Когда уже США станет банкротом? Хорошо ли жить без правительства

Америка – банкрот. США в полном пролёте. Американский доллар стал пустой бумажкой.

Примерно такие сравнения первыми приходят на ум при прочтении свежего документа от Министерства финансов США. Но, как ни странно , на фоне других, куда менее значимых новостей, это сообщение казначейства осталось незамеченным широкой публикой. Что, возможно, лишний раз показывает её близорукость в экономических вопросах.

А суть вот в чём.

Американский Минфин опубликовал свой ежегодный Финансовый отчёт . Этот документ, в отличие от строгих бюджетных посланий, представляет годовые итоги деятельности USA Corp . То есть, финансовые результаты правительства, преломленные сквозь призму корпоративного подхода к составлению отчётности.

И обрисованная в документе финансовая ситуация выглядит полностью удручающей . Соединённые Штаты хронически не сводят концы с концами. Их операционные расходы существенно превышают текущие доходы .

В истекшем финансовом году разница составляет 1,2 трлн долл. Это больше, чем, например, вся экономика Австралии. И за год отрицательный финансовый результат возрос более, чем на 100 млрд долл. Или примерно на 10% .

При этом 2017 год в экономическом плане был чрезвычайно удачным для Америки. Не было войны. Не случилось рецессии. Не произошло вангуемого многими эпического финансового #кризис ­а. Штаты пользовались всеми благами экономического роста в 2017 году. Безработица находилась на самом низком уровне с февраля 2001 года, доверие потребителей и бизнеса – на исторических максимумах, а #инфляция оставалась низкой и контролируемой.

И, тем не менее…

Конечно, основной прирост финансовой ямы был связан с увеличением процентных расходов на обслуживание государственного долга США. А это, в свою очередь, произошло вследствие плавного свёртывания стимулирующей политики Федерального резерва. Учётная ставка начала осторожно расти, вслед за ней потянулись и ставки по государственным заимствованиям. А доходы в виде налогов и сборов не поспевали за этим процессом, поскольку инфляция, как уже было сказано, оставалась низкой.

Ещё один момент в отчётности – активы и обязательства государства, а также его эффективная чистая стоимость .

Это похоже на то, как любой человек может рассчитать свою «чистую стоимость»: в плюс идёт цена недвижимости в собственности, текущая стоимость движимого имущества, например, автомобиля и положительный баланс банковского счета, а в минус – обязательства, такие как задолженность по ипотечным кредитам и кредитным картам. Конечным результатом является чистый собственный #капитал .

Так вот, с этой точки зрения Америка находится в глубоком провале . Федеральное правительство безнадежно отрицательно: минус 20,4 трлн долл. То есть, у американского правительства гораздо больше обязательств, чем имеется активов.

И это хуже, чем результат предыдущего года в размере 19,3 трлн долл. То есть, чистая стоимость правительства США уменьшилась примерно на 6% в годовом исчислении. В основном потому, что вырос государственный долг.

Иными словами, если бы правительство Соединённых Штатов было #бизнес ­ом, оно давно обанкротилось бы .

Но Америка при этом процветает, как ни странно . А #Россия , у которой мизерный государственный долг и крохотный в сравнении со Штатами #бюджет ­ный дефицит, всё ещё балансирует на грани рецессии, по сути, борясь за выживание .

Так чья бюджетная, экономическая и прочая политика обанкротилась на самом деле?

PS Разумеется, оценивать #государство теми же мерками, что и корпоративное предприятие, не вполне корректно. Правительство не ставит задачу получения прибыли, а бюджет использует как инструмент стимулирования экономической активности в стране. Что положительно сказывается на благополучии компаний и граждан. Тем не менее, итогового вопроса это не отменяет.

Чья политика вернее ведёт страну в тупик ?

Олигарх, которому я указал в 1996 году на проблемы с его банком, ответил: «Это финансово-промышленная группа. Припрет - обанкрочу банк и останусь с бизнесом». В 1998 году все так и произошло.

Сегодня можно услышать аналогичные прогнозы в отношении ФПГ куда большего масштаба - США. Мол, Америку ждет свой 1998 год с неминуемым банкротством ее «банка» и крахом доллара. Стоит этому верить? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить баланс и отчет о доходах рассматриваемого конгломерата.

ФПГ «Америка» состоит из государственной машины, населения и компаний-корпораций. На 1 января 2009 года (пик падения стоимости активов) жители США владели 85% акций американских компаний общей стоимостью около $20 трлн. Совокупное их имущество оценивалось в $64 трлн, совокупные обязательства - в $14 трлн (из них $10,5 трлн - ипотека), или всего лишь 22% активов. В 1988 году этот показатель составлял 18%, в 2004-м - 20%. Разница невелика.

Годовой доход американцев превышает $9 трлн, или 65% от общей суммы долга, при средней стоимости обслуживания 5,5% годовых. Платежеспособность населения очевидна, и, даже если множество кредитов не будет гаситься, депозитная масса и залоговое имущество покроют убытки и банковская система выдержит.

Внешний долг США составляет $13,4 трлн, в том числе гособлигации - на $3,4 трлн, ценные бумаги - на $5,8 трлн, кредиты - на $4 трлн с лишним. Доля государства - всего $3,5 трлн, корпорации должны $10 трлн. Долг корпораций составляет 42% от их капитализации (примерно $23,5 трлн). Уровень высокий, но терпимый. Для сравнения: капитализация российского рынка акций - $483 млрд, а корпоративный внешний долг - $490 млрд, то есть 102%. Даже в кризисном 2009 году совокупная прибыль американских корпораций составила около $1,3 трлн. Это 13% долга при средней дюрации более 5 лет. Похоже, американские корпорации далеки от краха и даже могут наращивать долг.

Совокупный госдолг США составляет около $12,5 трлн, а дефицит бюджета США практически равен ВВП России! Такой дефицит бюджета образован за счет финансирования социальных программ и программ по выкупу активов. Последнее скорее хорошо: американская казна покупала бумаги в кризис, то есть дешево, и будет их продавать при росте цены. Это инвестиция, а не безвозвратные расходы. Тяжелым грузом лежат только социальные обязательства - особенно в свете старения поколения беби-бумеров. Прогнозы при сохранении динамики неутешительны - удвоение госдолга, суммарный накопленный дефицит $9 трлн к 2020 году. Так что в ФПГ США «банк» (государственная финансовая система) действительно самое слабое место.

Но так ли страшны эти цифры? Удвоение госдолга за 10 лет нивелируется инфляцией в 7%. Если меры Обамы сработают и инфляция начнет расти, США будут чувствовать себя комфортно. Даже при инфляции в 3% соотношение госдолг/ВВП составит через 10 лет 121%. Не так много: в Японии сегодня этот показатель 183%! Кроме того, США не раз демонстрировали, как можно безболезненно переходить от большого дефицита бюджета к профициту - и каждый раз без дефолта.

Важно также, что внешний госдолг США невелик: $3,5 трлн, и около 45% его держат две страны, Китай и Япония. Китай фактически кредитует США товарами и в обозримом будущем не сможет сменить стратегию развития. Значит, у США по крайней мере один крупный и очень верный клиент. Оставшиеся $1,8 трлн инвесторам особенно некуда переложить: золота мало, владение им затратно. Евро тоже не вариант: в некоторых странах еврозоны огромные проблемы. В других странах либо вкладывать не во что, либо власть такая, что лучше держаться подальше.

Теоретически векселя банка «США» под названием «доллары» должны дешеветь. На практике оснований для долгосрочного снижения стоимости доллара к мировым валютам нет. США озабочены не размером своего долга, а расходами на его обслуживание. Кроме того, стоимость доллара определяется спросом и предложением. Денежная масса М2 в Америке сокращается («разбрасывание долларов с вертолета» лишь частично покрывает снижение объемов неэмиссионных расчетных средств), а ситуация в других странах провоцирует спрос на доллар как надежный актив. Когда аппетит к риску вырастет, экономика США будет открыта для новых инвестиций, ставки поднимутся (в США раньше, чем в других странах) и доллар сохранит привлекательность.

Что получается? Банк «США» убыточен и очень много должен. Но должен в основном «предприятиям группы» и «сотрудникам», которые чувствуют себя неплохо. Внешние вкладчики не имеют разумных альтернатив. Ни крах, ни банкротство США не грозят.

Эпопея с обсуждением бюджета и госдолга длилась несколько месяцев. Это порождало в России обычную радость («В США проблемы!») и массу наивных вопросов. Тревога «простых граждан» и злорадство осведомленных растет. И то, и другое кажется мне неуместным. Ниже несколько вопросов о происходящем в США, которые мне пришлось слышать в последние дни, и краткие ответы на них.

1. Грозил ли США дефолт в ближайшее время?

До начала «зомби-апокалипсиса» оставался один день? И да, и нет. Объективно - нет: в мире есть гигантское количество денег, владельцы которых охотно отдадут их США в долг. Даже по низким ставкам. Несмотря на «угрозу дефолта», 10-летние американские облигации продолжают торговаться с доходностью всего 2,7%. Если инвесторы всерьез ожидают, что какой-либо эмитент облигаций не сможет по ним расплатиться, они требуют более высокой доходности.

Перед дефолтом 1998 года российские краткосрочные бумаги торговались с номинальной доходностью выше 120%. А доходность греческих 2-летних бумаг в сентябре 2011 года превышала 74%. С облигациями минфина США ничего подобного не происходит. Правда, выросла стоимость страховки от дефолта (CDS), но не сильно, и лишь 16 октября.

Бюджетный дефицит в США снизился с кризисных 10% ВВП (в 2009 году) до 4% и в ближайшие годы продолжит уменьшаться. Благодаря низким процентным ставкам в ближайшие 10 лет уровень госдолга должен снизиться с 73% до 68% ВВП, по оценке Бюджетного управления Конгресса (CBO). Это цифры, не вызывающие тревоги. Госдолг Греции в отношении к ВВП вдвое выше.

Реальные проблемы с госдолгом у США возможны не раньше 2020—2030-х годов.

В то же время скорый дефолт - не сказка. Администрация США не может брать в долг, сколько пожелает. На увеличение долга она должна испрашивать разрешение у законодателей. Чтобы обслуживать долг при сохранении дефицита бюджета, нужны новые займы. Республиканцы увязывают очередное разрешение повысить долговую планку с урегулированием вопроса, как понижать бюджетный дефицит. А противоречия по этому вопросу преодолеть очень трудно.

Без повышения лимита госдолга у США будет меньше возможностей на выплату уже взятых долгов. Это приведет к неминуемому дефолту, но не прямо сегодня (17 октября). У минфина есть возможность временно перераспределять средства между разными статьями расходов. За счет умеренного сокращения внутренних расходов Штаты могут продержаться без новых заимствований месяца 3-4.

Совсем без заимствований в течение 2014 финансового года расходы (при выполнении всех платежей по имеющемуся долгу) пришлось бы сократить на 20% (около 5% ВВП). Это вчетверо больше секвестра, так пугавшего многих аналитиков на рубеже 2012/13 годов. Если при этом не трогать критически важные расходы, остальные траты придется сократить на 48%.

Все это последствия добровольного отказа от увеличения долгового бремени. Россия, Греция, Аргентина, Таиланд и другие страны оказались в ситуации вынужденного дефолта. А у США он может быть только добровольным. Имея легкую и дешевую возможность рефинансировать долг, страны обычно его выплату не прекращают. Последний отказ крупной западной экономики платить по долгам случился в 1933 году, автор решения — Адольф Гитлер.

2. Грозит ли США дефолт в отдаленном будущем?

И да, и нет. Пока обслуживание долга стоит Штатам очень дешево. Дефицит уменьшается, экономика оживает. Рост экономики способен серьезно снизить долговую нагрузку на бюджет. Но если рост долгое время будет вялым, государство утащит экономику в новый долговой кризис. По базовому прогнозу CBO, в ближайшие 30 лет госдолг вырастет с 73% ВВП до 112%, а к 2072 году - вообще до 192% ВВП. Это очень большая цифра. При этом CBO исходит из того, что ежегодные доходы бюджета с нынешних 17% ВВП к концу столетия постепенно вырастут до 25%.

К счастью, этот сценарий не будет для Штатов неожиданным. Его уже много лет обсуждают политики и экономисты. Варианты решения банальны: повысить налоги (в долгосрочной перспективе - в 1,5 раза), уменьшить расходы или ускорить экономический рост. А в реальности - то, другое и третье вместе, в разных пропорциях. Вот почему в последние годы американцы открыли яростную борьбу .

Именно угроза неблагоприятного развития событий в 20-30-летнем будущем заставляет республиканцев и демократов так долго и яростно обсуждать сценарии бюджетной политики.

Нынешний «добровольный дефолт» - это попытка предотвратить будущий, весьма отдаленный. Поэтому споры концентрируются вокруг оплаты медпомощи: по прогнозам CBO, с нынешних 4,7% ВВП расходы на Medicare и Medicaid вырастут к 2050 году до 9,9% ВВП, а к 2088 - до 14,6% ВВП. С таким ростом расходов ни одна страна не справится.

3. Так будет дефолт ?

Прямо сейчас - нет. Дедлайн будет сдвинут на 3-4 месяца. Долговой предел будет повышен до уровня, отодвигающего следующую возможность дефолта на февраль 2014 года, а госрасходы будут урезаны до января. За это время можно будет договориться об очередном бюджете. Финансовый год в США начинается 1 октября, но страна вошла в него без утвержденного бюджета. На случай, если договориться не удастся, есть несколько экзотических вариантов временного разрешения долговой проблемы (раз и два).

Добровольный дефолт был бы безрассудством - он сильно ударит по банкам (для них облигации - аналог кэша), американской и мировой экономике. Рынок госдолга США очень велик - $16,7 трлн. Потрясения на нем сильно поднимут все процентные ставки, замедлят экономику, снизят до нуля доверие к финансовым инструментам. Упадет фондовый рынок, фирмы и частные лица начнут экономить. Уже сейчас проблемы с госдолгом вызывают рост кредитных ставок. Вероятность дефолта на 30-летнем горизонте значительно выше, но у политиков есть масса (непопулярных, впрочем) способов его предотвратить.

Впрочем, даже дефолт не будет катастрофой . Ведь он вызван не экономическими, а политическими причинами. Поругавшись вволю на Штаты и задрав поначалу процентные ставки, инвесторы будут вынуждены их снизить , признавая, что капризный эмитент генерирует достаточно денег, чтобы платить по долгам.

4. Американские политики так и будут спорить о потолке госдолга ежегодно, заставляя весь мир нервничать ?

Всего 2 года назад в США были аналогичные споры о повышении долгового лимита. Они закончились понижением долгового рейтинга. Стоит ли вгонять весь мир в панику так часто?

Политический механизм управления госдолгом в Штатах очень несовершенен. Пороги заимствования устанавливаются в номинальных цифрах (нынешняя - $16,7 трлн), а отказ парламента их повысить грозит дефолтом. Было бы намного правильнее устанавливать пороги в процентах ВВП. А несогласие повысить лимит госдолга должно приводить не к дефолту, а к автоматическому повышению налогов или сокращению расходов. Но объяснить политикам, заискивающим перед избирателями, что лучше перейти к такому механизму управления долгом, будет непросто.

5. Пора ли сбрасывать доллары?

Нет, не сейчас. Конечно, американские политики делают все, чтобы подорвать доверие к доллару. Но решить эту задачу не под силу даже им . Вся нынешняя дискуссия - не про дефолт и не про доллар, а про то, находится ли в здравом уме американское правительство. Безумной политикой можно вызвать у всего мира . Но это дело долгое - в отсутствие альтернатив еще как минимум пару десятилетий доллар будет оставаться мировой резервной валютой.

6. Это кризис демократии?

Да, в авторитарных режимах политики не спорят месяцами об экономической политике. Дурацкие принимаются без обсуждения. Споры о важных проблемах - преимущество, а не недостаток демократии. Но американским политикам крайне трудно договариваться друг с другом из-за политической поляризации .

Чтобы были приняты решения, подобные предложенным в предыдущем пункте, должна появиться влиятельная «третья сила» (или рационально мыслящие депутаты в лагерях обеих партий), которые заставят политиканов прислушиваться к голосам экономистов, не устраивая игры в «русскую рулетку». Иначе вера в американские институты будет подорвана.

7. Хорошо ли жить без правительства?

В определенном смысле слова американский дефолт уже случился . С 1 октября государство не платит госслужащим - не выполняет своих обязательств. Многие госорганы работают вполсилы: во внеочередные отпуска отправлено около 800 тысяч из 4,1 млн федеральных служащих. Правда, большинство американцев этого не заметили .

Отсутствие чиновников сильнее всего чувствуют ветераны, инвалиды, люди с ограниченными способностями. Страдают лабораторные мыши , ровно как при российских неурядицах с госзакупками.

В экономике особенно сильно отсутствие чиновников сказывается на рынке жилья: соответствующий департамент отправил в отпуска 96% сотрудников. Из-за отсутствия чиновников трудно получить всевозможные разрешения и лицензии - но это лишь аргумент за то, что бюрократии нужно меньше. Американцы привыкают жить «без правительства», а студенты получили бесценный опыт на тему «как не надо управлять страной». Это отличный способ переосмыслить расходы - оценить, от какой части можно отказаться и восстановить бюджетный баланс.

Update. Утром 17 октября Барак Обама подписал одобренный накануне Конгрессом законопроект, родившийся в результате 11-часовых переговоров. Порог заимствований не повышен, но до 7 февраля американский минфин может выпускать облигации в пределах, в которых это необходимо для обслуживания долга. Если и к этому времени долговой порог не будет поднят, минфин в течение еще 4 недель сможет продолжить применение «чрезвычайных мер», чтобы избежать дефолта.

Госслужащие возвращаются из отпусков и приступают к работе. Финансирование правительства одобрено до 15 января (но на том уровне, на котором настаивали республиканцы). Если к этому времени бюджет-2014 не будет принят, чиновники снова выйдут в отпуска. В остальном демократы победили — республиканцам не удалось сократить расходы на программу медпомощи. Они жаждут реванша, так что осенне-зимние переговоры обещают быть очень тяжелыми. Республиканцы уже заявили, что в следующем раунде переговоров они будут категорически отказываться повышать налоги, а демократы — что не станут сокращать расходы.

#Америка – банкрот. #США в полном пролёте. Американский #доллар стал пустой бумажкой.

Примерно такие сравнения первыми приходят на ум при прочтении свежего документа от Министерства финансов США. Но, как ни странно, на фоне других, куда менее значимых новостей, это сообщение казначейства осталось незамеченным широкой публикой. Что, возможно, лишний раз показывает её близорукость в экономических вопросах.

А суть вот в чём.

Американский Минфин опубликовал свой ежегодный Финансовый отчёт. Этот документ, в отличие от строгих бюджетных посланий, представляет годовые итоги деятельности USA Corp. То есть, финансовые результаты правительства, преломленные сквозь призму корпоративного подхода к составлению отчётности.

И обрисованная в документе финансовая ситуация выглядит полностью удручающей. Соединённые Штаты хронически не сводят концы с концами. Их операционные расходы существенно превышают текущие доходы.

В истекшем финансовом году разница составляет 1,2 трлн долл. Это больше, чем, например, вся экономика Австралии. И за год отрицательный финансовый результат возрос более, чем на 100 млрд долл. Или примерно на 10%.

При этом 2017 год в экономическом плане был чрезвычайно удачным для Америки. Не было войны. Не случилось рецессии. Не произошло вангуемогомногими эпического финансового #кризис­а. Штаты пользовались всеми благами экономического роста в 2017 году. Безработица находилась на самом низком уровне с февраля 2001 года, доверие потребителей и бизнеса – на исторических максимумах, а #инфляция оставалась низкой и контролируемой.

И, тем не менее…

Конечно, основной прирост финансовой ямы был связан с увеличением процентных расходов на обслуживание государственного долга США. А это, в свою очередь, произошло вследствие плавного свёртывания стимулирующей политики Федерального резерва. Учётная ставка начала осторожно расти, вслед за ней потянулись и ставки по государственным заимствованиям. А доходы в виде налогов и сборов не поспевали за этим процессом, поскольку инфляция, как уже было сказано, оставалась низкой.

Ещё один момент в отчётности – активы и обязательства государства, а также его эффективная чистая стоимость.

Это похоже на то, как любой человек может рассчитать свою «чистую стоимость»: в плюс идёт цена недвижимости в собственности, текущая стоимость движимого имущества, например, автомобиля и положительный баланс банковского счета, а в минус – обязательства, такие как задолженность по ипотечным кредитам и кредитным картам. Конечным результатом является чистый собственный #капитал.

Так вот, с этой точки зрения Америка находится в глубоком провале. Федеральное правительство безнадежно отрицательно: минус 20,4 трлн долл. То есть, у американского правительства гораздо больше обязательств, чем имеется активов.

И это хуже, чем результат предыдущего года в размере 19,3 трлн долл. То есть, чистая стоимость правительства США уменьшилась примерно на 6% в годовом исчислении. В основном потому, что вырос государственный долг.

Иными словами, если бы правительство Соединённых Штатов было #бизнес­ом, оно давно обанкротилось бы.

Но Америка при этом процветает, как ни странно. А #Россия, у которой мизерныйгосударственный долг и крохотный в сравнении со Штатами #бюджет­ный дефицит, всё ещё балансирует на грани рецессии, по сути, борясь за выживание.

Так чья бюджетная, экономическая и прочая политика обанкротилась на самом деле?

PS Разумеется, оценивать #государство теми же мерками, что и корпоративное предприятие, не вполне корректно. Правительство не ставит задачу получения прибыли, а бюджет использует как инструмент стимулирования экономической активности в стране. Что положительно сказывается на благополучии компаний и граждан. Тем не менее, итогового вопроса это не отменяет.

Оригинал взят у judeomasson в Америка - банкрот?

У демагогов есть любимое занятие - подсчитывать американские долги. Однако делают они это не просто так, а с конкретной целью - доказать что американцы настолько погрязли в долгах, что выплатить их нет никакой возможности. Короче говоря по их мнению Америка - банкрот.

Говорят что дурной пример заразителен, поэтому я тоже решил подсчитать долги американцев, только с полностью противоположной целью, а именно - доказать что американцы в случае необходимости могут без труда рассчитаться с долгами и не очень обеднеют.


Для начала я на примере продемонстрирую как демагоги считают американские долги. Цифры я беру для простоты округленные и приблизительные:

  • Дефицит бюджета - 1.5 триллиона.
  • Дефицит торгового баланса - 0.5 триллиона.
  • Государственный долг - 15 триллионов.
  • Долги штатов - 3 триллиона.
  • Внешний долг - 15 триллионов.
  • Долги домохозяйств - 15 триллионов.
  • Долги компаний - 19 триллионов.

Потом демагоги складывают все это и получают сумму в размере 70 триллионов.

На самом деле при таком подсчете возникает проблема двойного счета. Например сумма дефицита бюджета уже учтена в государственном долге, так как главная цель, с которой государство одалживает деньги это финансирование дефицита госбюджета. Тоже самое относится к дефициту торгового баланса и внешнему долгу. Что такое дефицит торгового баланса? Это когда импорт превышает экспорт? Почему это происходит? Потому что американские компании берут в долг товары у иностранных компаний. А что такое внешний долг? Это сумма долгов, которые должны американские домохозяйства, компании и государство, иностранным компаниям и государствам. То есть дефицит торгового баланса уже учтен во внешнем долге. Во внешнем долге учтена также та часть государственного долга, которую государство должно кредиторам из других стран. Чтобы убедиться в этом, посмотрим . (На всякий случай напоминаю что "debt" по русски - "долг"). Раздел "General Government" это и есть государственный долг, который подсчитан дважды, как в государственном, так и во внешнем долге. Долги из остальных разделов тоже учтены в долгах домохозяйств и компаний, так как кредиты они берут не только у американских кредиторов, но и иностранных, однако об этом поговорим ниже, а сейчас я хочу подробнее остановиться на государственном долге, в котором оказывается тоже есть суммы, которые учтены дважды. Чтобы узнать величину государственного долга, зайдем на страницу специального сайта министерства финансов посвященного государственному долгу - treasurydirect.gov . Там вверху в таблице вы увидите 3 типа государственного долга:

  1. Debt Held by the Public
  2. Intragovernmental Holdings
  3. Total Public Debt

Объяснение что значат первые два, дается на того же сайта:

  1. Debt Held by the Public

    Долг принадлежащий частным лицам, корпорациям, государственным или местным органам власти, иностранным государствам и другим юридическим лицам не являющимися государственными органами Соединенных Штатов.
  2. Intragovernmental Holdings

    Ценные бумаги, держателями которых являются правительственные целевые фонды, фонды оборотных средств, специальные фонда, а также ценные бумаги Федерального банка финансирования.

И наконец Total Public Debt равен сумме двух предыдущих.Total Public Debt = Debt Held by the Public + Intragovernmental Holdings .

Другими словами, Intragovernmental Holdings это долг, который государство должно само себе, то есть, ни деньги, ни облигации за пределы государственных органов не уходят, а просто переходят с баланса одной государственной организации, на баланс другой. Поэтому настоящим государственным долгом является только Debt Held by the Public, который на сегодняшний день равен 10,916,070,898,102.68 долларов (завтра может быть другая сумма, так как информация меняется каждый день).

Таким образом, с учетом всех случаев двойного счета, общий долг сократился примерно на 15 триллионов и стал равный около 55 триллионов. Однако все это теория. Давайте посмотрим более точные суммы всех этих долгов.

На сайте ФРС есть статистика в виде таблицы, которая называется "Credit Market Debt Outstanding by Sector " (Кредитный рынок непогашенного долга по секторам). Там в каждой колонке расписано кто сколько должен по секторам экономики, а сама таблица имеет обозначение D.3.

Из этой таблицы видно что самыми большими должниками является вовсе не государство, а домохозяйства (Households), на которых приходится 13222.9 миллиардов долга. Правда львиная доля этих долгов составляют ипотечные кредиты (9840.5 миллиардов), которые как правило берутся на 10, 15, 30 лет. Поэтому раньше чем эти сроки от домохозяйств никто не может потребовать вернуть эти кредиты. Более того, вопреки распространенному мнению, большинство населения без проблем оплачивает все свои счета. Например на сайте Бюро трудовой статистики при министерстве труда США есть страница на которой находится таблица с данными доходов и расходов среднего американца за 2010 год . Из этой таблицы видно что при годовом доходе в 62,481 долларов, расходы связанные с жильем равны 16,557 долларов, то есть около 25% дохода.

Вы можете спросить - а как же почти ежедневные сообщения в СМИ о том что банки отбирают дома и квартиры за неуплату? Объясняю - в подавляющем большинстве случаев люди отказываются платить за свои дома и квартиры не потому что не могут, а потому что не хотят.

На первый взгляд это кажется странным, но это только на первый взгляд. Представьте себе ситуацию: Во время ипотечного бума квартиры были дорогие. Вы решили купить квартиру. Взяли кредит, купили, а потом наступил кризис и ваша квартира резко подешевела, но кредит то вы должны выплачивать исходя из той, высокой цены. А теперь представьте сколько вам придется переплатить в течение 15-30 лет. За эти деньги можно купить еще одну квартиру. Вот многие и решают отказаться от этой квартиры вообще чем переплачивать такие деньги.

Но это еще не все. Во время ипотечного бума многие покупали дома и квартиры не для того чтобы в них жить, а для того чтобы их потом перепродать подороже. Причем часто покупали по несколько квартир. У меня есть два знакомых американца - один купил 5 квартир, а другой 7. Например в этой статье , один деятель хвастается что за 6 месяцев купил 8 домов (в кредит естественно), да еще опытом делятся и советы дает как лучше на этом деньги сделать.

Все это стало возможным потому что кредиты на жилье можно было получить очень легко. О том почему так получилось, я напишу в следующей статье, а сейчас я хочу сказать что в подавляющем большинстве случаев именно такие спекулянты сравнительно легко расстаются со своими домами и квартирами. А душераздирающие истории про то как у людей отбирают дома и выбрасывают их на улицу, это, мягко говоря, преувеличение.

Казалось бы что в этой ситуации должны разоряться банки, как это было во время кризиса, однако сейчас у банков активы положительные, то есть assets превышает liabilities, в чем можно убедиться, посмотрев финансовый отчет для банков . Таблица L.112, "Bank Holding Companies", это банковские холдинги, то есть компании которые владеют одним или несколькими банками, а таблица L.113, "Banks in U.S.-Affiliated Areas", это отдельные банки.

Аналогичная ситуация, в том смысле что долги берутся на очень длинный промежуток времени, только по прошествии которого кредитор имеет право потребовать выплатить долг, имеет место быть и с другими типами долга, а не только с ипотечными кредитами.

Например облигации министерства финансов США (Treasury Securities) из которых состоит государственный долг, делятся на 6 основных типов:

  1. Treasury bills - краткосрочные государственные ценные бумаги со сроком погашения от нескольких дней до 52 недель.
  2. Treasury notes - государственные ценные бумаги, которые выпускаются со сроком погашения 2, 3, 5, 7 и 10 лет.
  3. Treasury Bonds - срок погашения через 30 лет.
  4. Treasury Inflation-Protected Securities (TIPS) - ценные бумаги, стоимость которых зависит от изменения индекса потребительских цен. TIPS выпускаются со сроком погашения в 5, 10 и 30 лет.
  5. I Savings Bonds - почти тоже самое что и TIPS, которые выпускаются со сроком погашения до 30 лет.
  6. EE/E Savings Bonds - тоже выпускаются со сроком погашения до 30 лет.

Таким образом, если кто-то покупает Treasury Bonds, он может предъявить его к оплате только через 30 лет. Например в структуре внешнего долга США, ссылку на которую я давал выше, на долгосрочные (Long-term) государственные облигации (Bonds and notes) приходится более 4 триллионов долларов.

Однако мы упростим задачу и представим абсолютно не реальную ситуацию при которой все кредиторы могут потребовать выплатить все долги одновременно и попробуем выяснить чем американцы в этом случае могут расплатиться, но прежде чем сделать это, я хочу дать определение некоторым терминам, которые используются в американской финансовой отчетности.

Определения эти я взял из известной онлайновой энциклопедии для инвесторов под названием "Investopedia ". В данный момент нас интересуют 4 термина:

  1. Assets (активы) - Ресурсы обладающие экономической ценностью, которыми лицо, корпорация или страна владеет или контролирует в расчете на то что они обеспечат в будущующем выгоду .
  2. Liability (обязательство) - Долги или обязательства компания, которые возникают в ходе хозяйственной деятельности. Обязательства урегулируются с течением времени путем передачи экономических выгод, в том числе деньгами, товарами или услугами .
  3. Net Worth (собственный капитал) - Сумма, на которую активы превышают обязательства. Другими словами Net Worth = Assets - Liability .
  4. Balance Sheet (балансовый отчет) - Финансовый отчет, который суммирует активы компании, обязательства и собственный капитал в определенный момент времени .

Хочу дополнительно пару слов сказать по поводу liabilities. Дело в том что liabilities это не только долги. Точнее liabilities включает в себя долги, а кроме долгов, как сказано в "Investopedia " - "доходы будущих периодов и начисленные расходы ". Почему я заострил на этом внимание? Да потому что я неоднократно читал что разные авторы называют сумму американского долга более 100 триллионов. На самом деле это сумма отражает именно liabilities, а не долг, однако об этом подробнее чуть позже, а сейчас давайте выясним могут ли американцы расплатиться по всем своим обязательствам прямо сейчас. Для этого изучим балансовые отчеты, по секторам экономики, определенных в таблице D.3, по порядку - слева направо. Начнем с домохозяйств.

Я не знаю почему, но ФРС при составлении балансовых отчетов объединили домохозяйства с некоммерческими организациями. Отчет так и называется - "Balance Sheet of Households and Nonprofit Organizations " (Баланс домашних хозяйств и некоммерческих организаций). В первой линии указана сумма assets, которая в 2011 году была равна 72229.0 миллиардов долларов. В линии 31 указана сумма liabilities, которая равна 13773.9 миллиардов долларов. И наконец линии 42 указана сумма net worth, которая равна 58455.1 миллиардов долларов.

О чем это говорит? А говорит это о том если все домохозяйства и некоммерческие организации расплатятся по всем своим обязательствам, у них активов останется на сумму почти 58.5 триллионов долларов.

Я хотел бы обратить внимание на вторую линию, которая называется "Nonfinancial assets". В этой линии указана сумма материальных активов, которая равна 23161.8 миллиардов долларов. В линиях с 3 по 7 идет расшифровка того что туда входит. Это недвижимость различное оборудование и т.д. Как видите, только материальных активов достаточно чтобы расплатиться со всеми обязательствами. Далее идет балансовый отчет корпоративного не финансового бизнеса (Balance Sheet of Nonfinancial Corporate Business). Из него видно что если все корпорации расплатятся по всем своим обязательствам, у них активов останется на сумму 16355.0 миллиардов долларов. При этом они владеют материальными активами на сумму 14772.8 миллиардов долларов.

Теперь подсчитаем сколько активов останется у домохозяйств, некоммерческих организаций и бизнесов. Для этого просуммируем полученные выше результаты и получим сумму равную 74810.1 миллиардов долларов.

Справедливости ради надо сказать что есть еще балансовый отчет для нефинансовых некорпоративных бизнесов , но их net worth уже учтен в балансовом отчете для домохозяйств и некоммерческих организаций (линия 29), поэтому заострять внимание на этом я не буду.

Далее идут долги государства, как федерального правительства, так и администраций штатов. К сожалению полноценных балансовых отчетов на сайте ФРС для них нет, есть только финансовые отчеты, в которых liabilities и финансовые активы учтены в полном объеме, а материальные активы не учтены вообще, но, как говориться, "на безрыбье и рак рыба", будем пользоваться тем что есть.

Оба отчета содержатся в одном документе . В верхней таблице, L.105, содержится информация о штатах, а в нижней, L.106, информация о федеральном правительстве.

Из этих таблиц видно, что государственные структуры, в отличие от домохозяйств и бизнесов, в долгах как в шелках. Так как эти отчеты не являются полноценными балансами, в них нет net worth. Однако мы представим что это полноценные балансы, в которых материальные активы равны нулю, и высчитаем net worth по вышеприведенной формуле - net worth = assets - liabilities, с одной поправкой. Так как liabilities в этом случае больше assets, мы эти слагаемые поменяем местами. Таким образом мы только узнаем сумму liabilities, которая останется у государства если за часть liabilities, государство расплатится своими assets. Для федерального правительства это будет равно 10926.5, а для штатов - 1190.2 миллиардов долларов. Итого, сумма liabilities для всех государственных структур равна 12116.7 миллиардов долларов.

Теперь мы можем подвести итог для секторов экономики, которые в таблице D.3 обозначены как Domestic nonfinancial sectors (Внутренние нефинансовые сектора).

С одной стороны у домохозяйств, некоммерческих организаций и бизнесов после того как они расплатятся по всем своим обязательствам, останется активов на сумму равную 74810.1 миллиардов долларов, а с другой, у государственных структур непогашенных обязательств останется на сумму 12116.7 миллиардов долларов. Как быть в этой ситуации?

Так как все расчеты производятся для абсолютно нереальной ситуации, когда все американцы вынуждены будут расплатиться по всем своим обязательствам одновременно, можно предположить что правительство обратится к гражданам и бизнесменам помочь расплатиться с долгами, тем более что это вполне реально. Дело в том что уже сейчас существует сайт , на котором любой желающий может пожертвовать свои деньги для оплаты государственного долга.

Американцы очень не любят платить налоги, но при этом охотно делают добровольные пожертвования. В результате если они из своих 74810.1 пожертвуют 12116.7, у них еще останется 62693.4 миллиардов долларов.

Еще осталось подсчитать баланс для секторов экономики, которые в таблице D.3 обозначены как Domestic financial sectors (Внутренние финансовые сектора). Для финансовых секторов тоже нет полноценного балансового отчета, а есть финансовый отчет , в котором опять учтены обязательства в полном объеме, но не учтены материальные активы. Из этого отчета мы видим что в отличие от предыдущих отчетов, в которых liabilities примерно равны долгу, в данном случае liabilities в разы превышают долг. Долг равен 13580.0, а liabilities 61656.1 миллиардов долларов. Например в liabilities входят резервы пенсионных фондов и страховых компаний (линии 43 и 44). Поэтому справедливо было бы подсчитать net worth не как разницу между активами и liabilities, а как разницу между активами и долгом. В этом случае net worth была бы равна 52022.9 миллиардов долларов, но если поступать строго по правилам, net worth равен 3946.8 миллиардов долларов. Теперь эту сумму прибавляем к предыдущему результату и получаем сумму 66640.2 миллиардов долларов.

Кстати если просуммировать все liabilities со всех отчетов, то сумма получится больше 100 триллионов. Именно эту сумму демагоги выдают за долг США, однако они не удосужились подсчитать суммарные активы, а потом и net worth. Они бы пришли к тому же результату что и я.

Я подсчитывал net worth для каждого сектора в отдельности, а можно сначала просуммировать assets и liabilities. Потом вычесть одно из другого, результат будет тот же самый. Это замечание делаю на всякий случай. А вдруг кто-то не учил арифметику в школе.

И наконец, в таблице D.3 осталась одна колонка, которая называется "Foreign" (зарубежный). На этот раз здесь указана сумма которую должны не американцы иностранцам, а наоборот. Это видно из таблицы L.107, которая называется "Rest of the World " (остальной мир). В этой таблице assets это активы, которыми владеют иностранцы в США. Эти активы равны 18044.2 миллиардов долларов и включают в себя в том числе и долги, которые относятся к внешнему долгу. Например линия 10 это "Treasury securities" (облигации минфина США), то есть часть государственного долга, которая приходится на иностранных инвесторов и которая уже учтена в таблице L.106, а линия 18, "Loans to U.S. corporate business" (кредиты корпоративному бизнесу), которые учтены в балансовом отчете для корпоративного бизнеса. Остальные линии тоже учтены в предыдущих отчетах. Правда то что для иностранцев является assets, для американцев - liabilities . Соответственно liabilities это обязательства иностранцев по отношению к своим партнерам в США. В эти обязательства и входит та сумма, которая в таблице D.3 находится колонке "Foreign" (линия 29). Поэтому эта сумма проблема иностранцев, которая на самом деле большой проблемой для них не является, так как их assets больше liabilities на 7596.4 миллиардов долларов.

Итак, что мы имеем в результате? А в результате мы получаем что после того как все американцы рассчитаются по всем своим обязательствам со всем миром, у них останется активов на сумму как минимум 66640.2 миллиардов долларов, что более чем в 4 раза превышает годовой ВВП США и более чем в 35 раз превышает годовой ВВП России. Говорите - Америка банкрот? Ну-ну.