Какой штраф за поиски монет. Новый закон о кладоискательстве. «Как теперь копать»

Смирнова Ирина Васильевна 21378

В конце прошлого года был принят закон, ужесточающий требования к использованию металлоискателей. По заверениям специалистов, это была вынужденная мера, так как с появлением на рынке недорогих приборов поиск сокровищ с уничтожением культурных слоев и археологических предметов приобрел масштабы стихийного действия. Что же придумали законодатели и как они намерены бороться с «черной» археологией?

Цены в интернет-магазинах:
Беру 42 660 Р
Беру 17 700 Р
Беру 12 250 Р

Буква закона

Законом о металлоискателях 2014 года в народе называют Федеральный закон №245-ФЗ, а точнее поправки, которые были в него внесены. Полный их перечень можно почить на сайте Российской Газеты. Строго говоря, закон не запрещает поиск с металлоискателем, он просто ужесточает ответственность за нелегальное изъятие археологических ценностей.

Иначе говоря, вы можете смело купить прибор и пользоваться им для того, чтобы доставать ржавые гвозди и железяки из земли у себя на огороде. А вот задевать культурный слой и искать на досуге бабушкин клад запрещено категорически. Такие поправки вызвали волну протеста среди поисковых отрядов, для которых поиск с металлоискателем – один из основных методов обнаружения старых захоронений. Но законодатели уверяют, что ужесточение наказания ждет только нелегальных копателей, действующих вне правового поля.

​

Цены в интернет-магазинах:
Беру 5 950 Р
White"s Металлоискатель Treasure Pro грунтовый Беру 28 400 Р

Hobimd RU 45 900 Р

Мнение юристов

Независимые эксперты не видят вреда в новом законопроекте. В поправках они не усмотрели запрета на приборный поиск, а говорят только об использовании металлоискателей с конкретной целью – разведка и изъятие археологических предметов. Доказать это будет не просто, потребуется проведение целого комплекса специальных мероприятий и экспертиз. Одним словом, чтобы отдать вас под суд, потребуются серьезные подтверждения того, что вы гуляли по полю с металлоискателем в руках не ради праздного любопытства.

Основным аргументом тех, кто выступил против поправок, является утверждение о скрытой выгоде для «черного рынка». Есть мнение, что заработать на поправках теперь смогут нелегальные торговцы коллекционными предметами. Ведь у них теперь появился официальный повод для взвинчивания цен.

​

В большинстве своем юристы считают «закон о металлоискателях 2014» сырым и требующим серьезной доработки.

Наказание неизбежно

Что же грозит тем, кто не намерен сдаваться и будет продолжать поиск с металлоискателем в 2014 году?

1. За повреждение или уничтожение предметов, которые признаны памятниками культуры и истории России придется отправиться в тюрьму на 5 лет или выплатить штраф в размере до 5 миллионов рублей.

2. За поиск и извлечение ценных предметов с повреждением или полным уничтожением культурного слоя предусмотрен штраф 1 млн рублей или лишение свободы на 6 лет.

3. За ведение незаконной археологической разведки и раскопок с использованием приборов оштрафуют на 300 тысяч и заберут все, что было выкопано. И металлоискатель, кстати, тоже конфискуют.

В общем, главное – не попадаться на месте преступления (шутка). Да и внушает недоверие термин «археологические предметы». Ведь именно за них и предусмотрено наказание. То есть, юристам нужно доказать, что у вас был умысел на поиск этих самых археологических предметов, а не чего-то другого.

В общем, дремуч и не ясен этот закон о металлоискателях 2014. А на подходе еще и законопроект о лицензировании поисковых приборов, так что неизвестно, что нас ждет в ближайшем будущем.

Цены в интернет-магазинах:

234

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

От 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

(действующая редакция от 23.05.2015)

Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 228. Приобретение права собственности на находку

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

(часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

От 13.06.1996 N 63-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

Б) лицом с использованием своего служебного положения;

В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2020 год.

10.12.2018

Закон о металлоискателях. Как не нарушить?

Вы решились купить металлоискатель. Отлично, приборный поиск - это то хобби, которое дарит множество положительных эмоций. Остается выяснить последний вопрос: «Какие существуют законодательные ограничения на поиск кладов с металлоискателем?»


Пугающие в СМИ заголовки, что где-то задержали копателей, могут оттолкнуть от идеи покупки детектора. Но давайте разберемся, как не нарушить закон, копая с металлоискателем.

Законы о кладоискательстве

В России деятельность копателей регламентирует закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Новый закон появился на основе закона N 4804-1 от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Рассмотрим сначала точные определения понятий, приводимые в новом законе.


Культурный слой - слой, несущий следы деятельности человека старше 100 лет, включающий археологические артефакты.


Археологические предметы - движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.


Специальные технические средства - средства, позволяющие обнаружить археологические предметы (металлодетекторы, радары, магнитные приборы).

Суть закона о кладоискательстве

Мы не будем дословно приводить текст закона, многие пункты не касаются деятельности копателей. Они устанавливают требования к строителям, археологам в отношении памятников культуры и истории.


Приведём лишь те нововведения, которые важны для нас:

Все предметы археологии, изъятые из земли, принадлежат государству.


В законе более подробно раскрыто значение «Археологические объекты». Под этим словом подразумеваются: городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.


В закон добавлена статья 242.2 (Незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания). Статья устанавливает уголовную ответственность за поиск на объектах археологии. Обобщенно, наказания можно показать, используя таблицу:


Статья 8 данного закона запрещает отчуждать предметы археологии (за исключением случаев передачи государству). За нарушение грозит штраф до 5000 рублей.

Пояснение закона

Как видим, закон ужесточил наказание за незаконные изыскания и оборот предметов.

Из текста закона ясно, что предметы археологии определены возрастом в 100 лет. Уже этот момент позволяет вести поиск предметов в местах, где люди жили только последний век. Закон не запрещает использование, покупку, продажу металлоискателей и не требует специальной лицензии. Запрет на использование установлен лишь в отношении памятников археологии.

Можно ли искать с металлоискателем военные реликвии?

Вести поиски можно на местах, имеющих следы ВОВ. Не запрещено искать деньги, жетоны, пуговицы, предметы быта и др., относящиеся к этому периоду. Но помните, что хранение взрывоопасных предметов и оружия регулируется статьей 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» грозит лишением свободы на 4 года. При случайном обнаружении «эха войны» нужно незамедлительно сообщить в соответствующие органы с указанием точных координат.

Можно ли искать с металлоискателем на пляже?

Вести поиск можно и на пляжах, но только на муниципальных. На частных пляжах нужно получить разрешение собственника, желательно, в письменной форме.

Если не уверены, принадлежит этот пляж государству или частному лицу, то лучше спросите у кого-то из местных.


Итак, мы выяснили, что поиск в местах, не относящихся к местам археологии разрешен.

Можно ли искать с металлоискателем предметы старше 100 лет?

Ещё раз обратим внимание, что изъятие предметов старше 100 лет из земли запрещено, но закон не даёт пояснения на следующие парадоксы. Почему «потеряшки» обычного крестьянина и украшения скифского воина приравнивают к одному и тому же понятию «предметы археологии»?

По закону, сельхоз техника, распахивающая поля, нарушает культурный слой, если в нем присутствуют предметы старше 100 лет?

По сути, закон не изменил проблему разорения археологических объектов, а лишь поставил в неловкое положение законопослушных граждан. Доказать причастность к разрушению культурного слоя почти невозможно, если только не поймали на месте.

Если же к вам на копе приближается полицейский, то объясните, что потеряли ключи от машины или копаете металлолом.

А если вы ещё волнуетесь, что на хуторе 19 века искать опасно, то предлагаем вам следующие действия. Найдя очередную имперскую монетку, принесите её в ближайший краеведческий музей и сообщите, что случайно обнаружили на месте старой деревни николаевскую копейку.
Сообщите точные координаты и наблюдайте, как «быстро» на место выедут археологи, чтобы зафиксировать ценную для истории находку и провести археологические раскопки. А если серьезно, то сами понимаете, как на вас посмотрят…

Вывод

Давайте попробуем подвести итоги и ответить на вопрос, как не нарушить закон с металлоискателем:

  • Не копайте на объектах археологии.
  • Не тащите домой найденные оружия и взрывоопасные предметы.
  • Старайтесь искать подальше от дорог.
  • Не ищите на частной собственности без разрешения собственника.
  • Не оставляйте за собой «лунный пейзаж».

Соблюдая эти правила, вы в 99.9% случаев обезопасите себя от проблем с законом.

guduna | 1.04.2019 15:04

Законом установлен порядок и правила выдачи открытого листа, мы его вкратце приведем здесь.

Но, на наш взгляд, самым тяжелым для получения разрешения (открытого листа) на проведения раскопок является выполнение данных трех пунктов.

1. Государтсву необходимо предоставить научное обоснование полевых работ. То есть почему вы решили, что тут нужно копать. Это обоснование может выглядеть например так: «Из архивных записей про историю Поволжья и карт 1865 года, я выяснил, что в данном месте распологалась кузница, которая славилась на весь регион своими новшествами и неординарными техническими решениями того времени. Целью раскопок в данном месте является обнаружение предметов производства этой кузницы и донесение до общественности новой информации про историю в данном направлении.»

2. Второй пункт это то, что у вас должно быть высшее образование по специальности «история», «музейное дело и охрана памятников». Тут как мы понимаем большая часть любителей копа уже не попадают под критерии.

3. Ну и третье — уже существующее археологоческое сообщество должно походатайствовать за вас у Министертсва культуры о выдаче разрешения. И с этим сообществом вы должны состоять в трудовых отношениях, то есть работать у них или выполнять для них какие-то функции.

Плюс этот открытый лист выдается на определенный период и дает право заниматься копом на определенной территории. Если вы захотите на законных основниях покопать еще в каком-либо месте то данное разрешение нужно будет получать еще раз.

Ниже приведу основные пункты правил получения открытого листа.

Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ.

Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;
б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

Всем здарова, камрады, давным-давно не писал сюда, ибо в последнее время все некогда, да и новости у нас, в России, сами знаете какие. Копать типа запретили, президент Путин подписал закон о кладоискательстве. Вроде все стало ясно - копать нельзя или можно? Где только я не пытался узнать, что ждет копателя, будут ли нас ловить в полях и лесах. Даже на таком известном форуме, как ревьюдетектор, нет полезной структурированной информации, чего уж говорить о более мелких ресурсах.

Становится ясно, что полиции дадут очень простую для них установку - ловить всех и не важно, копаешь ли ты на поле или на памятнике архитектуры. Если тебя "подсекут" с металлоискателем, то вопросы будут однозначно и, скорее всего, не только вопросы. Копаря просто повяжут, конфискуют прибор и потом разбирайтесь, как хотите. Так уже было у нас, в Кирове, когда даже закон еще не приняли. Шел себе копатель по лесной тропинке, вдруг откуда не возьмись нарисовались наши доблестные служители порядка с археологами и повязали парнишку. Он был один, у него был металлоискатель и несколько монет-потеряшек, убитых временем. Так ведь впаяли ему злостное нарушение, а полушки так и вообще, приравняли к археологической редкости. Как было на Руси дуролобство(даже не знаю, есть ли слово такое), так и осталось.

Однако, если следовать букве закона, копать право мы имеем и это факт. В первую очередь можно копать на полях, которые пашутся тракторами. Никакого нарушения культурного слоя тут нет, ибо трактора итак его нарушили до нас. Если он вообще тут был. Понятие культурные слой - еще одна мифическая штука, которую можно трактовать по разному. Однако по закону это - если тут жили человеки более 100 лет назад. То есть если вы решили покопать в старинной деревеньке 1800 года основания, то культурный слой вы нарушаете и по закону вы ответите за это 🙂 Поэтому все копатели как один советуют забираться в самую глушь, где вообще никого нет и отдыхать там вволю. В следующем году планируем делать такие дальние забросы с камрадами на несколько дней.

Далее - можно копать на пляжах, так что пляжникам можно расслабится. культурный слой на общественном пляже вряд ли сможет найти любой археолог. Конечно, наша полиция, краем уха слышав про закон против металлоискателей, может докопаться и до пляжников, однако можете смело посылать их "в офис", вы ничего не нарушаете, просто потеряли сое кольцо/цепочку и пытаетесь тут его найти))

Если же полицейский произвол не обошел вас стороной и вас "повязали", то нужно знать несколько полезных правил, что говорить, что полиция может делать, а что нет. Не помню, где я читал эти советы, но они реально полезные. Итак, если вас задержали, для этого должно быть основание - либо вы копаете на месте культурно-археологического наследия, либо вы нашли какую-либо культурную ценность. И то и другое понятие может трактоваться служителями закона по разному))

Для вашего досмотра полиция обязана оформить протокол досмотра и найти 2 понятых. Вот тут начинается самое интересное - сами полицейские понятыми быть не могут, археологи, которые наверняка тоже будут в "банде", также не могут стать понятыми, ибо они лица заинтересованные. Так что, если вас поймали в глуши, где никого нет, то и досмотреть вас не смогут)) А значит и предьявить что-либо тоже не смогут. По идее. На деле же все может оказаться совсем по-другому. Так что знайте свои права и пользуйтесь ими. Можете даже снимать все происходящее на камеру, думаю это будет вообще супер)) Потом даже за произвол можно в суд на них подать, когда они нарушат ваши права. Хотя, конечно, в такой замес с властями лучше вступать не одному, поэтому и на коп мы ездим по 2-3 человека.

Так что копать можно, но нужно помнить, что полицейские крайне туманно представляют свои обязанности и не знают толком, как формулировать закон. А потому они будут вас досматривать, конфисковывать ваш металлоискатель и творить другой беспредел. И чтобы такого не произошло, если уж вас повязали и "кидают предъявы", то знайте свои права и грамотно их излагайте. Помните - если вы идете где-либо с металлоискателем, просто идете, вас не имеют права досматривать и вообще, останавливать. Если такое произошло, говорите, что они нарушают ваши права, что вы раскопок не ведете, а просто движетесь куда-либо(да хоть бы типа вас попросили найти в деревеньке потерянное кольцо). Пока еще металлоискатели разрешены, только пользоваться ими можно не везде. Если и дальше наседают - требуйте протокол досмотра и двоих понятых(не из банды, которая вас прессует).

Законы у нас в России работают сами знаете как, так что даже если вы ни в чем не виноваты, вас могут "принять" и оформить как злостного "копателя могил". Именно это и добиваются археолги, когда по телеку можно видеть очередной сюжет про "черных копателей, к которым нас с вами приравняли. От этого становится обидно "за державу", ведь та история, которую мы с вами поднимаем, делаем находки монет и других вещей, наше правительство предпочитает, чтобы все эти вещи сгнили в земле, но не достались народу. Интересных лотов монет на аукционах станет меньше и от этого потеряют уже коллекционеры и известные "каталогизаторы", которые ищут и пока еще находят редкие разновидности монет, которые могут пролить свет истории на те или иные моменты жизни наших предков. Думаю, все понимают(и археологи тоже), что мы-копатели, привносили приличный вклад в расширение исторических знаний. Благодаря многим нашим находкам историки могут представить развитие тех или иных событий.

А теперь все, конец. Думаете, археологи прольют свет на историю наших предков? Лишь малая часть из них действительно занимается своим делом, а большая часть - выдают лишь патенты на строительство объектов на месте, где нельзя строить. И таких примеров - тьма. Хотите тут строиться? А ну-ка, проплатите нам, чтобы мы провели разведку и выяснили, а не является ли это место археологическим памятником, не скрывает ли оно артефакты. Сумма проплачена, стройка разрешена и пох, что тут на самом деле древнее кладбище или какой другой археологический объект. Кто будет это проверять? Никто.

Обидно, что принят такой закон, когда никто особо не разбирался, что запрещают хобби 2 миллионов граждан РФ. Что хочет власть, чтобы мы пили? Спивались и превращались в бесхребетных свиней? Отдых на свежем воздухе с металлоискателем прекрасен. Кому мы помешали? Тем не менее, по закону копать можно, если вы не нарушаете культурный слой и в ваших находках нет предметов археологического наследия. Так что копаем, такие найденные предметы выкидываем назад, а себе забираем лишь убитые временем монетки 🙂

Огромная просьба отписаться, если вас ловила полиция, если вы знаете какие-то примеры произвола и тп. Нужно собрать информацию, как следует вести себя и где можно копать, где нельзя. Премного благодарен, если откомментите.