Природно-заповедный фонд Российской Федерации. Заповедание и его назначение. Природно-заповедный фонд Российской Федерации Характеристика природно заповедного фонда российской федерации

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.



Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.

Особо охраняемые природные территории (природно-заповедный фонд) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в случаях предусмотренных ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

87.Правовой режим государственных природных заповедников .

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники – первая форма особо охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

· сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

· поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

· предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

· осуществление экологического мониторинга;

· выполнение научно-исследовательских задач;

· ведение эколого-просветительской работы;

· осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»),

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий.
Рубрика (тематическая категория) Экология

Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Основанием ддя ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предусмотренные в Законе (об охране атм. Воздуха от 82 ᴦ.). В соответствии с действующим законодательством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений: нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; и пр.
Размещено на реф.рф
(ст. 77 КоАП РСФСР); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппа-ратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП

РСФСР); ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосфер-ного воздуха (ст. 78 КоАП РСФСР); и пр.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздух а пре-дусмотрена ст. 251 УКРФ и соответствующими статьями уголовных кодек-сов республик. Данные статьи предусматривают ответственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышлен-ного производства, а также за действия, причинившие существенный вред здоровью людей. К указанному составу преступления относятся разъясне-ния Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 7 июля 1983 ᴦ. “О практике применения судами законодательства об охране природы”. В п. 4 этого постановления отмечается, что загрязнение воздуха рабочей зоны произ-водственных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при нали-чии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возме-стить вред. причинœенный нарушением законодательства об охране атмос-

ферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательст-вом.

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают крайне важно сть сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 ᴦ., сказано, что особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значения, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-про-светительской, научной, экономической, исторической и культурной цен-ности.

Следует иметь в виду, что земельное законодательство выделяет спе-циальную категорию земель в земельном фонде России - земли особо охраняемых природных территорий (природоохранного, природно-запо-ведного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного на-значения).

Земли природоохранного, природно-заповедного назначения - это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения - земли курортов; земли рекреационного назначения - земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населœения; земли историко-культурного назначения - земли исто-рико-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археоло-гических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, бывают отнесены к заповедным.

Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ. Гос. кадастр особо охр. территорий." 2017, 2018.

Хотя на всей территории Российской Федерации установлен в основном единый, общий правовой режим природопользования и охраны окружающей среды, некоторые территории и объекты в силу их особой значимости имеют специальный режим.

Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них – экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.

Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» – неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Так, уже с XVI века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами. С целью защиты экономических интересов государства заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что становился хищническим популярный в то время соболиный промысел, и это привело к сокращению численности соболей. Соболиная охота в этих местах была запрещена. Петр 1 своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он же объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г. № 33-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 г.), особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

По данным ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.

Общее число национальных парков приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

Международная классификация включает 10 категорий особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ):

1. Природные научные резерваты строгого режима.

2. Национальные парки.

3. Памятники природы, примечательные природные объекты.

4. Резерваты природоохранного назначения, управляемые резерваты природы, убежища дикой природы.

5. Охраняемые ландшафты.

6. Ресурсосберегающие резерваты.

7. Антропологические резерваты (резерваты, охраняющие деятельность людей).

8. Ресурсосберегающие местности и территории многоцелевого использования.

9. Биосферные резерваты.

10. Местности мирового наследия (природного).

В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

– национальные парки;

– природные парки;

– государственные природные заказники;

– памятники природы;

– дендрологические парки и ботанические сады;

– лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Между международной и отечественной классификациями ООПТ имеется много общего, но, в целом, по мнению ряда авторов, первая многообразнее и полнее отвечает природоохранным, экологическим и рекреационным задачам.

Для режима природно-заповедного фонда характерно его деление на три вида: абсолютный, относительный, смешанный.

Режим абсолютного заповедования присущ природным заповедникам и памятникам природы.

Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно несовместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса.

Относительно заповедный режим построен на сочетании абсолютных запретов с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов, рекреацией. Этому признаку соответствует организация и деятельность государственных природных заказников.


67. Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда РФ)

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» последними признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий :

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения). Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг;

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов РФ);

– государственные природные заповедники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды.

В отношении особо охраняемых территорий регионального значения и субъектов РФ осуществляется управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий . Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит новое обобщающее понятие – «природно-заповедный фонд» и подтверждает запрет изъятия и приватизации его земель, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющий особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Заповедание – это процесс установления особого режима природопользования и охраны ОС для территорий, имеющих особое научное природоохранное, культурное и другое ценное для человечества значения.

Природно – заповедный фонд РФ – это совокупность различных видов ООПТ РФ, имеющих особое природоохранное, научное, историческое, культурное и иное ценное значения.

В России: слово «заповедник» в современном его толковании появилось впервые в словарях русского языка лишь в 20 в.; первое документальное упоминание о частично охраняемой природной территории относится 11-12 вв., охотничьи заказники с XVI в.; в XVI в. объявляются заповедными засеки- леса военно-оборонного значения; в XVII в. создается заказник для охраны соколов-кречетов на Семи островах в Баренцевом море.

Россия долгое время отставала от передовых индустриаль­ных стран Европы и Америки в организации охраны природы.

Первым официально учрежденным заповедником России считается Баргузинский (1916 г.)

Правовая регламентация режима природных особо охраняемых территорий (природно-заповедного фонда) осуществляется в следующим нормативных актах: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 1995г., ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995г., Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия (подписана в Париже в 1972г., ратифицирована СССР в 1988г.)

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» 1996г.

Особые формы охраняемых территорий – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, в отношении которых установлен режим особой охраны (абз.1 преамбулы ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Категории особо охраняемых природных территорий (выделяются с учетом особенностей правового режима, статуса находящихся на их территории природоохранных учреждений) – п.1 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:



Государственные природные заповедники.

Национальные парки.

Природные парки.

Государственные природные заказники.

Памятники природы.

Дендрологические парки и ботанические сады.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по подчиненности:

Федеральные – исключительно в федеральном подчинении могут находиться государственные природные заповедники и национальные парки.

Региональные – исключительно в региональном подчинении могут находиться природные парки.

Местные – в местном подчинении могут находиться лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Виды особо охраняемых природных территорий по режиму охраны:

Режим абсолютной охраны (государственные природные заповедники, памятники природы) – полностью запрещаются хозяйственная, рекреационная деятельность, организация охотничьего хозяйства, допускаются лишь научно-исследовательская деятельность и природоохранные мероприятия.

Режим относительной заповедной охраны (государственные природные заказники) - допускается частичная эксплуатация.

Смешанные режимы.

Виды особо охраняемых природных территорий с точки зрения Конвенции ООН об охране всемирного культурного и природного наследия: Объекты культурного наследия, Объекты природного наследия, Объекты культурно-природного наследия.



Виды государственных природных заповедников:

Ландшафтные, комплексные.

Биологические.

Палеонтологические.

Геологические.

Гидрологические.

Заповедники - это участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного использования. Обычно в пределах заповедников сохраняется в естественном виде весь природный комплекс. Чаще всего под заповедную охрану выделяются местности, наиболее характерные для определенных типов ландшафтов, географических зон, стран и областей (географических). Заповедный режим устанавливается также для редких и уникальных природных комплексов, которые имеют научное, эстетическое, оздоровительное, рекреационное и образовательное значение. В ряде случаев заповедуются территории, на которых имеются отдельные природные объекты (растения, животные, формы рельефа, минералы и т. д.), представляющие большую научную ценность.

Резерваты (природные) - относят территории с наиболее строгим режимом охраны. Обычно природные резер­ваты составляют самую ценную часть обширных охраняемых территорий - заповедников, национальных парков, заказни­ков. Природные резерваты имеют абсолютно заповедный ре­жим охраны. На их территории запрещены не только ка­кая-либо хозяйственная деятельность, но также посещения туристами и экскурсантами.

Государственные природные заказники – единственный вид особо охраняемых природных территорий, в котором, помимо охраны природных ресурсов, осуществляется ограниченная хозяйственная эксплуатация отдельных природных ресурсов.

Заказники - охраняется часть компонентов природных комплексов, при этом допускается хозяйственное использова­ние ряда природных ресурсов. Наиболее широко распростра­нены охотничьи заказники. В охотничьих заказниках на оп­ределенный срок заповедуется фауна, но разрешается заготов­ка древесины, сбор грибов и ягод и т. д.

Заказники бывают постоянными и временными. Времен­ные заказники чаще всего создаются в охотничьих хозяйствах на срок восстановления того или иного промыслового вида жи­вотных. После восстановления оптимальной численности ох­раняемых видов заповедный режим отменяется и заказник снова превращается в охотничье угодье.

Национальные парки - охраняются мало измененные де­ятельностью человека живописные ландшафты с богатой фау­ной и флорой, где охрана природы соче­тается с организацией отдыха населения и массовым туриз­мом. Как правило, это обширные территории, где природные ресурсы изымаются из промышленного и сельскохозяйствен­ного использования. В национальных парках посетителям предлагают самые разнообразные виды обслуживания, что обеспечивает высокую финансовую рентабельность этих охра­няемых территорий Обычно на территории национальных парков выделя­ют несколько функциональных зон. В их число входит запо­ведная зона, где особо строго осуществляются природоохранные меры и куда не допускаются посетители. В пределах рек­реационной зоны находятся территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты, рыболовства

Основное назначение национальных парков – научно-исследовательская деятельность. Национальный парк выступает с правовой точки зрения в двух ипостасях: как государственный орган и как юридическое лицо. В соответствии с Лесным кодексом РФ, национальные парки, наравне с лесхозами, являются органами управления лесным хозяйством, кроме того, дирекции национальных парков наделены правом выдачи лицензий на организацию туристической деятельности на территории парков. Кроме того, дирекция национального парка осуществляет предоставление в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.

В национальных парках выделяются следующие зоны:

1. Заповедная зона (в ней, как и в государственном природном заповеднике, запрещается любая хозяйственная или рекреационная деятельность).

2. Особо охраняемая зона (допускается только строго регулируемое посещение).

3. Зона познавательного туризма.

4. Рекреационная зона (предназначена для активного отдыха).

5. Зона хозяйственного назначения (с ограничениями, как и в государственном природном заказнике).

Памятники природы – это взятые под охрану отдельные объекты природы - редкие валуны, геологические обнажения, своеобразные выветривания горных пород, уни­кальные формы рельефа, редкие деревья и растения, источни­ки, водопады и т.д.

Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении, нуждающиеся в особой охране государством, не находящиеся на территории других особо охраняемых природных территорий (например, участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы, геологические обнажения, имеющие научную ценность, местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов, природные гидроминеральные комплексы, деревья-долгожители, растения причудливых форм, гейзеры, родники, водопады, утесы, останцы, проявления карста, вулканы, валуны, истоки рек, гроты и пр.). Памятники природы, как и государственные природные заповедники, находятся в режиме абсолютной охраны.

Пр. ледяная Кунгурская пещера на Урале, 600-700-летние дубы в усадьбе Коломенское в Москве, 450-летние вязы в Горках Ленинских вблизи Москвы).

В ряде случаев под специальную охрану берутся объекты природы, связанные с какими-либо историческими событиями, с жизнью выдающихся людей. Так, в Звенигороде, где в земской больнице работал А. П. Чехов, охраняется липа, под которой он любил отдыхать.

Дендрологические парки и ботанические сады могут находиться как в федеральном, так и в региональном подчинении. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности, любая иная деятельность на их территории запрещена.

Функциональные зоны дендрологических парков и ботанических садов:

Экспозиционная (порядок посещения определяется дирекцией).

Научно-экспериментальная (для служебного использования).

Административная.