Ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних

Уважаемые родители!

Напоминаем Вам об ответственности за жизнь,

здоровье и безопасность Ваших детей!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Самое ценное, что у нас есть - жизнь. Жизнь и здоровье детей - это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё.

Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Родители имеют равные права и обязаны заботиться о своих детях. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:

· Заниматься воспитанием своих детей;

· Заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

· Обеспечить получение детьми основного общего образования;

· Выступать в защиту прав и интересов своих детей.

РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО:

· На воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

· На преимущественное воспитание своих детей перед всеми другими лицами;

· На защиту прав, интересов своих детей без специальных полномочий;

· Требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения;

· На общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем;

· На получение информации о своих несовершеннолетних детях из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;

· Выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования;

· Выбора имени и фамилии, право давать согласие на усыновление;

· Право управлять имуществом ребенка и др.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке:

Административную, согласно ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

Уголовную, согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ - за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ - за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях;

Гражданско-правовую, согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ - в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится только в судебном порядке.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Ст. 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего:

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного, либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Уважаемые родители!

«Родительская ответственность за жизнь и здоровье детей»

Самое ценное, что у нас есть - жизнь. Жизнь и здоровье детей - это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё. Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за наших детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Все мы - педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?». Охранять жизнь детей — это просто проявлять здравый смысл ! Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, — ещё до того, как он это сделает!

Безопасность в вашем доме.

Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;

Всегда укорачивайте провода электрочайников — по той же причине;

Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике;

Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка;

Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся штепсели и подводящие провода;

Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы;

Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежание засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

Вопрос о предупреждении выпадения детей из окон.

Особую опасность представляют открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там, в подвижные игры, прыгать. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения притуплён, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Как пример — в начале июня прошлого года у нас в городе выпал с 8 этажа 5-летний мальчик, оперся на москитную сетку, играя на подоконнике. Погиб при ударе об землю. Мама в это момент была в соседней комнате.

Падение из окна — является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности.

Как защитить ребенка от падения из окна?

1. Не оставляйте маленьких детей одних. Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра.

2. Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребенок не мог залезть на подоконник.

3. НИКОГДА не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Напротив — москитная сетка способствует трагедии, ибо ребенок чувствует себя за ней в безопасности и опирается как на окно, так и на нее. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.

4. По возможности, открывайте окна сверху, а не снизу.

5. Ставьте на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более, чем на несколько дюймов.

6. Защитите окна, вставив оконные решетки (другие варианты — ручка с замком или гребенка-блокиратор). Решетки защитят детей от падения из открытых окон. Решетки могут быть:

а) мощными сплошными (против взломов и краж),

б) половинными (закрывающими нижнюю часть окна, наиболее опасную для падений)

в) специальными вставными, предназначенными к использованию только при открытом окне.

Вынуть вставную решетку сможет только человек с достаточной силой и смекалкой (взрослый или подросток).

7. Если вы что-то показываете ребенку из окна — всегда крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, держите ладони сухими, не держите ребенка за одежду.

8. Если у вас нет возможности установить фиксирующее и страховое оборудование, вы легко можете просто открутить отверткой болты, крепящие рукоятки и убрать их повыше, используя по мере необходимости и сразу вынимая после использования.

Обратите внимание:

* Если вы устанавливаете решетку на весь размер окна, должен быть способ быстро открыть ее в случае пожара! Решетка должна открываться на навесах и запираться навесным замком. Ключ вешается высоко от пола, около самого окна, на гвоздике, так, чтобы подросток и взрослый смогли быстро открыть окно за 30-60 секунд при острой необходимости. Не заваривайте решетками окна наглухо, это может стоить вам жизни даже на первом этаже!

* При любом типе решеток — просвет между прутьями не должен быть более половины поперечного размера головы ребенка (не более 10 см). Если ребенок может просунуть голову между прутьями — нет ни малейшего толку от такой решетки.

Как же обучать детей безопасному поведению?

1. Важно научить понимать собственное поведение (если ребёнок сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что он при этом чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так)

2. Общение взрослого на равных. (Вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему)

3. Положительный пример взрослых. (Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если мы сами не всегда ему следуем.) например, сложно объяснить ребенку, что надо переходить улицу на зеленый свет светофора, если родители сами этого не делают.

4. Взаимопонимание между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, т.к. разные требования могут вызвать растерянность, обиду или даже агрессию.

5. Похвала. Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

6 И важно, чтобы ребенок мог называть свое имя, имена родителей, название сада, имена педагогов, домашний адрес. Конечно, важно внушить, что не следует сообщать сведения о себе посторонним людям.

7. Запреты. Часто любящие родители сами не замечают, как они часто повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или пытаются объяснить путем долгих, и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Поэтому запреты должны быть тщательно подуманными, и выполнять охранную функцию.

Подводя итог, напоминаем мамам и папам, которые воспитывают еще совсем юных школьников или дошколят, детей оставлять без присмотра нельзя! Ни на день, ни на





Глава 12 « Права и обязанности родителей» посвящена личным неимущественным правам родителей. Законодатель предусматривает две группы таких прав: а) на воспитание и образование детей; б) на защиту прав (интересов) детей и родительских прав. Во главу приоритетов в положениях о правах и обязанностях родителей всего Кодекса в целом поставлены права и интересы ребенка.


Конституционное положение п. 2 ст. 38 забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, обеспечивается семейным законодательством, которое предусматривает не только равные права и равные обязанности родителей в отношении своих детей, но и, учитывая положение ч. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка, возлагает на них равную ответственность за воспитание и развитие своих детей.


К родительским правам, в частности, относятся следующие права: на воспитание детей (ст. 61, 62, 63, 66 СК РФ), на защиту их интересов (ст. 64 СК РФ), на истребование детей от других лиц (ст. 68 СК РФ), на согласие либо отказ в даче согласия передать ребенка на усыновление (ст. 129 СК РФ), на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделок (п. 1 ст. 26 ГК РФ), за исключением сделок, названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ), на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего (п. 1 ст. 27 ГК РФ),


Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.


Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей 1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.


Статья 65. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей


Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от г. 10 «О применении судами законодательства при решении споров, связанных с воспитанием детей» определено, что под жестоким обращением надлежит понимать: лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой какие - либо болезни), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и др.; активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявление явно завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему; систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей).


Ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации: ст КоАП РФ: неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Уголовным Кодексом Российской Федерации: ст.156 УК РФ: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним Ст. 125 УК РФ. Оставление в опасности. Ответственность наступает за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Материалы к беседы

« Живые цветы земли» - так поэтически назвал детей Г. Горький. И мы с вами должны сделать все для того, чтобы дать возможность этим цветам полностью росцвести, распустить лепестки.

Поэтому сегодняшний наш разговор об ответственности родителей за, сохранение здоровья детей.

В первую очередь хочу остановиться на соблюдении детьми режима дня, то есть распорядка работы, отдыха, сна, пищи, занятий физическими упражнениями, других видов деятельности в течение дня.

Сон - один из важных элементов режима дня. Во время сна весь организм отдыхает, а мозг продолжает работать. Его кровоснабжение увеличивается и температура повышается. Говорят, что в настоящее время в мозгу проходит обработка информации, которая поступила за день, проводится ее анализ и сортировка, после чего « нужная» организму информация поступит в память.

Поэтому, организация сна детей требует особого внимания. Главным условием его полноценности является продолжительность, которая должныа отвечать возрасту ребенка.

Возраст ребенка: Часы сна:

7-10 лет 11-10 часов

11-14 лет 10-9 часов

15-17 лет 9-8 часов

Сокращение сна на 2-3 часа для детей 7-12 лет возбуждает кровообращение мозга, уменьшает движение, силу нервных процессов. У 16 и летних учеников такое сокращение сна снижает их трудоспособность на 30%.

Питание . Внимание к питанию детей важно потому, что в подростковом возрасте более всего допускается ошибок в его организации. Наиболее типичными среди них есть: недостаточный и наскоро приготовленный завтрак, отказ от завтрака из-за дефицита времени, нерегулярное питание, вредные привычки, нерациональное питание. Эти причины и предопределяют рост желудочно-кишечных заболеваний.

Занятие физическими упражнениями. Они также должны занимать соответствующее место в режиме дня студента. Физические упражнения могут использоваться в разных формах: утренняя гимнастика, длинные прогулки, разные подвижные игры на воздухе, уроки физкультуры, в спортивных секциях.

Наш разговор о здоровье ребенка будет недостаточной, если не отметить губительное влияние на него вредных привычек - курение, алкоголя, наркотиков.

Курение. Его называют чумой XX столетия. Как сообщает Всемирная организация здравоохранения человека, курение - это причина 20 процентов смертей. Большое беспокойство вызывает курение среди школьников.

А для успешной борьбы с ним нужно знать причины, которые порождают это зло. Во-первых, пример взрослых и в первую очередь родителей; во-вторых, недостаточная активность в борьбе с курением; в-третьих, недостаточное действие антиникотиновой пропаганды; в-четвертых, доступность табачных изделий для подростков; в-пятых, рекламы табачных изделий.

Как свидетельствует статистика, причины курения среди учеников такие:

Поддержка товарища - 27,1%;

Любопытство - 19% ;

Желание показаться взрослым - 5,4%;

Не указали причин - 48,5%.

В борьбе с курением среди студентов, как и во всех других аспектах воспитания, необходима постоянная связь учебного заведения и семьи. В единстве их усилий - залог успеха.

Употребление алкоголя абсолютно недопустимо для детей и подростков. Очень губительно влияние алкоголя на здоровье ребенка. Для 16 н летних детей 0,25 л водки являются смертельной дозой. Чем быстрее начинается употребления алкоголя, тем быстрее развивается болезненная страсть к нему. Если регулярное употребление начинается в 13-15 лет, то такая страсть возникает уже через год, если в 15-17 - то через 2-3 года, если в 22-25 - то через 5-7 лет.

Алкоголь не только вредит здоровью, но и плохо действует на психику человека. Однако употребление алкоголя имеет место среди детей и подростков. Статистика свидетельствует, что среди тех, кто находится на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, подростков, которые начали выпивать в 11-13 лет - 40%, в 14-15 - 40% , в 16-17 - 20%. Все случаи употребления спиртных напитков детьми и около 80% подростками лежит на совести родителей, их первое знакомство с алкоголем происходит с разрешения родителей.

Вопрос для беседы.

1. Как физическое воспитание детей в вашей семье влияет на формирование лица?

2. Расскажите об организации отдыха в вашей семье.

3. Какие меры должны употребить родители, чтобы предупредить несчастные случаи с детьми во время досуга?

4. Как общими усилиями семьи и учебного заведения бороться за здоровый образ жизни?

5. Как реагируете на вредные привычки своих детей?

6. Какие меры должны употребить родители, чтобы предотвратить склонность детей к вредным привычкам?

Ситуация 1 . «Как-то на пустоши возле построенного недавно магазина подростки играли у «ножика». Кто проиграет, должен есть землю. Мальчик, который оказался в такой ситуации, отказался выполнить условия игры. Тогда другие старшие ребята связали его, набили рот землей и оставили одного. На дворе быстро потемнело, пошел дождь, стало холодно, но никто из ребят не пришёл на помощь. Совсем случайно взрослые мужчины, которые возвращались домой, услышали стон и принесли измученного мальчика домой».

Какие причины такого жестокого поведения подростков?

Какие именно недостатки семейного воспитания оказались в этой ситуации?

Подумайте, способные ли ваши дети на жестокость?

Ситуация 2. «Разговор двух пареньков:

О, пьяный идет!

На ичто же, что пьяный! Подумаешь!..

Но это нехорошо! Позор это.

Это почему же? Вырастешь большим, сам будешь пить вино... Все взрослые пьют. Отец говорит: «Какой же мужчина вина не пьет?!»

Как вы осуществляете антиалкогольное воспитание детей в семье?

Ситуация 3. «Сын пришел со школы. «Мама,

Радостно кричит он, - я пятерку получил! А

Андрейка двойку. Мы ему помогать будем.

И я также буду».

Анна Николаевна сказала. «Вот еще помощник нашелся. Будешь другим помогать - сам отстанешь. Ты лучше старайся, сыночек. Первым в классе будешь».

Что в поведении матери было неправильным?

Какие черты характера развивает мать у сына?

Что бы вы сказали ребенку в аналогичной ситуации?