Метод экономической теории. Большая энциклопедия нефти и газа

Предмет, метод и функции экономической теории

2.2 Метод научной абстракции

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изобилует противоречиями. Существует множество разных отраслей производства, между которыми на определенных принципах происходит распределение находящихся в ограниченном количестве ресурсов. Каждая отрасль состоит из десятков или тысяч крупных и мелких производителей, связанных друг с другом технологически, организационно или с помощью финансовых интересов. Каждый из входящих в отрасль производителей преследует свои собственные интересы, конкурируя с другими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в приобретении высококачественных товаров по низким ценам, а производители заинтересованы в противоположном. Меняются вкусы, предпочтения, пристрастия, диктует свои требования изменчивая мода. Деятельность правительства вносит изменения в уровень доходов населения и условия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условия могут повлиять на размеры производства в сельском хозяйстве, изменить сложившуюся структуру потребительских расходов, повлиять на спрос отдельных видов продукции. Неравномерный экономический рост меняет уровень занятости, что, в свою очередь, неизбежно влияет на колебания спроса, научно-технический прогресс меняет структуру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсы и конечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продолжать почти до бесконечности. При этом все названные и не названные элементы и обстоятельства хозяйственной деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга.

Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости экономическая наука, желающая понять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-следственные связи между ними, широко использует метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предлагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потребителей и т. д.

Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определятся как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.

Динамика основных макроэкономических показателей в России

Макроэкономический анализ предполагает использование множества экономических показателей, которые предоставляются статистикой и, в частности, системой национальных счетов (СНС)...

Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Он был первым...

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на уровень производительности труда

Изменение техники и технологии производства требует соответствующих перемен в организации труда. Кроме того, наука об организации труда обогащается новыми данными, возникает ценный опыт новых организационных решений...

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на уровень производительности труда

Научное построение организации труда опирается на определенные законы, принципы и правила, служащие главным инструментарием для тех специалистов, кто разрабатывает и совершенствует организацию труда на предприятиях. Под принципами (от лат...

Научно-технический прогресс

Государственные органы Республики Беларусь принимают решения по вопросам научно-технического развития на основе предварительной разработки прогнозов по важнейшим проблемам социально-экономической...

Организация производства и труда в ООО "Уралводоприбор"

Научная организация труда на промышленном предприятии предусматривает планомерную кооперацию и планомерное разделение труда...

Организация труда в социальных учреждениях

Организация труда на основе изучения трудовых процессов

Проект научной организации труда представляет собой комплекс мероприятий, разработанных на основе исследований. Мероприятия разрабатываются по следующей форме: направление и содержание мероприятий, затраты на внедрение...

Основные направления инновационной политики Республики Беларусь на современном этапе

Главная задача инновационной политики государства - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых государством...

Роль научного потенциала в развитии национальной экономки

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень и динамизм инновационной сферы является для большинства развитых стран основным фактором экономического роста...

Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Исследование данной проблемы представляется целесообразным начать с характеристики содержания понятия «инновационность экономики», поскольку в современной литературе оно раскрывается неоднозначно...

Характеристика научно-производственной деятельности РУП "Минская областная сельскохозяйственная опытная станция НАН Беларуси"

Работа коллектива опытной станции была направлена на решение актуальных вопросов развития сельскохозяйственного производства. Принятое направление исследований станции в основном соответствовало задачам...

Экономическая наука как система

Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин экономика происходит от слова ойкономия, которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта (430-355 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.)...

Экономическая теория и экономическая политика

Начало собственно экономической теории -- становление системы экономических категорий и законов науки от меркантилистов до Д. Рикардо...

Этапы развития химической отрасли за рубежом. Химическая отрасль Российской Федерации

Истоки химии Химия древности. Химия, наука о составе веществ и их превращениях, начинается с открытия человеком способности огня изменять природные материалы. По-видимому, люди умели выплавлять медь и бронзу, обжигать глиняные изделия...

В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Экономику принято считать одной из самых древнейших наук. Даже первобытные люди владели базовыми знаниями в этой области: имели определенное представление о принципах ведения хозяйства, о складывающихся отношениях между всеми членами общины в процессе добычи и распределения благ и обмена полученными продуктами. Однако данные представления не объединялись в самостоятельную область знаний.

История экономической теории

Возникновение экономической мысли охарактеризовано доиндустриальным (аграрным) периодом общественного развития и охватывает такие древние цивилизации, как Римская империя, Греция и т. д. (IV тыс. до н. э. - V в. н. э.). Она была тесно переплетена в данную эпоху с религиозной идеологией и политико-правовыми взглядами.

Письменно зафиксированные экономические образы мыслей были выражены в основном проблемами функционирования, а также рациональной организацией хозяйственной и трудовой деятельности, системой государственного управления и ответственностью за имущество. Данными письменами выступали: своды законов, тексты Ветхого и Нового Завета, различные договоры, социальные и философские трактаты отдельных личностей.

Дальнейшая эволюция экономического воззрения протекала в средневековые времена: Западная Европа - V-XVIII вв., включая буржуазные революции, Россия - IX-XIX вв., точнее, до реформы 1861 г. Эта эпоха сопряжена с формирующимися взглядами в отношении проблем сословного положения, владения землями, взаимосвязей корпоративного типа (городские коммуны, купеческие гильдии, ремесленные цеха, рыцарские и монастырские ордена и т. п.). Политическая власть принадлежала светским и церковным феодалам (собственникам земли), существенные позиции отводились традициям, кроме того, царило религиозное мировоззрение.

В то время начинал проявляться интерес, направленный на товарно-денежные отношения. Основными теоретиками выступали схоласты, а экономические идеи заимствовались преимущественно из ересей, к примеру равенство, осуждение продажи индульгенций, обязанность трудиться и т. д.

В условиях возникновения капиталистических отношений и разложения феодализма зарождается первая школа экономической этиологии - меркантилизм (XV-XVIII вв.). Итак, именно этот период охарактеризован восприятием экономической теории в качестве самостоятельной науки ввиду появления первой взглядов, центральное место в которой занимает проблема богатства.

Экономическая теория: определение, основные направления и разделы

Она выступает дисциплиной экономической науки и представляет собой ее философское и теоретическое основание, состоящее из множества направлений и школ. Экономическая теория, определение которой было представлено выше, можно дополнить тем, что это, прежде всего, наука о процессе осознанного выбора людьми и обществом способа применения дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое назначение.

Экономическая теория включает ряд разделов:

В настоящее время можно выделить следующие научные школы и направления экономической теории:

  • неокейнсианство;
  • новую институциональную экономическую теорию;
  • монетаризм;
  • нейроэкономику;
  • новую ;
  • австрийскую школу;
  • экономику и право.

Что выступает предметом рассматриваемой науки?

Ответом на этот вопрос служит несколько определений. Так, экономическая теория изучает:

1. Виды деятельности, связанные с обменными процессами и коммерческими сделками, которые осуществляются между людьми.

2. Повседневную деловую жизнедеятельность людей, а также воспроизводство и распределение ими средств, необходимых для существования.

3. Поведенческие особенности человека и группы людей в рамках производства, распределения, обмена и потребления ими материальных благ.

4. Способность человечества справляется с возникающими задачами в сфере производства и потребления.

5. Богатство как результат людских взаимоотношений.

6. Законы, управляющие производством, обменом материальных благ на соответствующих этапах эволюции общества (Энгельс).

7. Богатства и стимулы, которые выступают импульсами к активной деятельности человека, а также мотивы их противодействия (А. Маршалл) и другие интерпретации того, что экономическая теория изучает.

Неокейнсианская теория экономического роста

Данное учение относится к послевоенному периоду. Объективной предпосылкой его возникновения становятся процессы, которые протекали в рамках мировой экономики в конце XX века. К ним можно отнести:

  1. Развертывание НТР.
  2. Значительное увеличение темпов роста экономики в социалистических странах.
  3. Неравномерность в развитии капиталистических стран и т. д.

Вышерассмотренные процессы выдвинули на первый план задачу ускорения темпов роста и привели к возникновению нескольких теорий экономического роста, в которых авторы были нацелены на выяснение общих факторов данного процесса.

Была выделена теория Р. Харрода (Англия) и Е. Домара (США), в основе которой лежит вывод о приемлемости устойчивого темпа экономического роста в качестве предпосылки динамического состояния равновесия экономики, позволяющего достичь полное потребление как производственных мощностей, так и трудовых ресурсов.

Еще одним положением модели Харрода-Домара выступает признание предпосылки постоянства параметров: среднего показателя эффективности капиталовложений и доли сбережений в общих доходах.

Третьим общим положением стало заявление о том, что достичь постоянного роста и динамического равновесия возможно благодаря активному государственному вмешательству в экономику.

Авторы сделали вывод: при условии устойчивой капиталоотдачи и нормы накопления устойчив будет и темп роста национального дохода ("гарантированный темп роста"). Была очевидна сложность обеспечения данного равновесия в рамках рыночной стихии, а именно отсутствие автоматических факторов, которые бы содействовали скорому восстановлению нарушенного ранее равновесия.

Существенным недостатком данной неокейнсианской модели является игнорирование Харродом и Домаром социально-экономической структуры существовавшего капиталистического общества, оказывающей непосредственное влияние на динамику макроэкономических показателей.

Новая институциональная экономическая теория

Она занимается изучением поведения экономических объектов. Это еще одно новое направление, входящее в основные экономические теории. Возникший интерес к институциональной модели связан с попытками, нацеленными на преодоление ряда предпосылок, которые характерны для неоклассики (совершенной конкуренции, аксиомы полной рациональности, установления равновесного состояния с помощью ценового механизма), с анализом экономических процессов в комплексе, с возникшей потребностью исследования новых явлений, сопряженных с НТР.

Положения рассматриваемой модели

Во-первых, институты представлены поведением экономических агентов.

Во-вторых, они рассматриваются с позиции оказываемого ими влияния на решения, принимаемые экономическими агентами.

В-третьих, многие объекты не ассоциировались с "черными ящиками", то есть организация (государство, домашние хозяйства, фирмы) воспринимается как система с внутренней структурой интересов.

В-четвертых, сравнивание институциональных альтернатив между собой, а не только с идеальной версией вещей.

В-пятых, более глобальный подход определения ситуации касаемо выбора в рамках институциональной модели, позволяющий ослабить ограничения на метод сравнительной статики.

В-шестых, данное направление нацелено на приведение к единообразию экономического подхода.

Важнейший метод научного познания

Им выступает метод научной абстракции. В экономике он представлен очищением исследования объекта от временных и случайных факторов, а также определением типичных, сугубо индивидуальных и постоянных его черт.

Не поддаются исследованию посредством материальных инструментов, поэтому в качестве главного метода их изучения используют абстракцию, точнее отвлечение от всех факторов, которые не соответствуют природе исследуемого предмета.

Может показаться, что научная абстракция уводит от реального экономического значения анализируемого объекта. Однако это в корне неправильный вывод. Она, напротив, приближает к его истинным проявлениям, скрывающимся за грудой многочисленных сторонних событий и явлений.

Роль данного метода в экономическом анализе

Она заключается в упрощении процесса исследования экономического явления. Метод научной абстракции предполагает, что все иные события, исключая те, которые изучаются на данном этапе, остаются неизменными.

Обобщение, по сути, является абстрагированием и намеренным упрощением. Таким образом, научная абстракция трактуется как выделение наиболее значимых сторон исследуемого явления и уход от всего случайного и второстепенного.

Основные приемы рассматриваемого метода

В экономической теории исследователи широко применяют, как уже было упомянуто ранее, метод научной абстракции, имеющий два главных способа, посредством которых он реализуется - дедукция и индукция.

Они выступают взаимодополняющими, а не противопоставляющими приемами исследования. Сформулированные на их основе гипотезы являются для экономиста своего рода ориентиром в процессе сбора эмпирических данных. Разнообразные представления касаемо определенных фактов и мира в целом служат предпосылкой дальнейших содержательных суждений.

Сущность данных приемов

Как уже говорилось, метод научной абстракции в экономике представлен двумя приемами. Итак, индукция (наведение) - метод умозаключений, который основан на обобщении определенных фактов. Посредством данного приема обеспечивается так называемый переход от исследования частных (единичных) явлений к общим выводам и положениям.

Также метод научной абстракции включает такой способ исследования объекта, как дедукция (выведение) - рассуждения, посредством которых гипотеза проверяется реально существующими фактами. Данный прием делает доступным переход от общих выводов к частным.

Метод научной абстракции, выраженный абстрактным мышлением, позволяет постепенно раскрыть сущность экономических явлений. Для этого требуется сформировать определенные логические понятия, отражающие в полном объеме истинную экономическую реальность.


Внимание, только СЕГОДНЯ!


Абстракция научная (лат. - удаление, отвлечение) - отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. В. И. Ленин отмечает, что чувственное представление не может, например, схватить движение быстротой в 300 000 км в 1 секунду, а мышлению то доступно.

Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Поэтому В. И. Ленин указывает, что уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий означает познание человеком всё более и более глубокой объективной связи мира.

Например, при непосредственном наблюдении кажется, что цены товаров на капиталистическом рынке в последнем счёте определяются спросом и предложением. На самом деле они обусловливаются количеством затраченного на производство товаров общественно-необходимого труда, или, иначе, стоимостью. Понятие стоимости, которое Маркс вывел в результате научной абстракции, глубоко и верно отражает реальные общественные отношения товарного производства. Маркс указывает, что «при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». На огромное значение абстракций, абстрагирующей работы
мышления для познания сущности явлений указывает И. В. Сталин в работе .

Так, например, словарный состав, взятый сам по себе, не образует ещё языка. Только поступив в распоряжение грамматики, словарный состав приобретает величайшее значение. Грамматика придаёт языку стройный, осмысленный характер. Сила грамматики есть сила абстракции. Абстрагируясь от частного и конкретного как в словах, так и в предложениях, грамматика берёт то общее, что лежит в основе изменений слов и сочетании слов в предложениях, и строит из него грамматические правила, грамматические законы. Грамматика есть результат, длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления, показатель громадных успехов мышления.

Учитывая огромную роль научных абстракций для познания мира, современные буржуазные реакционеры в философии ведут борьбу против них, стремятся опровергнуть тот факт, что всякая научная абстракция есть отражение в сознании объективной сущности явлений.

Излюбленным их аргументом в борьбе против научных абстракций является ссылка на то, что абстракции невозможно увидеть, ощупать, сфотографировать, как это можно сделать с конкретными вещами и явлениями. На этом основании они отрицают реальность материи, стоимости, прибавочной стоимости и т. п. Весь фокус буржуазных философов заключается в том, что они сознательно затушёвывают тот факт, что абстракции создаются путём обобщения существенного, свойственного массе единичных явлений. Абстракции отражают общее в предметах, а общее не имеет и не может иметь непосредственно чувственного, наглядного вида. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное.

Критикуя в своё время метафизиков, разрывавших единичное и общее, Энгельс писал: «Это старая история. Сперва создают абстракции, отвлекая их от чувственных вещей, а затем желают познавать их чувственно, желают видеть время и обонять пространство». Но то обстоятельство, что общее, познанное путём абстракции, невозможно воспринять чувственно, не означает, что оно нереально, что оно не существует. Закон всемирного тяготения так же нельзя сфотографировать, как и стоимость, но только мракобесы могут на этом основании отрицать его реальность.

Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.

Экономическая наука, желая понять всю сущность явлений экономической жизни и определить причинно-следственные связи между ними, использует метод научной абстракции для того, чтобы не запутаться во всем множестве упомянутых и неупомянутых фактов, не утонуть в их противоречивости и многообразии. Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов. Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для.

Этот метод заключается в том, чтобы выделить главное в объекте исследования, но при этом абстрагироваться от необязательного, временного, случайного, непостоянного. Уровень абстрагирования зависит от задач, поставленных исследователями. Чем более общий характер носят изучаемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Несомненно, что абстракция всегда более беднее самой реальности, но все же без нее было бы трудно сформулировать определенные научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Данные категории выражают общую сущность некоторых сторон изучаемых объектов. Например, такая категория как «величина спроса», имеющая широкое применение и отражающая существующую зависимость между тем количеством товара, которое потребители готовы приобрести, и ценой единицы данного товара, предполагает абстрагирование от самых разных параметров, которые характеризуют поведение потребителей на рынке, - изменение доходов, вкусов, предпочтений, традиций, личных особенностей и т.п.

Также при помощи метода научной абстракции осуществляется построение экономических моделей , представляющих собой упрощенные представления о существующих связях между различными экономическими переменными . Все они (переменные) представляют собой различные денежные либо натуральные величины, которые имеют количественную оценку (заработная плата, объем производства, издержки, уровень инфляции, цены, валютный курс и т.д.). Определенные переменные, содержащиеся в модели, могут быть представлены в качестве заданных и называются параметрами . Эти параметры могут быть определены как внутренними (эндогенными ), так и внешними (экзогенными ) причинами. Например, количество издержек, необходимые на производство продукции какой-либо фирмы, может зависеть от размера установленного государством налога на прибыль, т.е. задается экзогенной, а также от применяемой в производстве технологии, выступающая как эндогенный фактор.