Краткий отчет студента о прохождении педагогической практики. Отчет по педагогической практике

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..………...3

1. Оценка конкретных условий обучения в данной школе…………………….6

2. Описание воспитательной работы классного руководителя………………...8

3. Характеристика классного коллектива…………….……………………….10

4.Основные направления и содержание воспитательной деятельности……..11

5.Участие в работе методического объединения классных руководителей…13

6. Выводы и предложения………………………………………………………14

4. Заключение………………………………………………………………….…15

Введение

«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьёзное дело в шутку».

К.Д. Ушинский

К своей работе я не зря взяла эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского, на практике убедилась в правильности значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание и обучение очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливым, можно».

В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.

Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

Целями педагогической практики являются:

Знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения;

Смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);

Непосредственное участие в воспитательном процессе учебного заведения;

Верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.

Знакомство с особенностями работы классного руководителя;

Овладение содержанием и методикой воспитательной работы в классном коллективе;

Овладение методикой изучения личности подростка.

Задачи практики:

Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения. -Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка лицея. -получение практических навыков планирования воспитательной работы в группе учащихся;

Приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к циклу воспитательных мероприятий;

Получение начальных навыков проведения классных часов в группе учащихся;

Изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения.

По итогам практики представить для зачета отчетную документацию.

В содержание деятельности входит:

Знакомство с системой работы классного руководителя (беседа с классным руководителем, ознакомление с планом его работы; посещение воспитательных мероприятий и др.);

Изучение опыта работы внеурочной воспитательной деятельности по предмету;

Помощь классному руководителю в проведении воспитательной работы

Помощь активу класса, органам самоуправления в планировании, организации и проведении классных воспитательных мероприятий;

Самостоятельная подготовка и проведение не менее трех отдельных форм работы с детьми;

Организация помощи отстающим в учебе учащимся;

Подготовка и проведение внеклассного воспитательного мероприятия по предмету;

Участие в работе методических объединений, семинаров в школе;

Помощь классному руководителю в подготовке и проведении родительского собрания

Овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками в организации и проведении индивидуальной работы с учащимися, в определении конкретных воспитательных задач в своем коллективе, планировании работы и самостоятельном ее осуществлении;

Установление с учащимися доброжелательных, уважительных отношений;

Предъявление учащимся конкретных требований, контроль за их выполнением;

Ведение работы по сплочению коллектива класса;

Анализ своей педагогической деятельности, выявление достижений и недостатков, постановка конкретных задач для дальнейшего совершенствования;

Обобщение опыта классного руководителя по одному из направлений системы воспитательной работы (работа с учителями-предметниками, работа с “трудными детьми”, с родителями, организация досуга и др.)

Оценка конкретных условий обучения в данной школе, классе.

Я проходила свою педагогическую практику в МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области. Директором лицея является М.М.Шелехов.

Место нахождения лицея 305540, Курская область Курский район д.Полевая.

У меня осталось положительное впечатление от увиденного во время прохождения практики. В первую очередь хотелось остановиться на оценке лицея и учителей. Что касается школы, можно отметить, что состояние очень хорошее. В лицее проведен капитальный ремонт, оба этажа выглядят очень современно, оборудование и мебель полностью новая. Также в школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что, безусловно, большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. На каждом этаже чистота и порядок, и это конечно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит в кабинетах. Это новейшее современное оборудование: проекторы, компьютеры, интерактивные доски, телевизоры и прочие вспомогательные средства, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Таким образом, ученику не придется скучать на уроке. Я также отметила отменный отбор учителей. Все они высоко квалифицированы и компетентны.

Руководителем моей практики была Ильюта Валентина Яковлевна, преподаватель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР. Валентина Яковлевна продуктивно использует технологии исследовательской работы, информационно-коммуникационные, проектные, интерактивные, здоровье сберегающие технологии. Выявляет и системно развивает способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: в 2012, 2013 г.г. ее ученица Белкина В. была победителем муниципального конкурса сочинений «Моя семья», обучающаяся Субботина В. в 2013-2014 г.г. являлась победителем общероссийской дистанционной предметной олимпиады «Олимпус» по русскому языку, в 2015 г – победителем Всероссийских дистанционных олимпиад «ФГОСтест» по русскому языку, литературе. Уровень качества знаний обучающихся имеет позитивную динамику, за последние три года уровень качества знаний по русскому языку обучающихся по образовательным программам основного общего образования возрос с 52% до 62%, по литературе – с 63% до 71%.

В первый же день я самостоятельно ознакомилась с графиком работы учителя русского языка и литературы. За мной был закреплен физико-математический 8 «Б» класс. На основании графика работы учителя, а так же расписания в закрепленном за мной классе, я составила график индивидуальной работы, по каждому из предметов, который претерпел небольшие коррективы в процессе прохождения практики. В течение недели я ходила на уроки к этому классу, из классного журнала я узнала о успеваемости каждого из учеников, так же о общественных поручениях, интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья учащихся. Еще мне понравилось работать с классным руководителем 8 «Б» класса Разумовой Еленой Николаевной. Мной были посещены несколько уроков классного руководителя, так же классные и информационные часы и общешкольные мероприятия. Классный коллектив достаточно организованный, дисциплина хорошая и уровень знаний у большинства высокий.

По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса. Что касается его, это коррекционный класс, уровень знаний низкий, дисциплина шаткая, но дети очень хорошие и атмосфера в этом классе мне понравилась больше. Работать с ними было хотя и трудно, но интересно, и мы добились определенных результатов.

Воспитательная работа классного руководителя.

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций:

Организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) - состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.

Воспитательную (формирование личности и коллектива)

Коммуникативную (организация общения);

Координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

Коррекционную (преобразование, изменение личности);

Экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

Административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Идейно-воспитательная функция - проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию.

Стимулирующе-тормозящая функция - дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную.

Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководителю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.

В качестве важнейших функций (от лат.functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско- стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая

Характеристика классного коллектива.

Классный коллектив был образован 1 сентября 2012 года. В начальной школе с обучающимися работала Русанова А.Н. В сентябре 2011 года созданы два класса, а в сентябре 2012 из этих двух классов отличники и хорошисты были переведены в физико-математический класс. Между обучающимися достаточно ровные, бесконфликтные отношения, в классе нет аутсайдеров.

Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.

Основные направления и содержание воспитательной деятельности.

Практика велась в рамках, составленного мной, индивидуального плана. Значительных отклонений от плана не было, уроки и внеклассные мероприятия проводились вовремя.

Помимо запланированной мною работы я оказывала помощь лицею в проведении мероприятий. Вместе с коллективом учителей ездила на конкурс художественной самодеятельности работников образовательных организаций района, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и была отмечена призом зрительских симпатий. Также я была приглашена в жюри общешкольного конкурса чтецов и конкурса патриотической песни, на который написала статью в газету «Сельская новь». В данный момент помогаю в подготовке к конкурсу молодых специалистов: пишу сценарий в стихотворной форме, подбираю костюмы для презентации лицея. С молодым педагогом по химии буду принимать участие в проведении мероприятия ко дню Победы в Великой Отечественной войне в качестве ведущей.

Во время отсутствия учителя, когда она была на курсах, вместо нее я проводила занятия литературного кружка: готовила учеников к конкурсу чтецов. Ученицы моего класса показали хороший результат: Данилова Валерия заняла 1 место, а Субботина Лера 3 место.

Я тщательно ознакомилась с воспитательной работой классного руководителя 8 «Б» класса Разумовой Елены Николаевны. В плане воспитательной работы методы воспитания направлены на формирование сознания, организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности; формы организации деятельности также разнообразны, массовые, коллективные, групповые, индивидуальные. Я считаю, что работа по такому плану является весьма эффективной и полезной. Согласно плану мной был проведен конкурс эрудитов «Шаг во Вселенную» и классный час на тему «Толерантность», перед тем как проводить данные мероприятия я консультировалась с классным руководителем, который помог мне подобрать подходящий материал. Помимо мероприятий плановых я провела и другие: беседу по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего», викторину «Занимательный русский язык». Каждое мероприятие проводила сама в присутствии классного руководителя и завуча по воспитательной работе Бесединой Людмилы Анатольевны.

Цель мероприятия «Занимательный русский язык»: воспитывать интерес к русскому языку, развивать речь и творческие способности детей. Викторина проводилась среди параллельных классов. Мероприятие прошло занимательно и интересно, дети смогли раскрыться, и каждый старался показать свои знания, к тому же между классами сразу образовалась сплоченная атмосфера, т.к. я организовала смешанные группы, а не устраивала соревнование между классами. Однако, было заметно слабое развитие детей из коррекционного класса, речь их не развита, фразеологизмы они знают плохо и от этого стеснялись высказывать свои мысли. По окончании мероприятия каждый класс получил задание написать коллективное сочинение на свободную тему с использованием большого количества фразеологизмов. Потом, мы сразу отправились в сельскую библиотеку, и ученики взяли фразеологические словари для выполнения данного задания. Также дети смогли ознакомиться с книжной выставкой «Писатель и художник», посвященной 90-летию со дня рождения Е.И.Носова, взять книги писателя-земляка и другую понравившеюся литературу. Ровно через неделю мы собрались снова в библиотеке, проверили сочинения, они получились очень интересные и смешные. Уровень знаний заметно увеличился, у детей появился больший интерес и желание развиваться.

Достаточно интересно прошел классный час на тему «Толерантность», у детей сформировалось представление о толерантном отношении, углубилось понимание его значения, они научились видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; смогли убедиться, что, несмотря на то, что все они очень разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. На мероприятии присутствовали родители учащихся, они также принимали активное участие в его проведении, что способствовало созданию благоприятного общения, как среди детей, так и среди взрослых и помогло в сплочении классного коллектива.

Мне было интересно присутствовать на общешкольном родительском собрании, которое состоялось двадцать пятого апреля. Тема данного мероприятия - «Семейные ценности». Обсуждались самые волнующие и важные вопросы, родители и педагоги соблюдали такт, каждый мог высказать свое мнение и внести предложения. После все разошлись по классам, где состоялись классные родительские собрания, я отправилась на собрание в 8 «Б» класс, смотрела за работой классного руководителя с родителями, мне понравилась манера общения Елены Николаевны, она доброжелательна и приветлива, поэтому царит атмосфера понимания в данном коллективе.

Во время практики мне приходилось работать с различной школьной документацией. В своей работе я использовала «Тематическое планирование», «План воспитательной работы»; заполняла журналы: писала темы уроков, ставила оценки, отмечала отсутствующих; ставила оценки в дневники школьников, писала замечания.

Участие в работе методического объединения классных руководителей.

Приняла участие в работе методического объединения классных руководителей, выступила с докладом на тему «Воспитание через художественные произведения». Заседание проходило 25 апреля.

Выводы и предложения.

От пройденной практики у меня остались лишь положительные впечатления. Все два класса, в которых я проводила внеклассные мероприятия, имели отличную дисциплину, дети были очень активны, стремились себя показать с лучшей стороны. Но конечно были отдельные недочеты. Ученики не привыкли работать с раздаточным материалом, что мне показалось неправильным. С помощью раздаточного материала можно работать намного быстрее. Но у меня это получалось наоборот, они долго ориентировались, путались.

В конце хотелось бы также отметить, что нужно учитывать особенности каждого ученика, составлять разные по сложности задания. Ученики делятся на активных и менее активных, и поэтому надо сделать так, чтобы были задействованы в процессе урока или мероприятия все. Не надо также повышать голос на учеников, часто ругать, акцентировать свое внимание на одном ученике. Все это негативно скажется на дальнейшем отношении ученика к предмету, к учителю и к учебному процессу в целом

Заключение.

За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава лицея, познакомилась с видами локальных актов образовательного учреждения. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 4 воспитательных мероприятия.

За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.

В данной работе были достигнуты все поставленные задачи.

Отчет студента-практиканта Пинчук Е. В. о педагогической практике

В период с 14 февраля по 12 марта я, Пинчук Екатерина Владимировна, проходила педагогическую практику в гимназии №10 г. Гомеля.

Раздел I. Учебно-воспитательная работа по предмету

Я посетила 6 уроков русского языка и литературы, из них: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, урок закрепления изученного материала, урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков. На этих занятиях были использованы следующие методические приемы: блиц опрос, фронтальный опрос, беседа, слово учителя, репродуктивные и аналитические вопросы, тесты письменный и устный, работа с учебником, беседа с элементами опроса, словарный диктант, комментированный диктант, проверочный диктант, творческий диктант, перфокарты, карточки с индивидуальным заданием, вступительное слово, прием мгновенной проверки знаний (диктант в схеме), словесное рисование, устное иллюстрирование, итоговые вопросы, работа с алгоритмом и таблицей. Все вышеперечисленные методические приемы были использованы мною в последующей работе.

Я проводила уроки в 6 «А», «Б» и «В» классах. Все классы продемонстрировали удовлетворительную дисциплину. Успеваемость классов отражается градации букв, от первой самой высокой – «А», «Б», «В». В целом, успеваемость выше среднего во всех трех классах. В моей практике не было существенных проблем с установлением дисциплины в вышеназванных классах, в равной степени уровень успеваемости вполне удовлетворял моим притязаниям, позволяя реализовать любой задуманный урок в каждом из классов.

12 уроков было проведено мною за весь период практики. Такие типы уроков как изучение нового материала, комбинированные уроки, уроки закрепления изученного материала и уроки обобщения и систематизации знаний присутствовали в моей практике.

Было проведено 2 зачетных урока: русский язык, тема: «Правописание не с прилагательными», русская литература, тема: «М. Ю. Лермонтов. Урок-презентация». Данные уроки были оценены весьма высоко.

Подготовка к предстоящим урокам происходила по следующему алгоритму:

1. Консультация у учителя-методиста по подготовке предстоящего урока.

2. Осмысление содержания готовящегося урока по учебной программе, учебникам и другим методическим пособиям.

3. Четкое определение темы, целей и задач.

4. Разработка подробного плана-конспекта урока.

5. Подбор необходимых учебно-наглядных пособий.

6. Специальная работа по усвоению (запоминанию) содержания плана-конспекта урока путем его неоднократного активного воспроизведения.

7. Трех-четырехкратное «проигрывание» содержания и всех методических элементов урока.

Данный алгоритм использовался мною в полной мере. Наиболее эффективных элементов, на мой взгляд, здесь не может быть: они проистекают друг из друга, один пункт не возможен без другого.

Мною были использованы педагогические идеи Макаренко, а именно: любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. На практике, я не оказывала давление на учащегося 6 «А» класса Максима Лютого, несмотря на то, что я была предупреждена о регулярном плохом поведении. Я взяла на вооружение психологические идеи П. Ф. Каптерева, а именно: можно сказать, что ребенок тогда наиболее умственно работает, когда наиболее ощущает... Второй момент мыслительных процессов — переработка полученного ощущения — выражен у детей слабо, потому что у детей нет необходимых для него условий. Для энергичного выполнения этих моментов необходим уже значительный и систематизированный запас представлений. На практике было использовано следующим образом: слово учителя о сходстве ощущений связанных с погодными явлениями и с душевно-эмоциональными переживаниями, таким образом, раскрывается суть художественного приема пейзаж. Методический прием устное иллюстрирование, также является мостиком между эмпирическим и рациональным на уроке. Что касается основного методического принципа, используемого мною, то это требование Буслаева к методике преподавания: "возведения форм к ясному сознанию". На практике это кредо было реализовано мною, как тщательное разъяснение того или иного языкового факта и последующее выполнение упражнений с комментариями, объяснением.

У меня была возможность работать на параллельных классах, эту возможность я осуществила. Отношение к работе на параллельных классах сложилось положительное. При вторичном проведении урока по одному плану-конспекту позволяет корректировать недочеты подготовленного планы, в частности ощущение временных рамок. Конкретным примером может послужить проведения урока литературы по теме: « А. С. Пушкин «Дубровский»». На первом занятии я не успела прокомментировать домашнее задание задать итоговые вопросы, сказать заключительное слово. На последующих уроках эта проблема была решена.

В процессе проведения учебных занятий я приобрела следующие профессионально-педагогические умения: планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся, умение различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания; мысленно ставить себя в позицию воспитанника; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах; располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными обучаемыми, находить индивидуальный подход к ним.

Я посетила 13 уроков студентов-практикантов. Уроки были проанализированы мною в дневнике практики.

В учебной работе с учащимися я столкнулась с такими трудностями, как неподготовленность, отсутствие дисциплины. Я достаточно хорошо была подготовлена к практике по своему предмету, по психологии, педагогике и методике. Мои предложения по улучшению этой подготовки: по методике преподавания русской литературы необходимо ввести и расшифровать такое понятие, как работа с учебником, а также я считаю необходимым обучение, в первую очередь, стандартным урокам, в последнюю – нетрадиционным, новаторским.

Раздел II. Воспитательная работа по классному руководству

6 «А» класс, в котором я проходила практику по классному руководству, отличается зрелостью, умом, дисциплинированностью, находчивостью, готовностью к экспериментам. В ходе наблюдения, а также с учетом результата анализа «Социометрии», можно сказать, что класс достаточно дружный, относительно сплоченный (ИГС= 0,58). Особенности класса положительно сказались на моей внеклассной работе: ученики всегда рады любому мероприятию, с уважением и серьезностью относятся к важным темам классных часов, легко готовы перестроить свои графики ради внепланового мероприятия.

По воспитательной работе классного руководителя предусматривалось: посещение и анализ уроков других учителей в прикрепленном классе с целью общего знакомства с классом, успеваемостью, дисциплиной учащихся; посещение и анализ внеклассных мероприятий с целью восприятия образцов педагогической деятельности; изучение успеваемости учащихся по классному журналу; работа с активом класса; посещение и анализ внеклассных мероприятий, проводимых студентами-практикантами подгруппы; проведение своих воспитательных мероприятий; анализ плана воспитательной работы классного руководителя.

Сплочение коллектива – это ведущая воспитательная задача, которая решалась в процессе практики. Результаты удовлетворительные: мальчики и девочки, преимущественно общающиеся с одноклассниками своего пола, в меньшей степени перестали стеснятся вступать в дружеский контакт между одноклассниками противоположного пола.

Я провела внеклассное мероприятие по тему: «Из чего сделаны наши мальчишки? Из чего сделаны наши девчонки?». Ведущая воспитательная задача получила свое отражение в данном мероприятии. В классе улучшились взаимоотношения между девочками и мальчиками. Данное мероприятие было зачетным, оценено классным руководителем в 10 баллов. Проводя внеклассную работу, конкретно Я научилась искать индивидуальный подход к некоторым ученикам.

Проводилась индивидуальная работа с учащимися – беседа. Оказала положительное влияние на их воспитание. Преимущественно мы беседовали о причинах конфликтов внутри классов. Учащиеся что-то открыли для себя, что-то осознали.

Умения и навыки по классному руководству, которые я приобрела: коммуникативные способности с детьми, организаторские умения и навыки, создание общего благоприятного психологического климата в коллективе, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, анализ и оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива, изучение и анализ развития классного коллектива.

К трудностям, которые имели место в практике по классному руководству, я бы отнесла

Установление оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик» и формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, это обусловлено отсутствием авторитета к моему нынешнему возрасту.

Раздел III. Психолого-педагогическое изучение учащихся

Конкретная работа, которая проводилась по психолого-педагогическому изучению учащихся, заключалась в следующем:

1. Посещение и анализ уроков в прикрепленном классе с целью сбора фактического материала об успеваемости, дисциплине, отношении к изучаемым предметам и т.д. для написания психолого-педагогической характеристики.

2. Беседы с учителями-предметниками и классным руководителем об изучаемом ученике

3. Беседы с изучаемым учеником, активом класса, отдельными группами учащихся по различным вопросам учебы, участия в жизни школы и класса, межличностных отношениях учащихся и т.д.

4. Наблюдения за изучаемым учеником в целом в различных ситуациях.

5. Наблюдения за отдельным учеником во время проведения собственной воспитательной работы.

6. Проведение анкетирования, тестирования изучаемого ученика. Фиксация результатов.

7. Изучение данных успеваемости учащегося по классному журналу.

Методы изучения учащегося, использованные мной на практике: наблюдение, беседа, метод анализа продуктов и результатов деятельности, анкета-опросник, социометрия, личностный опросник Айзенка, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, метод компетентных оценок и независимых характеристик, исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Фактический материал по результатам проведенных методов отражен в психолого-педагогической характеристике на ученика 6 «А» класса Манцуровского Романа. В целом: тихий, скромный флегматик, пассивный, стабильный, с низким уровнем тревожности, целеустремленный, уровень развития средний, успеваемость выше среднего.

Раздел IV. Выработка профессионально-педагогических личностных свойств и качеств

В начале практике я ощущала недочеты в своих личностных качествах, касающиеся темперамента и выдержки. В ходе периода практики работа над этими недостатками дала свои плоды: никакого внешнего выражения негативных эмоций.

Практика оказала положительное влияние на развитие у меня профессионально-личностных качеств и свойств.

Раздел V. Общие выводы и предложения

Качество и эффективность практики на высшем уровне. Степень овладения педагогической умелости в целом значительно продвинулась, отдельные компоненты остается лишь оттачивать (коммуникация с классом, индивидуальный подход к ученикам), другие развивать (отсутствие страха перед классом, темп речи, грамотность).

По улучшению университетской подготовки к учительской деятельности следующие предложения: обсуждение со студентами реальных положений, дел современных школ. По совершенствованию самой практики предложения таковы: необходимо увеличить сроки практики, в частности стартовый пассивный этап.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО
«Средняя школа №1 г. Минска»

Мазолевский П. П.
Февраль-март 2013

ОТЧЁТ о прохождении производственной педагогической практики
в ГУО «Средняя школа №1 г. Минска»
Ф.И.О. студента

За время прохождения практики я познакомился с Государственным учреждением образования «Средняя школа №1 г. Минска» и его непосредственным начальством.

В первый же день нас познакомили с учителем физики Данилович Ларисой Геннадьевной, затем я самостоятельно ознакомился с графиком работы учителя физики. За мной был закреплен 9 «А» класс. В течении недели я ходил на уроки к этому классу, из классного журнала я узнал о успеваемости каждого из учеников, так же о общественных поручениях, интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья учащихся. В течении всей практики посещал уроки учителей физики и информатики, а так же я посещал их уроки не только в закрепленном за мной классе, но и в других 9-ом «Б», 9-ом «В»,10-ом «А», 10-ом «Б», 11-ом «А»,11-ом «Б»,11-ом «В» классах.

Я познакомился с классным руководителем 9 «А» класса Ребко Алиной Леонидовной. Мной были посещены несколько уроков классного руководителя, так же классные и информационные часы, а так же общешкольноные мероприятия.

На основании графиков работы учителей физики, а так же расписания в закрепленном за мной классе, я составил графики индивидуальной работы, по каждому из предметов, которые претерпели небольшие коррективы в процессе прохождения практики.

Перед проведением урока по физике я консультировался с учителями и методистами показывал план конспекты. Мною было проведено 9 уроков физики и 4 урока информатики. В 9 «А» классе по темам: Лабораторная работа №7 «Изменение коэффициента трения скольжения»; «Закон всемирного тяготения»; Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»;

Движение тела под действием силы тяжести; Решение задач по теме «Движение тела под действием силы тяжести»; Лабораторная работа №8 «Изменение движение тела, брошенного горизонтально»; Центр тяжести. Вес. Невесомость и перегрузки;

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы динамики»; Контрольная работа «Основы динамики». После каждого урока проводились обсуждения и анализ, как с учителями, так и с методистами. Помимо этого я посещал уроки студентов практикантов, с целью определения ошибок и исправления их у себя. На уроках проводимых мной были использованы современные электронные средства обучения: ноутбук, проектор, интерактивная доска, персональные компьютеры, а так же оборудование способствувующее для демонстративного опыта. Были разработаны дидактические материалы.

Я ознакомился с воспитательной работай классного руководителя в 9 «А» классе. В плане воспитательной работу методы воспитания направлены на формирование сознания, организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности; формы организации деятельности также разнообразны, массовые, коллективные, групповые, индивидуальные. Я считаю, что работа по такому плану является весьма эффективной и полезной. А так же согласно плану мной было проведено мероприятие на тему «Курить или жить» и оценено классным руководителем на 9 баллов, перед тем как проводить, данный план мероприятия был заверен с классным руководителем и методистом по педагогике Лазарчук Л.Л. Так же были проведены опыты в 6 классах ко дню физики в виде мероприятия.

Что такое и особенности педагогической практики

Это тип работы является завершающим этапом учебного процесса будущего педагога, в ходе которого студента знакомят с особенностями преподавательской деятельности. После окончания учебы студенты, выбравшие для себя профессию педагога, обычно идут работать по специальности и педагогическая практика дает возможность подготовится креальным условиям заблаговременно. Для прохождения учебной практики подходят колледжи, ВУЗы, техникумы и школы.

Педагогическая практика – это часть учебного процесса, которая оценивается преподавателями, как и все другие подобные работы. На оценку влияет то, насколько хорошо студент осуществляет деятельность в области преподавания конкретного предмета. Также при подведении итогов практики учитывается работы куратором или классным руководителем. После завершения прохождения практики пишут отчет. Существует определенные требования, которые необходимо соблюдать при выполнении этой работы.

1. Что требуется чтобы написть отчет о прохождении педагогической практики?

Данная работа подразумевает наличие следующих документов:

  1. Рабочая тетрадь.
  2. Дневник.
  3. Отчет по завершенным задачах.
  4. Анализ посещенных уроков.
  5. Характеристика всего учебного класса и каждого ребенка по отдельности.
  6. Собственная характеристика (составляется учителем).

2. Рабочая тетрадь

Данный документ играет важную роль. В нем пишут план учебных занятий, и расписание преподавания дисциплины на весь учебный год, разделенный по темам, список учеников, записи по просмотренным урокам. Также тетрадь нужна для написания конспектов, позволяющих облегчить процесс проведения уроков и внеклассных мероприятий. Основная часть отчета пишется на основании пометок из рабочей тетради.

3. Дневник о прохождении педагогической практики

Систематическое заполнение дневника прямая обязанность практикующего студента. В него заносятся мероприятия, проводимы в процессе выполнения воспитательной и учебной работы. Дневник прилагается к отчету. Именно поэтому очень важно своевременно его заполнять в ходе всей практики, отмечая ключевые моменты.

Дневник должен иметь титульный лист. Его нужно правильно оформить. Титульный лист содержит данные о студенте, а также информацию о руководителе практики и учителе. Дневник должен иметь следующие разделы:

  • Период, на протяжении которого проводилась учебная практика.
  • Четко сформулированные задачи и цели.
  • Информация о классе (количество учащихся, их возраст, степень подготовки).
  • Результаты контрольных заданий.
  • Темы уроков на основании годового календарно-тематического плана.
  • План и анализ каждого отдельного урока.
  • Отзыв преподавателя относительно работы студента.

В обязанности учителя входит не только преподавание предмета, но и выполнение воспитательной работы. Поэтому дневник также используется для внесения записей внеклассных уроков, проводимых в ходе практической деятельности.

4. Отчет по завершенным задачам

Эта часть учебной практики решает следующие вопросы:

  • Указываются новые знаний, которые студент получил в процессе прохождения практики. Также необходимо указать насколько успешно удалось применить теоретические знания в области методов преподавания.
  • Студентам предстоит поведать о формировании отношений с учащимися доверенного ему класса. В случае возникновения конфликтных ситуаций или каких-либо трудностей, это нужно указать в отчете, после чего рассказать о способах устранения возникших проблем. Рекомендуется отметить роль учителя и то, как он повлиял на разрешение конфликтной ситуации.
  • Исследование можно дополнить собственными пожеланиями относительно организации практической деятельности.

5. Анализ посещенных уроков

На начальных этапах своей педагогической практике студент не будет лично проводить занятия. Ему нужно будет приходить на уроки, и наблюдать за тем, как школьный учитель выполняет свою работу. При этом следует делать соответствующие пометки, знакомиться с учениками, а после уроков задавать вопросы. После сбора информации необходимо сделать анализ уроков. Это весьма важная часть отчета.

Характеристика всего учебного класса и каждого ребенка по отдельности

Оформление характеристики подразумевает наличие сведений о количестве учащихся. Рекомендуется указывать их количество в соответствии с половой принадлежностью. Также не лишним будет проанализировать их здоровье. После этого проводится оценка успеваемости, делаются выводы о взаимоотношениях между педагогами и детьми, определяется, насколько учащиеся дисциплинированы в период проведения уроков и внеклассных мероприятий. Можно указать на особенности сложившегося коллектива (насколько часто возникают конфликтные ситуации, есть ли лидер и как к нему относятся остальные дети). Отдельным пунктом стоит выделить увлечения учащихся, и насколько они активны во время мероприятий.

Характеристика на ребенка составляет на основании его поведения в коллективе, степени дружелюбности, наличии достижений в учебе, а также стремлении начинать конфликт или становиться его участником.

6. Собственная характеристика (характеристика студента - практиканта)

Эту часть отчета по педагогической практике должен составлять педагог, под руководством которого студент выполнял свои обязанности. Здесь указывается, насколько хорошо практикант владеет преподавательскими методиками, и как он применяет знания в области педагогики и психологии для решения воспитательных и образовательных вопросов. Следующий этап – оценка работы студента при подготовке и проведении уроков, определение его отношения к преподаванию. Обязательным атрибутом характеристики на студента является печать директора учебного заведения. Данный документ является приложением к отчету.

7. Рекомендации по написанию отчета о прохождении педагогической практики

Отчет по педагогической практике составляется в несколько этапов и требует подготовку ряда специальных документов. Отчет должен быть лаконичным и понятным, без жаргонных и просторечных выражений. Не стоит откладывать написание отчета на последний день. Готовить всеэти отчеты лучше ежедневно вконце каждого рабочего дня, иначе вам придется потом много вспоминать и фантазировать что в них написать.

Специальность «030100 - Информатика» Института образования и социальных наук Северо-Кавказского Федерального Университета

Андреева Светлана Николаевна.

Отчёт о педагогической практике студентки 6 курса в 7-х классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края (с 27.09.2013 г. по 19.01.2014 г.)

В период с 27.09.2013 г. по 17.01.2013 г. я, Андреева Светлана Николаевна (фото 1) проходила педагогическую практику на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края в 7-х классах. Коллектив данного общеобразовательного учреждения, оказался очень добрым, отзывчивым, искренним, творческим и позитивным (фото 2).

В процессе педагогической практики, согласно плана посетив уроки, я смогла ознакомиться с педагогическим опытом учителей школы, который помог мне вырабатывать творческий, исследовательский подход к моей будущей профессиональной деятельности.

Не без помощи методиста, благодаря учебной практике я научилась планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и тематическим планом, овладела навыками методической обработки материала и его письменного изложения (в форме тематического, поурочного планирования, конспекта урока).

В ходе педагогической практики, я научилась ставить конкретные цели каждого урока, и формулировать учебные задачи, обоснованно конструировать и реализовывать выбранные объём, логическую структуру, выбирать различные типы уроков, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, различая их частные и общие цели, организовывать деятельность учащихся на уроке, управлять ею и оценивать ее результаты.

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики (фото 3) присутствуют одиннадцать компьютеров, девять из которых находятся в рабочем состоянии, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

  • закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;
  • получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;
  • развитие собственных педагогических способностей;
  • овладение современными технологиями обучения и воспитания;
  • научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников в 7-х классах (фото 4). Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя - это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя в 7 “a” классе (фото 5). Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

Во время прохождения практики меня очень сильно интересовала жизнь школы в целом. Мне пришлось немного отклониться от плана практики. Это мне позволило увидеть много интересного. Я с интересом побывала на занятиях кружка “Казачий двор”, который посещают дети 7 “a” класса, здесь был показан “Обряд сватовства” (фото 6). Меня очень заинтересовал элективный курс в 3 классе “Образовательная робототехника”, где ребята с интересом слушают о создании робототехники, о видах роботов, воспроизведение звуков и управление звуком, о движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания и многое другое.С наибольшим интересом ребята во время элективного курса увлекаются программированием и функционированием робота. Меня так увлекло занятие робототехникой, что я просто не смогла удержаться и сама решила, вмести с ребятами собрать очередную модель робота (фото 7, 8, 9, 10).

Мною были проведены:

  • 24 урока информатики в 7-х классах: из них 2 зачетных;
  • Викторина “Лучший информатик”.
  • Игра “КВН по информатике”
  • Новогоднее представление “Восточная страна
  • Родительское собрание на тему: “Возрастные особенности подростков”.
  • Классный час на тему “Как избежать конфликта в семье”.

Мною были подготовлены:

1. Отчёт о педагогической практике;

2. 12 планов-конспектов проведенных уроков;

3. письменный педагогический анализ одного посещенного урока;

4. 2 сценария мероприятия по информатике;

5. сценарий классного часа;

6. дневник педагогической практики;

7. индивидуальный план с отметкой методиста о его выполнении;

8. психолого-педагогическая характеристика класса;

В процессе проведения этих мероприятий совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

07.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована викторина «Лучший информатик» (фото 11). Основные цели мероприятия - проверка знаний учащихся по математике и информатике, популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, развитие у учащихся командного духа, навыков общения и совместной деятельности, привитие интереса к информатике как элементу общечеловеческой культуры.

Передо мной стояли следующие задачи: создать условия для повышения познавательного интереса к предмету, формировать культуру общения «учитель» - «ученик», «ученик» - «ученик». Все цели и задачи были выполнены в ходе викторины, большую помощь в этом оказало применение ИКТ. Всё мероприятие проходило на высоком эмоциональном уровне, все учащиеся команд активно приняли участие в викторине. Засядько Ирину заинтересовал 1 тур викторины «Математическая разминка», Сахно Ивану и Беднову Вячеславу понравился 2 тур викторины конкурс капитанов «веселые вопросы», Исаджиевой Сабринее и Авторхановой Индире понравился 3 тур викторины «Занимательные задачи», особенно интересным для всех ребят, принимающих участие в викторине, оказался 4 тур викторины «Инфомарофон». В конце викторины каждый участник получил сладкий приз, так как победила дружба.

24.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована игра «КВН по информатике» (фото 12). Основные цели - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу информатики.

Задачи: развитие памяти, эрудиции, творческих способностей, логического мышления учащихся; воспитание у учащихся взаимовыручки, умение работать в команде, ответственности в достижении цели.

Для игры участникам команд были предложены карточки для разминки, задание для капитанов (Камышанов Андрей и Лукьянцов Константин), вопросы для конкурса «Кто кого» (Николайчук Андрей и Гнездилов Иван), рисунок для творческого конкурса (Исаджиева Сабрина и Логвинова Анастасия, вопросы для болельщиков.

В творческом конкурсе рисунков нарисованный с помощью графического редактора Pain был лучшим признан рисунок Исаджиевой Сабрины (фото 13).

Самой дружной командой оказался 7 класс, который стал победителем игры «КВН по информатике».

14.01.2014г.на одном из зачетных уроков (фото 14, 15, 16) в компьютерном классе был проведен урок познаний в 7-м классе «Документ как информационный объект». Основной целью данного урока познаний было познакомить учащихся с новыми терминами, сформировать навыки использования компьютерной техники, развивать творческие способности, внимание, память, логическое мышление, интерес к современным информационным технологиям, воспитывать творческое восприятие мира через технические средства обработки документальной информации. На уроке использовалась презентация по данной теме урока.

Учащиеся всего класса приняли активное участие в уроке познаний. На уроке учащиеся вспомнили прекрасную пору - это пору детства, когда появившийся на свет младенец такой маленький, беззащитный и беспомощный. Он не умеет ни говорить, ни ходить. Мы с ребятами на уроке выяснили, какой самый первый в жизни и очень важный документ, только что родившийся малыш получает? (СВИДЕТЕЛЬСТВО)

Затем мы с ребятами поняли, что существуют и другие немало важные документы, которые удостоверяют личность при достижении 14-летнего возраста (ПАСПОРТ), а также существуют другие документы, которые содержать необходимую информацию (СПРАВКА ОТ ДОКТОРА, ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ, ДИПЛОМ, АТТЕСТАТ и другие). Ребята благодаря этому уроку познаний запомнили, что документы принято оберегать от воды и от огня, от порчи и расхищения, так как они являются источниками информации, хранят исторические, технические, медицинские и другие данные. В документах содержатся текстовые, числовые и графические данные.

Учащиеся класса на уроке познаний познакомились с такими новыми терминами, как документ и электронный документ.

Для того, чтобы на уроке познаний ребята почувствовали себя настоящими программистами я им предложила поработать над интересными электронными заданиями за компьютером. Ведь многие из них понимают, что для того чтобы научиться работать за компьютером, необходимо владеть всеми его устройствами.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.