Особенности процедур банкротства в сша и россии. Особенности принятия решения физическим лицом

#Америка – банкрот. #США в полном пролёте. Американский #доллар стал пустой бумажкой.

Примерно такие сравнения первыми приходят на ум при прочтении свежего документа от Министерства финансов США. Но, как ни странно, на фоне других, куда менее значимых новостей, это сообщение казначейства осталось незамеченным широкой публикой. Что, возможно, лишний раз показывает её близорукость в экономических вопросах.

А суть вот в чём.

Американский Минфин опубликовал свой ежегодный Финансовый отчёт. Этот документ, в отличие от строгих бюджетных посланий, представляет годовые итоги деятельности USA Corp. То есть, финансовые результаты правительства, преломленные сквозь призму корпоративного подхода к составлению отчётности.

И обрисованная в документе финансовая ситуация выглядит полностью удручающей. Соединённые Штаты хронически не сводят концы с концами. Их операционные расходы существенно превышают текущие доходы.

В истекшем финансовом году разница составляет 1,2 трлн долл. Это больше, чем, например, вся экономика Австралии. И за год отрицательный финансовый результат возрос более, чем на 100 млрд долл. Или примерно на 10%.

При этом 2017 год в экономическом плане был чрезвычайно удачным для Америки. Не было войны. Не случилось рецессии. Не произошло вангуемогомногими эпического финансового #кризис­а. Штаты пользовались всеми благами экономического роста в 2017 году. Безработица находилась на самом низком уровне с февраля 2001 года, доверие потребителей и бизнеса – на исторических максимумах, а #инфляция оставалась низкой и контролируемой.

И, тем не менее…

Конечно, основной прирост финансовой ямы был связан с увеличением процентных расходов на обслуживание государственного долга США. А это, в свою очередь, произошло вследствие плавного свёртывания стимулирующей политики Федерального резерва. Учётная ставка начала осторожно расти, вслед за ней потянулись и ставки по государственным заимствованиям. А доходы в виде налогов и сборов не поспевали за этим процессом, поскольку инфляция, как уже было сказано, оставалась низкой.

Ещё один момент в отчётности – активы и обязательства государства, а также его эффективная чистая стоимость.

Это похоже на то, как любой человек может рассчитать свою «чистую стоимость»: в плюс идёт цена недвижимости в собственности, текущая стоимость движимого имущества, например, автомобиля и положительный баланс банковского счета, а в минус – обязательства, такие как задолженность по ипотечным кредитам и кредитным картам. Конечным результатом является чистый собственный #капитал.

Так вот, с этой точки зрения Америка находится в глубоком провале. Федеральное правительство безнадежно отрицательно: минус 20,4 трлн долл. То есть, у американского правительства гораздо больше обязательств, чем имеется активов.

И это хуже, чем результат предыдущего года в размере 19,3 трлн долл. То есть, чистая стоимость правительства США уменьшилась примерно на 6% в годовом исчислении. В основном потому, что вырос государственный долг.

Иными словами, если бы правительство Соединённых Штатов было #бизнес­ом, оно давно обанкротилось бы.

Но Америка при этом процветает, как ни странно. А #Россия, у которой мизерныйгосударственный долг и крохотный в сравнении со Штатами #бюджет­ный дефицит, всё ещё балансирует на грани рецессии, по сути, борясь за выживание.

Так чья бюджетная, экономическая и прочая политика обанкротилась на самом деле?

PS Разумеется, оценивать #государство теми же мерками, что и корпоративное предприятие, не вполне корректно. Правительство не ставит задачу получения прибыли, а бюджет использует как инструмент стимулирования экономической активности в стране. Что положительно сказывается на благополучии компаний и граждан. Тем не менее, итогового вопроса это не отменяет.

Королев В.В., директор Приволжской саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Акт о банкротстве 1800 г. считается первым федеральным актом о несостоятельности, действовавшим в течение трех лет. В последующие периоды реформирование законодательства о банкротстве происходило достаточно регулярно. Основной задачей Акта 1800 г. было предоставление возможности кредиторам собрать активы индивидуального предпринимателя. Ранее, в XVIII в., в разных штатах акты о несостоятельности управомочивали индивидуального должника получить освобождение из тюрьмы, а иногда даже освободить от признания банкротом <1>.

<1> Warren C. Bankruptcy in United States History. N.Y., 1935. P. 21 - 24.

Принятый в 1841 г. федеральный Акт о банкротстве преследовал двойную цель: освобождение банкрота и удовлетворение кредиторов. Этот закон впервые позволил должнику добровольно подать заявление о банкротстве. В нем законодатели США провозгласили один из основных принципов, неизменно реализуемый во всех последующих законодательствах о несостоятельности: создание условий для освобождения от тягот банкротства и предоставление банкроту возможности реабилитации. Этот акт, очевидно, ориентированный на должников, позволял кредиторам лишь изредка получать какое-либо возмещение из имущества банкротов. Популярность Акта 1841 г. среди должников вызвала шквал банкротств, в силу чего вынудила власти отменить его по истечении 18 месяцев.

В 1867 г. в сферу действия законов о банкротстве были включены и компании. Хотя и этот Акт действовал недолго, до 1878 г., в 1874 г. законодатели внесли в него важное дополнение, позволившее заключать соглашения между кредиторами <2>.

<2> Warren C. Bankruptcy in United States History. N.Y., 1935. P. 79 - 83.

Современное американское право о банкротстве во многом базируется на Акте о банкротстве 1898 г. и его принципах "нового старта" (что позволяет банкротам начать свою деятельность с чистого листа) и равного распределения между кредиторами.

В 20 - 30-х годах прошлого века стала очевидной необходимость в появлении новых процедур, альтернативных прямолинейной ликвидации, в соответствии с которыми бизнес мог бы продолжаться как действующее предприятие к взаимной выгоде сторон. В 1930 г. в Конгресс был представлен Доклад Тэтчера, в котором обосновывалось и предлагалось введение реабилитационных процедур для "слабых компаний". За этим последовало принятие разрозненного законодательства в отношении железных дорог и фермеров (The Railroad Reorganisation Act 1933, Corporation Reorganisation Act 1933, Frazer-Lempke Act of 1933 - 1935). Этот период реформирования завершился введением в действие Акта о мелкой торговле 1938 г. (Chandler Act 1938), в соответствии с которым основной процедурой признавалась реорганизация, а не прямая ликвидация предприятия.

Современное законодательство о банкротстве является результатом реформы 1978 г. В 1970-е годы создается Комиссия США по законодательству о несостоятельности. Следуя ее докладу, обнародованному в 1973 г., Конгресс принял Акт о реформе процедур банкротства (The Bankruptcy Reform Act 1978), который ввел в действие Кодекс о банкротстве и Положения о создании отдельного суда по банкротству и его юрисдикции. В дополнение к Кодексу основные процедурные аспекты были изложены в Правилах о банкротстве (Rules and Forms of Practice and Procedure in Bankruptcy), в которых, в частности, выделены специальные положения о фермерах, и в 1986 г. внесены дополнения о введении специальной системы поверенных. Дальнейшие реформы проводились в 1994 г. и привели законодательство о банкротстве корпораций в современное состояние (The Bankruptcy Reform Act 1994).

В последние годы количество банкротств, особенно частных лиц, стремительно возросло. Существенным фактором их роста является ориентация американского права на должника, что породило желание избежать возврата долгов, которые вполне могли быть уплачены. Такой тип злоупотреблений перекладывал долговое бремя индивидуальных потребителей на бизнесменов. Для борьбы с этим явлением был принят Акт о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей (Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005). Закон одобрен 14 апреля 2005 г. палатой представителей, 20 апреля 2005 г. подписан Президентом, и вступил в силу 17 октября 2005 г. Для борьбы со злоупотреблениями при банкротстве этот Закон (S. 256 Title 11) предусматривает вполне прямолинейный тест, основанный на определении уровня необходимой поддержки. Этот тест требует от состоятельных дебиторов выработать план выплат в соответствии с гл. 13 Кодекса о банкротстве. Хотя в новом Законе делается упор на личную ответственность должников, в то же время государство не отказывается от помощи тем, кто нуждается в поддержке, предлагая такие варианты, как "новый старт" и защита от кредиторов.

Законодательство США о банкротстве в отличие английского права использует понятие "банкротство" и применительно к компаниям, и в отношении частных лиц, однако термин "банкрот" практически не встречается в законодательстве. В Кодексе о банкротстве (The Bankruptcy Code (BC), Title 11 United States Code) речь ведется о дебиторах.

Специальные законы о несостоятельности в США в течение длительного времени демонстрируют свою прагматичность и позитивный подход к разрешению противостояния между кредитором и должником. Несостоятельность рассматривается как необходимая цена, которую следует заплатить за преимущества оздоровления экономики. Американское право базируется на концепции полного возмещения кредиторам, однако основной упор при этом сделан на реорганизацию, а не на ликвидацию компании. Главная цель законодательства о несостоятельности - это реабилитация должника, на что указывается в гл. 11 Кодекса о банкротстве.

Положения этой главы предусматривают реорганизацию - восстановительную процедуру, в соответствии с которой компания, по крайней мере изначально, сохраняет владение и контроль над собственными активами, и управление бизнесом продолжается под защитой "автоматического состояния".

Процедура банкротства может быть открыта добровольно или, что случается гораздо реже, принудительно тремя или более кредиторами. В последнем случае как минимум три кредитора имеют необеспеченные требования на сумму 10 775 долларов США. Если у должника менее 12 кредиторов, принудительное банкротство может возбудить один из них, имея долг, равный указанной сумме или больше (ст. 303 BC). Для открытия процедуры в принудительном порядке необходимо доказать, что должник не оплачивает свои долги в срок, и не нужно доказывать, что кредитор не в состоянии взыскать их в рамках обычной судебной процедуры. Но и в этом случае к процедуре несостоятельности применяются положения гл. 11 Кодекса о банкротстве.

Для открытия процедуры в добровольном порядке должник, подающий заявление о ликвидации или реорганизации, не обязан удовлетворять каким-то критериям несостоятельности. Он также не обязан как-то обосновывать свое решение подать такое заявление (ст. 301 BC).

Реорганизация проводится поэтапно в течение нескольких месяцев и включает переговоры и составление плана вывода компании из кризиса, подготовку проекта заявления о раскрытии информации, утверждение этого проекта на судебных слушаниях, принятие плана кредиторами и акционерами, утверждение его судом, реализация антикризисной программы.

Должник имеет 120 дней на то, чтобы представить план реорганизации самостоятельно. По истечении этого периода план может быть подан любой заинтересованной стороной (кредитор, комитет кредиторов или управляющий по делу, но не федеральный управляющий) (ст. 1121 BC). В ст. 1123 BC перечисляются как обязательные положения такого плана, так и положения, включаемые по усмотрению составителя.

Планом реорганизации предусматриваются в первую очередь меры в пользу должника, поскольку основная цель - восстановление его платежеспособности. В нем следует установить категории требований и интересов кредиторов, в том числе и не затрагиваемых документом; указать направления работы с любыми их видами, определенными планом; обеспечить равный подход к каждому требованию в пределах одной категории. В план включаются методы, необходимые для его реализации и установленные непосредственно в законе (ст. 1123(5)): (a) сохранение за должником всего или части имущества; (b) передача всей или части конкурсной массы одному или нескольким юридическим лицам, созданным до или после утверждения такого плана; (c) объединение или присоединение должника к другому лицу или другим лицам; (d) продажа всего или части имущества, образующего конкурсную массу, независимо от того, имеются ли обременения данного имущества, такие как, например, залог или продажа с отсрочкой платежа или распределение всего или части имущества между лицами, обладающими правами требования по отношению к имуществу должника; (e) удовлетворение или изменение любого права требования; (f) отмена или изменение любой доверенности на управление собственностью или аналогичного документа; (g) исправление любого нарушения или отказ от использования прав при таком нарушении; (h) продление сроков погашения или изменение процентной ставки или иных условий размещенных ценных бумаг; (i) внесение изменений в устав должника или (j) выпуск ценных бумаг должника или любого юридического лица, о котором говорится в подпункте (b) или (c), с оплатой их денежными средствами, имуществом, существующими ценными бумагами или в обмен на требования.

Обязательным является внесение в устав должника, если он представляет собой корпорацию или созданную вновь любую корпорацию, указанную в п. п. (5)(b) или (5)(c), положения, запрещающего выпуск неголосующих долевых ценных бумаг и предусматривающего в случае ранее состоявшегося выпуска дебитором нескольких категорий ценных бумаг с правом голоса соответствующее распределение таких прав между различными их видами (с учетом преимуществ в части дивидендов, избрания членов совета директоров, представляющих такие преимущественные категории в случае нарушения обязательств по выплате таких дивидендов) (ст. 1123(6)).

Законом допускается наличие только тех положений, которые совместимы с интересами кредиторов и держателей долевых ценных бумаг, а также с публичной политикой компании в части порядка избрания любых должностных лиц, директоров или управляющих либо преемников таких должностных лиц, директоров или управляющих (ст. 1123(7)).

Кроме того, план реорганизации может вводить ограничения прав требования; с учетом ст. 365 BC предусматривать согласие, отказ или уступку любого контракта, подлежащего исполнению в будущем, или неистекшего договора аренды должника, не прекращенного ранее на основании указанной статьи; производить расчет по любым требованиям или корректировку любых требований к должнику или конкурсной массе; требовать сохранения самим должником или поверенным конкурсной массы; предусматривать продажу всего или существенной части имущества конкурсной массы и распределение поступлений от такой продажи между держателями права требования; изменять права держателей обеспеченных требований; содержать любые другие положения, не противоречащие закону.

Целью реорганизации является предоставление компании возможности реструктурировать свои долги и свою деятельность таким образом, чтобы при одобрении кредиторами и судом это позволило компании начать свою деятельность заново. Прежде чем будет утвержден план оздоровления, платежи кредиторам в отношении требований, возникших до подачи заявления в суд, в принципе запрещены (ст. 549(a) BC). У компании остается право владения своим имуществом, и она получает защиту от кредиторов.

Обычно при реорганизации директора компании остаются у руководства и продолжают вести бизнес. В таких случаях компания определяется как "должник во владении" (ст. 1101(1) BC). Должник (если он остается владельцем своего имущества) или поверенный наделяется "правом аннулирования", позволяющим ему аннулировать любую сделку, заключенную в течение определенного срока (90 дней) до подачи заявления о банкротстве. Такая мера способствует возврату платежей или имущества, которые могут быть использованы для расчетов с кредиторами.

При этой процедуре банкротства поверенный может быть назначен в любое время после открытия процедуры банкротства, но до утверждения плана реабилитации, только по определению суда с указанием причин такого решения, к каковым могут относиться обман, недостаточная компетенция или ненадлежащее управление производством со стороны должника, и на основании запроса одной из сторон после уведомления других участников процесса и проведения слушаний дела (ст. 1104(a)). Однако такое назначение является скорее исключением, нежели правилом <3>.

<3> Re Sharon Steel Corp. 871 F2d 1271 (3d Circ 1989).

Следует отметить, что при процедуре реорганизации к поверенному предъявляются определенные требования. Специалист по банкротству - это физическое лицо, компетентное исполнять обязанности по управлению конкурсной массой должника (адвокат, бухгалтер или кризисный управляющий), либо корпорация, которая согласно своему уставу уполномочена осуществлять функции по управлению имуществом, включенным в конкурсную массу должников. При этом лицо, выступавшее по делу в качестве эксперта, не вправе осуществлять функции поверенного в том же деле (ст. 321 BC).

Поверенный обязан оформить страхование профессиональной ответственности и особое страховое покрытие ответственности, связанной с управлением конкурсной массой должника. Прежде чем приступить к выполнению своих функций, поверенный депонирует в суде залог в пользу Соединенных Штатов в качестве гарантии добросовестного исполнения профессиональных обязанностей (ст. 322 BC). Однако он не отвечает лично своим имуществом или таким своим залогом в пользу Соединенных Штатов за штрафные санкции, наложенные на должника, или конфискацию его имущества. Более того, взыскание такого залога не может осуществляться по истечении двух лет после даты освобождения лица от обязанностей по управлению конкурсной массой. Основания профессиональной ответственности специалистов по банкротству содержатся во внутренних положениях их профессиональной ассоциации. За нарушение правил профессиональной этики предусмотрены особые меры дисциплинарного характера, которые не регулируются The Bankruptcy Code (Кодексом о банкротстве).

В обязанности поверенного входят: предоставление отчета за все полученное имущество (ст. 704(2)) и, если суд не установит иное, информации о конкурсной массе должника и об управлении ею по требованию заинтересованной стороны (ст. 704(7)); проведение проверки обоснованности предъявляемых должнику требований (ст. 704(5)); обращение в суд наряду с федеральным управляющим США и иным государственным органом, которому поручено собирать или определять любые налоги, периодические отчеты и сводки о такой деятельности, включая справки о поступлениях и расходах, а также иную информацию, затребованную федеральным управляющим США или судом (704(8)); составление заключительного отчета и оформление итогового счета по управлению конкурсной массой для суда и федерального управляющего США (704(9)); если этого не сделано должником, составлять список кредиторов, план активов и обязательств, план текущих доходов и текущих расходов и отчет о финансовом состоянии должника. Если должник ведет хозяйственную деятельность, за исключением случая, когда суд распорядится об ином, поверенный обязан проверять деятельность, поведение, активы и обязательства, финансовое положение должника и решать вопрос о необходимости продолжения ведения бизнеса. На него возлагается предоставление материалов любой проверки, включая установленные факты обмана, нечестных действий, некомпетентности, неправомочных действий, ненадлежащего управления или нарушений в управлении делами должника, любому комитету кредиторов или держателей акций, любому доверенному управляющему или иному лицу по указанию суда.

Поверенный должен проанализировать деятельность предприятия и за любой период, за который должником не подана налоговая декларация, требуемая законом, представить по запросу соответствующего государственного органа информацию с учетом состояния книг и записей должника и доступности такой информации. Суд может возлагать на него и другие обязанности, которые не в состоянии исполнить сам должник, лишенный возможности управлять своим имуществом.

Кроме того, следует иметь в виду, что должник, функции управления деятельностью которого переданы поверенному, может вернуть себе такие функции (ст. 1105 BC). Суд по запросу федерального управляющего или заинтересованной стороны, направив уведомления и проведя соответствующие слушания, отстраняет поверенного, что отражает изменение обстоятельств, при которых было сделано назначение. The Bankruptcy Code не содержит перечня конкретных оснований для отстранения от должности, поскольку решение об этом принимается судом по каждому делу индивидуально. Примерами оснований для отстранения от должности могут служить непредставление требуемых отчетов или несоблюдение фидуциарных обязанностей управляющего.

Во всех случаях, когда суд отстраняет поверенного или наблюдателя, такой управляющий или наблюдатель должен быть отстранен и от исполнения своих функций в других делах по гл. 11, если судом не будет указано иное (324(b)).

К компании переходит также большинство прав, полномочий и обязанностей, предоставляемых поверенному, кроме права на компенсацию (ст. 330 BC) и проведение расследования. Функции управления остаются у прежнего руководства. Должник выступает держателем конкурсной массы, может использовать, продавать или сдавать имущество в аренду в обычном порядке. Он выплачивает торговые долги и обязательства по заработной плате перед своими работниками. Однако любые действия, выходящие за пределы обычного хозяйственного оборота, должны утверждаться судом.

В американском варианте в процессе банкротства участвуют не только руководители компании и суд, но и акционеры, кредиторы и "должник во владении", т.е. сама компания.

Как отмечалось выше, должник не обязан объяснять причину подачи заявления о банкротстве, но, поскольку в результате такого заявления объявляется мораторий на предъявление кредиторами каких-либо требований к компании, дебиторы достаточно часто используют эту особенность американского законодательства. Так, в апреле 1987 г. компания Texaco Inc подала заявление в суд в соответствии с гл. 11 BC, чтобы получить передышку и защититься от приказа о предоставлении обеспечения 11,1 млрд. долларов в пользу другой компании-кредитора по суду <4>. Следует отметить, что для США такая причина введения реорганизации является убедительной.

<4> Bailey E., Groves H., Smith C. Corporate Insolvency. Law and Practice. L., 2001. 2 ed. P. 779.

Еще один пример использования законодательства о банкротстве. Компания Johns-Manville Corporation подала заявление в соответствии с гл. 11 для проведения переговоров о порядке разрешения в настоящее время и в будущем жалоб от лиц, пострадавших от воздействия асбеста. Это заявление было оспорено, но неудачно. Положения гл. 11 позволили компании добиться запрета на любые юридические действия против нее настоящих или будущих "асбестовых" истцов. Возмещение убытков как вид наказания компании запрещался решением суда <5>. По итогам этого дела в закон внесено специальное положение, касающееся правомочий трастовых фондов в случае ответственности за ущерб от воздействия асбеста на организм (524(g) BC).

<5> Re Johns-Manville Corp. BR 727 (Bancr., SDNY 1986).

Закрытие госучреждений в США уже ударило и по чиновникам, и по рядовым гражданам. Военное руководство и шеф спецслужб признают, что финансовый коллапс серьезно затрудняет действия армии и разведки. Закрыта статуя Свободы в Нью-Йорке. Ведущие мировые издания уже констатируют "самоуничтожение" одной из старейших демократий мира.

Финансовый коллапс в США, чье правительство накануне приостановило работу из-за нехватки финансирования, всерьез затронул разные сферы жизни США.

Не постеснялись вслух жаловаться спецслужбы и Пентагон. Начальник штаба сухопутных войск Рэй Одиерно скупо посетовал на то, что кризис серьезно вредит ежедневным операциям вооруженных сил. Зато представитель директора национальной разведки Шон Тернер прямо предупредил, что разведсообщество отправило в вынужденный отпуск до 70% своих работников, это создаст трудности в отслеживании угроз национальной безопасности США. По его словам, разведка сможет обслуживать только критически важные потребности.

Позднее на публике появился и сам директор национальной разведки США Джеймс Клэппер. Прекращение финансирования нанесло большой ущерб операционным возможностям американских спецслужб, признал он.

"Это влияет на нашу возможность поддерживать в глобальном масштабе вооруженные силы, дипломатию, политиков", - сказал Клэппер, который координирует работу 16 разведслужб, включая ЦРУ и АНБ. "С моей точки зрения, это наносит исключительно большой ущерб", - добавил он.

Директор пояснил, что закон требует прекращения работы тех сотрудников, присутствие которых не нужно для защиты от непосредственной угрозы жизни и собственности американцев. Но спецслужбы считают, что все их сотрудники необходимы, добавил Клэппер.

Кроме того, он уверен, что иностранные разведчики не дремлют и попытаются вербовать временно отставленных сотрудников американской разведки. "Это просто рай для иностранной разведки, чтобы заниматься вербовкой, особенно в то время, когда наши сотрудники сталкиваются с еще большими финансовыми вызовами, притом что многие из них уже отправлены в отпуск из-за секвестра бюджета", - считает директор национальной разведки.

Деньги нужны даже в космосе

Символично, что в среду был закрыт доступ к статуе Свободы. Напомним, что последний раз она закрывалась в ноябре прошлого года из-за урагана "Сэнди". Многочисленные туристы не смогут посетить Гранд Каньон, национальный парк Yellow Stone и многие другие достопримечательности.

Также во вторник в вынужденный неоплачиваемый отпуск ушли 97% сотрудников NASA. На своем посту остались лишь шесть астронавтов, находящиеся на международной орбитальной станции, и отвечающие за их безопасность и исправную работу орбитальных спутников специалисты на Земле. Также сообщалось о приостановке работы марсохода Curiosity, который перевели в "спящий режим", но в NASA опровергли эту информацию. Как выяснилось, проект частично финансируется из частных источников.

В режим экономии перешло и американское посольство в Москве. Как рассказали ИТАР-ТАСС в пресс-службе посольства, в полном объеме там продолжат "предоставлять платные услуги, такие как выдача виз, а также выдача паспортов и другие услуги американским гражданам, поскольку они финансируются за счет сборов с получателей этих услуг".

По символичному совпадению о банкротстве в тот же день объявила и Нью-йоркская городская опера, работавшая с 1944 года.

"В плане политики Америка - уже банкрот"

За происходящим в США пристально следит мировая печать. Как пишет автор ведущей немецкой Süddeutsche Zeitung, американская демократия идет по пути самоуничтожения, "эту разрушительную работу проделывают не враги демократии, не алчные лоббисты или сомнительные меценаты". "Американскую демократию уничтожают те, кто должен ее представлять и защищать: избиратели, партии и политики", - утверждает издание, добавляя, что "в плане политики Америка - уже банкрот".

А Deutsche Welle, цитируя другую солидную газету Die Welt, констатирует, что США потерпели крах. "А ведь репутация Америки и ее положение в мире уже достаточно пострадали от экономического кризиса и нерешительности Барака Обамы во внешней политике. Теперь же США сами наносят себе ущерб, и ответственность за это несут оба политических лагеря страны", - уверена газета.

В свою очередь Frankfurter Allgemeine Zeitung напоминает, что "вину за приостановку работы правительства 17 лет назад приписывают республиканцам". "Тогда представитель этой партии Ньютон Гингрич пытался одержать верх над Биллом Клинтоном. В результате Клинтона переизбрали президентом США, а республиканцы потеряли много голосов избирателей. Сейчас многие республиканцы считают, что "их" избиратели хотели этого противостояния с президентом, история 17-летней давности не повторится. Посмотрим. Гораздо хуже то, что эта ситуация - это лишь прелюдия в борьбе за повышение потолка госдолга США", - заявил автор газеты.

При этом известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман со страниц газеты The New York Times пишет о том, что вероятный дефолт может вызвать финансовую катастрофу. Правда, он напоминает, что правительство приостанавливало уже свою работу в 1995 и 1996 годах, "многие аналитики заключили, что подобные вещи, конечно, плохи, но не катастрофически". "Но следует отметить, что приостановки клинтоновских времен происходили на фоне экономического бума. Сейчас наша экономика слаба, и одна из главных причин этой слабости - падение государственных расходов. Перебой в работе правительства дополнительно ударит по экономике и может иметь серьезные последствия, если продлится долго", - уверен Кругман.

"Мой муж 11 лет работает как вол"

Бюджетный кризис и возможный дефолт вызывают гнев не только у государственных деятелей, но и у рядовых граждан США. Американская блогосфера отчетливо разделилась на тех, кто винит во всем крайних консерваторов, выступающих против программы Obamacare, и тех, кто винит во всем "самоуверенность Обамы" и неумение идти на компромиссы.

"У меня есть друзья, которые сейчас работают бесплатно и без всякой гарантии на то, что они когда-либо получат зарплату. У меня есть друзья, которых отстранили от работы и которые понятия не имеют, когда их позовут обратно и когда им выплатят деньги. Еще у меня есть друзья, которые получили оповещения о том, что благодаря этому "несогласию" места их работы перестанут обслуживаться - ни чистых туалетов, ни вывезенного мусора. Представьте, насколько это неприятно?" - возмущается жительница Пенсильвании Стефани Рагаски в комментариях к материалу с красноречивым названием "Правительственный кризис завершится нескоро", размещенному на странице Washington Post.

"Это смешно! Мой муж ежедневно как вол работает на армию США и делает это на протяжении последних 11 лет. В последний раз, когда почти произошла отставка правительства, он был в другой стране, где, защищая свою Родину, был вынужден то и дело интересоваться тем, насколько успешно мы выплачиваем ипотеку. Это правительство просто позорит нас, мы оба усердно трудимся и платим налоги. Я голосовала - и оба раза не за этого клоуна, занимающего офис. Я потрясена тем, что Обама не видит, что страна мучается, и продолжает гнуть свою линию - программу Obamacare, которую эта страна-банкрот просто не в силах вытянуть! Платите тем, кто работает на вас, вместо того чтобы содержать дармоедов, всеми способами доящих систему", - пишет скрывающаяся под ником eddzup жительница города Рамона, Калифорния, реагируя на статью, размещенную на сайте Daily Mail.

Что касается региональных властей, то, например губернатор штата Арканзас Майк Биб заявил телеканалу THV11, что прекращение работы правительственных ведомств повлияет на локальную экономику штата. При этом, по словам губернатора, вся вина лежит на Конгрессе США. "Это дело рук федералов, мы здесь ни при чем", - сказал Биб.

"Сегодня я участвовал в селекторном совещании вместе с кучей других губернаторов, и у нас были кое-какие вопросы. Вместо ответов мы услышали лишь "мы к этому еще вернемся". Я думаю, что это непростительно, абсолютно непростительно", - сказал губернатор.

"Олигархи в сигарных комнатах"

Член Общественной палаты, политолог Сергей Марков убежден, что проблемы США прежде всего связаны с завышенными тратами. "Американцы тратят на 20% больше, чем зарабатывают. Это такая хитроумная политика США", - рассказал Марков газете ВЗГЛЯД. Одной из главных причин нынешнего кризиса Марков считает то, что "республиканцы ненавидят Барака Обаму". "Они хотят ему создать такие большие проблемы, чтобы на следующих президентских выборах победил выдвиженец Республиканской партии, а не Демократической", - считает эксперт.

Марков подчеркнул, что на самом деле у Обамы "очень хорошие успехи в экономике". "В Америке начался промышленный бум. Впервые за много лет она вышла на первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности, обогнав Китай. Американские компании, которые перевели свое производство в Китай, сейчас собираются возвращать его обратно в США", - отметил Марков.

Марков предположил, что развитие ситуации теперь зависит от того, как будет складываться обстановка в штабах республиканских радикалов. "Эти штабы полутайные, они связаны с нефтяными, земляными и сталелитейными олигархами. Как будут вести себя эти олигархи в сигарных комнатах, никто сказать не может. Считается, что если страна объявит о банкротстве, то это будет самоубийственным, поэтому они на это не пойдут. Но я считаю, что это вероятность не такая уж и маленькая. Обама добился очень больших успехов для экономики в социальной сфере, и, чтобы его политически зарезать, республиканцы не остановятся ни перед чем", - считает Марков.

Как писала газета ВЗГЛЯД, финансирование федеральных учреждений в Штатах прекращено с полуночи вторника, поскольку конгрессмены так и не смогли найти общий язык в ходе обсуждения бюджетного закона до начала нового финансового года.

Кризис спровоцировало решение конгрессменов-республиканцев увязать вопрос финансирования чиновников с пунктом о выделении средств на реформу здравоохранения, которую законодатели предложили отложить на год. Такой вариант не устроил ни правительство, ни сенат, большинство в котором принадлежит демократам.

Голосование в двух палатах проходило трижды, и трижды республиканцы-конгрессмены поддерживали свой вариант документа, а сенаторы-демократы его отклоняли. Вето на документ в таком виде обещал наложить и президент Обама.

Таким образом, в начавшийся 1 октября финансовый год страна вступила без бюджета. Закрытие правительства затронет примерно 800 тыс. из 2,1 млн федеральных служащих, многие из них будут отправлены в неоплачиваемые отпуска со вторника. Обама пообещал как можно скорее преодолеть кризис.

Эпопея с обсуждением бюджета и госдолга длилась несколько месяцев. Это порождало в России обычную радость («В США проблемы!») и массу наивных вопросов. Тревога «простых граждан» и злорадство осведомленных растет. И то, и другое кажется мне неуместным. Ниже несколько вопросов о происходящем в США, которые мне пришлось слышать в последние дни, и краткие ответы на них.

1. Грозил ли США дефолт в ближайшее время?

До начала «зомби-апокалипсиса» оставался один день? И да, и нет. Объективно - нет: в мире есть гигантское количество денег, владельцы которых охотно отдадут их США в долг. Даже по низким ставкам. Несмотря на «угрозу дефолта», 10-летние американские облигации продолжают торговаться с доходностью всего 2,7%. Если инвесторы всерьез ожидают, что какой-либо эмитент облигаций не сможет по ним расплатиться, они требуют более высокой доходности.

Перед дефолтом 1998 года российские краткосрочные бумаги торговались с номинальной доходностью выше 120%. А доходность греческих 2-летних бумаг в сентябре 2011 года превышала 74%. С облигациями минфина США ничего подобного не происходит. Правда, выросла стоимость страховки от дефолта (CDS), но не сильно, и лишь 16 октября.

Бюджетный дефицит в США снизился с кризисных 10% ВВП (в 2009 году) до 4% и в ближайшие годы продолжит уменьшаться. Благодаря низким процентным ставкам в ближайшие 10 лет уровень госдолга должен снизиться с 73% до 68% ВВП, по оценке Бюджетного управления Конгресса (CBO). Это цифры, не вызывающие тревоги. Госдолг Греции в отношении к ВВП вдвое выше.

Реальные проблемы с госдолгом у США возможны не раньше 2020—2030-х годов.

В то же время скорый дефолт - не сказка. Администрация США не может брать в долг, сколько пожелает. На увеличение долга она должна испрашивать разрешение у законодателей. Чтобы обслуживать долг при сохранении дефицита бюджета, нужны новые займы. Республиканцы увязывают очередное разрешение повысить долговую планку с урегулированием вопроса, как понижать бюджетный дефицит. А противоречия по этому вопросу преодолеть очень трудно.

Без повышения лимита госдолга у США будет меньше возможностей на выплату уже взятых долгов. Это приведет к неминуемому дефолту, но не прямо сегодня (17 октября). У минфина есть возможность временно перераспределять средства между разными статьями расходов. За счет умеренного сокращения внутренних расходов Штаты могут продержаться без новых заимствований месяца 3-4.

Совсем без заимствований в течение 2014 финансового года расходы (при выполнении всех платежей по имеющемуся долгу) пришлось бы сократить на 20% (около 5% ВВП). Это вчетверо больше секвестра, так пугавшего многих аналитиков на рубеже 2012/13 годов. Если при этом не трогать критически важные расходы, остальные траты придется сократить на 48%.

Все это последствия добровольного отказа от увеличения долгового бремени. Россия, Греция, Аргентина, Таиланд и другие страны оказались в ситуации вынужденного дефолта. А у США он может быть только добровольным. Имея легкую и дешевую возможность рефинансировать долг, страны обычно его выплату не прекращают. Последний отказ крупной западной экономики платить по долгам случился в 1933 году, автор решения — Адольф Гитлер.

2. Грозит ли США дефолт в отдаленном будущем?

И да, и нет. Пока обслуживание долга стоит Штатам очень дешево. Дефицит уменьшается, экономика оживает. Рост экономики способен серьезно снизить долговую нагрузку на бюджет. Но если рост долгое время будет вялым, государство утащит экономику в новый долговой кризис. По базовому прогнозу CBO, в ближайшие 30 лет госдолг вырастет с 73% ВВП до 112%, а к 2072 году - вообще до 192% ВВП. Это очень большая цифра. При этом CBO исходит из того, что ежегодные доходы бюджета с нынешних 17% ВВП к концу столетия постепенно вырастут до 25%.

К счастью, этот сценарий не будет для Штатов неожиданным. Его уже много лет обсуждают политики и экономисты. Варианты решения банальны: повысить налоги (в долгосрочной перспективе - в 1,5 раза), уменьшить расходы или ускорить экономический рост. А в реальности - то, другое и третье вместе, в разных пропорциях. Вот почему в последние годы американцы открыли яростную борьбу .

Именно угроза неблагоприятного развития событий в 20-30-летнем будущем заставляет республиканцев и демократов так долго и яростно обсуждать сценарии бюджетной политики.

Нынешний «добровольный дефолт» - это попытка предотвратить будущий, весьма отдаленный. Поэтому споры концентрируются вокруг оплаты медпомощи: по прогнозам CBO, с нынешних 4,7% ВВП расходы на Medicare и Medicaid вырастут к 2050 году до 9,9% ВВП, а к 2088 - до 14,6% ВВП. С таким ростом расходов ни одна страна не справится.

3. Так будет дефолт ?

Прямо сейчас - нет. Дедлайн будет сдвинут на 3-4 месяца. Долговой предел будет повышен до уровня, отодвигающего следующую возможность дефолта на февраль 2014 года, а госрасходы будут урезаны до января. За это время можно будет договориться об очередном бюджете. Финансовый год в США начинается 1 октября, но страна вошла в него без утвержденного бюджета. На случай, если договориться не удастся, есть несколько экзотических вариантов временного разрешения долговой проблемы (раз и два).

Добровольный дефолт был бы безрассудством - он сильно ударит по банкам (для них облигации - аналог кэша), американской и мировой экономике. Рынок госдолга США очень велик - $16,7 трлн. Потрясения на нем сильно поднимут все процентные ставки, замедлят экономику, снизят до нуля доверие к финансовым инструментам. Упадет фондовый рынок, фирмы и частные лица начнут экономить. Уже сейчас проблемы с госдолгом вызывают рост кредитных ставок. Вероятность дефолта на 30-летнем горизонте значительно выше, но у политиков есть масса (непопулярных, впрочем) способов его предотвратить.

Впрочем, даже дефолт не будет катастрофой . Ведь он вызван не экономическими, а политическими причинами. Поругавшись вволю на Штаты и задрав поначалу процентные ставки, инвесторы будут вынуждены их снизить , признавая, что капризный эмитент генерирует достаточно денег, чтобы платить по долгам.

4. Американские политики так и будут спорить о потолке госдолга ежегодно, заставляя весь мир нервничать ?

Всего 2 года назад в США были аналогичные споры о повышении долгового лимита. Они закончились понижением долгового рейтинга. Стоит ли вгонять весь мир в панику так часто?

Политический механизм управления госдолгом в Штатах очень несовершенен. Пороги заимствования устанавливаются в номинальных цифрах (нынешняя - $16,7 трлн), а отказ парламента их повысить грозит дефолтом. Было бы намного правильнее устанавливать пороги в процентах ВВП. А несогласие повысить лимит госдолга должно приводить не к дефолту, а к автоматическому повышению налогов или сокращению расходов. Но объяснить политикам, заискивающим перед избирателями, что лучше перейти к такому механизму управления долгом, будет непросто.

5. Пора ли сбрасывать доллары?

Нет, не сейчас. Конечно, американские политики делают все, чтобы подорвать доверие к доллару. Но решить эту задачу не под силу даже им . Вся нынешняя дискуссия - не про дефолт и не про доллар, а про то, находится ли в здравом уме американское правительство. Безумной политикой можно вызвать у всего мира . Но это дело долгое - в отсутствие альтернатив еще как минимум пару десятилетий доллар будет оставаться мировой резервной валютой.

6. Это кризис демократии?

Да, в авторитарных режимах политики не спорят месяцами об экономической политике. Дурацкие принимаются без обсуждения. Споры о важных проблемах - преимущество, а не недостаток демократии. Но американским политикам крайне трудно договариваться друг с другом из-за политической поляризации .

Чтобы были приняты решения, подобные предложенным в предыдущем пункте, должна появиться влиятельная «третья сила» (или рационально мыслящие депутаты в лагерях обеих партий), которые заставят политиканов прислушиваться к голосам экономистов, не устраивая игры в «русскую рулетку». Иначе вера в американские институты будет подорвана.

7. Хорошо ли жить без правительства?

В определенном смысле слова американский дефолт уже случился . С 1 октября государство не платит госслужащим - не выполняет своих обязательств. Многие госорганы работают вполсилы: во внеочередные отпуска отправлено около 800 тысяч из 4,1 млн федеральных служащих. Правда, большинство американцев этого не заметили .

Отсутствие чиновников сильнее всего чувствуют ветераны, инвалиды, люди с ограниченными способностями. Страдают лабораторные мыши , ровно как при российских неурядицах с госзакупками.

В экономике особенно сильно отсутствие чиновников сказывается на рынке жилья: соответствующий департамент отправил в отпуска 96% сотрудников. Из-за отсутствия чиновников трудно получить всевозможные разрешения и лицензии - но это лишь аргумент за то, что бюрократии нужно меньше. Американцы привыкают жить «без правительства», а студенты получили бесценный опыт на тему «как не надо управлять страной». Это отличный способ переосмыслить расходы - оценить, от какой части можно отказаться и восстановить бюджетный баланс.

Update. Утром 17 октября Барак Обама подписал одобренный накануне Конгрессом законопроект, родившийся в результате 11-часовых переговоров. Порог заимствований не повышен, но до 7 февраля американский минфин может выпускать облигации в пределах, в которых это необходимо для обслуживания долга. Если и к этому времени долговой порог не будет поднят, минфин в течение еще 4 недель сможет продолжить применение «чрезвычайных мер», чтобы избежать дефолта.

Госслужащие возвращаются из отпусков и приступают к работе. Финансирование правительства одобрено до 15 января (но на том уровне, на котором настаивали республиканцы). Если к этому времени бюджет-2014 не будет принят, чиновники снова выйдут в отпуска. В остальном демократы победили — республиканцам не удалось сократить расходы на программу медпомощи. Они жаждут реванша, так что осенне-зимние переговоры обещают быть очень тяжелыми. Республиканцы уже заявили, что в следующем раунде переговоров они будут категорически отказываться повышать налоги, а демократы — что не станут сокращать расходы.

Разговоры о том, что Америка уже, фактически, является страной-банкротом, а ее национальная валюта - доллар - скоро обесценится и перестанет существовать, не прекращаются уже много лет. Среди основных аргументов, выдвигаемых сторонниками данных теорий, наиболее популярными являются: чрезмерно раздутый объем государственного долга и ничем необеспеченный доллар, который ФРС США эмитирует когда угодно и в каких угодно объемах. Экономика США, конечно, имеет свои проблемы, но не настолько катастрофические, как многим бы хотелось.

Во-первых, среди мировых валют уже ни осталось ни одной, которая была бы чем-либо обеспечена и эмиссия которой была бы подкреплена какими-либо реальными активами, как это было во времена действия золотого стандарта. Стоимость определяется спросом и предложением на валюту, которые во многом обусловлены долей конкретной валюты в мировом товарообороте и степенью доверия к ней. Помимо того, что доллар США занимает лидирующую позицию в мировом обороте товаров и услуг, он также имеет статус резервной валюты - более 60% от общего объема международных резервов мировых центральных банков составляет именно американский доллар, еще около 20% составляют резервы в евро. Альтернативы доллару, на текущий момент, попросту нет, уровень доверия к нему высок, а обеспечением в современном мире как раз и является вера мирового сообщества в стабильность конкретной валюты.

Второй аргумент - бесконтрольная эмиссия доллара. Чаще всего, можно услышать следующее: “ФРС США напрямую кредитует правительство США и финансирует дефицит бюджета” или “Казначейство США выпускает гос. облигации (treasuries), которые покупаются ФРС США и тем самым происходит финансирование бюджета”. Оба утверждения ошибочны: эмиссию, действительно, осуществляет ФРС США, но осуществляет она ее посредством механизма банковской мультипликации - ФРС кредитует коммерческие банки, а они, в дальнейшем, осуществляют кредитование реального сектора. Кроме того, в соответствии с законодательством, ФРС не имеет возможности покупать казначейские облигации напрямую у казначейства (Минфина США) и тем самым осуществлять финансирование бюджета, покупка возможна лишь на вторичном рынке. Первичная эмиссия казначейских облигаций происходит в рамках специальных аукционов, доступ к которым ФРС также запрещен. Тем не менее, ФРС также может вливать дополнительную денежную ликвидность в экономику, попросту выкупая с балансов финансовых организаций казначейские и другие облигации (операции на открытом рынке). С финансированием правительства и дефицита бюджета это никак не связано, то же самое может делать и наш ЦБ РФ.

Как же, в таком случае, США финансирует дефицит бюджета, если не на средства ФРС? Все просто - за счет тех же самых казначейских облигаций (treasuries), только покупает их на первичном рынке не ФРС, а любые другие инвесторы - те же самые коммерческие банки, различные фонды, иные финансовые организации, компании, частные лица, другие государства. Т.е., по сути, разрастание гос. долга происходит посредством тех же самых механизмов, как и в любой другой стране - с помощью облигационных займов. Рассмотрим вопрос государственного долга США более подробно.

Государственный долг США представляет собой долг федерального правительства - т.е. ценные бумаги, эмитированные исключительно казначейством США (векселя, облигации). Соответственно, данный показатель не включает в себя долги отдельных штатов и местных органов власти, а также долги различных федеральных агентств и корпораций и задолженность по социальным обязательствам перед гражданами. Помимо этого, гос. долг США неоднороден и состоит из двух компонентов: Публичный долг (Public debt) - задолженность фед. правительства перед различными частными физическими и юр. лицами, в.т.ч. перед иностранными государствами и ФРС; Внутригосударственный долг (intergovernmentral) - средства, размещенные различными гос. учреждениями США (социальные, пенсионные фонды и.т.д.) в казначейских ценных бумагах. Интересно, что первый представляет собой непосредственно тот объем заемных средств, который необходим федеральному правительству для финансирования дефицита бюджета, а второй - избыточную ликвидность различных гос. учреждений, которая была инвестирована в казначейские ценные бумаги - т.е. формально хоть и является долгом федерального правительства, но на деле к внешнему долгу не относится.

На текущий момент, объем государственного долга США составляет 19,4 трлн. $, большую часть из которого составляет публичный - 11,67 трлн. $ (без учета бумаг на балансе ФРС), внутригосударственный, соответственно, равен 5,3 трлн. $. Много это или мало? Абсолютные значения и их динамика сами по себе ни о чем не говорят. Для оценки применяется показатель соотношение размера гос. долга к ВВП. Это соотношение характеризует размер долговой нагрузки, сопоставляя его с размером всей экономики и способности гос-ва обслуживать свой долг.

Начиная с периода мирового экономического кризиса 2008-2009гг., в США наблюдается устойчивый рост долговой нагрузки как в абсолютных значениях, так и по соотношению размера гос. долга к ВВП, что происходит, в основном, за счет существенного роста социальных расходов. В 2016г. соотношение размера гос. долга к ВВП составило 105% от ВВП. Опять же, много это или мало? В сравнении, например, с Японией, гос. долг которой составляет 250% - вроде бы немного. Тем не менее, начиная с 2013г. темпы роста долговой нагрузки США опережают темпы роста экономики. Интересно, что в 2011г. американское рейтинговое агентство Standard & Poors (S&P) понизило суверенный кредитный рейтинг США с AAA до AA+ впервые в истории из-за сильно ускорившихся в последнее время темпов роста долговой нагрузки. Уменьшило ли это спрос на американские казначейские бумаги - нисколько.

Если обратить внимание на динамику размера публичного долга США и, учитывая тот факт, что, по сути, размер публичного долга характеризует объем средств, который федеральное правительство занимает путем эмиссии казначейских ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета, то ситуация выглядит еще менее катастрофической. В 2016г. соотношение публичного долга к ВВП составило 63%. Рассмотрим другой важный показатель, характеризующий уровень долговой нагрузки.

К числу важнейших показателей, характеризующих ситуацию с долговой нагрузкой какого-либо государства, относится его возможность обслуживать данный долг - т.е. размер ежегодных процентных платежей по долгу (% от ВВП и от общих расходов бюджета). В течение последних 20 лет среднегодовой размер выплат по долгу федерального правительства не превышал 250 млрд. $, при этом, отношение размера процентных выплат по долгу к ВВП в 2016г. составил всего 1,3%. Тем не менее, в структуре общих расходов бюджета доля % выплат по гос. долгу в 2016г. составила уже более 6% - цифра уже более внушительная, пусть и данное значение находится на минимуме последних 20 лет - все благодаря низким ставкам и количественному смягчению.

Что касается структуры иностранных держателей казначейских ценных бумаг - на которых, между прочим, приходится всего лишь 30% от всего объема долга федерального правительства, лидерами являются Китай и Япония.

Таким образом, несмотря на значительно возросший в последние годы объем долговой нагрузки, ситуация не является столь критичной для американской экономики, как принято считать. За последние 8 лет в США, да и во всем развитом мире наблюдался процесс повсеместного снижения ставок, в связи с чем стоимость обслуживания долга, фактически, не изменилась, несмотря на увеличение абсолютных объемов этого долга. Тем не менее, в обозримом будущем США предстоит столкнуться с некоторыми трудностями, в частности, главной проблемой будет являться сильно возросшая доля расходов на процентные платежи по гос. долгу - всему виной текущий курс ФРС США, направленный на постепенной повышение ставок в экономике. Как уже было упомянуто в начале статьи, в современных экономических условиях во всем мире попросту не существует альтернативы вложениям в американские казначейские обязательства - это единственный инструмент, который дает инвесторам безрисковую положительную доходность и это в мире, в котором отрицательные ставки уже не являются чем-то экстраординарным. С учетом того, что доля иностранных инвесторов составляет всего лишь 30% в общем объеме федерального долга, а весь долг номинирован в национальной валюте США - долларе, который, по совместительству, является еще и резервной валютой, вероятность дефолта практически равняется 0. По крайней мере до тех пор, пока в мире существует доверие к американской валюте и активам.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш