Проблема школьной перегрузки. Современное образование: мифы, реальность, заблуждения

 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

ГИЛЬДИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Основная и неоспоримая задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Вне обучения развитие невозможно. Через что и как может школа реализовать эту непростую задачу?
Сегодня многие сходятся в том, что только индивидуализация позволит решить эту проблему. Причем не просто индивидуализация, а «индивидуализация интеллектуального развития личности на основе учета своеобразия познавательного опыта».
«Почему именно через интеллект?» М.А. Холодная, доктор психологических наук, профессор РАО, отвечает на этот вопрос так: «Интеллект - один из базовых психологических ресурсов человека... Психологической основой разумности является интеллект... Умный человек контролирует ситуацию... Интеллект - это механизм, порождающий новое знание, механизм, позволяющий хаос приводить в порядок... Интеллект - основа внутренней психотерапии...
Таким образом, занимаясь развитием интеллекта, мы тем самым занимаемся личностью целостно».
При этом она выделяет две основные задачи.
«Создание условий для актуализации наличного познавательного опыта данного ребенка».
«Создание условий для усложнения (но не перегруженности), обогащения и наращивания индивидуального опыта этого ребенка в максимально возможном диапазоне».
В каждом человеке заложена способность, толкающая его на реализацию своих возможностей. Изменение «Я-пространства» происходит через опыт во взаимоотношениях, эффективность обучения зависит от встречи двух индивидуальностей: учитель - ученик, учащийся - его сверстник. Чем гармоничнее они будут взаимодействовать, тем больше будет эффективность.
Насколько же востребован в школах индивидуальный опыт педагога и учащихся?
Сегодня школьное образование в основном строится на знаковой системе, на линейном мышлении, а не на пространственном, на запоминании, а не на понимании, на вербализации материала, а не на языке чувств – то есть обучение левополушарное. А ведь общеизвестен факт: чем больше загружаем что-то одно в психике или в физиологии, тем больше угнетаем другое, то есть чем больше однообразия, тем больше давления.
Мы соотнесли эту ситуацию с данными по изучению индивидуального познавательного опыта учителей и восьмиклассников и увидели, что...

    По типу ума в школе доминируют учителя-аналитики с логическим мышлением и школьники с художественным складом мышления, с действенно-практическим умом.

    Значимым каналом восприятия и переработки информации у педагогов и учащихся оказался кинестетический (телесный). И те и другие могут быть эффективными в обучении, общении, если будут видеть, слышать, думать, чувствовать, запоминать... телом. Но столь же равноценным зарекомендовал себя сформированный «думающий» канал, все контролирующий и реагирующий не на свои ощущения, а на обозначения, «ярлыки», словесные трафареты, шаблоны. Тело как бы говорит: «Хочу!», а «внутренний компьютер»: «Нельзя!».

    Если ребенок, воспринимая и перерабатывая информацию, находит свои образы, метафоры, сюжеты, символы и т.д., то информация сохраняется и воспроизводится достоверно. Искажение или незапоминание происходит из-за частоты использования одних и тех же чужих законов, конкретных (формальных, нормативных) образов, из-за отсутствия в них разнообразия.

    Нет разнообразия, нет и проживания чувств на уроках: высоко тревожны и педагоги и школьники. Лишь на 60% учителя проявляют уверенность в общении с детьми. Четырехлетнее изучение агрессивности у подростков показывает устойчивую тенденцию формирования таких чувств, как вина (100%), обида, раздражительность (от 60% до 80%).

О расхождении в мотивационной сфере педагогов и детей я писала в предыдущей статье (см. «ШП», № 8, 2000 г.).
Из сказанного видно, что оба субъекта образовательного процесса, не желая того, становятся заложниками внутреннего конфликта.
Не учитывая индивидуального познавательного опыта ребенка и опыта собственного, непродуктивно их используя, мы в лучшем случае занижаем планку развития личности, в худшем - блокируем его, программируем неуспешность в обучении и воспитании, порождаем разного рода комплексы и конфликты.
Что же является важным для интеллектуального развития?

1. Знание условий и механизмов развития человека, его закономерностей и динамики является основополагающим.
2. Преемственность, но не ступенчатая, как переход от звена к звену (детский сад - начальная школа - средняя школа), а возрастная. Преемственность в развитии мышления, восприятия, памяти, ведущей деятельности.
3. Учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы позволяют научить стратегиям освоения любого содержания и быстро научить ребенка, как самому учить себя.
4. Проживание знаний, умений, навыков.

Создать условия для проживания - значит наполнить жизнь ребенка событиями, в которых приобретается и анализируется новый опыт, проверяется приобретенный навык, идет поиск лучшего способа деятельности. Способности, которые позволяют ребенку найти свой путь в образовании и двигаться с осознанием своих предыдущих и последующих шагов, не формируются через общение с единственной областью знания или по четко поставленной взрослым цели, а возникают в результате встречи и отношения с чем-либо важным для него на данном этапе жизни.
Следует перейти от педагогического метода к социальной организации жизни в системе образования.

5. Инициирование творческого процесса.

В мире превалирует грамотность функциональная. Школьники фиксируют факты, запоминают чужие образы, отвечают на вопросы, которые не задавали... В результате ребенок становится субъектом культуры только в собственных авторских или соавторских произведениях. Вычленение кода текста, правила, формулы, наполнение его собственными смыслами позволяют создать свое произведение культуры. Врагом творчества являются страх, тревожность. Психологически комфортный режим обучения обогащает, расширяет палитру чувств и эмоций, через которые расширяется индивидуальный познавательный опыт.

6. Использование субъективных методов работы: сравнение учащегося с ним самим, а не с другими, мониторинг развития, освоения материала, осведомленности, внутренний контроль, а внешний только как помощь, - разворачивает ребенка к самому себе, актуализирует его значимость и неповторимость.

Конечно, описать все условия невозможно, тем более что индивидуализация зависит от возможностей конкретного региона, конкретной школы, конкретного учителя.
Что исключает интеллектуальное развитие? Насилие над умом, элитарность и чувство равнодушия.
Человеческое существо инстинктивно открывается навстречу тому, что его развивает или формирует, так как это органично природе (природосообразно), и противится воздействиям, не попадающим в логику развития.
«Безусловно, все дети разные, но все они равны с точки зрения права на развитие собственных интеллектуальных сил и учет уникальности склада своего ума» (М.А. Холодная).

Людмила ЕВЛАНОВА,
психолог информационно-методического центра,
г. Белов Кемеровской обл.

Спонсор публикации статьи: компания «РемБытТех» предоставляет услуги по ремонту и установке бытовой техники в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете заказать ремонт холодильников Электролюкс и многих других производителей, по выгодным ценам. Высокопрофессиональные специалисты проведут работы в удобное Вам время, с использованием оригинальных запчастей, проведя все работы в короткие сроки и в соответствии с самыми высокими стандартами качества. Подробнее ознакомиться с предложением компании, и оставить онлайн заявку, можно на сайте http://rembitteh.ru

Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!

И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.

Что такое учебные нормы?

Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.

Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.

Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.

К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?

Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.

Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.

Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.

Стресс нехватки времени

«Я ничего не успеваю!» - отчаянно кричит ребенок. А если не кричит, то думает – кричать он уже устает. Этот стресс – самый распространенный у школьников. Когда ребенок капризничает в садике, психологи советуют родителям оставлять 15-20 минут на любые его сборы. Это хороший совет и для родителей школьников. Но не так-то просто ему последовать. Перерывы между уроками ничтожно малы. А школьная нагрузка такова, что лишние 15-20 минут – огромная роскошь для занятого ребенка. Тем временем его постоянно подгоняют: давай, давай, учись, успевай.

В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение - танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.

Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…

Каковы разумные нормы школьной нагрузки?

Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.

До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?

6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.

Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?

Сколько времени посвящать домашним заданиям?

Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?

Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.

Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.

А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.

Сколько положено спать и гулять школьнику?

Сон и физическая активность для школьников тоже регламентированы. Чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок, ему нужно давать выспаться не меньше 8-10 часов. Чтобы дать ребенку школьного возраста нормальную физическую нагрузку, ему нужно дать возможность пройти, пробежать и пропрыгать в день до 7 км, и половину из них – в школе. Причем на свежем воздухе ребенок школьного возраста должен находиться не меньше трех часов. А сколько времени гуляет ваш ребенок?

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья сына или дочки – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

Для этого мы должны подготовить специалиста способного принимать нестандартные решения в нестандартных условиях главный итог реализации так называемого инновационного образования. Модно выгодно но это не панацея. Вообразим себе на минуту что все это работает и даже эффективно. Дальшето что Получим то что уже имеем в продвинутых школах ВУЗах разумеется не естественнонаучного профиля впрочем и до них уже это дошло.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11707. СОВРЕМЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КУБГУ И УНИВЕРСИТЕТА БОРДО-III ИМ. МИШЕЛЯ МОНТЕНЬ) 170.85 KB
Испытывая на себе влияние современных тенденций общественного развития сфера высшего образования становится одновременно их активным участником движущей силой и катализатором. В обстановке нарастающей глобализации на передний план по качеству и престижу образования давно вышли Соединенные Штаты Америки. И решающим фактором в преодолении второстепенного положения Европы на рынке образовательных услуг признается объединение усилий всех стран континента направленных на достижение конкурентоспособности высшего образования.
16988. РОССИЯ НА ПУТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: МИФОЛОГЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 36.47 KB
Однако возникают вопросы: за счет чего это удалось сделать каковы составляющие экономического роста На сколько быстро развивается новая экономика и удалось ли преодолеть монокультурную специализацию страны Как сделать этот экономический рост устойчивым и необратимым Все ли сделано для того чтобы повысился научно-технический потенциал Российской Федерации Что в этих рассуждениях идёт от мифологемы1 о том что Россия – лучшая в мире страна а что отражает реальные тенденции развития Что способствует и что препятствует перерастанию России...
6297. Новая социальная реальность - необходимость инновационного управления 23.6 KB
Под влиянием управленческой революции многие современные цивилизации добились известных социальных результатов. Эти методы научного управления направлены на более полное использование социальных ресурсов ресурсов человеческого фактора. В мире наконец происходит осознание того факта что его стабильность не может быть достигнута за счет разрушения природных социальных и духовных факторов.
16745. Академическая автономия: образы и реальность современного университета 30.39 KB
В статье рассматривается понятие академической автономии в трех измерениях. Во-вторых предлагается исторический экскурс посвященный трансформациям академической автономии в СССР и России. В-третьих дается характеристика институциональных и глобальных угроз академической автономии в описании исследователей университета. Предназначение этой статьи – с одной стороны показать символическое значение рассуждений об академической автономии как способа...
20391. Дополнительное образование 35.93 KB
Задачи практики: изучение специфики деятельности учреждений дополнительного образования структура режимом работы выявление особенностей работы руководителей кружков секций клубов; наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников различных образовательных учреждений. Дом Пионеров становится центром пионерской и комсомольской работы и совместно со школой решает задачу воспитания детей их всестороннего развития. По звонку на урок учительница раздала учащимся тетради для контрольных работи они приступили к выполнению...
4901. Муниципальное образование 36.25 KB
На данный момент общепризнанна необходимость местного самоуправления составляющего одну из основ любого демократического строя оно получило развитие и в России. Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. В итоге прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных органов местного самоуправления образований и местной администрации а так же ее подразделений...
16246. Рынок, наука и образование 28.62 KB
В числе последних можно выделить как позитивные так и негативные как поверхностные так и фундаментальные – воздействие формирующихся рыночных отношений на эти две взаимосвязанные между собой сферы общественной жизни безусловно имеет многоплановый характер. Сам по себе рынок как социально-экономический феномен обязан по крайней мере с позиций зарубежной теории economics выступать институтом ‘справедливой’ мены. При этом он может быть определён как область в рамках которой потенциальные продавцы и покупатели договариваются об обмене...
13526. ДРОБЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ БЛАСТУЛЫ 2.07 MB
После того, как произойдет оплодотворения яйцеклетки, последняя получает возможность перейти к процессам многократных клеточных делений, получившим название – дробление. Дробление осуществляется с помощью митоза, слагаемого из кариокенеза (деление ядра) и цитокенеза (деление цитоплазмы). Однако митотическое деление оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) имеет определенные особенности по сравнению с митотическим делением тканевых клеток
5531. Современное представление об устройстве памяти 11.98 KB
Устройство памяти. Физическая основа памяти. Виды памяти. Благодаря памяти в сознании субъекта его прошлое связано с настоящим и доступно понимание категории будущего.
3921. Образование на территории Московской области 36.47 KB
Изучение состояния сферы общего образования в Р.Ф. Изучение состояния сферы общего образования на территории Московской области. Рассмотрение государственных программ в сфере общего образования. Разработка мероприятий для улучшения сферы общего образования на территории Московской области.

Воспитание здорового образа жизни

в условиях начальной школы

Проблема организации здоровьесберегающей школьной среды, внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих обра-зовательных технологий и программ уже не первый год обсуждается в нашей гимназии на заседаниях кафедры учителей начальной школы. Этому предшествует глубокая диагностическая работа. На одном из заседаний в процессе совместной работы была создана мо-дель здоровья.

Проанализировав факторы, нарушающие здоровье школьников, мы пришли к выводу, что учитель начальных классов способен ока-зывать действенное влияние на некоторые из них. При организации учебного процесса и досуговой деятельности основную ответствен-ность за здоровье ребенка несет только учитель. Работа эта много-плановая и осуществляется в нескольких направлениях.

1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

Профилактические методики (динамические паузы в 1-м клас-се после второго урока; своевременное проветривание помещений);

Выработка элементарных навыков (мытье рук, использо-вание носового платка);

2. Здоровьесберегающие технологии процесса обучения и разви-тия:

Физкультминутки (проанализировав таблицу заболеваний учащихся, мы отказались от ритмичных стихотворений, так как дети, произнося их, концентрируют внимание на тексте, а не на движени-ях. Для профилактики заболеваний дыхательных путей и ослаблен-ного зрения мы используем на уроках дыхательную и зрительную гимнастики);

Функциональная музыка;

Чередование занятий с высокой и низкой двигательной ак-тивностью;

Массовые оздоровительные мероприятия: дни здоровья, веселые старты, экскурсии.

3. Работа с родителями (пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных соревнований и экскурсий в природу с учас-тием родителей).

Изучили мы еще одну проблему: может ли повлиять на здоровье учащихся выбранный учителем УМК? Результаты обследования учащихся 1-4-х классов свидетельствуют, что выбранные нашей школой УМК «Система Занкова» и «Школа 2100» позволяют учите-лю сохранить здоровье детей.

Но здоровье ребенка зависит не только от выбранного учителем УМК, а и от организации учебного процесса. Применение самых но-ваторских технологий - это не гарантия успеха, необходимо соче-тание знаний и определенных качеств личности педагога. Профес-сиональное мастерство учителя проявляется в умении отработать те приемы, методы и формы организации учебного процесса, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям уча-щихся, пробуждают у них стремление к творчеству и самостоятель-ности, активному участию в коллективном решении учебных проб-лем, формируют устойчивый интерес к знаниям и самому процессу приобретения знаний.

О. А. Гнатенко

МОУ СОШ № 47 г. Калининграда

Перегрузки школьников: миф или реальность?

Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Непосред-ственное влияние на формирование детского здоровья оказывают факторы внутришкольной среды.

В нашей школе с 1991 года применяется иная, отличная от тра-диционной (в день пять-семь уроков по 45 минут), организация учебного труда, в основе которой лежит технология концентриро-ванного обучения. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели - важный фактор профилактики утомления школьников, способствующий повышению их работоспособности.

В настоящее время единственным инструментом, который ги-гиенисты предлагают для оптимизации школьного расписания, явля-ется шкала трудности учебных предметов, предложенная более чет-верти века назад И. Г. Сивковым. Но эта шкала не учитывает специ-фику классов, направленность интересов и склонности учащихся. Очевидно, что в общеобразовательных, информационно-математи-ческих, гуманитарных классах отношение к одним и тем же предме-там будет различаться. Многое зависит и от того, кто из педагогов преподает предмет, как сложились отношения учителя и класса. По-нятно, что по любимому предмету, который к тому же преподает любимый учитель, не будет ощущения перегрузки, даже если он по шкале Сивкова имеет высочайший балл. Шкала И. Г. Сивкова не учитывает и особенностей построения классно-урочной системы.

К тому же в таблице И. Г. Сивкова отсутствуют данные для ряда новых учебных предметов: «русские умельцы», краеведение, МХК, ИКТ, «найди себя» и др. Поэтому возникла идея провести исследо-вания, помогающие «уточнить» шкалу И. Г. Сивкова и учесть эти уточненные данные при составлении расписания в нашей школе.

В 5-11-х классах был организован опрос 428 учащихся. В ре-зультате опроса и обработки данных выявлен ряд существенных от-личий:

а) степень трудности предметов: математика (5-е классы), анг-лий-ский язык (5, 7-11-е классы), обществознание (6, 9-11-е клас-сы), алгебра (9-11-е классы), информатика (8, 10-11-е классы) - оценка ребят здесь ниже предложенной И. Г. Сивковым. Возможно потому, что ученики любят эти предметы, им интересно, а от люби-мого дела не устаешь, поэтому они и оценивают эти предметы не по максимальным значениям;

б) степень трудности таких предметов, как биология (5-8-е клас-сы), химия (8-9-е классы), русский язык (5-11-е классы), гео-графия (6-8-е классы), учащиеся оценили выше, чем указано в шкале И. Г. Сивкова.

Ранговая шкала трудности предметов использовалась и для оцен-ки расписания.

Высокую оценку получило расписание, если наибольшая сумма баллов («подъем») приходится на вторник - четверг, при этом в 5-8-х классах возможна облегченная среда. Школьное расписание оце-нивается как нерациональное при наибольшей сумме баллов в поне-дельник или пятницу, а также при равномерной нагрузке в недель-ном цикле. В других случаях расписание оценивается как удовлетво-рительное.

Исследуя школьное расписание 5-11-х классов, можно отме-тить:

1) равномерности нагрузки нет;

2) высокий уровень соблюдения СанПиНов в 5 «А»; 5 «Б»;5 «В»; 6 «А»;

6 «Б»; 7 «А»; 7 «Б»; 8 «А»; 8 «Б»; 9 «В»; 10 «Б»; 11 «А»; 11 «Б»; 11 «В»;

3) удовлетворительно: 6 «В»; 8 «В»; 9 «А»; 9 «Б»; 10 «А»;

4) уроки предметов гуманитарного и естественно-математиче-ского цикла чередуются с уроками физической культуры, музыки, ОБЖ и другими, что способствует снижению уровня утомляемости учащихся.

Средние данные о времени выполнения домашнего задания поз-воляют говорить об отсутствии перегрузки учащихся в нашей школе.

Результатом исследования стали:

    разработка присущей только нашей школе шкалы трудности предметов для каждого класса, параллели, с целью создания оптимального расписания занятий;

    подтверждена гипотеза об отсутствии перегрузки учащихся школы.

И. Н. Кваша

О. С. Гранкина

МОУ СОШ № 2 г. Калининграда

Представления школьников о здоровье

и здоровом образе жизни

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников представляет собой социально-педагогический феномен, необходи-мость которого вызвана реальной потребностью личности и общест-ва в здоровье как основополагающем, жизненно необходимом ресур-се развития и саморазвития каждого человека.

Современное понятие здорового образа жизни личности пред-ставляет собой интегративную биосоциальную характеристику, ко-торая включает в себя знания и представления о здоровье и ЗОЖ как жизненной ценности, мотивацию на соблюдение ЗОЖ, устойчивые умения и навыки здоровьесозидающей осознанной деятельности, что позволяет быть физически и социально активным, здоровым и пол-ноценным человеком в обществе.

Существующая система здоровьесберегающего воспитания в виде отдельных уроков о здоровом образе жизни, периодических бесед и спортивных мероприятий недостаточно эффективно влияет на культивирование привычек и навыков здорового образа жизни среди школьников.

В соответствии с современным пониманием ЗОЖ важную роль в процессе подготовки учащихся к здоровьесберегающей деятельно-сти школьников, основанной на понимании ценности здоровья, мо-тивации к сохранению и развитию физического, психического и нравственного здоровья в школьном возрасте и в будущей взрослой жизни, играют представления детей. Данное исследование основы-вается на положении о том, что разные типы представлений детей о деятельности в различной мере обеспечивают ее эффективность. Следовательно, в успешности здоровьесберегающей деятельности, как и во всякой другой, важную роль играют полнота, достоверность и устойчивость соответствующих представлений.

Для изучения знаний и представлений школьников о здоровом образе жизни было проведено исследование 92 учащихся начальных классов и 104 старшеклассников МОУ СОШ № 2 г. Калининграда по предварительно составленным анкетам для каждой возрастной группы, а также применены методы диагностической беседы и педагогического наблюдения за данными учащимися.

Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: учащиеся начальной школы имеют неточные, а порой и неверные представления о здоровье и здоровом образе жиз-ни человека. Для представлений младших школьников характерна вы-раженная зависимость от оценочных реакций и мнения взрослых, преж-де всего, учителя и родителей. Поэтому данный возраст можно рас-сматривать как сензитивный период для формирования с по-мо-щью родителей и педагогов представлений школьников, состав-ляющих когнитивную основу для формирования компетентности уча-щихся в здоровьесберегающей деятельности. Кроме того, у млад-ших школьников преобладает эмоциональный тип восприятия ин-фор-мации, что способствует возникновению заблуждений («здо-ровым можно назвать человека, который пьет таблетки», «…ко-то-рый ест лук и чеснок», «…который не бегает и не ест много моро-же-ного», «…который хорошо учится» и т. п.) и познавательных затруд-нений («не знаю»), негативно влияющих на успешность здоровье-сбе-ре-гающего аспекта воспитания. Следует отметить также довольно ог-ра-ниченные знания учащихся начальной школы о здоровом пол-но-цен-ном питании и вредных продуктах, способах поддержания и укрепления здоровья.

Для представлений старших школьников более характерны предрассудки массового общественного сознания, негативные уста-нов-ки, барьеры: например, рассмотрение болезни как неизбежности («…это наша жизнь, все люди чем-то болеют»); отсутствие знаний об основных составляющих здоровья человека.

Большинство школьников обеих возрастных групп не связывают состояние своего здоровья с соблюдением норм здорового образа жизни. Старшеклассники более склонны рассматривать зависимость своего здоровья от внешних факторов: «…от родителей», «от хороших препаратов…», « нет полезной еды». Опрос показал, что большинство детей, особенно обучающихся во вторую смену, не соблюдают режим сна. В режиме детей отсутствуют прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия. Более половины учащихся не делают зарядки, только около 40 % детей посещают спортивные секции. Большинство детей ежедневно проводят несколько часов (в среднем более трех) у телевизора и не менее 3 часов - у ком-пьютера, чем сокращают время для сна. Хотя все дети отметили свое негативное отношение к курению, неблагоприятным фактором для формирования представлений о здоровом образе жизни учащихся исследованных классов является наличие в семьях детей курящих членов семьи (около 56 %). В том числе 28,5 % учащихся назвали несколько курящих членов семьи, среди которых есть представители нескольких поколений. Необходимо отметить, что девочки более дисциплинированно относятся к требованиям норм здорового образа жизни, чем мальчики. Среди них наблюдается большая осве-дом-ленность о мерах по укреплению здоровья. Фактами, подтверж-даю-щими негативное влияние перечисленных выше неблагоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, являются жалобы более 70 % детей на головные боли и боли в области желудочно-кишечного тракта, а также распространенные в классе острые респираторные заболевания.

Т аким образом, у большинства школьников различных возрастов недостаточно развита когнитивная основа (знания и представления) здоровьесберегающего поведения, что наглядно демонстрирует от-сутствие основы для развития мотивации и деятельности, соответст-вующей нормам здорового образа жизни. Следует отметить, что в семьях не созданы условия для формирования и разви-тия знаний и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей.

МОНИТОРИНГ И АКТУАЛИЗАЦИЯ

ПРОБЛЕМ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В. К. Пельменев, Е. О. Ширшова

Российский государственный университет им. И. Канта

Актуальность социологического мониторинга

здоровья и поведения детей школьного возраста

Значимость проблемы исследования состояния здоровья детей школьного возраста обусловлена особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека, а также наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных россий-ских школьников. Кроме того, именно подростки представляют со-бой потенциал трудового и популяционного ресурсов страны.

Состояние здоровья детей школьного возраста определяется це-лым рядом условий, среди которых немаловажное место занимает образ жизни, в первую очередь, поведение и те его особенности, ко-торые связаны с риском для здоровья. О влиянии таких особенно-стей поведения на организм подростка широко известно. Тем не ме-нее многие исследования, проводимые в различных регионах Рос-сии, показывают, что распространенность вредных привычек и дру-гих факторов риска в поведении школьников не только не снижает-ся, но зачастую имеет тенденцию к расширению. Это делает необхо-димым постоянное (систематическое, научно обоснованное) изуче-ние различных аспектов поведения школьников для разработки аде-кватных конкретным социально-экономическим условиям меро-приятий по профилактике негативных факторов.

Особое значение при этом приобретает перекрестно-националь-ный мониторинг поведения, связанного со здоровьем, и факторов, которые на него влияют. Актуальность исследование подтверждает-ся международным вниманием в проблеме. Всемирная организация здоровья проводит координацию международного проекта «Здоро-вье и поведение детей школьного возраста (HBSC)». Участие Кали-нинградской области в этой программе обеспечивается сотрудниче-ством факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физи-ческой культуры.

HBSC является примером отхода от традиций обычного плани-рования профилактики негативных факторов с профессиональным преобладанием здравоохранения. Его отчеты используются для соз-дания прогнозов, выявления новых тенденций в молодежной среде на основе перекрестно-национального сравнения, анализа взаимо-связей между биологическими и социальными факторами здоровья. Очень важно, что при этом ставится задача изучить не только факто-ры риска, но и позитивное здоровье, обеспечить его рекламу, опре-делить стратегию образования в области.

Выработка стратегии и технологии формирования позитивного здоровья включает в качестве первого шага социологический мони-торинг поведения детей школьного возраста. Социологический мо-ниторинг в педагогической системе - это способ организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педа-гогической системе и социальной инфраструктуре, который обеспе-чивает непрерывное слежение за ходом учебно-воспитательного процесса и условиями жизнедеятельности и дает возможность осу-ществлять прогноз их развития.

Его актуальность возрастает, если он проводится не только на уровне популяции в целом, но и с учетом условий, складывающихся в конкретном образовательном учреждении. В этом случае он позво-ляет оценить эффективность различных подходов к организации оз-доровительной деятельности. В этом плане стандартизированная в рамках HBSC программа имеет ряд преимуществ. Вместе с тем она лишь констатирует факты.

Специалисты указывают на необходимость многопрофильного анализа особенностей самоуправления и самосовершенствования, выявления возможностей для самореализации и решения основных целей образования в сфере физической культуры личности при со-циологических исследованиях поведения школьников.

В педагогическом плане большое значение имеют адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуальному состоянию человека, свобода выбора форм физической активности. Социальный аспект данной проблемы связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала личности имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека. Поэтому объективный анализ количественных и качественных показателей уровня физической активности и особен-ностей поведения детей школьного возраста, самооценки ими соци-ального, физического и психического здоровья, особенностей со-держания и организации физического образования, учет конкретных условий обучения в школе, проживания в семье и проведения досуга позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процес-са по предмету «физическая культура».

На основе применения системы средств и методов социально-педагогического мониторинга (в том числе создания баз данных со специальным программным обеспечением) выявляются и реализу-ются направления, связанные с разработкой и использованием соци-ально-педагогических технологий управления процессом формиро-вания физической активности учащейся молодежи. Таким образом, проблема организации социологического мониторинга здоровья и поведения детей школьного возраста требует четкого научно-мето-дического обоснования в соответствии с современными особенно-стями развития региона в целом и отдельных образовательных уч-реждений в частности.

И. Н. Cимаева

Российский государственный университет им. И. Канта

Психологические риски развития ребенка

в условиях образовательного учреждения

Под психологическим риском развития ребенка обычно пони-мают более или менее вероятную угрозу возникновения отрицатель-ных последствий самых разных по своей природе средовых и микро-средовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, трудностей об-щения со сверстниками до конфликтных отношений в семье и мн. др.

По нашему мнению, существенный вклад в это сегодня вносит и система образования, которая с раннего детства помещает человека в довольно агрессивную социальную среду.

Охарактеризуем наиболее явные психологические риски и ука-жем на их причины.

1. Одним из главных факторов риска при отрыве от матери и воспитания в дошкольном детском учреждении является эмоцио-нально-отвергающий тип взаимодействия ребенка с воспитателем и сверстниками.

2. Полоролевая идентификация протекает преимущественно в женском обществе и подвергается риску задержки или искажения как у мальчиков, так и девочек. Отдаленные последствия наблюда-ются в школьном возрасте в виде феминизации мальчиков и маску-линизации девочек.

3. Установка родителей на раннее обучение детей. Распростра-нение в детских садах учебных программ, ориентированных на счет и письмо, может «заглушить» творческие способности ребенка, а оценочный подход - навсегда сформировать у него ощущение не-удачника.

4. Риск формирования отклоняющегося поведения. Значительное количество детей, поступающих в школу, по мнению ведущих оте-чественных нейропсихологов, рождаются с различными нарушения-ми мозгового развития, приводящими к дефициту наиболее рано со-зревающих структур мозга. Именно нейропсихологический статус отклонений в развитии зачастую является причиной агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Этим объясняются подростковая жестокость, стремление к насилию, особенно в его массовых формах. Без адекватной коррекции такие дети попадают в группу риска.

5. Нарушения саморегуляции и развития сознания. Наиболее гу-бительно отклонения и индивидуальные вариации в развитии детей сказываются на функционировании более поздно созревающих структур, в частности, развитии речи и речевой саморегуляции. На-рушено построение предложений, при построении фраз «выпадает» подлежащее или сказуемое.

6. Кризы возрастного развития (семь лет, подростковый возраст) протекают в условиях обучения в школе в оценочной дисциплинар-ной системе, опирающейся на доминирование учителя. Это создает риск формирования у послушных учеников синдрома «приобретен-ной беспомощности». Как только учащийся переходит в либерально-демократическую систему обучения, исчезает внешнее принуждение к деятельности, улетучивается мотивация, человек становится бес-по-мощным.

7. Значительный урон психике детей наносит экстенсивный ха-рактер обучения, особенно завышенные требования общеобразова-тельных инновационных программ. Психологическая экспертиза безопасности ряда инновационных обучающих программ и пригод-ности их для конкретных младших классов выявила высокий уро-вень психоэмоционального напряжения, в котором находятся школьники первых классов городских школ. Стресс усугубляется высокими требованиями «ответственных» родителей и сопровожда-ется психосоматическими реакциями и признаками нервного исто-щения у половины детей, причем больше страдают дети с высоким интеллектом.

8. Фактором риска для развития ребенка является перекладыва-ние на школу не свойственных ей функций, в частности, дополни-тельного образования и организации свободного времени детей.

9. Отдельного внимания заслуживает риск, провоцируемый властными отношениями между учителем и учеником. В российском об-ра-зовании исторически сложились асимметричные властные от-но-шения, при которых давление необходимости приспособиться к взгля-дам педагога превалирует над необходимостью приспособить пре-по-давание к индивидуальным особенностям ребенка (или взрос-лого). Родители, как правило, поддерживают требования педагога и иг-но-рируют психологический дискомфорт ребенка даже в тех слу-ча-ях, когда имеются признаки унижения, оскорбления, проявлений не-ува-жения к личности, высмеивания детей. В результате обучение в шко-лах и вузах зачастую стимулирует и поощряет конформные сти-ли поведения.

Проблема властных отношений в педагогическом взаимодейст-вии - частное явление институционального кризиса образования - является фактором риска для психологического развития сферы во-левой регуляции, ответственности и мотивации детей.

Опасным следствием может быть непризнание учащимися рефе-рент-ной значимости образовательной среды образовательного уч-реж-дения - ребенок отрицает принятые там ценности и нормы, пы-та-ется покинуть школу.

10. Эмоциональное выгорание педагогов. По данным психологи-ческого обследования, только 11 % из обследованных учителей школ были психически здоровы, профессионально эффективны и не нуж-дались в психологической реабилитации. Эмоциональное истоще-ние, негативное отношение к человеку, переживание некомпетент-ности и неуспешности в своей деятельности, усталость, потеря вкуса к жизни и др. - вот симптомы наших учителей. Результаты тести-рования показывают, что причинами этого являются недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег и родителей (67 %); отсутствие возможности и условий для самореали-зации (35 %); отсутствие свободного времени и условий для полно-ценного отдыха. Без нормализации психологического здоровья педа-гогов не может быть и речи о формировании полноценной личности у учащихся нового поколения.

Изучение психологических рисков позволяет трактовать их как систематические события, нуждающиеся в общем регулировании. Исключительно важным является понимание того, что обнаружи-ва-ют-ся последствия опасных воздействий зачастую через много лет или тогда, когда поведение детей становится разрушительным и они по-па-дают в «группу риска», под надзор милиции и социальных ра-бот-ников.

Краткий обзор некоторых психологических рисков говорит о назревшей необходимости объединения усилий психологов, психо-те-рапевтов, врачей и социальных работников для снижения угроз раз-витию детей в условиях образовательных учреждений.

Г. М. Якушева

МОУ Центр психолого-педагогической реабилитации

и коррекции г. Калининграда

Проблема школьной перегрузки уже давно поднята различными специалистами, как психологами, так и медицинскими работниками. Можно ли себе представить, что «рабочий день» учащегося в простой школе составляет иногда более 6 часов, при этом ученику приходиться выполнять домашнее задание, которое у сознательных учащихся занимает еще около 2 часов. Не каждый педагог столько работает.

Вы спросите, а разве нет соответствующих нормативов, которые бы регламентировали время нахождения ребенка в школе? Они есть, но учебные процесс настолько обогащен знаниями, что в желании выдать всю программу не всегда учитывается нагрузка сопутствующая этому. А, в конце концов, все это сказывается на психофизиологическом здоровье ребенка. Поэтому получается, приходя первого сентября здоровым ребенком, через 10 лет он выходит из нее больным подростков.

А в действительности, чем же вызвана перегрузка в школе?

Как правило, перегрузка учащихся вызвана не только умственной и физической усталостью, но есть и другие причины.

  1. В начальном звене школы одним из источников напряжения является высокие требования к скорости чтения и письма. Что в действительности сказывается на физиологии ребенка, прежде всего на глаза и кисть руки.
  2. Гладя все эти развивающие программ, которые повсеместно внедряют в школы, и продвинутые учителя гордятся тем, что они их применяют, УЖАСаешься тому, что нынешнему ученику начальной школы приходится осваивать больший объем учебного материала в гораздо более сжатые сроки, чем 10 лет назад ученик по традиционной программе.
  3. Так же на утомляемость влияет постоянное давление со стороны завышенных требований (ожиданий) родителей. До сих пор вспоминаю, что когда я сдавал экзамены в университете, я волновался не о том, что не сдам, а о том, как я это скажу родителям. Так и ребенок, чья самооценка во многом зависит от родителей, переживает огромный стресс, испытывает психическую нагрузку.

Как же вовремя определить, что ребенок перегружен, и как ему помочь?

Особое внимание нужно обратить:

  • На нарушения сна (бессонница, частые просыпания, проблемы с пробуждением, чуткий сон и т.д.).
  • На изменения в поведении ребенка, при чем довольно резко.
  • На постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д.
  • На сильную рассеянность, ребенок постоянно начинает допускать ошибки на внимание.
  • На появление таких нарушений, связанных с нервной системой, как тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Последствия перегрузки – это снижение физического здоровья и ухудшение состояния нервной системы, так же возможна потеря интереса к учебе.

Первое, что родителю нужно сделать с возникновение данной проблемы – это обратиться к педиатру или детскому невропатологу.

Второе – разработать совместно с ребенком режим дня, в котором бы вы распланировали весь день согласно возникающим нагрузкам. Здесь не маловажное значение имеет помощь школьного психолога.

Третье – постарайтесь исходить из действительных способностей ребенка в предъявлении к нему ваших требований. Не пытайтесь ожидать от него большего, чем он может. Это будет наилучшим способом, которым вы сможете предотвратить нагрузку на психику ребенка.

Самое главное всегда действовать в интересах ребенка, а не удовлетворять свои амбиции.

Педагог-психолог Бороздин Е.Н.