Когда уже США станет банкротом? О полном банкротстве сша

В статье обоснована исключительная роль института банкротства в развитии современной экономики. Рассмотрены институты банкротства России и США. Приведены отличительные особенности процедур банкротства каждой из стран и основные тенденции банкротства российских и американских предприятий.

Ключевые слова: экономика, институт банкротства, процедуры банкротства, кредиторы, должники.

В современном мире в связи с усложнением экономических отношений, интеграцией рынков и глобализацией, институт банкротства играет важную роль. Институт банкротства создавался на протяжении многих тысячелетий, начиная с самых первых государств в мире, когда должник повергался личным, имущественным и телесным наказаниям вплоть до рабства и смертной казни, до цивилизованной формы осуществления процедур банкротства.

В странах с развитой экономической системой негативное влияние банкротства происходит не всегда, что доказывает история развития данного института и практика его использования в различных странах.

Очевидно, что более выгодной для государства политикой в сфере банкротства является направление усилий на восстановление предприятий, ставших банкротами, а не уничтожение их. Так как при оздоровлении фирмы общество с одной стороны получит нового эффективного хозяйствующего субъекта, а с другой стороны - сохранит запас синергетической ценности, заложенной в существовавшей организации. Знаменательно, что, например, в США 98% банкротств начинается по инициативе самого должника - как способ защиты от недобросовестных кредиторов

До настоящего времени в мире функционировали две основные модели банкротства: англо-саксонская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, преимущественно продолжниковская, направленная на финансовое оздоровление компании. Однако в последние десятилетия, как отмечают многие исследователи, наблюдается их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально-экономической ситуации на разных уровнях общества и переход большинства стран к реализации медлительных реорганизационных схем вместо ликвидационных процедур.

Первым законом, предусмотревшим защиту корпораций от кредиторов, был закон США о банкротстве 1867 г.; законом 1898 г. защита была усилена. В течение ХХ века в этом направлении поменялось законодательство во всех развитых странах (в США в 1978, 1984, 1986 и 1994 годах, в Великобритании в 1976 и 1986 годах, в Германии в 1994 г., во Франции в 1985 г.).

Если рассматривать институт банкротства России, важно отметить, что он в течение более четырех столетий регулировался нормами древнерусского законодательства. (1)

Следует отметить, что правовая история банкротства в современной России началась еще до обозначенного начала первого этапа. На сегодняшний день можно выделить три основных этапа в развитии института несостоятельности в России:

  • 1) с конца 1992 г. -- по начало 1998 г.: период действия Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. № 39291 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее -- первый закон о банкротстве);
  • 2) с начала 1998 г. -- по конец 2002 г.: период действия Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -- второй закон о банкротстве);
  • 3) с конца 2002 г. -- по настоящее время: период действия Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -- третий, или новый закон о банкротстве). (4)

Устойчивая динамика снижения процедур конкурсного производства наметилась только с 2007 года (64,09% от общего количества принятых к производству дел) (табл. 1).

Табл.1. Соотношение процедур банкротства за 1998-2011 годы.

Рассматриваемые 2008-2012 годы, прошедшие под знаком мирового финансового кризиса, не очень изменили основную тенденцию - введение ликвидационной процедуры, лишь незначительно стабилизировав ее долю на уровне 43-52% от общего количества дел, принятых к производству.


Рис. 1.

Для сравнения: из 107 компаний США, объявивших себя банкротами на протяжении 1996-2000 годов, 95 фирм продолжили свою деятельность после реорганизации. Ликвидированы лишь 12 компаний, или не более 1% от общего числа фирм, прекративших свою деятельность с конца 1995 года.

Можно привести данные по доле реабилитационных процедур в общем количестве процедур банкротства в других странах (рис. 2). Проведенное исследование свидетельствует о том, что в других странах реабилитационные процедуры применяются гораздо чаще: в 65-70 % случаев в США, в 16-23 % случаев в Великобритании, в 17-51% случаев в Канаде.


Рис. 2.

Решение проблемы приоритетности ликвидационных или реабилитационных процедур требует взвешенного подхода, поскольку экономическое положение в разных отраслях экономики неоднозначно, следовательно, применение единого критерия в выборе процедур банкротства приведет к еще большей деформации и негативным макроэкономическим и социальным последствиям. В России есть отрасли с традиционно небольшой долей убыточных организаций, например, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, черная металлургия, торговля. Больше всего прибыльных организаций в таких отраслях, как трубопроводный транспорт (91,6%), охота и лесное хозяйство (77,0%), торговля и ремонт (75,5%), рыболовство (74,9%), связь (74,2%). В ряде сфер доля убыточных предприятий составляет около трети в целом по экономике: сельское хозяйство и охота (57,1%), производство пищевых продуктов (27,8%), обработка древесины и производство изделий из дерева (27,1%). И наконец, есть виды деятельности, где прибыльных и убыточных компаний практически одинаковое количество. К ним относятся производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также управление эксплуатацией жилого фонда.

Многие организации-банкроты оценивают шансы выйти из реабилитационных процедур как минимальные, причем не в силу тяжести кризисного состояния, а в результате неотработанной практики правовой и экономической защиты должника. При существующей системе регулирования и поддержке кризисных организаций конкурсное производство является основной процедурой, несмотря на заявленную приоритетность цели восстановления экономики предприятия.

Несмотря на общее сокращение ликвидационных процедур должников за рассматриваемый период (удельный вес конкурсных производств в общем числе дел о несостоятельности составил: в 2010 году 48,1%, в 2011 году 46,7% и в 2012 году 42,35%), именно конкурсное производство определяет сложившуюся структуру процедур банкротства. Эффективность конкурсного производства характеризуется возможностью выхода из кризисного состояния через ликвидацию с наименьшими потерями для кредиторов, то есть при максимальном погашении обязательств, а также при нахождении вариантов сохранения бизнеса через заключение мирового соглашения. (5)

Согласно проведенному на конференции «О институте банкротства в России» опросу, на вопрос «В чьих интересах в России следует развивать законодательство о банкротстве?» были полученные следующие результаты:

В интересах должника - 42,83%

В интересах кредитора - 57,17%

Исходя из которых, мы видим, что большинству населения России хочется, чтобы законодательство о банкротстве развивалось в интересах кредиторов.

Можно выделить следующие особенности института банкротства в России:

  • 1) Признание организации неплатежеспособной (несостоятельной) по российскому законодательству не ведет к прекращению отношений с занятыми в этой организации работниками.
  • 2) Введение процедур наблюдения и внешнего управления в ряде случаев позволяет избежать ликвидации организации и увольнения работников.
  • 3) Банкротство не может исключать гарантии и защиту трудовых прав работников нормами трудового законодательства.
  • 4) Законодательство Российской Федерации о труде не содержит норм, гарантирующих защиту требований работников, а также не обеспечивает охрану заработной платы, рабочих мест и организаций в целом при процедурах банкротства. Поэтому важно при проведении процедуры банкротства обеспечить соблюдение интересов работников.

Соединенных Штатах дела о банкротстве законодательно регулируются на федеральном уровне - Кодексом законов о банкротстве (титул 11 Свода федеральных законов США). Отдельные штаты не имеют законодательных полномочий в части банкротства.

Законом о реформе законодательства о банкротстве 1978 года прежний Закон о банкротстве 1898 года был признан утратившим силу, и была проведена всесторонняя переработка законодательства о банкротстве.

В США термин «банкротство» используется для описания всех видов несостоятельности, включая компромиссное (мировое) соглашение и процедуры по оздоровлению должника. Процедуры банкротства США, а также права и обязанности компании в отношении ее активов регулируются федеральными законами. Обычно процедура банкротства открывается по инициативе должника (добровольный вариант).

Особенностью системы несостоятельности США является наличие специализированных судов по вопросам банкротства, которые составляют часть федеральной судебной системы.

Следующей отличительной особенностью законодательства о банкротстве Америки является наличие возможности у предприятия обратиться в суд за защитой от кредиторов в соответствии с Главой 11 Кодекса о банкротстве. Как только такое заявление поступает в суд, кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо действия против организации или ее имущества, и все уже начавшиеся действия также автоматически останавливаются. На имущество организации не может быть наложен арест. Такую ситуацию американцы называют «автоматической остановкой».

Кодекс о банкротстве США в части подхода к оздоровлению предприятия необычен тем, что план оздоровления может быть, выдвинут либо самим должником, либо любым из кредиторов. Однако в течение первых 120 дней банкротства только должник имеет право представлять план оздоровления. Таким образом, у директоров должника приблизительно 4 месяца на то, чтобы подготовить план. Такой план может быть представлен и после истечения 120 дней. Однако в этом случае кредиторы получают право выдвигать свои собственные планы.

План может содержать следующие пункты: Кредиторы могут получить акции предприятия на всю сумму или часть суммы задолженности перед ними.

Предприятие может попытаться продать определенную часть активов для того, чтобы произвести частичное погашение долгов.

Кредиторы могут согласиться на погашение частями, либо на частичное погашение в счет полного погашения.

Кредиторы могут обменять свои претензии на долговые обязательства с выплатой процента в будущем.

Кредиторы могли бы согласиться снять требования с активов для того, чтобы позволить предприятию получить дополнительное финансирование.

В Соединённых Штатах существуют два способа банкротства. При первом варианте, который применяется и в России, собственность банкрота распродается по частям, а полученные деньги делятся между кредиторами. При втором способе предприятие сохраняется как имущественно-производственный комплекс, однако его собственник меняется. Второй метод в России применяется только для банков, но в перспективе планируется применять данный метод и для небанковских компаний. (9)

Таким образом, выделяются следующие особенности института банкротства Америки:

  • 1. Добровольный характер банкротства (чаще в суд обращаются сами должники).
  • 2. Должники чаще добросовестно раскрывают всю информацию об активах и долгах.
  • 3. Высока степень доверия к процедурам банкротства (банкротство не пугает ни должников, ни кредиторов)
  • 4. Арбитражный управляющий может быть назначен не сразу. Процедуры банкротства дают должнику возможность исправить положение самому под контролем суда и кредиторов с применением такого института как «должник во владении».
  • 5. Должник и кредиторы сотрудничают для достижения общей цели - восстановления платежеспособности бизнеса должника.

На этой неделе заканчивается эпоха правления доллара в качестве мировой резервной валюты. Она же знаменует собой начало периода ужасающего экономического и политического упадка Соединенных Штатов.

Американская империя испускает последний вздох. Все кончено. Возврата к прошлому не будет. И впереди нас ждет нечто очень, очень болезненное.

Барак Обама, криминальные кланы Уолл-стрит и их помощники - контролируемые большим бизнесом СМИ, выдающие вздорные сплетни и пустую болтовню за новости в тот момент, когда страна переживает жесточайший экономический кризис в своей истории - возможно, сумели одурачить нас, американцев, но остальной мир отлично понимает, что мы - банкроты.

И черта с два другие страны будут продолжать поддержку завышенного курса доллара и гигантского дефицита нашего федерального бюджета, уже превысившего 2 триллиона, за счет которого мы оплачиваем экспансию Америки в Евразии и финансовую пирамиду, в которую превратился наш капитализм. Они взяли нас за горло, и теперь начнут сжимать пальцы.

В понедельник и вторник в российском Екатеринбурге (бывшем Свердловске) проходит встреча председателя КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao), российского президента Дмитрия Медведева и других лидеров шести стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества.

США, обратившиеся с просьбой об участии в саммите в качестве наблюдателя, получили отказ. Советую повнимательнее присмотреться к тому, что там происходит. Это собрание представляет собой, по словам экономиста Майкла Хадсона (Michael Hudson), ‘самую важную встречу на высшем уровне с начала 21 века’.

На ней наши крупнейшие торговые партнеры делают первый шаг по пути к замене доллара другой мировой резервной валютой.

Если они успешно доведут это дело до конца, курс доллара рухнет, импортируемые Америкой товары, в том числе нефть, резко подорожают, процентные ставки возрастут, а безработица примет такие масштабы, что последние месяцы покажутся нам верхом благополучия.

Услуги, предоставляемые населению региональными и федеральными властями, будут сокращены в объеме или просто аннулированы из-за недостатка средств. США станут похожи на Веймарскую республику или Зимбабве.

Обама, которого сегодня многие считают чуть ли не Спасителем, вдруг станет выглядеть жалким и никчемным слабаком. Озлобление, ставшее в последние недели причиной нескольких убийств и преступлений на почве нетерпимости, охватит широкие массы обездоленного и растерянного рабочего и среднего класса.

Представители этих классов потребуют наказания виновных, радикальных перемен, порядка и нравственного обновления, что не преминет им пообещать разношерстная свора протофашистов - от правых христиан до отморозков, распространяющих риторику ненависти через Fox News.

Я позвонил Хадсону, заинтересовавшись его статьей, опубликованной в понедельник в Financial Times. Она называется ‘Екатеринбургский перелом: дедолларизация и конец военно-финансовой гегемонии США’ (’The Yekaterinburg Turning Point: De-Dollarization and the Ending of America’s Financial-Military Hegemony’).

Хадсон отмечает: ‘Возможно, Екатеринбург войдет в историю как место, где нашел свой конец не только последний русский царь, но и американская империя’.

Его статью стоит прочесть, как и исследование Джона Ланчестера (John Lanchester) о характере международной банковской системы под заголовком ‘Все кончено’ (’It’s Finished’), наводящее на весьма тревожные мысли - оно появилось в выпуске London Review of Books от 28 мая.

‘Это означает конец доллара, - пояснил Хадсон в разговоре со мной. - Это означает, что Китай, Россия, Индия, Пакистан и Иран официально создают военно-финансовый блок, чтобы выставить Америку из Евразии. Дефицит платежного баланса связан прежде всего с военными ассигнованиями. Половина избыточных расходов США идет на военные нужды.

В конечном итоге это дефицитное финансирование зависит от зарубежных банков, от центральных банков. У них нет другого выбора, кроме как возвращать нам полученные от нас деньги, скупая американские государственные облигации.

Получается, что азиатские страны финансируют собственное ‘окружение’ нашими военными базами.

Их вынуждают принимать долларовые обязательства, которые никогда не будут рефинансированы. Они платят за военную агрессию Америки против самих себя. И естественно, им хочется положить этому конец’.

Китай, указывает Хадсон, уже заключил двусторонние торговые соглашения с Бразилией и Малайзией, предусматривающие взаиморасчеты не в долларах, фунтах или евро, а в юанях. Россия обещает перейти на расчеты с другими странами в рублях и их собственных валютах.

Председатель китайского Центробанка в открытую призывает отказаться от доллара в качестве резервной валюты, заменив его принятыми в МВФ ‘специальными правами заимствования’. Какой будет эта новая система, пока неясно, но ‘бегство от доллара’ явно уже началось.

Цель всех этих шагов, по словам российского президента - создать ‘многополярный’ миропорядок, который разрушит экономическую, а значит и военную гегемонию Соединенных Штатов.

Китай лихорадочно расходует свои долларовые резервы на скупку промышленных предприятий и недвижимости по всему миру, избавляясь от запасов американской валюты.

Именно поэтому Aluminum Corp. of China была готова пойти на беспрецедентные уступки в ходе неудачной попытки заключить сделку на 19,5 миллиардов долларов о покупке акций австралийской горнодобывающей компании Rio Tinto. Она отчаянно пытается сбыть с рук имеющиеся у нее доллары.

‘Китай пытается потратить как можно больше имеющихся у него долларов, заключая сделки по принципу ‘деньги в обмен на ресурсы’, - поясняет Хадсон.

Они расплатятся этими долларами со странами, готовыми продавать свои сырьевые ресурсы, поскольку Америка не желает продавать им свои высокотехнологичные активы, даже Unocal, опасаясь ‘желтой опасности’.

Пекин понимает, что очень скоро его долларовые резервы полностью обесценятся .

Архитекторы этой новой глобальной системы взаиморасчетов хорошо осознают: сломав хребет доллару, они покончат и с американской гегемонией в военной сфере. Без нынешнего ‘замкнутого цикла’ постоянных заимствований финансировать наши военные расходы невозможно.

Официальный объем военного бюджета США на 2008 финансовый год составляет 623 миллиарда долларов, и это без учета ассигнований на исследования в ядерной области и др. Военный бюджет Китая - страны, стоящей на втором месте в мире по оборонным ассигнованиям, - по данным ЦРУ составляет 65 миллиардов долларов.

Наш дефицит платежного баланса связан с тремя факторами. Во-первых, это торговля: Америка импортирует больше, чем экспортирует. Во-вторых, это движение капиталов: Уолл-стрит и американские корпорации скупают зарубежные компании.

Третий, и самый серьезный источник дефицита платежного баланса последние полвека представляют собой расходы Пентагона. Все эти годы наш дефицит связан в первую очередь именно с военными ассигнованиями.

Найдите таблицу номер 5 в Отчете о платежном балансе, опубликованном в ежеквартальном бюллетене Survey of Current Business, и взгляните на графу ‘военные расходы’. Вы поймете, откуда берется дефицит.

Для финансирования нашей экономики, давно уже и на постоянной основе переведенной на военные рельсы, мы наводняем мир долларами. Иностранные реципиенты передают эти доллары своим Центробанкам, меняя их на национальную валюту.

В результате у последних возникает проблема. Если они не потратят полученные доллары в США, курс их национальных валют по отношению к американской поползет вверх.

От этого пострадают экспортеры. Таким образом, Америка получает возможность на полную мощность включать печатный станок, финансируя импорт, покупку зарубежных активов и наращивание нашей военной мощи, и одновременно гарантируя дальнейшее приобретение наших государственных облигаций государствами вроде Китая.

Теперь, однако, этот ‘круговорот’, похоже, близится к концу. Когда мы не сможем заваливать долларами иностранные Центробанки, и никто не станет покупать наши облигации, американская империя рухнет. Безудержные военные расходы - до триллиона долларов в год с учетом косвенных ассигнований - станут невозможны.

‘Нам придется самим финансировать свои военные расходы, - предупреждает Хадсон, - и сделать это можно только за счет резкого сокращения зарплат. Классовая борьба снова с нами. Уолл-стрит это понимает.

Именно поэтому он заставил Буша и Обаму раздать большому бизнесу 10 триллионов долларов: в результате подобного разграбления государства его воротилы получили достаточно денег, чтобы выжить’.

Отчаянные попытки преодолеть финансовый крах за счет заимствований привели к беспрецедентному со времен Второй мировой войны государственному вмешательству в экономику. Кроме того, из-за этого мы оказались в ‘неизведанных водах’.

‘По сути нам пришлось начать войну, чтобы выбраться из ямы, в которую нас столкнула наша же экономическая система, - пишет Ланчестер в London Review of Books.

Подобные действия не имеют образца или прецедента, и никто не может утверждать, что, мол, все нормально, они вписываются в ту или эту модель капитализма. . . нет такой модели.

Капитализм не должен так работать, у нас нет ‘дорожной карты’, чтобы сориентироваться в происходящем’.

Когда доллар рухнет, стоимость жизни - от питания до медицинских услуг - станет непосильной для подавляющего большинства американцев. Пенсионные фонды региональных и муниципальных органов власти растают как снег, и их придется закрыть.

Государство вынуждено будет распродавать объекты инфраструктуры - в том числе дороги и транспортные средства - частным корпорациям.

Приватизированные коммунальные службы - помните Enron? - будут постоянно повышать тарифы за услуги населению, прежде регулировавшиеся и субсидировавшиеся государством.

Коммерческая и частная недвижимость потеряет больше половины своей нынешней стоимости. Если сегодня рыночная стоимость 25% американских домовладений оказалась меньше взятых под них ипотечных кредитов, то вскоре с такой ситуацией столкнутся почти все собственники жилья.

Получить кредит будет трудно, а продать недвижимость без больших убытков - невозможно. Наши городские кварталы будут представлять собой печальное зрелище - пустые магазины, заколоченные дома.

По стране прокатится эпидемия выселений за долги. Массы бездомных выстроятся в очереди за бесплатным супом.

Контролируемые большим бизнесом СМИ - уже сегодня примитивные и банальные - будут работать день и ночь, отвлекая нас бессмысленными сплетнями и зрелищами, сексом, сценами беспричинного насилия, ‘ужастиками’ и пустопорожними политическими дебатами.

Американское общество будет состоять из гигантского обездоленного ‘низшего класса’ и крохотной властной олигархии, управляющей жестокой и беспощадной системой ‘неофеодализма’ из неприступных ‘замков’-резиденций. Всякого, кто дерзнет сопротивляться, заставят замолчать - зачастую силой.

За гигантские злоупотребления нашей правящей элиты придется заплатить нам - очень дорого и очень скоро.

Америка – банкрот. США в полном пролёте. Американский доллар стал пустой бумажкой.

Примерно такие сравнения первыми приходят на ум при прочтении свежего документа от Министерства финансов США. Но, как ни странно , на фоне других, куда менее значимых новостей, это сообщение казначейства осталось незамеченным широкой публикой. Что, возможно, лишний раз показывает её близорукость в экономических вопросах.

А суть вот в чём.

Американский Минфин опубликовал свой ежегодный Финансовый отчёт . Этот документ, в отличие от строгих бюджетных посланий, представляет годовые итоги деятельности USA Corp . То есть, финансовые результаты правительства, преломленные сквозь призму корпоративного подхода к составлению отчётности.

И обрисованная в документе финансовая ситуация выглядит полностью удручающей . Соединённые Штаты хронически не сводят концы с концами. Их операционные расходы существенно превышают текущие доходы .

В истекшем финансовом году разница составляет 1,2 трлн долл. Это больше, чем, например, вся экономика Австралии. И за год отрицательный финансовый результат возрос более, чем на 100 млрд долл. Или примерно на 10% .

При этом 2017 год в экономическом плане был чрезвычайно удачным для Америки. Не было войны. Не случилось рецессии. Не произошло вангуемого многими эпического финансового #кризис ­а. Штаты пользовались всеми благами экономического роста в 2017 году. Безработица находилась на самом низком уровне с февраля 2001 года, доверие потребителей и бизнеса – на исторических максимумах, а #инфляция оставалась низкой и контролируемой.

И, тем не менее…

Конечно, основной прирост финансовой ямы был связан с увеличением процентных расходов на обслуживание государственного долга США. А это, в свою очередь, произошло вследствие плавного свёртывания стимулирующей политики Федерального резерва. Учётная ставка начала осторожно расти, вслед за ней потянулись и ставки по государственным заимствованиям. А доходы в виде налогов и сборов не поспевали за этим процессом, поскольку инфляция, как уже было сказано, оставалась низкой.

Ещё один момент в отчётности – активы и обязательства государства, а также его эффективная чистая стоимость .

Это похоже на то, как любой человек может рассчитать свою «чистую стоимость»: в плюс идёт цена недвижимости в собственности, текущая стоимость движимого имущества, например, автомобиля и положительный баланс банковского счета, а в минус – обязательства, такие как задолженность по ипотечным кредитам и кредитным картам. Конечным результатом является чистый собственный #капитал .

Так вот, с этой точки зрения Америка находится в глубоком провале . Федеральное правительство безнадежно отрицательно: минус 20,4 трлн долл. То есть, у американского правительства гораздо больше обязательств, чем имеется активов.

И это хуже, чем результат предыдущего года в размере 19,3 трлн долл. То есть, чистая стоимость правительства США уменьшилась примерно на 6% в годовом исчислении. В основном потому, что вырос государственный долг.

Иными словами, если бы правительство Соединённых Штатов было #бизнес ­ом, оно давно обанкротилось бы .

Но Америка при этом процветает, как ни странно . А #Россия , у которой мизерный государственный долг и крохотный в сравнении со Штатами #бюджет ­ный дефицит, всё ещё балансирует на грани рецессии, по сути, борясь за выживание .

Так чья бюджетная, экономическая и прочая политика обанкротилась на самом деле?

PS Разумеется, оценивать #государство теми же мерками, что и корпоративное предприятие, не вполне корректно. Правительство не ставит задачу получения прибыли, а бюджет использует как инструмент стимулирования экономической активности в стране. Что положительно сказывается на благополучии компаний и граждан. Тем не менее, итогового вопроса это не отменяет.

Чья политика вернее ведёт страну в тупик ?

Федеральный долг США снова пришел в движение. По состоянию на середину недели он достиг нового рекордно высокого значения на отметке $20,7 трлн. Но, если взглянуть на этот момент отстраненно, что все это означает?

Как правило, экономисты используют показатели размера общего долга или размера долга федерального правительства, деленные на ВВП (валовой внутренний продукт или общая стоимость произведенных товаров и услуг за один год. Таблица ниже). Тем не менее такие показатели большинству людей кажутся немного эфемерными.

Поэтому я решил упростить подход. На диаграмме ниже показан федеральный долг (красная линия) и количество работников, занятых на полный рабочий день (синяя линия), с 1970 года. Очевидно, что долг начал резко расти с 2000 года, и особенно с 2008 года, и этот процесс развивался на фоне замедления роста чистой занятости на полный рабочий день. Численность сотрудников, занятых на полный рабочий день, является экономически важным показателем, поскольку только эти рабочие места предоставляют средства для покупки домов, создания сбережений и накопления богатства в экономике, в которой главным драйвером выступают потребители. Работа на неполный рабочий день обычно представляет средства, достаточные только для обеспечения прожиточного уровня.

Но если мы посмотрим на изменения, произошедшие за указанные периоды, выделенные в таблице, мы получим ясную картину (график ниже): прирост полноценных рабочих мест быстро снижается, а федеральный долг растет.

И если мы посмотрим на размер федерального долга, добавленного при создании одного полноценного рабочего места (график ниже) … мы увидим точку разлома!!! Начиная с 2008 года, созданию каждого нового рабочего места на полный день соответствовал прирост федерального долга США в $1,92 млн. Сравните это с $30 тыс. нового долга на одного нового работника на полный рабочий день с 1970 по 1980 г. … или $140 тыс. с 1980 по 1990 г. Полученная цифра почти в четыре раза превышает $460 тыс. нового долга на создание одного полноценного рабочего места с 2000 по 2008 г. И все это происходит несмотря на гораздо большую общую численность населения и после десяти лет “экономического восстановления”, а значит лучшего ждать не приходится. Вероятно, мы находимся на пике этого экономического цикла или очень близки к нему. Эта модель, возможно, будет иметь место в течение следующего десятилетия и следующего экономического цикла … вероятно, с катастрофическими результатами.

Красная линия в приведенной ниже таблице – это федеральный долг, деленный на количество работников, занятых на полный рабочий день. Зеленая линия показывает располагаемый личный доход (что остается после налогообложения), разделенный на то же количество работников, имеющих полноценные рабочие места. Федеральный долг в настоящее время растет почти в два раза быстрее, чем растут личные доходы (которые составляют налоговую базу для обслуживания все более быстро растущего долга).

Если у вас, как и у примерно 127 млн. американцев, есть работа на полный рабочий день, то вы, как и все они, должны заплатить $163 тыс. (без учета налогов, которые вы уже платите), чтобы рассчитаться по счетам Америки. Вы можете увеличить вчетверо или впятеро эту сумму долга на одного работника, если мы учтем огромные непрофинансированные обязательства Америки. И чтобы оценить вашу способность сделать это, я беру общий располагаемый личный доход (т.е. то, что остается из всех источников личного дохода после налогообложения) и делю полученную сумму на те же 127 млн., работающих полный рабочий день … в среднем каждый из вас забирает домой $115 тыс. (несмотря на тот факт, что медианный доход домохозяйств в Америке составляет около $60 тыс. … да, именно из-за топ-работников среднее значение этого показателя оказывается немного выше).

Следующий график показывает, сколько месяцев располагаемого личного дохода тех, кто работает полный рабочий день, потребуется для того, чтобы погасить долг. Если бы Америка была намерена урегулировать свои долги, то тогда нужно было бы в течение 18-и месяцев собирать все доходы (все то, что остается после уплаты налогов) американцев, имеющих полноценную работу! Вы можете поднять планку до 70-90 месяцев, чтобы включить в этот расчет все непрофинансированные обязательства. Конечно же, погашение этого долга невозможно … как и иллюзорна надежда на то, что этот долг в дальнейшем может быть обслужен.

Вам любопытно, как все вышло из-под контроля? Многие связывают начало этого процесса с событий 1981 года, когда Федрезерв начал понижать процентные ставки, делая долг все более дешевым в обслуживании и побуждая Конгресс (а также корпораций и частных лиц) к большим тратам на фоне нежелания увеличивать налоги населению (кому не нравится и кто не возьмет бесплатные деньги?).

Но в более широком смысле рост населения США начал замедляться с 1790 года, а отношение долг к ВВП – расти (график ниже). Первоначально сочетание сравнительно небольшой численности населения, массовой иммиграции и высоких показателей рождаемости обуславливали ежегодный прирост населения на отметке выше 3% в год на фоне относительно низкого соотношения долга к ВВП. Далее, по мере роста населения, иммиграция замедлилась, а уровень рождаемости рухнул. Рост численности населения США резко снизился. С 1950 года общий годовой прирост населения (черная линия в таблице ниже) замедлился почти на 75% (с 2% до 0,6%), но более критически важный ежегодный прирост населения среди людей моложе 65 лет практически прекратился (как показывает желтая линия на графике), и увеличение долга было воспринято как хорошее “решение”. Масштабные сокращения процентных ставок как стимулы наращивания долга стали заменой замедляющемуся органическому росту.

Что касается причины увеличения валюаций активов … то были не доходы и не сбережения. В приведенной ниже диаграмме показана чистая стоимость домохозяйств в процентах от располагаемого дохода (совокупная стоимость акций, облигаций, недвижимости, которая увеличивалась намного быстрее, чем доходы, которые поддерживают валюации активов). Аналогичным образом, норма сбережений возвращается к историческим минимумам, и это означает, что американцы слишком много потребляют и оставляют очень мало для инвестирования или сбережений (на случай следующей экономической рецессии).

Таким образом, если это был не рост населения, не рост рабочих мест и не рост доходов или сбережений, которые привели к отскоку экономики и возвысили цены активов до рекордных уровней… тогда это был леверидж. Более дешевая стоимость долга и больший объем этого долга. И такая форма богатства исчезает в мгновение ока, когда наступает неизбежная стадия делевериджа. Таким образом, мы стали свидетелями комбинации “финансиализации”, дефицитного расходования и монетизации, обесценивающей доходы и сбережения работников, на фоне увеличения доходов (и богатства) владельцев активов.

Теперь эта администрация (как и ее предшественники) намерена допускать большие дефициты бюджета благодаря сокращению налогов в сочетании с быстрыми растущими недискреционными расходами и наряду с большими дискреционными расходами на инфраструктуру и военное ведомство. Конечно, Америка может технически избежать “банкротства” в классическом его понимании, поскольку правительство страны может печатать деньги в цифровом виде, как оно делало прежде и будет делать и впредь. Но все это приведет к еще большему сокращению доли населения, которая извлечет из этой политики выгоду, и еще большему увеличению подавляющего большинства, которому придется платить цену за последствия роста долгов и обесценения валюты.

Немногочисленный класс владельцев акций, облигаций и недвижимости будет по-прежнему вознаграждаться за счет продолжающегося накопления долгов. Те, кого называют “синими воротничками” или “рабочим классом”, будут продолжать сталкиваться с ростом стоимости аренды и страховки… и их доходы окажутся еще более неадекватными для оплаты их счетов, не говоря уже о приобретении быстро дорожающих активов… к сожалению, подавляющее большинство продолжит беднеть, если не произойдут очень большие изменения.

Необходимо выяснить, являются ли руководители федерального правительства, Федерального резерва, а также избранные выгодополучатели с Уолл-стрит (помимо прочих) чересчур некомпетентными или (что более вероятно) виновными в уголовном преступлении в связи с злоупотреблением своими должностными полномочиями и властью в интересах немногочисленного меньшинства за счет подавляющего большинства населения. Если ответом будет второе предположение, то тогда речь должна идти об уголовной ответственности. По крайней мере, необходим полный пересмотр политики, который положит конец этим централизованно сконструированным циклам бумов и крахов, наносящих с каждым разом все больший урон. Нужно признать экономическую реальность, принять острую мучительную краткосрочную ребалансировку и сосредоточиться на устойчивом долгосрочном общем благе.

Тем, кто считает такую перспективу удручающей, следует помнить, что все относительно. Америка находится в лучшей форме по сравнению Китаем. В отличие от последнего у Америки все еще есть выбор; а именно необходимо признать, что мы банкроты (обязательства превысили пределы наших возможностей оплатить их), прекратить дефицитные расходы и обесценение валюты, реструктуризировать экономику и создать условия для долгосрочного роста … каковы бы тяжелы и болезненны не оказались эти шаги. До этого момента Америка не выберется из болота.

Королев В.В., директор Приволжской саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Акт о банкротстве 1800 г. считается первым федеральным актом о несостоятельности, действовавшим в течение трех лет. В последующие периоды реформирование законодательства о банкротстве происходило достаточно регулярно. Основной задачей Акта 1800 г. было предоставление возможности кредиторам собрать активы индивидуального предпринимателя. Ранее, в XVIII в., в разных штатах акты о несостоятельности управомочивали индивидуального должника получить освобождение из тюрьмы, а иногда даже освободить от признания банкротом <1>.

<1> Warren C. Bankruptcy in United States History. N.Y., 1935. P. 21 - 24.

Принятый в 1841 г. федеральный Акт о банкротстве преследовал двойную цель: освобождение банкрота и удовлетворение кредиторов. Этот закон впервые позволил должнику добровольно подать заявление о банкротстве. В нем законодатели США провозгласили один из основных принципов, неизменно реализуемый во всех последующих законодательствах о несостоятельности: создание условий для освобождения от тягот банкротства и предоставление банкроту возможности реабилитации. Этот акт, очевидно, ориентированный на должников, позволял кредиторам лишь изредка получать какое-либо возмещение из имущества банкротов. Популярность Акта 1841 г. среди должников вызвала шквал банкротств, в силу чего вынудила власти отменить его по истечении 18 месяцев.

В 1867 г. в сферу действия законов о банкротстве были включены и компании. Хотя и этот Акт действовал недолго, до 1878 г., в 1874 г. законодатели внесли в него важное дополнение, позволившее заключать соглашения между кредиторами <2>.

<2> Warren C. Bankruptcy in United States History. N.Y., 1935. P. 79 - 83.

Современное американское право о банкротстве во многом базируется на Акте о банкротстве 1898 г. и его принципах "нового старта" (что позволяет банкротам начать свою деятельность с чистого листа) и равного распределения между кредиторами.

В 20 - 30-х годах прошлого века стала очевидной необходимость в появлении новых процедур, альтернативных прямолинейной ликвидации, в соответствии с которыми бизнес мог бы продолжаться как действующее предприятие к взаимной выгоде сторон. В 1930 г. в Конгресс был представлен Доклад Тэтчера, в котором обосновывалось и предлагалось введение реабилитационных процедур для "слабых компаний". За этим последовало принятие разрозненного законодательства в отношении железных дорог и фермеров (The Railroad Reorganisation Act 1933, Corporation Reorganisation Act 1933, Frazer-Lempke Act of 1933 - 1935). Этот период реформирования завершился введением в действие Акта о мелкой торговле 1938 г. (Chandler Act 1938), в соответствии с которым основной процедурой признавалась реорганизация, а не прямая ликвидация предприятия.

Современное законодательство о банкротстве является результатом реформы 1978 г. В 1970-е годы создается Комиссия США по законодательству о несостоятельности. Следуя ее докладу, обнародованному в 1973 г., Конгресс принял Акт о реформе процедур банкротства (The Bankruptcy Reform Act 1978), который ввел в действие Кодекс о банкротстве и Положения о создании отдельного суда по банкротству и его юрисдикции. В дополнение к Кодексу основные процедурные аспекты были изложены в Правилах о банкротстве (Rules and Forms of Practice and Procedure in Bankruptcy), в которых, в частности, выделены специальные положения о фермерах, и в 1986 г. внесены дополнения о введении специальной системы поверенных. Дальнейшие реформы проводились в 1994 г. и привели законодательство о банкротстве корпораций в современное состояние (The Bankruptcy Reform Act 1994).

В последние годы количество банкротств, особенно частных лиц, стремительно возросло. Существенным фактором их роста является ориентация американского права на должника, что породило желание избежать возврата долгов, которые вполне могли быть уплачены. Такой тип злоупотреблений перекладывал долговое бремя индивидуальных потребителей на бизнесменов. Для борьбы с этим явлением был принят Акт о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей (Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005). Закон одобрен 14 апреля 2005 г. палатой представителей, 20 апреля 2005 г. подписан Президентом, и вступил в силу 17 октября 2005 г. Для борьбы со злоупотреблениями при банкротстве этот Закон (S. 256 Title 11) предусматривает вполне прямолинейный тест, основанный на определении уровня необходимой поддержки. Этот тест требует от состоятельных дебиторов выработать план выплат в соответствии с гл. 13 Кодекса о банкротстве. Хотя в новом Законе делается упор на личную ответственность должников, в то же время государство не отказывается от помощи тем, кто нуждается в поддержке, предлагая такие варианты, как "новый старт" и защита от кредиторов.

Законодательство США о банкротстве в отличие английского права использует понятие "банкротство" и применительно к компаниям, и в отношении частных лиц, однако термин "банкрот" практически не встречается в законодательстве. В Кодексе о банкротстве (The Bankruptcy Code (BC), Title 11 United States Code) речь ведется о дебиторах.

Специальные законы о несостоятельности в США в течение длительного времени демонстрируют свою прагматичность и позитивный подход к разрешению противостояния между кредитором и должником. Несостоятельность рассматривается как необходимая цена, которую следует заплатить за преимущества оздоровления экономики. Американское право базируется на концепции полного возмещения кредиторам, однако основной упор при этом сделан на реорганизацию, а не на ликвидацию компании. Главная цель законодательства о несостоятельности - это реабилитация должника, на что указывается в гл. 11 Кодекса о банкротстве.

Положения этой главы предусматривают реорганизацию - восстановительную процедуру, в соответствии с которой компания, по крайней мере изначально, сохраняет владение и контроль над собственными активами, и управление бизнесом продолжается под защитой "автоматического состояния".

Процедура банкротства может быть открыта добровольно или, что случается гораздо реже, принудительно тремя или более кредиторами. В последнем случае как минимум три кредитора имеют необеспеченные требования на сумму 10 775 долларов США. Если у должника менее 12 кредиторов, принудительное банкротство может возбудить один из них, имея долг, равный указанной сумме или больше (ст. 303 BC). Для открытия процедуры в принудительном порядке необходимо доказать, что должник не оплачивает свои долги в срок, и не нужно доказывать, что кредитор не в состоянии взыскать их в рамках обычной судебной процедуры. Но и в этом случае к процедуре несостоятельности применяются положения гл. 11 Кодекса о банкротстве.

Для открытия процедуры в добровольном порядке должник, подающий заявление о ликвидации или реорганизации, не обязан удовлетворять каким-то критериям несостоятельности. Он также не обязан как-то обосновывать свое решение подать такое заявление (ст. 301 BC).

Реорганизация проводится поэтапно в течение нескольких месяцев и включает переговоры и составление плана вывода компании из кризиса, подготовку проекта заявления о раскрытии информации, утверждение этого проекта на судебных слушаниях, принятие плана кредиторами и акционерами, утверждение его судом, реализация антикризисной программы.

Должник имеет 120 дней на то, чтобы представить план реорганизации самостоятельно. По истечении этого периода план может быть подан любой заинтересованной стороной (кредитор, комитет кредиторов или управляющий по делу, но не федеральный управляющий) (ст. 1121 BC). В ст. 1123 BC перечисляются как обязательные положения такого плана, так и положения, включаемые по усмотрению составителя.

Планом реорганизации предусматриваются в первую очередь меры в пользу должника, поскольку основная цель - восстановление его платежеспособности. В нем следует установить категории требований и интересов кредиторов, в том числе и не затрагиваемых документом; указать направления работы с любыми их видами, определенными планом; обеспечить равный подход к каждому требованию в пределах одной категории. В план включаются методы, необходимые для его реализации и установленные непосредственно в законе (ст. 1123(5)): (a) сохранение за должником всего или части имущества; (b) передача всей или части конкурсной массы одному или нескольким юридическим лицам, созданным до или после утверждения такого плана; (c) объединение или присоединение должника к другому лицу или другим лицам; (d) продажа всего или части имущества, образующего конкурсную массу, независимо от того, имеются ли обременения данного имущества, такие как, например, залог или продажа с отсрочкой платежа или распределение всего или части имущества между лицами, обладающими правами требования по отношению к имуществу должника; (e) удовлетворение или изменение любого права требования; (f) отмена или изменение любой доверенности на управление собственностью или аналогичного документа; (g) исправление любого нарушения или отказ от использования прав при таком нарушении; (h) продление сроков погашения или изменение процентной ставки или иных условий размещенных ценных бумаг; (i) внесение изменений в устав должника или (j) выпуск ценных бумаг должника или любого юридического лица, о котором говорится в подпункте (b) или (c), с оплатой их денежными средствами, имуществом, существующими ценными бумагами или в обмен на требования.

Обязательным является внесение в устав должника, если он представляет собой корпорацию или созданную вновь любую корпорацию, указанную в п. п. (5)(b) или (5)(c), положения, запрещающего выпуск неголосующих долевых ценных бумаг и предусматривающего в случае ранее состоявшегося выпуска дебитором нескольких категорий ценных бумаг с правом голоса соответствующее распределение таких прав между различными их видами (с учетом преимуществ в части дивидендов, избрания членов совета директоров, представляющих такие преимущественные категории в случае нарушения обязательств по выплате таких дивидендов) (ст. 1123(6)).

Законом допускается наличие только тех положений, которые совместимы с интересами кредиторов и держателей долевых ценных бумаг, а также с публичной политикой компании в части порядка избрания любых должностных лиц, директоров или управляющих либо преемников таких должностных лиц, директоров или управляющих (ст. 1123(7)).

Кроме того, план реорганизации может вводить ограничения прав требования; с учетом ст. 365 BC предусматривать согласие, отказ или уступку любого контракта, подлежащего исполнению в будущем, или неистекшего договора аренды должника, не прекращенного ранее на основании указанной статьи; производить расчет по любым требованиям или корректировку любых требований к должнику или конкурсной массе; требовать сохранения самим должником или поверенным конкурсной массы; предусматривать продажу всего или существенной части имущества конкурсной массы и распределение поступлений от такой продажи между держателями права требования; изменять права держателей обеспеченных требований; содержать любые другие положения, не противоречащие закону.

Целью реорганизации является предоставление компании возможности реструктурировать свои долги и свою деятельность таким образом, чтобы при одобрении кредиторами и судом это позволило компании начать свою деятельность заново. Прежде чем будет утвержден план оздоровления, платежи кредиторам в отношении требований, возникших до подачи заявления в суд, в принципе запрещены (ст. 549(a) BC). У компании остается право владения своим имуществом, и она получает защиту от кредиторов.

Обычно при реорганизации директора компании остаются у руководства и продолжают вести бизнес. В таких случаях компания определяется как "должник во владении" (ст. 1101(1) BC). Должник (если он остается владельцем своего имущества) или поверенный наделяется "правом аннулирования", позволяющим ему аннулировать любую сделку, заключенную в течение определенного срока (90 дней) до подачи заявления о банкротстве. Такая мера способствует возврату платежей или имущества, которые могут быть использованы для расчетов с кредиторами.

При этой процедуре банкротства поверенный может быть назначен в любое время после открытия процедуры банкротства, но до утверждения плана реабилитации, только по определению суда с указанием причин такого решения, к каковым могут относиться обман, недостаточная компетенция или ненадлежащее управление производством со стороны должника, и на основании запроса одной из сторон после уведомления других участников процесса и проведения слушаний дела (ст. 1104(a)). Однако такое назначение является скорее исключением, нежели правилом <3>.

<3> Re Sharon Steel Corp. 871 F2d 1271 (3d Circ 1989).

Следует отметить, что при процедуре реорганизации к поверенному предъявляются определенные требования. Специалист по банкротству - это физическое лицо, компетентное исполнять обязанности по управлению конкурсной массой должника (адвокат, бухгалтер или кризисный управляющий), либо корпорация, которая согласно своему уставу уполномочена осуществлять функции по управлению имуществом, включенным в конкурсную массу должников. При этом лицо, выступавшее по делу в качестве эксперта, не вправе осуществлять функции поверенного в том же деле (ст. 321 BC).

Поверенный обязан оформить страхование профессиональной ответственности и особое страховое покрытие ответственности, связанной с управлением конкурсной массой должника. Прежде чем приступить к выполнению своих функций, поверенный депонирует в суде залог в пользу Соединенных Штатов в качестве гарантии добросовестного исполнения профессиональных обязанностей (ст. 322 BC). Однако он не отвечает лично своим имуществом или таким своим залогом в пользу Соединенных Штатов за штрафные санкции, наложенные на должника, или конфискацию его имущества. Более того, взыскание такого залога не может осуществляться по истечении двух лет после даты освобождения лица от обязанностей по управлению конкурсной массой. Основания профессиональной ответственности специалистов по банкротству содержатся во внутренних положениях их профессиональной ассоциации. За нарушение правил профессиональной этики предусмотрены особые меры дисциплинарного характера, которые не регулируются The Bankruptcy Code (Кодексом о банкротстве).

В обязанности поверенного входят: предоставление отчета за все полученное имущество (ст. 704(2)) и, если суд не установит иное, информации о конкурсной массе должника и об управлении ею по требованию заинтересованной стороны (ст. 704(7)); проведение проверки обоснованности предъявляемых должнику требований (ст. 704(5)); обращение в суд наряду с федеральным управляющим США и иным государственным органом, которому поручено собирать или определять любые налоги, периодические отчеты и сводки о такой деятельности, включая справки о поступлениях и расходах, а также иную информацию, затребованную федеральным управляющим США или судом (704(8)); составление заключительного отчета и оформление итогового счета по управлению конкурсной массой для суда и федерального управляющего США (704(9)); если этого не сделано должником, составлять список кредиторов, план активов и обязательств, план текущих доходов и текущих расходов и отчет о финансовом состоянии должника. Если должник ведет хозяйственную деятельность, за исключением случая, когда суд распорядится об ином, поверенный обязан проверять деятельность, поведение, активы и обязательства, финансовое положение должника и решать вопрос о необходимости продолжения ведения бизнеса. На него возлагается предоставление материалов любой проверки, включая установленные факты обмана, нечестных действий, некомпетентности, неправомочных действий, ненадлежащего управления или нарушений в управлении делами должника, любому комитету кредиторов или держателей акций, любому доверенному управляющему или иному лицу по указанию суда.

Поверенный должен проанализировать деятельность предприятия и за любой период, за который должником не подана налоговая декларация, требуемая законом, представить по запросу соответствующего государственного органа информацию с учетом состояния книг и записей должника и доступности такой информации. Суд может возлагать на него и другие обязанности, которые не в состоянии исполнить сам должник, лишенный возможности управлять своим имуществом.

Кроме того, следует иметь в виду, что должник, функции управления деятельностью которого переданы поверенному, может вернуть себе такие функции (ст. 1105 BC). Суд по запросу федерального управляющего или заинтересованной стороны, направив уведомления и проведя соответствующие слушания, отстраняет поверенного, что отражает изменение обстоятельств, при которых было сделано назначение. The Bankruptcy Code не содержит перечня конкретных оснований для отстранения от должности, поскольку решение об этом принимается судом по каждому делу индивидуально. Примерами оснований для отстранения от должности могут служить непредставление требуемых отчетов или несоблюдение фидуциарных обязанностей управляющего.

Во всех случаях, когда суд отстраняет поверенного или наблюдателя, такой управляющий или наблюдатель должен быть отстранен и от исполнения своих функций в других делах по гл. 11, если судом не будет указано иное (324(b)).

К компании переходит также большинство прав, полномочий и обязанностей, предоставляемых поверенному, кроме права на компенсацию (ст. 330 BC) и проведение расследования. Функции управления остаются у прежнего руководства. Должник выступает держателем конкурсной массы, может использовать, продавать или сдавать имущество в аренду в обычном порядке. Он выплачивает торговые долги и обязательства по заработной плате перед своими работниками. Однако любые действия, выходящие за пределы обычного хозяйственного оборота, должны утверждаться судом.

В американском варианте в процессе банкротства участвуют не только руководители компании и суд, но и акционеры, кредиторы и "должник во владении", т.е. сама компания.

Как отмечалось выше, должник не обязан объяснять причину подачи заявления о банкротстве, но, поскольку в результате такого заявления объявляется мораторий на предъявление кредиторами каких-либо требований к компании, дебиторы достаточно часто используют эту особенность американского законодательства. Так, в апреле 1987 г. компания Texaco Inc подала заявление в суд в соответствии с гл. 11 BC, чтобы получить передышку и защититься от приказа о предоставлении обеспечения 11,1 млрд. долларов в пользу другой компании-кредитора по суду <4>. Следует отметить, что для США такая причина введения реорганизации является убедительной.

<4> Bailey E., Groves H., Smith C. Corporate Insolvency. Law and Practice. L., 2001. 2 ed. P. 779.

Еще один пример использования законодательства о банкротстве. Компания Johns-Manville Corporation подала заявление в соответствии с гл. 11 для проведения переговоров о порядке разрешения в настоящее время и в будущем жалоб от лиц, пострадавших от воздействия асбеста. Это заявление было оспорено, но неудачно. Положения гл. 11 позволили компании добиться запрета на любые юридические действия против нее настоящих или будущих "асбестовых" истцов. Возмещение убытков как вид наказания компании запрещался решением суда <5>. По итогам этого дела в закон внесено специальное положение, касающееся правомочий трастовых фондов в случае ответственности за ущерб от воздействия асбеста на организм (524(g) BC).

<5> Re Johns-Manville Corp. BR 727 (Bancr., SDNY 1986).