Объективные факторы виктимизации. Факторы виктимизации. Задания для самостоятельной работы

Термин «виктимность» введен в научный оборот Л.В. Франком, однако в литературе понятие виктимность трактуется различно. В основном, расхождения касаются:

а) структурных элементов виктимности;

б) ее оценки как состояния и объективного свойства лица;

в) момента возникновения потенциальной виктимности;

г) соотношения и зависимости потенциальной и реальной виктимности.

Первоначально Л.В. Франк определил индивидуальную виктимность «как реализованную преступным актом «предрасположенность», вернее, способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность опасности там, где она объективно была предотвратима. В дальнейшем, с учетом критических замечаний он признал, что индивидуальная виктимность – это не только реализованная, но и потенциальная способность тех или иных лиц стать потерпевшими или, иными словами, неспособность избежать преступного посягательства там, где объективно это было возможно. При этом имеется в виду не усредненная, а повышенная способность стать жертвой в силу ряда субъективных обстоятельств.

Таким образом, с позиции Л.В. Франка, индивидуальная виктимность – это потенциальная, а равно реализованная повышенная способность стать жертвой преступного посягательства при условии, объективно это можно было избежать.

Критикуя определение Л.В. Франка, В.И. Полубинский приходит к выводу, что при определении виктимности конкретного человека речь должна идти не о всякой его повышенной способности становиться жертвой преступления, а лишь о такой, которая непосредственно связана с какими-либо особенностями личности и поведения самого пострадавшего или с его специфическими взаимоотношениями с причинителем вреда, и в свою очередь определяет индивидуальную виктимность как свойство данного человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью), способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями.

Другими словами, виктимность конкретного индивида представляет собой потенциальную способность его оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами.

Таким образом, индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человечеству (но не фатальной) способности стать жертвой преступления.

Помимо виктимности отдельного лица, существует виктимность массовая, т.е. виктимность как социальное явление. Это сложное явление, которое в зависимости от реализации определенных личностных и ситуативных факторов, сложившихся в определенное множество, выражается в различных видах. К ним относятся групповая виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности); объектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений); субъектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность включает в себя три компонента:

а) совокупность потенций уязвимости, реально существующей у населения в целом и отдельных его групп (общностей);

б) деятельный, поведенческий компонент, который выражен в совокупности актов опасного для действующих индивидов поведения (позитивного, негативного, толкающего на преступление или создающего способствующие условия);

в) совокупность актов причинения вреда, последствий преступлений, т. е. реализации виктимности, виктимизации (виктимность – результат).

Массовая виктимность характеризуется состоянием, уровнем, структурой и динамикой.

Состояние виктимности это выраженное в абсолютных цифрах число преступлений, повлекших причинение вреда физическим лицам; число потерпевших от этих преступлений, а также случаев причинения вреда преступлениями, т. к. их может быть больше, чем преступлений и потерпевших (жертв).

Уровень виктимности (или коэффициент) по лицам, исчисляемый из количества потерпевших от преступлений (жертв) за определенный период времени на той или иной территории и общего количества населения на тысячу, десять тысяч, сто тысяч человек. Этот показатель выражается только в относительных цифрах и рассчитывается по формуле:

Квл = - х 1000

где Квл – коэффициент виктимности по лицам, П – количество потерпевших, Н – все население региона, независимо от возраста.

Расчет специальной (избирательной) виктимности производится по формуле:

Ксвл = - х 1000

где Ксвл – коэффициент специальной виктимности по лицам, т.е. виктимности – следствия определенных видов преступлений, П – количество потерпевших от определенных видов преступлений, Н – все население региона, независимо от возраста. Уровень виктимности может быть рассчитан не только по лицам, но и по преступлениям.

Структурная виктимность может быть построена по самым различным признакам: полу, возрасту, образованию и другим параметрам, относящимся к потерпевшим; признакам, относящимся к преступникам, причинившим вред, а также к преступлениям. Она должна отражать удельный вес отдельных видов преступлений, которыми причинен вред, в общем количестве преступлений, совершенных за определенный период времени на той или иной территории; удельный вес различных групп потерпевших в отдельных видах преступлений, удельный вес потерпевших от отдельных видов преступлений в различных группах и в общем числе потерпевших и др.

Динамика виктимности отражает изменения в пределах конкретного временного периода состояния виктимности, ее уровня и структуры в отдельности, в сочетаниях и в полной совокупности.

Виктимность – лишь относительно «внутреннее дело преступности». В определенном смысле она, наряду с другими причинами и условиями, обеспечивает существование преступности, определяет возможность совершения преступлений, влекущих причинение ущерба физическим лицам.

Социальная сущность явления виктимности вытекает из того, что:

Реализованная виктимность есть следствие социального явления – преступности;

Виктимность в потенции есть результат действия совокупности социальных условий на уровне макросреды и социальной сферы отдельных личностей.

Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений, то виктимность массовая – всегда одновременно потенциальная и реализованная, ибо виктимные предрасположения массы людей, для большинства из них остающиеся потенциальными, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой их части.

Таким образом, массовая виктимность – это отражающее состояние общества, связанное с преступностью исторически изменчивое социальное явление – выражается в совокупности всех жертв и актов причинения вреда преступлениями физическим лицам на определенной территории в определенный период времени и общих для населения и отдельных его групп потенций уязвимости, реализующихся в массе разнохарактерных индивидуальных виктимных проявлений, в различной степени детерминирующих совершение преступлений и причинении вреда.

Интересную позицию высказывает Н.В. Исаев, который говорит, что стать жертвой преступления может любой человек или любая общность. Однако виктимными будут только те, в поведении или в деятельности которых по их вине проявилась повышенная уязвимость. Он (Н.В. Исаев) виктимность связывает только с поведением жертвы, предрасполагающим к преступлению. Поэтому он не считает виктимными жертв, характеризующихся объективно неустранимыми свойствами, повышающими уязвимость от преступлений. С учетом этого Н.В. Исаев отличает виктимность от уязвимости. Уязвимость – это объективная возможность, способность любого лица или общности стать жертвой преступления. Уровень уязвимости во многом зависит от состояния преступности. Однако многие из людей объективно обладают повышенной уязвимостью, которую нельзя устранить, но которую можно учитывать в жизни в целях предупредительного воздействия на преступность 10 .

Вопрос 3 . Понятие виктимизации

Наряду с понятиями жертва и виктимность виктимология использует понятие «виктимизация». Виктимизация – это процесс превращения лица в жертву преступления.

Виктимизацию следует рассматривать в двух аспектах – индивидуальном и массовом.

Виктимизация имеет структуру , которая на индивидуальном уровне включает такие элементы, как субъект и объект виктимизации, субъективная (эмоционально-волевая) и объективная (ситуативная) стороны виктимизации.

Субъект индивидуальной виктимизации – это всегда физическое лицо, непосредственная жертва преступления (потерпевший).

Субъект массовой виктимизации – это множество, совокупность жертв – субъектов индивидуальной виктимизации. Но это не особая, представляющая собой иное, новое качество, коллективная жертва. В данном случае понятие субъекта виктимизации и жертвы не совпадают.

Объект виктимизации – это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения (блага, ценности), которые в результате виктимизации подверглись социально нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.

Объективную сторону виктимизации составляют элементы ситуации: место, время, способ причинения вреда, поведение потерпевшего в виде провокации, содействия, противодействия виктимизации, последствия виктимизации, т. е. то, что существует вне (хотя и не всегда независимо) субъекта виктимизации.

Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, умысел или неосторожность потерпевшего, определяющие его «вклад» в механизм причинения вреда, восприятие, осознание и отношение к результатам виктимизации.

Уровни виктимизации:

1-ый – непосредственная жертва, т.е. физическое лицо;

2-ой – семья;

3-ий – коллектив, организация;

4-ый – население районов, регионов, преступлений с учетом уровня их латентности.

Коэффициент виктимизации 11

К в = ---------------- х 100 тыс.

либо на 10 тыс. или на 1 тыс. человек, где К в – коэффициент виктимизации; Ж – число учтенных жертв; ЛЖ – число латентных жертв; Н –все население независимо от возраста; 100 тыс. (10 тыс. или 1 тыс.) – показатель размерности к в.

Говоря об уровне виктимизации российского общества, В.И. Задорожный отмечает, что он на порядок выше, чем в европейских странах, и как одну из причин этого отмечает слабое профилактическое воздействие на виктимность со стороны правоохранительных органов. По его (Задорожного) мнению это объясняется несовершенством законодательства, низким уровнем организационного, информационного, ресурсного обеспечения, а также отсутствием системы подготовки и обучения специалистов, способных осуществлять виктимологическую профилактику 12 .

А.Л. Смирнов связывает правовой статус потерпевшего с проблемой его виктимного поведения, которая обычно возрастает в эпохи реформ. Резкие перемены жизненных координат выбивают обывателей из традиционных ритмов существования, и они становятся легкой добычей преступников 13 … Противоположное мнение высказывается Т.В. Варчук и К.В.Вишневецким, которые отмечают, что актуальные для криминологической науки социологические исследования доказывают, что между реальными социально-экономическими условиями, уровнем жизни человека и его поведением нет прямо однозначной связи. При этом он отмечает их весьма существенную роль в формировании социально-психологических условий, нормативных и ценностных установок, интересов и ориентиров, определяющих жизненную позицию и поведение людей 14 .

ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОЙ ВИКТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Терещенко Юлия Ахмедовна

(филиал ГОУ «Омский государственный педагогический университет», г.Тара)

e-mail: [email protected]

Особую роль в развитии отклоняющегося поведения личности играет девиантная виктимизация – процесс и результат освоения личностью девиантных образцов и способов поведения, детерминируемый влиянием специфических виктимогенных факторов. Формированию и развитию девиантной виктимизации способствует наличие объективных обстоятельств социализации, влияние которых делает человека жертвой отклоняющегося поведения, то есть способствует процессу девиантной виктимизации. Подобные факторы можно разделить на два вида и соответствующие им уровни (рис. 1):

Рис. 1. Факторы девиантной виктимизации личности

В качестве субъективных предпосылок на индивидном уровне, по мнению А.В. Мудрика, присутствуют особенности наследственности (генетическая предрасположенность к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению) [ 6 ] . Это такие факторы как алкоголизм родителей, табакокурение и употребление ими наркотических веществ, что безусловно, оказывает губительное действие на организм ребенка, повреждая его биологические основы. Е.В. Змановская добавляет, что особую роль в биологических предпосылках развития девиантного поведения играет состояние и типологические свойства нервной системы, гендерные различия и возрастные особенности. Именно они определяют силу и характер реакции личности на любые средовые воздействия [ 2 ] .

На личностном уровне девиантная виктимизация зависит от многих личностных социально-психологических характеристик, которые могут способствовать усвоению отклоняющихся образцов поведения. Учеными (И. Лангеймер, З. Матейчек, А.М. Прихожан) отмечены такие особенности личности, наличие которых обусловливает развитие поведенческих отклонений. К ним относятся:

  1. Т рудности в общении , которое отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. У детей и подростков, склонных к девиантному поведению, часто проявляется невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность, а порицание совсем не изменяет ее. В групповых отношениях такие дети чаще всего занимают полярную позицию: либо они являются лидерами во взаимодействии со сверстниками, либо остаются ими незамеченными и нередко принимают в свой адрес обидные высказывания.
  2. Неадекватная самооценка. Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым обществом требованиям ставит растущего человека перед выбором: либо в пользу социальных норм и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе, поэтому желание соответствовать ожиданиям общества, коллектива уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Неадекватность самооценки может иметь и другое полярное значение – завышенный уровень притязаний, переоценка своих возможностей. Такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, считает, что к нему несправедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессии по отношению к более слабым [ 7 ] .
  3. Низкий уровень самоуправления и саморегуляции. Дети, проявляющие девиантное поведение, часто не могут заставить себя выполнять какое-либо неинтересное или трудное дело без нажима со стороны взрослых. У многих подростков выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности и неорганизованности. Указанные особенности не позволяют детям определять цели и задачи собственных действий, сформировать модель средств достижения поставленных целей, учитывать последовательность их применения [ 8, с. 345 ] .
  4. Повышенный уровень агрессивности. Агрессия – это устойчивая форма поведения, которая не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь и снижая продуктивный потенциал личности, сужая возможности полноценной коммуникации, деформируя его личностное развитие [ 11 ] . Чрезмерное развитие агрессии определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости. Угрозу для общества представляет агрессивность как свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъект-субъектных отношений, и как стремление личности к проявлению насилия, то есть мотивационная агрессия [ 2 ] . Высокий уровень мотивационной агрессивности является серьезным барьером между человеком и окружающими людьми, что неизменно ведет к возникновению конфликтов и отклонений в поведении личности.
  5. Высокий уровень тревожности. В психологии тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги [ 10 ] . Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Ю.А. Клейберг указывает, что тревога, не соизмеримая с вызвавшим ее явлением и событием, препятствует формированию нормального адаптивного поведения и лежит в основе любых негативных изменений [ 3 ] . Исследования, проведенные Л.М. Костиной, показывают, что повышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека и несет в себе потенциальную опасность приобщения к социальным вредностям [ 4 ] .

Не менее важную роль играют и объективные факторы девиантной виктимизации личности. Для каждого учреждения, в котором находится ребенок, имеются соответствующий данному виду ряд виктимогенных факторов. Например, учреждения интернатного и казарменного типов имеют свои особенные характеристики, приводящие к развитию отклонений. Во-первых, твердая регламентация режима закрытого учреждения , которая значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни, работы и распределении времени . Во-вторых, ограниченный круг сверстников , что исключает свободу выбора референтной группы общения, а жёсткая заданность социальных нормативов возводит коллективную дисциплину в своего рода абсолют, исключающий развитие соревновательной мотивации. В-третьих, интолерантное отношение взрослых , которое проявляется в безразличии, отсутствии эмоционального принятия воспитанника [ 1 ] .

Еще более решающее значение имеют объективные факторы девиантной виктимизации на социальном уровне. Е.И. Холостова выделяет целый ряд социально-экономических, политических и духовно нравственных факторов, влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных детей:

  • чрезмерная коммерциализация общества;
  • распад целого ряда социальных институтов, работающих на детство;
  • криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
  • потеря престижа образования и честного заработка [ 12 ] .

Называя факторы, обусловливающие изменения в динамике и структуре ненормативного поведения личности, ученые (В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева) обращают внимание, прежде всего, на неблагополучную «семейную демографию», криминогенную зараженность многих семей (пьянство родителей, рост наркомании, влияние ранее судимых родственников, правовой нигилизм родителей и др.) [ 5 ] .

И, наконец, важнейшим фактором девиантной виктимизации социальной среды является социальное неравенство. П.Д. Павленок находит его выражение в «низком, подчас, нищенском уровне жизни молодежи, расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации» [ 9 ] .

Таким образом, можно утверждать, что, выступая как субъект воздействия, личность в поведенческих действиях отчётливо демонстрирует зависимость от своей социальной среды, которая регламентирует ее возможности в области жизненных целей и достижений.

Библиографический список

  1. Астоянц М.С. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. – 2005. - №2. - С. 42.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 46, 50.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 92.
  4. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. - №1. – С. 137.
  5. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. // Социологические исследования, 2007. - № 12. - С. 87.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 179.
  7. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 241.
  8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 345.
  9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 277.
  10. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – С. 419.
  11. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Педагогическая и возрастная психология: психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - № 1. – С. 17.
  12. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 531-532.

ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ

Каждый человек является объектом социализации, должен стать субъектом социализации, может оказаться жертвой неблагоприятных условий социализации.

Субъект социализации – это человек, который усваивая социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, занимается саморазвитием, стремится к самореализации в обществе.

Жертва неблагоприятных условий социализации это ребенок, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий воспитания, разнообразных ситуаций, действий посягателя ).

Различают 3 вида жертв:

1. Реальная жертва. Люди с психосоматическими дефектами, инвалиды, сироты, беспризорники, дети, проживающие в неблагополучных семьях.

2. Потенциальные жертвы. Люди с пограничными психическими состояниями (неврозами), мигранты, дети, живущие в семьях «группы риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные).

3. Латентные жертвы. Люди, условия существования которых, в принципе не является негативным, но, тем не менее, не позволяют полностью реализовывать заложенные от природы задатки (одаренные дети).

Это неблагоприятные условия социализации, способные оказать негативное влияние на развитие человека.

Виктимизация – это процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Виктимизация – двусторонний, внешний процесс. С одной стороны это влияние на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой – это процесс социально психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий, формирующих в нём психологию жертвы.

Различают объективные и субъективные факторы виктимизации.

Объективные факторы виктимизации .

· неблагоприятные природно-климатические условия (суровые климатические условия, неустойчивый климат негативно влияет на здоровье, психику человека, вызывая состояние депрессии),

· неблагоприятные экологические особенности среды (загрязнение воздушной, водной, наземной среды провоцирует возникновение хронических и раковых заболеваний, иногда является причиной саморазрушающего поведения),

· другим таким фактором может стать государственно-общественная система, для которой характерно низкий уровень экономического развития, отсутствие продуманной социальной политики, в отношении незащищенных слоев населения – детей, сирот, инвалидов, внешняя государственная политики приводящая к войнам, депортации социальных групп и целых народов.

· тип поселения (низкий культурный уровень населения, наличие антисоциальных субкультур в городе (например, криминальных структур, наркоманов, сект), демографическая структура населения).

· микросоциум (семья, сверстники). Неблагоприятный социально психологический климат в семье или школе, осложняет процесс социализации личности и т.д.

УДК 159.922.4+343.988:159.9 ББК Ю959.7+Х515

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВИКТИМИЗАЦИИ БЕЛОРУСОВ И РОССИЯН

М.А. Одинцова

Обоснована необходимость проведения исследования субъективных факторов виктимизации россиян и белорусов (индивидуально-психологические особенности людей, влияющие на их способность к адаптации в различных условиях жизнедеятельности): типа ролевой виктимности, жизнестойкости, смысложизненных ориентаций, уровня сформированности тех или иных преодолевающих стратегий поведения. Сделан анализ научных разработок, в той или иной степени освещающих объективные факторы виктимизации белорусов и россиян, к которым отнесены этнокультурные условия, особенности исторического развития, социальной, экономической и политической жизни народов. Учитывая, что субъективные виктимогенные факторы чувствительны к различным явлениям в общественной, социальной, экономической и политической жизни населения России и Белоруссии, сделан сравнительный анализ результатов трех этапов исследования, выполненных в 2009-2012 гг. через различные временные интервалы. Прослежены возможные системные проявления некоторых сторон виктимности у белорусов и россиян. В статье представлены результаты эмпирического изучения субъективных факторов виктимизации (на материале исследования сбалансированной выборки 580 жителей Москвы и Минска).

Ключевые слова: жертва, виктимизация, субъективные факторы виктимизации, объективные макро- и микрофакторы виктимизации.

Вопросы виктимизации детально разрабатываются в рамках криминологии, виктимо-логии ; педагогики ; кризисной психологии . Проблема этнической виктимизации освещена в разработках А.И. Миллера,

А.В. Мудрика . Виктимизация (от лат. угс^та - жертва) в узком смысле рассматривается как процесс и результат превращения лица в жертву преступных посягательств . В клинической социологии данное понятие наделяется характеристиками «культурногенетической» и «социогенетической» природы и связывается с дефицитарной социализацией, приводящей к психоэмоциональному неблагополучию, дезадаптации, социальной деструкции личности, создающей «культурогенный виктим» . В социальной педагогике дается расширительное толкование исследуемого явления: «виктимизация - это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации» .

К неблагоприятным условиям социализации, способствующим появлению того или иного типа жертвы, относят широкий круг явлений. Опираясь на существующие классификации при исследовании проблемы

виктимизации этнических групп, следует рассматривать:

Объективные факторы, к которым можно отнести особенности исторического развития, этнокультурные условия, особенности социальной, экономической и политической жизни народов;

Мезофакторы виктимизации - этническое самосознание, специфика национального характера;

Субъективные факторы виктимизации, к которым относят психологические свойства людей, влияющие на их способность к адаптации.

Объективным факторам виктимизации как своеобразному индикатору виктимности людей, позволяющему выявить потенциальных жертв, в научной литературе уделяется достаточно внимания . Мезофакторы виктимизации также вызывают интерес у исследователей . Субъективные факторы виктимизации являются мало доступными для изучения, скрытыми, а потому более трудоемкими для исследований. Возможно, поэтому в научной литературе представлено не так много исследований субъективных факторов виктимизации различных этнических групп. Не обнаружено исследований

сравнительного характера, в частности, особенностей виктимизации двух родственных славянских народов: белорусов и россиян.

Целью данной работы является обобщающий психологический анализ факторов виктимизации белорусов и россиян.

Исследование проводилось среди жителей двух мегаполисов: столицы России г. Москвы и столицы Белоруссии г. Минска в течение трех лет в несколько этапов: первый - в 2009-2010 г.г. (объем выборки исследования N = 525); второй - в 2010-2011 гг. (N2 = 428); третий - в 2011-2012 гг. (^ = 345). При окончательном формировании выборки по всем трем этапам исследования (совокупной выборки) на первом этапе в нее были включены 107 белорусов и 107 россиян, на втором этапе ее пополнили 85 белорусов и 85 россиян; на третьем этапе - 98 белорусов и столько же россиян. Общий объем сбалансированной выборки - 580 человек. Вся выборка в целом была сбалансирована по полу, возрасту, профессиональным предпочтениям, национальности. Диапазон возраста участников исследования составил от 18 до 52 лет (средний возраст - 28 лет).

Для исследования субъективных факторов виктимизации белорусов и россиян использовались следующие методики: опросник «Тип ролевой виктимности» ; тест жизнестойкости ; тест смысложизненных ориентаций ; опросник «Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях» ; опросник локуса контроля . На третьем исследовательском этапе был введен тест «Маркеры факторов „Большой пятерки“» (МФБП)

Опросники предъявлялись как индивидуально, так и в небольших группах.

Результаты обследуемых в выборках сравнивались между собой по всем показателям используемых методик. Для обработки результатов использовались статистические методы обработки данных в компьютерном пакете статистических программ

8ТЛтеТ1СЛ уег.8.

Результаты исследования

Результаты первых двух исследовательских этапов отражены в более ранних публикациях автора . В настоящей статье используются данные, полученные на третьем этапе исследования. По результатам этого этапа были выявлены значимые различия у белорусов и россиян в показателях проявления «игровой роли жертвы» (р = 0,034). При этом в поведении белорусов в большей мере выражена игровая роль жертвы как единица анализа добровольных, взаимовыгодных, лег-

ко принимаемых членами межличностного взаимодействия ролевых отношений, детерминированных сложным сочетанием разнообразных форм виктимной активности (среди которых инфантильность, манипулятивность, зависимость, некритичность, беспомощность и др.), имеющих в своей основе скрытую мотивацию и гармонично вписывающихся в проигрываемую ситуацию. Эти результаты согласуются с данными, полученными нами в исследовании, проведенном в 2009 г. (достоверные различия по ^-критерию Стьюдента получены на уровне значимости р=0,02 ), и данными, полученными на втором этапе исследования -в 2010 г. (р = 0,04) ; а также при пересчете данных по совокупной выборке N = 580) (р = 0,000).

Игровая роль жертвы через эмоционально-когнитивный процесс идентификации себя с жертвой приводит к усвоению личностных смыслов последней и в некоторой степени может повлиять на формирование «менталитета жертвы». «Несчастный», «многострадальный», «пострадавший» - только небольшая часть стереотипов, которые внедряются в сознание через средства массовой информации и лишь закрепляют игровую роль жертвы в поведении белорусов. Менталитет жертвы можно считать продуктом Великой Отечественной войны , Чернобыльской аварии , а также характера государственной власти, сформировавшейся в настоящее время в Белоруссии . Этот перечень включает лишь немногие неблагоприятные условия социализации, являющиеся специфическими виктимогенными факторами, формирующими менталитет жертвы у белорусов. Современные трансформационные процессы в социальной, экономической и политической жизни белорусов лишь усиливают виктимность, которая проявляется в различных формах: это может быть игровая роль жертвы, позиция жертвы и др.

Позиция жертвы как закрепившаяся игровая роль, вбирающая в себя установки, свойственные «жертве», является целостной интегративной характеристикой образа жизни людей, которые полностью приняли данную роль и по-другому жить не умеют. Результаты второго этапа исследования продемонстрировали наличие значимых различий по шкале «позиция жертвы» (р = 0,050) у обследованных белорусов и россиян . Аналогичные по характеру данные были получены и по совокупной выборке.

Игровая роль жертвы и позиция жертвы представляют собой две стороны одного явления, характеризуемого конвенциальностью,

идентификацией с другими людьми, прибегающими к подобной роли, с символом или образом на основании установившихся эмоциональных связей, включения их в свой внутренний мир, принятия их как собственных норм, ценностей. Поэтому можно предположить, что выявленные различия между белорусами и россиянами по шкале «позиция жертвы» не являются случайными. Игровая роль и позиция жертвы становятся выгодными, а потому легко принимаемыми. Еще в исследованиях Э. Крепелина было подмечено, что некоторые люди, переживающие трудные ситуации, придерживаются рентных установок: «Я - пострадавший, и мне должны!» . Рентные установки как особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения возникают на фоне необоснованной помощи со стороны микро- и макроокружения. Белорусское государство, по меткому замечанию

A. Пикулика, называют «государством-рантье» , которое ориентировано на утилитарный подход к своему бедственному положению, на позиционирование себя пострадавшим и беспомощным. Такая позиция не может не отразиться на психологии белорусского народа.

В противовес этому о российском народе сформированы представления как «народе-победителе» . Анализ социологических исследований российской действительности свидетельствует, что за последние десять лет в России произошла реальная революция в социальном, экономическом, политическом, мировоззренческом обустройстве многих россиян. По убеждению В.А. Тишкова, сегодняшние «позитивные социально-культурные перемены не имеют аналогов в истории России» . В поддержку этого мнения

B.В. Петухов пишет: «Россия «нулевых» уверенно вышла на траекторию стабильного экономического и социального развития, и многие страхи, которые довлели над страной 1015 лет назад - опасения распада страны, гражданской войны, экономического коллапса -остались в прошлом» . На обломках бывшего Советского Союза появилась «новая Россия» - свободная и независимая великая страна.

В отличие от этого можно привести точку зрения, что в Белоруссии при сохранении системы с доминированием принуждения и послушания перемены произойдут еще не скоро , поскольку «народ заставили бояться и молчать» ). Белорусам свойственно в большей степени, чем россиянам оста-

ваться пассивными и беспомощными наблюдателями за происходящим. В сложившейся ситуации они просто не в состоянии что-либо менять.

Для более точного и глубокого анализа субъективных причин виктимизации белорусов и россиян проводилось сравнение показателей по шкалам «вовлеченности», «контроля» и «принятия риска» теста жизнестойкости. На первом этапе исследования значимых различий между результатами обследования белорусов и россиян не выявлено ни по всем шкалам теста жизнестойкости, ни по общему уровню жизнестойкости . Полученные на втором исследовательском этапе (2010-2011 гг.) данные свидетельствуют о явных различиях по шкалам «вовлеченность» (р = 0,05) и «принятие риска» (р = 0,024) и по общему показателю жизнестойкости (р = 0,024) в выборках россиян и белорусов . Результаты третьего этапа исследования (2011 г.) также демонстрируют значимые различия между белорусами и россиянами по показателю «принятие риска» (р = 0,027). Кроме того, достоверные различия были получены и в обследованных совокупных выборках белорусов и россиян (р < 0,001 по г-критерию Стьюдента). Белорусам в большей степени, чем россиянам свойственно стремление к комфорту и безопасности, мечты о размеренной спокойной жизни. Полученные нами данные подтверждаются результатами исследований Е.В. Беляевой и С.А. Шавель , в которых показано, что инициативность, умение рисковать действительно не получают достаточного выражения в самооценках белорусов.

Возможно, причиной стойких различий по шкале «готовность к риску» у белорусов и русских является недостаточно развитый уровень национального самосознания белорусов (мезофакторы виктимизации). По мнению М. Нордберг, Т. Кузио, уровень развития национального самосознания определяет степень возможной мобилизации общества для достижения независимости и преодоления неизбежных трудностей перехода к независимости . Страны, в которых население характеризуется развитой национальной идентичностью, эффективнее преодолевают трудности самостоятельного существования. Фактор «воли народа, готовность перетерпеть» , готовность идти на риск даже в условиях неочевидности успеха оказывается важнее объективных факторов, например, наличия экономических ресурсов и прочее. Белорусский народ в этом отношении уступает многим народам

постсоветского пространства, он «не выдержал испытаний независимостью» .

Анализ результатов обследования по методике «Локус контроля», проведенного на первом и третьем исследовательских этапах, позволил выявить значимые различия по показателю «готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей» в белорусской и российской выборках (р = 0,031 и р = 0,031 соответственно). Данные по совокупной выборке подтвердили эти различия (р = 0,030). В дополнение к этому, наше исследование показало, что в стрессовых ситуациях белорусы чаще россиян (р = 0,039) прибегают к неадаптивной копинг-стратегии, ориентированной на эмоции» и частично адаптивной копинг-стрессовой поведенческой стратегии избегания (р = 0,010). Результаты второго и третьего исследовательских этапов показывают, что большинство белорусов в стрессовых ситуациях действительно выбирают стратегию избегания трудностей (р = 0,048 и р = 0,000 соответственно). Результаты по совокупной выборке свидетельствуют о наличии значимых различий между белорусами и россиянами в предпочтении частично адаптивных и неадаптивных копингов, ориентированных на эмоции (р = 0,042), а также копингов, ориентированных на избегание (р = 0,000). При этом россияне чаще белорусов прибегают к копингам, ориентированным на задачу. Результаты изучения копинг-стратегий показывают, что предпочтение ориентированных на задачу копингов является лучшим способом взаимодействия со стрессовыми событиями. Выбор избегающих стратегий является неконструктивным ответом на стрессы жизни и способствует дезадаптации . Стойкое использование именно такой стратегии белорусами детерминировано недостаточностью развития у них некоторых личностных ресурсов (неготовность к риску, неготовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей, использование игровой роли жертвы) и средовых копинг-ресурсов (неблагоприятные социально-

экономические и политические условия). Полученные в нашем исследовании данные подтверждаются исследованием М.М. Колонтай

. «В Белоруссии ярко выражена коллективистская, с высоким неприятием неопределенности, женственная культура...», - пишет автор, объясняя этим многие явления в настроениях людей (пассивные ожидания, бесплодные надежды, патерналистские установки, недостаточная личная ответственность за решение проблем и др.), и предполагает, что именно в этом заключается одна из причин

бедности страны и медленное движение ее в сторону улучшений . Неприятие неопределенности, боязнь рисковать, стремление к избеганию, стремление вернуться в прошлое привод2т к стагнации и регрессу. Общество, по замечанию П. Рудковского, может приобрести статус «склератычнага грамадства» (склеротичного общества) , с «дофе-нистскими» настроениями («до фени мне все это») . Белорусам очень не хватает предприимчивости, в то время как созерцательности и стремлений к медленным переменам - у них явно в избытке .

Вместе с тем дополнительное включение теста большой пятерки в психодиагностическую батарею на последнем исследовательском этапе позволило уточнить некоторые особенности национального характера белорусов. Так, по шкале «сознательность» белорусы имеют более высокие баллы, чем россияне. Белорусы в большей степени

(р = 0,013), чем россияне, обращают внимание на детали, не откладывают повседневные дела, любят порядок, систематичность, они не пренебрегают своими обязанностями, достаточно требовательны к себе и своей работе, тщательно распределяют время. Все начатые дела доводят до конца, добиваются совершенства во всем том, за что берутся. Исследования субъективных оценок национального характера показывают, что такого рода качества в национальном характере белорусов выражены сильнее, чем в характере русских . В частности, отмечается что национальный характер белорусов мягкий и женственный, им свойственна «памяркоунасць» (рассудительность), сознательность, любовь к порядку, «цярплівасць» (терпение), в отличие от национального характера русских.

Кроме этого, у белорусов отмечается трудность в их этнонациональной идентификации. Белорусы идентифицируют себя с «ту-тэйшастью» (местностью), а не с национальностью . Это позволяет считать белорусский народ «денационализированным», лишенным национальной идентичности, своего языка, что способствует низкому уровню развития потенциала нации . На белорусском языке, по официальным данным, говорят лишь 23 % белорусов . Отношение к белорусскому языку сформировано как к языку «деревенскому», как к определенной девиации от «правильного», русского языка . Однако существует мнение о том, что белорусская идентичность все же может состояться как идентичность космополитическая . Уже «само наложение различных культурных потоков в Беларуси дела-

Общая психология, психология личности, история психологии

ет перспективным. строительство космополиса под названием,Беларусь“. Именно космополитизм в современном фрагментированном мире может стать основой согласования многообразных идентичностей, поскольку за ним скрыт принцип изначального равенства всех людей» .

Таким образом, проведенное исследование объективных, мезо- и субъективных факторов виктимизации белорусов и россиян позволило сделать следующие выводы:

1. К объективным факторам виктимиза-

ции белорусов и россиян можно отнести особенности исторического развития, социальной, экономической и политической жизни двух народов. Россияне преодолели двадцатилетний рубеж самостоятельного существования и вышли на более высокий уровень своего развития. В Белоруссии существующая система блокирует активность, формирует безразличие, покорность и создает благоприятные условия для поддержания синдрома «жертвы» в белорусах. Одновременно с этим белорусы отличаются сознательностью,

стремлением к порядку, ответственностью.

2. К мезофакторам виктимизации белорусов и россиян можно отнести характер народа. В национальном характере белорусов выделяется трудолюбие, доброта, сердечность, сострадательность, духовность, обязательность, коллективизм, аккуратность, сознательность. Типичный русский - это личность, которая редко испытывает депрессию или чувство неполноценности. Это волевой, поспешный в речи и в принятии решений, доминирующий, открытый человек .

3. Анализ субъективных факторов виктимизации белорусов и россиян показал, что игровая роль жертвы становится «излюбленным» способом адаптации белорусов, в отличие от россиян. Подобная адаптация носит, несколько консервативный и регрессивный характер, приводя к стагнации личностных ресурсов, блокированию стремления к более высокому уровню и качеству жизни. Заметнее вырисовываются черты виктимности белорусов (страх неопределенности, боязнь рисковать; избегание; нежелание действовать, проявлять активность и инициативу; эмоциональное реагирование на трудности и т. п.). В результате этого в популяции происходит активизация рентных установок, выражающихся в утилитарном подходе к своему бедственному положению, в ощущении себя пострадавшими и беспомощными, в фокусировании психической активности на страданиях, в пассивности. Вместе с тем адаптация белорусов через игровую роль жертвы исторически и

психологически вполне оправданна, потому что позволяет белорусскому народу «выживать» в любых условиях, помогает избежать дезорганизации, нестабильности неустойчивости и непоследовательности в их жизни.

Таким образом, проведенный психологический анализ объективных, мезо- и субъективных факторов виктимизации белорусов и россиян позволил рассмотреть проблему комплексно и обозначить перспективные направления исследований виктимизации славянских народов постсоветского пространства.

Литература

1. Бабосов, Е.М. Структурные модели

адаптации индивидов и групп к трансформациям постсоветского общества / Е.М. Бабосов // Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: сб. науч. тр. -

Минск: ИАЦ, 2008. - С. 11-30.

2. Беляева, Е.В. Выбор между традицией и модерном не есть нравственный выбор / Е.В. Беляева // Ведомости прикладной этики.

2011. - № 38. - С. 12-24.

3. Браточкин, А. Проблема «языка» в Белоруссии / А. Браточкин. - http://belintellectuals.eu/ риЬИсаНот/314/

4. Вдовин, А. И. Россия и русский народ в школьных учебниках истории бывших республик СССР / А. И. Вдовин // Мир и политика. -2010. - № 5 (44). - С. 76-83.

5. Гатальская, Г.В. Психологический анализ авто- и гетеростереотипов белорусов / Г.В. Гатальская, Н.М. Ткач // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. - Смоленск: Универсум, 2010. -С. 61-64.

6. Дубянецкий, Э. Понемногу исчезают черты рабства. Менталитет белорусов: попытка историко-психологического анализа /

Э. Дубянецкий // Белорусская думка. - 1993. -№ 6. - С. 29-34.

7. Европейская перспектива Беларуси: интеллектуальные модели / сост. О. Шпара-га. - Вильнюс: ЕГУ, 2007. - 280 с.

8. Князев, Г.Г. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов «Большой пятерки»» / Г.Г. Князев, Л.Г. Митрофанова, В.А. Бочаров // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, №5. -С. 100-110.

9. Колонтай, М.М. Влияние национальных культур на становление и развитие менеджмента в разных странах / М.М. Колонтай // Квартальный бюллетень клуба экономистов.

Минск.: Пропилеи, 1999. - С. 2-12.

10. Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые

типичному русскому / Ю. Аллик, Р. Мыттус,

А. Реало и др. // Культурно-историческая психология. -2009. - № 1. - С. 2-18.

11. Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин. - М. : БИНОМ, 2007. - 493 с.

12. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения / Т.Л. Крюкова // Психологическая диагностика. - 2005.

- № 2. - С. 65-75.

13. Ксенофонтова, Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е. Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. - 1999. - №2 (Т. 20). - С. 103-114.

14. Леонтьев, Д.Н. Тест жизнестойкости / Д.Н. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

15. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации /Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. -18 с.

16. Миненков, Г. Космополитизм и космополитическая идентичность: практики

интерпретации / Г. Миненков. - http://n-europe.eu/content/?p=1439.

17. Миненков, Г. «Отморозки» или как рождается гражданская идентичность / Г. Миненков // Топос. - 2006. - № 2 (13). -С. 25-45.

18. Миллер, А.И. Империя Романовых и национализм / А.И. Миллер. - М. : Изд-во «Новое литературное обозрение», 2006. - 248 с.

19. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик. -М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 200 с.

20. Нордберг, М. Построение наций и государств. Историческое наследие и национальные самосознания в Белоруссии и Украине / М. Нордберг, Т. Кузио // Белоруссия и Россия: общества и государства. - М.: Права человека, 1998. - С. 376-392.

21. Одинцова, М.А. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян / М.А. Одинцова, Е.М. Семенова // Культурноисторическая психология. - 2011. - № 3. -

22. Одинцова, М. А. Субъективные и объ-

ективные факторы виктимизации россиян и белорусов / М.А. Одинцова // Психологические исследования. - 2012. - № 1(21). -

http://psystudy.ru

23. Петухов В. В. Кризис и динамика социальных настроений / В.В. Петухов // Мир России. 2010. - № 1. - С. 45-66.

24. Пикулик, А. Беларусь как государство-рантье. От плана к плану / А. Пикулик. -http://nmnby.eu/l0ld/pub/0706/26m.html

25. Решетников, М.М. Психическая травма /М.М. Решетников. - СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа. 2006. - 322 с.

26. Ривман, В.Д. Криминальная виктимо-логия / В.Д. Ривман. - СПб.: Питер, 2002. -304 с.

27. Руденский, Е.В. Социальное разъеди-

нение общества в качестве фактора виктимизации / Е.В. Руденский, Ю.Е. Руденская. -2006. - № 2. - http://www.ngmu.ru/cozo/

mos/article/text_fullphp?id= 71.

28. Саенко, Ю.И. Постчернобыльская фаза пострадавших: самоспасение, самореа-билитация, самозащита, самосохранение / Ю.И. Саенко. - Киев, 1999. - С. 473-490.

29. Титаренко, Л.Г. «Парадоксальный белорус»: противоречия массового сознания / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. - 2003. - № 12. - С. 96-107.

30. Чернявская, Ю.Б. Пять парадоксов национального самосознания белорусов / Ю.Б. Чернявская. - http://index.org.ru/journal/ 15/15-chern.html

31. Шавель, С.А. Личностные качества -основа инновационного человеческого потенциала (эмпирико-социологическое исследование) / С.А. Шавель // Социология. - 2010. -№ 4. - С. 68.

32. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2010 году: ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под. ред. В.А. Тишкова и

В.В. Степанова. - М. : ИЭА РАН, 2011. -513 с.

Поступила в редакцию 02.11.2012 г.

Одинцова Мария Антоновна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва. E-mail: [email protected] Maria A. Odintsova. Candidate of psychological sciences, assistant professor, Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE). E-mail: [email protected]

УДК 340.115.7

Вишневецкий Кирилл Валерьевич

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

ВИКТИМИЗАЦИЯ: ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ, УРОВНИ

Vishnevetskiy Kirill Valeryevich

LLD, Professor, Head of the Criminal Law Subdepartment, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

VICTIMIZATION: FACTORS, CONDITIONS, LEVELS

Аннотация:

Статья посвящена виктимизации, а также факторам, условиям и уровням этого процесса. В работе показана реализация процесса виктимизации как подвижного и динамичного явления. Кроме того, в ней раскрыто понятие девиктимизации как вида предупредительной работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий данного процесса.

Ключевые слова:

криминология, виктимология, криминализация, виктимность, виктимизация, девиктимизация, факторы виктимизации, жертва преступления, уровни виктимизации, условия виктимизации.

The article deals with the victimization, its factors, precon ditions and levels. The author shows the implementation of the victimization process as a variable and a dynamic phenomenon. Besides, the article reveals a de-victimization conception as a type of preventive work aimed at neutralization or elimination of the negative victimization consequences.

criminology, victimology, criminalization, victimhood, victimization, de-victimization, victimization factors, victim, victimization levels.

Расширением понятия виктимности является термин «виктимизация», которое означает процесс или результат повышения уровня виктимности лица или общества. Реализация данного процесса как подвижного и динамического явления в большинстве своем оказывается обусловленной взаимодействием различных составных компонентов. В качестве подобных слагаемых частей виктимизации выделяют преступника и жертву, степень виктимности, виктимогенные факторы и условия.

Факторы виктимизации - это совокупность обстоятельств в жизни людей и общества, которые детерминируют процесс превращения данной личности в жертву преступления либо тем или иным образом способствуют содействию реализации этого процесса. Условиями виктимизации являются разнообразные явления объективного и субъективного характера, которые наращивают степень виктимности, существенно облегчают возможность возникновения конфликтов, нагнетают эскалацию виктимогенной ситуации.

Факторы и условия виктимизации населения проявляются как на массовом (политические, социально-экономические, культурно-информационные), так и на индивидуально-групповом уровне. Виктимизация на единичном уровне должна характеризоваться данными о виде преступления, времени, месте и способе его совершения, социально-демографических, психофизиологических, правовых и иных особенностях потерпевшего. Сложение и сопоставление указанных характеристик в рамках криминологического исследования при активном использовании методологического инструментария и данных социологической науки позволяют ученым получать обширную информацию об особенностях виктимизации социальных групп, имевшей место на определенной территории за конкретный промежуток времени. В таком контексте нередко можно встретить трактовку виктимизации как процесса превращения лица в жертву преступления и результат данного процесса как на массовом, так и на единичном уровне.

Нужно отметить, что с подобным подходом вряд ли можно согласиться. Нам представляется, что виктимизация - это не просто процесс превращения личности или социальной общности в жертву, а скорее - их в жертву потенциальную. Однако эта потенциальность с высокой степенью готовности к своей актуализации. Думаем, что в данном случае уместно было бы вспомнить классическое учение Аристотеля о различных степенях потенциального и актуального бытия. С его учетом трактовка виктимизации как процесса повышения степени виктимности представляется нам наиболее оптимальной.

В отличие от виктимизации, девиктимизация представляет собой вид предупредительной работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации,

а также реабилитацию конкретных жертв преступлений. Процесс виктимизации включает в себя сложную систему явлений, связанных с участием жертвы в формировании преступного мотива; взаимодействием с преступником в условиях конкретной жизненной ситуации; с совершением ненасильственного преступления, влекущего за собой определенные преступные последствия. В этом смысле принято выделять четыре уровня виктимизации, при этом учитываются как ее параметры, так и параметры виктимизации социальных групп.

Первый уровень складывается из сведений о непосредственных жертвах преступлений, выявленных в процессе расследования уголовных дел, или о латентных жертвах, раскрытых в результате виктимологических опросов, и причиненном им ущербе. Второй уровень включает в себя данные о членах семьи жертвы, опосредованно пострадавших от преступлений, совершенных в отношении их близких. Третий уровень составляют другие социальные группы (трудовые коллективы, друзья, знакомые, соседи и другие), которым в результате, хотя и непрямого воздействия преступлением, также причиняется вред. Четвертый (социальный) уровень предполагает существование негативных последствий совершения преступления для целого региона или всего общества. Безусловно, наиболее остро и ощутимо выглядят последствия виктимизации на первых двух уровнях, проявленные в виде гибели людей, полученных увечий, потери трудоспособности, серьезных и труднопреодолимых психологических травм по поводу потери близких, материальных затрат на лечение, похороны, утраченных расходов на учебу и т.п. Потенциально опасна нередко сопровождающая тяжкие агрессивно-насильственные преступления десоциализация личности жертвы, обусловленная болью, страхом, стыдом, утратой веры в государство и общество, которые оказались неспособными уберечь от преступника.

В криминологической литературе понятие «виктимизация» чаще всего связывают с размахом преступности и ее последствиями, причем с основным акцентом на количественную сторону этого явления. По мнению И.В. Лиманской, такое понимание виктимизации сужает ее смысловое значение и содержание, не учитывает ее соотношения с процессом криминализации, а также значимости ее проявления на индивидуальном уровне. Нам представляется, что с этим подходом стоит согласиться, поскольку, как было показано в работе указанного автора, виктимизация и криминализация являются парными, в социальном плане тесно связанными криминологическими категориями. При этом виктимизация является составной, хотя и специфической частью процесса криминализации общества. Лишь единство этих показателей может дать представление о картине преступности в обществе, которая на сегодняшний день требует существенной коррекции с учетом того, что статистика правоохранительных органов (применительно к учету потерпевших) является весьма несовершенной, вуалирующей подлинную ситуацию и масштабы ущерба, причиненного населению и государству в целом .

1. Лиманская И.В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.