Удостоверение по гост 12.0 004. Организация обучения безопасности труда: анализируем новый стандарт. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведениях

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 12.0.004-90

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 1991-07-01

Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на все предприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные коллективы (далее - предприятия), учебные заведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения).

Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности.

Стандарт не отменяет специальных требований к порядку проведения обучения, инструктажа и проверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам государственного надзора, установленных соответствующими правилами.

1. Основные положения

1.1. Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебно-воспитательных занятий.

1.2. Лиц, занимающихся индивидуальным трудом или входящих в состав комплексных бригад, а также совмещающих профессии, обучают и инструктируют по безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе).

1.3. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

1.4. Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения), решением правления (председателя) колхоза, кооператива, арендного коллектива.

1.5. Работники совместных предприятий, кооперативов и арендных коллективов проходят обучение и проверку знаний в порядке, установленном для государственных предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства.

1.6. Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение их квалификации не реже одного раза в 5 лет.

1.7. К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда или стаж работы в этой должности (специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других учреждений до исполнения должностных функций.

2. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведениях

2.1. Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2.2. В дошкольных учреждениях воспитанников в процессе занятий и других видов детской деятельности знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении при проведении различных мероприятий. С воспитанниками проводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, сотрудниками ГАИ, пожарной охраны, медработниками и др. Контроль знаний осуществляется путем опроса воспитанников и практических занятий с ними.

2.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Обучение учащихся (в виде инструктажей) правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественнополезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском их к практической работе.

2.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведении различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также специальных занятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда.

2.5. Профессионально-технические училища формируют у будущих рабочих сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах в процессе изучения учащимися курса или разделов по охране труда в предметах специальной профессиональной подготовки с учетом различных конкретных категорий специальностей, уделяя особое внимание специальностям, связанным с работой в опасных и неблагоприятных условиях труда.

2.6. Вопросы безопасности труда и других видов деятельности изучают в обязательном порядке все студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с утвержденными учебными планами и программами.

Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс "Охрана труда" или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.

Студенты технических, строительных, сельскохозяйственных, экономических и педагогических вузов изучают вопросы обеспечения безопасности труда при прохождении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", включающей курс "Охрана труда", а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы. В остальных вузах, где курс "Охрана труда" не изучают, обучение студентов проводят в рамках изучения учебных дисциплин.

Дипломные проекты и курсовые работы студентов и учащихся технических, сельскохозяйственных, строительных высших и средних специальных учебных заведений включают вопросы безопасности труда.

Формой контроля знаний по окончании изучения курса обеспечения безопасности труда является экзамен.

2.7. Типовые программы, объем самостоятельных курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности на всех стадиях образования зависят от специфики учебного заведения, получаемой специальности и утверждаются в установленном порядке Гособразованием СССР.

2.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности учащейся молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие трудовые школьные объединения, сельскохозяйственные, строительные и др. работы) проводят занятия со студентами и учащимися в учебных заведениях по основам трудового законодательства, нормам и правилам безопасности труда. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ предприятиями, организациями, учреждениями.

2.9. Ответственность за выполнение типовых программ, выполнение полного объема отведенного учебного времени и качество знаний по вопросам безопасности труда и других видов деятельности несут руководители учебно-воспитательных учреждений и учебных заведений.

3. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям

3.1. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на предприятиях организуют работники отдела подготовки кадров или технического обучения (инженер по обучению) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб предприятия и других организаций.

3.2. Учебные программы по безопасности труда должны предусматривать теоретическое и производственное обучение.

Теоретическое обучение осуществляют в рамках специального учебного предмета "Охрана труда" или соответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10 ч. Предмет "Охрана труда" следует преподавать при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, а также по профессиям и работам, связанным с обслуживанием объектов, подконтрольных органам государственного надзора в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, на транспорте и других отраслях в объеме не менее 60 ч для ПТУ и не менее 20 ч - при подготовке на производстве.

Виды таких профессий и работ определяет Гособразование СССР по согласованию с органами государственного надзора и технической инспекцией труда.

3.3. Вопросы безопасности труда должны быть включены в другие учебные дисциплины, связанные с технологией, конструкцией оборудования и т.д.

3.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах предприятия.

3.5. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, составленным на основе типовых программ, разработанных в соответствии с типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства и согласовывают с отраслевыми профсоюзными органами, а для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, - и с соответствующими органами государственного надзора.

3.6. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

4. Специальное обучение и проверка знаний рабочих

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проходят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Результаты проверки знаний оформляют протоколом () и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется ().

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

4.5. Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

Перечень профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Проведение проверки знаний рабочих по безопасности труда оформляют протоколом.

4.6. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.

4.7. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

4.8. Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

5. Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов

5.1. Руководители и специалисты народного хозяйства, вновь поступившие на предприятие (кооператив), должны пройти вводный инструктаж.

5.2. Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа, должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему объекте, участке;

с состоянием средств защиты рабочих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

с производственным травматизмом и профзаболеваемостью;

с необходимыми мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обязанностями по охране труда.

Не позднее одного месяца со дня вступления в должность они проходят проверку знаний. Результаты проверки оформляют протоколом.

5.3. Руководители и специалисты предприятий, учебных заведений, связанные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, подвергаются периодической проверке знаний по безопасности труда не реже одного раза в три года, если эти сроки не противоречат установленным специальными правилами требованиям.

Руководители предприятий, учебных заведений (директора, главные инженеры и их заместители), главные специалисты, а также работники отдела (бюро, инженер) охраны труда проходят периодическую проверку знаний в порядке, установленном вышестоящей организацией.

Проверку знаний у руководителей и специалистов кооперативов, арендных коллективов, малых и других самостоятельных предприятий проводят в комиссиях, организуемых областными (городскими) комитетами отраслевых профсоюзов.

5.4. Перед очередной проверкой знаний руководителей и специалистов организуют семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда в соответствии с программами, разработанными на предприятии, в учебном заведении, и утвержденными его руководителем (главным инженером).

5.5. Для проверки знаний руководителей и специалистов приказом по предприятию, учебному заведению по согласованию с профсоюзным комитетом создают постоянно действующие экзаменационные комиссии.

5.6. В состав комиссий включают работников отделов (бюро, инженера) охраны труда, главных специалистов (механик, энергетик, технолог), представителей профсоюзного комитета. Для участия в работе комиссий в необходимых случаях приглашают представителей органов государственного надзора, технической инспекции труда.

Конкретный состав, порядок и форму работы экзаменационных комиссий определяют руководители предприятий, учебных заведений.

5.7. В работе комиссии принимают участие лица, прошедшие проверку знаний.

5.8. Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляют протоколом ().

5.9. Работники, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний в комиссии.

5.10. Внеочередную проверку знаний руководителей и специалистов проводят:

1) при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда;

2) при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

3) при переводе работника на другие место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;

4) по требованию органов государственного надзора, технической инспекции труда профсоюзов, вышестоящих хозяйственных органов.

6. Обучение безопасности труда при повышении квалификации

6.1. Повышение уровня знаний рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства по безопасности труда осуществляют при всех формах повышения их квалификации по специальности (профессии) на производстве, в институтах и факультетах повышения квалификации (ИПК и ФПК), предусмотренных Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС.

В учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10 % общего объема курса обучения.

6.2. Для руководителей и специалистов народного хозяйства организуют также специальные курсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары по безопасности труда на предприятиях.

6.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства устанавливают в соответствии с существующим порядком, определенным Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

7. Инструктаж по безопасности труда

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:

1) вводный*;

* В отдельных отраслях народного хозяйства вместо вводного инструктажа можно проводить обучение в порядке, установленном в отрасли.

2) первичный на рабочем месте;

3) повторный;

4) внеплановый;

5) целевой.

7.1. Вводный инструктаж

7.1.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

7.1.2. Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения.

На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.

7.1.3. Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

7.1.4. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Примерный перечень вопроса для составления программы вводного инструктажа приведен в .

7.1.5. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа () с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения (приложение 2).

Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях - в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

7.2. Первичный инструктаж на рабочем месте

7.2.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

7.2.4. Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).

Примечание . Руководство цеха, участка, кооператива и т.п. по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

7.2.5. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

7.3. Повторный инструктаж

7.3.1. Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных в примечании к независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

7.3.2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

7.4. Внеплановый инструктаж

7.4.1. Внеплановый инструктаж проводят:

1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

4) по требованию органов надзора;

5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

7.4.2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

7.5. Целевой инструктаж

7.5.1. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

7.6. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

7.7. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

7.8. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

7.9. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте () и (или) в личной карточке () с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Приложение 1

ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИСИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

___________________________________________________________________________

предприятие, организация

Протокол № _____
заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда

"___" ____________ 199 ___ года

Комиссия в составе:

председателя __________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

и членов комиссии _____________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

На основании приказа № ________ от "__________" ____________________ 199 ____ года

приняла экзамен _______________________________________________________________

вид обучения или проверки знаний

и установила:

Председатель комиссии _________________________________ (Фамилия, инициалы)

подпись

Члены комиссии _________________________________ (Фамилия, инициалы)

подпись

подпись

__________________________________ (Фамилия, инициалы)

подпись

Приложение 2

ФОРМА ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ ПРОХОЖДЕНИЯ
ОБУЧЕНИЯ

_____________________________________________________________________________

Личная карточка
прохождения обучения

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________

2. Год рождения _______________________________________________________________

3. Профессия, специальность ____________________________________________________

4. Цех ____________________ участок (отделение) _________________________________

5. Отдел (лаборатория) ________________________ Табельный № ____________________

6. Дата поступления в цех (участок) ______________________________________________

7. Вводный инструктаж провел __________________________________________________

фамилия, инициалы, должность

_____________________________________________________________________________

подпись, дата

_____________________________________

подпись инструктируемого, дата

8. Отметки о прохождении инструктажа:

Дата инст-
руктажа

Цех (учас- ток)

Вид инст-руктажа: первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый

Подпись

Стажировка на рабочем месте

Инструктирующего

Инструктируемого

Количество смен
(с... по...)

Знания проверил, допуск к работе произвел
(подпись, дата)

Последующие страницы

9. Сведения о прохождении обучения охране труда

10. Сведения о периодической проверке знаний

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.

2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

Приложение 4

ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

Обложка

___________________________________________

предприятие, организация, учебное заведение

ЖУРНАЛ

регистрации вводного инструктажа

Начат ______________ 199 ___ года

Окончен ____________ 199 ___ года

Последующие страницы

Дата

Фамилия, имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия, должность инструктируемого

Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего

Подпись

Инструктирующего

Инструктируемого

Приложение 5

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ
ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.

2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.

8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Приложение 6

ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Обложка

_________________________________________

предприятие, организация, учебное заведение

ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа на рабочем месте

__________________________________

цех, участок, бригада, служба, лаборатория

Начат ___________________ 199 ___ года

Окончен _________________ 199 ___ года


Дата

Фамилия,
имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия,
должность инструктируемого

Вид инструк-тажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый)

Причина проведения внепланового инструктажа

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего

Подпись

Стажировка на рабочем месте

инструктирующего

инструктируемого

Количество смен (с... по...)

Стажировку прошел (подпись рабочего)

Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись, дата)


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных союзов

РАЗРАБОТЧИКИ:

В. В. Филиппов, канд. мед. наук (руководитель темы), Н. А. Дзамашвили, Т. Я. Гаевая, И. М. Жданов, О. В. Василькевич, Е. Ф. Захарова, Ю. И. Петров, М. И. Дайнов

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.11.90 № 2797

1 марта 2017 года начинает действовать новый Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015 . Положения старого ГОСТ 12.0.004‑90 в нем отредактированы и дополнены с учетом развивающихся технологий и международной практики обучения безопасности труда.

Новый госстандарт:

  • устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда работников;
  • распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения;
  • расширяет виды и формы обучения, категории обучаемых лиц;
  • представляет программы обучения безопасности труда.

Важно!

Обучение охране труда отнесено к виду экономической деятельности по дополнительному профессиональному образованию и имеет кодовое обозначение 85.42.9

Раздвинуты границы учебного процесса

ГОСТ 12.0.004-2015 значительно объемнее своего предшественника. Он описывает множество видов и форм обучения, которые стали возможными благодаря современным IT-технологиям. Даже при беглом взгляде на оглавление видно, что документ охватывает обучение безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности человека. Разделы описывают особенности обучения безопасному труду:

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний.

Большое внимание ГОСТ уделяет организации процесса обучения: методам, способам, порядку, программам обучения и формам контроля знаний.

Введены новые понятия

ГОСТ 12.0.004-2015 вводит новые понятия, которых не было в прежнем стандарте. Это такие понятия, как «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатором обучения называется организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
  • Обучающая организация — это организация, имеющая законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:
  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

Уточнен и расширен состав обучающихся

ГОСТ 12.0.004-2015 расширяет состав обучающихся. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, участвующие в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций — преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

Утверждены нестандартные формы обучения

Прежний госстандарт не делает различий между формами обучения. Отдельным пунктом в нем лишь перечислено, где его можно проводить: в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах и т. п. (п 3.4 ГОСТ 12.0.004-90). Новый ГОСТ содержит подробные описания девяти форм обучения безопасному труду, а именно:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные работы);
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

Пояснены варианты графиков обучения

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.
  • Когда обучение происходит в дистанционной форме или с использованием электронного обучения, учебные центры:
  • оказывают учебно-методическую помощь обучающимся в форме индивидуальных консультаций по аудио- и видеосвязи;
  • самостоятельно определяют соотношение объема аудиторных занятий и занятий с применением электронных образовательных технологий.

Особенности организации электронной формы и дистанционного способа обучения утверждены (приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2).

Дополнены приложения к госстандарту

ГОСТ 12.0.004-2015 сохранил структуру инструктажей по охране труда, установленных предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Причем для целевого инструктажа новый ГОСТ вводит отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.

Образец заполнения журнала регистрации целевого инструктажа по охране труда


В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 также приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда».

Напоминаем

ГОСТы не являются нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные требования. Поэтому, данный стандарт, как и все остальные ГОСТы может применяться в качестве рекомендаций для организации учебного процесса по охране труда.

С 1 марта 2017 года вступил в силу ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Данный ГОСТ призван заменить популярный ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

1.Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатор обучения – организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Обучающая организация – организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам образовательные услуги:

  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства

2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности.

Разделы ГОСТ 12.0.004-2015 описывают особенности обучения безопасному труду:

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний

3.Уточнили и расширили состав обучающихся.

Основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • лица, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • лица, которые организуют безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и безопасностью труда;
  • лица, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, которые участвуют в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций – преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

4. Утвердили нестандартные формы обучения

Девять форм обучения безопасному труду:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра– лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия;
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

5. Пояснили варианты организации обучения.

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.

    6. Дополнили ГОСТ 12.0.004-2015 новыми приложениями.

    В ГОСТ сохранили структуру инструктажей по охране труда, которые были установлены предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Для целевого инструктажа ввели отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.
    В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»

Данный ГОСТ не отменяет действие существующего Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда (Приказ Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003), а подробно рекомендует работодателю, как организовать это обучение, начиная с программы обучения, где расписана каждая тема, что очень полезно при разработке таких программ.

ГОСТ является документом добровольного применения. Документом обязательного применения был и остается Порядок, определенный Приказом Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 13.01.2003 № 1/29. « ГОСТ 12.0.004-2015 вводится для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации.»

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке поделюсь впечатлениями от обратной связи специалистов и иных лиц, тем или иным местом относящихся к охране труда, на вступление в силу новых ГОСТов по охране труда, а также вставлю свои 5 копеек в тему про ГОСТы.

Что делать с ГОСТ 12-0.004-2015?

Лично я с ним делать ничего не собираюсь. Скажу больше, я его даже не читал. Открыл один раз и сразу заэмоционировал на содержащихся в нём вывертах. Из всех поступающих к нам вопросов, где-то 60-70% про обучение по охране труда, инструктажи и т.д. 60-70%!!! И вот ГОСТ про обучение по охране труда, мать его за ногу, начинает грузить и без того запутанного в данной теме читателя новыми терминами и определениями. Дальше — больше. Особо верующие в ГОСТ 12-0.004-2015, могут подвести своего руководителя под статью 5.27.1. КоАП РФ. Сделать это очень просто, смотрим третий абзац пункта 8.7. про первичный инструктаж на рабочем месте:

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят либо по программам (приложение Б, программа Б.2), разработанным и утвержденным организатором обучения в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда на рабочем месте и по безопасному выполнению работ, иной необходимой для обеспечения безопасности технической и эксплуатационной документации, либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

Как в песне: либо-либо, аморе-аморе...

Т.е. человек последовавший по второму пути:

либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

нарушает требование железобетонного Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 .

В порядке обучения по охране труда первичный инструктаж на рабочем месте проводится только по программам (см. пункт 2.1.4.):

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утверждённым в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Порядок обучения по охране труда 1/29, в отличии от ГОСТ 12-0.004-2015, является нормативным правовым актом, а это значит, что за нарушение требований охраны труда, содержащихся в Порядке обучения по охране труда 1/29, следуют административные последствия в виде штрафов по ст. 5.27.1. КоАП. РФ. По какой её части ещё вопрос, но сейчас не об этом.

Вот ещё один выверт из ГОСТа про обучение по охране труда, который коснулся нас, как учебного центра . Речь идёт про форму удостоверения по охране труда. Очень много нам уже кто позвонил с примерно таким утвердительным вопросом: «А вы удостоверения по охране труда в соответствии с новым ГОСТом выдаёте?» Т.е. звонящие с готовностью пройти обучение по охране труда у нас, если ответ будет положительным. Но ответ к счастью отрицательный, т.к. выдавая удостоверения о проверке знаний требований охраны труда в соответствии с ГОСТ 12-0.004-2015, мы отступаем от обязательной формы удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, предусмотренной Порядком обучения по охране труда 1/29, что повлечёт за собой последствия не только для клиента, но и для нас.

Про форму протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников та же песня.

Вывод-выход

Руководствуйтесь действующим Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и да поможет вам ваш мозг. Тем более Порядок обучения планируют сделать понятнее за счёт предложенных изменений. Подробности о проекте нового Порядка обучения по охране труда смотрите .

На этом всё. Если заметка понравилась, то не проходите мимо рейтинговых звёздочек, которые расположены чуть ниже 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Основным НПА по обучению является Порядок № 1/29. ГОСТ применяют только те организации, которые решили расширить требования к обучению. Но там, где работа по охране труда только начинается, применять ГОСТ необходимо с особой осторожностью или не применять вообще. Почему – читайте в этой статье.

Из статьи вы узнаете:

Область применения ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ

Не каждый специалист по охране труда обладает широкими юридическими знаниями. Поэтому, когда в марте 2017 года был опубликован государственный стандарт 12.0.004-2015, многие восприняли его как обязательный документ, вносящий изменения в организацию обучения безопасности труда. Так как порядок № 1/29 утвердили почти 16 лет назад, казалось бы, логично, что новый стандарт содержит более современные требования, которые необходимо исполнять в полном объеме.

Тем не менее, область применения данного стандарта – обучение по ОТ за рамками Порядка № 1/29. Для подготовки сотрудников по охране труда работодатель вправе сам установить форму обучения и правила оформления. Главное при этом – не противоречить положениям Порядка № 1/29, который содержит минимальные обязательные требования к организации обучения по ОТ.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Можно стандартизировать процедуру подготовки по охране труда, используя передовой опыт – как отечественный, так и международный, других крупных и успешных организаций, отрасли в целом, а можно применить ГОСТ 2015, пришедший на смену стандарту 1990 года. Но если в своей Политике в области ОТ или в работодатель заявит, что руководствуется не только , но и Госстандартом-2015, он будет обязан выполнять его указания до последней буквы.

Беря на себя такие обязательства, следует помнить, что Гостандарт содержит обобщенные требования, которые могут не учитывать специфику конкретного предприятия и конкретной отрасли. Попытку адаптировать их под свой производственный процесс может воспринять как неточное следование стандарту, заявленному к обязательному исполнению в ЛНА. Штрафы за нарушения в организации обучения по ОТ – одни из самых распространенных и высоких.

Общие положения

ГОСТ – это руководящий методический документ, не отменяющий требования законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и .

В данном стандарте приведены термины, не применяемые в Порядке обучения, следовательно, требующие дополнительной подготовки персонала.

1. Организатор обучения. Так в ГОСТ именуют инициатора обучения, в частности, работодателя (организацию или ИП).

2. Индивидуальная и групповая . Если стажировка проводится для одного работника, она должна называться индивидуальной. ГОСТ требует, чтобы стажировка была проведена для всех категорий работающих, в первую очередь – для руководителей и специалистов. Тут возникает противоречие с Порядком № 1/29 и , согласно которым упор в стажировке должен быть сделан на исполнителей работ – работников рабочих профессий. Но с ними можно проводить и групповую стажировку. Это прямо указано в , например, прошедших регистрацию в Минюсте.

3. Инструктор по охране труда. Это работник, проводящий обучение, в том числе в форме инструктажей. Однако в Порядке 1/29 сказано, что вводный инструктаж проводит специалист по ОТ, а на рабочем месте – руководитель подразделения, прошедший обучение по охране труда в учебном центре согласно п. 2.3.2 Порядка № 1/29.

4. ГОСТ вводит различные формы обучения по ОТ:

  • традиционное – в виде лекций.
  • аудиторное – за компьютерным обучающим комплексом;
  • на тренажерах и на учебных рабочих местах, в т.ч. по ;
  • тестирование при помощи компьютерных средств и тренажеров с целью проверки и самопроверки знаний.

Дистанционное обучение по ОТ еще не имеет под собой нормативного правового обоснования.

Закупка тренажеров обязательна только для тех организаций, которые сами обучают своих работников . Не каждый работодатель может позволить себе закупить аудиторный обучающий комплекс.

Таким образом, Госстандарт меняет сложившуюся практику проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда. В некоторых аспектах этот документ противоречит Порядку 1/29.

Как применять ГОСТ в обучении по охране труда

Госстандарт ниже по юридической силе, чем Порядок 1/29, поэтому приводить документы в соответствие с ним не требуется.

ГОСТ может стать обязательным только в следующих случаях:

  • если издан соответствующий приказ работодателя или вышестоящей отраслевой организации;
  • если даются ссылки на данный стандарт в локальных нормативных актах или в различной технической документации изготовителя.

Специалист по ОТ необдуманно включил в приказ о проведении инструктажей стандартную формулировку: «В соответствии с пунктом таким-то госстандарта по обучению и порядка обучения № 1/29 организовать проведение инструктажа на рабочем месте ».
Через некоторое время инспектор ГИТ, проводя плановую проверку, вынес штраф за неведение личных карточек прохождения обучения (по ГОСТ) на 16 рабочих местах в гальваническом цехе. Кроме того, мастер цеха вел только . Отдельный журнал целевого инструктажа заведен не был, как это предписывается Госстандартом. Сумма штрафа составила более 2 миллионов рублей (130 000 рублей за одного не должным образом проинструктированного гальванщика).
На суде юрисконсульт компании, пытаясь оспорить постановление о наложении административного взыскания, обратился к Порядку обучения № 1/29. Однако представитель обвинения предъявил суду копию локального приказа об утверждении порядка проведения инструктажей на рабочем месте, согласно которому они должны проводиться в соответствии с ГОСТ.

Если в локальном акте Госстандарт принят как руководящий документ, его нужно исполнить в обязательном порядке, а не как документ для добровольного применения. Это требование – все принятое работодателем, что не противоречит ТК и НПА, является законным и обязательным. Но если в своем документе по обучению ссылаться только на Порядок 1/29, выполнять указания ГОСТ не потребуется вообще.