Наглядные методы обучения и их приемы. Иллюстрация как метод обучения


Качество и насыщенность образовательного процесса зависит от профессионализма педагога, материальной базы, наличия у преподавателя представления о психологическом и интеллектуальном уровне обучающихся, грамотно построенного алгоритма взаимодействия участников образовательного процесса и верно избранных методов, средств и приёмов обучения.

Метод обучения – это систематизированное взаимодействие преподавателя и обучаемого, обеспечивающее усвоение учебного материала, развитие умственных способностей, а также приобретения навыков самообразования и самообучения.

При выборе метода возникает необходимость в классификации, которая способствует целесообразности правильного подхода.

В современной педагогике, с развитием материально-технической базы и наличием компьютерной техники в общеобразовательных учреждениях, довольно эффективным методом обучения является метод демонстрации .

Демонстрация – метод обучения, который основан на наглядном предъявлении обучающимся динамичных изображений (в отличие от метода иллюстраций, при использовании которого наглядность статична): сюжетов, событий и явлений в целом, в том числе научных процессов, действия систем и механизмов, а также отдельных предметов – с целью их изучения, детального рассмотрения и обсуждения.
Эффективность данного метода очень высока, так как представленный учебный материал демонстрируется во времени, в динамике и пространстве, что способствует всестороннему рассмотрению, выявлению разнообразия свойств, совокупности связей и взаимодействия отдельных элементов рассматриваемого объекта, его максимальному осмыслению учениками. Атмосфера чувственной эмпирической основы познания расширяет кругозор учащегося, вовлекая его в мыслительный процесс, психологически облегчая процесс усвоения материала.

В процессе применения метода демонстрации необходимо соблюдать ряд условий.
1. Применяемый материал должен соответствовать возрасту учащихся.
2. Демонстрируемый материал должен быть разумно дозирован и представлен в хронологическом порядке по ходу запланированной на урок обучающей программы.
3. Организовать демонстрацию необходимо таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно и полноценно воспринимать предложенный педагогом учебный материал.
4. До мелочей продумывать пояснения, сопровождающие демонстрацию.
5. Обязательно выделить главное при показе.
6. Подобрать ряд возможных подходов для вовлечения обучающихся в активную деятельность по ходу демонстрации материала.
7. Создать условия для активной работы учащихся при осмыслении демонстрируемых учебно-наглядных материалов (обсуждение, анализ, ответы на вопросы).

Достоинство демонстрации как метода обучения заключается в динамике раскрытия изучаемых объектов. Метод демонстрации имеет широкое применение в ходе изучения различных объектов познания – начиная с внешнего вида (цвет, величина, форма, отдельные части и их соотношение), затем внутреннего устройства или свойств (дыхательная система лягушки, устройство прибора, и т.п.) и, наконец, его позиционирование по отношению к однородным проявлениям. Но максимальный эффект данного метода достигается при самостоятельном изучении явлений, процессов, предметов. Когда учащиеся самостоятельно осуществляют необходимые действия, выявляют зависимости и закономерности, происходит активный процесс познания – явления и вещи ими осмысливаются, а не принимаются как уже готовые знания и представления.

Одним из недостатков метода демонстрации является его сильная зависимость от наличия необходимых материально-технических средств обучения, от качества используемых педагогом демонстрационным материалов. К сожалению, в отсутствие профессионально составленных демонстрационных материалов преподаватель вынужден изготавливать их сам, при этом зачастую наспех втискивать учебный материал в некорректно созданный видеоряд.

Есть вероятность, что Вам будет полезна одна из этих ссылок:

Под наглядными методами обу­чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи­мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис­пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче­скими методами обучения и предназначаются для на­глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле­ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразде­лить на три группы:

² метод иллюстраций,

² метод демонстраций,

² видеометод.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам ил­люстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Цели метода наглядности в начальной школе:

Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,

Развитие наблюдательности,

Изучение конкретных свойств предметов,

Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изучен­ного.

В начальных классах применяется наглядность:

Естественная,

Рисунковая,

Объемная,

Звуковая,

Графическая.

Демонстрация служит преимущественно для раскрытия дина­мики изучаемых явлений, но широко используется и для озна­комления с внешним видом предмета, его внутренним устрой­ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно­шения), а затем переходят к внутреннему устройству или от­дельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осу­ществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

Нужные стороны объекта производили на учеников наиболь­шее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помо­щью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осоз­нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зави­сит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на­значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил­люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис­ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы­вают только в тот момент, когда они оказываются необходи­мыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качествен­ной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра­боты учебных заведений новых источников экранного препод­несения информации:

Видеоскопов,

Проекторов,

Киноаппаратов,

Учебного телевидения,

Видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,

А также компьютеров с дисплейным отражением информации.

Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их кон­троля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов­ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся:

² упражнения,

² лаборатор­ные и практические работы,

² дидактические игры.

Упражнения - многократное выполнение учащимися опреде­ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро­са и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упраж­нений :

Доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

Разнообразие упражнений;

Систематичность проведения упражнений;

После объяснения нового материала упражнения даются чаще;

Постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки вы­ступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое вос­питательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

Лабораторные работы - один из практических методов обуче­ния, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением ин­струментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с фи­зическими действиями, с моторными актами, поскольку уча­щиеся при помощи технических средств воздействуют на изу­чаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктив­ность познавательного процесса.

Лабораторные работы могут проводиться

в иллюстративном плане , когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстриро­вано учителем;

в исследовательском плане , когда учащиеся сами впервые реша­ют поставленную перед ними познавательную задачу и на ос­новании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью по­лучаемых данных и графическим изображением изучаемых яв­лений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Познавательные (дидактические) игры - это специально соз­данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче­никам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе - это преимущественно игры по правилам. Игры имеют много функций:

Активизируют познавательные процессы;

Воспитывают интерес и внимательность детей;

Развивают способности;

Вводят детей в жизненные ситуации;

Учат их действовать по правилам;

Развивают любознательность, внимательность;

Закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным откры­тиям, решениям проблем.

В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры - игровая ситуация, прием, упражнение. Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяю­щие желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности;

Исполнительный - действия, операции, позволяющие реализо­вать поставленную игровую цель;

Контрольно-оценочный - коррекция и стимулирование актив­ности игровой деятельности.


Вопросы и задания

1. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.

2. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положительные и отрицательные стороны.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.

Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителями. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Кинокольцовки обычно демонстрируют замкнутые процессы, например процесс работы модели двигателя внутреннего сгорания, процесс взлета, полета и посадки самолета и т. п. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.

При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.

Использование учебного телевидения. Новым наглядным методом, который пришел в школу в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся учебные телепередачи. Программы предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в «Учительской газете», размножаются институтами усовершенствования учителей и доводятся до учителей. С учетом этого в школах составляют расписание учебных занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.

Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов. Сейчас завершено конструирование более дешевых видеомагнитофонов, которые станут доступными каждой школе.

Роль наглядных методов огромна.

Методы обучения должны обеспечить не только приобретение учащимися новых знаний на уроках естествознания, но и приучить их правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях. Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта. Тот или иной метод помогает учащимся, во-первых, овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, во-вторых, работать самостоятельно под контролем учителя, в-третьих, работать самостоятельно без посторонней помощи. С другой стороны, метод отражает также деятельность учителя, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей школьников. В ходе этой работы дети учатся учиться, то есть овладевают способами усвоения знаний. Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения. Учитель обязан стремиться к разнообразию применяемых им методов, постепенно подводя учащихся к большой самостоятельности при изучении материала и применении полученных знаний на практике. В начальных классах редко используется в течение урока один метод. Как правило, метод сочетается с другими методами или приемами. Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Роль наглядных методов в обучении естествознанию- одна из главных тем. Наглядные методы являются важнейшими инструментами в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. Они позволяют организовать познавательную деятельность учащихся. Они способствуют формированию у учащихся умения наблюдать, первоначальных понятий, имеющих важное значение в конкретизации знаний. В этом заключается актуальность нашей работы.

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте. Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.

Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении естествознания. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы. Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведёнными за один урок, но могут быть и длительными. В кратковременном опыте выводы, новое знание формируется на этом же уроке, а в длительных опытах вывод, новое знание формируется по истечению какого-либо промежутка времени.

Главной проблемой нашей работы является определение эффективности наглядных методов в обучении естествознанию. И поэтому объектом исследования будет являться процесс обучения на уроках естествознания, а предметом – использование наглядных методов в обучении естествознанию.

Связь наглядных и словесных методов

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Наглядные методы обучения

Цель метода наглядности в начальной школе – обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, для самостоятельного учения и систематизации изученного. В начальных классах применяется естественная, рисуночная, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей среды, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы и т.п.). Чтобы организовать наблюдения учеников, от учителей требуется известная осторожность. Распространенная ошибка – применение такой наглядности, когда ее сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукрашивается раздаточный материал. Схема, таблица должны содержать цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

К наглядным относятся методы демонстрации, иллюстрации, видеометод.

Демонстрация как метод обучения служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т.п.). Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, сами выполняют нужные действия, устанавливают зависимости. Осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи и явления, а не чужие представления о них.

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе активной демонстрации – проблемной или исследовательской – внимание учеников концентрируется на существенных, а не случайных свойствах. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются. При демонстрации слово учителя не играет главной роли, но оно постоянно сопутствует наблюдению. Чтобы повысить самостоятельность, важно привлекать школьников к объяснению увиденного. Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание детей на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

Нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы, прекрасно оформленные детские энциклопедии и т.п.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая воздействие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое количество иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства. Диапроекторы и диаскопы просты в эксплуатации, надежны, дешевы, их легко хранить. Дети 6–7 лет легко обучаются сами показывать диафильмы. Материал диафильма младшими школьниками воспринимается лучше, чем кинофильма. Для начальной школы выпущено большое количество иллюстративных и объяснительных диафильмов. Работа с ними на уроке содержит такие этапы: объяснение цели просмотра диафильма, демонстрация диафильма с комментированием каждого кадра, итоговая беседа по просмотренному диафильму, обобщение материала, формулировка выводов.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет рассматривать видеометод в качестве отдельного вида обучения, который служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет целый ряд дидактических функций.

Специально для детей созданы сказочно богатые видеоэнциклопедии, видеоматериалы, использование которых в умеренных дозах и под опытным руководством может существенно улучшить качество учебно-воспитательного процесса. В элитных прогимназиях медиасистемы обучения занимают заметное место. Особенно эффективны интерактивные обучающие системы, в которых ученик может по собственному усмотрению задавать условия, изменять параметры и смотреть, что из этого получится.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. Когда детям не предоставляется возможность интерактивного вмешательства, не предлагаются контрольные упражнения и тесты, ценность видеометода невелика. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности.

Если учитель начальной школы имеет доступ к обучающим медиасистемам, то с помощью видеометода он будет эффективнее решать дидактические и воспитательные задачи. Метод полезен для:



Изложения новых знаний, в частности, очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривание горных пород и т.д.), а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ и т.д.);

Объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

Обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;

Создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

Представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;

Организации тестовых испытаний;

Выполнения тренировочных упражнений;

Компьютерного учета успеваемости каждого ученика класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;

Рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность видеометода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств, к тому же он предъявляет высокие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя требуется здесь развитое умение вводить учеников в круг изучаемых проблем, направлять их деятельность, учить делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Таким образом, наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль – обеспечить всестороннее, образное восприятие, служить опорой для мышления.

В педагогике известно множество методов обучения, которые различаются, в частности, по роли учащихся в процессе получения новых знаний. В зависимости от той роли методы могут быть пассивными, активными и интерактивными. Внутри каждой из этих групп можно определить и подгруппы. Одной из подгрупп методов, которая может входить в любую из упомянутых больших групп методов, являются наглядные включающая самые разные способы представления информации.

Демонстрация — это показ различных наглядных пособий, таблиц, картин, схем, диапозитивов, а так же предметов, проведение опытов и тому подобное. Особенно часто этот метод применяется при повторении обобщении ранее изученного материала, а так же при изучении нового. Большую роль играют при демонстрации словесные пояснения. Метод иллюстрации используются на всех предметах — это различные муляжи, макеты, фрагменты фильмов, отрывки литературных и музыкальных произведений, карты, графики и прочее.

Благодаря тому, что техническое оснащение многих учебных заведений возросло, появилась возможность использовать на уроках проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры и другую видеотехнику, видеометод выделился в самостоятельный метод из большой группы «наглядные методы обучения». Сюда же относится и работа с книгой и другими печатными источниками. Метод включает такие приемы, как конспектирование, тезирование, цитирование, составление плана, аннотирование, рецензирование, составление справки и т. д.

Наглядность оживляет урок, вносит в него живое созерцание. Наглядные методы обучения очень эффективны, так как обучение строится не на отвлеченных образах, а на конкретных, понятных учащимся. С помощью подобных методов можно создать у обучающихся конкретное представление о каком-то предмете или событии.

Любому учителю известна ситуация, когда на уроках детям неинтересно и скучно. Почему же жизнь школы нередко так не похожа на тот самый яркий и цветной мир детства, который сопровождает ребенка в повседневной жизни? Казалось бы, именно школа должна увлекать ребенка, ведя его по прекрасной дороге знаний в новый прекрасный мир, но это получается далеко не всегда.

Только не нужно делать поспешных выводов и говорить, что школа не может служить источником знаний, что уже иногда можно встретить в средствах массовой информации. Хотя иногда подобные утверждения могут быть и вполне обоснованными. Дело в том, что школе всегда была свойственна некоторая доля консерватизма, не позволявшая процессу передачи знаний подрастающему поколению идти в ногу со временем.

Таким образом возникло своего рода противоречие между новым стремительным временем, характерной особенностью которого стало всемерное проникновение в повседневную жизнь человека современных технологий, и рутиной традиционного школьного образования, мало восприимчивого к каким-либо новшествам.

Однако преодолеть это противоречие вполне возможно. Выдающиеся педагоги современности уже давно задумывались об этом и прилагали все усилия для преодоления подобной ситуации.

Наглядные методы обучения призваны стать тем самым первым звеном в цепи других ведущих к цели методов, которые могут сделать для детей получение новых знаний доступным и увлекательным, причем так, что о скуке не может быть и речи. Вообще-то успех в обучении может зависеть не только от применяемых методик — нужно помнить, что единых универсальных методов, пригодных для всех случаев жизни, просто не существует. Успех может напрямую зависеть от самой личности педагога.

Применяя игровые можно разнообразить учебный процесс и сделать его увлекательным. В высших и средних специальных учебных заведениях методы профессионального обучения также часто являются активными и интерактивными, что позволяет усваивать учебный материал наилучшим образом.

Вопрос о методах остается весьма актуальным, а единого ответа на вопрос «как лучше» просто не существует.