Текст благодарственное письмо родителям

В современных условиях, связанных с введением новых федеральных образовательных стандартов, учебные учреждения успешно осуществляют педагогический процесс в тесной связи с семьёй, активно привлекают матерей и отцов к жизни детского сада или школы. Родители сегодня не просто потребители образовательных услуг, а равнозначные партнёры образовательного процесса. Для поощрения тех, кто активно проявляет интерес к жизни детского учебного учреждения, администрация детских садов и школ использует такую форму, как благодарственное письмо родителям.

Составляет его администрация (директор, заместитель директора), классный руководитель или воспитатель от лица образовательного учреждения. Текст содержит выражение благодарности родителям за воспитание детей или за оказанную школе (детскому саду) помощь.

По какому поводу составляется благодарственное письмо родителям?

Образовательное учреждение самостоятельно решает, когда и в чей адрес направлять этот деловой документ. Чаще всего благодарственное письмо составляется в следующих случаях:


В чем предназначение благодарственного письма?

Являясь инструментом делового этикета, оно составляется с целью выразить благодарность за оказанную помощь, выполненные поручения или просьбы, за успешное сотрудничество или достижение поставленных целей. Когда администрация образовательного учреждения желает выразить свою признательность, составляется текст благодарственного письма родителям.

Такой документ не имеет никакой юридической силы, несмотря на своё деловое предназначение. Известно, что не только образовательные учреждения могут составлять благодарственные письма. Отдельные ведомства или органы власти используют их как элемент наградной системы. В таком случае они выполняют роль почетной грамоты или диплома, вручаемого за определенные заслуги.

Особенности написания деловых писем

Благодарственное письмо родителям является одним из видов делового письма. Оно может быть составлено в свободной форме, но должно обязательно содержать элементы делового стиля.

  • Если имеется фирменный бланк учреждения, то письмо составляется на нём.
  • В начале текста составляется традиционная шапка, где размещается адресат, в чей адрес направляется благодарность, им может быть конкретный человек, группа людей или предприятие.
  • Начинается текст письма обращением, которое может быть персонифицированным, например: «Уважаемый Иван Иванович!» или стандартным, например, «Уважаемый клиент!»
  • Текст письма может содержать стандартные формулировки, например, «Выражаем искреннюю благодарность за…» и «Надеемся на продолжение успешного сотрудничества и увеличение достигнутых показателей».
  • Обязательно указываются сведения о лице, выражающем благодарность (фамилия, имя, отчество и занимаемая должность), а также его подпись.

О чём писать в благодарственном письме?

Если целью образовательного учреждения является выражение благодарности родителям за воспитание, формулировка письма может быть стандартным выражением благодарности за воспитание или может содержать развёрнутое описание результатов семейного воспитания. Во втором случае все успехи, достижения, положительные черты и любые другие заслуги ребёнка могут войти в текст благодарственного письма. Родителям будет приятно знать, что их ребёнок - достойный член общества,и что по достоинству оценен их родительский труд.

Если целью письма является выражение признательности за какую-то конкретно оказанную образовательному учреждению помощь, то повод обязательно указывается в тексте. Например «искренне благодарим вас за помощь в проведении ремонта класса».

Как поощрить родителей выпускников?

Во многих детских садах существует традиция, следуя которой при выпуске детей из детского сада, вручается благодарственное письмо родителям.Его могут составить воспитатели группы, или администрация, содержание может быть примерно следующим:

Уважаемые _____ и _____!

Вы выбрали наш детский сад площадкой для развития своих малышей. Мы рады, что нам посчастливилось воспитывать таких замечательных детей! Весь наш дружный коллектив выражает вам благодарность за помощь, которую вы оказывали нам всё это время: в пополнении игровой зоны и предметно-пространственной развивающей среды в группе, вместе мы стремились к тому, чтобы нашим детям было хорошо и уютно в детском саду. От всей души выражаем вам признательность за понимание. Мы уверены, что вы и впредь всегда будете замечательными родителями для своих детей. А они обязательно порадуют вас своими успехами и достижениями! Спасибо за то, что вы были с нами!

Уважаемые родители!

От лица всего педагогического коллектива школы выражаем вам благодарность за воспитание вашего сына (дочери). Пусть и дальше дети радуют своими достижениями, будут достойными продолжателями ваших семейных традиций. Желаем вам семейного счастья, взаимопонимания, терпения и успехов в воспитании!

Шаблон или творчество?

В каждом детском саду может иметься свой, фирменный образец благодарственного письма родителям. Однако от любого шаблона порой хочется отойти. Творческий подход и выдумку проявляют порой педагоги, желая сделать приятный сюрприз: придумывают необычное оформление, используют нестандартные материалы и даже составляют благодарственное письмо родителям в стихах, ведь несмотря на деловой повод, содержание может быть тёплым и трогательным.

Сказать «спасибо» мы хотим!

Вас от души благодарим

За то, что в жизни малышей

Теплее станет и светлей.

Нам ваша помощь так нужна,

Как лучик солнышка она,

Пусть светится добром ваш путь,

И ваших дел святая суть.

Спасибо много-много раз

Родителям от всех от нас:

От педагогов и детишек,

От всех девчонок и мальчишек!

Устное благодарственное письмо родителям детского сада

Дорогие мамы, папы,

Обращаемся мы к вам,

Вы пришли сегодня в гости

К нашим милым малышам.

Где бы слов найти покраше,

Чтоб «спасибо» вам сказать?

Все проблемы группы нашей

Помогаете решать.

Все заслуги я в беседе

Приукрасить не хочу,

Но любые наши беды

Рядом с вами по плечу.

Если праздник - вы придёте

Его с нами разделить.

Что сломалось - вы найдёте

Время, чтобы починить.

Ремонтировали группу,

Тут без вас - ну никуда!

Чтоб создать уют детишкам

Не жалеете труда.

Если только воспитатель

Детям конкурс предложил,

Наш талантливый родитель

Уже что-то сотворил.

Не жалеете для деток

Доброты своих сердец

Золотые мамы, папы,

Каждый - просто молодец!

Быстро дети вырастают,

но на жизненном пути

Им всегда с поддержкой вашей

Будет радостней расти.

Часто мы к вам обращались:

Летом и среди зимы,

Зная, что в любое время

положиться можем мы.

Признаюсь на этом месте,

Нелегко детей растить.

Но зато мы с вами вместе

Всё сумели пережить.

Пусть же солнышко сияет,

пусть синеет небосклон.

Лучшим мамам, лучшим папам

Воспитателей поклон.

Стихотворная благодарность учителя родителям в конце учебного года

Пролетел учебный год,

Часики протикали,

Подведём его итог,

На носу каникулы.

Жили ярко, не занудно,

И расскажет этот стих

Как бы детям было трудно

Без родителей своих.

Успеваемость - в порядке.

Знают всё, что б ни спросил.

Не зря с уроками сидели,

не жалея своих сил.

Жизнь активная - отлично

Если конкурс проводить,

Смог родитель каждый лично

Все таланты проявить.

Труд, конечно, вам воздастся

Каждым часом из минут.

В воспитанье ваши вклады

Дети вырастут, поймут.

Помощь ваша - школе в радость,

Вместе всё перенесём!

И примите в благодарность

наш учительский поклон

От забот и от уроков,

Вам за лето отдохнуть,

И спасибо вам большое,

В сентябре нам снова в путь!

Благодарственные письма пишутся по шаблону :

  • обращение (называется ИО, кому предназначается благодарность);
  • текст самого письма (здесь можно проявить фантазию);
  • подпись, указываются лица, кто выражает благодарность(директор, классный руководитель, воспитатели); дата, печать.

Вот примерный текст благодарственного письма родителям

А вот еще, что можно написать родителям школьника или воспитанника детского сада.

Родителям очень приятно получить Благодарственное письмо от имени школы и от учителей. Ведь они играют очень большую роль в воспитании своего ребенка.

Сейчас можно найти много частных типографий, которые могут напечатать красиво текст на специальном листе Благодарственное письмо, красиво оформить.

Текст самого письма состоит из нескольких частей:

1) Обращение (указываются имена родителей),

2) Сам текст (за что благодарят: за достойное воспитание сына или дочери, за интерес к учебе ребенка, за помощь в организации таких-то мероприятий и т.д.);

3) Указывается от имени кого благодарят и ставятся подписи и дата.

Вот несколько образцов:

Благодарственное письмо родителям не следует делать слишком пафосным, с обилием громких и пустых по сути фраз. Нужно стремиться к простоте и искренности.

Структура благодарственного письма должна напоминать по структуре деловое письмо:

1) Обращение к родителям .

По центру листа нужно указать Ф.И.О родителей или же только И.О.

2) Непосредственно сам текст благодарственного письма .

Нужно поблагодарить родителей и высказать им свои пожелания.

3) Подпись руководства .

Под текстом письма ставится печать учреждения образования и подпись директора, завуча или классного руководителя с указанием их должностей, фамилий и инициалов.

Вот примерный образец благодарственного письма:

Чтобы написать благодарственное письмо родителям, Вам нужно сначала обратиться к ним по имени и отчеству. Перед этим поставить слово Уважаемые. Затем написать, что Вы выражаете благодарность за хорошее воспитание. Потом поставить подпись и печать. Большое значение имеет бумага, на котором будет благодарственное письмо. Пусть она будет праздничной или просто необычной.

Если писать такое письмо, то хваля ребнка нужно обязательно сравнивать его с родителями, например, он как и вы уважаемые Ф.И.О. имеет такое качество как... или он как и вы никогда не сделает так то... - вот такая благодарность усиливается по ощущениям в два раза и будет приятней родителям!

Чтобы написать благодарственное письмо родителям нужно уважительное обращение Фамилия, Имя, Отчество. Далее вы должны написать, что выражаете благодарность за заслуги ребенка, его качества и т.д. Большой текст писать не нужно. Благодарственное письмо должно быть красиво написано, напечатано все должно быть красочно и красиво, когда благодарственное письмо вручается то нужно прочитать все то, что на нем написано, а после вручить. Можно придумать какие либо номинации для родителей, найти стихотворения, в интернете мы с классом делали номинации и для родителей и учителей стихи брали в интернете всем было очень приятно.

Благодарственное письмо родителям обычно пишут от имени учителей учебного заведения, руководства школы или от имени коллектива воспитателей детского сада, в который ходит ваш ребенок, если родители принимали активное участие в жизни этого учреждения или их ребенок чем-то отличился и о его воспитании решили поблагодарить. Образцы благодарственных писем можно посмотреть на разных сайтах. Сейчас такие письма пишутся на специальных фирменных бланках. Также его можно написать на открытке. Оно подписывается классным руководителем, директором или воспитателем.

Пример благодарственного письма родителям

Здесь – примеры текстов (полностью готовых к использованию) для благодарственного письма родителям за активное участие в жизни класса и школы. Все тексты написаны в прозе (не в стихах). Все имена, наименования организаций и населенных пунктов использованы лишь для удобства изложения, их необходимо поменять на нужные вам.

Все образцы оформлены так, как они должны выглядеть в реальности, если вопросы все-равно остались – в конце страницы вас ждут рекомендации по оформлению.

Вариант №1

Выражаем глубокую признательность

за отзывчивость, понимание, активное участие в жизни нашей школы

Горкиной Эвелине Максимовне,

Леонидовой Евгении Тимуровне,

за подготовку класса к новому учебному году.

Дворкиной Раисе Генадьевне,

за помощь в благоустройстве дворовой территории.

Никаноровой Руслане Борисовне,

за помощь в оформлении музыкального класса.

Надеемся, что ваш неугасимый энтузиазм послужит дальнейшему развитию способностей у ваших замечательных детей.

Желаем процветания, здоровья, реализации всех идей и мира вашим семьям!

Директор СОШ №12

Г. Ш. Деловарова

Зам. Директора по УР

С. И. Антошкина

г. Нефтегорск, 2018 г.

Вариант №2

Администрация

государственного бюджетного учреждения

средней общеобразовательной школы №262

Ленинского района г. Смоленска

благодарит

Георгия Валентиновича Долгова,

Артура Ивановича Веретёлкина

за активное участие в жизни школы,

помощь в оснащении развивающей среды в классах,

сотрудничество с работниками СОШ,

внимание, отзывчивость, оптимизм и поддержку!

Желаем Вам и вашим семьям крепкого здоровья,

благополучия, счастья!

Заведующий

Р. Д. Ивашкова

г. Смоленск

Вариант №3

Администрация ГБОУ СОШ №11 выражает всему коллективу родителей 2 «А» класса сердечную признательность за приобретение цветочной рассады, организацию и проведение акции по озеленению и благоустройству территории школы на благотворительной основе.

Сотрудники учреждения и учащиеся ценят и уважают заботу и внимательное отношение с вашей стороны.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.

С уважением,

Директор СОШ №11

Л. Т. Воробьева

г. Нижний Тагил

Вариант №4

Администрация школы №3214 и классный руководитель 3 «В» класса

благодарят

Чусиковых Вадима Федоровича

и Дарину Афанасьевну

за помощь и активное участие в жизни школы и класса.

Директор школы №3214

Т. О. Ушакова

Завуч начальных классов

Е. Ж. Орешкина

Кл. руководитель

Д. Ю. Широкова

г. Никольск

Вариант №5

Коллектив сотрудников ГБОУ СОШ №721

выражает искреннюю признательность

Алевтине Соломоновне Тучкиной

за участие в учебно-воспитательном процессе учащихся начальных классов,

за проведение интересных творческих занятий на высоком профессиональном уровне,

за активную жизненную позицию.

От всей души желаем Вам крепкого здоровья, реализации всех замыслов, терпения и оптимизма, успехов на профессиональном пути!

Администрация СОШ №721

в лице Зам. Директора по УР

К. З. Перова

г. Новомичуринск

Вариант №6

Уважаемые родители!

Средней школы №30

Благодарит Вас

за активное участие в общественной жизни класса и школы.

В течение года вы оказывали значительную помощь и проявляли

инициативу во всех школьных делах.

Спасибо Вам за внимание, поддержку, теплоту и понимание!

Директор СОШ №30

Е. Х. Хвостова

Заведующий по УР

З. П. Мельникова

г. Новосокольники

Вариант №7

Уважаемые родители!

Примите нашу глубокую благодарность

  • за неравнодушие к проблемам школы;
  • за то, что не остались в стороне и помогали, по мере возможностей, решить школьные вопросы, нужды образовательного учреждения;
  • за то, что бескорыстно подарили массу своего свободного (и несвободного тоже) времени на развитие школьной среды;
  • за то, что показывали замечательный пример взаимовыручки и ответственности другим родителям, своим детям и нам, коллективу сотрудников;

Желаем всем вам крепкого здоровья, долголетия, профессиональных и личных успехов, мира и процветания!

Коллектив сотрудников СОШ №442

Администрация СОШ в лице директора

Г. Л. Булочкина

г. Новый Оскол

Вариант №8

Выражаем признательность

Кулебякину Родиону Максимовичу

и Кулебякиной Фаине Львовне

за внимание, помощь и заботу о школе,

добросовестное отношение к родительским обязанностям.

Директор

МОУ «Общеобразовательная

начальная школа №1»

В. О. Солнцева

Классный руководитель

З. Ю. Речкина

г. Володарск, 2018

Вариант №9

Уважаемый Макар Леонидович!

Для детей школа является вторым домом,

поэтому мы особо ценим то, что Вы внимательны к её состоянию.

Выражаем Вам огромную благодарность за сделанный ремонт

в помещениях начальной школы.

Теперь ученики с ещё большим удовольствием занимаются в обновленных залах на уроках музыки и физкультуры!

Огромное Вам спасибо от коллектива школы и родителей 3 «А» класса, самой красивой школы города!

Директор ГБОУ СОШ №8

Л. Р. Рулеткина

Родительский комитет в лице Председателя

П. Д. Теодорова

г. Ноябрьск

Вариант №10

выражают искреннюю благодарность

коллективу родителей 5 «В» класса.

Ваша помощь очень важна школе и её педагогам. Поэтому мы ценим всякий Ваш вклад в развитие и процветание школьной среды. Вами было вложено очень много сил в преображение облика школы, примите нашу признательность за участие и сделанное добро!

Директор СОШ №70

З. Я. Брянцева

Завуч по УР

П. И. Рокотова

г. Октябрьск

Вариант №11

Государственное бюджетное учреждение

«Средняя образовательная школа №910» г. Бокситогорск

Выражает благодарность

родителям учеников 7 «В» класса

за участие в решении проблем школы, за подготовку к новому учебному году,

и за помощь в оформлении классов биологии, литературы и изобразительного искусства.

Спасибо вам за чуткое отношение, активную жизненную позицию и ответственное отношение к среде, в которой развиваются ваши дети.

Желаем вам и вашим семьям процветания, плодотворной деятельности, счастья и благополучия! Надеемся на продолжение сотрудничества и развитие добрых, прочных и продуктивных взаимоотношений.

Директор ГБОУ СОШ №910

А. Т. Петрушина

Вариант №12

Государственная образовательная школа №316 г. Бронницы

выражает сердечную признательность

за активное участие в оформлении интерьера школы к новогодним праздникам

родителям учеников 2 «Д» класса

Кантемировой Анжелике Самуиловне

Капитоновой Елене Эммануиловне

Коробовой Аделаиде Олеговне

Желаем вам творческих успехов, реализации всех замыслов и планов, неиссякаемой жизненной энергии и здоровья! Надеемся на наше сотрудничество в дальнейшем!

Заведующий по УР

Р. Б. Иванченко

Декабрь, 2018 г.

Вариант №13

Уважаемые родители 8 «Г» класса!

Примите слова искренней благодарности за вашу помощь, энергичность и оптимизм, благодаря которым были реализованы творческие идеи коллектива класса и педагогов в школьной акции «Ищем таланты». Спасибо огромное за мудрые советы, уделенное время и демонстрацию замечательного примера родительской поддержки, которая важна не только детям, но и нашей школе.

Директор СОШ №44

Г. Н. Ниточкина

О. Т. Шелестова

Кл. руководитель

Ю. П. Репейкина

г. Буинск

Вариант №14

Уважаемая Августа Богдановна!

Администрация и педагогический коллектив «СШ №802» г. Владикавказ

благодарит Вас

за внимание к школьным проблемам, за активность проявленную в решении этих проблем и за плодотворную работу в составе родительского комитета с 2011 по 2018 гг. Спасибо за то, что на протяжении многих лет мы чувствовали Вашу заботу и поддержку!

Директор школы

Р. Д. Ракушкина

Классный руководитель

П. Н. Сушкина

Май, 2018 г.

Вариант №15

Уважаемые родители 11 класса «Ж»!

Администрация и педагогический коллектив

ГБОУ СОШ №56 г. Волгореченск

Выражают вам глубокую признательность за тесное сотрудничество

с педагогическим коллективом,

за понимание нелегкого учительского труда, за внимательное отношение к окружающим и сердечность в общении. Спасибо вам за весомый вклад в благоустройство школы и школьной территории, за активное участие в делах класса.

Желаем вам всяческих благ, тепла вашей семье, душевного равновесия и оптимизма, успехов в дальнейшем воспитании детей!

Директор школы

М. Е. Кудряшова

Классный руководитель

У. А. Емелькина

Июнь, 2018 г.

Вариант №16

Родительскому комитету начальной школы №6 г. Волчанск

в лице председателя Громова Демьяна Филипповича.

Администрация Волчанской СОШ №6

Благодарит Вас за поддержку детского творчества,

за понимание и активное участие в жизни подрастающего поколения в целом и начальной школы в частности.

Искренне надеемся, что наше сотрудничество будет укрепляться и развиваться.

С уважением,

Директор СОШ №6

Е. Ф. Битюкова

г. Волчанск

Вариант №17

Администрация и педагоги гимназии №194 Центрального района г. С-Петербург

выражают благодарность

Шершневой Марине Ларионовне

Малинкиной Галине Эдуардовне

Усикову Петру Артуровичу

за активное участие в подготовке и реализации учебных проектов, школьных общественно значимых акциях, творческих конкурсах и оформлении праздничных интерьеров классов на протяжении всех лет (с 2010 по 2019 гг).

Желаем вам и дальше показывать всем великолепный пример отзывчивости, творческой энергии и целеустремленности. Пусть предприимчивость, оптимизм и творчество навсегда станут верными спутниками, приносят только радость и удовлетворение. Мира и тепла вашим семьям, новых успехов в воспитании детей.

Директор гимназии

В. А. Манишкина

Зав. по УР

З. Ш. Цветкова

г. Санкт-Петербург

Вариант №18

Уважаемая Прасковья Ильинична!

Примите слова благодарности за Ваше активное участие

в развитии нашего образовательного учреждения и его материально-технической базы.

На таких активных и бескорыстных людях держатся не только школы, но и мир в целом! Пусть всё сделанное Вами добро вернется к Вам многократно приумноженным. Желаю Вам, чтобы Ваша деятельность приносила Вам только радость, удовлетворение и встречи с множеством прекрасных людей, а также – здоровья, долголетия и простого человеческого счастья!

Директор ГБОУ СОШ №1

К. И. Веретелкина

г. Воркута, 2018

Вариант №19

Уважаемый Полетаев Андрей Маратович!

Педагогический коллектив, родители и учащиеся школы №54

выражают Вам бесконечную благодарность за помощь в остеклении и ремонте школы.

Желаем Вам долголетия, радости и дальнейшего процветания.

Классный руководитель 7 «Е» класса

Н. Р. Печкина

Председатель родительского комитета 7 «Е» класса

А. Л. Витькова

г. Выборг

Ноябрь, 2018 г.

Вариант №20

За работу в родительском комитете школы №16 г. Гвардейск

Администрация и педагогический коллектив

выражают бесконечную признательность

Сотниковой Паулине Ефимовне

и Глотовой Диане Николаевне.

Спасибо вам за неустанный труд в учебном 2018-2019 году,

за творческий подход в решении проблем класса и школы, за отзывчивость и сердечность, за большой вклад в улучшение внешнего вида и имиджа образовательного учреждения.

Пусть вам всегда сопутствует удача в личных, профессиональных и общественных делах, пусть все идеи воплотятся в реальность, а дети радуют новыми успехами. Счастья вам, любви и самореализации.

Директор СОШ №16

Н. С. Банкина

Май, 2019 г.

  • Основной текст раскладывается по центру страницы. Отдельные слова (имена, наименование организации и прочие, на усмотрение автора) допускается выделять жирным шрифтом или писать прописными буквами. Однако, избегайте оформлять весь текст жирным шрифтом или заглавными буквами. Если текст достаточно большой или раскладка по центру неприменима из-за специфичного рисунка листа, допускается использовать раскладку текста по ширине или по левому краю.
  • В конце основного текста, внизу страницы указывают должность автора письма (см. как в образцах) или того, от чьего имени оно пишется. Наименование должности раскладывают по левому краю страницы.
  • Напротив должности, по правому краю листа, указывают фамилию (начальные буквы имени и отчества ставят перед фамилией).
  • Между наименованием должности и фамилией, по центру страницы проставляют личную подпись автора и печать учреждения.
  • Последней записью на страницы будет наименование населенного пункта и дата. Их раскладывают по центру страницы в самом низу. Дату можно сократить, оставив только год написания письма или – месяц и год. Наименование населенного пункта допускается не писать, если оно уже упоминалось где-либо в основном тексте письма.
  • Местоимение «вы» в тексте пишется с большой буквы только в тех случаях, когда обращаются к одному лицу и хотят придать ещё большую уважительность своему обращению. Если текст адресован нескольким людям сразу, писать местоимение «вы» (при обращении к ним, пожеланиях в их адрес и т.д.) с прописной буквы – категорически неправильно.
  • Если вас не удовлетворил ни один из примеров выше, можете подобрать подходящий образец в , которая поможет выразить признательность за разовую, однажды оказанную помощь (например, благотворительную). Также, вы можете текста на случай, когда нужно поблагодарить за участие в мероприятии, акции.

Письма родителям

Статья Савченко И.А. о том, как правильно построить и написать письмо родителям ученика вашего класса.

Реквизиты письма

Желательно писать письмо на бланке школы (если, конечно, это возможно).
В письме должны быть указаны:
- дата отправки,
- обратный адрес и/или телефон, по которому родитель мог бы связаться с вами
- приветствие,
- ваши полные фамилия, имя и отчество (в качестве подписи после текста).

Языковой стандарт письма

Типовой текст может строиться на основе не только стандартных фраз, но и стандартных предложений:

В ответ на Вашу просьбу высылаем Вам интересующую Вас информацию.
Считаем необходимым выразить свое несогласие с Вашими замечаниями по ………...

Фразы-клише могут представлять собой

1. мотивацию речевого действия

В соответствии с заключенным договором ….
В соответствии с предварительной договоренностью ….
В связи с поступившим заявлением …..
В связи с изменениями в режиме работы школы ….
В связи с проведением плановых мероприятий (экскурсии, поездки и т.д.)….

2. устойчивую речевую формулу ввода информации

С удовольствием сообщаю Вам...
Просим принять решение о...
Просим принять приглашение на...

3. устойчивые этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, поздравления и т.п.

Уважаемые родители!
С уважением ….

Речевая ситуация и стандартные средства языка

В приведенных ниже примерах выделены основные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель - основа успеха в общении, она подается через глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем и т.п.

Речевые цели связаны с необходимостью:
(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
(б) побудить к действию - решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
(в) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.

В связи с изменением цен на услуги охранного предприятия просим Вас привести в соответствие с новыми тарифами расчеты за январь 2006 года.

При этом мотивация должна быть достаточной, а речевое действие должно быть представлено в убедительной и вежливой форме.

Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее...
С удовольствием сообщаем Вам...
Требуем незамедлительно погасить задолженность...

Цель, предполагающая информирование адресата, как правило, достигается с помощью формулы, непосредственно вводящей сообщение.

Сообщаем Вам...
Отвечаем Вам настоящим письмом...
Ставим Вас в известность...
Информируем Вас о...

Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность . Именно последняя часто определяет выбор слов

Позвольте сообщить Вам...
Мы с удовольствием сообщаем Вам...
Примите к сведению...
Доводим до Вашего сведения...

Приведенные выше стандартные выражения примерно однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором - официальность, административное давление.

Инициативные письма требуют ответа. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10-12 дней.

Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:
- письма-требования,
- письма-предупреждения,
- благодарственные письма,
- письма-сообщения,
- письма-напоминания,
- письма-заявления,
- письма-приглашения,
- письма-предложения (представления).

Ролевые позиции инициатора и ответчика реализуются в тексте письма в виде устойчивых формул ввода сообщения:

Отвечаем на Ваш запрос о времени работы логопеда в нашей школе...
Позвольте предложить Вам...
Прошу Вас переслать...

Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

1. повторение просьбы;
2. причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
3. констатация отказа или отклонения предложения.

Например, На Вашу просьбу о дополнительных занятиях по математике с Вашим сыном сообщаю, что в настоящее время с ним проводятся занятия психолога. Специалист не рекомендует создавать дополнительную нагрузку ребенку до окончания своих занятий. Поэтому дополнительные занятия по математике пока организованы не будут.

В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:

С нетерпением ждем Вашего письма.
Просим ответить по возможности скорее.
Просим ответить в двухнедельный срок.
Прошу отослать ответ обратной электронной почтой.

Композиция деловых писем

Каждое деловое письмо может содержать один или несколько аспектов - содержательных фрагментов, включающих речевое действие. Отсюда письма делятся на одноаспектные и многоаспектные. Изложение каждого аспекта содержания в сложном письме обычно начинается с нового абзаца. Композиция, или структура, текста официального письма - это последовательность расположения его составных частей - аспектов. Причем в качестве самостоятельных аспектов рассматриваются речевые фрагменты с однотипными речевыми действиями - просьбами, сообщениями, предложениями. Структура письма в этом случае может выглядеть следующим образом:

1. Просим...
2. Также просим...
3. А также просим...

1. Сообщаем...
2. Одновременно сообщаем...

Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому предложению принимается самостоятельное решение.

Структура аспекта отличается жесткостью и однозначностью. Она определяется как состоящая из двух частей: первая часть содержит информацию о реальных, имевших место фактах, событиях (ссылка, мотивация, история вопроса); вторая часть называет желаемые, предполагаемые события, выраженные при помощи речевых действий (просьбы, предложения, требования т.п.): Настаиваю на немедленном погашении долга, т.е. композиция служебного письма, содержащего запрос, будет такой:

1. обоснование актуальности запроса;
2. содержание запроса;
3. ожидаемый результат, если запрос будет удовлетворен;
4. формулирование гарантии

Многоаспектное письмо представляет собой последовательно повторяющиеся содержательные аспекты, синтаксически оформленные в виде абзацев.

Для связи аспектов и содержательных фрагментов одноаспектных писем используются стандартные выражения:

Во-первых...
Прежде всего...
Во-вторых...
Затем...
В-третьих...
В заключение...
Переходя к следующему вопросу...
Что касается вопроса о...
Учитывая все вышесказанное...
Исходя из вышесказанного...
В связи с необходимостью вернуться к вопросу о...
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть...
В заключение выражаем надежду на...
В заключение хотим напомнить Вам о...

Использование языковых формул и характеристика писем

Почему мы используем выражение "составление письма", а не "написание письма", если речь идет о регламентированных, стандартных письмах? Стандарт, как мы уже говорили, обеспечивает высокую степень точности отражения регулярно повторяющихся ситуаций. При помощи языковых формул-заготовок, которые можно "составить", т.е. расположить в строго определенной последовательности, создается текст делового письма.

Первой частью любого, письма (аспекта) является мотивация, объясняющая побудительные мотивы, причины составления текста.

Стандартные выражения, указывающие на причину

По причине задержки оплаты...
В связи с неполучением...
Вследствие изменения цен на...
Учитывая, что показатели успеваемости снизились на...
Учитывая значимость изучаемой темы...
В соответствии с достигнутой ранее договоренностью...
В ответ на Ваше письмо (запрос)...
В соответствии с нашей договоренностью...
На основании нашего телефонного разговора...
На основании устной договоренности...
Согласно постановлению правительства...
Согласно Вашей просьбе...

Указание на цель

В целях скорейшего решения вопроса...
В целях выполнения распоряжения...
Для согласования спорных вопросов...
Для согласования вопросов участия...
Для решения спорных вопросов...
Во избежание конфликтных ситуаций...
С целью ознакомления с... высылаем Вам...

Приведенные выше стандартные фразы предваряют основную информацию, выраженную глаголом. Причем глагол не только обозначает действие, но и является действием, с помощью которого автор письма реализует свои цели и намерения. Эти глаголы определяют конструкцию ключевой фразы и, следовательно, текста письма в целом. Это особое речевое действие, носящее официальный декларативный характер. Вот почему так важно отправить информацию в письменной форме (приглашение, например), даже если она передана в устной форме.

К таким речевым актам относятся:

(1) этикетные ритуалы: благодарю, выражаю надежду, выражаем благодарность, желаем успехов, приносим извинения, выражаем соболезнование;
(2) сообщения: сообщаем, ставим Вас в известность, извещаем, уведомляем;
(3) подтверждения, заявления: подтверждаем, заверяем, заявляем, объявляем;
(4) требования, просьбы: приказываю, постановляю, настаиваем, прошу, обращаемся к Вам с просьбой;
(5) обещания: гарантируем, заверяем, обязуемся;
(6) напоминания: напоминаем;
(7) предложения: предлагаем.

Самым употребительным и многофункциональным является глагол "просить". Он включается в тексты деловых писем почти всех тематических групп: письма-просьбы, письма-предложения, письма-приглашения, письма-требования, запросы, напоминания и т.д. Это объясняется этикетными требованиями к деловым текстам и психологическими законами делового общения - человек охотнее соглашается выполнить действие, выраженное в форме просьбы, нежели в форме приказа:

Прошу оплатить услуги...
Прошу принять наше приглашение...
Просим немедленно погасить задолженность за...
Настоятельно просим ответить в трехдневный срок.