Содержание коррупции как социально правового явления кратко. Изучаем проблему изнутри. Печально, но факт


Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.


Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально- нравственного состояния общества. Современный подход: - термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; - под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.




Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах


Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких- либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.


«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.




Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.


Причины возникновения коррупции - экономический упадок; - политическая нестабильность; - несовершенство законодательства; - неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; - слабость демократических традиций; - непрозрачность власти; - неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.






Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих - Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; - Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; - Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации - муниципальное образование); - Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); - Таможенный контроль; - Регистрация прав собственности; - Регистрация недвижимости; - Проведение проверок контролирующими органами; - Выдача заключений и разрешений; - Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении


Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства - Высокий уровень административного усмотрения; - Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; - Неудобный для клиента «интерфейс»; - Правовая неграмотность государственный служащих; - Слабость внутреннего административного контроля; - Отсутствие практики внутреннего аудита; - Неразвитость аудита эффективности; - «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).


Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: – заниматься предпринимательской деятельностью; – оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; – выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); – быть участником хозяйственных обществ и товариществ.


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Правовая основа противодействия коррупции - Основные принципы противодействия коррупции - Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации - Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции - Организационные основы противодействия коррупции - Меры по профилактике коррупции - Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений - Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе - Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора - Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения - Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения


Последствия коррупции Экономические: - Нарушение конкурентных механизмов рынка - Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов - Неэффективное использование бюджетных средств - Рост цен за счет коррупционных издержек - Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата - «расползание» коррупции на бизнес и НПО


Последствия коррупции Социальные последствия: - Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития - Закрепление и увеличение имущественного неравенства - Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей - Укрепление оргпреступности - Рост социальной напряженности


Последствия коррупции Политические: - Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов - Деградация доверия к власти - Падает престиж страны - Профанируется политическая конкуренция - Дискредитируется политический режим


Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.


Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.


Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции - Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), - Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), - Transparency International (Берлин, ФРГ), - Political Risk Services (Сиракузы, США).


АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл – Россия - некоммерческая общественная организация, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач: 1. Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан. 2. Институализация «прозрачности». 3. Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.




Трансперенси Интернешнл – Россия Коррупция - комплекс явлений, связанный с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм, непотизм). Прозрачность и подотчетность – система действенных механизмов общественного контроля и общественного доступа к информации, связанной с выполнением государственными органами своих функций.


Ежегодно составляются рейтинги: Индекс восприятия коррупции (ИВК) – оценка представлений экспертов об уровне коррупции в государственном секторе. Барометр мировой коррупции (БМК) – направлен на оценку отношения граждан к коррупции и случаям столкновения с коррупцией в повседневной жизни. Индекс взяткодателей (ИВ) – делает акцент на склонность фирм лидирующих стран-экспортёров прибегать к взяточничеству за рубежом.


Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Реализация норм международного права. - Законодательное регулирование процесса лоббирования. - Антикоррупционная экспертиза. - Ужесточение санкций за преступления против государственной службы. - Профилактика коррупции в системе государственной службы. - Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц. - Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов. - Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих.


Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Принятие целевых антикоррупционных программ. - Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики. - Формирование федерального и регионального банков кадровой информации. - Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. - Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан. - Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности. - Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи. - Информирование общественности о деятельности органов власти.


Международная практика: механизмы, ограничивающие возможности коррупции - максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией; - детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг); - деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; - ротация должностных лиц.

Коррупция представляет собой сложное, неоднозначно воспринимаемое разными людьми понятие, которое носит исторический характер и во многом зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее адекватное ее понимание возможно лишь с учетом социальных отношений, представлений и стереотипов сознания населения данной страны или региона, а также с учетом ее эмоционального восприятия.

В советское время синонимом коррупции являлось взяточничество, что вполне объяснимо, т.к. для большинства граждан в тех условиях именно взяточничество являлось единственной формой коррупции, в которую они или их близкие, знакомые или коллеги были вовлечены.

Однако, с переходом бывших советских республик к рыночным отношениям, с предоставлением гражданам возможности владеть любой собственностью, с развитием денежного обращения и рынка ценных бумаг, наибольшие потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств и их перераспределением, недоплатой налогов и т.д., что отодвинуло взяточничество на второй план. Взятки здесь сохранились во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками; что же касается государственных деятелей высокого ранга, то у них больше возможностей не прибегая к взяткам получать многомиллионные нелегальные доходы без нарушения закона. Например, на формально законных основаниях предоставлять тендер на выгодную поставку оборудования фирме, принадлежащей супруге чиновника.

Как уже отмечалось, понимание коррупции в значительной степени определяется национальными, этническими, религиозными и правовыми традициями, которые позволяют относить или не относить к коррупции те или иные действия. Например, в некоторых странах преподнесение подарка начальнику по случаю дня его рождения считается нормальным, тогда как в других странах этот факт воспринимается как грубое нарушение этических норм.

Таким образом, с одной стороны, коррупция проявляется в нарушении общественных норм, этических отклонениях в поведении, а, с другой стороны, она проявляется в использовании должностными лицами своего статуса для получения незаконной выгоды, либо в предоставлении такой выгоды другим должностным лицам или гражданам, не занимающим должностей. Она может проявляться в прямом воровстве государственных или общественных ценностей (денег, материальных ресурсов и т.д.).

Многие коррупционные действия осуществляются в рамках предоставленных должностным лицам полномочий, и не всегда можно юридически доказать их личную выгоду, связанную с этими действиями, т.е. формально производятся без нарушения законодательства. Это привело многих исследователей к выводу, что «противодействие коррупции исключительно с помощью уголовного преследования должностных лиц является малоэффективным для целей снижения общего уровня коррупции». Другими словами, современные определения коррупции не связывают ее непосредственно только с уголовными преступлениями, однако и не исключают таких возможностей.

До недавнего времени коррупция как социальное явление была предме­том пристального внимания лишь правоведов и сводилась, как уже говорилось, в основном к взя­точничеству. Однако широкое распространение коррупции в наши дни, про­никновение ее во все сферы общественной жизни привели исследователей к осознанию ее многоликости, многоаспектности. По мере развития современного общества и государства коррупция становится все более разнообразной, поэтому она может описываться и изу­чаться с разных позиций. В современной литературе имеется четыре основ­ных подхода к пониманию коррупции.

1. Юридическая трактовка коррупции. Юристы подразумевают под коррупцией преступление, связанное с использованием служебного поло­жения или социального статуса должностного лица в личных или корпо­ративных целях. Чаще всего такой интерес сводится к получению незакон­ных доходов в виде получения или дачи взяток. При этом взятки, наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом, могут быть услугами неимущественного характера, оказываемыми безвозмездно, но подлежащими оплате (туристические путевки, ремонт квартиры, строительство дома, или дачи и т.п.). Взятками считаются занижение стоимости приватизируемых объектов, уменьшение арендной платы, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.

2. Экономическое понимание коррупции. Под коррупцией здесь под­разумевается деятельность бизнеса, должностных лиц государственного или муниципального управления, приносящая финансовые и ресурсные по­тери для бизнеса, государства, отдельных сообществ, для развития страны в целом. Опасность коррупции при таком подходе оценивается уровнем фи­нансовых потерь в результате коррупционных действий.

3. Понимание коррупции с позиций управления. При таком подходе под коррупцией понимается действие, нарушающее или разрушающее нормальное, закрепленное в нормативных документах и законах, государственное или муниципальное управление, приводящее к его системной неэффективности вследствие того, что личные или корпоративные интересы начинают превалировать над государственными и общественными.

4. Социологическое понимание коррупции. С точки зрения соци-ологии коррупция - это использование неформальных связей и
отношений при решении политических, государственных и муниципаль-
ных проблем в личных или корпоративных интересах. Процедуры решений
таких проблем здесь связываются с фаворитизмом и клиентелизмом, осо-
бенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия
получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

Каждый из четырех приведенных подходов раскрывает какую-то от­дельную сторону коррупции, а в совокупности они дают довольно полную характеристику сущности этого явления.

Сам термин коррупция произошел от сочетания латинских слов "correi" (несколько человек, связанных обязательством по поводу одного предмета) и "rumpere" (ломать, повреждать, отменять). В результате образовался самостоятельный термин, который предполагает участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась поломка (порча) или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления теми или иными делами общества.

Что касается дефиниции этого феномена, то в научной, учебной и общественно-публицистической литературе существует множество ее определений. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях".

Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

В законе Российской Федерации «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а также совершение указанных выше деяний «от имени или в интересах юридического лица».

В законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции» дается следующее ее определение: «Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

Как видно из этого определения, к коррупции здесь относятся лишь незаконные действия лиц, выполняющих государственные функции, или лиц, приравненных к ним, а также тех, кто пытается путем подкупа склонить их к незаконным действиям.

Эксперты Совета Европы разработали следующее общее определение коррупции: «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица».

В докладе, подготовленном российским Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что "под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия".

В этих двух определениях под коррупцией понимается ситуация, при которой должностное лицо принимает противоправное решение (часто морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. В случае коррупции принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия. На эти определения мы и будем опираться при дальнейшем изложении курса.

Приведем еще одно определение коррупции: коррупция – это «социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных, либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».

Коррупции возможна там, где есть человек, имеющий возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. Когда этот человек - государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией, которая наносит наибольший вред обществу и государству, т.к. связана с бюджетными средствами, государственной или муниципальной собственностью, государственными заказами или льготами и т.д.

Поскольку коррупция представляет собой двустороннее отношение, постольку субъектами коррупционных отношений выступают, с одной стороны, должностные лица, а с другой – представители легального и нелегального частного сектора, или частные лица.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

В современной литературе коррупция рассматривается как сложное криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, и связанное с комплексом неоднородных видов общественно опасных деяний. Она проявляется во всех сферах общественной жизни.

Существует много классификаций видов коррупции по различным критериям. Наиболее распространенной из них является деление на две основные формы: низовая, низшая (мелкая, бытовая, повседневная) и вершинная, высшая (элитарная, крупная). Самой опасной и самой распространенной является коррупция во властных структурах, связанная с использованием административного ресурса.

Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка здесь помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций (например, правил дорожного движения). Низовая коррупция создает благоприятные условия для существования вершинной коррупции, приучая население к взгляду на коррупцию как на обыденное явление, принимаемое «по умолчанию» значительной частью общества.

Приведем еще одну классификацию видов коррупции.

1. В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

Государственная коррупция (коррупция госчиновников);

– коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);

– политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2. В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;

– подкуп по инициативе просителя.

3. В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);

– криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4. В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

Денежные взятки;

– обмен услугами (патронаж, непотизм).

5. В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);

– централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);

– централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6. В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);

– верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);

– международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7. В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

Эпизодическая коррупция;

– систематическая (институциональная) коррупция;

– клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

При анализе коррупционных связей весьма важное место занимает правильное определение их субъектов. И здесь важно обратить внимание на то, что в современных условиях широкое распространение получили частное предпринимательство, собственные предприятия, акционерные общества и т.д., во главе которых стоят лица, которые не являются работниками аппарата государственного управления, но действия которых вполне могут квалифицироваться как коррупция.

Ясно, что большинство коррупционных преступлений совершаются должностными лицами, т.е. теми, кто постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях.

Вместе с тем, некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь представителями государственных и местных органов власти, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечении, приеме экзаменов и т.п.) совершают действия, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, назначают группу инвалидности, выставляют незаслуженно высокие оценки на экзаменах). В этих случаях они также относятся к категории должностных лиц и выступают в качестве субъектов коррупции.

При характеристике коррупционных отношений в современной литературе часто применяют следующие понятия:

- захват государства – попытки предпринимателей повлиять на решения органов власти разного уровня и разных ветвей (бизнес подкупает и покупает чиновников и депутатов);

- захват бизнеса – установление чиновниками незаконного контроля над бизнесом с целью извлечения административной ренты (чиновники используют административный ресурс для давления на кампании), рента обеспечивается здесь не взятками, а бизнесом и доходами от него;

- административный ресурс . Административный ресурс (АР) – возможности должностного лица влиять на управление материальными ресурсами в корыстных интересах (своих или чьих-то еще). АР обычно выступает в виде телефонного права, указания подчиненным, давления на подведомственные структуры, формально независимые (полиция, налоговая инспекция и т.д.);

- конфликт интересов (КИ) – это ситуация противоречия между личными, частными, групповыми (ведомственными, корпоративными) интересами и интересами сообщества, всего общества, государства (организации, партии). В ситуацию КИ может попасть каждый: врач, инженер, работник, чиновник, политик;

- индекс восприятия коррупции (ИВК). Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции).

Наиболее распространенным видом коррупции является взятка , под которой понимаются «принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения».

Существуют следующие типы взяток:

- деловые взятки – даются должностному лицу для ускорения им выполнения своих должностных обязанностей (например, заключение договора на выгодную поставку товаров в ущерб другим конкурентам, предлагающим более выгодные условия);

- тормозящие взятки – плата за скрытую приостановку действия (например, приостановка требования об уплате штрафа до истечения срока давности, что освобождает взяткодателя от ответственности за поставку некачественного товара);

- прямой подкуп – плата за выполнение противоправного действия (например, за информацию, составляющую коммерческую тайну) или бездействие (например, задержка оформления документов конкурирующей фирмы на поставку товаров);

- коррупционные посреднические договоры . “Характерной (хотя далеко не всегда различимой) чертой этих сделок, облекаемых зачастую в форму обычных гражданско-правовых договоров-поручений, комиссий, консультирования, содействия, служит уплата посредником “тайного вознаграждения”, или, попросту говоря, подкуп лиц, которые в силу своего служебного положения, связей и т. д. могут оказать воздействие на принятие желательного для принципала решения, например, о предоставлении ему выгодного заказа, присуждении в его пользу реализуемого через торги публичного подряда и т. п. Под принципалом понимается лицо, от имени которого действует представитель".

На постсоветском пространстве широкое распространение получило прямое или завуалированное совмещение должностей на государственной службе и в негосударственных коммерческих структурах, оказание госслужащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим структурам за прямое либо завуалированное вознаграждение, предоставление тех или иных льгот и выгод коммерческим структурам.

При всей распространенности и опасности низовой коррупции, все же наибольшую опасность для общества и государства представляет высшая коррупция, связанная с государственными расходами.

В этой области основными видами источниками коррупционного обогащения являются:

- инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки.

- государственные закупки , как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п.

- внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги, зачастую и не без выгоды для себя.

В судебной системе, а также для должностных лиц, уполномоченных рассматривать административные дела, связанные с наложением санкций (органы внутренних дел, органы пожарного надзора, и т. д.), источниками коррупции являются:

- «вилки» в законодательстве . Многие нормы имеют мягкую и жесткую меры наказания, что позволяют судье выбирать между ними, что дает судье оказывать воздействие на правонарушителя. При этом, чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин;

- альтернативное административное взыскание . Существуют альтернативные нормы наказания, например, штраф или арест. От большинства норм-«вилок» их отличает не только более широкий диапазон наказаний (и следовательно, более сильная мотивация у нарушителя к даче взятки), но и то, что правосудие осуществляют представители исполнительной, а не судебной, власти;

- переквалификация состава правонарушения . Другой разновидностью «вилок» является дублирование состава правонарушения в различных кодексах. Это открывает возможности для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного в административное или гражданское), либо наоборот, в более тяжёлую категорию. Разграничить преступления и другие правонарушения часто сложно в силу размытости формулировок законодательства, и в таких ситуациях судьи (либо должностные лица) принимают решение по своему усмотрению, что открывает возможности для взяток и вымогательства;

Многообразие точек зрения и подходов к пониманию коррупции свидетельствует о сложности этого социального явления, требующего глубокого и всестороннего изучения. В данной работе основное внимание сосредоточено на углубленном теоретико-правовом исследовании сущности коррупции, ее истоков, признаков и отличительных черт, тех факторов, которые определяют ее негативное содержание и отрицательно-разрушающее влияние на политическую, экономическую, социальную и духовно-нравственную жизнь общества и каждого человека. Рассмотрение коррупции будет проведено не в узком формально-правовом плане, что само по себе крайне важно, а в широком смысле -- сквозь призму всей системы общественных отношений Малько А.В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 38.

Явление коррупции исследуется в рамках различных подходов, течений и направлений научной мысли. Теории различных дисциплин изучают отдельные аспекты коррупции, а многообразие этих подходов свидетельствует не только об актуальности этого явления, но и о том, что коррупционные отношения еще недостаточно изучены. И в первую очередь это связано с тем, что данное явление не столь доступно для изучения. А во-вторых, проявления коррупции, ее механизмы и формы носят абсолютно латентный характер.

Это вполне понятно и оправданно. Ведь коррупция -- это не отдельный аморальный или противоправный проступок. Если бы это было так, то и понятия «коррупция» не потребовалось Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25. Коррупция -- это структурно сложное социальное явление, которое присутствует практически везде, поражает все сегменты общественной жизни, прежде всего те, где соприкасаются интересы общества, государства, бизнеса, чиновников и граждан, где легче найти выгодный компромисс с властью и конкретными ее представителями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25.

Слово «коррупция» дословно с латинского переводится как совращение, подкуп, порча, упадок, извращение, разложение, расстройство Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 2003. С. 205. Этот термин сложился в результате интеграции двух латинских слов: а) «corei» -- сообщество из нескольких субъектов по поводу единого предмета спора и б) «rumpere» -- нарушить что-либо. Коррупция в этом смысле -- нарушение несколькими лицами сложившихся в обществе норм права и морали для получения взаимной личной выгоды.

Трудно не согласиться и с теми авторами, которые термин «коррупция» трактуют иначе Мишин Г. К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2010. С. 264. С их точки зрения, термин corruptio происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции состоит не в подкупе и продажности публичных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в т. ч. органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция является широко распространенным явлением. По оценкам некоторых экспертов, количество правонарушений, связанных с коррупцией, со времен Советского Союза возросло в разы - она стала широко распространенным социально негативным явлением. В научной литературе нередко высказываются точки зрения, и не только юристов, о том, что коррупция является наследием прошлого и что рост числа коррупционных деяний - результат перехода от прежней системы к построению новой России. А существующие масштабы коррупции - это цена, которую стране приходится платить за такие преобразования. Кроме того, коррупция затронула если не все, то большинство ветвей государственной власти, включая и судебную. Ряд авторов и политических деятелей не исключают, что коррупцией поражена вся политическая система Долгова А. И. Криминология: Краткий учебный курс/Азалия Долгова. / М.: Издательство "Норма", М.: ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2010., Иншаков С.М..Криминология: Учебное пособие/Сергей Иншаков. М.: Юриспруденция ИД ООО, ИНФРА-М.,2012. С. 37.

Сущность коррупции заключается в «злоупотреблении служебным или социальным положением в корыстных интересах» Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой / Под ред. И. Сикоры. Киев, Визком. 2002. С. 9, злоупотреблении общественным доверием для получения неоправданных личных выгод и преимуществ в результате неофициального использования имеющихся правовых и социально-статусных возможностей.

В этом смысле ее отличают:

Сознательное подчинение публичных интересов интересам личным, корыстным;

Скрытность;

Наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает решение, и теми, кому оно выгодно;

Попытка гарантированно защитить акт коррупции соответствующим юридическим обоснованием;

Аморальность Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 26.

Хотя значительная часть коррупционных проявлений общественным сознанием не воспринимается как аморальное поведение.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества могут и чаще всего не совпадают с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как антинародные и коррумпированные Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 12. Нередко бывает как раз наоборот.

В юридическом смысле коррупция -- это все то, что подпадает под коррупционное деяние (действие или бездействие) с точки зрения действующего антикоррупционного законодательства. Естественно, что чаще всего коррупционным является правонарушение (преступление или проступок) связанное со злоупотреблением служебными полномочиями, превышением полномочий и использованием служебного положения или социального статуса в корыстных целях.

Правовой аспект опасности коррупции состоит также в принятии законодателем нормативных документов, выгодных и удобных криминальным структурам, в предоставлении заинтересованным лицам широких возможностей для произвольного их толкования; в пробелах правового регулирования коррупционно возможных общественных отношений; в преднамеренном искажении содержания законов правоприменителем с целью, например, получения взятки. Ни о каких «законопослушности», «верности службе», «радении о должности», «доброй воле», «профессиональной чести», «бескорыстии» в этом случае речь уже не идет Уголовное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. Ф. Здравомыслова. М., 2010. С. 390.

Судя по сегодняшней ситуации, это явление приобрело системный характер и затрагивает практически все общество, включая его основы. А высокий уровень коррупции характерен как для сектора государственного управления, так и для частного сектора. К сожалению, он присущ и государственным структурам, призванным противодействовать коррупции, в частности, правоохранительным органам. Однако в оценке уровня и масштабов коррупции в России не существует единого мнения, более того, эта информация носит довольно общий характер и во многом основывается на предположениях. Ситуация, которая сложилась в стране, нуждается в более подробном изучении, например, путем проведения углубленных научных исследований, анализа и оценок, а также выработке научных рекомендаций, которые дали бы более детальное представление о масштабах и формах коррупции в стране, как на общенациональном, так и региональном уровне. Ведь для того, чтобы подобные комплексные научные исследования имели высокую степень легитимности и объективности, они должны в идеале проводиться постоянно. Более того, они должны основываться на официальных и научных данных, а также на информации со стороны гражданского общества и на отработанной методике международного сообщества.

В экономическом смысле коррупция -- это латентно организованный и незаконно функционирующий механизм принудительного отчуждения собственности и корыстного перераспределения национальных богатств в ущерб государству, местным сообществам, бизнесу, гражданам. Это продажа должностных правомочий, имеющая место, как в государственном, так и частном секторе, определяется как контрактное взаимодействие между экономическими агентами на основе злоупотребления позицией ради частной выгоды Чашин А. Н. Коррупция в России. М., 2009. С. 9. Коррупция позволяет не только изымать и присваивать чужую собственность, но и существенно ограничивать автономию и свободу личности, ущемлять право человека на дееспособность Известия Российского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2008. № 26. С. 38--49; Бочкарев С. А. Русские мыслители об антро-пологическом смысле собственности // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 26 (60): Аспирантские тетра-ди: Научный журнал. СПб., 2008. С. 38--49.

Анализируя социальный смысл коррупции, ученые, в т. ч. юристы-теоретики, утверждают, что коррупция -- это не что иное, как отказ от ожидаемых стандартов поведения ради незаконной личной или корпоративной выгоды.

Коррупцию нельзя объяснить поведением отдельного чиновника и сводить лишь к элементарному противоправному распределению услуг, имущества, информации или злоупотребления ими. Хотя внешне все выглядит именно так. В таком случае коррупция не получает должной ценностно-аксиологической интерпретации. Поэтому мы разделяем точку зрения профессора С.А. Бочкарева, который коррупцию предлагает рассматривать как систему общественных отношений, когда общество и отдельные его члены являются не только объектами коррупционных посягательств, но и самостоятельными субъектами коррупционных отношений Бочкарев С. А. О противодействии коррупции в Российской Федерации: новые подходы без инноваций // Право и политика. 2008. № 11. С. 2591--2594.

С точки зрения морали коррупция трактуется как циничная подмена законов и нормальных человеческих отношений извращенным пониманием всех здоровых норм и принципов общественного бытия: честности, порядочности, принципиальности, скромности. Результат же один -- незаконное обогащение одних за счет других, дискредитация официальной власти и усиление властных возможностей коррупционеров, ослабление здоровых нравственных начал и утверждение аморальных норм.

Коррупция -- это альтернатива праву и морали. Это базовый атрибут, лишающий право и мораль монополии регулирования общественных отношений. Если твердо не противостоять этому злу, то она разрушит буквально все. И очень быстро.

В каждой конкретной стране коррупция, естественно, имеет свои особенности. Свои особенности отличают и российскую коррупцию, которая:

а) стала неотъемлемой частью образа жизни российского общества, не встречает негодования и отторжения у большинства населения;

б) базируется на мощных политических, финансово-экономических и информационных ресурсах, что объективно создает благоприятный моральный климат для коррупционных действий;

в) превратилась в системное явление, проникла во все структуры государственной системы, бизнеса, культуры и социальной сферы;

г) становится все более политизированной, неотъемлемым элементом борьбы за политическую и административную власть;

д) становится все более устойчивым явлением, трансформируется в «мощные коррупционные сети», порождая атмосферу правового нигилизма, недоверия к власти и рыночным механизмам. Некоторые исследователи заговорили даже о «коррупционной оккупации» Малько А. В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 38;

е) в значительной части отличается некриминальностью -- коррупционные вознаграждения принимаются за абсолютно законные действия, которые взяточник обязан совершить в соответствии со из своими должностными обязанностями. Наблюдается также тенденция легализации коррупции, то есть придание видимости законности коррупционных сделок и их маскировки с помощью официально созданных сетевых систем оказания услуг и их оплаты;

ж) стала на путь интернационализации и глобализации. Активизируется коррупционно продуманный кадровый обмен между государствами и коммерческими организациями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 36.

Поэтому в нашей стране борьба с коррупцией не может быть простым делом, антикоррупционная стратегия может быть реализована только как сложная система самых разнообразных действий государства, общества и всех граждан.

Наконец, еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать при анализе сущности коррупции, причем как в качестве социального явления, так и объекта правового воздействия. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (элитарной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически стала нормой жизни, пронизывает самые различные слои общества. Однако это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощреннее выглядит элитарная коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров .

В социологии права существует трактовка коррупции как разновидности девиантного (отклоняющегося) поведения, стремления достичь личных целей за счет институтов публичной власти, нарушения ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов. В такого рода аспекте коррупция как явление юридическое теснейшим образом коррелируется с ее пониманием в морально-этическом ключе. И хотя с точки зрения нормативизма подобное соотнесение может носить деструктивный характер, в практической жизни с ним необходимо считаться, вводя в антикоррупционную проблематику такие категории, как «честность», «прозрачность». Недаром в зарубежной теории и практике права коррупция нередко обозначается в качестве несовместимого со статусом государственного служащего корыстного деяния .

В социально-политическом понимании коррупция достаточно давно воспринимается в качестве объективного показателя степени активности или пассивности, сознательности или иррациональности гражданского общества, поскольку действие «железного закона олигархии», напрямую влияющего на нравственное разложение управленческого аппарата, нейтрализуется только эффективным противодействием со стороны гражданских институтов .

Следует отметить, что коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и посягает на многие охраняемые законом блага различными способами. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с нею .

Осознавая роль и значение данного фактора в механизме детерминации коррупционных преступлений и задумываясь о путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности чиновников в результате указов, распоряжений либо специально организованных компаний недостижимо. Вместе с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере. Необходимо дополнить систему требований, предъявляемых к служащим, механизмам контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений.

Следует заметить, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления. Прежде всего, она базируется на прочном экономическом фундаменте, она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, она оказывает активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, она влияет на государственно-правовые механизмы. Наконец, она воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе .

Немаловажным является и тот факт, что коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений.

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т.д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; разграничение на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Таким образом, на основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что существующая практика исследования коррупции и состояния борьбы с преступными посягательствами коррупционного характера, подтверждает многомерность коррупции как реального явления действительности и указывает на многоуровневость криминологической и криминалистической структур преступных посягательств коррупционного характера. Многочисленная библиография по исследованию указанной проблемы убедительно свидетельствует о том, что коррупция присуща любому обществу и всегда угрожает государственным и общественным интересам.

В заключении данного раздела хотелось бы отметить, что структура коррупции, её масштабы, специфика и динамика её преступных проявлений являются следствием переживаемых страной общих политических, социальных и экономических проблем; коррупция всегда расширяет свои пределы в те периоды, когда общество находится на изломе социально-политических перемен и экономических реформ.

1 См.: Шапиева О.Г.Проблема нравственно-правовой социализации личности: концептуальный и практический аспекты: Монография / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1996. - С. 53.

2 См.: Попенина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. - М., 1993.

3 См.: Кудрявцев В.И. Право и социальная действительность. - М., 1970; Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. Информационное письмо № 25. - М., 1970. - С. 10.

4 Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. - С.92.

5 См.:аткуллин Ф.И. Проблемы теории государства и права. - Казань, 1987. - С. 323.

6 См.: Малько А.В. Эффективность правового воздействия // Общая теория государства и права. - 1998. - С. 455.

7 См.: Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. - Т 2: Теория права. - М.: Зерцало, 1998. - С. 457-458.

8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц. / Российская газета, -№ 50. - 2005. - 15 мартаю

10 См.: Саркисова Э.А. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений. -Мн.: Наука и техника, 1975, - С.167.

11 См.: Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. - Л., 1972. - С. 8-12.

СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОРРУПЦИИ

С.Н. ШИШКАРЕВ, кандидат юридических наук, Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту, кандидат юридических наук

Аннотация. Статья посвящена исследованию природы и сущности коррупции как социального и правового явления. Автор, с учетом этимологии термина «коррупция», путем применения общего и криминологического подхода провел анализ и определил совокупность существенных признаков данного явления. На основе проведенного анализа автором сделан вывод о том, что определение коррупции, закрепленное в действующем законодательстве, не в полной мере охватывает всю совокупность признаков такого рода явления.

Ключевые слова: национальная безопасность, коррупция, противодействие коррупции, социально-правовая природа коррупции, признаки коррупции.

Вопрос о сущности и социальной природе правоотношений принадлежит к тому ряду теоретических вопросов, которые оказывают значительное влияние не только на разработку и принятие законодательных и иных нормативно-правовых актов, но и на формирование правовой системы в целом. Если исходить из традиционной интерпретации, то под термином «сущность», как правило, понимается «внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования»1. В философии сущность рассматривается как категория, отражающая «всеобщие формы объективного мира, его познания и практической деятельности людей... внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.»2. В правоведении этот термин используется в эпистемологическом контексте в процессе познания и интерпретации права. При этом порой юристы-теоретики сводят содержание термина к чему-то наиболее существенному, главному, что, безусловно, не совпадает с его методологическим значением. Наиболее органично использование данного термина для школы естественного права, которая возникла в недрах гуманистического

универсализма эпохи Возрождения и Нового времени. Это объясняется тем, что правоведение не имело четких граней своего предмета и было включено в конгломерат философского знания. Так, свобода, равенство и справедливость имели существенное значение лишь в контексте соответствующей интерпретации сущности (природы) человека. При этом регулятивный аспект права играл вторичную роль, определяясь универсальным гуманистическим содержанием. Следует констатировать, что вне зависимости от теоретических предпочтений правоведы сталкиваются с целым рядом вопросов, ответы на которые лежат в поле прояснения того внутреннего содержания правоотношений, которое объясняет многообразные формы их проявления. Это позволяет рассмотреть правоотношение как целостное общественное явление, определить функции и задачи соответствующего законодательства, выделить наиболее значимые системные факторы формирования правовой действительности в отношении него3.

Следует отметить, что наибольшую актуальность проблема интерпретации сущности и социальной природы правоотношений приобретает в условиях модернизации правовой системы, обусловленной общим

контекстом реформирования. Тогда интерпретация сущности права имеет ярко выраженный идеологический вектор и направлена на обоснование ценностей государственной политики. Ключевое значение в таких условиях имеет интерпретация соотношения права и закона, сыгравшего важную роль, в том числе, и в становлении современной российской правовой системы4. Как правило, в этом случае несовершенство законодательства стремятся объяснить искаженным правопониманием, а направление правовой политики соответствующим теоретическим обоснованием сущности правоотношений. Правовой закон в качестве идеала правового государства, таким образом, устанавливает системную взаимосвязь между соответствующим образом интерпретированным правом и законодательством, тем самым разрешая противоречие формированием институтов гражданского общества, правового государства и рыночной экономики как вектора модернизационных процессов.

Необходимо подчеркнуть, что в данной интерпретации «сущность и социально-правовая природа коррупции» как научная проблема относится именно к компетенции общей теории права, позволяя рассмотреть коррупционные отношения как целостное социальное явление, эксплицируя наиболее устойчивые и повторяющиеся связи и отношения. Благодаря этому коррупция должна быть представлена не как абстрактный феномен, но как система, характеризующаяся конкретностью элементов, форм и видов существования.

В этом смысле анализ сущности и социально-правовой природы коррупции представляет собой ее концептуально-правовую интерпретацию, состоящую в выделении совокупности элементов, входящих в понятие коррупции, субъект-объектного состава коррупционных отношений, социальной и политической оценке этого явления, теоретическом определении данного термина, в целом обусловленного как содержанием этого феномена, так и юридической формой его выражения в контексте действующего законодательства. Значение концептуально-правовой интерпретации коррупции состоит в необходимости формирования концептуально-правовых основ государственной политики в данной сфере, без которых невозможно принятие эффективных законодательных мер по противодействию данному явлению. Так, задачей настоящей статьи автор видит прояснение наиболее существенных признаков коррупции как социально-правового явления, которые могут рассматриваться в качестве основы теоретической оценки действующей и последующего формирования новой правовой политики в данной сфере.

Законодательство, которому отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее является лишь внешним выражением данных противоречий, коренящихся в социальных процессах. Это не значит, что оно пассивно в отношении коррупционных отношений. Напротив, пробелы в правовом

регулировании определенной совокупности общественных отношений, правовые коллизии, неопределенность правовых норм могут быть стимулом для развития коррупции. В то же время законодательство может устранять социальные причины этого зла. Однако следует подчеркнуть, что правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обуславливающих данное явление. Поэтому противодействие коррупции, в первую очередь, должно основываться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования политических и правовых средств антикоррупционной деятельности государства.

Исследование сущности и социально-правовой природы коррупции сопряжено с анализом этимологии данного термина, наиболее существенных элементов, входящих в содержание понятия коррупции, позволяющих выделить данное явление из системы общественных отношений, а также отражением данных признаков в действующем законодательстве. Предварительно следует отметить, что, по мнению автора, основной проблемный контекст исследований, посвященных коррупции, заключается в противоречии между самим фактом существования коррупции как общественного отношения и трудностями юридического определения этого явления. Данное противоречие может быть выражено наличием двух основных подходов к определению коррупции - общего и криминологического (особого).

Общий подход ориентирован на отражение наиболее существенных признаков рассматриваемого явления, благодаря чему оно охватывает все сферы нормативной регуляции. Так, по мнению В.Л. Римского, отстаивающего необходимость такого подхода, наиболее адекватным российским условиям является признание коррупционными любых действий, нарушающих нормативное регулирование и развитие той или иной отрасли, сферы деятельности и страны в целом посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным5.

Согласно же криминологическому подходу, коррупция есть скорее синтетическое социальное и криминологическое понятие, чем правовое. Отсюда в определении состава преступления часто используется другое понятие - «коррупционная преступность» как совокупность преступлений коррупционного характера в виде подкупа, продажности государственных, иных служащих путем использования ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах слу-

жебных полномочий и других возможностей, связанных с занимаемой должностью.

Исходя из того, что социально-правовая интерпретация коррупции позволяет выйти из круга этого противоречия, в котором вращается российская правовая коррупциология, необходимым этапом на этом пути является этимологический анализ термина «коррупция».

Латинское слово «соггатреге» означает порчу, уничтожение, истребление, искажение, подкуп, задабривание подарками, совращение. В римском праве этот термин применялся для определения деятельности лиц, искажающих судебный процесс или процесс управления общественными делами. Этимологический анализ позволяет вскрыть наиболее существенные признаки данного явления. В этом смысле представляет интерес точка зрения Г.К. Мишина, который полагает, что этот латинский термин происходит от корневых слов - сердце, душа, дух, рассудок и портить, разрушать, развращать. Поэтому сущность коррупции заключается в нарушении единства, распаде тех или иных объектов, включая органы государственной власти, а не в продажности публичных и иных служащих6. Согласно другой точке зрения, данный термин произошел от сложения латинских слов «соггеЬ, означающего нескольких участников одной из сторон отношений, имеющих обязательственный характер, где предметом выступает один объект, и «гитреге» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. Таким образом, «соггитреге» является результатом слияния данных терминов. Новый термин означает такую стратегию поведения двух и более лиц, целью которой является «повреждение» нормального хода судебного процесса7.

Таким образом, первоначально под коррупцией понимались бытовые явления. Например, в Древней Греции в 1У-1 вв. до н.э. коррупция отождествлялась с порчей питьевой воды, расстройством желудка некачественной пищей. В дальнейшем в термин стали вкладывать социальное содержание - действия, носящие антиобщественную направленность, наказуемые в судебном порядке (падение нравственности, фальсификация результатов, подкуп должностного лица)8.

Пожалуй, первую интерпретацию коррупции дал Платон, который считал, что корыстолюбие - это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этим пороком считается собственность, поэтому пока те, кто обладает властью и силой, должны быть лишены собственности, а те, которые производят материальные блага, не имеют силы и власти, тогда государство процветает. В противном случае происходит его вырождение9.

По мнению Е.И. Темнова, значение термина «коррупция», близкое современному, возникло в Новое время, в трудах Макиавелли, Гоббса. Они связывали с коррупцией не только развращенность и продаж-

ность представителей власти, но и использование властных полномочий вопреки интересам государства и общества10.

Таким образом, социальная природа коррупции является наиболее глубоким выражением ее сущности. Тем не менее это не означает полную обусловленность коррупции культурой. Так, некоторые исследователи видят причины коррупции в культуре, психологии человека и относят истоки этого явления к древнейшим обществам, культивировавшим жертвоприношения богам11. Однако очевидно, что коррупция как социальное явление восходит ко времени возникновения государства, к формированию социального слоя чиновников, обладающих властными полномочиями. При этом коррупция есть не что иное, как общественное отношение, возникающее между субъектами, имеющими разный социальный статус, - субъектами, обладающими властью и не обладающими таковой. Предметом данного отношения становится общественное благо, которое находится в распоряжении у полномочных лиц. Основным признаком коррупционности отношений является противоречие данного поведения со сложившимся нравственным, правовым порядком, устанавливаемым обществом и государством. В этом смысле коррупция - явление, свойственное всем эпохам и периодам истории государства. Однако степень коррупциогенности может быть разной, определяясь множеством факторов, в числе которых экономика, право, политика, мораль.

Так, в СССР культивировалась идея о несвойственности коррупции советскому образу жизни, социалистическому государству, подчеркивалась сущность коррупции как отражающая буржуазный образ жизни, свойства буржуазного государства (подкупае-мость чиновников и политических деятелей). Тем не менее в литературе отмечается, что с середины 50-х годов до 1986 г. в Советском Союзе «регистрируемые должностные хищения государственного имущества возросли в 2,5, взяточничество - в 25 раз»12. Конец 80-х годов прошлого века ознаменован громкими коррупционными уголовными делами и принятием законодательных актов, призванных создать эффективный антикоррупционный правовой порядок13.

Между тем в советское время, особенно в периоды стабильности, коррупция в СССР не носила массового характера и имела устойчивую негативную оценку в обществе. Этого нельзя сказать о постсоветской и современной России, где коррупция превратилась в главное социальное зло, изнутри разрушающее государство. По данным некоторых исследований социальные причины развития коррупции в современной России имеют комплексный характер и коренятся во многих институциональных трансформациях периода модернизации 90-х годов прошлого века. Тем не менее можно констатировать, что главной причиной являются особенности адаптации населения к новым политическим и экономическим условиям жизни, ре-

зультатом чего стала девальвация ценностей на фоне признания самоценности личности, ее прав и свобод. Основной чертой современного сознания является стереотип «ощущать себя свободным человеком, а не рабом государства». При этом среди важных условий для благополучной, счастливой жизни современные россияне предпочитают хорошее здоровье, материальную обеспеченность, крепкую семью. Развитие персоноцентристского мировоззрения осуществляется в контексте того, что люди (большей частью молодежь) заражаются стереотипами «легкой жизни», предполагающими одобрительное отношение к стремлению «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона, - «на рынке нашего отечества все продается и покупается». Итогом такой эволюции стал правовой нигилизм: неуважение к закону, праву, общепринятым социальным нормам. Таким образом, в массовом сознании сложилось устойчивое легитимное отношение не только к самому феномену коррупции, но и к механизму его действия14.

Анализируя сущность и социально-правовую природу коррупции, следует согласиться с мнением Л.Д. Гаухмана, полагающего, что «коррупцию можно понимать, по меньшей мере, в четырех значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом и уголовно-правовом»15. Так, в общесоциальном значении коррупция должна рассматриваться как использование должностным лицом предоставленных ему полномочий с целью незаконного обогащения. При этом не столь важно, используются эти полномочия в рамках предоставленной ему должности или вне нее. Решающую роль играет статус, связанный с должностью, т.е. - использование авторитета власти.

Фактически незаконное обогащение сводится к приобретению должностным лицом материальных благ сверх законного вознаграждения по должности в виде заработной платы и др. В этом смысле любая должность и связанная с нею власть дает возможность для незаконного обогащения. Императивным регулятором поведения должностного лица, которое либо использует эту возможность, либо нет, является общественная мораль, нравственное воспитание человека, другие субъективные обстоятельства.

В этой связи возникает другая проблема, тесно связанная с коррупцией, - коррумпированность, которая представляет собой «вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения»16.

С этой точки зрения должностные лица подразделяются на две категории: коррумпированные и некоррумпированные. Можно выделить разные формы коррумпированности: получение и дача взятки, коммерческий подкуп, участие в предпринимательской деятельности, лоббирование законов за вознагражде-

ние и т.д.

В политэкономическом значении коррупция означает присвоение должностными лицами собственности и иных выгод опосредованно - путем получения власти. Присвоение собственности характеризует экономический аспект, а получение власти и предоставление преимуществ и льгот, в том числе при нарушении ими закона, - политический.

Власть и та совокупность возможностей, которая вытекает из нее, связанная с приобретением собственности, распространяется на граждан, коммерческие и иные организации, на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, вооруженные силы и другие войска и воинские формирования.

Так, извлечение собственности граждан производится традиционным получением взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, например: вмешательство должностных лиц в процессы конкурентной борьбы в пользу взяткодателей; приобретение собственности в результате участия в предпринимательской деятельности; продажа должностей и званий и пр. Изъятие имущества у государства, которое находится в его собственности или должно поступить в собственность, производится путем совершения хищений, уклонения от уплаты налогов и пр.

Социальная природа коррупции свидетельствует о ее обусловленности системной нормативной регуляции, отражающей соответствующий исторический этап развития общества. Мораль является наиболее глубоким элементом этой системы. Однако в правовом государстве главный элемент - право, которое, являясь итогом политического процесса, есть нормативно-правовая система, в снятом виде выражающая ценности и концептуальные установки государственной политики регулирования той или иной сферы общественных отношений. В этом смысле право, как система нормативной регуляции, является опосредованной формой связи государства и общества. Поэтому эффективность права обусловлена степенью адекватности корреляции системы нормативно-правовой регуляции и системы общественных отношений. Отражение нормативно-правовыми актами совокупности общественных отношений в качестве предмета правового регулирования в контексте реализации задач государственной политики является основной задачей их разработки. В отношении коррупции это означает учет законодательством ее основных признаков как социального явления.

Учитывая, что согласно Конституции Российской Федерации международное законодательство является частью правовой системы страны, для антикоррупционного законодательства нашего государства большое значение имеет совокупность признаков, выделяемая в нормативно-правовых документах международного уровня. Обратимся к некоторым из них.

В документах ООН и Совета Европы коррупция рассматривается как злоупотребление государственной

властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. В 1995 г. на первой сессии Группы Совета Европы по проблемам коррупции было дано официальное определение этому явлению - «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, работающего в частном секторе, независимого агента либо других отношений такого рода и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц»17.

Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. все виды коррупции классифицирует по двум группам: в публичном и в частном секторе. К коррупции в публичном секторе относятся такие деяния, как подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение. К коррупции в частном секторе документ относит подкуп и хищение имущества.

Подводя некоторый итог анализу сущности и социальной природы коррупции, можно выделить следующий перечень существенных признаков коррупции и коррупционных отношений, имеющих важное методологическое значение в последующем анализе проблемы: договорный характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка); обоюдная возмезд-ность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений; незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц; обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки.

Очевидно, что та совокупность деяний, которая соответствует приведенным признакам коррупции и коррупционных отношений, должна квалифицироваться как таковые на основе действующего законодательства. Обращаясь к законодательству Российской Федерации, можно выделить следующий нормативно-правовой перечень, которым регламентированы приведенные выше существенные признаки: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 136 УК РФ); нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 2 ст. 137 УК РФ); нарушение тайны сообщений (ч. 2 ст. 138 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ч. 3 ст. 139 УК РФ); отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ); воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ч. 2 ст. 144 УК РФ);

воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (п. «в» ч. 2 ст. 174, п. «в» ч. 2 ст. 174.1 УК РФ); злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ); контрабанда (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ); фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ); нарушение порядка финансирования избирательной компании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); вымогательство (ст. 163 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); подкуп в процессе спортивных соревнований, конкурсов и пр. (ст. 184 УК РФ).

Вопрос, который возникает в контексте проведенного анализа, состоит в том, признается ли российским законодательством совокупность деяний, ответственность за которые предусмотрена перечисленными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве коррупционных или нет. Ответ на этот вопрос дает Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который определяет коррупцию как:

«а) злоупотребление служебным положением, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» (п. 1 ст. 1)18.

Отмечая, что принятие данного закона сыграло важную роль, формируя принципы антикоррупционной политики, систематизируя законодательство в этой сфере, следует тем не менее сказать, что определение, данное в законе, не учитывает всю совокупность сущес-

твенных признаков коррупции и коррупционных отношений. Соответственно, остаются неурегулированными целый ряд отношений коррупционного характера.

По отношению к действовавшему ранее законодательству шагом вперед является то, что определение не отождествляет коррупцию со взяточничеством, которое согласно Уголовному кодексу Российской Федерации включает два вида преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки». Получение взятки - это «получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство на службе»19.

Другим шагом вперед является то, что к признакам коррупции в определении также отнесены коммерческий подкуп и злоупотребление должностными полномочиями. Однако как коррупционное преступление не квалифицируются превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог, вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта и некоторые другие.

В заключение следует отметить, что сущность коррупции заключается в таком содержании антисоциального поведения, при котором действия, нарушающие нормативное регулирование и развитие той или иной сферы деятельности, осуществляются посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным; в ее обусловленности исторически сложившейся системой общественных отношений, где право как система нормативной регуляции является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность обусловлена степенью адекватности корреляции системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений. Социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности наиболее существенных признаков этого явления как общественного отношения: договорный характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка); обоюдная возмездность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений; незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц; обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки.

Анализ сущности и социальной природы коррупции позволяет утверждать, что законодательное определение коррупции Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» имеет существенное значение для дальнейшего развития антикоррупционного законодательства. В то же время следует признать и то, что оно не охватывает всей совокупности признаков коррупции, что объективно ограничивает законодательное определение перечня коррупционных отношений. Очевидно, значение этого определения следует рассматривать как обусловленную исторической необходимостью и особенностями современного законодательства задачу его систематизации на современном этапе, которую закон и решает.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.

2 Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

3См.: Теория государства и права. - М., 2001.

4См.: Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998.

5См.: Римский В.Л. Бюрократия, клиентизм и коррупция в России // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6.

6См.: Мишин Г.К О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. - М., 2001.

7См.: Бартошек М.С. Римское право. Понятие. Термины. Определения. - М., 1989; Темнов Е.И. Коррупция. Происхождение современного понятия // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. - М., 1994.

8См.: Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты. - М., 1984.

9См.: Платон. Государство. III. 417.6.

10См.: Темнов Е.И. Указ. соч.

11См.: Голубев В.В. Законодательство. - 2002. - № 6.

12 Лунев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М., 1999. - С. 337.

13 См., например: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 г. № 976-1 «Об усилении борьбы с организованной преступностью».

14См.: Мазаев Ю.Н. О результатах исследования некоторых социальных факторов коррупции. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики: Материалы научной конференции. - М., 1995; Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. - М., 1997; Мазаев Ю.Н. Особенности формирования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Преступность и общество: Сборник научных трудов. - М., 2002.

15 Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. - 2000. - № 6.

17 Журнал российского права. - 2000. - № 7.

18 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 2008. - 26 декабря.

19 Уголовный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. - М., 2006. - С. 218.