(право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения) прекращаются со смертью автора, но охраняются бессрочно. Это означает, что наследники автора не могут дать разрешение, например, на замену имени автора, внесение изменений в произведение, т.к. эти права охраняются бессрочно.
Исключительные права
автора на произведения относятся к категории имущественных прав, а потому могут передаваться по наследству. Переход исключительных прав на произведение по наследству закреплен в ст. 1283 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Какие права относятся к исключительным, можно узнать
Исключительные права могут наследоваться как гражданами, так и юридическими лицами (организациями). Очередность наследования по закону определяется ГК РФ.
Какие права могут передаваться по наследству?
Исключительные права наследуются не только за автором, но и за другим правообладателем, который на момент смерти обладал такими правами, например, на основании договора с автором. Поэтому наследуется именно тот объем исключительных прав, который принадлежал умершему лицу.
Если на момент смерти автора какие-то его исключительные права на произведение были переданы другому лицу (например, по договору), эти права не включаются в состав наследственной массы и не переходят по наследству. В течение 70 лет после смерти автора эти переданные права будут принадлежать их правообладателю, который в свою очередь сможет передавать их по наследству своим наследникам.
То есть если на момент смерти автора права на воспроизведение и перевод какого-то произведения принадлежало издательству, эти права не перейдут по наследству наследникам автора.
Каким образом передаются исключительные права по наследству?
Наследование исключительных прав, так же как и другие имущественные права, может осуществляться по завещанию или по закону. Автор в завещании может указать любой порядок наследования исключительных прав. Правда в этом случае все равно должны быть соблюдены требования ГК об обязательной доле в наследстве (обязательная доля выделяется нетрудоспособным иждивенцам наследодателя и составляет половину доли, которую бы они получили, если бы наследовали по закону).
В случае отсутствия завещания исключительные права наследуются по закону в порядке определенной ГК очередности. Наследниками первой очереди являются родители, супруги и дети.
Общий срок принятия наследства - 6 месяцев со дня открытия наследства.
Как распределяются исключительные права, если наследников несколько?
Исключительные авторские права переходят к наследникам как единое целое и не разделяются (если автор не указал в завещании иное). В случае, если наследников несколько, они наследуют эти права совместно и каждый наследник может использовать произведения (или другой результат интеллектуальной деятельности) по своему усмотрению.
Отношения между наследниками в такой ситуации определяются соглашением. При этом автор не имеет права завещать в отношении одного произведения, например, одному лицу только право на распространение, а второму - право на перевод и обработку. Исключительные права на произведение наследуются только в совокупности.
Кто наследует исключительные права, если наследников у автора нет?
Если наследников у автора нет, исключительные права на произведения не переходят государству, как это происходит с другим имуществом наследодателя. В этом случае исключительные права на произведение прекращаются, и произведение поступает в общественное достояние.
Что такое общественное достояние?
Произведения, перешедшие в общественное достояние (в случае отсутствия наследников или истечения срока действия исключительных прав), могут использоваться любыми лицами свободно. При этом не должны нарушаться личные неимущественные права, охраняемые бессрочно, т.е. не должно присваиваться авторство на произведение, искажаться имя автора, замысел произведения или нарушаться его (произведения) целостность.
Как подтверждаются права наследника?
Права наследника подтверждаются наличием у него свидетельства о праве на наследство, которое выдается по месту открытия наследства нотариусом по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства. По желанию наследников можно выдать одно свидетельство о праве на наследство на всех или каждому отдельно.
Нотариус удостоверяет наследственные права только на основании документов, которые подтверждают наличие этих прав у наследодателя. В случае с авторскими правами нотариус может потребовать предоставить справку или иной документ, подтверждающий права наследодателя. Это может быть справка РАО или другой организации, занимающейся депонированием произведений (если данное произведение там было задепонировано), справка творческого союза и т.д. Но в то же время допускается в свидетельстве о праве на наследство просто указать принадлежность авторских прав автору в общей форме без указания конкретных произведений.
Как можно принять наследство?
Наследство можно принять путем подачи заявления о принятии наследства нотариусу в течение 6 месяцев со дня открытия наследства или путем фактического принятия наследства. Основанием для фактического принятия наследства применительно к авторским правам может служить, например: выпуск дисков с записями наследодателя (аудио-книг, песен и т.д.), создание сайта, посвященного творчеству автора, проведение концертов памяти автора и т.д. При этом необходимо помнить, что наследниками могут являться только те, кто определен законом в качестве наследников.
Можно ли отказаться от наследства?
Если наследство было принято по заявлению о принятии наследства, наследник может отказаться от наследства в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Если наследник принял наследство путем его фактического принятия, суд по заявлению этого наследника может признать его отказавшимся от наследства и после 6 месяцев со дня открытия наследства, если причины пропуска срока будут признаны уважительными.
По наследству могут переходить не только исключительные права, но и материальные вещи - объекты интеллектуальной собственности. Например, рукописи, диски, картины, скульптуры и т.д. Они включаются в состав наследственной массы как имущество, принадлежащее автору на праве собственности. Право собственности и исключительные права на произведение независимы друг от друга. Наследниками вещи и наследниками исключительных авторских прав могут быть разные лица.
Как охраняются личные неимущественные права автора после его смерти?
Право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор при жизни может назначить лицо, которое после его смерти будет осуществлять охрану его личных неимущественных прав, указав это в завещании. Такое лицо может осуществлять эти полномочия пожизненно. Если автором это лицо не было назначено или оно отказалось исполнять такие полномочия или умерло, охрану личных неимущественных прав могут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица.
После
смерти автора обладателями авторских
прав становятся его наследники. В
соответствии с действующим законодательством
наследование, вообще, и авторских
прав, в частности, возможно в двух
вариантах: либо по закону, либо по
завещанию. При первом варианте новыми
правообладателями могут стать только
граждане, входящие в одну из очередей
законных наследников. Второй вариант,
естественно, подразумевает в качестве
наследников лиц, указанных в завещании,
при этом не имеет значения гражданство
указанного в завещании физического
лица, наличие либо отсутствие у него
родственных отношений с умершим
автором, если в качестве правопреемника
указано юридическое лицо (что также
является вполне законным), то не имеет
значения профиль его деятельности
и место нахождения. Возможна ситуация,
когда умерший автор не имеет законных
наследников и не оставил завещания, в
таком случае, в изъятие из общего правила,
его авторские права на созданное
произведение в отличие от иной
наследственной массы не переходят к
государству, а прекращаются (ст.552 ГК
РСФСР 1964 г.), т.е. произведение становится
общественным достоянием.
Наследников
в теории авторского права принято
считать носителями производного
авторского права, поскольку указанные
права у них являются не следствием
создания ими творческого произведения,
а становятся порождением иных
юридических фактов, таких как открытие
наследства, вхождение в круг наследников
по закону или по завещанию, вступление
в наследство.
На
сегодняшний день существуют некоторые
сложности при решении вопросов,
касающихся наследования авторских
прав. Это связано с тем, что действующее
законодательство, как авторское, так и
наследственное, имеет явный пробел в
регламентации авторских прав наследников.
В связи с этим конкретные правила
могут быть выведены посредством
толкования многих правовых норм,
содержащихся в различных нормативно
правовых актах, а также при помощи
анализа сложившейся судебной и
нотариальной практики.
В
первую очередь нужно определиться,
какие авторские права переходят по
наследству. Если руководствоваться
законом, то на этот вопрос можно ответить
так: не переходят по наследству право
авторства, право на имя и право на защиту
репутации автора произведения (ст.29
Закона "Об авторском праве и смежных
правах"). Отсюда можно сделать вывод,
что все остальные авторские права, такие
как право на обнародование, право на
использование произведения, право
на вознаграждение и др., могут передаваться
по наследству. Но такое решение
вопроса не снимает всех проблем. Так,
могут возникнуть следующие затруднения:
имеет ли право наследник опубликовать
произведение, против выпуска в свет
которого возражал при жизни автор? Или
правомочен ли наследник дать согласие
на переделку произведения в другой
жанр, если наследодатель на это не
соглашался? Таких ситуаций можно привести
множество, и, что весьма печально,
найти на них прямое решение, воспользовавшись
действующим законодательством, нельзя.
На практике их поиск выхода из создавшейся
подобной ситуации передается полностью
на усмотрение самих наследников.
Нередко
возникает вопрос об объеме правомочий
наследников в области защиты
неприкосновенности произведения
умершего автора. В данном случае Закон
ограничивается лишь указанием о том,
что право на защиту репутации автора
по наследству не переходит, но на
наследников возлагается охрана этого
права. Как соотнести друг с другом
названные понятия - Закон ничего не
говорит. Вне всякого сомнения, что
области распространения права на защиту
репутации автора произведения,
которое может принадлежать только
самому автору, и права на охрану
неприкосновенности произведения,
которое может предаваться по
наследству, совпадают лишь отчасти,
хотя второе основывается на первом
и из него вытекает. Автор, используя
право на защиту произведения от всякого
искажения, способного нанести вред его
чести и достоинству, может внести
или разрешить внести в произведение
любые, в том числе существенные, изменения.
Наследник, на которого возлагается
охрана неприкосновенности произведения,
сделать этого не вправе. Он вправе лишь
дать согласие на внесение в произведение
редакционной правки, на уточнение
тех или иных данных в связи с прогрессом
науки, на снабжение произведения
предисловием или комментарием. Но
сохранение сущности и оригинальности
произведения - его первоочередная
задача. В случае если имело место внесение
в произведение изменений, предварительно
несогласованных с наследником, то он
вправе требовать восстановления
нарушенного права. Иллюстрацией данного
правила может послужить следующий
пример: по требованию наследницы
писателя А. было запрещено дальнейшее
публичное исполнение спектакля,
поставленного по сказке А. Основанием
для этого послужило значительное
искажение стихов.
Но
необходимо помнить, что охрана
неприкосновенности произведения
возлагается на наследников, если только
автор не указал специальное лицо,
которое будет осуществлять охрану
личных неимущественных авторских прав
после его смерти. Такое лицо осуществляет
указанные полномочия пожизненно.
В
случае его смерти или отказа от
осуществления преданных прав до истечения
срока действия авторского права данные
полномочия предаются наследникам.
Рассматривая
проблему объема переходящих по наследству
прав, нельзя обойти вниманием еще и
такой вопрос. В соответствии со ст.33-34
Семейного кодекса и ст.256 Гражданского
кодекса если имеет место ситуация, что
после смерти наследодателя остается
в живых его супруг и супругами при
заключении или в период брака не был
установлен режим долевой или раздельной
собственности, то при определении
наследственной массы предварительно
должна быть выделена доля этого
супруга в общем имуществе, нажитом в
период брака. Естественно, что имеются
в виду лишь имущественные права автора.
Необходимо также отметить, что
поскольку право на вознаграждение
целиком включается в наследственную
массу (именно к такому выводу пришла
теория авторского права, в таком же
ключе решается этот вопрос на практике),
то переживший супруг не вправе
претендовать на выплату ему половины
причитавшегося автору вознаграждения
на том основании, что произведение было
создано в период брака.
Теперь
остановимся на некоторых аспектах,
касающихся порядка вступления
наследников в обладание авторскими
правами. Так как действующее наследственное
право построено на принципе универсального
правопреемства (не допускается частичное
принятие или частичный отказ от
наследства), то в случае если
наследственная масса помимо авторских
прав включает в себя и иное имущество,
вступление наследника в фактическое
владение какой-либо частью имущества
будет означать одновременно и принятие
им авторских прав наследодателя.
Поэтому нет никакой необходимости в
специальном акте, удостоверяющем
согласие наследника на принятие авторских
прав. Но если имеет место ситуация, когда
наследственная масса состоит исключительно
из авторских прав либо одному из
наследников завещаны лишь авторские
права, то для вступления в наследство
необходимо получить в нотариальной
конторе свидетельство о праве на
наследство.
Еще
одно обстоятельство, на котором стоит
особо остановится, - это срок действия
авторских прав наследников. Как известно,
авторские права самих авторов носят
пожизненный характер. В отличие от них
авторские права наследников ограничены
определенным сроком. Такой срок по
действующему законодательству
составляет 50 лет после смерти автора,
считая с 1 января года, следующего за
годом его смерти. Более подробно данный
вопрос рассмотрен при анализе сроков
действия отдельных авторских прав (см.
оглавление).
Касаясь
вопроса наследования авторских прав
необходимо отметить, что авторские
права переходят к наследникам в бездолевом
порядке (авторские права наследуются
как единое целое, их нельзя ни выделить,
ни разделить). Это означает, что
распорядится произведением наследники
смогут только по взаимному согласию.
В случае возникновения спора между
наследниками по поводу распоряжения
произведением, то он подлежит разрешению
судом. Однако, указанное правило
имеет одно исключение. Авторское
вознаграждение, право на получение
которого переходит по наследству, может
быть разделено между наследниками
в пропорциях, указанных в завещании,
либо в соответствии с соглашением
самих наследников.
Нередко
возникают сложности в связи с учетом
переходящего по наследству авторского
права при расчете обязательной доли.
Ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР
предусматривает независимо от содержания
завещания право на обязательную долю
в наследстве, составляющую не менее
2/3 доли, которая причиталась бы каждому
из них при наследовании по закону,
несовершеннолетних или
нетрудоспособных детей наследодателя
(в том числе усыновленных), а также
нетрудоспособного супруга, родителей
(усыновителей) и иждивенцев
умершего. Если попытаться вникнуть в
смысл данной нормы, то закономерен
вывод: это правило применяется к такому
авторских праву, как право на гонорар,
поскольку только оно способно материально
обеспечить наследников, не имеющих
самостоятельных источников доходов.
Указанные наследники независимо от
получения другого наследственного
имущества вправе претендовать на
получение не менее 2/3 причитающейся
им по закону доли авторского гонорара,
если только наследники не придут к
соглашению об ином распределении
наследственного имущества.
Не
нашел должного закрепления в действующем
законодательстве вопрос, касающийся
наследования авторских прав на
произведение, созданное в соавторстве.
Закон "Об авторском праве и смежных
правах" ограничился лишь такой
формулировкой: права каждого из соавторов
переходят по наследству и действуют в
течение 50 лет после смерти последнего
автора, пережившего других соавторов
(п.4 ст.27 Закона). На основании этого
следует вывод, что оставшиеся в живых
соавторы независимо от того, о нераздельном
или раздельном соавторстве идет речь,
обязаны согласовывать свои действия
по использованию произведения с
наследниками умершего автора. Но
необходимо помнить, что в случае смерти
наследников принадлежащие им права
переходят ких
наследникам и т.д. в течение всего
срока действия авторских прав на
произведение. Не вполне ясной остается
ситуация, связанная с судьбой прав того
умершего соавтора, который не имеет
наследников. Гражданский кодекс РСФСР
в первоначальной редакции давал
такое разъяснение: принадлежащее
умершему соавтору и не перешедшее к
наследникам право на долю вознаграждения
за использование коллективного
произведения прекращается (ст. 497
Гражданского кодекса). Но позже эта
норма в соответствии с Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР от 1.03.74 была
исключена. Закон "Об авторском праве
и смежных правах" на этот счет
ничего не говорит. В теории авторского
права было дано такое разъяснение: в
данном случае при наличии неделимого
соавторства происходит пропорциональное
увеличение долей оставшихся в живых
соавторов или их наследников, если
же соавторство носит раздельный характер,
доля того соавтора, чье авторское
право прекратилось, не должна прирастать
к долям остальных авторов, а, напротив,
должна переходить к государству и в
соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. -
прекращаться. Но такое толкование норм
закона не представляется правильным.
Принцип приращения наследственных
долей, свойственный наследственному
праву ввиду особой связи наследника и
наследодателя, не корректно применять
к авторскому праву, где трудно
обосновать справедливость перехода
прав одного из соавторов к другим
соавторам. Следовательно, надо
исходить из того, что авторские права
соавтора, не имеющего наследников, как
при раздельном, так и при нераздельном
соавторстве, в соответствии с общим
указанием закона прекращаются и не
переходят к другим соавторам.
Личные
неимущественные права
Основополагающим
в комплексе прав, которыми пользуется
автор, создающий произведения науки,
литературы и искусства, признается
право
авторства
.
Под этим правом подразумевается
юридически обеспеченная возможность
лица считаться автором произведения и
вытекающая отсюда возможность требовать
признания данного факта от других лиц.
Оно неотделимо от личности автора,
признается лишь за действительным
создателем произведения, его невозможно
передать по договору или по наследству,
оно действует в течение всей жизни
автора и прекращается с его смертью.
После смерти автора авторское право
охраняется как общественный интерес,
нуждающийся в признании и защите. Кроме
того, от него нельзя отказаться. Факт
создания произведения предопределяет
существование права авторства не
зависимо от того, обнародовано ли
произведение или нет, создано ли оно
как служебное задание или является
свободным, используется ли произведение
кем-либо или не используется. Чтобы
признать лицо автором произведения не
требуется выполнения каких-либо
формальных действий или чьего-либо
согласия. Из права авторства вытекают
все другие личные неимущественные и
имущественные права.
Вероятные
нарушения этого права могут выражаться
в присвоении (полном или частичном)
чужого авторства – плагиат, отрицании
авторства того лица, которым создано
произведение. К примеру, в одном из
номеров финского журнала "Последнее
слово в индустрии" была опубликована
статья С. Литманина "Феномен биосинтеза".
Российские авторы М. и Ц. установили,
что данная статья представляет собой
дословный перевод их статьи, опубликованной
в СССР в 1982 г. в журнале "Биология
сегодня". В результате принятых мер
российским авторам были принесены
журналом официальные извинения и была
опубликована информация об истинных
авторах статьи.
Право
авторства охраняется от любого нарушения
вне зависимости от того, осознания или
неосознания нарушителем своих действий
в качестве неправомерных. Вот какой
пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г.
К. направила свой рассказ в редакцию
журнала "Молодая гвардия", но его
не опубликовали. В 1963 г. К. случайно
обнаружила, что ее рассказ напечатан в
1961 г. в сборнике рассказов одного
покойного писателя. К. обратилась в суд,
требуя признать ее автором этого рассказа
и выплатить ей гонорар за использование.
Суд, проверив обстоятельства создания
произведения, убедившись с помощью
экспертизы, что рассказ, обнаруженный
в архиве писателя и, видимо, присланный
ему на рецензию, не принадлежит перу
писателя, в 1967 г. вынес решение о признании
К. автором и обязал издательство выплатить
ей вознаграждение за публикацию. Но
бывают иски и с противоположными
требованиями, когда заинтересованные
лица оспаривают приписываемое им
авторство на те или иные произведения.
Например, четверо научных работников
потребовали исключить их из числа десяти
соавторов опубликованной научной
статьи, так как они не давали своего
согласия на соавторство. Требования
ученых были удовлетворены.
Статья
15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах» посвящена праву
на авторское имя
:
автор может использовать или разрешать
использовать произведение под своим
подлинным именем, под условным именем
(псевдонимом) или без обозначения имени
(анонимно). Автор реализует свое право
на имя посредством одного из этих
способов. У него есть право требовать
указания своего имени каждый раз при
издании, публичном исполнении, передаче
по радио, цитировании и ином использовании
своего произведения. Также право на имя
исключает возможность искажения имени
автора (псевдонима) при его упоминании
лицами, использующими произведение.
Право
на авторское имя относится к числу
личных неимущественных прав автора, т
и последний не может предоставить его
никакому другому лицу. Оно появляется
лишь в случае обнародования произведения
и действует в течение всей жизни автора,
а после его смерти охраняется наследниками,
авторско-правовыми организациями (в
России Федерации – Российским авторским
обществом (РАО)) или государством.
Далее
каждый из трех способов реализации
права на авторское имя будет рассмотрен
подробнее. Наиболее часто авторы
произведений обозначают свое авторство
путем указания подлинного имени. Оно
может проставляться на заглавном листе
книги или на афишах, указываться в титрах
фильма или объявляться перед публичным
исполнением произведения или передачей
его в эфир и т. п. Автор самостоятельно
определяет способ и полноту указания
своего подлинного имени. У него есть
три варианта: указать свое имя в полном
объеме, т.е. фамилию, имя и отчество,
указать только имя и фамилию, фамилию
с инициалами. Если произведение
подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.),
такое произведение признается анонимным.
При создании произведения несколькими
лицами в случае его обнародования правом
на указание своего имени пользуются
все соавторы, независимо от размера
внесенного в произведение творческого
вклада. При опубликовании их имена
указываются в заранее согласованной
последовательности. Но есть вариант
выхода в свет произведения под именем
одного или нескольких из них для того,
чтобы отразить тот факт, что именно этим
лицом (лицами) внесен основной творческий
вклад в создание произведения. Имена
других соавторов могут быть с их согласия
указаны в предисловии или другом месте
работы. В спорных случаях имена соавторов
располагаются в алфавитном порядке.
Имена иностранных авторов приводятся
в русской транскрипции, согласованной
с автором оригинала с указанием имени
и на языке оригинала на обороте титульного
листа. При использовании научных
произведений в печати вместе с именем
автора указываются его научная степень,
ученое или почетное звание, должность
и другие сведения с согласия авторов,
при этом на них возлагается личная
ответственность за достоверность
указанных данных. Типичное нарушение
данного права при рассматриваемом
способе его реализации – неуказание
имени автора или его искажение. Это
часто происходит в радио- и телевизионных
передачах, где звучат и показываются
произведения без указания имен их
создателей, а также при допускаемом
законом цитировании чужих произведении,
но без указания источника заимствования.
К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию
журналу "Собеседник и П. Силову на
основании того, что в рассказе "Мы",
которое печаталось на страницах журнала,
использованы цитаты из научных работ
Т.Р. Прохорова, при этом его имя не
упоминалось. По мнению редакции журнала,
такой справочный аппарат затруднил бы
и авторское повествование, и восприятие
текста читателями. Тем не менее требования
Т.Р. Прохорова были удовлетворены. Другой
способ обозначения авторского имени
реализуется посредством подписания
автором произведения вымышленным именем
(псевдонимом). Иногда под псевдонимом
выступает не одно лицо, а двое, трое или
большее число соавторов. Например, под
именем Козьмы Пруткова создавали свои
произведения братья Жемчужниковы и
поэт А. К. Толстой. При использовании
псевдонима автор не обязан указывать
причины, побудившие его это сделать, а
они могут быть различными: неблагозвучность
подлинной фамилии автора, ее совпадение
с фамилией другого автора, служебное
положение автора и т.п. Закон не
предусматривает и каких-либо условий
или порядка приобретения права на
псевдоним. Срок и объем использования
псевдонима также оставляется на
усмотрение автора. Псевдоним, как и
подлинное имя автора, не может искажаться.
Особым нарушением считается раскрытие
псевдонима автора без его согласия.
Однако, псевдоним может быть раскрыт
из-за клеветнического или оскорбительного
характера опубликованных в печати
статьях, но только по требованию суда
в связи с находящимся в его производстве
делом. В остальных случаях редакция
обязана сохранять в тайне источник
информации и не вправе называть лицо,
предоставившее сведения с условием
неразглашения его имени, в том числе и
путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона
РСФСР «О средствах массовой информации»).
Однако не допустимо пользоваться
псевдонимом, нарушающим нормы
нравственности или носящим оскорбительный
характер, а также явно вводящим публику
в заблуждение при совпадении с именем
другого автора. В таком случае автору
может быть отказано в охране его прав
со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую
злоупотреблять гражданскими правами.
Произведение автора может также
публиковаться анонимно, т. е. без указания
имени создателя. На это могут быть две
причины: автор не хочет связывать
созданное им произведение со своим
именем или имя автора не указывается в
связи со сложившимся порядком опубликования
тех или иных произведений (передовых
статей в газетах и журналах, статей в
справочниках и словарях). Но автор,
готовящий подобный материал, должен
быть заранее предупрежден об этом. Он
может не согласиться с таким положением
и запретить использовать созданноеим
произведение без указания его имени.
Если же автор не возражает против
опубликования своего произведения
анонимно согласно сложившейся традиции,
то это считается реализацией его права
на авторское имя. Следует отметить:
обнародование произведения без указания
имени автора не означает, что его
создатель отказывается от авторства.
Главная проблема анонимного авторства
заключается в его доказательстве. Обычно
оно подтверждается организацией,
использовавшей произведение. Как и в
случае с псевдонимом, анонимное имя
может быть раскрыто без согласия автора
только по требованию суда. После смерти
автора наследники или специально
назначенное лицо приобретают право на
охрану имени автора, и вопрос о раскрытии
имени решается на их усмотрение, если
не оставлены автором специальные
указания. Рассматриваемая проблема
авторского имени очень тесно связана
с вопросом о возможности автора посвятить
свое произведение каким-либо лицам или
событиям. Иногда пользователи произведений
возражают против вставки таких посвящений
в произведение. Поэтому во избежании
конфликтных ситуаций целесообразно
заранее в авторском договоре особо
обговорить данный вопрос. Помимо
непосредственных создателей произведений
право на обозначение своего имени имеют
предприятия, учреждения и организации,
по служебному заданию которых создано
произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об
авторском праве и смежных правах").
Автор,
создавая произведение, несет всю
ответственность за содержание и
художественные достоинства достигнутого
им творческого результата и заинтересован
в обнародовании и использовании его в
таком виде, в каком он его создал. В связи
с этим с момента создания произведения
за его автором закрепляется право
на защиту произведения
(включая его название) от всякого
искажения или иного посягательства,
способного нанести ущерб чести и
достоинству автора (ст. 15 Закона "Об
авторском праве и смежных правах").
Право
на защиту репутации автора заключается
в том, что при издании, публичном
исполнении или ином использовании
произведения воспрещается без согласия
автора вносить какие-либо изменения
как в само произведение, так и в его
название и, кроме того, в обозначение
имени автора. Воспрещается без согласия
автора снабжать произведение при его
издании иллюстрациями, предисловиями,
послесловиями, комментариями и какими
бы то ни было пояснениями, сокращать
объем произведения, изменять или заменять
его отдельные главы, нарушать целостность
произведения, изменять или исключать
из произведения авторские посвящения,
эпиграфы, аннотации и т. п., даже если
бы, по мнению пользователя, это могло
улучшить произведение. Запрет на внесение
изменений относится ко всем без исключения
элементам произведения, хотя в самом
законе упоминается только его название.
При подготовке произведения к обнародованию
право на защиту произведения от искажения,
возникающее с момента его создания и
прекращающееся со смертью автора,
приобретает особо важное значение.
Автор, обычно, тесно работает с
организацией, которая будет издавать,
публично исполнять или каким-то другим
образом использовать его произведение.
Например, во время подготовки рукописи
к изданию с согласия автора в нее вносится
редакторская правка, урегулируются
вопросы, связанные с размещением
материала, снабжением рукописи
иллюстрациями, справочным аппаратом,
комментариями. Свое согласие автор
выражает, подписывая авторский экземпляр
и верстку. Изменения, вносимые в
коллективное произведение, должны
согласовываться с каждым из соавторов,
если только соавторы не поручили вести
дела одному из них. Если автор (кто-либо
из соавторов) не дает согласия на внесение
определенных изменений, то произведение
не может быть использовано в измененном
виде. Авторы, утвердившие измененное
произведение, не вправе в будущем
отозвать свое согласие и требовать
восстановления произведения в
первоначальном виде.
Однако
право на защиту репутации автора не
безгранично. Некоторые случаи нарушения
целостности произведения не рассматриваются
как покушение на его неприкосновенность.
К примеру, допускается цитирование в
оригинале и в переводе в научных,
исследовательских, полемических и
информационных целях из обнародованных
произведений в объемах, оправданных
целью цитирования, воспроизведение в
обзорах текущих событий в кино, на радио
и по телевидению выпущенных в свет
литературных и художественных произведений
в объеме, соответствующем информационным
целям. Если исполнитель или
режиссер-постановщик творчески
интерпретирует произведение, при этом
не изменяя его формы и содержания, это
не рассматривается как нарушение данного
права. Автор не может, ссылаясь на
принадлежащее ему право на защиту
репутации, воспрепятствовать созданию
другими лицами пародий и стилизаций
или мешать работать критикам и
комментаторам.
Одним
из наиболее спорных вопросов считается
проблема передачи данного права автора
другим лицам. В статье 29 Закон "Об
авторском праве и смежных правах"
подчеркивается, что право на защиту
репутации автора, как и право авторства,
и право на имя, не переходят по наследству,
но наследники имеют право осуществлять
защиту указанных прав. Они обеспечивают
охрану неприкосновенности произведения.
Но на месте наследников по завещанию
автора может оказаться другое лицо, на
которое возложена охрана права на защиту
репутации. В любом случае имеет место
наследственное правопреемство. Эти
лица также могут выдавать разрешение
на внесение в произведение изменений
и дополнений (снабжение его предисловиями,
комментариями, внесение уточнений,
связанных с развитием науки и техники).
По закону указанные правомочия наследников
каким-либо сроком не ограничиваются.
При отсутствии наследников неприкосновенность
произведения обеспечивается специально
уполномоченным органом Российской
Федерации.
При
реализации автором права на защиту
репутации бывают случаи столкновения
его права с правами лица, являющегося
собственником того материального
носителя, в котором воплощено произведение.
Любые действия собственника, не
обеспечивающие сохранность произведения
(внесение изменений, переделка,
разрушение), могут квалифицироваться
как нарушения права автора на защиту
репутации. Иногда о нарушении
рассматриваемого права может
свидетельствовать сам порядок
использования произведения собственником.
Например, в 1959 г. по заказу
творческо-производственного объединения
"Искусник" скульптор Д. создал для
художественной выставки скульптурный
портрет актрисы З. в роли Офелии. В
дальнейшем эта скульптура была приобретена
у объединения одним из совхозов и под
названием "Скорбящая" установлена
на могиле воинов, погибших в годы второй
мировой войны. В 1986 г. наследница автора
и актриса З. потребовали от совхоза
перемещения скульптуры в иное,
соответствующее назначению место.
Первоначально указанное требование
было отклонено с мотивировкой, что
колхоз является собственником скульптуры
и имеет право использовать данное
произведение по своему усмотрению. Но
судом такие действия совхоза были
признаны нарушающими неприкосновенность
произведения. Использование скульптуры
в ансамбле памятника погибшим воинам
было признано противоречащим творческому
замыслу автора, содержанию и назначению
произведения. Помимо этого, было
установлено, что скульптура, выполненная
из материала, предназначенного для
закрытого помещения, разрушается от
атмосферного воздействия. Плюс ко всему
установление в качестве надгробия
скульптурного изображения здравствующей
актрисы в одной из ее ролей является
нарушением этических норм. В итоге
требования заявителей были удовлетворены.
По-другому
решается вопрос об охране неприкосновенности
тех произведений, которые предназначены
в основном для утилитарного использования.
Например, владельцы зданий и сооружений,
произведений декоративно-прикладного
искусства и дизайна вправе вносить в
них изменения, соответствующие их
разумным потребностям. Но если станет
известным, что собственник совершает
эти действия исключительно с целью
нарушить авторское право, это может
быть расценено как злоупотребление
правом, и тогда автор приобретает право
на защиту. При обнаружении нарушения
права на защиту репутации автор
(правопреемники автора) может требовать
внесения в произведение соответствующих
исправлений, публикации за счет нарушителя
сведений о допущенном нарушении,
запрещения обнародования произведения
или прекращения его распространения.
Право
автора на обнародование
обеспечивает ему возможность решать
вопрос о готовности произведения для
вынесения на суд публики, помимо этого
указанное право непосредственно
затрагивает его имущественные интересы.
Его сущность заключается в юридически
обеспеченной автору возможности
публичной огласки созданного им
произведения. С момента обнародования
произведения начинают действовать
установленные законом ограничения прав
автора, связанные с возможностью
свободного использования произведения
(ст. 18-19 Закона "Об авторском праве
и смежных правах"); срок охраны
анонимных произведений исчисляется с
даты их правомерного обнародования
(ст. 27 указанного Закона). Если автор
считает, что произведение еще не готово
к обнародованию, он может хранить его
в тайне от публики до момента, когда оно
будет завершено. Конечно, по желанию
автора может быть обнародовано и еще
не законченное произведение. Вопрос о
времени, месте и способе обнародования
решается автором самостоятельно. Он
может обнародовать произведение сам
или разрешить это сделать другим лицам.
Выбор способа обнародования зависит
от вида созданного произведения, от
усмотрения автора. Так, литературное
произведение может быть обнародовано
через опубликование, публичное исполнение,
передачу в эфире и т. д. Право на
обнародование, являясь самостоятельным
правом создателя произведения всегда
реализуется одновременно с каким-либо
другим правом автора. Действительно,
обнародовать произведение нельзя, не
реализовав какое-либо иное право автора,
например, право на опубликование, право
на публичный показ, право на публичное
исполнение. Но каждое из них выражает
самостоятельный интерес автора и каждое
может быть нарушено безотносительно к
нарушению других правомочий. Никто не
может заставить автора обнародовать
произведение помимо его воли. Это
касается и произведений, созданных им
в связи с выполнением служебных
обязанностей, хотя отказ от обнародования
такого произведения в ряде случаев
может рассматриваться как нарушение
им обязанностей по трудовому контракту.
Автор может быть привлечен к ответственности
и в случае отказа обнародовать
произведение, созданное им заказ.
Однако принудить автора к обнародованию
произведения невозможно. Если произведение
создано творческим трудом двух и более
лиц, согласие на обнародование должны
дать все соавторы.
Право
на отзыв произведения
- нововведение Закона "Об авторском
праве и смежных правах". В соответствие
с п.2 ст.15 Закона автор имеет право
отказаться от ранее принятого решения
об обнародовании произведения или, если
произведение уже было обнародовано
публично оповестить о его отзыве.
Единственным условием реализации
данного права является возмещение
пользователю причиненных таким решением
убытков, включая упущенную выгоду. Ранее
изготовленные экземпляры произведения
подлежат изъятию из обращения также за
счет автора. Причины данного решения
автора могут быть разными, например,
изменение творческих взглядов или
мировоззрения автора, возникновение
новых внешних обстоятельств, желание
использовать иной способ обнародования
произведения и др. Но в любом случае
юридического значения такие причины
не имеют. Рассматриваемое право может
противоречить правам лиц, которые имеют
право собственности на материальные
носители произведений, подлежащих
отзыву. Действующее законодательство
не предоставляет автору права на изъятие
таких материальных носителей, которые
стали объектами права собственности
других лиц, хотя бы при этом им и
выплачивалась соответствующая
компенсация. Статья 15 Закона "Об
авторском праве и смежных правах"
упоминает только возмещение убытков
пользователям произведений, подразумевая
под последними лиц, приобретающих права
на основании авторских договоров.
Последствием реализации права на отзыв
является сохранение (для не обнародованного
произведения) или восстановление (для
обнародованного произведения) правового
статуса необнародованного произведения.
Оно может быть вновь доведено до широких
масс только самим автором или с его
согласия, на него не распространяются
никакие изъятия из авторского права.
Следует помнить, что авторы служебных
произведений правом отзыва не пользуются.
В
отличие от других личных неимущественных
прав, право на обнародование может
переходить к другим лицам. Так, оно
переходит по наследству. Однако объем
правомочий наследников определяется
по-разному. Если автор дал специальный
запрет на обнародование произведения,
то, по мнению большинства ученых,
осуществление наследниками данного
права должно быть поставлено под контроль
определенных государственных учреждений
или авторско-правовых организаций. Но
действующее законодательство не
устанавливает каких-либо ограничений
прав наследников в отношении обнародования
произведений умерших авторов. Этот
вопрос решается по их усмотрению, даже
если действия наследников противоречат
воле умершего автора.
Право
на опубликование
особо в новом авторском Законе не
упоминается, но оно продолжает оставаться
в числе важнейших авторских правомочий.
Оно представляет собой признаваемую
за автором возможность выпуска в
обращение экземпляров произведения в
количестве, достаточном для удовлетворения
разумных потребностей публики исходя
из характера произведения. Следует
отметить, что хотя право на опубликование
не названо в числе личных неимущественных
и имущественных прав автора, Закон "Об
авторском праве и смежных правах"
прямо признает его за авторами отдельных
видов произведений (см., например, п. 4-5
ст. 19 Закона). Основное содержание
рассматриваемого права состоит в
самостоятельном решении автором вопроса
о выпуске в обращение материальных
носителей произведения. Без согласия
автора никто, даже работодатель, если
речь идет о служебном произведении, не
может совершить подобных действий.
Право на опубликование в большинстве
случаев реализуется одновременно с
каким-то другим субъективным авторским
правом. Если произведение публикуется
впервые, это одновременно означает его
обнародование. Однако опубликование
реализуется как самостоятельный интерес
автора, когда выпускаются в обращение
экземпляры произведения, которое уже
обнародовано через публичное исполнение,
передачу в эфир или другим способом.
Еще более тесно связано право на
опубликование с правами на воспроизведение
и на распространение. Чтобы опубликовать
произведение, его нужно предварительно
воспроизвести, т. е. облечь его в
материальную форму. Следовательно,
давая согласие на опубликование, автор
одновременно соглашается и на
воспроизведение. Также, давая согласие
на выпуск экземпляров произведения в
обращение, автор способствует
распространению произведения. Однако
каждое из этих правомочий может
осуществляться независимо друг от
друга. Произведение может быть
воспроизведено без цели выпуска его
экземпляров в обращение. Под воспроизведением
понимается изготовление нескольких
или даже одного экземпляра произведения.
Даже если эти экземпляры будут
распространены (проданы, сданы в прокат),
это не будет считаться опубликованием,
так как для последнего необходим выпуск
в обращение количества экземпляров,
которое удовлетворяет запросам публики.
Поэтому вполне возможна ситуация, когда
в отношении конкретного произведения
автор реализовал правомочия по его
воспроизведению и распространению, но
само произведение является неопубликованным.
Последствием реализации права на
опубликование является изменение
правового режима произведения. С момента
выпуска в свет экземпляров произведения
оно без согласия автора и без выплаты
авторского вознаграждения, но с
обязательным указанием имени автора и
источника заимствования репродуцируется
в единичных экземплярах библиотеками,
архивами, учебными заведениями (ст. 28
Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах»), отдельные виды произведений
печатаются в газетах, передаются в
эфире (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т.д.
Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.
Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.
В ст. 27 Закона подробно расписаны все возможные сроки действия авторского права:
Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.
К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.).
Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.
Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные:
Предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах);
Сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;
Распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав).
Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.
Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран - так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важнейшие личные и имущественные права автора.
Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора. Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).
Оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
Оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.
Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). К псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего благозвучия или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности одного и того же автора (например, издающего как научные, так и литературно-художественные произведения) и т. п. Разрешается также опубликование произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том числе и спецификой самого издания (например, помещение кратких статей в энциклопедических словарях или справочниках).
С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Допускается цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также "преградил" дорогу критикам и комментаторам.