Правонарушитель преступник с социальными отклонениями в поведении. Девиантное поведение. Понятие девиантного поведения

Социологические теории преступности.

Девиация и право. Социология правонарушения.

Понятие, виды и механизм правового поведения.

ЛИЧНОСТИ

Вопрос 1: Понятие, виды и механизм правового поведения

1.1. Понятие и виды правового повеления

В социологическом понимании правовое поведение обладает следующими призна-ками:

1) социальной значимостью;

2) подконтрольностью воле и сознанию индивида;

3) четкой регламентацией права;

4) подконтрольностью государству в лице его госорганов;

5) способностью повлечь юридические последствия (Кудрявцев В.Н. Современная социология права / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. М., 1995. С. 164-165.).

Признак социальной значимости поведения указывает на то, что оно способно сказаться на развитии экономических, политических, социальных и иных отношений. Он выделяет правовое поведение среди массы других видов поведения, важных для личности, но не для общества. Способность повлечь правовые последствия, с точки зрения социологии права, выступает вторичным признаком, поскольку иногда юридические последствия наступают и в результате явлений, событий, которые не являются правовым поведением, например, в силу казуса (несчастного случая).

Очевидно, что не всякое поведение обладает сразу всеми указанными признаками. По-этому в социологии права есть и другая категория – «юридически значимое поведение » – использующаяся для обозначения неудовлетворяющего одному или нескольким призна-кам правового поведения. Например, действия невменяемого могут быть юридическими фактами, но, не будучи правовым поведением, юридической ответственности не влекут.

Правонарушение , зачастую в социологии права уравненное с преступлением, – это поведение людей, противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу. Такое недопустимое, с точки зрения юристов, уравнение понятий правонарушения и преступле-ния происходит в силу того, что часть социологов и правоведов утверждает, что факт нарушения уголовного кодекса представляет собой искусственный, относительный показатель, и, следовательно, не соответствует требованиям науки, так как имеет место «случайный» характер и «не возникает органически». Криминологи также отмечают путаницу и многозначность понятия «преступление». Однако на сегодняшний день даже криминологи отмечают двусмысленность и неточность понятия преступления . Причинами этого выступают следующие моменты:

1) имеющееся понятие преступления не объясняет, почему одно и то же действие в разных странах квалифицируется по-разному: в одних как преступление, а в других нет;



3) наблюдается исторически, географически различная интерпретация вины, общест-венной опасности, противоправности, иногда морали;

4) имеющееся понятие преступления не объясняет, почему квалификация деяния от-дана на усмотрение законодателя, а потому очень субъективна – отражает инте-ресы экономической и политической элиты;

5) понятие преступления не объясняет такое массовое нарушение прав человека, как, например, репрессии.

Традиционно различают следующие виды правового поведения :

По отношению к соблюдению правовых предписаний – правомерное и неправо-мерное (иногда говорят об объективно правомерном или объективно неправомерном поведении);

По социальной значимости – желаемое , допускаемое и необходимое ;

По форме осуществления - в правоотношениях и вне правоотношений .

По отношению к правовой установке различают:

- объективно правомерно поведение , когда есть желания личности, а цели и средства их достижения соответствуют зафиксированным в праве нормам в силу внутреннего убеждении личности;

- ситуативно правомерное , когда желания, цели и средства их достижения формально совпадают в конкретной ситуации с требованием нормы лишь в силу обстоятельств, а не убеждения;

- законопослушное , когда желания, интересы и цели расходятся с требованиями права, и личность сознательно подчиняет свое поведение интересам нормы;

Также выделяют:

- ситуативно-случайное , когда отдельные правонарушения допускаются в силу незна-ния закона или ошибки в отношении к требованиям правовой нормы, в силу ситуации;

- внутренне обусловленное , когда проявляются внутренние убеждения, интересы.

Различают такие виды правового поведения , как конформизм , легализм и принуждение .

Конформизм наблюдается при способности достижения одобряемой правом цели правомерным способом. В результате имеем правомерное поведение индивида, характери-зующееся подчинением своего поведения требованию нормы в силу уважения к ней.

Легализм – это тоже поведение, оцениваемое как положительное, но только по мотивам выгоды одобрения нормы, без внутреннего уважения к норме вообще.

Принуждение как вид поведения соответствует общепризнанной норме, но исклюю-чительно в силу внешнего давления на индивида. Если принуждение ограниченно или отсутствует, то вероятнее всего, мотивы и потребности, пройдя через оценку сознания, установок и ценностей, приведут индивида к правонарушению как средству достижения правомерной цели (правонарушение). Другими вариациями принуждения могут быть ситуации, когда индивид отказывается от цели (ритуалист ), меняет цель (мятежник , инноватор ) или меняет свои потребности в угоду норме (ретритист ). Схематично это можно представить так:

1.2. Механизм правового поведения

Механизм правового поведения включает в себя следующие элементы:

1) потребности и интересы личности;

2) мотивы;

3) выбор цели и средств ее достижения;

4) оценку ситуации;

5) принятие решения;

6) поступок.

Исследователи установили, что нормы права как таковые непосредственно на пове-дение человека не влияют. Люди в значительной степени ориентируют свое поведение на определенные стереотипы, на групповое мнение (мнение эталонной группы). Эффект от правовой нормы раскрывается, если она пройдет следующие стадии развития:

- актуализацию в нормативном варианте скрытых жизненных целей индивида;

- осознание того, что новая норма более приемлема для достижения целей;

Фиксацию нормативного образца в обыденных стереотипах;

Отказ от прежней формы поведения.

Следовательно, норма должна изначально отражать интересы субъекта права. Внутренняя сторона правомерного поведения должна подкрепляться такими внешними факторами, как содержание и форма предписаний, способность правоприменительных органов гарантировать реализацию последних наличием санкций и их применением к правонарушителям. В мотивации правомерного поведения членов тоталитарного общества превалирует привычка пассивного выполнения правовых норм, дополняемая боязнью наказания.

В механизме правового поведения различают две стороны правового поведения :

- внешнюю , отражающую сам факт деяния (действия или бездействия);

- внутреннюю , отражающую мотивы, потребности, ценности, установки, которые определяют вид поведения.

Необходимо помнить, что сходные внешне типы поведения отличаются разным внут-ренним содержанием Только с учетом мотива можно понять подлинный характер право-сознания и поведения. Интересом называют осмысление человеком потребности и условий, а также средств к их удовлетворению. Суть интереса заключается в удовлетво-рении потребности.

Потребность – это устойчивое влечение человека, социальной группы или общества к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования (Социология права / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004. С. 160.). Потребности как первичная побудительная сила деятельности людей также являются важным слагаемым в определении типа поведения.

Выделяют потребности рационального и эмоционального уровня. Уровнями потреб-ностей выступают:

1) жизненно необходимый минимум для человеческого организма;

2) нормальные стандарты потребностей, присущие данному социальному статусу;

3) высший стандарт , уровень, который еще не стал нормой, но в перспективе ею будет;

4) извращенные потребности , удовлетворение которых противоречит развитию личности и интересам общества.

Природа человеческого бытия – это непрерывная цепочка удовлетворения широчай-шего круга потребностей. Неумолимы потребности, не только обусловленные биологи-ческой природой человека, но и высшие, сформированные в результате развития чело-веческой цивилизации (духовные). У каждого человека круг потребностей разный, но так называемый «закон потребностей» неумолим для всех. В силу этого А. Маслоу, автор данного «закона», считает, что неудовлетворенные потребности являются первоосновой девиации. Потребности стабильны, особенно низшего порядка. Проявление высших потребностей зависит от степени удовлетворения базовых потребностей первого круга.

Иерархия потребностей , определенная А. Маслоу (Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб., 1999.) и позже дополненная коллективом ученых во главе с В.А. Глазыриным (Юридическая социология / Под ред. В.А. Глазырина. М., 2000. С. 298-313.), в обобщенном виде выглядит так:

1) потребности физического существования;

2) материальные;

3) социальные;

4) духовные потребности;

5) потребность во взбадривании, стимуляции.

К потребностям физического существования относятся потребности: в самосохра-нении; сексуальные; в свободе, независимости. Свобода в системе прав человека, будучи юридически обеспеченной равно правам, указывает на «негативные права человека», т.е. права, которые не зависят от позитивной обязанности государства, а указывают на правомочия индивида, обеспечивающие его свободу от государства, и, более того, осуществляются иногда даже против него. Физически обусловлены, по мнению А. Маслоу, потребность в движении, в трате физической энергии; в необычном, в адреналине; гедонические потребности.

Что касается материальных потребностей , то статистика свидетельствует, что основ-ным мотивом преступления является корысть. Именно неудовлетворенные материальные потребности, а не социальные и духовные, являются основой девиантного и делинквент-ного поведения.

К важнейшим потребностям принадлежат социальные потребности . Жизнь отдельного индивида – своеобразная фабрика по воспроизводству и реализации целой системы социальных связей и отношений на межличностном и социальном уровне. Поэтому к группе социальных потребностей относятся потребности: в идентификации – потребность в чувстве единения с себе подобными; в принадлежности к определенной труппе; в социальной поддержке (например, даже со стороны дворовой компании); в самореализации – потребность проявить себя; в более высоком социальном статусе (в престиже, уважении, успехе, авторитете, чувстве превосходства); в лидерстве.

Недостижение самореализации крайне разрушительно влияет на личность. Считается, что самое большое несчастье в жизни – это неспособность состояться как личность, поскольку оно влечет отчуждение от социальных ценностей, нравственных норм. В западном обществе, которое действует как модель «Человек-Успех!», самым большим оскорблением считается сказать «Неудачник!». К символам успеха относятся: престижная работа, престижные машины и прочие атрибуты успеха. Стремление быть первым заложено в генетической памяти человека. Оно развивается и закрепляется всю жизнь. Ученые сходятся во мнении, что лидерами по природным качествам рождается не более 10-15 % всей популяции. Статистика свидетельствует, что в основе 75 % всех заказных убийств лежит желание быть первым, хотя любое преступление полимотивированно.

Механизм индивидуального правонарушения включает в себя потребности и инте-ресы личности (как правило, не противоречащие праву), мотивы, выбор цели и средств ее достижения, оценку ситуации, принятие решения и сам поступок. В механизме правового поведения деформации в поведенческой цепочке возникают, когда:

1) искажены потребности и интересы;

2) нормальные потребности входят в конфликт с имеющимися возможностями их легального удовлетворения;

3) есть деформация ценностных ориентаций (например, рецидивист может достичь социальной цели правомерным путем, но избирает противоправный);

4) имеется деформация на этапе принятия решения (аффект, ошибка в оценке ситуации, стресс).

Условия, сопутствующие правонарушению , – условия жизни и воспитания, конкретная ситуация и ситуативные условия, сопутствующие правонарушению.

Можно установить этапы становления противоправного поведения :

1) формирование личности с антиобщественной ориентацией;

2) формирование решения о совершении правонарушения;

3) реализация намерения.

Противоправное поведение может быть направлено на:

1) удовлетворение потребностей;

2) реализацию отдаленных планов;

3) разрешение личных конфликтов и устранение препятствий к удовлетворению актуальных потенциальных потребностей;

4) уход от исполнения обязанностей (уклонение от уплаты налогов, уклонение от службы в армии).

Таким образом, механизм индивидуального правонарушения аналогичен механизму правового поведения, за исключением некоторых деформаций.

Вопрос 2: Девиация и право . Социология правонарушения

2.2. Девиация и право

Проблемы девиации исследовали Т. Парсонс, А. Коэн. Ныне эти проблемы являются предметом научных интересом Президента Международной социологической ассоциации М. Вевьерки. В Беларуси причины и формы проявления девиантного поведения иссле-дуют Н.А. Барановский и И.А. Лапина (Лапина С.В. Социология права: ответы на экзаменац. вопр. / С.В. Лапина, И.А. Лапина. Минск, 2008. С. 80.).

Девиация означает любое поведение, отклоняющееся от доминирующей в социальной среде нормы. Этот термин ввёл Р. Мертон. По мнению П.С. Самыгина и О.В. Степанова, девиация есть отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое (Степанов О.В. Социология права / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. Ростов н/Д, 2006. С. 165.).

Обращаем внимание, что понятие «девиации» является оценочным . Факт отклонения от нормы оценивается определенной группой, соблюдающей эту норму. Определить, является ли определенный поступок девиацией, нелегко. Это связано с тем, что стандарты, шаблоны поведения (социальные нормы) часто разнятся. Например, является ли нормой тот факт, что в обществе 60 % населения курит регулярно? Из оставшихся 40 % часть не курит вообще, а часть курит изредка. И хотя в данном обществе регулярно курит большинство, но все-таки курение вредно и ненормально для человека, поэтому оно не является нормой, а только нормой статистики.

Одни формы поведения одобряются одной группой и одновременно не одобряются другой. Их оценка меняется как но времени (подобно оценочному понятию «враги народа»), так и в пространстве (одно и то же действие в разных странах оценивается по-разному). Однако есть поступки, почти всегда вызывающие осуждение – криминальное поведение, сексуальные отклонения, наркомания, самоубийства всегда и однозначно демонстрируют отклонение и разрушительный момент в любом обществе. Однако только на этом основании трудно дать определение отклонениям. Ведь даже убийство в определенных условиях – во время войны – оправданно. С другой стороны, положительная девиация (героизм, гениальность) всегда могут внести вклад в развитие общества. В то же время обоснованно выражение: «Если все станут Чацкими, то обществу придет конец». Кроме того, само требование нормы может толковаться противоречиво.

На самом деле социальные отклонения играют диалектическую и не всегда негативную роль в обществе . Нормальная жизнь в обществе всех социальных структур возможна, если обеспечен социальный порядок, и в большинстве случаев поведение членов общества является предсказуемым, т.е. соответствует социальной экспектации. Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от других, и должен быть уверен, что социальные институты работают адекватно: например, если человек обратится в милицию, то она его защитит от преступных посягательств, а не усугубит ситуацию. Девиация нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Если нарушения принимают массовый характер, то ведут к аномии (социальному хаосу), и индивид теряет чувство безопасности, уверенности в своих действиях. Общество может нормально функционировать, только когда большинство его членов принимает нормы поведения и соблюдает их. Жизнь по правилам – это действительно залог благополучия общества и его членов.

Но есть и другая сторона дела. Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму. Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, сейчас могли устареть. Если норма адекватно отражает потребности общества, то она способствует его росту, иначе – тормозит или дезорганизует развитие. И тогда получается, что анормальной является норма, а нормальным – отклонение от нее. Под воздействием внешних и внутренних факторов полюса в понятии нормы меняются. Отклонение, являясь приспособленческой реакцией на изменившиеся условия, способствует формированию новых норм. Вначале девиация непривычна, а затем становится нормой. Р. Мертон указывает, что если девианты преуспевают и на них не налагается никаких санкций, то девиация становится объектом для подражания, а далее – самой нормой. К слову, общество, которое терпимо относится к девиации, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией и дезориентацией в обществе. Избежать дезориен-тации можно, если индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства невелики и у населения есть шанс жить полноценной жизнью, например, в обществе равных возможностей. Если свобода не уравновешена равенством, и многие лишены самовыражения и самореализации, то девиация примет социально деструктивные формы.

Таким образом, девиация в обществе играет двоякую роль: с одной стороны, угрожает стабильности общества, а с другой стороны, – способствует формированию новых норм и тем поддерживает эту стабильность, не давая ей застояться.

Существуют следующие виды подходов к оценке соотношения поведенческой нормы и девиации :

1) социальный;

2) психологический;

3) психиатрический;

4) этнокультуральный;

5) возрастной;

6) гендерный;

7) профессиональный.

Соответственно подходам выделяют виды девиации и факторы, ей способствующие. Наиболее значимыми для социологии права являются следующие виды отклоняющегося поведения . По критерию психологической культуры различают девиации межкультураль-ные (например, депрессия) и культурно-специфические девиации (присутствующие в рамках одной культуры) со свойственными им подвидами.

В основу правовой классификации положен критерий видов правонарушений: преступления, административные проступки, гражданско-правовые деликты и дисциплинарные проступки (Степанов О.В. Социология права / О.В. Степанов, П.С. Самыгии. Ростов н/Д, 2006. С. 175-178.). По критерию вида нарушаемой нормы и последствия девиация, согласно Е.В. Змановской, бывает: делинквентным поведением , т.е. уголовно наказуемым; асоциальным поведением – уклоняющимся от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях; аутодеструктивным поведением , разрушающим личность девианта на психологическом или соматическом уровне, представляющим угрозу для его жизни (суицид, экстремальные виды спорта и другие зависимости) – (Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. М., 2003.).

Социальные отклонения изучаются на индивидуальном и массовом уровне . На индивидуальном уровне рассматривается конкретный поступок конкретного человека, либо акт деятельности коллектива; на массовом – совокупность актов такого вида, система нарушений социальных норм. На массовом уровне социальные отклонения выступают уже как элемент общественной жизни, как одна из ее сторон.

Индивидуальные негативные отклонения от норм приобретают качество социальных при следующих условиях:

1) одинаковая направленность таких отклонений в похожих группах людей в одинаковых условиях;

2) близость или единство причин возникновения таких отклонений;

3) наличие определенной повторяемости и устойчивости данного явления.

Таким образом социальные отклонения – это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе и отражают устойчивую тенденцию.

Среди многочисленных видов девиации целесообразно выделять девиации созида-тельной и разрушительной направленности (Юридическая социология / Под ред. В.А. Глазырина. М., 2000. С. 180-187.).

Созидательная девиация (социальная инновация) – это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит, и адаптационном плане вектор эволюционного развития общества.

Девиация деструктивной направленности предполагает совершение человеком (соци-альной группой) социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе (социальной страте, группе) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных полей, влекущих за собой сдерживание темпов развития обще-ства, разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом.

Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, ее активной движущей силой является человек, точнее, внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения (Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло / О.С. Осипова // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 106-108.). Исследователи обращают внимание, что деструктивные формы девиации широко распространяются в обществах переходного типа.

Классификация социальных отклонений возможна и по элементам структуры. Неотъемлемыми слагаемыми девиации являются:

1) субъект отклоняющегося поведения;

2) норма, относительно которой происходит оценка поведения;

3) группа реагирования на отклонение.

Иногда структуру девиации рассматривают по юридической конструкции состава правонарушения (субъект, объект, субъективная и объективная стороны). В таком случае по субъекту поведения различают девиации граждан, должностных лиц, трудовых коллективов, неформальных и иных социальных групп.

По объекту девиаций выделяют отклонения в различных сферах общественной жизни, в отношении внешней среды или в отношении самим девиантам, в отношении к конкретным видам социальных ценностей и норм (жизнь, здоровье и т. д.)

По объективной стороне девиации рассматриваются как действие или бездействие с учетом всех сопутствующих им объективных условий.

По субъективной стороне девиантное поведение характеризуется разными мотивами, целями, степенью предусмотрения и желанием наступления возможных последствий такого поведения.

К наиболее значимым факторам девиации относят:

1) на индивидуальном уровне – личностные мотивы;

2) на уровне социальных систем – социальное неравенство;

3) индустриализацию;

4) невыполнение социальных ожиданий.

Личностные мотивы , по мнению А. Коэна, являются определяющими для индивидов. Он отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что все люди в них в той или иной степени испытывают социальное напряжение. Однако большинство людей не нарушает общепринятые нормы. Другими словами, девиация есть личный выбор чело-века. Индивид решает, какую форму поведения избрать. И это решение во многом зависит от референтной (эталонной) группы, т.е. группы, которая в глазах человека является образцом.

Здесь есть варианты: во-первых, индивид может найти группу, где определенные по-ступки не осуждаются, и обратить ее в эталонную группу. Во-вторых, более решительный индивид может создать с единомышленниками новую группу, где он будет получать поддержку. Например, полицейский берет взятки в сговоре с сослуживцами. В-третьих, личность может действовать в одиночку, без поддержки окружающих, хотя это более тяжкий жизненный выбор для человека.

Индустриализация , по мнению А. Коэна, ведет к социальной неустроенности и разры-ву между возможностями и притязаниями индивида (Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним / А. Коэн // Американская социология. М., 1972. С. 290.). Э. Дюркгейм отмечал, что в результате индустри-ализации происходит дезорганизация территориальных общин, что крайне негативно влияет на человека (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. Одесса, 1990.).

Т. Парсонс, говоря о невыполнении ожиданий , отмечал, что поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и поведение окружения не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психо-логическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы может быть двоякой: приспособ-ленческой (активной, например, инновация) и отчужденной (пассивной, например, ритуализм) – (Феофанов К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии / К.А. Феофанов // Социологические исследования. 190 № 5. С. 88.).

Р. Мертон различал следующие виды девиаций (нонконформизма ):

1) инновационность (инновация);

2) ритуализм;

3) ретритизм;

Под инновационностью понимается принятие общепринятых социальных целей, но не средств их достижения, – человек обходит или нарушает закон и моральные, институцио- нальные нормы (рэкет, грабеж, злоупотребления), после чего живет как добропорядочный гражданин.

Ритуализм – это ситуация, когда индивид не осмысливает социальные цели или отказывается от них, как недостижимых при имеющихся условиях. Требование нормы для него священно и непоколебимо. К данному типу поведения часто относят бюрократов или людей с неинтересной работой, с низкой зарплатой. Для правовой социологии это – недостойное поведение, даже при формальном соблюдении закона, поскольку оно неактивное и не раскрывает весь потенциал общественного развития.

В ценностном смыслообразовании поведения преступников имеется общий дефект, состоящий в неадекватной оценке ими личной полезности преступного деяния. Более или менее осознавая свою антисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов и нейтрализуют те социальные ценности, которые препятствуют достижению преступных целей.

Снятие с себя ответственности на основе самооправдания своих действий - одна из характерных особенностей большинства преступников.

В связи с отчуждением от социальных ценностей преступник прибегает к психическим декомпенсациям, к системе псевдозамещений, создающих внутреннее душевное равновесие.

Причины своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей. Совершение преступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой преступника.

Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в ценностно-образующей сфере их личности.

Подлинные исходные мотивы поведения преступника могут трансформироваться, видоизменяться, маскироваться, оформляться в приемлемом для него виде.

Мотивация преступления формируется личностными негативными качествами преступника - корыстью, мстительностью, ревностью, тщеславностью, системой ложных воззрений (неправильным пониманием понятия долга, товарищества и т. п.).

Для преступников-рецидивистов характерны особенно глубокие сдвиги в мотивационно-потребностной сфере: она крайне примитизирована, их действия совершаются на низком импульсивно-установочном уровне регуляции. Мотивация таких действий свернута, что и создает видимость "безмотивного" преступления.

Для многих преступников характерны стихийно возникающие побуждения, их зависимость от случайных ситуаций.

Дезинтегрированность целостно-регуляционной системы личности - основная отличительная особенность большинства преступников. Отдельные эгоистические устремления преступников, вырываясь из общих социально-позиционных связей, становятся антисоциальными, они могут регулировать поведенческую систему личности на подсознательном уровне.

Отклоняющимся (или девиантным) поведением называют определенную норму дезорганизации поведения индивида в группе или целой категории в обществе, которая обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Таким образом, определяет отклоняющееся поведение "Краткий словарь по социологии при этом различаются слабые и сильные формы отклоняющегося поведения. Слабые формы связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно участниками взаимодействия.

Обычно, слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившим дезорганизацию поведения.

К таким формам поведения обычно относятся ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность, ситуационные поведенческие ошибки, краткие эмоциональные срывы и т. д.

Сильные (или устойчивые) формы отклоняющегося поведения и зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем.

К таким формам относят аморальное и противоправное поведение, вообще любую форму антиобщественного поведения, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию.

Следствием дезорганизации группового поведения могут быть психические расстройства, заболевания и аномалии, социальная опасность которых велика, поскольку психические нарушения, в свою очередь, становятся фактором, порождающим отклонения в поведении за пределами стимулирующих его ситуаций.

Вероятность возникновения социальных девиаций (отклоняющегося поведения в обществе) резко возрастает в условиях стресса, назревания и развертывания внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, при внезапных либо достаточно быстрых изменениях социальной ситуации.

Причины таких форм отклоняющегося поведения, как аморализм, правонарушения, преступность, в существенной форме варьируют в различных социально-экономических и политических условиях, что составляет предмет изучения в социальной психологии, социологии преступности и в криминологии. Поведение личности и ее развитие, не отвечающее требованиям социальных и психических норм, есть отклонение от нормы. С отклонениями следует не только бороться, но и изучать их. Все отклонения можно классифицировать.

По степени устойчивости.

По объему и широте пораженности личности.

По степени выраженности.

Рассмотрим каждую из них отдельно:

  • 1) По содержанию они могут быть: отклонениями от социальной нормы и отклонениями от психической нормы. Отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные) не являются патологическими в прямом смысле слова. Человек, имеющий отклонение от социальной нормы, вменяем, т. е., остается сознательным существом - личностью, отдающей отчет в своих действиях, а поэтому несет за них ответственность. У него не нарушены ни мышление, ни память, ни какие-либо другие психические функции. Сущность отклонений заключается в неправильном осознании личностью своего места и назначения в обществе, в дефективности нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек. Следовательно, когда мы говорим об отклонениях от социальной нормы, то имеем ввиду, прежде всего, морально-психологические свойства, проявляющиеся как в поведении личности, так и в ее психической деятельности. Например, грабитель стремится к тому, чтобы найти жертву, выследить ее, а затем совершить преступные действия. Здесь определенная позиция и преступная установка сказывается не только в направленности действий (поиск и выслеживание жертвы), но и в направленности психических процессов (мышления, восприятия, воображения и т. п.). Иной характер имеют психические отклонения. Их причинами могут быть социальные факторы, но психологический механизм их заключается в нарушении мозговой функции. Отсюда понятно, что морально-психологические отклонения выправляются педагогическими средствами, а психические - преимущественно, медицинскими мерами. На основе моральных, а иногда и психических отклонений возникают криминальные отклонения. Например, невыдержанность и слабый самоконтроль могут перерасти в хулиганские действия. Неправильная оценка своих личных качеств, выражающаяся в самонадеянности, может стать причиной преступлений по неосторожности. Карьеризм нередко побуждает такого человека к достижению поставленных целей противозаконными средствами и т. п. А такие патологические отклонения как навязчивые идеи, извращенные эмоции, бредовые состояния, аффективность могут стать причиной различных общественно-опасных деяний (убийств, тяжких телесных повреждений и др.);
  • 2) По степени устойчивости все отклонения можно классифицировать на временные (случайные) и устойчивые (характерные для данного лица). Причиной временных отклонений от социальной нормы в поступках и поведении человека может быть неблагоприятная ситуация, которая в результате действий сверхсильных раздражителей приводит к ошибке нервной системы, вызывает тяжелые психические состояния и нарушает привычную картину поведения. Так, вследствие длительного нервного напряжения, истощения нервной системы болезнью, переживаемых психических состояний (подавленности, угнетенности, отчаяния и т. п.) всегда выдержанный человек может проявить вспыльчивость, грубость, т. е., все то, что называется отклонением от моральной нормы. Устойчивые, характерные для человека социальные отклонения (нравственные и криминальные) свидетельствуют об атипичности черт личности в целом и ее поведения для данной социальной группы и общества, а устойчивые патологические отклонения - о распаде личности;
  • 3) По объему и широте пораженности личности отклонения могут быть частичными (парциальными) и глобальными. Частичные социальные отклонения - это отклонения, затрагивающие лишь одну группу отношений человека и характеризующие его непоследовательность и двуликость, Есть люди, у которых правильные политические убеждения мирно уживаются с аморальным поведением в быту, честное отношение к труду - с недостойным поведением в семье, в отношении к женщинам, детям, родителям, что проявляется в непосредственном поведении человека в разнообразных жизненных ситуациях (на работе и дома;на глазах коллектива и наедине с самим собой и т. п.). Эта непоследовательность поведения, раскрывающая внутреннюю противоречивость и отсутствие цельности личности, может при определенном стечении обстоятельств породить криминальные черты личности и перерасти в криминальное поведение. К глобальным относятся отклонения, захватывающие сознание и психику личности в целом. Комплекс устойчивых глобальных социальных отклонений свидетельствует о завершении формирования законченного отрицательного типа или атипичной для данных общественных условий личности. Атипичность личности имеет относительный характер, зависящий от ряда факторов, определяющее место среди которых занимает социалъно-политическая система, в которой она функционирует. Поэтому типичное поведение человека в одних условиях (например, в тоталитарном обществе) является неприемлемым для других (в обществе классической демократии). При устойчивых глобальных патологических отклонениях речь идет о разрушении (распаде) личности. Подобное может происходить с человеком попавшим в дискомфортные условия жизни, например, в концлагере, и стремящимся выжить за счет попрания элементарных нравственных и других норм поведения;
  • 4) По степени выраженности отклонения классифицируются на отчетливо выраженные и неотчетливо выраженные (стоящие на границе нормы). Отчетливо выраженные отклонения от социальной нормы закрепляются в тех или иных устойчивых чертах личности, вызывающих идентичное аморальное и преступное поведение ее в сходных условиях. Вследствие этого можно прогнозировать такое поведение личности и проводить профилактику возможных преступлений. Неотчетливо выраженные отклонения от психической нормы могут свидетельствовать о начале психической болезни, а резко выраженные - о её прогрессе. Причины отклонений от социальных норм поведения могут быть самыми типичными, но наиболее часто среди них выделяют: отставание сознания личности от социальной реальности, в результате чего человек может не адаптироваться к ней а, как следствие - совершать противоправные действия.

Отрицательное влияние микросоциальной среды (влияние безнадзорности детей, дурное влияние семейных отношений, отрицательное влияние окружения и т. п.). криминологический преступник девиантный

Проявление отрицательных воздействий со стороны макросоциальной среды (элементы неправильного экономического планирования и стимулирования деятельности людей, нарушение принципа оплаты по труду, факты бюрократизма и формализма в работе с людьми и т. п.). Ошибки в воспитании в семье, школе, в производственном и других коллективах, незнание личности воспитуемого и т. п. Причинами их обычно бывают психолого-педагогическая неподготовленность людей, призванных оказывать воспитательное влияние на подрастающее поколение. Противоречия воспитательных влияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т. п.

Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное (от позднелат. deviatio – отклонение) и, во-вторых, поведение деликвентное (от лат. delingues – правонарушитель) – преступное, криминальное. Деликвентное поведение опаснее для общества, чем девиантное. Однако субкультурные ценности девиантных групп могут реабилитировать преступника в своих глазах.

Выделяют два идеальных типа отклонений: 1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 2) групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Процесс становления личности девианта помогает понять концепция первичного и вторичного отклонений (X. Беккер). Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуальная связь, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Но стоит ему только получить ярлык девианта, это сразу же приводит к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом – никчемным бездельником.

Относительно определения причин отклонений существуют различные теории.

Представители теории конституционных типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон) предполагают, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

Психоаналитическая теория (З. Фрейд) понимает отклоняющееся поведение как результат неосознаваемых внутриличностных конфликтов, рожденных столкновением природных инстинктов личности и норм культуры.

Авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и все его действия, поступки – это продукты внешней стимуляции. Согласно концепции социальной реорганизации (Т. Шибутани) отклоняющееся поведение объясняется социальными изменениями, в результате чего прежние стандарты теряют свое значение, из-за чего дезорганизуется жизнь общества: одни люди стараются придерживаться старых норм и ценностей, другие ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы как общесоциальные, так и групповые. Выделяется три типа отклоняющегося поведения: 1) конформное (приспособительное к требованиям эталонной группы); 2) импульсивное (поведение под сильным возбуждением вопреки собственным стандартам); 3) компульсивное (принудительное, например, под воздействием сильных оскорблений или наркотиков как защитная реакция).

В соответствии с культурными теориями социальных отклонений индивиды становятся девиантами как результат неудачных процессов социализации. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры – частью его сознания. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, самодурство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская и материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности, с социальным окружением.

В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие из них, а также культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей.

В отечественной психологии и криминологии считается, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», а обусловлено социально-психологи­ческими причинами, в том числе характером микросреды и групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.д. Выделяются виды отклоняющегося поведения: агрессия, аномия, фрустрация. В подростковом возрасте отклоняющееся поведение может проявляться в форме: 1) эмансипации (стремление освободиться от опеки); 2) группирования (объединение со сверстниками); 3) увлечения; 4) влечения (проявления сексуальной активности, избирательной агрессии).

Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Говоря об отклоняющемся (девиантном) поведении, социологи исходят из того, что оно представляет собой «социальное явление», выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам

Основные проявления отклоняющегося поведения – это, по мнению социологов, пьянство, взяточничество, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против личности, блат, бродяжничество, недобросовестное отношение к труду, к своим обязанностям, нарушения трудовой дисциплины, стремление взять у общества больше, чем отдать, безответственное отношение к браку и семье, бесхозяйственность.

Существуют как объективные причины, связанные с отставанием социального, культурного, технического развития общества, так и субъективные причины отклоняющегося поведения (недостатки семейного воспитания, психические отклонения и др.).

Все проявления преступности (то есть действия, направленные против прав человека) – это крайняя степень отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой.

Конечно, но одно общество не оставалось равнодушным к тому, что оно подразумевало под противоправным поведением и какими средствами и методами вело борьбу с ними. Поэтому многие ученые уделяют пристальное внимание изучению состава преступлений, их динамики, самих преступников.

Использование социологических методов позволило дать оценку преступного мира в конце 80 –х гг. На территории бывшего СССР по возрастному признаку из всех, отбывающих наказание, граждане до 25 лет составляли 27,4 %, 25-55 лет –67,2, 55-60 лет – 4,4 и старше 60 лет – 1%. То есть больший удельный вес в общем числе преступников по возрастному признаку занимают молодые люди. Такая же закономерность существует и в настоящее время.

По своему составу преступления распределялись следующим образом: умышленное нанесение тяжких телесных повреждений –10,1 %, кража государственного имущества – 9,8 %, изнасилование 8,6 %, разбой – 6,5, грабеж – 5,7, хищение государственного имущества – 2,0 %. Суммируя статистику преступлений, совершенных против личности (разбой, грабеж, убийства, изнасилования и т.д.), можно прийти к главному выводу: защищать нужно прежде всего человека. Социологический анализ дает возможность выявить одно важное обстоятельство: состав преступников мало коррелирует с социальной структурой. Определяющим моментом в этом процессе выступают различные виды деформированного сознания и поведения.

Общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными причинами. Превращение возможности в действительность через поступки, действия людей, зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех экономических социально – психологических условиях приходится наблюдать существенные различия в поведении людей. Они могут быть обусловлены, во – первых, обстановкой в семье, т.е. недостатками семейного воспитания. К примеру, слепая родительская любовь и вера в безгрешность своих детей, прощение им любых неблаговидных поступков неблагоприятно влияет на их воспитание. Или же, такие «методы воспитания» как окрик, брань, побои приводят к отчуждению ребенка, особенно в подростковом возрасте, появляются озлобленность, обида, даже агрессивность, что и становится почвой для антиобщественных поступков.

Во – вторых, отклонения в поведении людей могут быть обусловлены обстановкой в учебном или трудовом коллективе. Так, отрицательный морально – психологический климат, расхождение групповых норм с общественными, трудности адаптации, отсутствие должной требовательности в некоторых коллективах, конфликты и напряженность в общении могут стать причиной отклоняющегося поведения. Помимо этого человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может повлечь накопление отрицательных черт в поведении человека и привести к противоправным поступкам, а также может быть противоречивым.

Неправильное воспитание, неблагоприятные условия, конфликты в семье и в школе ведут к определенным отклонениям в психике личности детей, которые, в свою очередь, повышают возможность их отклоняющегося поведения в настоящем или в будущем.