Штрафы за гис жкх откладываются. «Коммунальный апокалипсис» отступил: повсеместное введение ГИС ЖКХ отложили на один год На что напоролись

В правительстве решили отказаться от введения с 1 января 2018 года нормы, предусматривающей право граждан не платить за коммунальные услуги, если начисления не размещены в ГИС ЖКХ. Механизм, вызывавший опасения бизнес-сообщества, будет скорректирован - с граждан в таких случаях с 1 января 2019 года не будут взимать штрафы за задержку платежа. Кроме того, ведомства намерены смягчить административную ответственность за неразмещение сведений в системе - и ввести финансовые санкции для оператора системы за потерю данных.


Как стало известно “Ъ”, вчера на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ под руководством вице-премьера Дмитрия Козака решено отложить введение мер экономического стимулирования размещения поставщиками полной информации в ГИС ЖКХ. Норма, предполагающая право граждан не платить за коммунальные услуги, если информация о начислениях не размещена в информсистеме, должна вступить в силу 1 января 2018 года.

Как сообщил “Ъ” представитель вице-премьера Илья Джус, введение нормы решено перенести на 1 июля 2019 года, а освобождение от оплаты ЖКУ заменит отказ от штрафов за задержку платежа, при этом будет разработан механизм подтверждения отсутствия данных в системе. «У нас нет задачи устраивать шоковую терапию, поэтому мы предложили увеличивать ответственность постепенно - с 2018 года наступает административная ответственность за неразмещение сведений в ГИС, а с 1 июля 2019 года будет вводиться норма про экономическую мотивацию»,- объяснил “Ъ” это решение замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев. Как уточнил “Ъ” замглавы Минстроя Андрей Чибис, возможность не взимать с 1 июля 2019 года с потребителей штрафы и пени в случае неразмещения квитанций в ГИС ЖКХ - это один из вариантов, который был принципиально одобрен. По его словам, к 1 сентября ведомства должны подготовить уже согласованные поправки.

Отметим, возможность освобождения граждан от оплаты ЖКУ критиковалась бизнес-сообществом: против этой нормы, в частности, выступал РСПП, жаловавшийся на некорректную работу системы и опасавшийся возникновения из-за этого лавины неплатежей в ЖКХ. Уверенности в реализуемости этой нормы не было и у Минстроя - ранее Андрей Чибис сообщал “Ъ”, что от возможности не оплачивать ЖКУ де-факто решено отказаться (см. “Ъ” от 26 мая).

Как рассказал вчера господин Чибис, теперь в правительстве намерены дифференцировать ответственность за неразмещение информации в системе в зависимости от степени вины. Как пояснил Михаил Евраев, чтобы исключить ответственность за случайные ошибки, «обсуждается возможность вынесения предупреждения или небольшого штрафа при первом нарушении, а при дальнейшем неразмещении информации - уже наложение серьезных штрафов». Ответственность предлагается ввести и для оператора ГИС ЖКХ - «Почты России». Как рассказал Андрей Чибис, вчера на заседании рабочей группы было принято решение предусмотреть в поправках финансовую ответственность оператора системы, в частности, за потерю данных или сбои, повлекшие причинение ущерба.

Напомним, с 1 июля 2017 года в системе должны будут размещаться данные не только о домах и приборах учета, но и о начислениях за коммунальные услуги. В противном случае должностным лицам грозит штраф до 30 тыс. руб., а юрлицам - до 200 тыс. руб. Сейчас, отмечает Михаил Евраев, «регионы сильно подтянулись по размещению информации в ГИС ЖКХ» - по его данным, в системе зарегистрированы все управляющие организации страны, 81% ТСЖ и ЖСК, 92% ресурсоснабжающих организаций, а также практически все региональные и муниципальные органы власти, размещена информация о 95% многоквартирных домов и 68% жилых домов.

Евгения Крючкова

Многим обычным гражданам в череде постоянных волн кризиса, санкций, каких-то новшеств и прочего могло показаться, что про них особо никто не думает. У населения часто возникают спорные ситуации и недопонимание в области коммунальных услуг. Теперь за эту сферу тоже взялось государство — причем в нашей стране все и всегда происходит несколько нестандартно, с «приключениями». Без этого не обошлись и в изменениях в области контроля за управляющими компаниями. ГИС ЖКХ: перенос сроков на 2019 год — все новости про появление информационной службы, а также как решено наказывать нерадивых посредников.

Официальный запуск информационной системы ЖКХ

Появление ГИС ЖКХ привело к заметным изменением в сфере оказания коммунальных услуг, особенно в работе управляющих компаний. После «шалостей» таких организаций с начислениями ОДН были введены определенные показатели на законодательном уровне. Теперь же контроль за всеми видами финансовых операций можно будет осуществить в считанные минуты. Это, как минимум, ограничивает нездоровое желание управляющих компаний закладывать чрезмерные тарифы за свои услуги.

По первоначальной задумке система со всей информацией должна была начать функционировать с начала 2017 года. В результате этого не произошло, сроки были передвинуты, причем обе столицы и Севастополь получили дополнительные лимиты времени.

Закон РФ, касающийся информационной системы, уже окончательно принят, теперь сроки для полноценного внесения информации таковы:

  • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — с 1 июля 2019 г.
  • остальные города России — с 1 июля 2017 г.

Это лишь касается внесения всех данных в систему, т. е. к указанным датам все управляющие компании, ТСЖ и РСО должны регулярно отражать этапы своей финансовой и административной деятельности. Также они должны быть готовыми к планомерному выполнению своих обязательств, чтобы избежать экономических воздействий.

Обязательства управляющих компаний и санкции при их нарушении

Теперь все компании, занятые в сфере ЖКХ, обязаны отражать в ГИС не только свои адреса, реквизиты и перечень выполняемых работ. Дополнительно нужны сведения о договорах с самими получателями услуг и компаниями ресурсоснабжения.

Штрафы за несвоевременность, неполный объем или недостоверность внесенной информации уже введены. Для большинства российских городов такая ответственность наступила с 1 января 2018 года. Управляющие компании Севастополя и обеих столиц пока освобождены от этого. Для них обязанности и ответственность за их неисполнение наступят одновременно, т. е. с 01.07.2019 г.

Суммы штрафов уже определены:

  • должностные лица — 30 т. р.;
  • юридические лица в размере 200 т. р.

Штрафные санкции касаются не только ТСЖ и управляющих компаний — все организации, отвечающие за прием средств у населения, тоже будут нести административную ответственность. Отдельно стоит выделить и ответственность чиновников, задействованных при организации качественной работы созданной информационной системы. В случае сбоев они тоже попадают под административную ответственность в виде штрафов от 10 до 70 тысяч рублей.

На первых порах полноценной работы однократное нарушение будет караться предупреждением и только повторное облагаться штрафом. В последующем повторные случаи непредоставления данных или их неверное отражение в системе приведут к увеличению размера материальных санкций.

Помимо этого появится и еще одна мера воздействия — в случае нарушений, зафиксированных с 01.01.2018 года, управляющие компании будут лишены возможности начислять потребителям пени и штрафы. Для столиц и Севастополя эта мера начнет реализовываться с января 2020 года.

Первоначально предполагалось за невнесение данных в систему или их неверное предоставление давать право потребителям просто не оплачивать услугу. Позже от этой идеи было решено отказаться, введя вместо нее лишение права управляющих компаний взимать пени.

Вместе с таким воздействием на сами управляющие компании ожидается окончательная разработка мер для оператора системы. Деятельностью ГИС и контролем ее работоспособности будет заниматься «Почта России», сейчас обсуждается способ воздействия на случай сбоев системы или утраты данных по вине оператора.

Причины переноса сроков начала работы ГИС ЖКХ

Задумка с централизованной системой информации об услугах ЖКХ, всех произведенных и начисленных платежах, является хорошим способом отсечь недобросовестных посредников между поставщиками ресурсов и их потребителями. Также такая система позволит исключить факт имитации банкротства управляющих компаний. Правительство хотело как можно быстрее запустить систему в работу, но ни сами участники процесса, ни оператор, ни программа не обладали готовностью к экстренному старту.

Если рассматривать проблему более детально, то можно понять, что была и погрешность в сроках — первоначально всем компаниям, обязанным вносить данные в систему, явно не хватало времени на заполнение первичной информации. Ее объем был слишком значительный, что и привело к переносу сроков запуска, одновременно давая возможность всем посредникам исправить ошибки в договорах и других документах.

Пусть для ГИС ЖКХ объявили перенос сроков на 2019 год, но сам факт ее создания должен радовать рядовых граждан. Такая система усложняет жизнь посредников — теперь будет трудно как завысить тарифы, так и иногда покрутить деньги потребителей на счетах в банках перед отправкой к поставщикам тепла, света, газа и воды. Одновременно с этим потребители услуг обрели шанс на то, что правительство хотя бы попытается установить контроль за соблюдением нормативов и не позволит управляющим компаниям откровенно завышать стоимость оказываемых услуг или заниматься банальным сбором денег за нечто эфемерное.

Успели сообщить, что с 1 января 2017 года потребитель имеет право не оплачивать счёт, если предприятие коммунального хозяйства не передаёт данные в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (). Однако Минкомсвязи России ещё 30 декабря , что закон, откладывающий срок введения ответственности за это, вступил в силу. В противном случае в стране начался бы настоящий коммунальный апокалипсис.

В закладки

За что боролись

Поэтапное введение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства было предусмотрено федеральным №209-ФЗ, который вышел ещё в 2014 году. Им предусматривалось создание федеральной централизованной системы, которая аккумулировала бы в себе всю информацию о жилищном фонде в стране.

По задумке её создателей, у каждой квартиры в ГИС ЖКХ должен появиться свой личный кабинет, в котором собственник сможет в режиме онлайн наблюдать, за какие услуги и в каких объёмах производились начисления.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев , что с помощью ГИС ЖКХ жильцы смогут не выходя из дома оплачивать коммунальные платежи, проверять правильность начислений и выдвигать претензии управляющей компании. Более того, по словам чиновника, система позволит жильцам проводить интернет-собрания и голосования.

Он же отметил, что с 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ запущена в промышленную эксплуатацию на всей территории страны.

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров осенью на встрече с президентом , что с 1 января 2017 года ГИС ЖКХ начнёт работать в полную силу.

На что напоролись

Чем ближе подходили даты внедрения ГИС ЖКХ, тем громче голоса экспертов, бизнес-сообщества и объединений собственников жилья, говорящих, что система не готова, и сохранение жёстких сроков только усугубит неразбериху, царящую в коммунальной сфере.

В числе наиболее очевидных недостатков проблему совместимости баз данных. В ГИС в настоящее время стекаются сведения из Росреестра, ФМС и от управляющих компаний, а вопрос сведения их воедино не решён. Отмечали и частые технические в работе системы.

При этом представители управляющих компаний , что введение ГИС ЖКХ ломает всю существующую бизнес-систему, говоря, что удобство для населения - это только лозунг, которым прикрывается власть, стремясь создать ещё один контролирующий деятельность УК орган.

На этапе внесения информации в ГИС ЖКХ столкнулись и с отсутствием у управляющих, ресурсоснабжающих организаций и местной администрации полных комплектов документов на многоквартирные дома (техпаспортов, кадастровых паспортов, экспертиз домов, энергопаспортов домов).

Восстановление данной документации и введение огромного массива данных представляет собой ещё одну проблему.

Подвели под статью

Одним из важнейших в Жилищный кодекс, которое принесла с собой ГИС, стало требование размещать информацию о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги в системе. Иными словами, коммунальщиков обязали выставлять электронные квитанции наряду с бумажными или вместо них.

При этом в законе отдельно оговаривалось, что при несоответствии сведений, содержащихся в бумажном экземпляре, тому, что отражено в ГИС, достоверной считается информация, размещённая в системе.

Ну а главным сюрпризом, который поставил под угрозу вообще всю систему коммунальных платежей, стало прямое разрешение гражданам не оплачивать счета до тех пор, пока они не выставлены в ГИС ЖКХ.

В случае неразмещения платёжных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги в системе, граждане вносят плату до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были размещены платёжные документы и указанная информация в системе.

ЖК РФ, Статья 155, пункт 2.2.

Законодатель этим не ограничился и ввёл меру ответственности для управляющих организаций, которые по тем или иным причинам не размещали информацию в ГИС.

Тогда же Минкомсвязи и Минстрою были даны поручения подготовить законопроект, предусматривающий отсрочку введения ответственности за нарушение требований закона о ГИС ЖКХ.

Такой был принят 28 декабря 2016 года, а опубликован 30 числа, так что неудивительно, что в предпраздничной суматохе его выход не все заметили.

В соответствии с документом, организации сферы ЖКХ и органы власти обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ с 1 июля 2017 года, а административная ответственность за неразмещение информации наступит у них с 1 января 2018 года, то есть на год позже, чем планировалось.

Исключение предусмотрено для городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, для которых такие сроки наступают 1 января 2019 года, а обязанность выставлять электронные счета - с 1 января 2020 года.

Михаил Евраев отметил, что такое решение было принято, чтобы пойти участникам рынка навстречу и не устраивать «шоковую терапию».

Большая часть простых людей из-за постоянных скачков экономики, появления кризисов и санкций, нередко думают, будто страна о них не заботится. У населения появляются спорные ситуации, какое-то недопонимание в сфере коммунальных услуг. Отныне за данную область взялись чиновники, притом в нашем государстве все обычно происходит неожиданно, могут быть даже «подводные камни». Естественно, без них не обошлось также в изменениях сферы контроля управляющими предприятиями. ГИС ЖКХ: перенос сроков на 2019 год очень важен не только для самой службы, но и для клиентов.

Особенности реализации потенциального проекта

Так как появилось ГИС ЖКХ, невозможно не сказать о наличии перемен в области коммунальных платежей, в частности в работе некоторых предприятий. Из-за проделок подобных компаний с просчетом ОДН, удалось ввести некоторые показатели с официальным, законным статусом. Ныне контролировать разнообразные виды операций с финансами удастся в течение нескольких минут.

Подобное нововведение, в целом, ограничит ненормальное желание управляющих предприятий – поднимать и так невероятно высокие тарифы за выполненные услуги.

Первостепенно мысль заключалась в том, что система с разными данными должна заработать с 2017 года. По итогу ничего не случилось, даты немного перенесли, более того столицы, а также Севастополь располагают дополнительными временными лимитами.

Отечественный закон относительно информационной системы официально подписан, отныне даты для перенесения предусматривают:

  • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - с 1 июля 2019 года;
  • остальные города России - с 1 июля 2017 года.

Это относится к внесению всей информации в систему, в частности по указанным датам разные управляющие предприятия, РСО и ТСЖ должны стабильно демонстрировать этапы личной финансовой, более того административной работы. Не считая этого, они обязаны подготовиться к рациональному выполнению официальных обязательств, с целью избежать экономического давления.

Какие существуют обязательства?

На данный момент все предприятия, которые заняты в области ЖКХ, должны отразить в ГИС не просто личные адреса, реквизиты, но и перечень выполняемых работ. Дополнительно требуются данные о договорах с потенциальными получателями услуг, еще фирмах, снабжающих ресурсами. Наказания за просрочку, недостаточный объем либо неправдивость данных уже актуальны. Для массы отечественных городов обозначенная ответственность стала существенной с января текущего года. Предприятия в Севастополе, также столицах временно освобождены. Очевидно, что для них сроки пролонгированы на 2 года.

Штрафы могут варьироваться в пределах 30-200 тысяч, их объем зависит от того, человек должностное или юридическое лицо. Также штрафные санкции коснутся не просто ТСЖ, а еще управляющие компании, а собственно всех фирм, которые отвечают за прием средств у населения, и они станут нести административное наказание, в денежном виде в пределах 70 тысяч рублей.

Первоначально нужно понять данную систему, полноценно выполняя работу. По такой причине, однократное нарушение предусматривает лишь предупреждение, а повторное облагается денежным штрафом. Вдруг будут повторы, и информация так и не появится, либо окажется неверно отраженной в системе, может увеличиться объем материальных санкций. Более того планируется введение дополнительной меры влияния, в виду имеются нарушения, фиксированные с января текущего года, и управляющие предприятия просто не смогут начислять людям штрафы, пеню, прочее.

Для ранее указанных мегаполисов такая мера актуальна лишь с 2020 года, первостепенно говорилось, что за отсутствие информации в системе либо ее неправильное предоставление – у людей есть право не платить за услуги. Чуть позже идею полностью отвергли, вместо этого лишение права конкретного предприятия взимать пеню. Естественно, непосредственно на управляющие фирмы ожидается итоговая разработка мер для системных операторов.

Работой ГИС и контролем всех процессов займется Почта России, ныне рассматриваются методы влияния, если случится сбой.


Почему планируется перенос сроков?

Вариант с рациональной информационной системой касательно услуг ЖКХ, всех сделанных и начисленных платежах, как отличный метод отсечения прямых посредников, которые помогают поставщику продукции и потенциальному потребителю. Более того, подобная система, как отличный шанс для исключения факта имитации проведения банкротства предприятия. Чиновники хотят максимально быстро реализовать такую систему, но ни участники процесса, ни кассиры, ни программа, ничто из этого вообще не подготовлено к незамедлительному старту.

Достаточно проанализировать проблему в деталях, реально сделать вывод, что недоработки коснулись даже временных периодов. Сначала всем фирмам, которые обязаны внести информацию в систему, точно не доставало времени, с целью заполнить лишь первичную информацию. Очевидно, что ее объем был настолько большой, что это спровоцировало перенос периода запуска, параллельно появилась возможность для посредников – исправить текущие ошибки в разнообразных документах. Конечно, для ГИС ЖКХ объявлен перенос точных дат на следующий год, сам факт ее формирования и наличия должен приятно удивлять россиян. Эта система не совсем положительно отражается на посредниках, так как ныне не удастся завышать тарифы, а еще прокручивать потребительские деньги на банковских счетах перед тем, как отправить поставщикам необходимых услуг. Параллельно с этим, у потребителей есть возможность, что власть хотя бы проконтролирует соблюдение норм, также не разрешит управляющим предприятиям стабильно поднимать ценовую политику всех услуг, попросту занимаясь побором средств за то, чего не существует.

У органов ГЖИ должны были появиться полномочия проверять нормативы потребления на ОДН.

Законопроект оказался трансформером и ко второму чтению оброс такими поправками, что узнать его могли только его создатели. Вчера проект N 1112685 -6 приняли в третьем чтении, и именно оно отложило штрафы за ГИС ЖКХ .

ГИС ЖКХ - лицензионное требование

Разработчики решили не тянуть и сразу после поправок, касающихся новых полномочий ГЖИ, представили дополнение к ст. 193 ЖК РФ (лицензионные требования) - часть 6.1. ГИС ЖКХ становится лицензионным требованием для управляющих организаций большинства регионов с 1 января 2018 года, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - с 1 июля 2019 года.

  • квитанции,
  • размер платы и задолженности по оплате за жилое помещение и КУ,

плата за жилое помещение и КУ будет вноситься до 10 числа месяца, следующего за тем, в который размещались платёжки. Это относится к управляющим организациям из городов федерального значения.

Ответственность по КоАП РФ

Следующая группа изменений касается ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ . Поправки вносятся в сроки наступления ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ по статьям 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ .

Обратите внимание, все перечисленные поправки касаются только управляющих организаций. ТСЖ, ЖК и ЖСК не лицензиаты, поэтому изменения на них не распространяются.

П. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (Стандарт раскрытия информации ) продлят до 31 декабря 2017 года, а в городах федерального значения - до 2019 года.

Реанимированная Реформа ЖКХ остаётся лицензионным требованием до 31 декабря 2017 года, в их перечень добавится ещё одно - ГИС ЖКХ.