Взрыватель морской мины 4 буквы. Устройство принцип действия донных мин. Высокая эффективность немецких минных заграждений

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

В апреле франкоисты объявили, что они собираются снова заблокировать и подорвать Бильбао, поэтому новые суда были зачислены на работу в качестве тральщиков, в мае их число увеличилось до 24 и до 6 единиц вспомогательных моторных лодок. Как мы видели, добыча была проведена 29 апреля Веласко, но как только она была расположена 2 мая, она была очищена всего за четыре дня, нейтрализовав в общей сложности 45 шахт типа Виккерса.

Работа тральщиков заключалась в том, чтобы очистить минные поля, которые препятствовали судоходству. Процедура была простой: металлический кабель или перетаскивание были уложены между двумя тральщиками, которые тащили его вдоль кормы, плавая с той же скоростью и с параллельными направлениями извне моря внутрь. Когда он продвигался вперед, борона зацепила кабель, который удерживал шахту под водой и вытащил ее, чтобы вытащить ее из якоря. В этой операции рудник иногда взрывался спонтанно, а иногда всплывал там, где он был взорван выстрелами из винтовки или отбуксирован на землю, чтобы деактивировать его и использовать в своих интересах взрывчатые вещества, которые он содержал.


Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда большую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.

Также несколько раз мины затопляли после разрезания швартовного кабеля. Обычными дноуглубительными секторами были Кастро Урдиалес-Пунта Лусеро, Пунта Лусеро-Пунта Галеа, а с мая Пунта Галеа-Пленсия. Эти моторные лодки, которые сотрудничали в работе по слежению, были меньшего размера, чем тральщики, как правило, менее 30 тонн и ранее занимались береговым промыслом. С конца марта служба ночной службы в порту Бильбао была организована с несколькими из них, ежедневно гастролируя между Кастро и Пленсией.

Они были заменены в задачах разведки и обнаружения тральщиков 4 каноэ автомобилей, а другой был в распоряжении начальника Флотилии для передачи приказов и связи. Флотилия была организована для слежения в эскадрильях, состоящих из 1 - 2 моторных лодок или каноэ и от 4 до 6 тральщиков.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина — это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины — якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать — тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

В мае было три отряда - Восток, Центр или Абра и Запад - которые касались каждого из трех секторов слежения. Добыча Бильбао была полной неудачей; Ни разу мятежники не смогли парализовать торговый поток в порту Бильбао и только на несколько дней снизили его. Это объяснялось главным образом двумя факторами: недостатками используемого материала - за исключением, возможно, наступательных мин, - и самоотверженной работы баскских тральщиков. Имейте в виду, что никто из вспомогательного флота в Эускади не имел предыдущего опыта в дноуглубительных работах, и подавляющее большинство его сотрудников даже не видели одного из них раньше.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций — которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия — морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать — она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами — использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

Прослеживание шахт в Сантандере и Астурии

Поэтому используемые средства были самыми элементарными и простыми. И все это было достигнуто без больших потерь, чем опускание Гойдзё Изарры и Мари Тойи, чувствительных, но очень малых потерь в общем наборе. Он был назначен для отправки эскадры шкиперу Хосе Помбо, который отправился на Л-3. Баскские суда эффективно выполняли свою миссию, работая днем ​​и ночью. В некоторых случаях они были обнаружены круизными кораблями Сервера и Балеарскими островами, которые произвели несколько выстрелов, но не ударили их.

В 1920—1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота — это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.

Они не пострадали во время трассировки, и, поскольку они начали действовать, мины не представляли угрозы для торгового движения в горном порту. В конце кампании в Сантандере большинство баскских трекеров выехали 24 августа во Францию, прибыв в Ла-Паллис 25-го числа. В Астурии баскские тральщики проводили неутомимую работу, ежедневно отслеживая доступ в Хихон. Эти тральщики, которые сохраняли свои примитивные экипажи, действовали до исчезновения Северного фронта. Помимо работы в окрестностях Эль-Музеля, баскские тральщики также выступали в Авиле.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Именно в Авиле они проследили единственные мины новой модели, типа «груша», которые были посеяны только в этих водах. М-26 с нагрузкой 250 килограммов считается одной из наиболее угрожающих шахт довоенного периода, созданной в России. Самым большим преимуществом нового артефакта было то, что он был установлен горизонтально на якоре тележки: это облегчало его размещение. Однако уменьшенная длина кабеля для подключения шахты к якорю и поддержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды ограничивала использование этого оружия в Черном море и Японском море.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

В начале боевых действий в стране было почти 27 000 таких устройств. Впервые в мире в нем были использованы чугунные защитные чаши, которые автоматически удалялись в воду. Они защищали электрические элементы. Любопытно, что купола были прикреплены к телу с помощью ключа и стального троса с устройством безопасности, в котором использовался кусок сахара. Перед установкой шахты ключ был удален, а затем, в правильном месте, кабель также ослабел благодаря растворенному сахару. Затем оружие стало действовать.

Это обеспечило безопасность национальных кораблей, которые были очень близки к защитным барьерам. В начале войны это была самая передовая военно-морская разведка в то время. В общей сложности на морских маршрутах во время войны находилось более 700 000 различных мин. Они уничтожили 20% всех кораблей и судов воюющих стран.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

Вес взрывчатки составлял 300 кг. Устройство может быть установлено на глубине до 100 метров. Запуск проходил с надводных кораблей - деструкторов и крейсеров. В 1960-х годах в Советском Союзе началось создание принципиально новых шахтных систем - ракетных мин и торпедных мишеней.

Он имел двухканальную систему обнаружения и классификации целей, которая была выбрана горизонтально из герметично закрытого боеголовка и использовалась на глубине 600 метров. Новая торпедная шахта впервые была принята военно-морским флотом в национальном производстве шахт, разработчики применили принцип модульной реализации и использовали электрическое соединение узлов и элементов устройства. Это позволило решить проблему защиты взрывоопасных цепей от высокочастотных токов.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.

По мнению национальных экспертов, по крайней мере до середины 1970-х годов в военно-морском вооружении крупнейших мировых держав не было подобных мин. Универсальность этого оружия проявилась во всем: его позиционирование можно было реализовать как с кораблей, так и с самолетов, а в последнем случае без использования парашютной системы. Если рудник попал в мелкую воду или землю, это саморазрушилось бы.

Ознакомьтесь с другими статьями «Русского вестника». Этот корабль был обнаружен в феврале прошлого года экипажем охотника за рудниками Эриданом возле Анс де л'Уберлача во время тренировочного погружения. Приморская префектура Атлантики приказала уничтожить Группу атлантических диверсантов. Сначала, 30 марта, группа дайверов разминирования перемещала боеприпасы в середине гавани Бреста, чтобы обеспечить его уничтожение в оптимальных условиях безопасности с минимальным воздействием на подводную флору и фауну.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB — это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Шахту перевозили воздушными шарами, наполненными воздухом, и осаждали на песчаном дне около двадцати метров в глубину. После завершения последних проверок безопасности разгрузочные устройства запускали систему грунтования, в результате чего шахта взорвалась и внешний вид гейзера высотой более 5 метров.

По оценкам, только 25% мокрых мин в этих районах в течение двух мировых конфликтов были найдены и представлены. Задача - ежедневная задача для трехсторонних охотников за минами и групп водолазов Атлантики и Канала. Эти боеприпасы были уничтожены в течение десятка операций по камину.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.

Последняя шахта, вероятно, была сброшена на самолете около двух дельфинов у острова Ронд, чтобы уничтожить крупные немецкие военные корабли, которые могли быть пришвартованы там. Источник: французский военно-морской флот: французский флот. Брест, военно-морское силовое сооружение. Из окна капитана Фредерика Бенона мы видим часть кораблей флота, посвященных минной войне. В военно-морской силе органическая минная боевая сила имеет очень специфическую, высоко централизованную организацию. В соседнем здании есть внецентровая ветка персонала и учебная школа.

Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 — мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Брестское присутствие, которое объясняется наличием основания Иль-Лонге, с другой стороны гавани. Наша первая миссия - защита и особенно подводные лодки с ядерными ракетами от риска мин. Неудивительно, что восемь трехсторонних охотников за добычей Брестуа «грабли»средства Брестской гавани в поисках подозрительного эха. Сонарные буксирные суда регулярно проверяют ситуацию и составляют постоянно обновляемую картографию. Работа здесь заставляет наших мужчин и членов экипажа поддерживать очень высокий операционный уровень.

Потому что, если есть одна область, где Франция широко признана во всем мире, это шахтная война. Немного известный компонент военно-морского флота, но существенный. Уже потому, что подходы к нашим берегам, особенно в заливе Сены и, следовательно, на одном из основных торговых путей, по-прежнему пронизаны историческим снаряжением, регулярно обновляемым. Во-вторых, поскольку шахта - это оружие, которое все еще используется в мировых конфликтах. В отличие от наземных мин использование шахты в море разрешено и кодифицировано международными текстами. Это военное боевое оружие в своем собственном праве.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, — например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т. д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.

Их производят европейские производители. И они все еще очень используются. Силы Саддама Хусейна подорвали все подходы к Кувейту. По мере того, как они пытались приблизиться, здания коалиции получили серьезный ущерб. Необходимо было прекратить операции, чтобы отправить моих охотников, чтобы очистить землю. Это были европейцы, лидеры Франции, которые выполняли миссию. Прошло тридцать лет с тех пор, как на шахте охотились флот зданий, которые по-прежнему остаются лучшими. У наших 850 моряков есть очень специализированные навыки, будь то противолодочные детекторы на зданиях или дайверы для разминирования, которые могут вмешиваться во все театры операций.

Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства — от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK — A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум — устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

И тогда у нас есть во Франции лучший сонарист мира с Фалесом. Все эти элементы делают минную войну областью, в которой наши ноу-хау признаны на международном уровне. Ноу-хау, который должен поддерживаться в любое время. Угроза мины, как и все виды оружия боевых действий в море, развивается. Мины становятся все более скрытыми, некоторые из них акустически прозрачны. Мы должны постоянно развивать наши технические знания, чтобы мы могли установить соответствующие контрмеры. Для этого вам нужно знать шахту.

И так демонтируйте его. Для этого мы нейтрализуем шахту. То есть мы отделяем основной заряд от его детонатора, подняв его на поверхность, а затем вернем на землю. Используя инструменты, которые мы адаптируем для удаленной манипуляции, мы демонтируем весь механизм, который мы затем отправляем на анализ. С точки зрения мин, воображение строителей безгранично. Но мы все равно должны настаивать на том, что самая большая угроза, с которой мы сталкиваемся, - это традиционная шахта. Бочка, наполненная взрывчаткой, которая срабатывает либо при контакте, либо посредством магнитного или акустического «влияния».

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.

В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15−25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30−35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.

Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.

Г.Н. Охрименко у обезвреженной им мины
Фотография военных лет

«Морской сборник» № 5 за 2015 год опубликовал статью В. Йолтуховского «Черноморский флот: борьба с минной опасностью». В ней отмечается, что минно-заградительные действия на черноморском театре начались задолго до объявления войны. Еще в конце июня 1940 г. ВМС Румынии поставили крупные минные заграждения, которые неоднократно подновлялись. На них 24 июня 1941 г. подорвался и затонул лидер «Москва», лидер «Харьков» получил повреждение, а у болгарского побережья на минах погибли 3 наши подводные лодки. Привожу краткое изложение статьи.

В начальный период войны вражеская авиация сбросила на подходах к Севастополю, Очакову, Новороссийску свыше 210 донных мин. Они значительно осложнили развертывание сил флота. В ходе обороны главной базы ЧФ на германских минах подорвалось 12 кораблей и катеров, а в Керчь-Еникальском проливе в 1942-1943 гг. — более 70. В 1941-1942 гг. на Черноморском театре было уничтожено 245 донных мин, из них 177 — глубинными бомбами, 36 — электромагнитными тралами и 21 - шумами и ходом катеров. При этом на уничтожение одной донной мины приходилось в среднем 151,7 глубинных бомб.

Наши «оборонительные» минные заграждения

В первый же день войны 22 июня 1941 г. первый заместитель наркома ВМФ адмирал И.С. Исаков приказал ставить оборонительные минные заграждения. С 23 июня по 21 июля корабли флота интенсивно минировали подходы к Севастополю, Одессе, Новороссийску, Туапсе, Батуми и Керченскому проливу. Всего Черноморский флот за время войны поставил 10745 мин. Из них в оборонительных заграждениях — 8388 мин. Как и другие наши флоты, он вел минную войну оборонительного характера.

Командование ВМФ правильно оценивало значение авиационных мин. Однако на вооружении имелась лишь одна, устаревшая авиационная мина (АМГ-1). Поэтому наши союзники еще в 1941 г. передали советскому флоту 2214 авиационных мин, а позднее еще 400 более совершенных мин. Летчики-черноморцы выставили за время войны только 682 мины. Ограниченное участие авиации в минных постановках командование ВМФ объясняло господством противника в воздухе.




Фотография военных лет

Высокая эффективность немецких минных заграждений

Серьезной проблемой стала защита кораблей от магнитных мин. Ее решением занимался заместитель Наркома по кораблестроению и вооружению адмирал Л.М. Галлер (о нем читайте ). В июле 1941 года им был издан приказ немедленно приступить к безобмоточному размагничиванию подводных лодок. В Севастополь дважды прибывали английские специалисты, давшие ряд полезных рекомендаций и оказавшие практическую помощь. Успешный эксперимент закончили 17 августа на «С-32», а затем — на «М-111». Размагничивание прошли все подводные лодки Черноморского флота.

Немцы очень активно старались закрыть минами подходы в порты Кавказа, Кубани, Керченского полуострова. В 1943 г. в Керченском проливе было 57 случаев подрыва кораблей, судов и катеров, 38 из них произошло во время высадки десантов. Нашим кораблям удалось протралить лишь узкий проход через три линии мин. Остальные пять линий мин пересекались кораблями и катерами с десантом на борту без противоминного обеспечения. В результате эти минные заграждения показали очень высокую эффективность — в среднем на одно потопленное плавсредство пришлось 25 якорных или 3,2 донных мины.

В первые годы войны данные минной разведки не отличались достоверностью. Лишь весной 1944 г. с потопленного румынского катера были получены карты минных заграждений в районе Сулины и Констанцы, у Варны и Бургаса. Отсутствие точных сведений о координатах минных заграждений противника привело к гибели 14 наших подводных лодок. Еще пять получили повреждения, и вышли из строя на срок от 2 до 17 месяцев. Таким образом, наши подводные лодки понесли тяжелые потери от устаревших контактных мин из-за отсутствия помощи со стороны минно-тральных сил.

В целом меры противоминной обороны позволили обеспечить базирование сил Черноморского флота в освобожденных портах и плавание кораблей и подводных лодок в пределах своей операционной зоны. В 1941-1943 гг. силами Черноморского флота было уничтожено 175 гальваноударных, 403 неконтактных и 265 плавающих мин, всего 843 мины. По мере наступления наших войск и освобождения северного побережья Азовского и Чёрного морей, росли темпы и масштабы траления.

Ликвидация минной опасности после войны

К началу октября 1945 г. входы практически во все советские порты, а также в Констанцу и Варну были открыты для плавания, за исключением Евпатории, Анапы, Темрюка и некоторых других. Основной проблемой, кроме ограниченного количества мощных тральщиков, были неточные и ложные сведения румынской и германской сторон о поставленных ими минных заграждениях. Из-за этого приходилось многократно тралить большие районы. Серьезную угрозу для корабельных сил флота составляли плавающие мины. Они могли быть занесены в любой район моря.



Фотография военных лет

Известны 3 достоверных случая гибели наших кораблей на плавающих минах (одна подводная лодка и два торпедных катера), предположительно на них подорвались еще 6 кораблей. В среднем один подрыв приходился на 20-40 обнаружений плавающих мин. В ходе войны нашими силами было обнаружено более 730 плавающих мин, из которых две трети уничтожено. Особенно опасными считались обросшие водорослями и ракушками полузатопленные мины.

Проблема минной опасности на Чёрном море была решена лишь частично. Потеря на минах 145 кораблей и судов подтверждает это. В целом прямые и косвенные потери наших флотов от воздействия минного оружия оказались более серьезными, чем от воздействия других сил. Это было вызвано недостатком минно-тральных кораблей, значительным отставанием от мирового уровня в развитии и применении минно-трального оружия и недооценкой опыта предыдущих войн. Эти упущения пришлось решать в ходе длительного и трудоемкого послевоенного траления, продолжавшегося от трех лет на Тихом океане до 29 лет на Балтике.

С учетом военно-экономического потенциала, мощи ВМС вероятного противника, близости к границам России государств — членов НАТО, военно-политической обстановки в Украине, серьезная минная опасность наверняка будет создана внезапно, в течение нескольких часов. Поэтому роль противоминной обороны, знание и учет ее опыта несоизмеримо возрастает, особенно в условиях войны с применением обычных вооружений.