Конспект урока "международная защита прав человека в мирное время". Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека Международная защита прав человека конспект урока

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

н.п. Высокий, Мурманской области

Конспект урока по обществознанию
в 8 классе

«ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ»

подготовила:


Титова Лариса Валентиновна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13, н. п. Высокий Мурманская область

2013-2014 учебный год

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ.

Цель: познакомить учащихся с основами государственного механизма защиты прав и свобод в Российской Федерации. Задачи: - сообщение знаний о путях и формах обеспечения условий реализации правового статуса личности; - воспитание уверенности в справедливости норм права и морали; -воспитание достойного поведения; - формирование навыков бесконфликтного разрешения сложных жизненных ситуаций. Интерактивные стратегии.
    Разминка «Доброе утро». Работа в малых группах (РМГ). Игра «Аплодисменты».
Дидактический материал. 43. таблица «Защита прав». 44. плакат «Пирамида Джозера». 45. плакат «Защищают права и свободы». 46. номера для «Пирамида Джозера». 47. карточки для РМГ. Конституция РФ. (извлечение) Статья 45.
    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46.
    Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Начните урок с игры-разминки «Доброе утро» Инструкция. По желанию учеников по очереди, получив в руки «микрофон», каждый имеет возможность поприветствовать свих одноклассников и рассказать о том, что его радует в это утро, что ему хочется сделать, какое у него настроение. Рассказ начинается со слов: «Доброе утро…». Обратите внимание на детей, которые пришли в школу явно без настроения. Мозговой штурм: Кто и что может нарушить права и свободы человека? Правам и свободам человека угрожают как природные катаклизмы, так и деятельность самого человека. Жизнь человека и окружающий его природы в его руках, и надо научиться быть ответственным перед собой и окружающим его миром. Нарушая общественные законы и закона. Одним из самых чудовищных нарушений прав и свобод человека является война. Один человек и даже государство не в силах справиться с этой бедой. МИР Нет, слово мир останется едва ли, Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

В. Берестов.

Провозгласить права и свободы- это еще недостаточно. Нужно обеспечить права и свободы, защитить их.

Вопросы для обсуждения.

    Как можно его защитить?

    Какую опасность несет война?

    Что значит «миролюбивый человек»?

    Какие качества нужно воспитывать в себе каждому, чтобы жить в согласии с окружающими нас людьми и природой?

    Назовите международные организации для защиты прав и свобод.

Работа с таблицей «Защита прав».

Учитель методом мозгового штурма выясняет у учащихся тех, к кому чаще всего по закону нужно обращаться за защитой прав. При этом ведется запись в первую колонку на доске. Во вторую колонку записываются затем случаи, которые подтверждают правозащитные или правоохранительные функции данных лиц:

Куда обратиться?

Упражнение «Пирамида Джозера».


Расположите по степени значимости от основания до вершины пирамиды номера следующих субъектов защиты прав и свобод, используя плакат на доске. Защищают права и свободы:

    Правовое государство; Международный суд в Страсбурге; Крепкое здоровье, мускулы, напористость; Комиссия и Центр по правам человека при ООН; Правовая культура и правовая грамотность; Справедливый суд в стране; Счастье, любовь и понимание в семье; Экономическая стабильность; Волевые качества личности, активное участие в своей судьбе; Законопослушность граждан; Строгие порядки в тюрьмах; Адвокаты, прокурор; Покой, мир и общественное согласие; Режим законности; Хорошо обученная милиция.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.

ИНСТРУКЦИЯ.

Шаг 1. Раздайте участникам тренинга на каждую группу из 4-5 чел. Материалы для размышления. Пусть ребята в течение 5-6 мин. Подберут доказательства того места, которое они выбрали на этажах пирамиды Джозера для своего материала. Обращайте внимание на перечень субъектов защиты прав и свобод человека. В этом перечне они найдут соответствие своему материалу на карточке. Шаг 2. По очереди выступают представители каждой группы. Организуйте метод «Раунд Робин», т. е. выступления групп следуют друг за другом, пока не исчерпаны все аргументы. Не допускайте полемики между группами. Каждый имеет право на слово. Шаг 3. Вы можете менять в процессе обсуждения номера на плакате с пирамидой, не навязывайте участникам свое мнение. Не делайте выводов. Поблагодарите за умение демократично вести себя.

КАРТОЧКА № 1

КАТОРГА Колонна вновь прибывших каторжан еще долго втягивалась в распахнутые ворота острога, минуя арку, на которой было начертано: «Александровская каторжная тюрьма». Вдоль коридоров тюрьмы – обширные камеры с нарами, в несколько этажей: двери камер окованы железом. Возле печи – параша, ведра в три: На окнах камер – решетки. По диагонали камер протянуты веревки для сушки белья. На узенькой полке выстроились кружки, кошелки для еды и чайники. Стоял непереносимый на первых парах для вновь прибывших запах тюрьмы. Жалкие парни, отверженные и забитые, лезли под нары – в слякоть и грязь, в нечистоты обитателей камеры. А ведь они тоже были людьми! Их нежно растили матери, показывали врачам, причесывали их кудри гребешком, они бегали в школы, влюблялись, трепетали от первого поцелуя, а теперь… Теперь из под нар выглянет лицо бывшего человека, испуганно оглядит всех и снова скроется во мрак отбросов каторги… В. Пикуль, «Каторга» 1. какие чувства вы испытали, прочитав отрывок о нравах и порядках в тюрьмах царской России? 2. как вы считаете, может, стоило сохранить такие порядки и в сегодняшних местах заключения, чтобы страх перед тюрьмой останавливал человека, решившегося на преступление?

КАРТОЧКА № 2

АНАТОЛИЙ ХОЧЕТ РИСОВАТЬ

Анатолий Бауэр – инвалид детства. Его мама Лидия Дмитриевна говорит, что врожденный артрогриппоз последствия гриппа, перенесенного во время беременности. Плюс к этому осложнения при родах. Несколько сложных операций, проведенных еще в детстве, так и не вдохнули жизнь в мышцы рук и ног. Они по прежнему бездействуют. В квартире он ползает, а на прогулку на улицу Анатолия вывозят в инвалидной коляске. Но у парня хватило сил и мужества окончить среднюю школу на пять, он начал рисовать. Сбылась его мечта работы выставлены на всеобщее обозрение. Анатолий, сжав зубами кисть, продолжает рисовать.
    Как Анатолию удалось защитить свои права на свободу творчества, на индивидуальность, на достоинство, на образование?

КАРТОЧКА № 3

Р. убивал беззащитных старичков и детей с целью грабежа. Приговоренный к пожизненному заключению, он постоянно подает жалобы на нарушение его прав и свобод: то требует диетического питания, то требует фруктов, то ему хочется свиданий с родственниками. 1. Почему Р. Ограничен в своих правах и свободах? 2. Какой из перечисленных в списке на плакате факторов он игнорировал?

Используемая литература:

    Конституция РФ, 1993г.

    Конвенция о правах ребенка

    Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    Фалькович Т. А. , Шупина Т. И. «Изучаем Конституцию РФ», М. «Просвещение», 2009г.

    Северина О.А. , Сорокина Е. Н. «Детский правозащитный университет», «Глобус» 2011г.

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.

Цели урока :

ü на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;

ü охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;

ü закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, ».

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

· убийства членов этой группы;

· причинения тяжкого вреда их здоровью;

· мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;

· принудительной передачи детей;

· предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

· Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.

· Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.

· Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.

· Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.

· Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.

· Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.

· Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

· не допускались к участию в выборах

· не могли учиться вместе с белыми

· должны были занимать специально

· отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

Предписывал народам банту проживать в специальных резервациях

Лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав

Запретил межрасовые браки

Ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

· Европейский суд по правам человека

· Комитет по правам человека ООН

· Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

· Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)

· Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

· Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)

· Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.


Цели урока :

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
  • и определить механизм защиты прав человека;
  • закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

2. Объявление темы, постановка цели.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

« Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека ».

(слайд 1)

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

  • Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.
  • Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.
  • Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.
  • Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.
  • Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.
  • Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.
  • Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

  • не допускались к участию в выборах
  • не могли учиться вместе с белыми
  • должны были занимать специально
  • отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

  • предписывал народам банту проживать в специальных резервациях
  • лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав
  • запретил межрасовые браки
  • ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

  • Европейский суд по правам человека
  • Комитет по правам человека ООН
  • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
  • Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
  • Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)
  • Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.


(право, 11 класс,

профильный уровень)

Урок № 50-52

Международная защита прав человека

jus gentium “= право народов ( с латинского, римское право )

Д.З.: § 24, ?? (с.229), задания (с.229-230)

/задание №3 обязательно/

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • показать особенности регулирования международного гуманитарного права;
  • закрепить умения применять знания международного гуманитарного права при анализе конкретных ситуаций;
  • развивать умения аргументировать свой выбор ответа.
  • воспитывать грамотное осознание ответственности физических и юридических лиц за нарушения международного гуманитарного права.

Универсальные учебные действия

  • знать/понимать:
  • общие правила применения права;
  • органы и способы международно-правовой защиты прав человека.

Понятия, идеи

  • принципы МГП (международного гуманитарного права);
  • Гаагское право;
  • нарушение норм МГП;
  • права человека;
  • право войны;
  • комбатанты и некомбатанты;
  • декларация, конвенция, пакт, соглашение, договор

Изучение нового материала

  • Права человека как отрасль современного международного права.
  • Международные документы о правах человека.
  • Защита прав человека в условиях мирного времени.

Права человека как отрасль современного

международного права

(право войны, право вооружённых

конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное гуманитарное право

является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.


Статус физических лиц воюющих сторон

Комбатанты:

Некомбатанты:

  • интендантский персонал;
  • медицинский персонал;
  • военное и гражданское
  • личный состав

духовенство;

вооружённых сил;

  • разведчики;
  • военные инструкторы
  • силы гражданской обороны;
  • военные и аккредитованные

и советники;

журналисты;

  • партизаны;
  • ополченцы и отряды
  • военные юристы;
  • Персонал, охраняющий

самообороны;

культурные ценности

  • экипажи судов гражданского

флота и авиации

К основным субъектам относятся законные участники военного конфликта: государства, «комбатант» (воюющий), «некомбатант» («лицо, находящееся под защитой»), статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним.

Военнопленные – участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта


источники Международного гуманитарного права (МГП).

Основными источниками международного гуманитарного права , которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются: - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; - Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; - Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.; - Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.; - Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; - Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; - Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.; - Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны; - Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.; - Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней .


Отличие норм НГП лот норм Всеобщей декларации прав человека

Нормы международного гуманитарного права (НГП)

Нормы Всеобщей декларации прав человека

в военное время ;

- регулируют отношения с противником;

- применяются в периоды вооружённых конфликтов;

- не допускают отступлений от положений НГП ни при каких обстоятельствах;

- направлены на защиту прав человека в мирное время ;

- могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения;

-

- стоят на защите прав человека;


Из истории возникновения

международного гуманитарного права

  • Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться. Гаагские конференции 1899, 1907 гг.

Гюго Гроций


Из истории возникновения

международного гуманитарного права

Последователь теории Гуго Гроция, разработал и обосновал правовые нормы ведения военных действий.

В труде «Об общественном договоре» выразил мысль о том, что солдаты, сложившие оружие, перестают быть врагами и становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать.

Жан-Жак Руссо

(1712-1778)

французский писатель,

мыслитель, композитор


МГП не рассматривает законность вооружённых конфликтов, не занимается контролем над вооружёнными силами. Задача МГП – ограничение и запрет определённых типов вооружений и боеприпасов.


Что такое права человека?

Понятия права человека – одно из самых дискуссионных в юридической науке.

Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

1) Согласно естественно-правовой теории права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать. Права человека принадлежат ему от рождения, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. 2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам.


Классификация прав человека

  • по форме закрепления : основные и иные права. Основные – это такие права, которые гарантированы конституциями государств и международно-правовыми документами.
  • по содержанию : 1) личные (гражданские) : право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства. 2) политические : право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства. В отличие от личных, политические права направлены не на обеспечение независимости человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса.

Классификация прав человека


Классификация прав человека

по времени возникновения

  • Первое поколение - гражданские и политические права.
  • Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX века. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства).
  • Третье поколение называют правами народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа). Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во 2-й половине XX века.



Классификация прав человека

4) по способу существования и отражения : естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.

5) по кругу субъектов :

а ) индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам);

б ) коллективные (права, принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: индивиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).


Права человека в Конституции РФ

  • личные (гражданские) права (статьи 19-29, 45-54);
  • политические (статьи 30-33);
  • экономические (статьи 34-37, ч.1,2,4);
  • социальные (статьи 37, ч.3,5, 38-41);
  • культурные (статьи 43, 44).

Международные документы

  • Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) = 1) Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) + 2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) + 3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) + 4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) + 5) второй дополнительный Протокол , направленный на отмену смертной казни (1989).

Боливия); 2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни; 3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств; " width="640"

1) положения Всеобщей декларации человека давно уст арели, превратились в собрание банальных мёртвых истин. Нужны новые живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение как телевидение, право на пресную воду – Боливия); 2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни; 3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств;


Критика Всеобщей декларации прав человека

  • 4) институт прав человека призван увековечить существующую политическую и экономическую систему современного капиталистического общества; 5) идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; 6) идеология прав человека в ряде случаев приходит в противоречие с религиозными доводами: человек не имеет право вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога, политическое понимание прав личности противоречит пониманию свободы как ответственности перед Богом. 7) в период кризисов государственные интересы власти и общества стоят выше непосредственных прав отдельной личности.

Международные преступления и

правонарушения.

Виды международных преступлений.

  • действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;
  • военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);
  • преступления против человечности.

Международный уголовный трибунал (Гаага) был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.

Суд над Милошевичем. Югославский вопрос. Кто виновен?


Контрольные вопросы

  • Что понимается под международным гуманитарным правом?
  • Какие нормы ведения военных действий и отношения к противнику нашли отражение ещё в древности? Как вы считаете, данные нормы были нормами морали или нормами права?
  • Чьи труды заложили основу гуманитарного права и в чьих трудах оно нашло дальнейшее теоретическое развитие?
  • Какие события явились толчком становления международного гуманитарного права и кто стоял у истоков его становления?
  • Какие документы и решения были приняты на Женевской конференции 1864 г.?
  • Как отразились события Первой и Второй мировых войн на развитии норм международного гуманитарного права?
  • Какие документы являются источниками современного международного гуманитарного права?
  • Как международное гуманитарное право защищает права человека?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Право: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013
  • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ACT: Астрель, 2009.
  • Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. профессора И.А. Еремичева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 223 с. - (Серия «Высшее образование»).
  • http://cxemo. рф
  • Павлова А.В., учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл., http :// infourok.ru /

Источники иллюстраций для оформления шаблона:

  • http:// anticrisis.ucoz.ru /CB012045.JPG
  • http:// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg

Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»

Цель: рассмотреть основные черты международной защиты прав человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I . Сообщение темы и цели урока.

II . Изложение (с элементами беседы) программного материала.

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство? Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Из курса истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека определялись по-разному. Причём до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединённых Наций (ООН) возникла в 1945 г. в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённой фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН

Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случае они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами – членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несёт Генеральная Ассамблея ООН и под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами – членами Организации и Генеральным секретарём.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств – членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств – членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств – членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В её функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершённые исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создал и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребёнка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Европейская система защиты прав человека

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьёзные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в своё законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдёт объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведёт к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Проблема отмены смертной казни

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершённые лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как её отмена ведёт к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён». Государства – участники Протокола могли лишь предусмотреть в своём законодательстве смертную казнь за действия, «совершённые во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств – членов Совета Европы ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своём заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол №6 и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Однако до сих пор российский парламент его не ратифицировал, хотя при этом смертная казнь в нашей стране не применяется с августа 1996 г.

Протокол №6 оказал влияние на позицию ряда государств – членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государств-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идёт и в России.

Международные преступления и правонарушения

Индивид не только имеет права, закреплённые в межгосударственных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму – военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему – преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных составов, выражающихся в серьёзных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооружённых конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности. Как вы думаете почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Полномочия международного уголовного суда

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами. И суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства – долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создаётся в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

III . Практические выводы.

    Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципам и нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права других людей.

    Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека – права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя своё отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

    Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

    Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

IV . Документ.

Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства – участники настоящей Конвенции, …признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду…

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений,

сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей…

согласились о нижеследующем:

Статья 1

    Каждое государство – участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику…

Статья 2

Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения – путём преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства…

Вопросы и задания к документу

    Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

    Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

    Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

    Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

    Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

V . Вопросы для самопроверки.

    Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

    Перечислите международные соглашения, которые включают в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

    С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

    Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

    Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?

    Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

    Каковы причины организации Международного уголовного суда?

    Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

VI . Задания.

    В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

    Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

    Конвенция о правах ребёнка запрещает:

    1. применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

      призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

    Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

VII . Мысли мудрых.

«Хочешь мира – блюди справедливость»

Надпись на Дворце мира в Гааге

VII I . Краткие выводы к главе.

    Поиск ответов на вопросы о происхождении, сущности и назначении права важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. К числу основных современных подходов к праву можно отнести нормативный и естественно-правовой. Каждый из них имеет свои достоинства, каждый оказывает влияние на развитие действующего в стране позитивного права. Нормативный подход акцентирует главное, определяющее свойство права – его нормативность. Естественное же право питает действующее право идеями гуманизма, свободы, справедливость и тем самым позволяет добиваться определённого качества действующих законов – делает их правовыми.

    Гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения (по рождению или натурализации), является единым и равным. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав и свобод. В ответ оно ждёт от граждан соблюдения установленных законов и выполнения конституционных обязанностей – платить налоги и сборы, сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является также защита Отечества.

    Система современного российского права представлена рядом отраслей материального права – экологической, семейной, гражданской и трудовой.

Каждая из названных отраслей имеет свою специфику – определяет права и обязанности участников правоотношений, которые складываются в той или иной сфере общественной жизни. Вместе с тем все отрасли тесно взаимодействуют в силу неразрывной взаимосвязанности этих сфер. Человек постоянно, всю жизнь так или иначе вступает в личные и производные от них имущественные отношения, которые регулируются семейным правом. Многие ситуации в повседневной жизни людей связаны с имущественными или личными неимущественными отношениями, т. е. с гражданскими правоотношениями. Основная часть граждан связана также правоотношениями, основанными на нормах трудового права. И конечно, все люди так или иначе включены в экологические правоотношения, нуждаются в благоприятной окружающей среде, имеют право на неё, а также обязанность охранять и защищать её.

    Процессуальное право призвано регламентировать порядок реализации и судебной защиты материального права. На основе процессуального права суды осуществляют правосудие – рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел и др.

Основной предмет гражданского процесса (гражданского процессуального права) – гражданско-правовые споры и порядок их разрешения. Правила гражданского процесса изложены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах, которые рассматривают главным образом экономические споры. Он осуществляется на основе Арбитражного кодекса РФ. Уголовный процесс строится на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ и представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой производство по административным правонарушениям и строится на базе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существует также конституционное судопроизводство, т. е. судопроизводство в Конституционном Суде РФ. Оно осуществляется на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламента Конституционного Суда.

    Международная защита прав человека осуществляется в первую очередь средствами ООН.

Наряду с международной, существует и Европейская региональная система защиты прав человека. Она представлена прежде всего Советом Европы, а также учрежденными им Европейской комиссией по правам человека и Европейским Судом по правам человека. Решения этого Суда обязательны для всех государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Каждая страна, вступившая в Совет Европы, обязана не только исполнять решения Суда, но и корректировать своё законодательство в соответствии с его требованиями по правам человека. Вопросы прав человека занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Каждый гражданин не только имеет права, закреплённые в международных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение норм международного права.

IX . Вопросы для итогового повторения.

    Каковы особенности современного подхода к пониманию права?

    Охарактеризуйте основные права и обязанности гражданина РФ.

    В каких случаях возможна замена воинской службы на альтернативную гражданскую?

    Что представляет собой семья с юридической точки зрения?

    В чём состоит специфика экологических правоотношений?

    Почему право человека на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

    Каковы особенности гражданских правоотношений?

    В чём специфика трудовых правоотношений?

    Что представляет собой процессуальное право?

    Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процессов.

    Какова главная задача уголовного процесса?

    В чём основная задача административной юрисдикции?

    Каково назначение конституционного судопроизводства, в чём его отличие от других судебных систем?

    Что представляет собой современный механизм защиты прав человека?

X . Заключительная часть.

    Оценивание ответов учащихся.

    Домашнее задание: читать §28 «Международная защита прав человека» (сс. 318-328); ознакомиться с краткими выводами к главе (сс. 329-330); ответить письменно на вопросы итогового повторения (домашняя самостоятельная работа) на с. 331.


Урок

Урок по обществознанию на тему «Правовое регулирование отношений в сфере образования» ... видом защиты прав человека служит судебная система страны. Права человека применительно к детям – это права ребёнка. Основным международным ...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему ... время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного... , борьба с международным терроризмом. Глобальные... основы жизнедеятельности человека . Человек здесь рассматривается... так и защиту исключительности российского...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Экологическое право » Цель: познакомиться с содержанием и особенностями экологического права . Предмет: обществознание . Класс: ... защиты прав в России, её граждане имеют право обращаться в Европейских суд по

  • Тема: « Международная защита прав человека».

    Тема соответствует формулировке по учебной программе и тематическому планированию (2 часа).

    Учебник. Право 10-11 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И. Матвеева М., «Просвещение», 2013.

    Цели урока:

    Образовательная: закрепить знания о правовом статусе личности в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение

    Воспитательная: сформировать гражданскую позицию, уважительное отношение обучающихся к правам и свободам человека, международным документам. Развить самостоятельность мышления,
    помочь составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

    Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод, развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира.

    Задачи урока:

      Добиться усвоения учащимися основных понятий, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека

      Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

      Эпиграфы к уроку :

      Право существует для пользы человечества. Латинское изречение.

      Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель.

      Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека .

      Право - это все то, что истинно и справедливо. Гюго.

      Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получат своеобразную окраску и свой собственный оттенок. Кистяковский Б.А.

    Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала с первичным закреплением.

    Технология: критического мышления.

    Форма урока: урок- практикум.

    Методы: частично- поисковый, исследовательский.

    Приемы: индивидуальные, групповые
    Оборудование урока: ПК, с выходом в Интернет, текст Всеобщей Декларации прав человека, раздаточный материал.

    Этапы урока:

      Организационный.

    Определение целей и задач урока,

    Определение методов организации работы учащихся на последующих этапах урока.

      Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

      Изучение нового материала.

      Закрепление нового материала.

      Домашнее задание.

    Проблема прав человека всегда волновала людей. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости. В наше время люди все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля - нашего общего дома. Возникли правовые документы, адресованные всему человечеству, объединенные в две группы: Международная хартия прав человека и Международное гуманитарное право. На уроке я предлагаю остановиться подробно на одном правовом документе: Всеобщей декларации прав человека.

    Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока.

    Обучающиеся.

    Сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение.

    Какие задачи мы должны решить?

    Обучающиеся.

    Познакомиться с Всеобщей декларацией прав человека.

    Определить значимость этого документа для граждан нашей страны и для нас лично.

    Обращаю ваше внимание на эпиграфы сегодняшнего урока, в течении урока они будут на слайде. На этапе урока- рефлексия я попрошу вас высказать свое отношение к одному из высказываний, с опорой на изученный сегодня материал.

    Что может быть нашими помощниками при изучении нового материала?

    Обучающиеся.

    Текст Всеобщей декларации прав человека,

    Наши знания о правовых документах в нашей стране,

    Интернет – ресурсы,

    Знание понятийного аппарата по теме.

    Обратимся к последнему помощнику. У вас на столах задание №1, которое содержит два тестовых задания, на выполнение которых вам дано 2 минуты.

    1. Соотнесите понятия и их определения.

    1) Обязанность

    а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность

    2) Свобода человека

    б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения

    3) Право человека

    в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

    (ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)

    2. Соотнесите даты и события.

    а) Всеобщая декларация прав человека

    б) Конституция России

    в) Декларация прав ребенка.

    (ОТВЕТ: 1 – в, 2 – б, 3 – а.)

    Обучающийся, первым верно выполнивший задание получает оценку отлично.

    Мы начинаем знакомство с документом, который заложил фундамент нового, демократического строя, возродил гордое понятие гражданин, открыл историю современных прав и свобод человека. Начнем с истории создания Всеобщей декларации прав человека.

    Обучающийся (заранее получил опережающее задание).

    По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство преследуются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им нужны послушные сателлиты на мировой арене.

    Страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...».

    ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

    Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов, например, разделов конституций о правах граждан.

    В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.

    Продолжаем работу. У вас на столах находится задание № 2, которое носит групповой характер, поэтому указаны фамилии учеников, входящих в вашу группу. На выполнение задания вам дано 15 минут.

    Информация о группах и заданиях.

    № группы

    Количество учащихся

    примечание

    Подготовьте презентацию по теме: «Словарь урока».

    Понятия:декларация, хартия, пакт, конвенция, презумпция невиновности, естественное право, позитивное право.

    Используйте печатные источники и интернет-ресурсы.

    От группы с презентацией выступает один человек.

    Проведите экспресс-опрос в 10-11 классах по теме: «Международные правовые документы, их роль в России»

    Опрос содержит 3 вопроса, заранее подготовленных группой.

    От группы с анализом опроса выступает один человек.

    Самостоятельная работа учащихся по изучению1-5 статей содержания Всеобщей декларации прав человека.

    Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ.

    От группы выступают два человека.

    Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека.

    Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.

    Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

    Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека.

    Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

    Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 21-26 Всеобщей декларации прав человека.

    Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

    Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 27-30 Всеобщей декларации прав человека

    Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

    Написать 2 синквейна на тему «Права человека».

    Первый синквейн представить в начале знакомства с результатами работы групп, второй в конце. При работе со вторым используйте текст Всеобщей декларации прав человека.

    Знакомимся с результатами работы по группам.

    Слово группе №9. Обучающиеся знакомят класс с синквейном №1.