Когда заказчик вправе заключить контракт сверх лбо. О заключении государственных (муниципальных) контрактов в случае доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года. Что такое лимиты бюджетных обязательств

В статье 6 БК РФ говорится, что учреждение не вправе потратить в течение отчетного периода денег больше, чем доведено Минфином. По п. 2 ст. 219 БК РФ, принятие БО является обязанностью каждой организации в рамках процесса исполнения бюджета. Учреждение, которое принимает БО в пределах установленных ограничений, является получателем средств бюджета (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО уполномоченный финансовый орган — распорядитель средств бюджета — направляет ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств по форме 0504822 (Приказ Минфина РФ № 52н от 30.03.2015). В уведомлении содержится информация об объемах ЛБО, их текущих изменениях и соответствующих КБК.

Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов является серьезным правонарушением.По п. 5 ст. 161 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты, которые заключены с превышением принятых ЛБО, признаются недействительными.

БО принимаются через государственные (муниципальные) контракты и договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством: Федеральным законом № 44 от 05.04.2013 и другими нормативно-правовыми актами. Доведение лимитов бюджетных обязательств до бюджетных учреждений — только половина процесса. По ст. 161 БК РФ, процедуры заключения, оплаты и исполнения госконтрактов и иных договоров производятся организацией в пределах выделенных на определенный финансовый год ЛБО в разрезе соответствующих КБК по направлениям расходов.

Чтобы подтвердить возникновение БО, ПБС предоставляют заявку и государственный (муниципальный) контракт на приобретение товаров, работ, услуг.

Как только организация получила ЛБО, она обязана опубликовать плановую документацию по закупкам. Лимиты бюджетных обязательств на 2020 год начнут доводить в ноябре 2019 года. Продлится процесс до февраля 2020.

ПБС вправе заключить контракт со сроком действия, который завершается как в отчетном, так и в плановом периоде, так как ЛБО доводятся либо на один, либо на 3 года. Если ограничения установлены на один, отчетный, период, то контракт необходимо исполнить в текущем году. Если пределы доведены в том числе на плановый период, то госконтракт заключается в соответствии с установленными ограничениями сроком до 3 лет.

Учет лимитов бюджетных обязательств

Принятие организацией БО в обязательном порядке должно отражаться в регистрах бухгалтерского учета. Для этих операций используется счет 0 502 01 000 «Принятые БО» (Единый план счетов, Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Наравне с вышеуказанным нормативно-правовым актом, учет в БУ регламентирует Приказ Минфина РФ № 183н от 23.12.2010, в казенных — Приказ № 162н от 06.12.2010, в автономных — Приказ № 183н от 23.12.2010.

Проведение операций по счету 0 502 01 000 по принятию ЛБО корреспондируются:

  • для казенных учреждений — с Дт 0 501 00 000 «ЛБО»;
  • для БУ/АУ — с Дт 0 506 00 000.

Бюджетные обязательства - это деньги, которые ежегодно выделяются главным распорядителем бюджетных средств подведомственным учреждениям для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В том числе и для госзакупок. Разбираемся, может ли госзаказчик заключить контракты в случае отзыва и уменьшения установленных лимитов, и как правильно это провести.

Уменьшение и отзыв ЛБО

За счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год БО учреждения ведут свою закупочную деятельность. Бюджетные, казенные и автономные учреждения не имеют права использовать БО сверх установленных для них ГРБС лимитов.

Другими словами, бюджетные данные — это ассигнования, предельный объем установленного финансирования, или ЛБО. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию о том, что будет осуществлена отсрочка, уменьшение ЛБО, а также сведения о периоде, на который данное уменьшение осуществляется.

ЛБО могут быть уменьшены и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшить их могут как на государственном, так и на муниципальном уровне. Также ЛБО подлежат блокировке 31 декабря по причине окончания финансового года.

Отзыв лимитов бюджетных обязательств и приостановка операций на лицевых счетах учреждений происходит в том случае, если у организации-заказчика, являющейся получателем средств бюджета, есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятые обязательства), и она не освоила выделенные лимиты обязательств.

С 30.07.2018 доступна новая функция — бюджетное обязательство в ЕИС формируется согласно сведениям ПБС, возникшим на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ № 07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами ФК (ТОФК).

Действия заказчика

Согласно действующему законодательству, в процессе исполнения контракта не допускается изменение его основных условий. Но в случае, если бюджетные обязательства по 44-ФЗ уменьшатся, то договорные положения можно изменить по соглашению сторон (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК РФ). Однако пункт статьи 161 действует только в отношении казенных учреждений, а заказчики, принадлежащие к другим типам бюджетных учреждений, не могут воспользоваться данным допущением. При применении п. 6 ст 161 БК РФ пострадавшая сторона может требовать у казенного учреждения удовлетворения, возмещения фактически произведенных расходов, наступивших непосредственно из-за преобразований существенных контрактных условий.

Учреждения, осуществляющие свою закупочную деятельность на основании субсидий на государственное, муниципальное задание, должны в обязательном порядке включать в договоры условия о возможности изменения по соглашению сторон размера и сроков оплаты, а также объема товаров, работ, услуг в случае, если у ПБС произойдет сокращение лимитов бюджетных обязательств (п. 1, 5 ст. 78.1 БК РФ).

Уменьшение в контракте количественных и ценовых параметров в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ регламентируется Методикой, закрепленной ПП РФ № 1090 от 28.11.2013.

Если в случае уменьшения ЛБО стороны не достигли договоренности по поводу изменений цены или количества поставляемых на основании контракта товаров, работ или услуг, применяется пункт 2 Методики.

Пункты 4-7 Методики указывают, что организация-заказчик принимает решение об изменении госконтракта из-за сокращения ЛБО, базируясь на эквивалентности изменения количественных и ценовых критериев ТРУ. Внесение таковых преобразований осуществляется только в том случае, если контрактные отношения уже вступили в силу — когда контракт заключен и подписан обеими сторонами.

Все изменения оформляются в виде дополнительного соглашения сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ), а также в обязательном порядке вносятся в реестр контрактов, который заказчик ведет в ЕИС (п. 8 ч. 2, части 3, 7 ст. 103 44-ФЗ). Данные в реестр вносятся в течение трех рабочих дней. Изменения в контракте, в свою очередь, публикуются в ЕИС в течение одного рабочего дня после даты утверждения данных изменений (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Можно ли заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств

С 01.01.2018 на основании изменений, внесенных 178-ФЗ в статью 72 БК РФ, у заказчиков появилась возможность заключать контракты в момент отзыва ЛБО.

На основании п. 2 ст. 72 БК РФ, организация-заказчик заключает госконтракты в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок товаров, работ, услуг, не превышая доведенные ЛБО (исключение — п. 3). Если отзыв лимитов был произведен в целях их приведения в соответствие с ассигнованиями, то у заказчика появляется возможность заключить необходимые контракты в объемах, не превышающих обязательства, поставленные на учет в определенном финансовом году.

Ольга Капиева

44-ФЗ Закупки без ЛБО на следующий финансовый год

В соответствии с ч. 2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ государственная (муниципальная) закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных до заказчика. На муниципальном уровне ЛБО доводятся до заказчиков после принятия решения о бюджете. Сроки принятия местного бюджета жестко зависит от сроков принятия закона о бюджете субъекта, в 2015 году примерно 22-23 декабря. Таким образом, ЛБО будут доведены примерно 25 декабря 2015г.. Процедура проведения торгов составляет минимум 26 дней. Таким образом, чтоб контракт был подписан 31 декабря 2015г. и услуги (работы) начали оказываться с 1 января 2016 года необходимо разместить извещение о закупке не позднее 3-5 декабря 2015 года, когда ЛБО еще не доведены до заказчиков. Если же извещение размещать только после доведения ЛБО, то заключение контракта в лучшем случае будет осуществлено в последних числах января. В этом случае муниципальные учреждения на 1-1,5 месяца останутся без жизненно необходимых услуг и работ (интернет, ГСМ, охрана, сопровождение программного обеспечения и т.п.). В частности Управление финансов в виду отсутствия интернета 1-1,5месяца не сможет осуществлять финансирование муниципальных учреждений города, т.к. финансирование ведется исключительно электронным документооборотом посредством интернет-технологий. Вопрос: Просим разъяснить, как в таком случае проводить закупки на следующий год, не нарушая законодательство и не парализовать работу муниципального образования? Возможно ли планировать и осуществлять закупки в счет ЛБО текущего года (2015г.), а заключить контракт уже когда будут ЛБО следующего года (2016г.)?

Ответил пользователь, Светлана Мартыненко (martinenko)

определенной долей риска.

1. Проводить закупки заблаговременно, до доведения лимитов бюджетных обязательств, например в ноябре или начале декабря 2015 года.

При этом срок действия договора будет установлен с 01.01.2016г.

Такой вариант может быть применен в случае закупок товаров (работ, услуг), без которых Заказчик не может начинать работать с 01.01.2016г. (например, коммунальные ресурсы, охрана здания и др.).

В этом случае с 01.01.2016г. исполнение контракта будет осуществляться на полноценной правовой основе, во исполнение заключенного договора.

Данный вариант может быть использован с учетом разъяснений Минэкономразвития России, содержащихся в письме от 22.01.2015 N Д28и-103, согласно которым в контракт недопустимо включать положения о том, что он применяется к отношениям сторон, возникшим до его заключения (то есть исполнение контракта возможно только после его заключения). 2. При этом, если контракт не будет заключен, но имеется потребность в потреблении некоторых значимых услуг (видов работ), например по поставке коммунальных ресурсов, то можно использовать другой вариант поведения, основанный на разъяснениях Минэкономразвития России, содержащихся в письме от 18.08.2015 N Д28и-2504, согласно которым для оплаты коммунальных услуг отдельный контракт заключать не обязательно, а можно вступить в фактические договорные отношения и просто оплачивать выставляемые счета (пока контракт будет заключен через определенное время). 3. Еще один из вариантов, который используют многие заказчики, заключается в том, что на первое время (около месяца – время, достаточное для проведения конкурентной закупки, например в январе текущего года) заказчик заключает на необходимые услуги (работы) прямые контракты с единственным поставщиком на сумму не более 100 000 рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ). При этом такие контракты заключаются сразу после доведения лимитов бюджетных обязательств и в тоже время до дня начала оказания услуги (выполнения работы). Однако, недостаток данного варианта заключается в том, что в первое время расходуется определенный «запас» таких прямых неконкурентных закупок, общее количество в год которых ограничено по сумме (не более 5% от совокупного годового объема закупок или не более 2 миллионов рублей, а также не более 50 миллионов рублей).

Дмитрий Свиридов,

Вопрос:

Образовательное учреждение заключает договор на поставку теплоэнергии в 2015 году на сумму 100 тыс. руб., а годовой лимит по бюджетной росписи составляет 90 тыс. руб. Заключение договора сверх утвержденного лимита недопустимо. Можно ли полагать, что превышение отсутствует, поскольку бюджет доведен не на календарный 2015 г., а на текущий 2015 и плановые 2016-2017 года и считать что договор заключен не сверх лимита? Договор планируется заключить сроком до конца 2015г. Часть оплаты будет произведена в начале 2016г.

Ответ:

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

ст. 219, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) {КонсультантПлюс}

В соответствии с п. 5 ст. 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Пунктом 11 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что положения, установленные данной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Исходя из п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 данной статьи.

Как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2011 N 27314-АС/Д28, в соответствии со ст. 169 БК РФ проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона (решения) о бюджете.

Таким образом, государственные заказчики заключают государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд сроком до трех лет в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Кроме того, п. 3 ст. 72 БК РФ определено, что, в случае если предметами государственного контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие государственные контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами).

Данная норма позволяет расширить срок заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Порядок принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, определен Правилами принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 978 (далее - Правила).

Учитывая приведенные положения БК РФ, а также разъяснения Минэкономразвития России о том, что заказчики заключают контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг сроком до трех лет в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств (данный вывод возможно по аналогии применять и к муниципальному заказчику в рассматриваемой ситуации), следует сделать вывод, что заключение и исполнение указанного муниципального контракта правомерны, это не повлечет нарушение ст. 219 БК РФ в части исполнения бюджета по расходам в 2012 г.

{Вопрос: Вправе ли администрация муниципального образования в 2012 г. провести торги и заключить муниципальный контракт на выполнение проектных работ, срок действия которого - ноябрь 2012 г. - март 2013 г., при этом предусмотрен срок выполнения работ до 30.12.2012, срок оплаты работ - до 30.03.2013? Бюджет муниципального образования утвержден на срок 3 года, соответственно, в сводной бюджетной росписи утверждены бюджетные ассигнования по расходам на текущий финансовый год и плановый период. В случае заключения и исполнения указанного муниципального контракта не повлечет ли это нарушение ст. 219 БК РФ в части исполнения бюджета по расходам в 2012 г.? (Консультация эксперта, 2012) {КонсультантПлюс}}

Подборка документов :

Вопрос: О сроках заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; о праве государственных заказчиков заключать с авиатранспортными компаниями долгосрочные государственные контракты на выполнение работ по авиационной охране лесов и тушению лесных пожаров на срок и в пределах средств, установленных решением соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и согласованных с соответствующим финансовым органом; о проекте федерального закона, предусматривающего создание системы прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд. (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.12.2011 N 27314-АС/Д28) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Казенное учреждение планирует заключение контракта на поставку тепловой энергии на декабрь 2013 г. Счет за оказанные в декабре 2013 г. коммунальные услуги придет только в январе 2014 г., соответственно, оплата будет произведена в следующем году. Можно ли принять бюджетные обязательства по данному контракту за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год? ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, август 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.сайт).

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 апреля 2015 г. N ОГ-Д28-5318 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает. В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за отдельными исключениями, указанными в части 3 статьи 72 БК РФ, когда заказчики имеют право заключать контракты на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. При этом согласно действующему бюджетному законодательству Российской Федерации проекты бюджетов могут составляться и утверждаться как сроком на один год, так и на три года (очередной финансовый год и плановый период). Учитывая вышеизложенное, заказчик в случае доведения до него лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года вправе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заключать контракты на срок, выходящий за пределы финансового года, но не более трех лет, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 72 БК РФ. При этом положениями Закона N 44-ФЗ ограничения срока заключения контрактов не предусмотрены. Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О заключении государственных (муниципальных) контрактов в случае доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года