Психологическая теория происхождения государства. Психологическая теория Теория происхождения государства презентация

МАРКСИСТСКАЯ (МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Эта теория, объясняющая возникновение государства и права исходя из принципа исторического материализма, берет свое начало в исторических работах американского исследователя первобытного общества, историка, археолога, этнографа Л. Г. Моргана (1818 -1881), опубликованных в 1877 году под названием «Древнее общество» . .

Эти исследования послужили толчком для написания Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 1884 году фундаментального труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , в котором наиболее полно и последовательно изложена сущность данной теории. Уже само название этой работы отражает диалектическую связь указанных явлений, обусловивших появление государства и права.

Другим более кратким источником основных положений марксисткой теории происхождения государства и права является работа В. И. Ленина (1870 -1924) лекция «О государстве» , прочитанная им 11 июля 1919 года в Свердловском университете

Марксистская теория происхождения государства и права долгое время в нашей стране считалась единственно верной. Сегодня она является таким же предметом научного анализа, как и другие существующие в юриспруденции правовые воззрения Первый подход решающую роль в появлении государства отводит классовой борьбе Второй подход решающее значение отводит экономическому развитию общества

Первый подход В этой связи происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы, появление которых стало результатом возникновением частной собственности и общественной эволюции вследствие разделения труда, повлекшего разложение первобытнообщинного уклада жизни. Экономически господствующий класс - класс собственников, постепенно оттесняя от управления родоплеменную знать, превращается и в политически господствующий в обществе класс и создает государство в виде аппарата управления и механизма насилия для подчинения себе класса неимущих, для защиты своей собственности и удержания своего экономического господства. Таким образом, государство представляется как орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, узаконивающий и упрочивающий угнетение, порядок, умеряющий столкновение классов, т. е. «продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» .

Второй подход исходит из того, что в результате именно экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела» , что требует совершенствования управления и приводит к происхождению государства - одного из элементов надстройки над экономическим базисом. Благодаря этому направлению марксистской теории происхождения государства и права ее часто определяют как историко -материалистическую теорию.

Происхождение права также последовательно объясняется марксистами с материалистических позиций. Они показывают, что корни права лежат в экономических общественных отношениях - базисе общества. В силу этого право не может быть выше экономики и без экономических гарантий становится иллюзорным. Право возникает вместе с государством, не может существовать без государства, без государственного принуждения. Кроме того, возникновение и развитие права так же жестко связывается с классовыми противоречиями и необходимостью их устранения или сглаживания, классовой борьбой. В результате право рассматривается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Марксистская теория отличается своей ясностью, логичностью, стройностью, последовательностью и убедительностью, представляет собой большое достижение научной мысли. Впервые были вскрыты закономерные связи между появлением частной собственности, экономическим развитием общества и возникновением государства и права. Вместе с тем, хотя действительно нельзя отрицать влияние классов и борьбы между ними на возникновение государства и права, нельзя и утверждать, что классы и борьба между ними - единственная первопричина происхождения государства и права, на зарождение и формирование которых, как показывает история, оказывали влияние многие самые разнообразные факторы.

Заключение: Марксистская теория, имея под собой строго научные основы, убедительно показала реальные причины и условия происхождения первых европейских государств, но тем не менее она не может быть единственным универсальным научным объяснением появления такого сложного социально-политического института, каким является государство. А отмеченное некоторое преувеличение классовой сути государства и права закрыло их общесоциальную сущность. Поэтому без должного внимания осталась общесоциальная природа исследуемых социально-политических явлений.

«Человек и государство» - Группа: Мировоззренческие проблемы развития. Социокультурная сфера. Что происходит с нами? Что происходит в стране? Политические строй Политическая ситуация в стране Политическая ситуация в мире. Тема доклада: Изменение понимания человеком своей роли в государстве. Экономическая сфера. М. Тема дня: Анализ ситуации.

«Органы государства» - Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. В соответствии с Конституцией судьи несменяемы. Презентация по курсовой работе. Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. Однако Конституция содержит ограничения, препятствующие превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

«Федеральное собрание Российской Федерации» - Думы нового созыва. Формами депутатской деятельности являются: Основы правового статуса депутата Совета Федерации и Государственной Думы. Думы прекращаются в момент начала работы Гос. Стадии законодательного процесса. Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) – представительный и законодательный орган Российской Федерации.

«Теории происхождения государства» - Организация людей на земле,как в царстве небесном. 7. Расовая теория. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет божественное происхождение. 6. Психологическая теория. 8. Материалистическая (марксистская) теория. Психологическая теория.

«Функции государства» - Разрешение задачи. Взаимодействие «целей», «задач» и «функций». Цель + Задача. По направленности. Формы и методы осуществления функций государства. Временные (разрешение экстренных задач) -оборона государства -стихийное бедствие. Внешние -вопросы войны и мира -развитие экономических и культурных связей -экология.

«Государство в политической системе общества» - Церковь - религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между членами и подразделениями религиозного объединения, для поддержания связи со светскими организациями. Государсто и профессиональные союзы. Государство занимает в политической системе общества центральное место.

Всего в теме 43 презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Патриархальная теория Данную теорию основали Платон и Аристотель, развил Фильмер. Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т. е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. По мнению Г.Ф. Шершеневича, "патримониальная теория стремилась вывести государственную власть из права собственности, чтобы обосновать "собственное право" государя. Но где нет государства, не может быть и права поземельной собственности, потому что некому было установить и охранять права. Патримониальная теория поневоле должна была искать опоры в естественном праве, против которого она выступала. В действительности было не право собственности, а было насильственное обладание, приобретенное и охраненное собственной силой. Поэтому патримониальная теория, с точки зрения исторической действительности, передвигается в теорию завоевательного происхождения государства". Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.)С. 256

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Происхождение государства и права Презентацию выполнил учитель истории и обществознания филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Новокленское Сухаре Виктор Серафимович Происхождение государства и права

государство

Государство принимает законы; - гарантирует их реализацию;

Право закрепляет

обязательные правила деятельности органов государства,поведения его должностных лиц.

Потребность в государстве и праве

род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями.

к появлению «третьей силы»,

способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство.

Возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни.

Регулировать семейные

отношения

Теории происхождения государства и права

Теорий происхождения государства и права много:

- теологическая теория

- Патриархальная теория

- Теория договора

- Теория насилия

- Органическая теория

- Психологическая теория

- Расовая теория

- материалистическая (марксистская) теория.

Самостоятельная работа с текстом учебника §1, стр6-9. Составление таблицы: Писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. Писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась группа людей, которая профессионально занималась управлением:

Сборщики налогов

надсмотрщики

Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Повторим?

  • Как связаны государство и право?
  • 2. Какие теории происхождения государства и права вам известны? 3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий? 4. Каково содержание теории общест- венного договора? 5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория? 6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.
Домашнее задание: §1, вопросы. Написать эссе: 1. Что появилось раньше - государство или право? Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» 2011г.
  • Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» 2011г.
  • Никитин А.Ф. Право Учебник для общеобразовательных учреждений(профильный уровень) Издательство «Дрофа» 2011г.

Суть теории
Психологическая теория происхождения государства - теория происхождения государства, разработанная Львом
Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам:
одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.
Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного
сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму
психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной
организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации
этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не
только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.Ему вторит Е.Н. Трубецкой,
ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того,
что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, - основная черта
человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и
сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им
свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости
определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности
в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся
лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории
Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в
юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная
отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали
экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики.
Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.
Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда
более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории
является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они
постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что
различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все
действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика
Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории
с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании
государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между
ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях
между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между
людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей
естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.
Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности
людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на
земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Критика
Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но
ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе
охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак
очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения
останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов
предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших
травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши
предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.
В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что
они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, то
есть по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный
процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Л. И. Петражицкий
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор
юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды
наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После
Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.
Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если
станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем
как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции
психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний,
полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл
"эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как
воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать
поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.
Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы
морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас
не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело - правовые эмоции.

Л. И. Петражицкий
Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о
правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как
закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого
лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них
правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительнообязывающий) характер.
Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал
правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о
взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам
правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.
В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не
путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым
индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь
одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают
быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование
правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и
нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

Заключение
И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических,
политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников
найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не
выполнена.