Приказ по нормативным затратам. Нормируем затраты: рекомендации органам власти и казенным учреждениям. Сущность нормативных затрат

До принятия Закона № 44‑ФЗ планирование закупок товаров, работ, услуг для общественных нужд сводилось лишь к составлению соответствующего плана-графика. Закон о контрактной системе существенно изменил подход к закупкам органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных им государственных и муниципальных заказчиков.

Татьяна Васильевна Саакян , заместитель директора департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ

Глава 2 Закона № 44‑ФЗ содержит нормы, регулирующие стадию планирования закупок. В частности, она устанавливает требования к формированию планов и планов-графиков закупок, обоснованию и нормированию закупок. Несмотря на то что большинство положений, регулирующих планирование закупок, вступило в силу с 2016 года , при формировании проекта закона о федеральном бюджете на текущий год применялись нормы бюджетного планирования при обосновании бюджетных ассигнований в части закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее - ФГО, подведомственные получатели бюджетных средств).

Начальной стадией планирования расходов для обеспечения государственных и муниципальных нужд является нормирование закупок. В соответствии со статьей 18 Закона № 44‑ФЗ нормирование применяется в целях обоснования объекта и (или) объектов закупки, включаемых в план закупки. При этом согласно части 1 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ существует два вида нормирования (рисунок 1 ):

  • установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) в целях исключения закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши

и (или)

  • установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее - органы).

Разделение видов нормирования формулировкой «и/или» говорит о том, что они взаимосвязаны между собой, но необязательно должны быть внедрены одновременно. Более того, на первом этапе в рамках нормирования в сфере закупок первоочередным является установление нормативных затрат. Такая последовательность неслучайна. Поскольку в первую очередь требуется определить, какие закупки необходимо осуществить, чтобы обеспечить выполнение функций органов и подведомственных получателей бюджетных средств. В рамках внедрения нормативных затрат устанавливается минимальный перечень товаров, работ, услуг, необходимый для обес­печения выполнения указанных функций.

В целом законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, БК РФ (часть 1 статьи 2 Закона № 44‑ФЗ). С нормами статьи 19 Закона № 44‑ФЗ коррелирует статья 70 БК РФ, определяющая бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций органов и подведомственных получателей бюджетных средств, которые включают закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. При обосновании бюджетных ассигнований в части закупок необходимо определить, какие товары, работы, услуги и в каком количестве необходимы. Фактически первый (первоочередной) вид нормирования призван решить вопрос обоснованности (необходимости) той или иной закупки и ее объемов.

После определения конкретных товаров, работ, услуг (и их количества), которые нужно закупать для обеспечения выполнения указанных выше функций, возникает необходимость в нормировании этих объектов в целях недопущения приобретения продукции с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши. Это диктует необходимость установления требований к отдельным видам товаров, работ, услуг. Таким образом, второй вид нормирования призван ограничить закупку продукции, действительно нужной для выполнения указанных выше функций, но со свойствами, необходимость в которых отсутствует.

Кроме установления видов нормирования, в статье 19 Закона № 44‑ФЗ заложен и порядок его осуществления. Указанной нормой предусмотрено принятие соответствующих нормативных правовых (правовых) актов. Предусмотрена фактически трехуровневая система регулирования нормирования. В части нормативных затрат она выглядит следующим образом (рисунок 2 ).

Исходя из логики очередности внедрения нормирования в сфере закупок, Правительством РФ были утверждены нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения нормативных затрат. Во исполнение норм пункта 2 части 3 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ утверждено постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» (далее - Общие требования). Данный документ установил порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и подведомственных получателей бюджетных средств. Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают требования к определению нормативных затрат соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципалитетов.

Во исполнение пункта 2 части 3 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ требования для определения нормативных затрат для федеральных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 года № 1084 (далее - Требования, постановление № 1084).

В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 года № 38н (далее - Порядок № 38н), для формирования проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также при внесении изменений в данный закон в Минфин России представляются обоснования бюджетных ассигнований. Формой обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаро­в, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд на очередной финансовый год и плановый период (приложение № 23 к Порядку № 38н) предусматривается указание сведений о нормативных правовых (правовых) актах (проектах актов), устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований. При обосновании бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2016 год в указанной форме отражаются сведения о ведомственных актах о нормативных затратах, утвержденных главными распорядителями средств федерального бюджета. Утвержденные нормативные затраты должны применяться подведомственными получателями бюджетных средств при планировании осуществления закупки товаров, работ, услуг.

Использование ведомственных актов в процессе составления проекта федерального бюджета позволило:

  • повысить прозрачность обос­нования бюджетных ассигнований на закупки для государственных нужд путем установления конкретного порядка расчета нормативных затрат и утверждения нормативов цены и количества товаров, работ, услуг;
  • снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.

Все это в конечном счете создает предпосылки для повышения эффективности использования бюджетных средств.

Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций ФГО, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений, являющиеся приложением к Требованиям (далее - нормативные затраты, Правила), для расчета нормативных затрат предусматривают:

  • формулы расчета и порядок их применения;
  • порядок расчета, не преду­сматривающий применение формул.

Нормативные затраты, порядок определения которых Правилами не установлен, определяются в порядке, установленном ФГО. Данное правило относится как к виду нормативных затрат, так и к нормативным затратам на закупку определенных товаров, работ, услуг, отнесенных к соответствующей группе . Например, Правила не нормируют затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В качестве второго примера можно привести отсутствие в Правилах порядка расчета нормативных затрат на закупку серверов (группа «Затраты на приобретение основных средств» вида «Затраты на информационно-коммуникационные технологии»). При этом согласно положениям пункта 5 Общих требований органам при утверждении нормативных затрат может предоставляться право устанавливать иные формулы расчета и порядок их применения . ФГО такое право предоставлено (пункт 2 постановления № 1084), при этом оно может быть реализовано только до 2017 года. ФГО, принявший решение не использовать формулы, определенные Правилами, самостоятельно устанавливает формульный расчет в отношении нормируемых затрат за исключением затрат, указанных в пунктах 26, 27, 93, 94 Правил. Нормативные затраты, указанные в данных пунктах (приобретение средств подвижной связи, планшетных компьютеров, транспортных средств, мебели), определены Правительством РФ и обязательны для расчета в соответствии с Правилами в текущем году. Как уже было сказано выше, с 2017 года ФГО будет обязан использовать формулы, содержащиеся в Правилах.

На основании пункта 4 Требований федеральные государственные органы применяют нормативы цены и нормативы количества товаров, работ, услуг. При этом нормативы, указанные в пункте 5 Требований, должны быть сформированы по категориям или группам должностей. Кроме того, приложениями 1 и 2 к Правилам установлены нормативы, применяемые при расчете нормативных затрат на приобретение средств и услуг подвижной связи, служебного легкового автотранспорта (данные позиции входят в пункт 5 Требований).

ФГО определяет единый для всех подведомственных получателей бюджетных средств расчет затрат по каждому виду (входящим в вид группам нормативных затрат или по отдельным затратам на приобретение товаров (работ, услуг)) и вправе определить нормативы цены и нормативы количества индивидуально для каждого подведомственного получателя бюджетных средств (группы подведомственных получателей бюджетных средств).

C учетом необходимости корректировки в определенных случаях нормативов цены и количества порядок расчета нормативных затрат должен определяться в рамках ведомственного акта (приказ ФГО). А непосредственно сами нормативы утверждаются уполномоченным должностным лицом указанного органа (гриф «Утверждаю»). Данный подход позволяет актуализировать нормативы цены к началу очередного бюджетного процесса.

При определении нормативов количества необходимо учитывать, что нормативные затраты применяются для обоснования объекта закупки, соответственно, превышение фактического количества товаров, работ и услуг над их нормативным количеством не позволит обосновать закупку при включении в план закупок и, следовательно, ее осуществить.

На рисунке 3 представлены условно существующие пять вариантов расчета нормативных затрат:

  • без применения формул;
  • с применением формул, не содержащих нормативы количества и цены товаров, работ, услуг;
  • с применением формул, содержащих нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, в том числе нормативы, устанавливаемые для категорий (групп) должностей, с выделением нормативов, размер которых утвержден постановлением № 1084 либо утверждение размера которых осуществляется ФГО.

Примеры расчета нормативных затрат

Расчет нормативных затрат без применения формул

По нормативным затрата­м, в отношении которых отсутствует формульный расчет, в Требованиях представлен порядок их определения в денежном выражении. Например, указанные в пунктах 103–106 Правил нормативные затраты определяются в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства. В случае реализации капитальных вложений при отсутствии проектно-сметной документации - в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями (проектами решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ. Еще одним примером расчета нормативных затрат без применения формул является их определение по фактическим затратам в отчетном финансовом году. Например, такой подход применяется при расчете нормативных затрат на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (пункт 70 Правил) или затрат на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт бытового оборудования (пункт 71 Правил).

Расчет нормативных затрат с применением формул, не содержащих нормативы количества и цены

Как и в предыдущем варианте при применении формул, не использующих показатели цены и количества товаров, работ, услуг, ФГО в ведомственном акте должен утвердить порядок определения нормативных затрат в денежном выражении. Формульный расчет в рассматриваемом случае может выглядеть так:

З нз = V лбо х К

З нз - нормативные затраты по соответствующему товару, работе, услуге;

V лбо - объем принятых лимитов бюджетных обязательств отчетного финансового года по контрактам на поставку соответствующего товара, работы, услуги;

К - повышающий коэффициент. В качестве повышающего коэффициента может быть применен коэффициент инфляции.

Расчет нормативных затрат с применением формул, содержащих нормативы количества и цены по товарам, работам, услугам

Данные нормативы можно разделить на несколько групп.

Группа первая. Не требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований) и размер которых не утвержден постановлением № 1084. Расчет данного рода нормативных затрат требует обязательного определения и утверждения в ведомственном акте нормативов количества и цены товаров, работ, услуг.

Пример. Определим нормативы затрат на сеть интернет и услуги интернет-провайдеров (З и ). Данные затраты определяются по формуле (пункт 5 Правил):

З и = n ∑ i=1 Q i и х Р i и х N i и

Q i и - количество каналов передачи данных сети интернет с i-й пропускной способностью;

Р i и - месячная цена аренды канала передачи данных сети интернет с i-й пропускной способ­ностью;

N i и - количество месяцев аренды канала передачи данных сети интернет с i-й пропускной способностью.

В таблице 1 приведены нормативы по рассматриваемой услуге, определенные в ведомственном акте.

В данном примере нормативы цены и количества утверждены по группам подведомственных получателей бюджетных средств.

Группа вторая . Требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований), но размер которых не утвержден постановлением № 1084.

Затраты на приобретение мебели (З пмеб ) определяются по формуле (пункт 94 Правил):

З пмеб = n ∑ i=1 Q i пмеб х Р i пмеб

Q i пмеб - планируемое к приобретению количество i-х предметов мебели в соответствии с нормативами федеральных государственных органов;

Р i пмеб - цена i-го предмета мебели в соответствии с нормативами ФГО.

Нормативы цены и количества по товарам, работам, услугам, относящимся к пункту 5 Требований, необходимо сформировать по категориям или группам должностей.

Пример . ФГО в ведомственном акте по предмету мебели «стол рабочий» для категории «специалисты» определены следующие нормативы (таблица 2 ).

Таблица 2. Нормативы цены и количества мебели для категории «специалисты»

Таблица 3. Расчет количества столов рабочих, планируемых к приобретению

Данный предмет мебели является основным средством. Следовательно, для достоверного определения количества рабочих столов, планируемых к закупке, для определенной в примере категории работников необходимо учитывать сроки эксплуатации данных основных средств и их остатки (таблица 3 ). Формула для определения потребности в рассматриваемых основных средствах в году, следующем за отчетным, будет выглядеть так:

Q = V - (C - S)

Q - количество столов рабочих для категории «специалисты», необходимых для приобретения в году, следующем за отчетным;

V - количество столов рабочих для категории «специалисты», необходимых для обеспечения деятельности организации;

C - остаток столов рабочих для категории «специалисты» на начало года, следующего за отчетным, в количественном выражении;

S - количество столов рабочих для категории «специалисты», предполагаемых к списанию в связи с невозможностью их эксплуатации в году, следующем за отчетным.

Группа третья . Требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований) и размер которых утвержден постановлением № 1084.

Следует обратить внимание на формулировки по нормативам, утвержденным в приложениях № 1 и 2 к Правилам, которые определены в виде «не более...». Это дает возможность ФГО сформировать собственные нормативы, которые не превышают установленные пороговые значения. Одним из товаров, в отношении которых Правительство РФ определило нормативы, являются средства подвижной связи. Затраты на приобретение средств подвижной связи (З прост ) определяются по формуле (пункт 26 Правил):

З прсот = n ∑ i=1 Q i прсот х Р i прсот

Q i прсот - планируемое к приобретению количество средств подвижной связи по i-й должности в соответствии с нормативами ФГО, определенными с учетом нормативов затрат на приобретение средств связи;

Р i прсот - стоимость одного средства подвижной связи для i-й должности в соответствии с нормативами ФГО, определенными с учетом нормативов затрат на приобретение средств связи.

Пример. В ведомственном акте определены следующие нормативы количества и цены по средствам подвижной связи (далее - СПС) для работников, относящихся к высшей (главной) группе должностей категории «помощники (советники)»:

  • не более 8000 рублей включительно за одну единицу СПС;
  • не более одной единицы в расчете на одного служащего;
  • срок эксплуатации СПС пять лет.

В рассматриваемом примере федеральный государственный орган самостоятельно определил норматив цены, который не превышает установленное пороговое значение «не более 10 000 рублей за 1 единицу» для данной категории работников, утвержденное приложением № 1 к Правилам. Средства подвижной связи являются основными средствами. Поэтому, как и в предыдущем примере (столы рабочие), при определении планируемого к приобретению количества рассматриваемых товаров следует учитывать сроки эксплуатации средств подвижной связи и их остатки (таблица 4 ).

Таблица 4. Расчет количества средств подвижной связи, планируемых к приобретению

Приложение № 1 к Правилам предусматривает возможность формирования в отдельных случаях индивидуальных нормативов на услуги подвижной связи (расходы на услуги сотовой связи). Руководителю ФГО дано право определять индивидуальные нормативы, превышающие установленные приложением № 1 к Правилам. Однако при этом объем нормативных затрат на подвижную связь не может превышать утвержденные на эти цели лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду классификации расходов бюджетов.

В заключение следует отметить, что в соответствии с нормами Закона № 44‑ФЗ планирование закупок находится в тесной взаимосвязи с бюджетным планированием, составление плана закупок идет параллельно с формированием проекта бюджета.


Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 498‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».

В совокупности со статьями 69.1, 161 БК РФ.

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 года № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений».

Классификация нормативных затрат по видам и группам затрат (включаемым в соответствующий вид) представлена в Общих требованиях.

То есть дано право соответствующим органам изменять формулы расчета нормативных затрат, которые содержатся в требованиях к определению нормативных затрат.

Нормативы количества и нормативы цены, определенные приложением № 2 к Правилам, в отношении служебного легкового транспорта необходимо применять к автотранспортным средствам, включаемым в категорию «В», определенную в статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В котором должны отражаться цели приобретения тех или иных товаров, работ или услуг, конкретные требования к ним, а также нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов, управляющих внебюджетными фондами, а также казенных учреждений. Так как планирование закупочной деятельности находится в неразрывной связи с планированием бюджета, понятие нормативных затрат (НЗ) имеет очень важное значение.

Сущность нормативных затрат

Нормативные затраты — это прямой инструмент для расчета количественных показателей закупки. Они используются в целях . Заказчики должны лимитировать объемы закупаемой продукции и делать это посредством расчета НЗ, а результаты вычислений с применением количественных и ценовых нормативов должны быть в пределах доведенных бюджетных обязательств.

Порядок расчета регулируют федеральные государственные органы, выпуская приказ или распоряжение. Утверждаются НЗ ответственным уполномоченным должностным лицом, представляющим госорган.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях НЗ регламентируются ПП РФ от 13.10.14 № 1047, устанавливающим общие правила. Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, подведомственного территориальному муниципалитету, определяются ПП РФ (Правила) от 20.10.2014 № 1084. Правилами определяются:

  • расчетные формулы и порядок их применения на практике;
  • порядок расчета без применения формул.

Возможность изменять видовые признаки расходов, а также добавлять собственные (п. 5 Общих правил № 1047) для учреждений исключена.

Если порядок определения в Правилах не установлен, то они рассчитываются способом, обозначенным ФГО.

Нормативные затраты для бюджетных учреждений в 2019 году также должны быть отражены в сформированных после доведения им бюджетных лимитов планах-графиках и планах закупок (). При БУ и АУ ответственным специалистам () необходимо руководствоваться актами главных распорядителей бюджетных средств:

  • ведомственный перечень;
  • на выполнение функций.

На основании этих двух документов представители заказчика получают полное правовое представление о потребительских, количественных и ценовых свойствах планируемой к приобретению продукции.

Расчет нормативных затрат

Существует ряд способов расчета:

  1. бесформульный;
  2. формульный — с применением формул без количественных и ценовых нормативов на товары, работы или услуги;
  3. формульный с применением нормативов, определяющих количество и цену товаров, работ или услуг, утвержденных Постановлением № 1084 либо федеральными государственными органами.

При первом способе в пунктах 103-106 Правил Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 предусматривается порядок измерения в денежном выражении (например, проектно-сметная документация или рассчитанные фактические расходы в отчетном периоде — финансовом году).

Во втором способе применяется формула:

Знз = Vлбо * К, где

  • Знз — НЗ по соответствующему товару/работе/услуге;
  • Vлбо — объем принятых лимитов БО отчетного периода по контрактам на поставку соответствующих ТРУ;
  • К — повышающий коэффициент, например, коэффициент инфляции.

Для этого способа в ведомственном перечне ФГО также утверждается определение НЗ в денежном выражении.

В бюджетных и автономных учреждениях, для которых НЗ выступают индикатором, определяющим объем годового финансового бюджетного обеспечения, необходимого для выполнения ими государственного (муниципального) задания, применяется следующая расчетная формула:

Nj = N * Kt * Vj * Ke, где

  • N — НЗ на выполнение определенной единицы работы;
  • Kt — корректирующий коэффициент (территориальный);
  • Vj — объем выполняемой работы;
  • Ke — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат. Он определяется на основании рекомендаций Минфина организациями, выступающими в роли ГРБС, в целях обоснования выделяемых из бюджета ассигнований на очередной отчетный финансовый год и плановый период.

В третьем способе рассчитываются НЗ для следующих групп должностей:

  • согласно п. 5 Правил, не требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей, размер которых не утвержден в рамках постановления № 1084. Для данной группы необходимо в обязательном порядке определить и утвердить НЗ в ведомственном акте нормативы количества и цены;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей (п. 5 Правил). Их размер также не утвержден положениями постановления № 1084;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей по п. 5 Правил, размер которых утвержден постановлением № 1084.

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Согласно п. 16 Общих правил определения нормативных затрат, утверждённых Постановлением № 1047, формулы расчета, применяемые при определении нормативных затрат, учитывают: установленные муниципальными органами нормативы количества товаров, работ, услуг и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг.

Если в данном вопросе речь шла о нормативе цены, то сообщаем следующее.

Норматив цены используется только для определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов и не является единственным источником для формирования начальной (максимальной) цены контракта, поскольку не учитывает контрактные условия (объем или сроки поставки, наличие или отсутствие условий об авансировании и об обеспечении исполнения контракта) и является ориентировочным значением цены единицы товара, сложившейся на рынке.

Таким образом, заказчик должен обосновывать начальную (максимальную) цену контракта в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ и с учетом значения предельной цены, установленной в обязательном или ведомственном перечне (цена единицы товара не может превышать значение предельной цены), но при этом такая цена может быть сформирована с превышением норматива цены, определяющего нормативные затраты.

По данному вопросу Вы можете ознакомиться с письмом Минфина России от 12.01.2016 № 02-02-06/443.

Отличие нормативов цен товаров, работ, услуг от предельных цен на товары, работы, услуги

Положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) предусмотрена обязанность нормирования в сфере закупок, которое регламентируется ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

Так, согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Выделяется 2 способа нормирования в сфере закупок:

  • установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг);
  • установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Причем данные способы могут применяться как совместно, так и по отдельности.

Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к: количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества), иным характеристикам товаров, работ, услуг.

Данные требования призваны обеспечить государственные и муниципальные нужды, и вместе с тем предотвратить закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Правовая база нормирования в сфере закупок включает условно 3 уровня правовых актов.

Так, на первом уровне Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок, включая:

  • общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций органов и учреждений).

При этом общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Правительством РФ, являются основой для принятия правил нормирования для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, которые представляют собой второй уровень нормативно-правовых актов в сфере нормирования закупок.

Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 утверждены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

Требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений" (вместе с Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в том числе подведомственных им казенных учреждений)" (далее - Постановление № 1084).

Нормативные затраты применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки соответствующего федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Нормативные затраты, порядок определения которых не установлен Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений, согласно приложению к Требованиям к определению нормативных затрат на обеспечение функций, утвержденным Постановлением № 1084, определяются в порядке, устанавливаемом федеральными государственными органами.

Третьим уровнем правовой регламентации нормирования в сфере закупок является утверждение требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций органов и подведомственных учреждений (постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)").

Предельные цены товаров, работ, услуг устанавливаются федеральными государственными органами и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в случае, если требованиями к определению нормативных затрат установлены нормативы цены на соответствующие товары, работы, услуги.

Данные правовые акты принимаются государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами на основании правил нормирования второго уровня.

Таким образом, механизм нормирования закупок направлен на установление обоснованных затрат на обеспечение функций заказчиков и исключение закупок товаров с избыточными потребительскими свойствам.

Что такое нормативные затраты на выполнение функций и как их применять

Нормативные затраты на обеспечение функций позволяют заказчикам рассчитать, в каком количестве закупить конкретные товары, работы, услуги, например оргтехнику, связь, мебель. Такие лимиты устанавливают только для государственных и муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами, казенных учреждений. Перечисленные заказчики обязаны ограничивать объемы закупок.

Нормативные затраты рассчитывают как с помощью формул, так и без них. В расчете используют нормативы цены и количества. Расходы на закупки, которые заказчик рассчитал на основе нормативных затрат, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств.

Порядок, в котором заказчики рассчитывают нормативные затраты, устанавливают федеральные госорганы. Для этого издают приказ. Нормативы утверждает уполномоченное должностное лицо государственного органа.

Пример: О применении нормативных затрат

Казенное учреждение планирует закупить столы для специалистов в 2017 году.

В штате учреждения 200 специалистов, на балансе 185 столов. 10 столов учреждение планирует списать в следующем году. Чтобы рассчитать, сколько столов закупить, заказчик воспользовался актом федерального госоргана.

Согласно акту, каждому специалисту положен один стол. Предельная цена - 8000 руб. Потребность в столах для специалистов (Q) определяют по формуле:

Q = V - C - S, где

V - количество рабочих столов, которое необходимо для специалистов;

С - остаток столов для специалистов на начало года, следующего за отчетным;

S - количество столов, которое заказчик спишет в следующим за отчетном году.

Таким образом, в 2017 году заказчик вправе закупить 5 столов (200 - 185 - 10). Причем общая стоимость закупки не должна превышать 40 000 руб. (5 шт. × 8000 руб.).

Ситуация: Бюджетное учреждение субъекта работает только по Закону № 44-ФЗ. Какие правила нормирования применять?

Для бюджетного учреждения учредители устанавливают только требования к товарам, работам, услугам, предельным ценам. Нормативные затраты на обеспечение функций такие заказчики не применяют.

Ситуация: что делать, если для бюджетного учреждения учредитель не выпустил правила о нормировании?

Нормативные затраты на обеспечение функций для бюджетных учреждений не выпускают. Если учредитель не утвердил требования к товарам, работам, услугам, проводите закупки по правилам, которые применяли до вступления в силу статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: Государственные органы должны установить два документа: и требования, и нормативные затраты?

Да, госорганы утверждают и требования к товарам, работам, услугам, предельным ценам, и нормативные затраты на обеспечение функций. Исключение - бюджетные учреждения. Для них утверждают только требования.

Как утвердить нормативные затраты для федерального, регионального и муниципального уровней

Правительство РФ установило Общие правила, по которым определяют нормативные затраты. Они прописаны в постановлении от 13 октября 2014 г. № 1047. На основании Общих правил Правительство РФ, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают требования, по которым рассчитывают нормативные затраты соответственно для федеральных нужд, нужд региона и муниципалитета. Например, на федеральном уровне такие правила утвердило Правительство РФ в постановлении от 20 октября 2014 г. № 1084 (далее - Правила № 1084). Они распространяются на федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Федеральные госорганы на основании Правил № 1084 должны разработать нормативные затраты на обеспечение своих функций и функций подведомственных казенных учреждений. При этом нельзя изменять виды затрат, которые установлены Правилами № 1084, или добавлять собственные (п. 5 Общих правил № 1047).

Понять структуру правовых актов о нормировании поможет схема.

Внимание: До 2017 года федеральный госорган, который утверждает нормативные затраты, вправе устанавливать свои формулы расчета. Правило не касается затрат из пунктов 26, 27, 93, 94 Правил № 1084.

Внимание: Федеральный орган должен установить порядок расчета нормативных затрат, если в Правилах № 1084 он не установлен.

Что включить в акт о нормативных затратах

Государственные и муниципальные органы, которые утверждают нормативные затраты, включают в правовые акты два показателя:

1. Порядок расчета нормативных затрат, в том числе формулы. Такой показатель включают в акт, если в Правилах № 1084 и аналогичных правилах для субъектов РФ и муниципалитетов порядок расчета не установлен.

2. Нормативы количества и цены товаров, работ, услуг. Их группируют по должностям работников или категориям должностей.

В правовом акте нормативные затраты государственного (муниципального органа) оформляют в виде:

  • таблицы, в которой прописывают значения нормативов цены и количества (пример 1). Такой способ удобно применять к нормативным затратам, порядок расчета которых есть в Правилах № 1084. В таблице указывают ссылку на правила;
  • порядка расчета, в котором устанавливают значения цены и количества, а также формулы (пример 2). Такой способ удобен, если Правила № 1084 не устанавливают порядок расчета нормативных затрат.

Федеральный госорган готовит акт с нормативными затратами.

Нормативные затраты на покупку компьютеров оформили в таблице, потому что Правила № 1084 установили порядок расчета таких затрат.

Нормативы обеспечения функций государственного органа, применяемые при расчете нормативных затрат на приобретение планшетных компьютеров*

№ п/п Наименование должности Количество ноутбуков Стоимость ноутбука Срок эксплуатации в годах
1 2 3 4 6
1 Руководитель органа 1 не более 30 000 руб. включительно 3
2 Заместитель руководителя органа 1 3
3 Директор департамента 1 не более 25 000 руб. включительно 3
4 Начальник отдела 1 не более 20 000 руб. включительно 3

* Порядок расчета нормативных затрат определен пунктом 27 Методики, утвержденной Правилами № 1084.

Пример: Оформление нормативных затрат в акте

Федеральный госорган готовит акт с нормативными затратами.

Правила № 1084 не содержат порядок расчета затрат на страхование опасных объектов. Поэтому их оформили с помощью формулы. В акте сделали запись:

«113. Затраты на страхование опасных объектов включают в себя в том числе затраты на страхование лифтов и подъемных платформ для инвалидов и определяются в соответствии со следующей формулой:

где P i coo - стоимость страхования одного опасного объекта i-того типа, не более 2000 руб.;

Q i coo - количество опасных объектов i-того типа, подлежащих страхованию в очередном финансовом году, не более 3.»

Внимание: Акт государственного и муниципального органа должен содержать нормативные затраты на все объекты из плана закупок (п. 2 Общих правил № 1047).

Это означает, что орган нормирует все затраты на закупки, в том числе расходы в рамках государственных программ, деньги на покупку товаров, работ, услуг в пользу третьих лиц и т. д.

Ситуация: Общие правила № 1047 нормируют не все виды затрат. Например, в правилах нет порядка расчета нормативных затрат на закупку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Как быть в такой ситуации?

Например, затраты на приобретение НИОКР определяйте по формуле:

З ниокр = V ниокр × k, где

З ниокр - объем нормативных затрат на НИОКР;

V ниокр - объем освоенных лимитов бюджетных обязательств отчетного финансового года на закупку НИОКР;

k - коэффициент инфляции.

Кроме того, орган вправе установить предельный размер затрат на НИОКР. Например, прописать в акте, что такие затраты не должны превышать 3 процента от доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Какие ошибки допускают федеральные госорганы в актах о нормировании затрат

Только 49 процентов актов о нормировании федеральных госорганов корректны. К такому выводу пришли чиновники Минфина России, когда провели мониторинг. Расскажем о самых распространенных ошибках:

1. В акте нет нормативов цены и количества. Например, госорган прописывает только формулы или указывает в акте общие суммы расходов без нормативов. В результате заказчики не могут обосновать объект закупки:

В акте отсутствуют нормативы цены и количества

В акте указаны общие суммы расходов без нормативов цены и количества

2. Классификация нормативных затрат не отвечает Общим правилам № 1047 и Правилам № 1084. Например, орган устанавливает затраты на административно-хозяйственное обеспечение.

Классификация нормативных затрат не отвечает Общим правилам № 1047 и Правилам № 1084

3. В акт включили нормативные затраты на расходы, которые не связаны с закупками. Например, органы включают в акт о нормировании расходы на оплату труда.

В нормативные затраты включили расходы, которые не связаны с закупкой

Ситуация: федеральные госорганы должны установить нормативные затраты для всей сметы или только для товаров, работ, услуг из ведомственного перечня?

Органы нормируют всю смету расходов по видам и составам затрат.
При этом предельные цены из ведомственного перечня не могут превышать предельные цены нормативных затрат на обеспечение функций.

Журнал

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

от 01.01.2001г.

Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов Новоуральского городского округа (включая подведомственные казенные учреждения)

Раздел 1. Общие положения

1. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов Новоуральского городского округа (включая подведомственные казенные учреждения) (далее – Правила) устанавливают порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов Новоуральского городского округа, подведомственных им казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг (далее – нормативные затраты).

2. Муниципальные органы Новоуральского городского округа (далее – муниципальные органы) - отраслевые и функциональные органы Администрации Новоуральского городского округа (с правами юридического лица) и Администрация Новоуральского городского округа, выступающая в качестве главного распорядителя бюджетных средств для муниципальных казенных учреждений.

3. Нормативные затраты применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки соответствующих муниципальных органов, подведомственных им казенных учреждений.

4. Нормативные затраты в части затрат на обеспечение функций казенных учреждений, которым в установленном порядке утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), определяются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации для расчета нормативных затрат, применяемых при определении объема финансового обеспечения выполнения указанного муниципального задания.

5. Нормативные затраты, порядок определения которых не установлен методикой определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения) согласно приложению (далее - методика) определяются в порядке, устанавливаемом муниципальными органами.

Общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ, услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объем доведенных муниципальным органам, находящимся в их ведении казенным учреждениям, как получателям бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг в рамках исполнения муниципального бюджета.

При определении нормативных затрат муниципальные органы применяют национальные стандарты, технические регламенты, технические условия и иные документы, а также учитывают регулируемые цены (тарифы) и положения абзаца второго настоящего пункта.

6. Формулы расчета, применяемые при определении нормативных затрат, учитывают:

1) установленные муниципальными органами нормативы количества товаров, работ, услуг и (или) нормативы цены товаров, работ, услуг;

2) сроки эксплуатации (в отношении основных средств);

3) численность работников, определяемую в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

4) остатки основных средств и материальных запасов.

7. При определении нормативных затрат используется показатель расчетной численности основных работников, который определяется по формуле:

https://pandia.ru/text/80/358/images/image005_44.gif" width="31" height="36 src="> - фактическая численность работников, замещающих должности, не являющиеся должностями службы;

Оплата труда" href="/text/category/oplata_truda/" rel="bookmark">оплаты труда , определенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 000 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных , автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и соответствующими нормативными правовыми актами Администрации Новоуральского городского округа;

1,1 - коэффициент, который может быть использован на случай замещения вакантных должностей.

8. В случае если полученное значение расчетной численности превышает значение предельной численности, при определении нормативных затрат используется значение предельной численности.

9. Норматив цены товаров, работ и услуг, устанавливаемый в формулах расчета, определяется с учетом положений статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона №44-ФЗ).

10. Муниципальные органы разрабатывают и утверждают индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников), формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий муниципального органа, должностных обязанностей его работников) нормативы:

1) количества и цены средств подвижной связи с учетом нормативов, предусмотренных приложением №1 к методике;

2) количества и цены транспортных средств с учетом нормативов, предусмотренных приложением №2 к методике;

3) количества и цены мебели;

4) количества и цены иных товаров и услуг, входящих в ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, утверждаемый в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона №44-ФЗ.

11. Для определения нормативных затрат в формулах используются нормативы цены и количества товаров, работ, услуг, устанавливаемые муниципальными органами, если эти нормативы не предусмотрены приложениями №1 и №2 к методике.

12. Количество планируемых к приобретению товаров (основных средств
и материальных запасов) определяется с учетом фактического наличия количества товаров, учитываемых на соответствующих балансах у муниципального органа, подведомственных ему казенных учреждений.

13. В отношении товаров, относящихся к основным средствам, устанавливаются сроки их полезного использования в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете или исходя из предполагаемого срока их фактического использования. При этом предполагаемый срок фактического использования не может быть меньше срока полезного использования, определяемого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Муниципальными органами устанавливается периодичность выполнения (оказания) работ (услуг), если такая периодичность в отношении соответствующих работ (услуг) не определена нормативными правовыми актами.

14. Значения нормативов цены и нормативов количества товаров, работ и услуг для руководителей казенных учреждений не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) нормативов цены и нормативов количества соответствующих товаров, работ и услуг, предусмотренных методикой, для должностей муниципальной службы, относящихся к группе высших должностей муниципальной службы.

15. Нормативные затраты подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок.

Приложение к Правилам определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов Новоуральского городского округа (включая подведомственные казенные учреждения)

Методика определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения)

1) затраты на абонентскую плату () определяются по формуле.