Как получить гражданство рф по четырехстороннему соглашению. Прием в гражданство по соглашению Международные договоры рф о двойном гражданстве

В 1999 году между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской республикой было подписано соглашение, которое позволяет гражданам этих стран получать другое гражданство в упрощенном порядке. Миграционная служба зачастую просто-напросто называет данную возможность получения гражданства «четырехсторонним соглашением». Ниже мы поговорим о том, на каких основаниях можно получить гражданство РФ согласно данному соглашению, какие условия должны быть и что за перечень документов необходимо предоставить в Федеральную миграционную службу России.

Помимо этого, заявителю не нужно предоставлять в соответствующие органы документы, подтверждающие наличие законного источника средств для благополучного существования, владения русским языком. Помимо этого, человеку, пожелавшему получить российское гражданство, не нужно обращаться в миграционные органы своего государства с заявлением на отказ от гражданства.

Четырехстороннее соглашение о гражданстве рф

Настоящая статья рассматривает правила оформления, заполнения и подачи заявления на гражданство РФ, в предложенном материале содержится официальный бланк документа и образец его заполнения, прочитав статью и, скачав предложенные материалы, вам не составит труда самостоятельно заполнить заявление на получение гражданства РФ и подать его в уполномоченный государственный орган.

Лицом, постоянно проживающим в России, признается близкий родственник, имеющий российской гражданство и постоянную регистрацию по месту жительства в пределах территории РФ. Круг лиц, который признаются близкими родственникам определен в соглашении и не подлежит расширительному толкованию.

Как получить гражданство РФ по четырехстороннему соглашению

  • действительного национального паспорта;
  • российского ВНЖ;
  • нотариально заверенных копий свидетельств о рождении и браке (если заявитель пребывает/пребывал в нем);
  • документа, подтверждающего выезд из страны на постоянное местожительство в РФ;
  • 3 фотографии 3х4 см;
  • квитанции об уплате госпошлины;
  • документов, которые подтверждают право воспользоваться льготами, вытекающими из Соглашения. Это будет (в разных случаях) свидетельство о регистрации брака и свидетельство о рождении заявителя, свидетельство о рождении / национальный паспорт ребенка заявителя, родителей, сестры/брата, внуков.

Подтверждением родства является внутренний российский паспорт или иной документ аналогичного назначения, содержащий отметку о регистрации по месту жительства. Если родственниками выступают дедушка или бабушка, дополнительно понадобится свидетельство о рождении родителя заявителя. Свидетельство о рождении необходимо также, если родственниками являются брат или сестра. А если родственниками заявителя выступают внуки, то понадобятся свидетельства о рождении и внуков, и ребенка заявителя, ставшего их родителем.

Гражданство РФ по четырехстороннему Соглашению

заявитель ранее состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, а также проживал на территории России до 21 декабря 1991 года (территории республик Киргизии и Казахстана до 5 декабря 1936 года относились к территории РСФСР);

Пунктом 2 статьи 2 Соглашения предусмотрен срок, в течение которого рассматривается заявление о приеме в гражданство РФ в указанном порядке и принимается решение – в срок не более 3 месяцев с даты подачи всех надлежащим образом оформленных документов и фотографий.

Гражданство по соглашению

В данной статье сайта мы рассмотрим основания для приема в российское гражданство по соглашению, условия для этого, перечень документов, сроки принятия решения и информирования заявителя о принятом решении, особенности данной процедуры и другие вопросы, непосредственно связанные с данным порядком приобретения гражданства РФ.

Как уже отмечалось ранее, порядок оформления выезда на постоянное место жительства в Россию регламентируется национальным законодательством соответствующего иностранного государства и может иметь некоторые особенности, например, требование о постановке на консульский учет в загранучреждении этого государства на территории России.

Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства

Указанные нами ранее два составляющих элемента процедуры оформления переезда в Россию на постоянное жительство могут меняться местами, т. е., оформление статуса постоянно проживающего в России иностранного гражданина может предшествовать оформлению его выезда в Россию на постоянное жительство из страны гражданской принадлежности либо происходить параллельно.

Если основанием для приема в российское гражданство по Соглашению является наличие у заявителя близкого родственника, являющегося проживающим в нашей стране гражданином России (а не, например, факты рождения заявителя или его проживания в прошлом на территории России), то конкретный перечень необходимых документов будет зависеть от степени родства такого родственника.

Упрощенное получение гражданства РФ гражданам Казахстана по 4-стороннему Соглашению

Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией 26 февраля 1999 года подписано Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства, в соответствии с которым каждая Сторона предоставляет прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:
а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;
б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

Прежде, чем Вы обретете право на прием в гражданство РФ, необходимо предварительно получить разрешение на временное проживание в РФ, затем вид на жительство.
Порядок получения разрешения на временное проживание в РФ регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
При условии законного нахождения на территории РФ следует подать в отделение миграционной службы по месту пребывания заявление о выдаче разрешения на временное проживание, которое выдается с учетом установленной Правительством РФ квоты для каждого субъекта РФ.
В соответствии со статьей 8 указанного закона в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Онлайн Юрист

  • Кто может получить гражданство России по упрощённой системе в рамках четырёхстороннего соглашения
  • Условия упрощенного получения российского паспорта, регламентированные четырёхсторонним соглашением
  • Преимущества получения статуса в рамках четырёхстороннего соглашения
  • Какие документы нужно подавать на гражданство по четырёхстороннему соглашению
  • Через какое время после прибытия в Россию можно подавать на гражданство по четырёхстороннему соглашению

Как получить Гражданство РФ? Специалисты нашего юридического центра помогут вам! Узнать цену Кто может получить гражданство России по упрощённой системе в рамках четырёхстороннего соглашения Зимой 1999 года главы четырёх дружественных республик подписали специальный пакт, направленный на сохранение и упрочение братских культурно-исторических, политических и других связей.

Двойное гражданство между Россией и Казахстаном

В то же время законодательство США, Канады, Турции, Марокко, Финляндии, Швеции, Австралии, Польши, Венгрии и Франции предусматривает весьма лояльное отношение к множественному гражданству. А вот некоторые страны, такие как Россия и Украина, в этом вопросе занимают позицию «правового вакуума», они не поощряют двойное гражданство и игнорируют.

Другими словами, двойное и второе гражданство по нормам международного права – неодинаковые понятия. Двойное гражданство должно быть урегулировано на межгосударственном уровне в форме соглашения и определять права и обязанности граждан двух сторон. Например, Россия имеет такие международные договоры только с Таджикистаном и Туркменистаном. Обладателям паспортов разных стран в РФ не разрешается занимать посты в государственных службах.

Действует ли четырехстороннее соглашение о гражданстве в 2019 году

  • супруг(а) - свидетельство о браке, внутренний российский паспорт супруга(и);
  • отец (мать) - свидетельство о рождении заявителя, внутренний паспорт гражданина РФ его отца (матери);
  • сын (дочь) – их свидетельство о рождении, внутренний паспорт гражданина РФ;
  • брат (сестра) - свидетельство о рождении брата (сестры), внутренний паспорт гражданина РФ;
  • дед (бабушка) – свидетельство о рождении отца или матери заявителя, а также внутренний паспорт гражданина РФ деда (бабушки);
  • внук (внучка) – свидетельство о рождении внука (внучки), свидетельство о рождении одного из их родителей (сына или дочери заявителя), внутренний паспорт гражданина РФ.

В заключение статьи отметим, что если рассмотренный порядок приема в российское гражданство не может быть реализован по каким-либо причинам, то мы настоятельно рекомендуем рассмотреть вопрос о возможности приобретения гражданства по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом. Подробности читайте:

05 Июл 2018 212

Конституция гарантирует гражданам Российской Федерации право самостоятельно определять место, где они хотят жить и работать. Разумеется, это не означает отмену границ и правил регистрации по месту проживания. У россиян есть возможность быть гражданами не только России, но и иного государства. Это осуществимо при получении двойного или второго гражданства. Рассмотрим, с какими странами разрешено двойное гражданство в России, а с какими – второе (множественное).

Отличия второго гражданства от двойного

Согласно формулировке Федерального Закона (ФЗ) « », двойное гражданство – это наличие у россиянина статуса гражданина иностранного государства. Это обобщенная формулировка, так как человек вправе быть гражданином (или подданным, если государство монархическое) не только двух, но и более стран.

Двойное гражданство

Данный статус предусматривает особый правовой режим. Человек, имеющий этот статус, должен подчиняться требованиям страны проживания. Например, выплачивать налоги в государстве, где трудоустроен или постоянно проживает. Отслужить в армии он должен лишь в одной из стран. Оформить подобный правовой статус можно только в государствах, заключивших между собой соответствующий договор. С какими бывшими республиками у России двойное гражданство, рассмотрим в статье далее.

Второе гражданство

При наличии у лица второго (множественного) гражданства, оно должно выполнять правовые обязанности, вмененные всеми государствами, гражданином которых оно является. Например, платить налоги (быть налоговым резидентом) и служить в армии (если это является обязательным). ? В российском законодательстве (ст. 207 Налогового Кодекса) для приобретения статуса налогового резидента существует правило: лицо должно находиться на территории Российской Федерации в течение календарного года суммарно не менее 183 дней.

Получить второй паспорт можно практически в любой точке мира, независимо от наличия определенных договоренностей между государствами. Поэтому, с какими странами можно получить второе гражданство в России, зависит лишь от желания конкретного лица и особенностей предоставления гражданского статуса этими государствами.

Стоит обратить внимание: если человек имеет второй паспорт, то каждая из стран, гражданином которой он является, рассматривает его только как своего резидента, то есть наделяет его правами и обязанностями, прописанными законодательными актами своего государства.

Закон о двойном гражданстве: Видео

Правовые ограничения для обладателей второго паспорта

Законодательство Российской Федерации накладывает некоторые правовые ограничения на сограждан, имеющих второй паспорт:

  • запрет на избрание в представительные органы государственной власти любого уровня;
  • запрет на службу в госучреждениях;
  • запрет на службу в правоохранительных органах.

Возврат перечисленных прав возможен только после официального отказа от второго паспорта.

Законодательное регламентирование получения альтернативного гражданства

В ст. 62 Конституции Российской Федерации сказано о наличии возможности у россиян быть гражданами иных государств. Это может быть осуществлено двумя способами:

  • оформлением двойного гражданского статуса;
  • получением второго (множественного) гражданства.


Для оформления двойного гражданства есть условие: со страной, гражданином которой стремится стать россиянин, должен быть заключен специальный договор по регулированию вопросов подобного правового положения. С какими странами РФ заключила международный договор о двойном гражданстве? В настоящее время такой договор существует только с Таджикистаном (с 1995 г.).

До 18.05.2015 г. такая договоренность существовала и с Туркменистаном, но она не была продлена по инициативе властей Туркмении. Следовательно, сегодня двойное гражданство для россиян законно лишь при получении паспорта Таджикистана. Кроме того, актуальным оно остается с Туркменистаном для лиц, получивших данный статус до 18.05.2015 г.

В прочих странах можно оформить только множественное гражданство, не отказываясь от российского паспорта, если это допускает конкретное иностранное государство (ст. 62 Конституции РФ). При этом власти России не рассматривают лиц со вторым паспортом как граждан другой страны, а только как своих (ФЗ №62 от 31.05.2002 г.). Это означает, что в подобном случае отношения граждан и РФ регулируются только российским законодательством.

Заключенное в 1999 году (вступившее в силу в ноябре 2000 г.) четырехстороннее соглашение о гражданстве между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией не является законодательным актом, утверждающим разрешение на двойное гражданство в странах-участницах соглашения. Упомянутый документ регламентирует упрощенное получение паспорта в указанных государствах с условием аннулирования текущего гражданства (ст. 1, п. 2 г.).

Где разрешено и где запрещено двойное гражданство: список стран


Не все страны приветствуют двойное гражданство, в некоторых это запрещено на законодательном уровне. Приведем в таблице ниже список государств, разрешающих и запрещающих это.

Плюсы и минусы двойного гражданства

Рассмотрим положительные и отрицательные моменты именно двойного гражданства, не затрагивая статус второго (множественного).

Плюсы Минусы
обязанность платить налоги в казну только в одном государстве в РФ второй страной двойного гражданства может быть только Таджикистан
служба в армии только одной страны
возможность пользоваться правами, предоставляемыми двумя государствами
возможность безвизового перемещения по территории обеих стран
дипломатическая поддержка от двух государств
возможность использовать различные государственные субсидии от обеих стран

Гражданство по праву почвы

Все очень просто – нужно родиться на территории этого государства. Ребенок автоматически становится гражданином, а его родители получают вид на жительство. На сей день наиболее крупными странами, где это право существует, являются США, Бразилия и Канада. 12 марта 2018 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект об узаконивании такого права и в России.

Гражданство за инвестиции в экономику страны

– один из наиболее надежных, но и наиболее затратных способов. Проанализируем, какие суммы нужно внести в экономику конкретной страны, чтобы стать ее гражданами.

Подача уведомления об альтернативном гражданстве

Подавать уведомление не нужно лицам, имеющим двойное гражданство России и Таджикистана. Страны, где россияне имеют второй паспорт, не обязаны уведомлять власти РФ об этом факте. С 04.08.2014 г. подача уведомления – это обязанность лица, имеющего второй паспорт.

Подавать уведомление с 05.04.2016 г. необходимо в местное отделение УВМ (Управления по вопросам миграции) ГУ МВД субъекта Федерации, где зарегистрированы или проживают граждане. Срок подачи – 60 календарных дней с даты получения второго паспорта (ст. 6 ФЗ «О гражданстве») .

Если человек в этот период находится вне России, то он должен уведомить власти РФ не позже 30 дней после въезда в нашу страну. Подать уведомительный документ можно несколькими способами:

  • личным вручением;
  • через законного представителя;
  • посредством почтового отправления (Почтой России) с описью вложения.

Сокрытие второго паспорта является наказуемым. (втором гражданстве) составляет 200 тыс. рублей или может быть заменен 400 часами принудительных работ.

Многие россияне мечтают иммигрировать в развитые страны и впоследствии стать их подданными. Однако не все из них готовы отказываться от гражданства РФ. Наличие подданства нескольких государство удобно для бизнесменов, инвесторов и лиц, семьи которых живут за границей. Разрешено ли в России двойное гражданство? Каким правовым статусом обладают бипатриды?

Двойное гражданство и два гражданства: в чём разница?

Двойным гражданством принято считать наличие у одного лица гражданства двух и более стран при условии, что между ними были заключены международные соглашения о правовом статусе лиц с двумя гражданствами. Таким образом, он выполняет обязанности гражданина той страны, где проживает в текущий момент.

Конституция РФ гласит о том, что второе гражданство подразумевает наличие у россиянина подданства другого государства при условии отсутствия между их властями международных соглашений. Сколько гражданств можно иметь помимо российского? Сколько угодно, но нужно помнить, что ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей.

Разрешается ли в России иметь двойное гражданство

Термин «двойное гражданство» относится к случаям, когда власти двух государств заключили договор о решении споров, связанных со статусом лиц с двойным гражданством (ФЗ №62).

Соглашения РФ о двойном гражданстве

На практике встречается только два случая, когда двойное гражданство возможно.

В первом случае речь идёт о соглашении РФ с Таджикистаном, которое было заключено 7.09.1995 и существует на сегодняшний день. Оно гласит о том, что гражданин Таджикистана при получении российского паспорта сохраняет прежнее гражданство.

Второй случай касается соглашения РФ с Туркменистаном, заключённого 23.12.1993. Оно прекратило действовать 18.05.2015. Граждане Туркмении, получившие российские паспорта в течение периода действия этого договора, могут не отказываться от туркменского гражданства.

Вышеописанные случаи касаются и россиян с гражданством Таджикистана и Туркменистана. При этом они не теряют статуса граждан РФ. Подобные случаи встречаются на практике крайне редко. Но это не значит, что россиянам запрещается быть обладателями паспортов других стран.

В каких случаях не допускается множественное гражданство

Строго запрещено иметь второе гражданство:

  • лицам, поступающим на государственную службу, если это не предусмотрено международными договорами;
  • учредителям или участникам СМИ;
  • сотрудникам редакций СМИ;
  • учредителям и владельцам более 20% акций СМИ;
  • сотрудникам прочих организаций, осуществляющих вещание;
  • членам Общественной палаты РФ;
  • членам избирательных комиссий с решающим правом голоса.

Помимо этого, Государственной думой рассматривается законопроект о запрете наличия разрешения на проживание или прочего аналогичного документа у граждан РФ, занимающих посты государственной службы, и их детей и супругов.

Можно ли россиянину быть гражданином другой страны

На основании Конституции РФ россиянам не запрещается получать статус гражданина в других государствах.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, статья 62

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf

В каких странах россиянину допустимо приобрести второе гражданство

Как уже отмечено выше, договорённость в вопросах двойного гражданства у РФ имеется только с Таджикистаном и Туркменистаном. Помимо этого, россияне могут получать паспорта следующих государств, не отказываясь от своего гражданства:

  • Австралия,
  • Азербайджан,
  • Аргентина,
  • Армения,
  • Бразилия,
  • Великобритания,
  • Греция,
  • Грузия,
  • Доминикана,
  • Израиль,
  • Ирландия,
  • Италия,
  • Канада,
  • Киргизия,
  • Новая Зеландия
  • Сербия,
  • Турция,
  • Узбекистан,
  • Финляндия,
  • Франция,
  • Чехия,
  • Чили,
  • Ямайка.

Нельзя получить второе гражданство в следующих странах:

  • Беларусь,
  • Германия,
  • Индия,
  • Казахстан,
  • Китай,
  • Латвия,
  • Литва,
  • Мальта,
  • Польша,
  • Украина,
  • Хорватия,
  • Эстония,
  • Южная Корея,
  • Япония.

Особенности законов Украины, Белоруссии, Германии и США

При оформлении украинского гражданства россиянину необходимо предварительно подать прошение об отказе от подданства РФ. При этом украинский паспорт выдаётся сразу после отправления запроса о выходе из гражданства на адрес российского посольства. Но это не всегда сопровождается утратой гражданства, поскольку заявление не всегда одобряется в посольстве. Поэтому на практике нередко бывает, что гражданин Украины является одновременно и гражданином РФ.

Власти Республики Беларусь не выдают «вторые» паспорта. Исключений для граждан России не предусмотрено.

Власти Германии наложили строгий запрет на наличие второго гражданства у своих граждан. Получить статус подданного этой страны разрешат лишь при отказе от прежнего подданства. Однако получить второй паспорт все же можно. Таким правом обладают дети, рождённые в браках граждан Германии с иностранцами, младше 21 года. По достижении этого возраста они вправе выбрать гражданство. Помимо этого, исключительными обстоятельствами, при которых допускается наличие паспорта другой страны, являются преклонный возраст, наличие серьёзных заболеваний, бедственное материальное положение (предполагается, что иностранец не может оплатить пошлину за отказ от гражданства).

Россияне могут получить паспорт США при условии, что они родились на территории этой страны, являются детьми американцев либо прожили здесь более 5 лет и имеют действующий ВНЖ. После оформления гражданства необходимо принести Клятву на верность США, а молодые люди 18–27 лет должны встать на воинский учёт. Однако если гражданин Соединённых Штатов не проживает постоянно на территории страны, он может лишиться гражданства.

Видео: закон Российской Федерации о двойном гражданстве

Правила уведомления и регистрации в ФМС

О наличии паспорта другой страны россияне должны уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД в 60-дневный период со дня его получения. Соответствующее письмо-уведомление можно подать непосредственно по месту постоянной регистрации или текущего пребывания и заказным отправлением по почте. Те, кто живут за пределами РФ, отправляют уведомление только по приезде в страну. Срок в 60 дней отсчитывается с момента пересечения границы.

Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.

Форма уведомления утверждена ст.6 ч.8 ФЗ «О гражданстве РФ». Её можно скачать на сайте ГУ МВД по ссылке .

В перечень необходимых документов помимо заполненной формы уведомления входят копии:

  • общегражданского паспорта РФ либо свидетельства о рождении в случае несовершеннолетних;
  • паспорта иностранного государства;
  • документов о наличии гражданства в иностранном государстве;
  • документов из органов опеки и попечительства, если гражданин недееспособный либо ограниченно дееспособный.

Регистрация в ГУ МВД является обязательной. Эта мера предназначена для формирования базы граждан РФ с двойным гражданством.

Штрафы и иные наказания за неуведомление

Невыполнение требования грозит уголовной ответственностью (УК РФ, ст.330.2), а именно штрафом, максимальный размер которого может составлять до 200 тысяч рублей либо эквивалент размера зарплаты или дохода за 12 месяцев. Также нарушители могут быть направлены на выполнение общественных работ до 400 часов. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождены лица с гражданством Туркменистана, Таджикистана и россияне, которые постоянно проживают за границей.

Видео: чем может грозить сокрытие второго гражданства

Бипатриды: их права, обязанности и ответственность

Бипатрид - это лицо, которое одновременно является гражданином двух государств. Также это понятие касается лиц с двумя и более гражданствами.

Правовой статус лиц с множественным гражданством был определён Гаагской конвенцией 1930 года. Во вступительной части Конвенции указано, что важно пресекать все ситуации, влекущие за собой получение двойного гражданства.

В документе говорится и о том, что ни одна страна не вправе производить дипломатическую защиту бипатридов против государств, гражданами которых они также являются. Если бипатрид находится на территории третьих стран, то он рассматривается как гражданин того государства, где он проживает, имеет более тесные связи, либо получает постоянный доход. В некоторых ситуациях применяют принцип «эффективного гражданства»: бипатрида считают подданным той страны, где он обычно использует свои права и свободы.

Однако ст. 62 Конституции РФ допускает наличие подданства других стран у своих граждан. В 6 ст. ФЗ №62 указано, что россияне, имеющие паспорта иных государств, рассматриваются только как граждане РФ. При этом приобретение статуса гражданина иностранного государства не является причиной для утраты гражданства РФ и не отменяет права и свободы, предусмотренные российским законодательством.

Возможные проблемы бипатридов

Права и обязанности бипатридов должны оговариваться в международных соглашениях между странами. Однако на практике этого встречается крайне редко. В частности, возникают проблемы с налогообложением, прохождением воинской службы, работой в государственных структурах. К примеру, живущие постоянно за границей граждане РФ освобождаются от службы в армии, тогда как условием сохранения гражданства Германии и Турции является прохождение военной службы на территории этих стран. А также проблемы возникают у бипатридов с гражданствами и РФ и мусульманских государств, признающих многоженство. Российское законодательство не признаёт многоженство, в связи с этим возникают проблемы со статусом жён, а также разделом имущества в случае смерти бипатрида.

Россиянам не запрещается иметь двойное гражданство. О факте получения паспорта иностранных государств граждане РФ должны сообщать в ГУ МВД в 60-дневный период. При сокрытии факта получения подданства другой страны предусматривается уголовная ответственность.

Во вторую часть Сборника включены многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданства, правового статуса иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, взаимных поездок граждан, включая безвизовые, и пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Настоящее издание предназначено для работников миграционной системы, органов внутренних дел, научно-исследовательских учреждений, научно-педагогического состава и слушателей юридических вузов, сотрудников правоохранительных органов и миграционных ведомств Содружества Независимых Государств.

Вступительная статья

Раздел 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА
Многосторонние документы
1.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (извлечение - ст. 13 и 15)
1.2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (извлечение - ст.7,8)
1.3. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29.01.1957 г.
1.4. Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997 г.
1.5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. (извлечение)
1.6. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г.
1.7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республике Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20.01.1995 г.
Двусторонние договоры
1.8. Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства от 28.03.1996 г.
1.9. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23.12.1993 г.

Раздел 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двусторонние договоры
2.1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 29.08.1997 г.
2.2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г.
2.3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 15.09.1995 г.
2.4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих в Российской Федерации, от 20.01.1995 г.
2.5. Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 13.10.1995 г.
2.6. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18.05.1995 г.

Раздел 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ВЗАИМНЫХ ПОЕЗДКАХ ГРАЖДАН
Многосторонние договоренности
3.1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1.08.1975 г. (извлечение)
3.2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 г.
Двусторонние договоры
3.3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г.
3.4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 16.05.1994 г.
3.5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25.09.2000 г.
3.6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бенин о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о взаимных поездках граждан от 05.03.2002 г., вступило в силу с 07.05.2002 г.
3.8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Боливия о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 11.04.1995 г.
3.9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам
3.10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Буркина-Фасо о безвизовых поездках по диломатическим и служебным паспортам от 02.03.2000 г.
3.11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об условиях взаимных поездок граждан от 28.10.1993 г.
3.13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов Российской Федерации и дипломатических, консульских и официальных паспортов Республики Гватемала в форме обмена нотами от 24.05.1999 г.
3.14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Гвинейской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 07.01.1998 г.
3.15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10.12.2003 г.
3.16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 05.06.2002 г.
3.17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о взаимных поездках владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов от 3 декабря 2004 г.
3.18. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 29.03.1993 г.
3.19. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран по визовым вопросам от 23.12.1996 г.
3.20. Меморандум между СССР и Королевством Испании о порядке выдачи виз от 26.10.1990 г.
3.21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики от 15.06.2004 г.
3.22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан от 29.02.2000 г.
3.23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г.
3.24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных или официальных паспортов от 26.11.1997 г.
3.25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о взаимных поездках граждан от 24.01.1997 г.
3.26. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея по вопросам выдачи виз от 18.03.1992 г.
3.27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коста-Рика об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.10.1997 г.
3.28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об условиях взаимных поездок граждан обоих государств от 03.12.1993 г.
3.29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об условиях взаимных поездок граждан от 29 ноября 2004 года
3.30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о транзитном проезде граждан Российской Федерации железнодорожным транспортом через территорию Латвийской Республики от 02.06.1993 г.
3.31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан от 30.12.2002 г.
3.32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 15.10.2002 г.
3.33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова от 30.11.2000 г.
3.34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам от 28.01.1997 г.
3.35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма об упразднении виз для дипломатических и служебных/официальных паспортов от 03.07.2000 г.
3.36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Непал об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.04.2002 г.
3.37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных и специальных паспортов от 14.07.1999г.
3.38. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша от 18.09.2003 г.
3.39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимных поездках граждан от 26.08.2002 г.
3.40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд о взаимном отказе от визовых формальностей для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 17.10.2002 г., вступило в силу с 06.03.2003 г.
3.41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан от 17.07.1999 г.
3.42. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам от 05.11.1999 г.
3.43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997 г.
3.44. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Восточной Республики Уругвай об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных и официальных паспортов от 13.07.1999 г.
3.45. Российско-французская договоренность по визовым вопросам от 06.02.1992 г.
3.46. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Французской Республики по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и Французской Республики от 15.06.2004 г.
3.47. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили об отмене виз для владельцев служебных российских паспортов и официальных чилийских паспортов от 04.10.2002 г.
3.48. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Швеции по визовым вопросам от 13.01.1988 г.
3.49. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных российских и дипломатических, официальных и специальных эквадорских паспортов от 18.02.1999г.
3.50. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопии о безвизовом режиме проезда по дипломатическим и служебным паспортам от 11.12.2002 г.

Раздел 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
Многосторонние соглашения
4.1. Соглашение о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество от25 ноября 1998 г.
Двусторонние соглашения
4.2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995 г.
4.3. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Грузия о пунктах пропуска через таможенную границу от 8 октября 1993 г.
4.4. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 г.
4.5. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 г.
4.6. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Латвийской Республики о пунктах пропуска через таможенную границу от 2 июня 1993 г.
4.7. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной от 8 февраля 1995 г.
4.8. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 г.
4.9. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Эстонской Республики о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу от 25 июня 2002 г.