Служебные командировки сотрудников: оформляем правильно. Инструкция для водителя при направлении на дальние расстояния и командировки Требования охраны труда перед началом работы

Организация командировок является важным элементом хозяйственной деятельности многих отечественных предприятий. Необходимость присутствия сотрудников конкретной организации в удаленных отделениях или филиалах может быть связана с событиями самого разного характера. Зачастую оформление командировки выполняют для устранения организационных и производственных проблем, открытия нового подразделения в другом городе или стране, проведения стажировки нанятых сотрудников, а также для выполнения других подобных служебных заданий.

Осведомленность – залог эффективности и спокойствия работников

Помимо трудового аспекта, работа командированного персонала тесно связана с налаживанием контактов с работниками принимающего предприятия и с оформлением различного рода документации. Последний нюанс имеет чрезвычайно весомое значение, так как от правильности составления форм, заявок, приказов и разрешений зависит, получит ли командированный сотрудник доступ к необходимым объектам, выполнит ли в полной мере свое задание, получит ли денежную компенсацию.

Знание того, какие требования предъявляются к командированному персоналу, существенно облегчает процесс оформления поездки для бухгалтеров и тех сотрудников, которые занимаются документацией.

Также эта информация необходима самому работнику, отправляющемуся в командировку, так как позволяет заранее подготовиться к выполнению своих обязанностей и не попасть впросак. И наконец, персонал принимающего предприятия просто обязан быть осведомленным насчет того, какие требования предъявляются к командированному персоналу. В противном случае могут возникнуть недоразумения, связанные с поиском ответственных сторон.

Кто и на каких условиях может быть командирован

Итак, командировкой следует считать поездку работника в другой населенный пункт с целью выполнения задания, данного ему работодателем. При этом к числу командировок не относятся поездки тех сотрудников, чья деятельность состоит в постоянных перемещениях или может быть осуществлена в дороге.

Законодательство, заботясь о соблюдении прав трудящихся граждан, установило ограничения на категории сотрудников, которых можно отправлять в командировки:

  • Беременные женщины.
  • Женщины с детьми до трех лет.
  • Матерей инвалидов или тех, чьим детям 3-14 лет, можно командировать исключительно с их согласия.
  • Родитель, который самостоятельно воспитывает несовершеннолетнего ребенка.

Будучи направленным на другое предприятие, работник подчиняется его внутреннему распорядку. Если день отбытия или прибытия приходится на законный выходной сотрудника, ему освобождают другой день для отдыха. Правда, в тех случаях, когда командированный намеренно направляется в поездку в выходной или праздничный день, ему начисляют компенсацию в согласии с трудовым законодательством.

Командировки в пределах государства по длительности не должны превышать одного месяца, а за его пределами – двух месяцев.

Командировка: документальное оформление

В бухгалтерском учете командировочные расходы, имевшие место в процессе путешествия, вносят в список производственных издержек, которые участвуют в расчетах налога на прибыль.

Порядок организации поездки состоит в следующих этапах:

  • Оформление приказа о командировке на основании служебного задания.
  • Оформление командировочного удостоверения.
  • Выдача справки-расчета аванса на поездку.
  • Выдача отбывающему сотруднику авансовых средств.
  • Регистрация поездки в специально отведенном для этого журнале.

Командировочное удостоверение – один из важнейших документов для сотрудника, отправившегося в другой город или страну. На нем проставляют отметки об отбытии, прибытии командированного работника. Отметки сопровождаются подписями и печатями полномочных должностных лиц как командирующего предприятия, так и принимающего.

Тонкости финансовой компенсации

Когда сотрудник возвращается, он должен отчитаться в письменной форме о том, как были использованы выданные ему средства, заполняя авансовый отчет. Оформление командировки завершается расчетом бухгалтерии с работником. После того как начисленные средства будут выплачены, эту операцию отражают на соответствующих счетах.

В случае когда выданный аванс был потрачен работником не полностью, остаток должен быть возвращен в кассу или на расчетный счет предприятия. Это одна из главных обязанностей сотрудника. Наряду с этим, зная, какие требования предъявляются к командированному персоналу, работник может просить возмещения затраченным им личных средств. Правда, ему нужно предоставить аргументы, доказывающие необходимость таких расходов, а также документы, подтверждающие факт их совершения (чек, выписка).

Какие расходы подлежат компенсации

Находясь в другом населенном пункте или стране, командированный сотрудник получает свой обычный оклад, причитающиеся ему премии и дотации, а также средства, необходимые для комфортного пребывания за пределами обычного места жительства.

Командировочные расходы включают следующие позиции:

  • Оплата проезда (междугороднего и по территории населенного пункта).
  • Стоимость съемного жилья.
  • Так называемые суточные: расходы на питание и другие нужды работника.
  • Затраты, признанные сотрудником необходимыми и одобренные его руководителем.

Максимально допустимый объем командировочных расходов и сумма суточных определены коллективным договором предприятия или локальными нормативными актами. Так как суточные – это фактически деньги на ежедневные бытовые нужды работника, их начисляют даже за нерабочие дни (выходные, праздники, вынужденные простои производства, задержки в пути).

Более подробно о служебном задании командированного сотрудника

Этот документ имеет унифицированную форму, то есть его внешний вид и содержание одинаковы для всех предприятий на территории конкретного государства.

Служебное задание составляет руководитель сотрудника, оправляющегося в командировку, и утверждает работодатель. Документ включает следующие данные:

  • Фамилия, имя, отчество работника, отбывающего по распоряжению начальника в командировку.
  • Название организации, которая его направляет.
  • Место назначения работника (название предприятия, город).
  • Дата начала и окончания командировки.
  • Обобщенные данные о ходе выполнения задания.

Служебное задание и составленный на его основании приказ о командировке находятся на командирующем предприятии. Вместе с другими документами они сохраняются на протяжении установленного законом срока.

Какие требования предъявляются к командированному персоналу

Учитывая то, что командировка – это передача сотруднику полномочий на совершение каких-либо важных для компании действий, руководство должно быть уверено в том, что работа будет выполнена качественно и в срок. Поэтому в такие поездки обычно направляют наиболее квалифицированных, опытных и ответственных работников.

Существует ряд критериев, изучая которые, руководитель принимает решение о назначении конкретного сотрудника:

  • Возраст старше 18 лет.
  • Хорошая профессиональная подготовка.
  • Наличие соответствующего обучения, подтвержденного аттестацией.
  • Владение необходимыми категориями допусков (при работе с электросетями).
  • В зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятий и цели командировки, к сотруднику может выдвигаться требование о наличии обучения и аттестации по охране труда.

Если сотрудник подходит по всем параметрам, и нет законодательно основанных препятствий к его командированию, руководитель ставит его в известность о будущей поездке.

Обязанности командированного сотрудника

Каждое предприятие имеет свои требования, которые обязаны выполнять работники, но существует несколько пунктов, актуальных для большинства организаций:

  1. Правильное, грамотное и своевременное ведение необходимой документации.
  2. Соблюдение распорядка, принятого в принимающей организации.
  3. Выполнение целей, сформулированных в служебном задании.
  4. Добросовестное выполнение своих служебных обязанностей.
  5. Правомерное расходование выданных работнику авансовых средств.
  6. Сохранение документов, подтверждающих осуществление расходов.
  7. Своевременная подача отчетности о поездке после ее завершения (обычно в течение трех дней).

Инструкции для сотрудников в командировке

Прибывая на принимающее предприятие, командированные сотрудники обязаны прослушать вводный инструктаж, включающий правила поведения в цехах, возле оборудования или в других местах. Эта мера обязательна даже для тех работников, которые неоднократно бывали на данном предприятии и знают наизусть все пункты инструкций.

Инструктаж командированного персонала включает также информацию о нормах пожарной безопасности и охране труда.

В отличие от общих положений вводного инструктажа, целевой касается непосредственно тех работ, которые будут выполняться командированным сотрудником в данное время.

Заключение

Организация командировок – ответственный процесс, без которого не может обойтись большинство предприятий, организаций и компаний. Для успешного достижения цели поездки, а также для максимально эффективного и результативного использования ресурсов сотрудники обязаны соблюдать ряд требований, качественно выполнять свои профессиональные обязанности и знать все правила ведения документации.

Инструкция по охране труда для водителей, отбывающих в командировку

1. Общие требования.

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании требований "Правил дорожного движения" и ДНАОП 0.00-1.28-97 "Правила охраны труда на автомобильном транспорте".

1.2. Инструкция для водителей отбывающих в командировку устанавливает требования безопасности, которые должны соблюдать находясь в командировке на предприятии связи.

1.3. Инструкция является обязательной для всех подразделений электросвязи. Инструкция внедряется на предприятии приказом руководителя предприятия.

1.4. Инструкция разработанная предприятием выдается всем водителям отбывающим в командировку под роспись. Водитель находясь в командировке должен постоянно иметь инструкцию при себе или на рабочем месте.

1.5. За нарушение требований инструкции виновные несут ответственность в соответствии с действующем законодательством.

2. Требования безопасности во время командировки.

2.1. Водитель, который находится в командировке, обязан:

  • тщательно проверить техническое состояние автомобиля, о чем необходимо сделать отметку в путевом листе;
  • не оставлять автомобиль без присмотра на ночь, ставить его только в специально отведенных местах и обязательно под охрану;
  • Принять меры, которые исключают возможность самопроизвольного движения или его угона;

2.2. Запрещается выезжать на линию в нетрезвом состоянии, что может привести к тяжелым последствиям.

2.3. Не забывать, что только выполнение Правил дорожного движения является гарантией успешной, безаварийной работы:

  • не превышать скорость;
  • не нарушать правила обгона;
  • не нарушать правила проезда перекрестков;
  • не нарушать правила маневрирования;
  • не нарушать правила пользования светом (если ослепило встречным транспортом, немедленно остановиться);
  • быть внимательным при проезде возле неподвижного транспорта;
  • при движении назад - убедиться в безопасности движения.

2.4. В дороге отдыхайте через каждые 8 часов работы, или через каждые 300-350 км пробега.

2.5. Отдыхайте не менее 8 часов.

  • перевозка пассажиров;
  • ремонт автомобиля на проезжей части дороги;
  • отдых в кабине автомобиля при работающем двигателе.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1. Каждый водитель, первым выявивший угрозу возникновения аварийной ситуации (несчастного случая), должен немедленно прекратить работу (движение).

3.2. Об угрозе возникновения или возникновении аварийной ситуации (несчастного случая) водитель должен немедленно сообщить непосредственному руководителю.

3.3. При возникновении пожара водитель обязан:

  • остановить автомобиль, приступить к тушению пожара используя первичные средства пожаротушения.

3.4. При причастности к дорожно-транспортному происшествию водитель обязан:

  • немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия;
  • включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями "Правил дорожного движения";
  • не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать карету скорой медицинской помощи, а если это невозможно - обратиться за помощью к присутствующим и отправить пострадавшего в лечебное учреждение;
  • при невозможности выполнить действия, выше изложенные, отвести пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение на своем транспортном средстве, предварительно зафиксировав расположение следов происшествия, а также положения транспортного средства после его остановки; в лечебном учреждении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или иного документа, удостоверяющего личность, регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться на место происшествия;
  • сообщить о дорожно-транспортном происшествии в орган милиции, записать фамилии и адреса очевидцев, ожидать прибытия работников милиции;
  • принять все возможные меры к обеспечению сохранности следов происшествия, ограждению их и организовать объезд места происшествия;
  • до проведения медицинского освидетельствования не употреблять без назначения медицинского работника алкоголь, наркотики, а также лекарственные препараты, изготовленные на их основе (кроме входящих в состав официально утвержденной аптечки).

3.3. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, а транспортные средства могут безопасно двигаться, водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств случившегося) могут прибыть на ближайший пост ГАИ или в орган милиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему происшествия и подписав ее.

1. Какие поездки сотрудников признаются служебными командировками

2. Что изменилось в порядке оформления служебных командировок в 2015 году.

3. Какими документами оформляется служебная командировка.

Несмотря на огромное количество средств дистанционного общения, без личного присутствия при решении рабочих вопросов иногда просто не обойтись. Поэтому служебные командировки сотрудников практикуются не только в крупных организациях, имеющих филиалы и обособленные подразделения, но и в сравнительно небольших компаниях. При этом, независимо от масштабов организации-работодателя, направление сотрудников в командировки должно быть оформлено по всем правилам. С 2015 года требования законодательства к документальному оформлению служебных командировок несколько смягчились: заполнять командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о его выполнении стало не обязательно (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Однако в остальном придется соблюдать установленные нормы. Как оформить командировки сотрудников с учетом указанных изменений, — читайте в статье.

Что признается служебной командировкой

Согласно ТК РФ, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Место постоянной работы сотрудника определяется трудовым договором с ним, и не всегда оно совпадает с местом расположения самой организации. Поэтому к командировкам относятся, в том числе, следующие служебные поездки работников:

  • поездка в обособленное подразделение (представительство, филиал) командирующей организации, которое находится вне места постоянной работы сотрудника;
  • поездка из обособленного подразделения, в котором работает сотрудник, в головную организацию;
  • поездки дистанционных работников и надомников в головную организацию.

Как следует из самого определения, в служебные командировки могут направляться только сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры. Например, поездка, в которую направляется исполнитель по гражданско-правовому договору, не является служебной командировкой. Также командировками не признаются служебные поездки сотрудников, имеющих разъездной характер работы, или работа которых осуществляется в пути (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

! Обратите внимание: При направлении сотрудника в служебную командировку необходимо учитывать ограничения, установленные Трудовым кодексом:

  • Нельзя направлять в командировки работников, даже при наличии их согласия, относящихся к следующим категориям (ст. 259, 268 ТК РФ):
    • беременные женщины;
    • работники в возрасте до 18 лет.
  • Можно направлять в командировки только с письменного согласия и при отсутствии медицинских противопоказаний работников из следующих категорий (ст. 259, 264 ТК РФ):
    • женщины, имеющие детей до трех лет;
    • работники, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
    • работники, имеющие детей-инвалидов;
    • работники, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Если указанные работники откажутся от командировки, работодатель не вправе командировать их в принудительном порядке. В противном случае работодателя ждет административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за непредоставление гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Для юридических лиц наказание довольно существенное – штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Поэтому выгоднее знать нормы трудового права и не нарушать их.

Документальное оформление служебной командировки

Итак, если поездка сотрудника соответствует рассмотренным критериям служебной командировки, ее необходимо оформить надлежащим образом, чтобы выплаты сотруднику и расходы, связанные с такой поездкой, были обоснованы. Порядок документального оформления служебных командировок, как правило, устанавливается в соответствующем локальном акте, например, в Положении о служебных командировках. Работодатель вправе самостоятельно определять количество и формы необходимых документов в зависимости от масштабов деятельности, организационной структуры и других факторов. Рассмотрим документы, которые обычно используются при оформлении служебных командировок.

1. Служебное задание

С 8 января 2015 года составлять служебное задание для направления работника в служебную командировку и отчет о его выполнении не обязательно (пп. б п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595). Однако если работодатель все-таки решил продолжать использование данного документа, это необходимо прописать в локальном акте, где также устанавливается форма служебного задания: унифицированная (№ Т-10а) или самостоятельно разработанная.

Использовать служебное задание для направления в командировку может быть удобно в организациях с большим количеством структурных подразделений и разветвленной иерархией. Руководитель структурного подразделения составляет служебное задание для направления в командировку подчиненного ему сотрудника, в котором обосновывается необходимость командировки: основание, цель, место назначения, срок. Затем на основании этого документа руководитель организации принимает окончательное решение и издает приказ о направлении в командировку.

Очевидно, что небольшим организациям намного удобнее обходится без оформления служебного задания, поскольку вся информация, содержащаяся в нем, присутствует также и в других документах (например, в приказе о направлении работника в командировку), а сокращение «бумажной работы» позволит ускорить процедуру оформления служебных командировок.

3. Подтверждение фактического срока пребывания в командировке

До изменений в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, вступивших в силу 8 января 2015 года, документом, подтверждающим фактический срок нахождения сотрудника в командировке, было командировочное удостоверение (форма № Т-10). Командировочное удостоверение сотрудник представлял по возвращении из командировки с проставленными отметками о времени прибытия в пункты назначения и убытия из них.

Теперь оформлять командировочное удостоверение не требуется, а фактический срок нахождения сотрудника в командировке подтверждают (п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки):

  • проездные документы (авиа-, ж/д- билеты и т.д.), или
  • служебная записка с приложенными оправдательными документами (путевой лист, кассовые чеки, квитанции и т.д.) – в случае .

Срок служебной командировки рассчитывается как период со дня выезда сотрудника в командировку по день приезда их нее. При этом днем выезда является день отправления транспортного средства (автобуса, поезда, самолета и т.д.) от места постоянной работы сотрудника, а днем приезда – день прибытия транспортного средства. День отъезда в командировку (прибытия из командировки) определяется по времени отправления транспортного средства: до 24:00 часов включительно – текущие сутки, а после 00:00 часов – следующие сутки (абз. 2 п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).

Пример .

Работник едет в командировку на поезде, который отправляется 25 февраля в 23:58. В этом случае первым днем командировки будет 25 февраля, то есть за весь этот день (полный) работнику полагается выплата суточных.

! Обратите внимание: Если место отправления транспортного средства (аэропорт, станция, пристань) находится за пределами населенного пункта, где расположена командирующая организация, то для определения срока служебной командировки, необходимо также учесть время, которое требуется сотруднику, чтобы добраться до аэропорта, станции или пристани (абз. 3 п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).

Пример.

Работник отправляется в командировку на самолете, который вылетает 5 марта в 00:30, при этом аэропорт находится за пределами населенного пункта, в котором расположена командирующая организация (место постоянной работы сотрудника). Чтобы добраться до аэропорта, сотрудник выезжает 4 марта в 23:00. В данном случае днем начала командировки является 4 марта, даже несмотря на то, что в билете указана дата 5 марта.

4. Продление срока служебной командировки

В некоторых случаях может возникнуть необходимость продлить первоначально установленный срок служебной командировки. Процедура продления срока командировки законодательно не регламентирована, поэтому работодатели могут самостоятельно ее разработать и закрепить в локальном акте о командировках. В общем случае продление срока служебной командировки включает в себя следующие действия:

  • Запрос согласия на продление срока командировки у сотрудников, которые могут быть направлены в служебные командировки только с их письменного согласия;
  • Издание приказа о продлении срока служебной командировки (в произвольной форме) с указанием причины такого продления и новой даты окончания командировки;
  • Перечисление работнику денежных средств на оплату дополнительных командировочных расходов, связанных с увеличением срока командировки;
  • Уведомление работника о продлении срока служебной командировки (например, направление скана приказа о продлении командировки по электронной почте).
5. Отражение служебных командировок в табеле учета рабочего времени

В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-13) необходимо отражать отработанное время всех сотрудников, в том числе и тех, кто направлен в служебные командировки. На основании приказа о направлении в служебную командировку дни командировки отмечаются в табеле буквенным кодом «К» или цифровым кодом «06». Продолжительность отработанного времени в дни командировки не указывается.

! Обратите внимание: Если дни командировки приходятся на выходной или нерабочий праздничный день, то в табеле учета рабочего времени такие дни должны отмечаться кодом «РВ» или «03» (Письмо Роструда от 04.03.2013 № 164-6-1). Либо указываются два кода «РВ» и «К» или «06» и «03» (Письмо Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291). Главное, чтобы данные табеля учета рабочего времени позволяли правильно рассчитать оплату труда командированного сотрудника: выплаты за рабочие дни командировки в размере среднего заработка (ст. 167 ТК РФ), а также за соответствующие дни командировки (ст. 153 ТК РФ).

6. Ведение журнала учета командированных сотрудников

Работодатели должны вести учет работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, в специальном журнале. Форма журнала и Порядок учета работников, выбывающих в служебные командировки, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 739н в соответствии с п. 8 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки. До тех пор пока такие журналы официально не отменены (как, например, командировочное удостоверение), лучше не пренебрегать их ведением, поскольку при проверке Трудовой инспекцией отсутствие журнала регистрации командированных сотрудников может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

7. Отчет о выполненном в служебной командировке задании

Как уже говорилось в этой статье, с 8 января 2015 года оформлять служебное задание и отчет о его выполнении не обязательно. Однако отсутствие необходимости представлять письменный отчет о выполненном в командировке задании не освобождает работника от выполнения своих трудовых обязанностей в период командировки. Поэтому за работодателем сохраняется право:

  • требовать от работника выполнения в командировке служебного поручения;
  • требовать представления результатов выполненной работы, если это предусмотрено служебным поручением. Например, если сотрудник головной организации командирован в обособленное подразделение для проведения процедур внутреннего контроля, то работодатель вправе требовать от него предоставления результатов такого контроля;
  • привлекать работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него в период командировки трудовых обязанностей.

Кроме того, работодатель может предусмотреть оформление отчета о выполненном в командировке задании в локальном акте о командировках, а также самостоятельно разработать форму такого отчета.

С внесением изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») с 2015 года процедура документального оформления служебных командировок в большей степени регламентируется самим работодателем. Указанные изменения заметно упростили оформление командировок, но, вместе с тем, поставили работодателя перед непростым выбором: какие документы действительно необходимы при оформлении командировок, а без каких вполне можно обойтись? С ответом на этот вопрос Вы, наверняка, уже определились, прочитав статью. А в рассмотрим, какие выплаты положены командированному сотруднику и какие расходы можно отнести к «командировочным». Не пропустите!

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Нормативная база

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  3. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  5. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
  6. Письмо Роструда от 04.03.2013 № 164-6-1
  7. Письмо Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для водителей автомобиля, направляемых в командировку

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе водителем автомобиля, направляемого в командировку, допускаются работники:

  • достигшие 18-летнего возраста;
  • имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта;
  • прошедшие медицинское обследование, не имеющие противопоказаний для данной профессии;
  • прошедшие вводный инструктаж;
  • прошедшие инструктаж по пожарной безопасности;
  • прошедшие первичный инструктаж на рабочем месте;
  • прошедшие инструктаж по электробезопасности на рабочем месте;
  • прошедшие проверку знаний требований охраны труда.

1.2. В командировку посылаются опытные водители, имеющие трудовой стаж не менее 3 лет.

1.3. Водитель должен проходить:

  • повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже чем каждые три месяца;
  • внеплановый инструктаж при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, — 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр.

1.4. Водитель автомобиля, направляемый в командировку, обязан:

  • соблюдать Правила трудового распорядка;
  • соблюдать требования настоящей Инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

1.5. Водитель автомобиля, направляемый в командировку, должен:

  • уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • иметь в машине медицинскую аптечку оказания первой помощи, первичные средства пожаротушения;
  • выполнять только порученную работу и не передавать ее другим;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место в чистоте и порядке.

1.6. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.7. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.

1.8. При обнаружении возгорания или в случае пожара:

  • остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
  • приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни покинуть помещение.

1.9. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
  • горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.;
  • отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
  • столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
  • падение груза при погрузочно-разгрузочных работах и его транспортировке.

1.11. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», водитель автомобиля должен быть обеспечен:

1.12. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей Инструкции, работник несет ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед поездкой в командировку водитель совместно с механиком гаража внешним осмотром обязан убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:

  • техническое состояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
  • отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автомобилей герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее, после чего механик вносит запись в специальный журнал о техническом состоянии автомобиля, направляемого в командировку.

2.2. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

2.3. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу стоп-сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

2.4. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

2.6. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:

  • операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
  • продувку топливной системы производить насосом;
  • при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
  • в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.

2.7. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.

2.8. С целью повышения безопасности соединение автомобиля с прицепом должно быть посредством жесткого дышла, закрепленного на раме автомобиля шкворня с гайкой. Шкворень соединять с дышлом так, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.

2.9. Получить целевой инструктаж при направлении в командировку.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.

3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с правилами дорожного движения.

3.5. По прибытии к месту назначения представиться руководителю организации, куда прибыл, доложить цель командировки, на какой срок прибыл, и далее выполнять распоряжения руководителя организации, куда прибыл водитель.

3.6. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

3.7. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автомобиля лиц, не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т. д.).

3.8. Перед погрузочно-разгрузочными работами автомобиль следует поставить на тормоз с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу или задний ход на весь период выполнения работ.

3.9. При укладке грузов в кузов автомобиля или прицеп соблюдать правила безопасности, изложенные в инструкции по охране труда для грузчиков.

3.10. При механизированной погрузке на автомобиль крупногабаритных грузов или погрузке экскаватором находиться в кузове или кабине автомобиля не разрешается.

3.11. Подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней есть ограждения или отбойный брус.

3.12. При расцепке прицепов подкладывать под колеса деревянные башмаки, а под дышло — упорную штангу. В случае если водитель или лица, сопровождающие автомобиль, при тех или иных обстоятельствах работы ставятся в условия, опасные для жизни и здоровья, немедленно остановить работу, сообщить об этом администрации транспортного отдела.

3.13. Водителю не разрешается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины;
  • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
  • производить техническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузки и разгрузки;
  • перевозить пассажиров на автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа автомобиля;
  • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
  • подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.14. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

3.15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

3.16. По окончании срока командировки и выполнения задания руководителя сделать отметку в командировочном удостоверении.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшему несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, своему непосредственному руководителю или диспетчеру, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.

4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

4.3. В случае возгорания вызвать пожарную охрану по телефону 01, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения из командировки совместно с механиком транспортного отдела проверить автомобиль. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.

5.2. Автомобиль и прицеп очистить от грязи и пыли, поставить их в установленное место, убедиться в том, что нет вероятности возникновения пожара, и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.

5.5. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

для работников, направляемых в служебную командировку: местную, иногороднюю,на транспорте организации

1. Общие требования по охране труда

1.1. Работники организации командируются в другие организации в оди-ночном порядке и в составе групп. В составе групп, от двух человек и более, руководитель предприятия в приказе или распоряжении на командирование назначает старшего группы, который отвечает за соблюдение трудовой и производственной дисциплины в группе, за организацию и качество выполнения порученного задания или работы, рациональное использование рабочего времени, выполнение требований данной инструкции.
1.2. Работодатель в соответствии с данной инструкцией обязан опреде-лить:
- перечень лиц, уполномоченных давать разрешения на направление работника в служебную командировку;
- перечень лиц, уполномоченных проводить целевой инструктаж и его регистрацию при направлении работника в служебную командировку;
- перечень лиц, относящихся к категории профессий повышенной опасно-сти;
- перечень лиц, уполномоченных проверять у направляемых в служебную командировку наличие удостоверений о проверке знаний по охране труда и срока их действия на период командировки;
- средства, способы и контрольное время связи с организацией.
1.3. Работник, направляемый в служебную командировку, обязан знать, что во все время следования к месту командировки и обратно и во все время нахождения в сторонних организациях он считается исполняющим служебные обязанности и что на него распространяются требования Правил внутреннего трудового распорядка.
1.4.Не допускается направление в служебную командировку одного водителя на одном автомобиле при длительности командировки более одной рабочей смены.

2. Требования охраны труда перед направлением работника
в служебную командировку

2.1. Перед направлением в служебную командировку работник обязан:
- получить командировочное задание у лица уполномоченного выдавать разрешения на командирование работников;
- пройти целевой инструктаж у лица уполномоченного проводить целевой инструктаж при направлении работников в командировки;
- убедиться в наличии документов удостоверяющих личность работника и в наличии у него адреса, телефонов ответственных работников организации.

3. Требования охраны труда при нахождении
в служебной командировке:

3.1. Местной
3.1.1. Местной командировкой считается выполнение заданий организации в сторонних организациях, находящихся в пределах того же населенного пункта, в течение не более одного рабочего дня.
3.1.2. Находясь на дорогах и улицах населенного пункта, командированный работник обязан соблюдать требования Правил дорожного движения относящихся к пешеходам:
- пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам;
- при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велоси-педной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части;
- вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
3.1.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при отсутствии - на пере-крестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
3.1.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руковод-ствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
3.1.5. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или дорожной разметки.
3.1.6. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть лишь после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
3.1.7. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход, можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора.
3.1.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуарах или обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проез-жую часть.
3.1.9. При пересечении железнодорожных путей или необходимости прохода вдоль железнодорожного полотна работник обязан посмотреть в обе стороны и убедиться в отсутствии на путях движущихся транспортных средств.
3.1.20. По прибытии в организацию командирования командированный работник обязан:
- зарегистрировать время прибытия в организацию;
- выполнить задание своей организации;
- зарегистрировать время убытия из организации.

3.2. Иногородней
3.2.1. Иногородней командировкой считается служебная командировка для выполнения задания организации в сторонней организации, находящейся в другом населенном пункте, при условии следования к месту командировки и обратно на междугороднем общественном транспорте (автобус, электричка, поезд, самолет, маршрутное такси).
3.2.2. При следовании к месту командировки и обратно на общественном транспорте работник обязан выполнять требования соответствующих Правил пользования транспортными средствами и распоряжения должностных лиц, обслуживающих транспортное средство (проводника, водителя, машиниста, контролера и др.).
3.2.3. Перед поездкой или в ходе нее работник обязан приобрести проездной билет.

3.3. На транспорте организации
3.3.1. Служебной командировкой на транспорте организации считается направление работника в командировку на собственном или арендованном организацией транспорте, а также на личном транспорте работника организации.
3.3.2. При направлении в служебную командировку водитель транспортного средства обязан:
- убедиться в наличии удостоверения личности, водительского удостоверения, регистрационных документов на транспортное средство, путевого листа и документов на перевозимый груз;
- убедиться, что автомобиль укомплектован инструментом, запасным колесом, буксирным тросом, домкратом, козелком, колесными упорами, огнетушителем, знаком аварийной остановки, фонарем, аптечкой первой помощи;
- пройти пред рейсовый медицинский осмотр и получить отметку в путевом листе о допуске к рейсу.
3.3.3. При направлении в служебную командировку на транспорте предприятия работник обязан:
- проверить вписана ли в путевой лист его фамилия;
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями без-опасности, быть пристегнутым ими;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
3.3.4. Во время следования в командировку на транспортном средстве предприятия работнику запрещается:
- отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
- при движении автомобиля высовываться из окна кабины, выставлять руки и жестикулировать;
- открывать двери транспортного средства во время его движения.
3.3.5. По прибытию в организацию командирования старший группы и водитель обязаны:
- доложить руководству организации о цели и сроках командировки;
- предъявить удостоверение о проверке знаний по охране труда;
- выяснить место и условия постановки на стоянку транспортного сред-ства;
- пройти вводный инструктаж по охране труда, ознакомиться с Правилами внутреннего трудового распорядка организации пребывания, специфическими особенностями производства;
- при необходимости пройти первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Работник, находящийся в служебной командировке, должен знать, что он имеет право на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при любых несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях от организаций и должностных лиц, на которых законом возложена обязанность оказания такой помощи.
4.2. При получении командированным работником травмы, старший группы или администрация принимающей организации обязаны:
- сообщить по телефону, по факсу или телеграммой в организацию командировавшего работника: фамилию, имя, отчество пострадавшего, диагноз и степень тяжести травмы, обстоятельства несчастного случая, адрес организации и телефоны руководителей организации;
- при подтверждении полномочий от руководства своей организации принять участие в работе комиссии по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая;
- по окончании расследования несчастного случая с командированным, старший группы должен получить у руководства организации два экземпляра акта по форме Н-1, копию материалов расследования и доставить их работодателю.

5. Требования охраны труда при возвращении
из служебной командировки

5.1. По возвращении из командировки работник обязан явиться к непосредственному руководителю, доложить о выполнении задания и возвращении из командировки, сообщить о всех происшествиях.
5.2. Водитель по возвращении из служебной командировки обязан:
- поставить автомобиль на установленное место стоянки;
- предъявить автомобиль для технического осмотра ответственному за техническое состояние автомобиля;
- сообщить ответственному за техническое состояние автомобиля обо всех имевших место дорожно-транспортных происшествиях;
- написать письменное объяснение о происшедших во время командировки несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;
- заполнить путевой лист и сдать его диспетчеру или другому ответствен-ному лицу.