Развития государственной гражданской службы российской. Современные тенденции развития государственной службы Основные направления развития государственной

Основные тенденции развития государственной службы. На пороге XXI века государственная служба стала одним из главных институтов развитых, правовых государств, строят гражданское общество. Значительное расширение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления в большинстве развитых стран сопровождается повышением роли государственного аппарата в комплексном регулировании экономических, политических, социальных, правовых и других процессов в целях обеспечения стабилизации общественных отношений. Актуальным становится развитие не только социального, но и политического партнерства.

В современных условиях глобализации Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации экономического развития и решения экологических, социальных и других проблем развитые страны уделяют большое внимание совершенствованию системы государственного управления, определяющими составляющими которой являются государственный аппарат и государственная служба.

Перестройка государственной службы и в развитых странах мира была вызвана ростом недовольства населения относительно содержания и качества деятельности государственных учреждений. Она осуществляется сегодня с помощью ведущих специалистов в сфере менеджмента с учетом лучших моделей в этой отрасли в мировом масштабе.

В сфере государственной службы реформирование направлено на обеспечение ее результативного, экономического и эффективного функционирования. Это означает необходимость функционирования государственной службы в режиме достижения поставленных целей с минимальными затратами. Большинство административных реформ в развитых странах в данном направлении были подчинены решению именно этого важного задания. Несмотря на растущую заинтересованность общества в других ценностях государственной службы, таких как чувствительность, к общественным потребностям, равенство и справедливость со всеми гражданами, включение граждан в процесс принятия решений и т.п., результативность и эффективность остаются главной целью и критериями оценки функционирования государственной службы.

Проблема повышения результативности и эффективности государственной службы традиционно решается с помощью совершенствования формальной организации. Основные организационные принципы в этом отношении такие:

  • -целевая организация функционирования и соответствующая ей структура министерств, департаментов, агентств и других органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • -сочетание однотипной деятельности в единых подразделениях органа;
  • -соответствие и сочетание власти (полномочий) и собственности;
  • -обеспечение единоначалия в том смысле, что каждая группа подчиненных имеет одного руководителя;
  • -ограничения количества подчиненных, которые подчиняются одному руководителю;
  • -использование принципа управления по отклонениям, то есть действия руководства должны иметь опережающий характер и направлены на восстановление нормального протекания управленческого процесса в случае появления отклонений;
  • -обеспечение цепи команд сверху вниз и ответственности снизу доверху.

Эффективность функционирования государственной службы в значительной степени зависит от качества персонала. В связи с этим особое внимание в западных странах уделяется привлечению лучших кандидатов на каждую должность государственного служащего, отбора их на конкурсной основе и обеспечению продвижения кадров на основании служебных заслуг. К сожалению, в нашей стране это не всегда так.

Главная задача государственной службы заключается в результативному и эффективному обеспечении комплексной взаимосвязано деятельности, направленной на выработку и претворение в жизнь государственной политики и решений, осуществление регулятивных и обслуживающих функций в интересах всего общества или его отдельных сегментов.

Организация и результативность отечественной государственной службы вызывает обоснованную критику как со стороны общественности, так и в высших эшелонах государственной власти. К числу негативных моментов относятся следующие:

·низкая эффективность деятельности государственных органов;

·нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне, что приводит к автаркизации государственной службы;

·наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

·неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

·несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

·слабое использование современных технологий государственного управления;

·низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

·недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

·сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

·недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Эти и другие проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. На их комплексное и последовательное решение направлена утвержденная Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. Федеральная Программа реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации, реализация которой намечена на 2009–2013 годы. В ней определены цель, основные задачи, направления, сроки, этапы и исполнители.

Цель Программы – создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики

Задачи Программы включают:

ü обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

ü формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации;

ü создание системы управления государственной службой;

ü формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;


ü разработку и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

ü развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе

ü создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества

ü упорядочение и конкретизацию полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах

ü выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих

ü совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

ü регламентацию функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих

ü методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

ü разработку механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы

ü разработку процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих

ü регламентацию вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих

ü совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе

ü внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении

ü совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям

ü внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности

ü разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне

ü сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих

ü формирование и реализацию программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих

ü развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих

ü совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе

ü внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих

Для реализации Программы определены конкретные сроки и этапы:

I этап - 2009-2010 годы;

II этап - 2011-2013 годы.

Основные направления реализации Программы включают:

· формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

· внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

· повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Завершая краткое описание основных целей, задач и направлений реформирования и развития системы государственной службы, следует отметить, что как на федеральном, так и на региональном уровнях организации государственной службы предстоит большая научно-исследовательская, нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая работа. В процессе её реализации необходимо использовать инновационные методы.

Инновационность государственного управления предполагает способность и умение органов государственной власти, с одной стороны, направлять происходящие в обществе инновационные процессы в социально-конструктивное русло, а с другой – структурно и функционально перестраиваться адекватно реальным и прогнозируемым вызовам инновационно изменяющегося общества. Разработка и реализация концепции инновационного государственного управления выдвигает новые профессиональные требования ко всем категориям государственных деятелей – от руководителей высшего ранга до специалистов. Независимо от занимаемой должности каждый из них должен прежде всего обладать чувством органической включенности в процесс жизнедеятельности страны.

В результате проведенных кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ исследований в 2004 – 2005 г.г. разработаны концептуальные основания социально-инновационной ориентации государственного управления, подготовки кадров государственной гражданской службы и обоснована методология прорыва в области государственного управления.

В 2006 году временным творческим коллективом кафедры с участием ученых Института философии РАН и Института прикладной математики им. М.В. Келдыша реализован научный проект «Профессионализация государственных служащих: разработка технологий решения сложных задач инновационного государственного управления». В результате этого исследования разработаны основы технологии решения задач ситуационной и мониторинговой диагностики инновационных социальных процессов, динамического моделировании системы и процессов социально-инновационного государственного управления, управления рисками социальных инноваций. По каждому из этих направлений подготовлены программы учебных курсов, которые модульно вошли в структуру разработанной программы профессиональной переподготовки государственных служащих «Социальная инноватика государственного управления». Одновременно разработана одноименная учебная программа повышения квалификации преподавателей в системе подготовки государственных служащих.

В ноябре 2006 года в академии по инициативе названной кафедры состоялась Международная научно-практическая конференция «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее». Работа конференции была направлена на расширенный поиск решения проблемы социально-инновационного государственного управления и, соответственно, инновационной профессионализации государственного кадрового корпуса.

Инновация – это всегда нововведение, требующее творческого подхода, временных и финансовых инвестиций. «Государственный служащий – для общества» – таков главный принцип, которого должно придерживаться государство, преобразуя систему управления государственной службой. Отсюда закономерно последует переориентация служебной деятельности на интересы общества и государства.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные компоненты структуры федеральной государственной службы?

2. Каковы принципы взаимодействия государственных служб законодательной, исполнительной и судебной власти?

3. Верно ли утверждение, что организация региональной госслужбы является исключительной компетенцией субъектов федерации?

4. В чем состоит цель реформирования и развития системы государственной службы России?

5. Каковы главные направления реформирования и развития государственной службы РФ?

2. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) в перечне задач содержит «формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации».

Почему применительно к одним видам государственной службы ставится задача формирования современной правовой основы, а применительно к другой – задача совершенствования правовой основы?

3. К числу негативных организационных моментов в Программе реформирования и развития системы государственной службы РФ относится «сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих».

Какие меры намечено осуществить для устранения этого недостатка? Оцените их эффективность.

Список литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Институт дистанционного образования

Курсовая работа

по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

Тема: « Основные тенденции развития государственного управления в современной России »

Исполнитель: Казначеева Е.А.

Направление: Государственное и муниципальное управление

Профиль: Государственная и муниципальная служба

Группа: ГМУс-17 КТ

Преподаватель: Латыпов Р.Т.

Екатеринбург

2018 г.

Введние 2

ГЛАВА 1. Основы государственного упраления РФ 4

1.1. Понятие и принципы государственного управления в России 4

1.2. Роль инноваций в повышении эффективности работы системы органов государственного управления 8

ГЛАВА 2. Основные тенденции развития государственного управления в современной России………………………………………….. ………………...13

2.1. Формирование электронного правительства в России: барьеры и способы их преодоления 13

2.2. Повышение профессионализма государственных служащих – основа модернизации государственного управления 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очень остро стоит проблема инновационного развития системы политических институтов в целом и органов государственного управления в частности. Ведь, чтобы осуществить модернизационный прорыв органы государственной власти должны работать с использованием инновационных подходов и технологий, а чтобы определять приоритеты инновационной деятельности в них должны трудиться профессионалы знакомые с инновационными подходами не понаслышке. Необходимо, чтобы органы государственного управления были инновационно развитыми и открытыми к инновациям.

В настоящее время российское общество переживает достаточно сложный период. Современная система государственной службы функционирует в условиях, характеризующихся стремительными изменениями и фундаментальными социально-экономическими преобразованиями, созданием нового постиндустриального информационного общества, ревизией морально-нравственных ценностей.

Любой человек воспринимает материальный мир через такие понятия как пространство, время, прошлое, настоящее, будущее и т. п. Время, в котором живет человеческое общество сегодня, отличается резким ускорением перемен, что на субъективном уровне воспринимается как проносящиеся с огромной скоростью ситуации. Это время предлагает задачи, которые человеку необходимо успевать решать сегодня. А любое решение, принятое сегодня, влечет в будущем за собой следующее, к прогнозу и восприятию которого не каждый руководитель, государственный служащий бывает готов. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Целью работы является анализ основных принципов и направлений модернизации государственного управления в Российской Федерации. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи работы:

Раскрыть понятие и принципы государственного управления в России ;

Обозначить роль инноваций в повышении эффективности работы системы органов государственного управления ;

Проанализировать формирование электронного правительства в России: барьеры и способы их преодоления ;

Обозначить повышение профессионализма государственных служащих как основу модернизации государственного управления .