системы оповещения.

4.20. Генеральный подрядчик после завершения строительно-монтажных работ в соответствии с договором подряда представляет заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности локальной системы оповещения к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии.

4.21. До приема локальной системы оповещения в эксплуатацию генподрядчик при участии заказчика:

организует выполнение пуско-наладочных работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования, а также их контрольную проверку (опробование), в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных;

совместно с заказчиком готовит справки о соответствии локальной системы оповещения и смонтированного оборудования утвержденному проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 , о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;

разрабатывает и согласовывает с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и службой оповещения и связи гражданской обороны программу и методику приемо-сдаточных испытаний и представляет их заказчику на утверждение.

4.22. На третьем этапе:

осуществляется приемка системы в эксплуатацию; разрабатывается и представляется на утверждение приказ о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию.

4.23. Приемка в эксплуатацию локальной системы оповещения осуществляется в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и руководствами, действующими в Российской Федерации в период ее создания и приемки в эксплуатацию.

4.24. Основанием для начала приема локальной системы оповещения в эксплуатацию является приказ руководителя потенциально опасного объекта о создании приемочной комиссии, в котором определяются состав комиссии,

сроки проведения, цель и задачи приемки, обязанности должностных лиц из состава комиссии.

председатель комиссии - заместитель руководителя потенциально опасного объекта (начальник штаба ГО объекта);

заместители(ль) председателя комиссии - начальник органа, осуществляющего управление гражданской обороны, начальник службы оповещения и связи гражданской обороны, представитель генерального подрядчика;

члены комиссии - начальники оперативного отдела и отдела связи органа, осуществляющего управление гражданской обороной, представители службы оповещения и связи гражданской обороны, генерального подрядчика, субподрядчиков и проектной организации.

4.26. Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и генподрядчик.

4.27. На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта о создании приемочной комиссии разрабатывается план работы приемочной комиссии, который после согласования с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службой оповещения и связи гражданской обороны, представляется на утверждение председателю комиссии.

4.28. В плане работы приемочной комиссии указываются: состав рабочих групп (не обязательно из состава комиссии) по проверке выполнения требований технического задания на создание локальной системы оповещения; дата проверки, пункты технического задания, выполнение которых проверяется; пункты программы и методики испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка соответствия локальной системы оповещения требованиям технического задания.

Целесообразно из состава рабочих групп определять ответственного за своевременное проведение проверки, оформление и представление в комиссию протоколов испытаний.

4.29. В протоколе испытаний членами рабочей группы отражаются результаты испытаний, замечания и рекомендации по работе системы и делается вывод о выполнении проверяемого пункта технического задания.

При отсутствии согласованного мнения по результатам испытаний член рабочей группы имеет право отразить в протоколе особое мнение.

4.30. Протокол по результатам испытаний подписывается членами рабочей группы и представляется в приемочную комиссию для дальнейшего рассмотрения и утверждения председателем комиссии.

4.31. Приемочная комиссия по результатам рассмотрения протоколов испытаний оформляет акт, в котором указываются цель и основные результаты работы приемочной комиссии, основные замечания и рекомендации, высказанные членами рабочих групп, делается вывод о соответствии локальной системы оповещения требованиям технического задания и даются рекомендации по приему системы в эксплуатацию.

К акту прилагаются:

протоколы рабочих групп;

ведомость соответствия локальной системы оповещения требованиям технического задания;

4.32. Акт подписывается членами комиссии и представляется на утверждение руководителю потенциально опасного объекта.

При наличии у отдельных членов приемочной комиссии обоснованных возражений они должны быть рассмотрены до утверждения акта с участием организаций, представители которых входят в состав комиссии.

4.3.3. Если приемочная комиссия принимает решение о невозможности приемки локальной системы оповещения в эксплуатацию, то вместо акта составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты (которое подписывается членами комиссии) и рекомендуемыми мерами по обеспечению ввода системы в эксплуатацию.

4.34. Председатель приемочной комиссии направляет руководителю потенциально опасного объекта акт приемки или мотивированное заключение о невозможности приемки системы в эксплуатацию.

4.35. Юридической основой принятия локальной системы оповещения в эксплуатацию является приказ руководителя потенциально опасного объекта о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию.

4.36. На принятую в эксплуатацию локальную систему оповещения штабом ГО объекта оформляется паспорт (), который утверждается руководителем потенциально опасного объекта.

4.37. Копии приказа руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию, акта приемки и паспорт локальной системы оповещения направляются в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

5.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание представляет собой комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности и ресурса технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению.

5.2. Технические средства оповещения в зависимости от их технического состояния оцениваются как работоспособные (исправные) и неработоспособные (неисправные).

Технические средства оповещения являются работоспособными, если они в состоянии выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией.

Технические средства оповещения являются неработоспособными, если значение хотя бы одного из параметров не соответствует нормам, установленным эксплуатационно-технической документацией.

5.3. Постоянная готовность к задействованию локальных систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием ее технических средств.

5.4. Ответственность за организацию, контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповещения в постоянной готовности к задействованию по предназначению несет руководитель потенциально опасного объекта.

5.5. Непосредственное выполнение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств

оповещения осуществляют подразделения связи потенциально опасного объекта или организации связи на договорной основе по согласованию с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района;

5.6. Технические средства оповещения, как правило, находящиеся в исправном (работоспособном) состоянии, имеющие полный комплект эксплуатационно-технической документации и ЗИП, должны передаваться на эксплуатационно-техническое обслуживание организациям связи по актам.

Технические средства оповещения, не удовлетворяющие указанным требованиям, могут приниматься на эксплуатационно-техническое обслуживание с указанием их фактического технического состояния в приемо-сдаточных актах.

Технические параметры технических средств оповещения могут быть доведены до норм технических условий организациями связи по отдельному договору.

5.7. Технические средства оповещения, принятые на эксплуатационно-техническое обслуживание, должны закрепляться приказами за специалистами, непосредственно отвечающими за их сохранность, своевременное и качественное выполнение всех видов технического обслуживания и текущего ремонта, пополнение израсходованных элементов ЗИП, аккуратное и правильное ведение учета технического состояния и оформление эксплуатационно-технической документации.

5.8. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию технических средств оповещения должны допускаться специалисты:

прошедшие специальную подготовку и стажировку, имеющие практические навыки в использовании техники по назначению, в ее техническом обслуживании;

сдавшие зачеты по знанию правил и особенностей технического обслуживания технических средств оповещения, знанию правил техники безопасности;

прошедшие инструктаж по технике безопасности.

5.9. Для технических средств оповещения должны предусматриваться следующие виды технического обслуживания:

ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

техническое обслуживание № 2 (ТО-2).

5.10. Ежедневное техническое обслуживание должно проводиться на технических средствах оповещения, работающих непрерывно и предусматривает проверку:

наличия и состояния основных комплектующих блоков, приборов и запасного имущества;

исправности источников электроснабжения и готовности их к применению;

надежности крепления блоков и соединения электрических разъемов;

наличия и правильности ведения эксплуатационно-технической документации;

работоспособности и проведения необходимых регулировок технических средств оповещения по встроенным приборам.

О результатах проведения ЕТО должна делаться отметка в книге учета технического состояния технических средств оповещения.

5.11. Техническое обслуживание № 1 должно проводиться один раз в месяц независимо от интенсивности использования технических средств оповещения и предусматривать выполнение следующих основных работ:

работы в объеме ЕТО;

детальный осмотр и чистку технических средств оповещения;

проверку работоспособности технических средств оповещения с использованием встроенных систем контроля и автономных средств измерений;

проведение при необходимости электрических и механических регулировок, а также чистку и смазку трущихся частей;

доукомплектование одиночного комплекта ЗИП и израсходованных эксплуатационно-технических материалов.

Результаты ТО-1 должны записываться в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

5.12. Техническое обслуживание № 2 должно проводится один раз в год и предусматривать выполнение следующих основных работ:

работы в объеме ТО-1;

измерение параметров и характеристик технических средств оповещения, предусмотренных эксплуатационной документацией, и доведение их до установленных норм;

проверку и замену некачественных (неработоспособных) элементов технических средств оповещения;

проверку правильности ведения формуляров (паспортов) и другой эксплуатационной документации и порядка их хранения.

Результаты ТО-2 и значения измеренных параметров должны заноситься в формуляры (паспорта) и в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

5.13. В целях обеспечения непрерывности работы локальных систем оповещения перед началом технического обслуживания должны проводиться подготовка и проверка резервной аппаратуры, каналов и линий связи.

Выключение действующих технических средств оповещения для проведения планового ТО-1 (ТО-2) должно осуществляться с разрешения оперативного дежурного органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории которого, расположен потенциально опасный объект.

5.14. Основными документами по учету технического обслуживания технических средств оповещения являются:

формуляр;

книга учета технического состояния технических средств оповещения.

5.15. В формуляре должны отражаться:

сведения о поступлении технических средств оповещения, закреплении их за ответственными лицами, а также о всех последующих изменениях, включая передачу в другие структурные подразделения организации связи;

учет часов работы (учет ведется помесячно с суммированием данных о наработке за каждый год; на комплексы технических средств оповещения ведется раздельно для каждого комплектующего изделия);

учет отказов и повреждений;

учет технического обслуживания в объеме ТО-2 с занесением результатов измерения всех параметров и характеристик;

сведения о ремонте с указанием вида ремонта, места и времени его проведения и о доработках;

сведения об изменении категории, назначения и другие данные, предусмотренные разделами формуляра.

Все записи в формуляре должны быть чистыми и разборчивыми. Подчистки и незаверенные исправления не допускаются. Должности и фамилии лиц, вносивших записи в формуляр, должны быть записаны разборчиво.

При замене утраченных или пришедших в негодность комплектующих изделий изменения в формуляре (комплекте поставки) должны заверяться подписью довольствующего органа и гербовой печатью.

В случае утраты или порчи формуляра должен быть заведен его дубликат (после административного расследования по обстоятельствам и причинам утраты или порчи).

5.16. В книге учета технического состояния технических средств оповещения должны записываться:

время включения в работу, вынужденные перерывы в работе и их причины, время окончания использования по предназначению;

время проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2, кто выполнял работы, выявленные неисправности и выполненные работы по их устранению;

результаты контроля должностными лицами качества технического обслуживания;

результаты периодического контроля должностными лицами технического состояния технических средств оповещения.

5.17. Текущий ремонт технических средств оповещения проводится не планово и должен включать в себя работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, восстановлению их работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления отдельных составных блоков (элементов), а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования.

5.18. С целью контроля готовности локальных систем оповещения к задействованию должны проводиться следующие виды проверок:

технические проверки готовности локальной системы оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;

комплексные проверки готовности локальной системы оповещения с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и населения, проживающего на данной территории, должностных лиц потенциально опасного объекта.

Комплексные проверки должны проводиться не реже одного раза в год комиссиями в составе представителей органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службы оповещения и связи, организаций связи, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения. Как правило, комплексные проверки локальных систем оповещения проводятся в рамках комплексных проверок территориальных систем оповещения.

Технические проверки готовности системы оповещения гражданской обороны к задействованию должны проводиться без включения оконечных средств оповещения населения дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) «Техническая проверка» с последующей записью результатов в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

Перед проведением указанных проверок обязательно должен проводиться комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска системы.

6. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ В ГОТОВНОСТИ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

6.1. Финансирование работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ П-166

1. Введение

1.1. Назначение комплекса технических средств П-166

Комплекс технических средств (КТС) предназначен для создания автоматизированных систем централизованного оповещения (АСЦО) с целью доведения сигналов оповещения, а также построения местных и локальных систем оповещения с целью доведения речевой информации до населения по сетям проводного вещания и телевидения, должностных лиц - на домашние и служебные телефоны, включения электросирен и акустических установок.

1.2. Условные и сокращенные обозначения

В руководстве по эксплуатации применяются следующие сокращения и условные обозначения:

АСЦО - автоматизированная система централизованного оповещения

АТС - автоматическая телефонная станция;

ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности;

КТС - комплекс технических средств;

МКФ - микрофон;

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;

РЭ - руководство по эксплуатации;

ТЧ канал - канал тональной частоты;

ТЭЗ - типовой элемент замены.

2. Описание комплекса технических средств и принципы построения АСЦО

2.1. Состав изделия

В состав оповещения П-166 входят:

КТС станции местной телефонной (МТ) станции (П-166 МТ) состоящий из: блока оповещения универсального (П-166 БОУ) НЯИТ.465689.004 ТУ; блоков индивидуальных комплектов (П-166 БИК) НЯИТ.465689.003 ТУ;

Блок коммутации сообщений (П-166 БКС) НЯИТ.465653.007 ТУ;

Командный пульт управления (П-166 КПУ) НЯИТ.465673.004 ТУ;

Автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) НЯИТ.465673.003 ТУ;

Блок переключения РТУ (П-166 БПР) НЯИТ.468332.039 ТУ;

Приемник местного оповещения (П-166 ПМО) НЯИТ.468383.000 ТУ.

Для текущего ремонта имеются одиночные комплекты ЗИП-О, имеющие в своем составе типовые элементы замены (ТЭЗ).

ЗИП-О имеют следующие составные части: П-166 МТ, П-166 БКС, П-166 КПУ, П-166 АПУ, П-166 БПР.

ЗИП-О на П-166 МТ поставляется по отдельному заказу и имеет модификации в зависимости от числа блоков БИК в составе станции.

Для пополнения соответствующих ЗИП-О имеется ЗИП-Г, рассчитанный на 5 изделий.

2.2. Особенности работы и эксплуатации составных частей

2.2.1. Комплекс технических средств станции МТ (П-166 МТ) предназначен для доведения речевой информации до населения по радиотрансляционной сети, до должностных лиц - на телефоны (или приемники местного оповещения П-166 ПМО), для управления электросиренами и включает в себя:

Блок оповещения универсальный (П-166 БОУ);

Блоки индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - до 8 штук;

Блоки имеют стандартный размер 600×302×306 мм и размещаются на МТС райцентра, АТС города или сельского района.

БОУ предназначен для управления оконечными средствами оповещения (телефоны, ПМО, электросирены, РТУ, П-166 ВАУ (СГС-22 М)) и обеспечивает:

Прием команд управления и речевых сообщений с верхнего звена или КПУ (АПУ) для циркулярного или избирательного запуска оконечных устройств;

Отбор абонентских линий, передачу на телефонные аппараты вызывного сигнала и ретрансляцию речевых сообщений при снятии трубки;

Отбор абонентских линий и передачу по ним сигналов управления устройствами П-164 А для включения электросирен в непрерывном или прерывистом режимах;

Передачу по каналам ТЧ или соединительным линиям сигналов управления на БПР для переключения РТУ или звукового сопровождения телевещания и ретрансляции по ним речевых сообщений;

Управление БИК (до 8 шт.).

БИК предназначен для наращивания числа направлений и должен выполнять функции БОУ в части управления оконечными устройствами оповещения (число направлений - до 20).

Питание блоков осуществляется от сети постоянного тока напряжением 60 В.


Пример записи при заказе и в технических документах:

Общее количество ТЭЗ МДК-05, МДКФ-5 и МДКТ должно быть от одного до двух.

Общее количество ТЭЗ ИК, ИКП, ИКС, ИКД, ИКР должно быть от одного до десяти.

Установка ТЭЗ ИК (индивидуальных комплектов) в блоки БОУ и БИК на заводе-изготовителе осуществляется в соответствии со спецификацией заказа в зависимости от типа и количества оконечных средств оповещения.

Установка модемов в блоки БОУ на заводе-изготовителе осуществляется в соответствии со спецификацией заказа в зависимости от типа линий связи (отбираемых каналов ТЧ, выделенных физических линий, коммутируемых линий АТС) и количества направлений с верхнего звена или КПУ(1 - 2).

2.2.2. Блок коммутации сообщений (П-166 БКС) заказывается при необходимости и предназначен для коммутации команд и речевых сообщений по 8 направлениям с целью создания разветвленной радиально-узловой структуры сети местного оповещения и обеспечивает:

Отбор соединительных линий, прием команд с верхнего звена управления по одному из трех независимых входов и ретрансляцию по 8 направлениям в нижнее звено (на БКС или БОУ или БПР);

Прием и ретрансляцию речевых сообщений;

Прием информации по каждому из 8 входов с нижнего звена и их ретрансляцию в верхнее звено.

Питание осуществляется от сети постоянного тока напряжением 60 В.

Пример записи при заказе и в технических документах:


Общее количество ТЭЗ МД-05, МДКФ-5 и МДКТ должно быть от двух до одиннадцати.

Установка модемов в блоки БКС на заводе-изготовителе осуществляется в соответствии со спецификацией заказа в зависимости от типа линий связи (отбираемых каналов ТЧ, выделенных физических линий, коммутируемых линий АТС) и количества направлений для разветвления и с верхнего звена (3 - 11).

2.2.3. Командный пульт управления (П-166 КПУ) предназначен для управления оконечными средствами КТС местного оповещения и для приема информации оповещения с верхнего звена и состоит из клавиатуры и блока обмена, соединенных кабелем длиной до 5 м.

Клавиатура размещается на столе, а блок обмена, представляющий из себя моноблок с двумя ТЭЗ, в любом удобном месте.

КПУ обеспечивает:

Набор на клавиатуре команд, отбор канала ТЧ или физической линии и передачу на БОУ информации для управления сиренами, РТУ, телефонными аппаратами (или ПМО) в циркулярном и избирательном режимах;

Передачу речевых сообщений с микрофона или диктофона;

Прием с БОУ подтверждений и индикацию ответов абонентов;

Прием по каналу ТЧ или физической линии команд оповещения с КТС верхнего звена, индикацию номера принятой команды и звуковую сигнализацию о приеме;

Передачу на КТС верхнего звена автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения;

Обмен речевыми сообщениями с КТС верхнего звена.

КПУ имеет 2 варианта поставки:

НЯИТ.465673.004 - выполняет все перечисленные выше функции;

НЯИТ.465673.004-02 не выполняет функции управления оконечными средствами оповещения и предназначен для приема команд, передачи подтверждений и обмена речевыми сообщениями.

2.2.4. Автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) предназначен для управления оконечными средствами местного оповещения и для приема информации оповещения с верхнего звена, построен на базе ПЭВМ, выполняет функции КПУ и дополнительно обеспечивает:

Предварительную подготовку, коррекцию и хранение списка абонентов, речевых сообщений и программ запуска сети;

Документирование на принтере и жестком диске результатов оповещения.

Вариант поставки П-166 АПУ-01 работает только по выделенным физическим линиям (без отбора).

2.2.5. Блок переключения РТУ (П-166 БПР) предназначен для переключения радиотрансляционного узла с основного режима работы на передачу речевой информации оповещения и обеспечивает:

Прием по каналам ТЧ или физическим линиям (2-х или 4-х проводным) команд и речевой информации с БОУ или БКС;

Дистанционное включение питания усилителей РТУ (до 4-х);

Передачу подтверждений о приеме команды управления;

Ретрансляцию речевой информации на вход усилителей (до 4-х).

Вместо РТУ возможно управление по НЧ - входам телевизионных передатчиков и передача речевой информации оповещения по каналам звукового сопровождения.

Напряжение питания - 220 В переменного тока.

Вариант исполнения П-166 БПР обеспечивает управление переключением радиотрансляционного узла с основного режима работы на передачу речевой информации оповещения и работает по выделенным каналам ТЧ или физическим линиям (2-х или 4-х проводным).

Вариант исполнения П-166 БПР-01 обеспечивает управление акустической установкой СГС-22 М (П-166 ВАУ) для включения ее в режим выдачи сигнала сирены или ретрансляции речевого сообщения и работает по выделенным каналам ТЧ или физическим линиям (2-х или 4-х проводным).

Вариант исполнения П-166 БПР-02 обеспечивает управление переключением радиотранляционного узла с основного режима работы на передачу речевой информации оповещения и работает по отбираемым у основного потребителя каналам ТЧ или физическим линиям (2-х или 4-х проводным).

Вариант исполнения П-166 БПР-03 обеспечивает управление акустической установкой СГС-22 М (П-166 ВАУ) для включения ее в режим выдачи сиренного сигнала или ретрансляции речевого сообщения и работает по отбираемым у основного потребителя каналам ТЧ или физическим линиям (2-х или 4-х проводным).

Блоки П-166 БПР всех исполнений при работе по физическим линиям обеспечивают коррекцию АЧХ для расширения полосы пропускания.

2.2.6. Приемник местного оповещения (П-166 ПМО) предназначен для оповещения личного состава в помещениях и должен обеспечивать:

Прием по двухпроводной линии вызывного сигнала с БОУ и включение звуковой сигнализации о приеме;

Передачу ручного подтверждения о приеме вызывного сигнала;

Прием речевого сообщения и воспроизведение его через встроенный громкоговоритель.

ПМО размещается на стене или на столе.

Источника питания не требуется.

Развитие и внедрение цифровых транспортных сетей типа SDH и АТМ приводит к тому, что (особенно в крупных городах) существует весьма разнородная структура каналов связи и телекоммуникационного оборудования. Для доступа непосредственно в цифровую сеть необходимо дополнительно устанавливать мультиплексоры серии FCD (например М eg ар lex 2000/2004 фирмы RAD -дистрибьютер «Информсвязь») для выделения из двух мегабитных потоков Е1 аналоговых виртуальных каналов ТЧ, к которым и подключается аппаратура оповещения.

Мультиплексоры FCD могут быть оборудованы как электрическим (по стандарту G .703), так и оптоволоконным интерфейсом для подключения к оборудованию опорной транспортной сети, а для сопряжения с оборудованием пользователя в мультиплексор устанавливаются платы LS -6 для организации до 40 каналов ТЧ.

Таким образом, может быть создана наложенная сеть с выделенными каналами ТЧ, которые можно использовать не только для передачи информации оповещения.

Другим вариантом подключения аппаратуры оповещения при отсутствии аналоговых окончаний каналов связи

или физических линий является использование модификаций КТС П-166 (БОУ, БКС) с установленным телефонным модемом МДКТ для работы по абонентским линиям АТС путем автоматического набора номера при передаче информации оповещения.

В этом случае, БОУ при приеме вызова с АТС имитирует снятие трубки и происходит установление соединения через АТС.

Недостатком данного варианта является увеличение до 20 секунд времени запуска и резкое снижение вероятности доставки сообщений из-за участия АТС в установлении соединения.

«__»______200_г.

«__»______200_г.

Начальник органа

Начальник службы

управления по делам

оповещения и связи ГО

ГОЧС субъекта РФ

«___»_______200_г.

«___»_______200_г.

200____г.

1. Общие положения

1.1. Наименование создаваемой (реконструируемой) локальной системы оповещения (ЛСО).

Даётся полное наименование и условное обозначение создаваемой (реконструируемой) ЛСО с указанием наименования потенциально опасного объекта.

1.2. Основания для создания (реконструкции). Указываются директивные документы, на основании которых создается (проводится реконструкция) ЛСО, кем и когда утверждены эти документы.

1.3. Назначение ЛСО и цели ее создания (реконструкции).

1.3.1. Назначение ТСО.

Указывается назначение системы.

1.3.2. Цели создания (реконструкции).

Приводятся наименования и требуемые значения показателей ЛСО, которые должны быть достигнуты в результате создания (реконструкции).

1.4. Заказчик.

Указывается полное наименование и реквизиты заказывающей организации.

1.5. Головной исполнитель.

Указывается полное наименование и реквизиты организации головного исполнителя.

1.6. Соисполнители.

Указываются полные наименования и реквизиты организаций соисполнителей.

1.7. Генеральный подрядчик.

Указывается полное наименование и реквизиты организации, осуществляющей строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

1.8. Сроки выполнения работ.

Указываются основные этапы проектных, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, сроки их начала и окончания.

При необходимости указываются сроки предоставления отдельных документов (технико-экономических расчётов, рабочих проектов и т. д.).

1.9. Порядок предоставления заказчиком исходных данных.

Указываются сроки, порядок и способ предоставления заказчиком головному исполнителю исходных данных.

2. Характеристика действующей ЛСО

Приводятся краткие сведения о действующей ЛСО или ссылки на документы, содержащие такую информацию, а также сведения об условиях ее эксплуатации.

3. Требования к ЛСО

3.1. Требования к ЛСО в целом.

3.1.1. Требования к структуре и функционированию системы.

Указываются:

Основные задачи ЛСО;

Количество и места размещения пунктов управления ЛСО;

Конкретные границы ЛСО, населенные пункты и районы, включаемые в систему;

Перечень подсистем ЛСО, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;

Требования к характеристикам взаимосвязей ЛСО со смежными системами, в том числе параметры ее сопряжения, указания о способах обмена информацией (автоматически, по телефону и т. п.);

Требования к режимам функционирования ЛСО;

Требования к диагностированию ЛСО;

Перспективы развития, модернизации ЛСО.

3.1.2. Требования к численности и квалификации персонала и режиму его работы.

Приводятся:

Требования к численности оперативного и эксплуатационного персонала;

Требования к квалификации оперативного и эксплуатационного персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков;

Режим работы оперативного и эксплуатационного персонала.

3.1.3. Требования к показателям надежности. Приводятся значения параметров, характеризующие степень соответствия ЛСО ее назначению, в том числе указываются:

Состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом или ее подсистемам;

Перечень ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей;

Требования к надежности технических средств и программного обеспечения;

Требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях реконструкции ЛСО.

3.1.4. Требования по безопасности.

Приводятся требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств ЛСО.

3.1.5. Требования по эргономике и технической эстетике.

Приводятся показатели ЛСО, задающие необходимое качество взаимодействия человека с машиной и комфортность условий работы.

3.1.6. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Приводятся:

Условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств ЛСО с заданными техническими показателями, в том числе виды и периодичность обслуживания технических средств системы или допустимость работы без обслуживания;

Требования к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов;

Предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и технических средств системы, к параметрам сетей энергоснабжения и т. п.

3.1.7. Требования к защите информации от несанкционированного доступа.

Приводятся требования, установленные в нормативно-технической документации (НТД).

3.1.8. Требования к сохранности информации при авариях.

Приводится перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе - потеря электропитания) и т. п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в ЛСО.

3.1.9. Дополнительные требования. Приводятся:

Требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала;

Требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы;

Требования к ЛСО, связанные с особыми условиями эксплуатации;

Специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика.

3.2. Требования к видам обеспечения.

Приводятся требования к информационному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другим видам обеспечения.

3.2.1. Для информационного обеспечения системы приводятся требования:

К информационному обмену между компонентами системы;

К информационной совместимости со смежными системами;

К защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;

К контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных.

3.2.2. Для технического обеспечения ЛСО приводятся требования к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе. Указывается комплекс аппаратуры и средств оповещения, составляющих основу создаваемой ЛСО.

3.2.3. В требованиях к метрологическому обеспечению приводятся:

Требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств встроенного контроля;

Вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.

3.2.4. Для организационного обеспечения приводятся требования:

К структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;

К организации функционирования системы;

К защите от ошибочных действий оперативного и эксплуатационного персонала системы.

4. Дополнительные требования по выполнению работ

4.1. Уточнение и дополнение ТЗ.

Оговаривается порядок согласования с заказчиком возможных требований, отдельных положений ТЗ при проведении сбора исходных данных, обосновании требований и др.

4.2. Исходные данные.

Перечисляются исходные данные, представляемые заказчиком исполнителю для проведения работ (схемы системы связи и оповещения, условия размещения аппаратуры оповещения и т. д.).

4.3. Проектно-сметная документация (ПСД).

Указываются:

Нормативные документы, на основании которых исполнитель разрабатывает ПСД, а также рассчитывает нормативное время проектирования;

При необходимости разработки ПСД в сжатые сроки оговаривается порядок доплаты за сокращение нормативных сроков проектирования и указывается документ, на основании которого производится доплата;

Указывается необходимость увязки разрабатываемой ПСД с ранее выпущенными типовыми проектными материалами. В целях уменьшения объёма работы отдельные решения, имеющиеся в вышеуказанных материалах, могут не приводиться.

Определяется перечень, состав и объём основных и вспомогательных проектно-сметных документов, предоставляемых исполнителем заказчику, а также, при необходимости, оговариваются требования к отдельным документам.

Примерный перечень ПСД:

Схема организации ЛСО с пояснительной запиской;

Планы размещения и установки технических средств оповещения;

Монтажные схемы соединений с учётом сопряжения всех устанавливаемых технических средств;

Спецификация оборудования, кабельных изделий и других необходимых материалов;

Сметные расчёты.

5. Состав и содержание работ по реконструкции ЛСО

Должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию ЛСО, сроки их выполнения, перечень организаций-исполнителей работ, ссылки на документы, подтверждающее согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющих ответственного (заказчика или разработчика) за проведение этих работ.

В данном разделе также приводятся:

Перечень документов, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;

Вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация эксперт).

6. Требования к составу и содержанию работ по подготовке ЛСО к вводу в действие

Приводится перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке ЛСО к вводу в действие.

Указываются порядок оформления и предъявления заказчику результатов работы по реконструкции системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных и др.) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.

7. Порядок контроля и приемки ЛСО

Указываются:

Общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;

Количество экземпляров разрабатываемой ПСД и расчёт её рассылки;

Порядок согласования с заказчиком и заинтересованными организациями ПСД (исходных данных), а также сдачи-приёмки готовой продукции;

Виды, состав, объем и методы испытаний системы и еесоставных частей;

Статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).

8. ТЗ подписывают:

представители заказчика;

начальник оперативного отдела органа управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации;

начальник отдела связи органа управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации;

представители головного исполнителя, соисполнителя и генерального подрядчика.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАСПОРТ
локальной системы оповещения потенциально опасного объекта

(по состоянию на 01.01.200___г.)

Наименование и шифр локальной системы оповещения (ЛСО) потенциально опасного объекта (ПОО)

1. Охват ЛСО населения и территории

1.1. Количество населенных пунктов (городов, райцентров и т. д.), объектов экономики, включенных в ЛСО,_____кол-во,____% от потребности.

1.2. Сопряженность ЛСО с ТАСЦО субъекта РФ______(да/нет).

1.3. Количество населения, проживающего в зоне действия ЛСО,________(чел.)

1.4. Охват обслуживающего персонала ПОО/населения различными средствами оповещения, включенными в ЛСО: всего - _____/______%;

в том числе:

электросиренами___________/__________%;

проводным вещанием_________/________%;

радиовещанием__________/____________%;

телевидением__________/______________%.

2. Характеристика ЛСО

2.1. Тип аппаратуры, используемый в ЛСО (подчеркнуть): П-166, П-160, П-164 и др.

2.2.Управление ЛСО:

с основного пункта управления___________________;

с запасного (защищенного) пункта управления______.

2.3. Каналы связи, используемые в ЛСО:

по кабельным линиям___________________________%

по радио и радиорелейным линиям________________%

по постоянным воздушным линиям________________%

2.5. Количество электросирен всего:________________;

в том числе: в населенных пунктах_________________;

на объектах (в цехах)_____________________________

Количество электросирен с ручным управлением - ___.

2.6. Количество абонентов системы циркулярного вызова:

всего:__________________________________________ _;

в том числе:

в населенных пунктах_____________________________;

на объектах (в цехах)______________________________.

2.7. Количество узлов проводного вещания, исполь зуемых в ЛСО, - ____________ .

Число уличных громкоговорителей - ________________

3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО)

3.1. Даты начала и завершения работ по созданию (реконструкции ЛСО) и ввода ее в эксплуатацию________________.

3.2. Организации, обеспечивающие ЭТО:

станционной части: _______________________________ ;

электросирен ____________________________________ ;

уличных громкоговорителей________________________.

3.3. Количество работников, обслуживающих ЛСО:

всего_________,

в том числе:

освобожденных__________________________;

по совместительству______________________.

3.4. Организации, на балансе которых находятся:

аппаратура оповещения:____________________;

электросирены____________________________;

уличные громкоговорители__________________.

3.5. Стоимость ЭТО в год (на начало текущего года)_____млн. руб.

Какие объекты необходимо оснащать ЛСО?
ЛСО являются важнейшим элементом системы по предупреждению и ликвидации последствий аварии. Их построение и основные требования были определены Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года и «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года. Речь в них идет о потенциально опасных объектах. Еще одним регламентирующим документом является Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (Пос­тановление № 178).
Нельзя смешивать такие понятия, как потенциально опасные объекты и ОПО. Это термины из двух разных направлений государственного регулирования в области техногенной безопасности. Тем не менее Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» определен перечень объектов, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности ЛСО. В частности, им определено, что организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Где изложены требования к техническим средствам ЛСО?
Существует целый ряд законов РФ, правил и норм, регламентирующих информирование населения. Однако основные требования к техническим средствам оповещения, применяемым при проектировании, развертывании и эксплуатации ЛСО, изложены в том числе в Методических рекомендациях МЧС России.

Каковы задачи ЛСО?
Перечень задач ЛСО определен в методических рекомендациях МЧС. Первостепенная задача ЛСО - обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей ОПО; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Кто должен создавать ЛСО?
Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (Постановление № 178). Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года организации, органы самоуправления, а также органы государственной власти субъектов РФ должны финансировать системы оповещения и поддерживать их в исправном состоянии.

Как ЛСО интегрируется с территориальными системами субъекта Федерации?
При создании локальных систем оповещения необходимо обязательно предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта РФ, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. Если зона действия поражающих факторов в случае ЧС не выходит за пределы территории предприятия, то локальная система оповещения создается только на его территории и в дальнейшем интегрируется с Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) через единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) муниципального района.
Кроме того, локальные системы оповещения также интегрируются с РАСЦО через ЕДДС.

На какой стадии работ по созданию ОПО определяется конфигурация ЛСО?
Необходимые технические средства оповещения определяются в ходе разработки проектной документации из расчета показателей гарантированного оповещения органов управления, сил РСЧС, в том числе с учетом развития информационно-телекоммуникационных систем в субъекте РФ и программно-аппаратного сопряжения автоматизированных систем оповещения на всех уровнях.
Надо ли согласовывать техническое решение ЛСО с МЧС?
Перечень предприятий заводов-изготовителей оборудования для ЛСО определен, их оборудование прошло испытания и государственную сертификацию в МЧС России. Нет необходимости при проектировании ЛСО заниматься согласованием и проводить опытные испытания.

Каковы санкции за отсутствие ЛСО?
Согласно ст. 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

Что делать с уже существующими ОПО?
Они должны быть оборудованы ЛСО в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне». Согласно ему организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, должны создать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Системы оповещения объектового уровня подразделяются на локальные системы оповещения (ЛСО), создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных электростанций, химически опасных объектов и гидроэлектростанций), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным. Системы этого уровня обеспечивают оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта .

Оповещение обеспечивается радиотрансляционной и телефонной сетями объекта, наружными и цеховыми электрическими сиренами. Управление системой оповещения осуществляет диспетчерская служба объекта. Рабочее место диспетчера оборудовано оконечными компонентами аппаратуры оповещения системы оповещения муниципального или территориального уровней, а также устройствами управления локальной системой оповещения.

Локальная система оповещения обеспечивает мониторинг параметров внешней среды, сбор информации о ЧС, предварительную обработку, отображение, производство необходимых расчетов и последующую передачу информации на вышестоящие уровни системы РСЧС. Информация автоматически отображается на экранах мониторов пультов дежурной службы, далее система производит автоматический анализ ситуации с целью выработки прогноза развития ситуации и автоматического оповещения населения территории, которая может быть подвергнута заражению АХОВ, автоматического оповещения персонала предприятий об опасности и выдачи рекомендаций по предотвращению поражения, автоматического оповещения сил и средств ГО и ЧС на необходимых уровнях в условиях чрезвычайных ситуаций.

Вся информация в реальном масштабе времени отображается на картах местности на экранах автоматизированного рабочего места (АРМ) диспетчера предприятия. ЛСО также обеспечивает автоматическое управление включением электросирен, выдачи соответствующих возникшей ситуации голосовых сообщений и команд по системе громкоговорящей связи и по телефонам должностных лиц.

В соответствии с требованиями руководящих документов, предусмотрено формирование запасного пункта управления (ЗПУ) для обеспечении управления при невозможности нахождения персонала на основном пункте управления.

Проектирование и построение локальных систем оповещения должно проводиться в соответствии с рекомендациями . В качестве примера приведем схему (рис. 3.3) и перечислим типовые мероприятия по организационно-техническому построению локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС):



Ø В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта РФ;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам ГОЧС субъекта РФ, города (городского района).

Ø На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

Ø На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

Ø В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании. Управление ЛСО организуется от диспетчерских служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

Положения методических рекомендаций могут быть применены и при создании систем оповещения объектов экономики, не отнесенных к потенциально опасным, хотя в этом случае применение аппаратуры П-166 не является обязательным требованием. При построении системы оповещения такого объекта возможно применение других комплексов и средств, обеспечивающих задачи оповещения и информирования персонала объекта.

Главная задача при возникновении любых непредвиденных ситуаций – сохранить жизнь людей, оказавшихся в зоне опасности. Своевременное оповещение работников, посетителей с помощью инновационных средств является одним из важных этапов ГО. Комплекс уровней систем оповещения ГО состоит из нескольких разновидностей: объектовая, локальная, местная, территориальная, региональная и федеральная. Что касается объектовой системы оповещения, то речь идет о готовности конкретной организации к преодолению нестандартных ситуаций.

Если авария случилась внутри предприятия, объекта, задействуют систему объектового оповещения. На базе производственной сети связи, звукофикации и специальной аппаратуры комплекса оповещения и базируется объектовое оповещение. Сигналы и информация оповещения в первую очередь должна быть доведена до объектовых сил и служб ГО, а также руководителей компании, персонала. Оборудование для объектовых систем оповещения с каждым годом становятся все более современными и многофункциональными. Например, система СГС-22М может одновременно озвучивать открытые пространства и помещения.

Объектовая система оповещения позволяет подавать сирену или речевую информацию для разъяснения ситуации. Сотрудники предприятия или посетители с помощью системы оповещения безопасно покидают помещение через эвакуационные выходы, руководствуясь указаниями и командами из громкоговорителей. Часто оборудование оповещателей используется в качестве местного вещания для ретрансляции программ или односторонней командно-поисковой связи, подробнее об этом на сайт.

Особенность объектовой системы оповещении – наличие множества режимов работы, управлять которыми можно удаленно. Это могут быть речевые сообщения, транслируемые с винчестера компьютера или произнесенные с микрофона. Также речевые сообщения могут быть записаны ранее на магнитофон. Существует возможность переключения программ приводного вещания. Ежедневно оповещатели на объекте можно использовать для ретрансляции радиовещания.

Управление объектовой системой оповещения осуществляется с пульта, который расположен в месте дежурства диспетчера. Рабочее место диспетчера укомплектовывается техническими средствами, которые позволяют принимать сообщения, передаваемые по системе ЦО в авторежиме, контролировать прохождение сигналов и информации на объекте. Зона действия системы оповещения объекта не должна выходить за пределы территории. В основе технического снабжения системы – обеспечение аппаратурой, сети вещания и средства связи.

Когда задействуется объектовая система оповещения, следует выполнять необходимые меры в следующем порядке:

Подача предупредительного сигнала с помощью включения электронных сирен или передачи речевых сообщений «Внимание всем!» по вещательным каналам

Передача команды дистанционного включения электрического питания усилителей вещания с переключением режима на оповещение

С существующего источника вещания – магнитофона или микрофона многократно передаются информационные сообщения.

Установка объектовой системы оповещения – работа для профессионала. Экономия в данном случае неуместна и опасна, так как объем убытков организации в случае возникновения пожара из-за неполадок системы оповещения будет катастрофическим. Профессиональный монтаж системы с персональной установкой в каждое из помещений производится с учетом площади помещения и архитектурных особенностей здания. Опытная компания ИВП «Прогресс» поможет произвести установку системы оповещателей в соответствии с требованиями.

После того, как проектирование объектовой системы оповещения утверждено, можно начинать работы по установке. Каждая из подсистем оборудования выполняет свою функцию, но в целом работа системы осуществляется по единому принципу. Основные компоненты системы оповещения: коммутационный блок сигналов тревоги, блок управления, усилители, громкоговорители, микрофоны, устройства звуковоспроизведения, кабельные сети.

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения - одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.