Части и пункты в статьях кодексов. Стандарт краткой записи ссылок на юридические документы. Методические рекомендациипо юридико-техническому оформлению законопроектов

Традиционно при полной записи ссылок юристы располагают разделы документов в обратном порядке: от пункта до статьи. Юристу приходится мысленно переворачивать ссылку, чтобы сопоставить её со структурой документа. Это мешает сходу понять, о чём речь, и затрудняет поиск информации по ссылке, особенно при большом количестве ссылок. Кроме того, громоздкая запись увеличивает объём и понижает читабельность юридического документа.

Чтобы ссылка выглядела компактно и аккуратно, в краткой записи ссылок опускают слова « пункт» и« подпункт», а между пунктами ставят пробелы и среднюю точку. Слово« статья» оставляют при краткой записи в сплошном тексте: « в соответствии со статьёй 77 · 5 ТК» .« РФ» к названиям кодексов и законов добавляют только в международных документах.

Сокращение названий федеральных законов

Длинные названия законов сокращают, чтобы сделать ссылки компактнее:

Если при сокращении заголовка изменилась структура, название закона пишут без кавычек и с маленькой буквы:

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

ФЗ-436 об информационной защите детей

Статья 3, пункт 5 федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

3 · 5 ФЗ-294 о госконтроле

Статья 23 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

23 ФЗ-381 о торговле

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д. 3. Методы испытаний (третий раздел)3.1. Аппараты, материалы и реактивы (первый подраздел третьего раздела)3.1.1. (пункт первого подраздела третьего раздела документа)3.2. Подготовка к испытанию (второй подраздел третьего раздела)3.2.1. (пункты второго подраздела третьего раздела документа)3.2.2. …3.2.2.1. (подпункты второго подраздела третьего раздела документа)3.2.2.2. …3.2.3. (пункты второго подраздела третьего раздела документа) Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчная буква, после которой ставится скобка.

Как правильно указывать перечисление нормативных актов в документе

Внимание

Часть или пункт статьи закона — статья закона может подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы. Разъяснение В законах статьи могут подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы. «» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов. Согласно этим рекомендациям статья закона подразделяется на: Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.


Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — 1) Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой — а) В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

  • Некоторые тонкости оформления приложений
  • Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов
  • Источники разработки
  • Часть или пункт статьи закона

Некоторые тонкости оформления приложений Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях - статья 1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: - часть 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; - пункт 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; - пункт Описание структуры статьи нормативного правового акта в п.

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов

Важно

Примеры: Статья 33. Сертификация 1…….. (часть 1) 2……..(часть 2) или Статья 33 1. ……. (часть 1) 2. ……. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов В целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия: - часть 1) подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов; - пункт Ниже приведено, как обозначаются в основных нормативных актах части статьи. Конституция Российской Федерации Статья Конституции России может подразделяться на части.Пример Статья 1 1.

Оформление диссертации и автореферата

  1. и т.д.

Инфо

Таким образом, номера самых крупных частей состоят из одного знака, части текста второго уровня деления состоят из двух знаков и т.д. Такая система нумерации текста исключает необходимость использовать слова: раздел, глава, параграф и т.д. или их специальные обозначения. 3. При нумерации частей текста арабскими цифрами текст после цифры с точкой печатается с прописной буквы, а в конце ставится точка.


Такое оформление текста используется, в частности, в распорядительных документах, организационно-правовых документах – положениях, инструкциях, правилах и др. 4.

Загадки в оформлении приложений

Если же прошитые документы должны быть подписаны несколькими лицами (например, договор и его приложения), то все эти лица должны поставить свои подписи и печати на сшиве (см. Пример 11). Если заверяющие документ лица занимают равноценные должности, то их подписи лучше расположить на одном уровне. Заверять ли гриф утверждения печатью? ГОСТ Р 6.30-2003 этого не требует.

Но на практике часто печатью все-таки удостоверяют подпись должностного лица в грифе утверждения. Фрагмент документаОрганизационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 Оттиск печати в соответствии с ГОСТом заверяет подлинность подписи на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинности подписи.

Правила оформления текстовых документов

Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. — часть Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья КоАП РФ может подразделяться на части и подпункты. Пример Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях — статья 1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: — часть 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; — пункт 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; — пункт Описание структуры статьи нормативного правового акта в п.

Часть или пункт статьи закона

Тогда злоумышленники не смогут в уже оформленный документ позже вписать ни дополнительный текст, ни новое приложение – места не хватит. Теперь следующий вопрос. В п. 3.21 обсуждаемого ГОСТа в нескольких примерах показано, что отметка о наличии приложения располагается с абзацным отступом, а на схеме из Рисунка 1 видно, что реквизиты 21, 22 и 25 размещаются без оного. Причем в п. 3.22 приведено несколько примеров оформления подписи, и там она везде размещается сразу от границы левого поля документа без абзацного отступа.
Так вот, на практике так же поступают и с реквизитом 21 «Отметка о наличии приложения» – см. Пример 1. Зачем всегда писать слово «Приложение» в единственном числе в реквизите 21? ГОСТ Р 6.30-2003 рекомендует при оформлении отметки о наличии приложений писать слово «Приложение» в единственном числе, даже когда после него перечисляется несколько приложений – см.

Как правильно указывать нумерацию?

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».


4.3.9. Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. В отсутствие четкой регламентации можно придерживаться любого выбранного вами варианта оформления. Единственное, что хочется отметить: в организационно-распорядительных документах все-таки принято нумеровать приложения, если их более одного к основному документу.


Как на самом приложении отобразить данные основного документа? Если приказом утверждаются какие-либо документы, то они оформляются в виде приложений к приказу.
Пример Статья 1.Непосредственно после указания названия раздела поместите перечень прилагаемых документов, оформив его в виде пронумерованного списка. В нем приведите наименование, число листов и экземпляров, не забывая о соблюдении нумерации. Внимание Количество листов в брошюрах не нужно указывать.
Для документов, имеющих собственные приложения, необходимо сделать об этом отметку. При этом количество листов указать общее, то есть «всего». Обратите внимание Не забудьте, что приложения должны быть завизированы, ответственными за их составление лицами.
Полезный совет Будьте внимательны и прикладывайте поясняющие документы в строгом соответствии с порядком нумерации приведенном в основном документе.
Понятно, что и в других организационно-распорядительных документах она может быть (в справках, докладных записках и т.п.). См. Пример 1. Но при этом практика сложилась такая, что в протоколах и распорядительных документах (таких, как приказы, распоряжения, решения, постановления) данный реквизит отдельно не оформляется, потому что считается достаточным упоминания наличия приложения в тексте самого протокола или распорядительного документа. См. Пример 2. Пример 1Письмо с отметкой о наличии одного приложения (выделена оранжевой заливкой) Пример 2Приказ с упоминанием наличия приложений в тексте (выделено оранжевой заливкой) Где располагают отметку о наличии приложения? Если точно следовать схеме расположения реквизитов (Рисунок 1), то отметку о наличии приложения и подпись мы должны были бы размещать не выше 8 см от нижней границы листа.
Большинство современных законов оформляются в соответствии с этими рекомендациями (например, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В то же время, есть исключения, не всегда логически объяснимые. Так, к примеру, в Гражданском кодексе Российской Федерации статья делится на пункты, а не на части. Так, в п. 2 ст. 3 указывается: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. «. В Налоговом кодексе Российской Федерации статья также делится на пункты, а не на части. Так, в п. 1 ст.

В разделе на вопрос Помогите! Как правильно - часть 1 статьи 50 Конституции РФ,или пункт 1 статьи 50 Конституции РФ? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Статья
Часть
Пункт
Части обозначаются цифрами всегда, пункты буквами. Посмотрите ст. 72, там есть и части, и пункты.

Ответ от Осоловелый [новичек]
смотря о чем речь


Ответ от Аня Воронова [гуру]
Часть.
Дальше пункты и подпункты.


Ответ от Набросить [гуру]
часть - то что выделено от общего, пункт - что указано особо


Ответ от DedAl [гуру]
Я бы тоже хотел услышать мотивированный ответ на заданный вопрос от тех, кто на него отвечал.
Нет НПА, который бы однозначно регламентировал этот вопрос. Каждый по разному, или по своему, дает ссылки на тот или иной нормативный акт.
Здесь правило одно: однозначность нахождения ссылки.
Скажите, чем отличается ссылка на: пп. "а" п. 3 ст. 4 от пп. "а" ч. 3 ст. 4 одного и того же НПА?
Или, есть в законе Статья 20. Проезд на транспорте. А далее нумерация: 1, 1.1, 1.2, 2,.. и т. д. Это пункты или части закона? Хотя в самом законе ссылки указаны, "абзаце девятом пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона". Тогда если 1 это пункт, значит 1.1. подпункт?
И примеров такого у нас множество. И Кодексы, и законы, и НПА. Конечно, к определенным стереотипам мы привыкли: УК РФ п. "а" ч. 1 ст. 1, и их используем как общепринятые в правовой практике. А вот в Семейном кодексе, к примеру, говорится: в пункте 1 настоящей статьи (ст. 24). Так что, везде по разному.
Короче, солдат, без стакана хрен разберешься. Не заморачивайся на этом. Как напишешь, так и будет. Лишь бы ссылка правильно работала.


Ответ от А [новичек]
смотря в каком законе, например в ГК - пункты, в ГПК - части

Речь шла о документоведческом и юридическом подходах к формулированию правил оформления правовых актов. Были приведены определения понятия «юридическая техника», названы нормативные правовые акты различного уровня, в которых закреплены правила юридической техники.

Данная статья посвящена требованиям к структуре правового акта и его отдельным элементам, установленным в правилах юридической техники. Однако объем статьи не позволяет рассмотреть все эти требования, поэтому остановимся только на некоторых из них, по возможности сравнивая их с соответствующими положениями разработок, действующих в области делопроизводства. Особый интерес представляют также положения правил юридической техники, касающиеся отдельных аспектов оформления правовых актов, в которых материал изложен более подробно, чем в правилах, принятых в делопроизводстве.

Структура правового акта

Установление общей структуры правовых актов, а также структуры его текстовой части, в которой излагаются нормативные предписания, имеет принципиальное значение для выработки правил оформления этих актов. Как уже отмечалось, правовые дисциплины традиционно выделяют в правовых актах две составляющие: содержательную часть и реквизиты. Этот подход наиболее полно проявляется в законах субъектов Российской Федерации. Например, в Законе Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 № 14-ОЗ «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 25.09.2008) сказано: нормативный правовой акт как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст нормативного правового акта.

В региональных законах о правовых актах находит отражение и документоведческий подход к структуре правового акта, предполагающий его разделение на реквизиты, перечень которых установлен в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 6.30-2003). Так, в Законе Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (в ред. от 02.02.2009) определено, что нормативный правовой акт состоит из текста и иных реквизитов.

В правилах, утвержденных на федеральном уровне, деление правового акта на содержательную часть и реквизиты присутствует не в явном виде. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, в ред. от 29.12.2008), а также во многих подготовленных на их основе ведомственных правилах термин «содержательная часть правового акта» не используется. Вместе с тем в них устанавливается перечень обязательных реквизитов, в которые текст правового акта не включается, составляя отдельную самостоятельную часть правового акта.

Следует отметить, что в правилах юридической техники общая структура правового акта может вообще не освещается. В этом случае обычно сразу приводится структура его текстовой (содержательной) части. Например, в Законе Томской области от 07.03.2002 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области» (в ред. от 06.07.2007) указано, что структуру нормативного правового акта образуют, как правило, преамбула, основная (содержательная) часть, заключительные (переходные) положения.

В правилах, принятых федеральными ведомствами, также, в первую очередь, раскрывается структура текста правового акта. Например, в соответствии с Положением о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию (утверждены приказом ФССП России от 12.01.2006 № 3) текст проекта акта ФССП России должен состоять из двух частей: вступительной (преамбула) и распорядительной . Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от 27.06.2003, в ред. от 20.09.2006) распорядительная часть имеет еще одно название – приказная часть .

Приведенное деление текста характерно и для разработок в области делопроизводства. В соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536), например, текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть . Текстовая часть указов и распоряжений Президента РФ может подразделяться на констатирующую часть – преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении – распорядительную часть ).

Структурные элементы текста правовых актов, их обозначение и нумерация

Деление правового акта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в материале.

Делопроизводственные правила и правила юридической техники имеют общий перечень структурных единиц, содержащихся в правовых актах. Порядок деления текстов документов освещается в инструкциях, правилах и других разработках в области делопроизводства. Так, порядок деления текстов проектов федеральных законов, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти подробно описан в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти . Установление и описание структурных единиц правового акта занимает заметное место в системе предписаний юридической техники. Приведем некоторые положения по этому вопросу, закрепленные в разработках федерального уровня.

Структурные элементы законодательных актов описаны в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (Государственная Дума, 2003 г.), в соответствии с которыми используются следующие элементы (по нисходящей): раздел, глава, статья. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что нормативные предписания в правовом акте оформляются в виде пунктов, которые могут подразделяться на подпункты. Значительные по объему правовые акты могут делиться на главы. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации указано, что текст правового акта может подразделяться на составные части:

  • в приказе и директиве – на пункты, подпункты и абзацы;
  • в уставе, положении, наставлении, инструкции, правилах и иных нормативных правовых актах – на главы, пункты, подпункты, абзацы.

В соответствии с Положением о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15.09.1997 № 519 (утверждено приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395, в ред. от 18.04.2002) текст нормативного акта Банка России может делиться на разделы, главы, пункты и подпункты. В случае необходимости текст может быть разделен на статьи, каждая из которых должна иметь собственное наименование.

Правила юридической техники, изложенные в законах субъектов Российской Федерации , во многом повторяют положения разработок, принятых на федеральном уровне. Например, в соответствии с законом Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008) содержательная часть правового акта может иметь следующие основные элементы:

1) преамбулу;

2) разделы;

4) статьи или пункты;

5) пункты статей или части пунктов.

Как правило, в законах содержится оговорка о том, что текст правового акта может иметь также иные структурные единицы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых актов.

В обобщенном виде установленные в правилах юридической техники требования к структурным элементам правовых актов можно описать следующим образом.

Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных единиц определяются исходя из объема и содержания акта.

В законах нормы права излагаются в виде статей. В иных правовых актах правовые предписания приводятся в виде пунктов.

Статьи (пункты) могут иметь сложную структуру и включать в себя такие единицы, как части, подпункты, абзацы и др.

В тексте правового акта должно применяться единообразное деление:

  • частей в статьях – на пункты или абзацы;
  • пунктов в частях статей – на подпункты или абзацы.

Статьи (пункты) могут также объединяться в более крупные структурные единицы: главы и разделы.

В законопроектах разделы могут быть объединены в части. В исключительных случаях в крупных систематизированных законопроектах главы могут быть объединены в подразделы, а статьи – в параграфы.

Структурные элементы текста правового акта, за исключением преамбулы и пунктов правового акта, должны иметь заголовки.

Части правового акта обозначаются словами и могут иметь наименование.

Часть законопроекта:

  • обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  • может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • либо может обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ;

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Обозначение и наименование части законопроекта печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.

Раздел имеет:

  • наименование.

Обозначение и наименование раздела включает само слово «Раздел», печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим, например:

РАЗДЕЛ I

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Подраздел имеет:

  • порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
  • наименование.

Обозначение подраздела включает само слово «Подраздел», печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка, например:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

Глава имеет:

  • порядковый номер, обозначаемй арабскими цифрами;
  • наименование.

Обозначение главы включает само слово «Глава», печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка, например:

Глава 10. Правила юридической техники

Параграф имеет:

  • знак §;
  • наименование.

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка, например:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Статья законопроекта является его основной структурной единицей и имеет:

  • порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
  • наименование, но в исключительных случаях оно может отсутствовать.

Заголовок статьи включает слово «Статья», которое пишется с прописной буквы, затем приводятся порядковый номер, после которого ставится точка, и наименование статьи с прописной буквы, например:

Статья 19. Порядковые номера и заголовки структурных элементов текста нормативного правового акта

Статьи (например, в законах об изменении или признании утратившими силу ранее принятых законов, о введении в действие законов и т.д.) могут не иметь наименований. В этом случае точка после номера статьи не ставится и текст статьи начинается с нового абзаца с прописной буквы и абзацного отступа.

Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается. Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Нумерация структурных элементов правового акта должна быть сквозной в пределах всего правового акта. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы.

Разделы и подразделы нумеруются римскими цифрами. Главы, параграфы, статьи (пункты) правового акта должны иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. В правилах юридической техники в настоящее время нет единства в части использования римских и арабских цифр при нумерации глав правового акта.

В случае необходимости включения в текст правового акта дополнительных структурных элементов и невозможности при этом сохранения сквозной нумерации допускается присвоение таким структурным элементам порядковых номеров предшествующих структурных элементов того же вида с добавлением через дефис либо точку дополнительных порядковых номеров начиная с первого (например, статья 5.1, пункт 3.1, подпункт «б.1» ). Например, включение в Закон Тульской области от 14.12.1994 № 4-ЗТО «О законах области» (в ред. от 18.07.2008) дополнительной статьи (7-1) так отразилось на структуре закона:

Статья 7. Реквизиты законопроекта

Статья 7-1. Подготовка законопроекта к рассмотрению

Статья 8. Право субъекта законодательной инициативы на отзыв внесенного им законопроекта

Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего (например, в статье последней частью была часть 3 – дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 – дополнить пунктом 4 и т.д.).

Следует отметить, что наличие в структуре правового акта большого количества элементов, использование для их обозначения и нумерации арабских и римских цифр, букв, знака параграфа, дефиса создает неудобства при автоматизированной обработке информации . Разработчики некоторых законов субъектов Российской Федерации также отказались от этой громоздкой системы. Например, в соответствии с Законом Томской области «О нормативных правовых актах Томской области» разделы, главы, статьи (пункты) нормативного правового акта должны, а части нормативного правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. Более простая система обозначения и нумерации структурных элементов закреплена в настоящее время в правилах оформления национальных стандартов.

Реквизиты правового акта

Правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, исходят из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов. Перечень 30 реквизитов организационно-распорядительных документов закреплен в ГОСТ Р 6.30-2003.

Как уже отмечалось, в правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием. Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе правового акта, а дата его принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Вместе с тем можно установить реквизиты, обязательные для правовых актов любых видов. В этой связи правила юридической техники могут содержать:

  • единый перечень реквизитов, обязательных для всех видов правовых актов, издаваемых органами управления определенного уровня;
  • отдельные перечни реквизитов для правовых актов определенного вида.

Например, единый перечень реквизитов для правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, приводится в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

В законах субъектов Российской Федерации также устанавливаются перечни реквизитов, единые для всех правовых актов этого уровня. Однако и в этом вопросе в региональных законах нет единообразия. Например, в Законе Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008) установлено, что правовые акты Ярославской области имеют следующие реквизиты:

наименование (вид и название) правового акта;

наименование органа, принявшего акт;

дата подписания правового акта и его номер;

должность и фамилия лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт.

В соответствии с Законом Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29.11.2007) официальный текст нормативного правового акта области должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) полный герб Челябинской области в многоцветном варианте;

2) полное наименование уполномоченного органа государственной власти области, принявшего нормативный правовой акт Челябинской области (кроме законов области);

3) наименование вида нормативного правового акта области;

4) наименование нормативного правового акта области, обозначающее предмет регулирования;

5) дата принятия;

6) регистрационный номер;

7) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт области.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» называет печать в числе обязательных реквизитов правового акта:

1) герб автономного округа;

2) полное наименование органа, принявшего акт;

3) наименование вида нормативного правового акта;

4) заголовок, обозначающий предмет регулирования;

5) регистрационный номер;

6) дата и место принятия (в отношении законов автономного округа – дата подписания принятых законов Губернатором автономного округа);

7) наименование должности, фамилия (Ф.И.О.) и подпись полномочного лица;

8) печать.

Во многих законах субъектов Российской Федерации можно найти примеры установления перечней обязательных реквизитов для отдельных видов правовых актов. Так, Закон Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008) включает следующие статьи:

Статья 25. Реквизиты законов Свердловской области

Статья 26. Реквизиты постановлений палат Законодательного Собрания

Статья 27. Реквизиты правовых актов Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области

Статья 28. Реквизиты правовых актов областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и государственных органов Свердловской области, не относящихся к числу органов государственной власти Свердловской области

Статья 29. Реквизит нормативного правового акта Свердловской области, утвержденного другим нормативным правовым актом Свердловской области

Например, в ст. 27 установлено, что указы и распоряжения Губернатора Свердловской области, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области должны иметь следующие реквизиты:

1) изображение герба Свердловской области (на подлиннике правового акта);

2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Указ Губернатора Свердловской области», «Распоряжение Губернатора Свердловской области», «Постановление Правительства Свердловской области» или «Распоряжение Правительства Свердловской области»;

3) дату принятия правового акта;

4) номер правового акта;

5) место принятия правового акта, в качестве которого указывается город Екатеринбург;

6) подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его инициалы и фамилию.

Наименование правового акта

ГОСТ Р 6.30-2003 применительно к организационно-распорядительным документам предусматривает реквизит «Заголовок к тексту». В правилах юридической техники используется другой термин – «наименование правового акта» (или «название правового акта»). Некоторые региональные законы относят наименование правового акта к структурным элементам содержательной части правового акта. В других законах наименование правового акта называется в числе реквизитов и в содержательную часть не включается. Следует обратить внимание на то, что в законах, принимаемых в виде кодексов, обозначение вида правового акта и его наименование объединяются, например: Кодекс Чукотского автономного округа о нормативных правовых актах.

Требования к наименованию правового акта, установленные в правилах юридической техники, сходны с требованиями, предъявляемыми в делопроизводственных правилах к заголовку к тексту. Наименование правового акта должно отражать его содержание и предмет правового регулирования. Оно должно быть кратким, точным и максимально информационно насыщенным.

Как отмечается в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

Оформление дат

В делопроизводстве правила оформления дат определяет ГОСТ Р 6.30-2003, в соответствии с которым дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год – четырьмя арабскими цифрами. Например, дату 5 июня 2009 г. следует оформлять так: 05.06.2009 . Допускается словесно-цифровой способ оформления даты (05 июня 2009 г. ), а также оформление даты в последовательности: год, месяц, день месяца (2009.06.05 ).

Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти повторяет все приведенные положения стандарта, за исключением последнего, когда в цифровом обозначении даты сначала указывается год (2009.06.05 ).

При написании даты в реквизитах документа с применением словесно-цифрового способа после написания цифр соответствующего года используется обозначение «г.», при цифровом способе данное обозначение не применяется.

Правила юридической техники также предусматривают использование указанных способов оформления дат. Однако, если в делопроизводственных правилах словесно-цифровой способ «допускается», то в правилах юридической техники он имеет приоритет. Более того, в законах даты могут оформляться только таким способом. Например, в Законе Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008) указано: «Оформление дат в законах Республики Мордовия цифровым способом не допускается».

Правила юридической техники иначе подходят и к написанию слова «год» при датах. Во-первых, при использовании словесно-цифрового способа оформления даты слово «год» не сокращается; во-вторых, оно используется (с сокращением до первой буквы) и при цифровом обозначении даты.

Например, правила оформления дат сформулированы в Законе Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области» следующим образом: «Даты в содержательной части законов Свердловской области, реквизитах и официальных обозначениях законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области оформляются словесно-цифровым способом в следующей последовательности – день месяца (арабскими цифрами), месяц (словом в соответствующем падеже), год (арабскими цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения. Даты в правовых актах в иных случаях могут оформляться цифровым способом в следующей последовательности – день месяца и месяц (обозначенные двумя парами цифр с точками, с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова «год» с его сокращением до первой буквы с точкой».

Приложения к правовому акту

Приложения являются неотъемлемой составной частью правового акта и имеют одинаковую с ним юридическую силу. В качестве приложения к правовому акту может выступать документ, который утверждается (вводится в действие) этим правовым актом: устав, регламент, положение, правила, инструкция и др. Например, Закон Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» имеет приложение «Правила юридико-технического оформления проектов законов Новосибирской области». Как приложения к правовому акту могут оформляться также материалы в виде перечней, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и т.д. Если к правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами.

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации о приложениях к правовому акту сказано очень мало. В Правилах указано, что если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. В Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (приказ Минюста России от 04.05.2007 № 88) также говорится о том, что на приложении указывается, каким документом оно утверждено.

В Положении о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России установлено, что о наличии приложений должна быть сделана ссылка в тексте нормативного акта. Приложение должно содержать отметку по форме:

Приложение

к (название нормативного акта Банка России

дата номер)

Отметка должна располагаться в правом верхнем углу приложения. При наличии нескольких приложений на них проставляются порядковые номера (без знака «№»).

В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта. Приложения нумеруются арабскими цифрами также без указания знака «№». Например:

Приложение 2

к Федеральному закону «О ___»

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Методическими рекомендациями в обозначение приложения регистрационный номер и дата подписания законопроекта не включаются.

Законы субъектов Российской Федерации, как правило, повторяют положения Методических рекомендаций об оформлении приложений. Они также не предусматривают указания знака «№» на приложениях и при ссылках на приложения в тексте правового акта. Указанные законы, как правило, также не включают в обозначение приложения к законопроекту регистрационный номер и дату подписания законопроекта. Например:

Приложение

к Закону Орловской области

«О правотворчестве и нормативных

правовых актах Орловской области»

юридико-технического оформления проектов

нормативных правовых актов

В одних субъектах Российской Федерации законы распространяют это правило и на приложения ко всем другим правовым актам, а не только к законопроектам. Например, в законе Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» указано: обозначение приложения с наименованием правового акта, составной частью которого оно является, располагается в правом верхнем углу страницы после текста правового акта без указания на регистрационный номер и дату подписания правового акта.

В других субъектах Российской Федерации законы предусматривают указание рассматриваемых сведений. Например, в законе Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (в ред. от 10.11.2008) определено следующее: на первом листе в верхнем правом углу приложения указываются: слово «Приложение», номер приложения (если их несколько), форма, дата, номер и название нормативного правового акта.

Можно сказать, что в вопросе оформления приложений правила юридической техники в основном близки к правилам, принятым в области делопроизводства. Однако у этих правил могут быть и различия в части указания в обозначении приложения даты, номера, наименования правового акта, к которому относится приложение. По-разному решается вопрос и с указанием знака «№» в обозначении приложения и в ссылке на приложение. В настоящее время ГОСТ Р 6.30-2003 и Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти предусматривают проставление этого знака, хотя еще несколько лет назад предыдущие версии стандарта и инструкции предписывали этот знак не ставить. Кроме того, Типовая инструкция предусматривает еще один вариант оформления обозначения приложения, который редко встречается в правилах юридической техники. Согласно Типовой инструкции допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к приказу Минкультуры России

от 18.03.2005 № 234

Официальные и неофициальные тексты правовых актов

В правилах юридической техники используется классификация, позволяющая разграничивать официальные и неофициальные тексты правовых актов. Например, в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» различают следующие виды текстов правового акта:

  1. подлинный текст нормативного правового акта (оригинал нормативного правового акта) – эталонный экземпляр текста нормативного правового акта, оформляемый, как правило, в одном экземпляре;
  2. официально опубликованный текст нормативного правового акта – текст, опубликованный в источниках официального опубликования в порядке, установленном Уставом автономного округа и настоящим Законом;
  3. заверенная копия нормативного правового акта – совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, заверенный печатью органа, принявшего акт (копии законов автономного округа заверяются печатью Думы автономного округа или Губернатора автономного округа);
  4. неофициально опубликованный текст нормативного правового акта – текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу источников официального опубликования нормативных правовых актов;
  5. незаверенная копия нормативного правового акта – совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, не заверенный печатью органа, принявшего акт.

Тексты нормативного правового акта, указанные в подп. 1–3, признаются официальными текстами, на основании которых осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.

Преамбула

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия правового акта, то в тексте дается вступительная часть – преамбула. Преамбула – самостоятельная часть правового акта, но она не является обязательной. Преамбула может состоять из абзацев.

Преамбула:

  • не имеет наименования;
  • не содержит нормативных предписаний;
  • не нумеруется;
  • не делится на статьи;
  • не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
  • не содержит определения каких-либо понятий;
  • не формулирует предмет регулирования правового акта;
  • не нумеруется.

Структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.

Требования к текстам правовых актов

Требования к текстам правовых актов, изложенные в правилах юридической техники, в основных своих положениях сходны с требованиями к текстам, которые закреплены в разработках по делопроизводству. Например, Закон Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» так формулирует основные требования к изложению правового акта:

1) изложение нормативного правового акта должно быть логически последовательным;

3) изложение нормативных положений, регулирующих однотипные правоотношения, должно быть единообразным;

4) термины в нормативном правовом акте должны употребляться в одном общепринятом или установленном законодательством значении, для обозначения одного и того же объекта (явления) должен употребляться один термин;

5) в нормативном правовом акте должно быть обеспечено единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве;

6) нормативные определения целесообразно давать только в тех случаях, когда без них невозможно или затруднительно правильное понимание соответствующих терминов или нормативного правового акта в целом.

Можно выделить ряд требований, которые являются типичными для правил юридической техники.

Текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.

Изложение нормативного правового акта должно быть логичным, кратким и ясным, обеспечивающим простоту и доступность понимания, исключающим двоякое толкование.

Не допускается употребление сложных фраз, образных сравнений, эпитетов и метафор, а также устаревших и многозначных слов и выражений.

Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.

В правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.

Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте.

Использование в нормативных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.

Употребление аббревиатур возможно лишь при условии их первоначальной расшифровки.

Формирование перечня (объектов, полномочий, в случае иных перечислений) в правовом акте должно определять его вид (исчерпывающий или примерный).

В случае закрепления в правовом акте условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза «или». При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза «и».

В правила юридической техники включаются положения, определяющие написание некоторых наименований . В них, например, указывается, что наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, а также географические наименования и иные имена собственные пишутся в правовых актах с прописной буквы.

В правилах юридической техники содержатся положения, касающиеся использования примечаний . Включение в правовой акт примечаний к статьям, главам, разделам, иным структурным элементам и правовому акту в целом не допускается. Такого рода положения включаются в правовой акт в качестве самостоятельных статей или непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.

Зачем нужна лингвистическая экспертиза?

Следует отметить, что в правилах юридической техники встречаются положения, которые, на наш взгляд, сформулированы не совсем удачно. Приведем примеры.

«В тексте нормативного правового акта (за исключением преамбулы) не могут быть использованы общие рассуждения, лозунги, призывы, декларации» (закон Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 № 48-РЗ «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики», в ред. от 24.06.2008).

Почему для преамбулы сделано исключение? Понятие «общие рассуждения» может иметь весьма негативный оттенок (рассуждения не имеющие отношения к делу, сути вопроса).

«В правовых актах Ленинградской области не допускаются:

употребление иностранных слов, значение которых не определено в толковых или иных словарях, а также нецензурной лексики, образных сравнений, эпитетов и метафор…» (закон Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-ОЗ «О правовых актах Ленинградской области»).

Чем вызвано упоминание о нецензурной лексике? Уже были попытки излагать правовые акты с ее использованием или о ней сказано на всякий случай, учитывая снижение языковой культуры в целом?

Устранить нарушения требований к тексту правового акта, допущенные разработчиками проекта этого акта, позволяет лингвистическая экспертиза. О ней говорят многие региональные законы. Так, Закон Нижегородской области от 10.02.2005 № 8-З «О нормативных правовых актах в Нижегородской области» (в ред. от 25.12.2008) дает следующее определение: лингвистическая экспертиза – оценка на основе анализа языка и стиля текстов правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов правовых актов.

Воспроизведение в правовом акте положений других правовых актов, оформление ссылок

Отдельно хотелось бы сказать о воспроизведении в правовом акте положений других правовых актов, а также об оформлении ссылок, поскольку в правилах юридической техники этот материал обычно излагается более подробно, чем в делопроизводственных правилах.

Согласно правилам юридической техники в случае необходимости для обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования в правовом акте могут воспроизводиться отдельные положения из другого нормативного правового акта, более высокой юридической силы, без смыслового искажения, со ссылкой на такой акт.

Воспроизведение в тексте правового акта положений других правовых актов допускается только в исключительных случаях. Кроме того, могут быть ограничения на цитирование даже нормативных правовых актов более высокой юридической силы. Например, закон Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» содержит следующее положение: в нормативных правовых актах области воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается в исключительных случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний. Воспроизведение положений федеральных нормативных правовых актов по предметам ведения Российской Федерации в нормативных правовых актах области не допускается.

Ссылки (отсылки) в правовом акте на его структурные элементы, а также на иные действующие правовые акты или их структурные элементы применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты и проекты правовых актов недопустимы.

В Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов указано, что ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Правительства Российской Федерации). В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

Следует отметить, что некоторые законы субъектов Российской Федерации допускают отсылки к правовым актам низшей юридической силы. Например, в Законе Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» установлено, что в правовых актах применяются следующие виды ссылок (отсылок):

2) отсылки в структурных элементах правового акта к другим структурным элементам данного правового акта;

3) отсылки к правовым актам низшей юридической силы, которые устанавливают правовое регулирование по конкретным вопросам.

Порядок использования ссылок в проектах законов подробно описан в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов. Так, в Методических рекомендациях определено, что при необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются следующие реквизиты в последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта, например: регулируются Федеральным законом от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.

При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма: в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»).

При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках – вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции, например: в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ).

При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей): регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от... №... «....».

Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов – строчными буквами русского алфавита в кавычках, например:

подпункт «а.2» пункта 2 части 1 статьи 5

подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5

глава 5

разделы III и IV

абзац второй части 1 статьи 1

в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

в связи с положениями настоящей главы

в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса

в соответствии с частью 3.2 статьи 5 настоящего Федерального закона

в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи

в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

в соответствии с подпунктом «а.1» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона

регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона

В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации и Разъяснениях о применении Правил большое внимание уделяется требованиям о необходимости указания официального источника опубликования правового акта, положения которого воспроизводятся или на который делается ссылка, а также сведений о государственной регистрации нормативных правовых актов. Речь идет о таких официальных источниках опубликования федеральных нормативных правовых актов, как «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации и др.

В случае воспроизведения в правовом акте положений иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование органа власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания, номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату этой регистрации.

В случае воспроизведения в правовом акте положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующих государственной регистрации), либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации).

Ссылка на акт, не нуждающийся в государственной регистрации (не требующий государственной регистрации), не направлявшийся ранее на государственную регистрацию, возможна в случае одновременного направления его в Минюст России.

Ссылка в поступившем на государственную регистрацию акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.

Правила юридической техники и правила оформления документов, принятые в делопроизводстве, в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Так сложилось исторически. Вместе с тем практика применения указанных правил показывает необходимость преодоления этих расхождений, проведения их унификации с целью устранения устаревших и неоправданно сложных положений. Выработка единых правил оформления правовых актов, ориентированных на применение современных информационных технологий, позволит повысить эффективность работы с этими документами на всех стадиях их создания и применения

А.Ю. Чуковенков,
канд. ист. наук, заместитель директора Учебно-методического центра
документоведения и управления фирмы «Межрегионсервис»

РАЗРАБОТАН ВНИПИ Тяжпромэлектропроект

Начальник технического отдела А.А. Шалыгин

Главный специалист ТО В. П. Хейн

УТВЕРЖДАЮ

Технический директор ВНИПИ

Тяжпромэлектропроект

Г. А. Толасов

РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Срок введения установлен с 01.06.92 (с изменениями от 05.2001 г.)

Настоящий руководящий технический материал (РТМ) распространяется на проектную и проектно-конструкторскую документацию и устанавливает общие правила выполнения текстовых документов.

РТМ не устанавливает формы и порядок заполнения основных надписей.

РТМ разработан на основании * и 2.004 ЕСКД, ГОСТ 24.301 ЕКС АС, ЕСПД.

Устанавливаемый настоящим РТМ порядок оформления текстовых документов позволяет привести к единой системе документы, порядок оформления которых регламентирован различными системами стандартов, конкретизировать порядок оформления элементов текстовых документов, учесть требования современных текстовых редакторов для персональных компьютеров, минимизировать затраты на тиражирование текстовых документов.

*- изменения внесены в связи с заменой ГОСТ 2.105-79 на .

1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 Подлинники текстовых документов должны удовлетворять требованиям, обеспечивающим изготовление качественных копий на используемых для этого технических средствах.

1.2 Текстовой документ (подлинник) выполняют одним из следующих способов:

Машинописным. Шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм, лента только черного цвета (полужирная);

Рукописным. - чертежным шрифтом по с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Цифры и буквы необходимо писать четко черной тушью;

С применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ;

На магнитных носителях данных.

1.3 Вписывать в текстовые документы, изготовленные машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки (рукописным способом), а также выполнять иллюстрации следует черными чернилами, пастой или тушью.

1.4 Текстовые документы выполняют на листах формата А4 по , допускается оформление на листах формата А3. При машинном способе допускается отклонение размера листов, определяемое возможностями технических средств. При машинном способе при печати на бумажной ленте шириной формата А3 рекомендуется размещать по ширине два листа формата А4.

1.5 Текстовой документ может включать:

титульный лист;

лист утверждения;

заглавный лист;

текст документа;

приложения;

перечень терминов;

перечень сокращений;

перечень иллюстраций;

перечень таблиц;

предметный указатель;

перечень ссылочных документов;

перечень символов и числовых коэффициентов;

список литературы;

лист регистрации изменений.

1.6 Титульный лист является первым листом документа. Титульный лист, составленный на альбом документов, является первым листом описи этого альбома.

1.7 Заглавный лист при отсутствии титульного листа является первым листом документа, подписи одних и тех же должностных лиц на титульном и заглавном листах не допускаются.

В содержание включают все структурные элементы текста и части документа, имеющие заголовки и наименования, с их номерами, наименованиями и номерами страниц. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной. Содержание не приводят, если в документе не более одного элемента, имеющего заголовок. Содержание допускается не приводить, если объем документа менее 10 страниц.

1.9 При необходимости приведения перечня терминов, перечня сокращений, перечня иллюстраций, перечня таблиц, предметного указателя, перечня ссылочных документов, перечня символов и числовых коэффициентов, списка литературы их помещают с соответствующим заголовком в конце текстового документа перед листом регистрации изменений и включают в содержание.

1.10 В пределах одного текстового документа должны соблюдаться общие принципы построения его частей и нумерации различных элементов.

2 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ, СОДЕРЖАЩИМ В ОСНОВНОМ СПЛОШНОЙ ТЕКСТ

2.1 Деление основной части

2.1.1 Текст каждого документа при необходимости разделяют на структурные элементы. Каждый структурный элемент начинается с абзацного отступа.

2.1.2 Структурными элементами текста являются разделы, подразделы, пункты, подпункты и перечисления.

Раздел - первая ступень деления, обозначенная номером и имеющая заголовок.

Подраздел - часть раздела, обозначенная номером и имеющая заголовок.

Пункт - часть раздела или подраздела, обозначенная номером. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Подпункт - часть пункта, обозначенная номером.

2.1.4 При большом объеме документ допускается делить на части (книги). Каждую часть комплектуют отдельно.

2.2 Заголовки

2.2.1 Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

2.2.2 Не допускается помещать заголовок в нижней части листа, если под ним умещается менее двух строк текста.

2.2.3 Расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом должно быть равно 3, 4 интервалам, при выполнении рукописным способом - 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала, при выполнении рукописным способом - 8 мм.

2.3 Нумерация разделов, подразделов, пунктов и подпунктов

2.3.1 Разделы должны иметь порядковые номера в пределах документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.

2.3.2 Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится (5.1; 5.2 и т. д.).

Разделы, как и подразделы, могут состоять из нескольких пунктов.

2.3.3 Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов выполняется аналогично нумерации подразделов. В конце номера точка не ставится.

2.3.4 Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов делается в пределах подраздела, в этом случае номера пунктов состоят из номера раздела, подраздела и порядкового номера пункта, разделенных точкой. В конце номера пунктов точка не ставится (5.2.1; 5.2.2 и т. д.).

2.3.5 Нумерация подпунктов делается в пределах пункта. Номера подпунктов состоят из номера раздела, подраздела, пункта и порядкового номера подпункта, разделенных точкой. В конце номера точка не ставится (5.2.2.1; 5.2.2.2 и т. д.).

2.3.6 Если документ состоит только из пунктов, то они нумеруются в пределах

документа (1, 2 и т. д.).

2.3.7 Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

2.3.8 Каждый пункт или подпункт записывается с абзацного отступа.

2.4 Перечисления

2.4.1 Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа:

2.4.2 Перечисления записывают с абзацного отступа.

2.5 Формулы

2.5.1 Формулы нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения - (В.1).

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

2.5.2 Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой (3.1).

2.6 Ссылки

1) на данный текстовой документ,

2) на другие документы.

Примеры:

1. ... должно соответствовать разд. 2 .

2. ... по пп. 1.2.3; 3.2.4.

3. ... (см. п. 1.2.3 ).

4. ... по формуле (4).

5. ... в соответствии с приложением 4.

6. ... (рис. 5).

7. ... (см. рис. 2).

8. ... в соответствии с табл. 4 .

Если в документе имеется только одна иллюстрация, одна формула, одна таблица или одно приложение, то при ссылках на них следует писать: «в соответствии с рисунком», «по формуле», «в соответствии с таблицей», «в соответствии с приложением».

2.6.3 В текстовых документах допускаются ссылки на стандарты (кроме стандартов предприятий), технические условия и другие документы государственного значения.

2.6.4 В ведомственных документах допускаются ссылки на документы данного ведомства, равного или более высокого уровня.

2.6.5 В текстовых документах допускаются ссылки на другие документы комплекта, в который входит данный документ.

2.6.7 Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, формулы и иллюстрации не допускаются.

Пример . Оформление титульного листа должно соответствовать требованиям разд. 6 .

2.7 Примечания

2.7.1 Примечания приводят, если необходимы пояснения содержания текста, таблиц или иллюстраций.

2.7.2 Примечания не допускается помещать во вводной части документа.

2.7.3 Примечания следует размещать непосредственно после материала, к которому они относятся, и печатать с прописной буквы после абзаца.

2.7.4 Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами.

Примеры :

Примечание - _______________.

Примечания:

Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

2.8 Примеры

2.8.1 Примеры приводят в тех случаях, когда они поясняют изложенный материал и (или) способствуют более краткому его изложению.

2.8.2 Примеры размещают, нумеруют так же, как примечания.

2.9 Сноски

2.9.1 Необходимые пояснения к тексту могут оформляться сносками. Сноски обозначаются арабскими цифрами со скобкой, вынесенными на уровень верхнего обреза шрифта. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более 4-х звездочек не рекомендуется.

2.9.2 Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны.

Сноски к таблицам располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

2.10 Иллюстрации

2.10.1 Иллюстрации рекомендуется располагать по тексту (возможно ближе к соответствующим частям текста). Если иллюстрации выполнены на листах формата большего, чем формат листов основного текста или иллюстрации объединяются в группы по определенным признакам, их следует давать в виде приложений.

2.10.2 Иллюстрации нумеруют. Нумерация сквозная арабскими цифрами, например: Рис. 1 , Рис. 2.

В случае деления документа на части иллюстрации нумеруют в пределах части, номер части ставится перед номером иллюстрации и отделяется точкой, например: Рис. 1.1 , Рис. 1.2.

Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела.

Номер ставят под иллюстрацией.

2.10.3 В приложениях иллюстрации нумеруют в пределах каждого приложении в порядке, установленном для основного текста документа.

2.10.4 Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Детали прибора.

2.11 Таблицы

2.11.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и сравнимости показателей.

2.11.2 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком .

2.11.3 Таблицы, за исключением таблиц приложения, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, она должны быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

2.11.4 На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

2.11.5 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком граф, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Заголовки граф и подзаголовки пишут в единственном числе. Точка в конце заголовков и подзаголовков не ставится.

2.11.6 Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Допускается не наносить разделительные линии между строками таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Рис. 1

2.11.7 Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором дается первая ссылка на таблицу, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении. Допускается размещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

2.11.8 Если строки или (именно или) графы таблицы выходят за формат листа, то таблицу делят на части, помещая одну часть под другой или рядом. При этом в каждой части при необходимости повторяют ее головку и боковик. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию не проводят.

2.11.9 Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике перед их наименованием и обозначают арабскими цифрами.

2.11.10 Нумерация граф таблицы допускается только в том случае, если в тексте имеются ссылки на них.

2.11.11 Если цифровые данные, приведенные в графах таблицы, выражены в разных единицах измерения, то их указывают в заголовке каждой графы.

Если цифровые данные, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение следует помещать над таблицей справа.

Если в большинстве граф таблицы (более половины) приведены цифровые данные, выраженные в одной и той же единице измерения, то наименование (обозначение) параметра и единицу измерения следует помещать над таблицей, например: «напряжение, В», а в заголовках остальных граф приводят наименования (обозначения) и единицы измерения соответствующих параметров.

2.11.12 Ограничительные слова «более», «не более», «менее», «не менее» и др., если они относятся ко всей строке или графе, помещают после наименования (обозначения) и единицы измерения параметра, например: «Напряжение, В, не более».

Единицы измерения угловых величин следует указывать не в заголовках, а у каждого значения в каждой строке.

2.11.13 Допуски, относящиеся ко всем числовым значениям величин, помещенным в одной графе, указывают в головке таблицы под наименованием (обозначением) параметра.

Допуски, относящиеся к определенному числовому значению величины, указывают в отдельной графе.

2.11.14 Числовые значения, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз.

2.11.15 При отсутствии в таблице горизонтальных линий текст, повторяющийся в пределах одной графы и состоящий из одного слова, следует заменять кавычками.

Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Если повторяется лишь часть фразы, то допускается эту часть заменять словами «То же» с добавлением дополнительных сведений.

При наличии горизонтальных линий текст необходимо повторять.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, знаки и обозначения не допускается.

2.11.16 При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк.

2.11.17 При указании в строках таблицы значений, отнесенных к определенному интервалу чисел, интервалы задают в боковике: «От... до... включ», «Св. ... до... включ».

Интервалы чисел в тексте записывают через тире.

2.11.18 В таблицах допускается применять ступенчатые линии, например, для выделения предпочтительных значений параметров.

2.11.19 Числовые значения параметра проставляют на уровне последней строки его наименования. Если характеристики параметра приведены в виде текста, то запись начинают на уровне первой строки его наименования.

2.12 Приложения

2.12.1 Иллюстрационный материал, таблицы и текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложения. Приложение может быть обязательным или информационным.

2.12.2 Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначение, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного - «рекомендуемое» или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

2.12.3 Приложение обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы.

После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, кроме букв I и О.

Одно приложение обозначается буквой А.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

2.12.4 Приложения должны иметь общую с основной частью документа сквозную нумерацию листов.

2.12.5 В приложениях разделы, подразделы, пункты, подпункты и перечисления нумеруют в пределах каждого приложения в порядке, установленном для основного текста документа.

Нумерация таблиц и иллюстраций сквозная в пределах всего документа, если это принято для основной части документа.

Допускается сквозная нумерация в пределах каждого приложения.

Если в основной части документа принята нумерация таблиц и иллюстраций в пределах разделов, то в приложениях их также следует нумеровать в пределах разделов.

2.12.7 Выпускать приложение в виде отдельного документа не рекомендуется.

2.12.8 Приложения, выпускаемые в виде самостоятельного документа, оформляют по общим правилам: первый лист с основной надписью - по форме 2, последующие листы - по форме 2а - по , . При необходимости такое приложение может иметь содержание.

Допускается в качестве приложения к документу использовать другие самостоятельно выпущенные конструкторские документы (габаритные чертежи, схемы и др.). В этом случае все документы комплектуют в альбом (книгу) с составлением к нему описи по формам 4 и 4а .

Первым в опись записывают документ, для которого в качестве приложения применены другие конструкторские документы. Далее документы записывают в порядке их комплектования в альбом. При необходимости к альбому документов составляют титульный лист.

2.13 Сокращения

В тексте документа допускаются следующие сокращения:

1) разд. - раздел, п. - пункт, пп. - пункты, табл. - таблица, черт. - чертеж, г. - год гг. - годы, мин. - минимальный, макс. - максимальный, абс. - абсолютный, отн. - относительный, которые применяются с цифровыми величинами;

2) общепринятые сокращения: т. е. - то есть, т. д. - так далее, т. п. - тому подобное, и др. - и другие, пр. - прочие, см. - смотри, номин. - номинальный, пред. откл. - предельное отклонение, св. - свыше и другие сокращения, установленные правилами орфографии и пунктуации;

3) установленные в этом же документе. Полное название должно быть приведено при первом упоминании в тексте с указанием в скобках сокращенного названия или (при большом числе сокращений) должен быть приведен перечень сокращений;

4) единицы физической величины в головке и в боковике таблицы и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулу;

5) обозначения программ и команд, в том числе и обозначаемых буквами латинского алфавита;

6) установленные на иллюстрациях и в спецификациях.

2.14 Условные обозначения, изображения и знаки

2.14.1 В текстовых документах следует использовать условные обозначения, изображения и знаки, принятые в действующих стандартах. При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

2.14.2 В текстовых документах, за исключением формул, таблиц и иллюстраций, не допускается:

1) применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

2) применять знак обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»);

3) применять математические знаки без числовых значений, а также знаки № (номер) и % (процент);

4) применять индекс стандарта (ГОСТ, ОСТ) без регистрационного номера;

5) переносить части обозначения на другую строку.

2.15 Единицы счета и физических величин

2.15.1 В текстовых документах следует применять стандартизированные единицы физических величин и счета и их обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.

Наряду с единицами СИ при необходимости в скобках указывают единицы других систем, допускаемые наряду с единицами СИ.

Пример: 0,4 МПа (4,0 кгс/см 2).

2.15.2 В пределах одного текстового документа единица физической величины и счета должна быть постоянной.

2.15.3 Если в текстовом документе приведен ряд числовых значений величины или диапазон ее значений, выраженных в одной и той же единицы, то ее обозначение указывают только за последней значащей цифрой.

Примеры :

1. 1,0; 1,6; 2,0; 2,5 А.

2. от 0,4 до 60 В.

2.15.4 В текстовом документе числовые значения величин с обозначением величин следует писать цифрами, а числа без обозначения величин - словами.

Примеры :

2. Катушку пропитать два раза.

2.15.5 Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать: .

2.15.6 При округлении числовых значений в пределах группы данных или диапазона значений число знаков за запятой рекомендуется брать одинаковым.

3 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ, СОДЕРЖАЩИМ ТЕКСТ, РАЗБИТЫЙ НА ГРАФЫ

3.1 Текстовые документы, содержащие текст, разбитый на графы, могут делиться на разделы и подразделы, которые не номеруют.

3.2 Наименование разделов и подразделов записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) и подчеркивают.

Ниже каждого заголовка должна быть оставлена одна свободная строка, выше - не менее одной свободной строки.

3.3 В текстовых документах, имеющих строки, все записи производят в один ряд в нижней части строки.

Запись не должна сливаться с линией строки.

3.4 Для внесения изменений следует оставлять свободные строки между разделами и подразделами, а в документах большого объема - также внутри разделов и подразделов.

3.5 Если в графе документа текст записан в несколько строк, то в последующих графах записи начинают на уровне первой строки. Допускается размещать запись на уровне последней строки, если она занимает одну строку при машинописном способе выполнения.