От зачатия до страшной смерти: праздники и загадки Иоанна Крестителя. Церковный Православный праздник июля

РАЗМЕЩАЮ ТРИ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛА (ЧАСТИЧНО ПОВТОР) - ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЖЕ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭТОТ ПРАЗДНИК.

1)
Иоанн Предтеча - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.
Жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов, которые впоследствии стали называться таинством крещения.
Крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду.
Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи.
Является исторической фигурой. О нём есть упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия.

В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья, в христианских арабских церквях — под именем Юханна.

Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.

Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона), пожилой бесплодной пары.
Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей».
Захария выразил недоверие ангелу - и за это тот покарал его немотой.

После того, как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа».
Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, ещё будучи в утробе.

Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса (его родственника).
Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно:
«Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.»
О последующем детстве Иоанна, Евангелие упоминает вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Упоминается, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода.

Как пишет евангелист Лука, в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи).

Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря»). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.

Иоанн не был обычным проповедником — он передавал людям волю Бога, как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери. Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали.

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил:

« …порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»
В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем»), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам») и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»). Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он». Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм.

Пришедшим из Иерусалима священникам и левитам, явившимся, чтобы проверить его, он ответил, что не является ни Илией, ни пророком, но: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».

На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Затем последовало крещение.

К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл и Иисус с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились». Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». Около 30 года н. э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась.

В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника.

В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась. Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?".

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.

В память этих событий установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь отмечает его 29 августа (11 сентября). В какой бы день недели этот праздник не попадал, включая воскресение, этот день всегда в Православной церкви в память о великом постнике Иоанне (который питался в пустыни только акридами и диким мёдом) является, согласно Уставу, днём строго поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но и рыбу.

Место рождения Иоанна (монастырь Святой Иоанн на го́рах)

«Наречение Иоанна Крестителя» (картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко)

"Святой Иоанн Креститель в пустыне". Художник Иероним Босх. 1504-05 г.

«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос)

«Крещение Господне» (картина Тинторетто)

«Месть Иродиады» (картина Хуана Фландеса)

Саломея (картина Бартоломео Венето)

Батистелло, "Саломея", 1615

Франц фон Штук, "Саломея", Ленбаххаус

«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо)

Голова Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим)

Десница (рука) Иоанна Крестителя (Цетиньский монастырь, Черногория)

Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов (Дамаск)

2)
День Ивана Купала - изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале. Ещё до принятия Русью христианства этот праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота. Однако уже в христианской Руси праздник приурочили к дню рождения Иоанна Крестителя, и теперь отмечался он 24 июня. Во многих селениях праздник Ивана Купала начали называть Иванов День.

После перехода на с юлианского на григорианский календарь день Ивана Купала передвинулся еще вперед и до сегодняшнего дня его отмечают 7 июля. Поэтому, как мы видим, начальное значение праздника уже потеряло всякий смысл, так как он уже не приходится на день летнего солнцестояния. Однако в ряде европейских стран день Ивана Купала все же отмечают в период с 20 по 24 июня.

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом стоит отметить, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце. Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, солнце стало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое второе название - Иванов день.

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. Те, у кого не было по близости водоемов, отправлялись в баню. Однако не все спешили в этот день купаться. Ведь часть народа считала, что в водоемах кроется огромное количество нечисти, которая может и погубить.

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через него. Обязательно огонь разводили около водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год. Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье. Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

Так как природа в этот день обладала особой силой и волшебством, многие женщины пытались сохранить эту магическую частичку на случай болезни или беды. Поэтому после купания все отправлялись за травами. Одни собирали их для гаданий, другие для обрядов, некоторые для того, чтобы впоследствии лечить этими травами себя и близких. Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи. В этот день они пели песни, произносили заклинания.

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли "марена" или "купала".

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов. С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось - народные поверья с религией.

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее. Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

Помимо традиций, которые соблюдали в этот день, также Ивана Купала буквально пропитан различными языческими обрядами.

Многие в ночь на Ивана Купала не ложились спать. Все это ради того, чтобы самыми первыми умыться утренней росой. Считалось именно она может подарить здоровье и красоту.

Если в этот день кого-то обливали грязной водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Ведь чем чаще в этот день искупаться, тем лучше. Человек проживет последующий год счастливо, а также тем самым сильнее очистится.

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли "Купала". Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву. По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одно ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

Ранее мы уже писали о том, как гадать в ночь на Ивана Купала, а сейчас хотели бы вам рассказать еще о некоторых гадания в Иванов день.

Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день - было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста - если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное - что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем - дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку - мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина - случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте - задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем - если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.
Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

3)
ЗАМОК СМАЛЬГОЛЬМ ИЛИ ИВАНОВ ВЕЧЕР

До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал, меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон.

Не с могучим Боклю совокупно спешил
На военное дело барон;
Не в кровавом бою переведаться мнил
За Шотландию с Англией он;

Но в железной броне он сидит на коне;
Наточил он свой меч боевой;
И покрыт он щитом; и топор за седлом
Укреплен двадцатифунтовой.

Через три дни домой возвратился барон,
Отуманен и бледен лицом;
Через силу и конь, опенен, запылен,
Под тяжелым ступал седоком.

Анкрамморскую битву барон не видал,
Где потоками кровь их лилась,
Где на Эверса грозно Боклю напирал,
Где за родину бился Дуглас;

Но железный шелом был иссечен на нем,
Был изрублен и панцирь и щит,
Был недавнею кровью топор за седлом,
Но не английской кровью покрыт.

Соскочив у часовни с коня за стеной,
Притаяся в кустах, он стоял;
И три раза он свистнул-и паж молодой
На условленный свист прибежал.

"Подойди, мой малютка, мой паж молодой,
И присядь на колена мои;
Ты младенец, но ты откровенен душой,
И слова непритворны твои.

Я в отлучке был три дни, мой паж молодой;
Мне теперь ты всю правду скажи:
Что заметил? Что было с твоей госпожой?
И кто был у твоей госпожи?"

"Госпожа по ночам к отдаленным скалам,
Где маяк, приходила тайком
(Ведь огни по горам зажжены, чтоб врагам
Не прокрасться во мраке ночном).

И на первую ночь непогода была,
И без умолку филин кричал;
И она в непогоду ночную пошла
На вершину пустынную скал.

Тихомолком подкрался я к ней в темноте;
И сидела одна-я узрел;
Не стоял часовой на пустой высоте;
Одиноко маяк пламенел.

На другую же ночь-я за ней по следам
На вершину опять побежал,
- О творец, у огня одинокого там
Мне неведомый рыцарь стоял.

Подпершися мечом, он стоял пред огнем,
И беседовал долго он с ней;
Но под шумным дождем, но при ветре ночном
Я расслушать не мог их речей

И последняя ночь безненастна была.
И порывистый ветер молчал;
И к маяку она на свиданье пошла;
У маяка уж рыцарь стоял.

И сказала (я слышал): "В полуночный час,
Перед светлым Ивановым днем,
Приходи ты; мой муж не опасен для нас;
Он теперь на свиданье ином;

Он с могучим Боклю ополчился теперь;
Он в сраженье забыл про меня-
И тайком отопру я для милого дверь
Накануне Иванова дня".

"Я не властен прийти, я не должен прийти,
Я не смею прийти (был ответ);
Пред Ивановым днем одиноким путем
Я пойду... мне товарища нет".

"О, сомнение прочь! безмятежная ночь
Пред великим Ивановым днем
И тиха и темна, и свиданьям она
Благосклонна в молчанье своем.

Я собак привяжу, часовых уложу,
Я крыльцо пересыплю травой,
И в приюте моем, пред Ивановым днем,
Безопасен ты будешь со мной".

"Пусть собака молчит, часовой не трубит,
И трава не слышна под ногой,
Но священник есть там; он не спит по ночам:
Он приход мой узнает ночной".

"Он уйдет к той поре: в монастырь на горе
Панихиду он позван служить:
Кто-то был умерщвлен; по душе его он
Будет три дни поминки творить".

Он нахмурясь глядел, он как мертвый бледнел,
Он ужасен стоял при огне.
"Пусть о том, кто убит, он поминки творит:
То, быть может, поминки по мне.

Но полуночный час благосклонен для нас:
Я приду под защитою мглы".
Он сказал... и она... я смотрю... уж одна
У маяка пустынной скалы".

И Смальгольмский барон, поражен, раздражен,
И кипел, и горел, и сверкал.
Но скажи наконец, кто ночной сей пришлец?
Он, клянусь небесами, пропал!"

"Показалося мне при блестящем огне:
Был шелом с соколиным пером,
И палаш боевой на цепи золотой,
Три звезды на щите голубом".

"Нет, мой паж молодой, ты обманут мечтой;
Сей полуночный мрачный пришлец
Был не властен прийти: он убит на пути;
Он в могилу зарыт, он мертвец".

"Нет! не чудилось мне: я стоял при огне
И увидел, услышал я сам,
Как его обняла, как его назвала:
То был рыцарь Ричард Кольдингам".

И Смальгольмский барон, изумлен, поражен,
И хладел, и бледнел, и дрожал.
"Нет! в могиле покой; он лежит под землей.
Ты неправду мне, паж мой, сказал.

Где бежит и шумит меж утесами Твид.
Где подъемлется мрачный Эльдон.
Уж три ночи, как там твой Ричард Кольдингам
Потаенным врагом умерщвлен.

Нет! сверканье огня ослепило твой взгляд;
Оглушен был ты бурей ночной;
Уж три ночи, три дня, как поминки творят
Чернецы за его упокой".

Он идет в ворота, он уже на крыльце,
Он взошел по крутым ступеням
На площадку, и видит: с печалью в лице,
Одиноко-унылая, там

Молодая жена - и тиха, и бледна,
И в мечтании грустном глядит
На поля, небеса, на Мертонски леса,
На прозрачно бегущую Твид.

"Я с тобою опять, молодая жена".-
"В добрый час, благородный барон.
Что расскажешь ты мне? Решена ли война?
Поразил ли Боклю иль сражен?"

"Англичанин разбит: англичанин бежит
С Анкрамморских кровавых полей:
И Боклю наблюдать мне маяк мой велит
И беречься недобрых гостей".

При ответе таком изменилась лицом
И ни слова... ни слова и он;
И пошла в свой покой с наклоненной главой,
И за нею суровый барон.

Ночь покойна была, но заснуть не дала.
Он вздыхал, он с собой говорил:
"Не пробудится он; не подымется он;
Мертвецы не встают из могил".

Уж заря занялась; был таинственный час
Меж рассветом и утренней тьмой;
И глубоким он сном пред Ивановым днем
Вдруг заснул близ жены молодой.

Не спалося лишь ей, не смыкала очей...
И бродящим, открытым очам,
При лампадном огне, в шишаке и броне
Вдруг явился Ричард Кольдингам.

"Воротись, удалися",-она говорит.
"Я к свиданью тобой приглашен;
Мне известно, кто здесь, неожиданный, спит,
Не страшись, не услышит нас он.

Я во мраке ночном потаенным врагом
На дороге изменой убит;
Уж три ночи, три дня, как монахи меня
Поминают-и труп мой зарыт.

Он с тобой, он с тобой, сей убийца ночной!
И ужасный теперь ему сон!
И надолго во мгле на пустынной скале,
Где маяк, я бродить осужден;

Где видалися мы под защитою тьмы,
Там скитаюсь теперь мертвецом;
И сюда с высоты не сошел бы... но ты
Заклинала Ивановым днем".

Содрогнулась она и, смятенья полна,
Вопросила: "Но что же с тобой?
Дай один мне ответ-ты спасен ли иль нет?.. "
Он печально потряс головой.

"Выкупается кровью пролитая кровь,-
То убийце скажи моему.
Беззаконную небо карает любовь,-
Ты сама будь свидетель тому".

Он тяжелого шуйцей коснулся стола;
Ей десницею руку пожал-
И десница как острое пламя была,
И по членам огонь пробежал.

И печать роковая в столе возжена:
Отразилися пальцы на нем;
На руке ж - но таинственно руку она
Закрывала с тех пор полотном.

Есть монахиня в древних Драйбургских стенах;
И грустна и на свет не глядит;
Есть в Мельрозской обители мрачный монах:
И дичится людей и молчит.

Сей монах молчаливый и мрачный - кто он?
Та монахиня - кто же она? То убийца, суровый
Смальгольмский барон;
То его молодая жена.

ВАЛЬТЕР СКОТТ

"Гадание на венках". Художник С.Л. Кожин. 2009 г.

"Русалки". Художник К.Е. Маковский. 1879 г.

Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем, - один из самый почитаемых в христианстве святых. Именно поэтому его Рождество отмечается наравне с Рождеством Христовым и Рождеством Пресвятой Богородицы.

В этот день принято дарить подарки своим близким. Желательно, чтобы эти подарки были как-то связаны с верой. Это может быть крестик или, например, икона. Икона «усекновение главы Иоанна Предтечи» станет хорошим подарком, так как она помогает избежать клеветы, сохранить здоровье и удачу в делах.

Дата торжества вычислялась на основе библейского свидетельства о том, что Креститель и Христос имели шестимесячную разницу в возрасте. Праздник Рождества Иоанна Предтечи приближен к летнему солнцестоянию, говорящему об уменьшении светового дня, а Рождество Спасителя - к зимнему (соответственно, увеличению световых часов в сутках).

Рождество Иоанна Крестителя отмечается в церковном календаре как праздничный день

Однако с переходом на новый стиль летоисчисления в России и многих других странах потерялось соответствие этих торжеств и солнечного стояния.

Событие чрезвычайно значимо для всей Европы, а в некоторых странах имеет статус государственного торжества. Оно является одним из немногочисленных праздников в календаре христианской традиции, когда отмечают именно рождение прославленной личности. Термин «рождество» употребляется всего лишь два раза в году - это праздники появления на свет Христа и Пречистой Девы.

В церквях по случаю празднования Рождения честного пророка Иоанна Крестителя проводится особенное богослужение.

  • Накануне этой символической даты проходит обряд всенощного бдения. Стихиры, которые исполняются во время богослужений, в разные периоды писали знаменитые гимнографы: Иоанн монах, отец Анатолий, А. Иерусалимский.
  • Первый канон для этого торжества в VIII веке сочинил И. Дамаскин, а второй - Андрей Критский. В этих произведениях говориться о том, что прежде бесплодная Елисавета сумела родить Предтечу, которому суждено стать исполнителем евангельских пророчеств. Далее, канон повествует о крещении Иоанном Христа в священной реке Иордан.
  • В тропаре торжества читается восхваление пророку Предтече, который появился на свет, несмотря на бесплодие своей матери, пишет портал Ros-Registr. В этом кратком молитвенном песнопении ясно демонстрируется величие пророка Иоанна, который возвестил о Христе и вскоре крестил Его во благо верующего народа.
  • В конце богослужений церковь прославляет Предтечу и оказывает почтение его рождению от бесплодной женщины.
На заметку! Считается, что традиционный языческий праздник Ивана Купала на Руси слился с христианским Рождеством Иоанна Крестителя. Название славянского торжества ранее связывали с именем божества Купалы, но эта версия не находит подтверждения и часто критикуется, потому что самое первое упоминание об этом идоле начертано в летописях, созданных в XVII столетии.

Наиболее правдоподобным объяснением отождествления языческого и христианского праздников считается гипотеза, согласно которой название «Купала» является славянским вариантом имени Креститель («погружатель», «купатель»).

В этом году, как и в любой другой, желательно прочитать дома молитвы для успокоения души, об исцелении больных. Считается, что 7 июля многие люди получают чудесное исцеление по воли Господа. Для этого следует помогать близким и совершать благородные поступки.

Постарайтесь посетить храм в этот день, потому что служба будет торжественной и яркой. Что точно нельзя делать в этот день, так это работать в огороде, убираться дома. Это светлый праздник, в который нужно радоваться и отдыхать. Этому могут поспособствовать традиции Ивана Купала, который тоже отмечается в этот день.

Церковь с осуждением относится к тем, кто проводит в этот день языческие обряды,а накануне этого для гадает на суженого. Единственное время, когда церковь закрывает глаза на народные и языческие верования, является масленичная неделя.

История торжества

Иоанн Предтеча - высокочтимый святой христианского мира, Иисус называл пророка величайшим из живших на земле. Креститель появился на свет в семье праведных родителей Захарии и Елизаветы. Иоанн являлся родственником Мессии по материнской линии и последним пророком, который предсказал Его пришествие. Святителя называют Предтечей, потому что он родился раньше Спасителя, а Крестителем - так как крестил Божьего Сына в реке Иордан.

  • Перед тем, как начать свою божественную проповедь, Иоанн много лет провел в пустыне, закаляя дух суровым постом и ежедневной молитвой. Он одевался в грубую одежду, а его рацион составляли только мед и саранча. Когда пророку исполнилось 30 лет, Всевышний Отец повелел святителю покинуть пустыню.
  • Иоанн Креститель - Предтеча Иисуса Христа

  • Предтеча направился на берег Иордана, где иудеи традиционно совершали обряды омовения. В этом месте из его уст лилась проповедь о покаянии и очистительном крещении. Народ верил словам Крестителя, многие послушались его советов и приходили к реке, чтобы отдать Господу всего себя.
  • Иоанн очень удивился, когда у Иордана появился Сам Христос, который уговорил пророка провести обряд крещения Божьего Сына ради исполнения великой правды. Во время ритуала небеса разверзлись, и в Мессию сошел Святой Дух в телесной оболочке. Глас Господа подтвердил сие действо и благословил участников на величайшие свершения.
  • Итак, Крещением Иисуса Христа божественным образом увенчалась великая проповедь Предтечи, которого ожидала мученическая кончина. Человеком, который отдал приказ отрубить честную главу пророка, был Ирод Антипа. Причиной этому послужило разоблачение Иоанном прелюбодейства царя Галилеи. В память о событии усекновения церковь установила особенное празднование 11 сентября.
Интересно! Престарелая Елисавета являлась родственницей Девы Марии. Однажды Богородица навестила будущую мать Иоанна Крестителя. В момент, когда Дева Мария приветствовала Елисавету, во чреве престарелой женщины взыграл младенец, а она сама преисполнилась Святого Духа, как упоминает апостол Лука. События, связанные с рождение Предтечи

Чудесная история зачатия пророка Иоанна начертана в Евангелие от Луки. Архангел Гавриил предстал перед отцом Предтечи, престарелым священником Захарией, и возвестил благую весть о рождении сына. Небесный посланник сказал, что молитвы супругов услышаны, и Господь дает им ребенка, которого следует назвать Иоанном.

Святые Захария и Елисавета происходили из рода Ааронова

Гавриил предвещал большое счастье для родителей и народа, который узрит великого пророка в их сыне. Архангел перечислял все достоинства и подвиги святителя, прославляя его аскетизм и стремление обратить в истинную веру своих соплеменников.

  • Однако Захария сначала не поверил Гавриилу, потому что он и его жена Елисавета были уже немолодыми людьми, да еще и бесплодными. За такой образ мыслей священник был наказан немотой.
  • По словам апостола Луки, Предтеча родился на шесть месяцев раньше Христа. По закону Моисея, младенцу сделали обрезание на восьмой день. Елисавета назвала ребенка Иоанном, что несколько смутило близких, потому что никто в роду ранее не носил этого имени.
  • Захария обрел дар речи сразу, как только поддержал супругу и написал на табличке имя, о котором говорил Архангел Гавриил. Священник и его семья стали прославлять Господа и благовествовать о том, что этому младенцу суждено пророчествовать приход Спасителя.
  • После того, как родился Христос, и прошла весть о приказе Ирода на убийство всех вифлеемских младенцев, Елисавета испугалась и вместе с сыном убежала в пустыню. Отец Захария же, по преданиям, остался в Иерусалиме, чтобы исполнять великие обязанности священника. Посланцы Ирода желали выведать у него тайну о том, куда спрятались жена и сын. Однако мужественный отец не выдал свою семью и был убит прямо в стенах храма.
  • Елисавета и её сын жили в пустыне. Вскоре матерь Предтечи скончалась, а Иоанн продолжал закалять свой дух, читая ежедневные молитвы и соблюдая строжайший пост. Пророк готовился возвестить миру о скором сошествии Божьего Сына.

Торжество прославляет беспредельную добродетель и безукоризненное служение человека Творцу. Каждый верующий обязан стать тем, кто выведет себя самого из мрака и привлечет на свет собственное окружение. Житие Иоанна Предтечи - великий пример того, каким образом необходимо выполнять своё земное призвание, ведь в каждом из нас существует потенциал проповеди о принятии Христа.

Пустыня, в которой долгое время жил Креститель - это символическое место пустоты, которая часто преобладает в человеческих сердцах. Если сумеет христианин перебороть своё материальное одиночество и найдет опору в вере, он обязательно возвыситься до небесных высот и победит мрак.

Важно! Предтеча есть не просто пророк, но голос Господа, использующего тело Крестителя в целях благовещения. Ведь не говорят святые люди от себя самих, но несут слово Вседержителя, безгранично преданные Ему. Когда в каждом из нас возрастает образ Иоанна, мир становится ближе и целостнее, возвеличивая единство, как абсолютную истину.

Церковь празднует Рождение честного пророка Иоанна Крестителя 7 июля. Это торжество прославляет величайшую преданность вере и стойкость духа святителя, который последним оповещал народ о пришествии Мессии. В церковных богослужениях вспоминается житие Иоанна Предтечи, его чудесное рождение в семье бесплодных и престарелых родителей, а также событие Крещения Христа в священном Иордане.

Ежегодно Рождество Иоанна Предтечи празднуется 7 июля. С давних времен на Руси в этот день довольно много различных запретов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Это торжество очень почитается среди всех христиан, поэтому есть несколько очень важных ограничений, которые нужно соблюдать. Например, в Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна нужно соблюдать пост. Это одно из главных правил, и считалось что, каждый, кто будет его соблюдать, будет поощрен прощением различных грехов, и возможно даже будут исполнены все желания.

В Усекновение головы Иоанна Предтечи категорически нельзя использовать ножи и другие режущими предметами. Поверье гласит, что человек, проигнорировавший этот запрет, возьмет на свою душу грехи убийцы пророка. И категорически нельзя резать все овощи, по форме похожие на человеческую голову.

Очень часто в Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна люди уже начинали собирать урожай. Но, так как в праздник работать нежелательно, люди должны быть молиться пока это делают, чтобы не гневить Господа.

Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна нельзя было веселиться всем глубоко верующим людям. Особенно неприемлемо было петь, или плясать.

В этот праздник так же было достаточно много поверий. Например, о белой собаке. Если она пойдет за вами, то ее категорически запрещается прогонять. Если она дойдет за вами аж до дома, то ее нужно пустить в дверь. Считается, что так сам Иоанн Креститель благословляет человека на лучшую жизнь.

Видео о рождестве Иоанна Предтечи. Протоиерей Артемий Владимиров

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Статистика

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

Иоанн Предтеча - самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). Рождество Иоанна Крестителя - уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт - еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви

«Сегодня празднуем день рождества святого Иоанна. Эта честь, которой не удостоился ни один святой. Во всем христианском мире назначен и почитается только день Рождества Господа и Иоанна» - так писал Блаженный Августин.

В наше время следовало бы добавить «и Богородицы». Святой Августин не упомянул Ее, потому что тогда в западной традиции РождествоБогородицы еще не было праздником.

Отчего же для нас так важен этот день? Для тех, кто был знаком с иудейскими пророчествами о приходе Мессии, факт рождения Иоанна значил очень многое.

«Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я не поразил земли проклятием», - записал пророк Малахия в своей Книге.

Явление на земле особого человека было указанием на то, что вскоре надо ждать прихода Мессии. И этого указания иудеи ждали на протяжении многих веков.

Писания пророков аллегоричны. Некоторые люди действительно ждали, что на земле явится сам Илия. «Что же, ты Илия?», - спрашивали самого Иоанна посланные из Иерусалима, когда тот уже начал крестить и проповедовать.

Иисус Христос указал на аллегоричность слов пророка Малахии. «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!», - сказал Спаситель об Иоанне, объяснив его роль в спасении человечества.

Отчего должен был прийти кто-то перед тем, как явится Мессия? Чтобы духовно подготовить народ к тому, что будет говорить Спаситель. Еще несколько веков назад пророк Малахия говорил о необходимости обращения людских сердец, чтобы по своим грехам люди не навлекли на землю проклятия.

И вот на земле родился Иоанн Предтеча (Предшественник).


Это был очень необычный человек. «Из рожденных женами не восставал больший», - сказал про него Христос. Вся его жизнь была служением Богу, даже само рождение во многом готовило людей к будущему рождению Господа.

Отец Иоанна, Захария, был священником. Он и его жена Елизавета жили благочестиво, исполняли все заповеди, но никак не могли родить ребенка. Захария был уже в преклонных летах, когда вдруг, войдя в храм для того, чтобы кадить, увидел Ангела.

Вестник предсказал, что у Захарии родится сын Иоанн, который «многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в Духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приготовленный».

Казалось бы, надо радоваться и после службы поспешить домой обрадовать жену, но Захария усомнился в том, что это будет. Спустя полгода Ангел Гавриил так же неожиданно явится Марии, и юная Дева смиренно покорится воле Господа. Но знающий Писания священник не принял слов Ангела. Подобно тому, как впоследствии иудейский народ не принял мессию.

За это Захария был наказан: Ангел лишил его возможности говорить до того момента, как сбудется предсказание.

Когда через положенный срок Елисавета родила и на 8-й день (как делали и до сегодняшнего дня делают иудеи) надо было обрезать младенца и выбрать ему имя, соседи и родственники очень удивились тому, что мать захотела назвать его Иоанн - до этого никто из ее родственников не носил это имя. Спросили Захарию, и тот на дощечке написал: «Иоанн имя ему», потому что несколько месяцев назад так сказал ему Гавриил. Предсказание Ангела сбылось, Захария обрел дар речи и стал восхвалять Творца.

Об этих событиях говорили по всей стране Иудейской, потому что знали, что Захарии было видение в храме и что с его сыном «была рука Господня». Люди пытались понять, какое назначение уготовано ребенку, чье рождение сопровождали такие чудеса. Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал о том, что младенец «предъидет пред лицем Господа - приготовить пути Ему... просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».

Как видим, во всех пророчествах Иоанн уподобляется пророку Илии. Однако обстоятельства его рождения напоминают историю Исаака, сына Авраама и Сарры. Примерно за 18 столетий до рождения Иоанна престарелому Аврааму, как и Захарии, было обещано, что у него родится сын. Его жена, как и Елисавета, была неплодна всю жизнь. Однако, в отличие от Захарии, Авраам поверил предсказанию.

Эти события относились к глубокой древности, возможно, их воспринимали не как реальную историю, а как фантастическую легенду. И вот на земле, обещанной Богом Аврааму, произошло такое же чудо, как и много веков назад. Чудо, которое не могло не напомнить о ветхозаветной истории, которое показывало, что описанные там события - реальность.

Не было ли рождение Иоанна воспринято людьми как знак того, что сбываются древние Писания, в которых говорится и о приходе Мессии - Спасителя?

Иоанн Златоуст пишет о том, что сам факт рождения Иоанна у бесплодной и престарелой матери как бы приготовлял людей к той мысли, что по Слову Божию и Дева, никогда не знавшая мужа, может родить: «...старица осязала перворожденное дитя, и бесплодная неожиданно родила, чтобы поверили Деве, рождающей сверх естества. То и другое ново и необыкновенно, потому что и бесплодная, и Дева - неожиданные матери».

После рождения Иисуса Христа царь Ирод приказал убить всех младенцев. Услышав об этом, Елисавета с сыном убежала в пустыню и скрывалась в пещере, а Захария, как священник, оставался при храме в Иерусалиме. Конечно, от царя не могло укрыться, что у Захарии родился сын - об этом говорила вся округа. Когда Захария отказался сказать воинам, где скрываются его жена и сын, его убили.

После смерти Елисаветы Иоанн, которого охранял Ангел, остался жить в пустыне до того времени, когда начал проповедовать о покаянии и крестил в Иордане народ израильский и пришедшего в мир Господа.

Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи существовала уже в первых христианских общинах. В христианский календарь этот праздник был введен в IV веке.

Источник: taday.ru

ВЕЛИКИЙ ПОСТ


понедельник 8:30


Со второй недели по понедельникам Великого Поста (кроме Страстной недели) в нашем храме совершается ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ. Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство.

__________________

ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ - утреннее великопостное богослужение

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ НЕ СЛУЖИТСЯ

__________________

среда, пятница утром


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

___________________

пятница вечер

Парастас с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее


_____________________

Третья суббота Великого Поста (утро)

ПАНИХИДА

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

Седьмого июля Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи. Настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел напомнил читателя «Вестей» историю праздника.

Родители святого Иоанна – святые праведные Захария и Елисавета жили в одном из городов Иудеи, и будучи уже в преклонном возрасте, не имели детей. Праведный Захария был священником, и когда было время ему служить в храме, во время обряда воскурения ему явился архангел Гавриил, который прорек ему, что молитвы их (Захарии и Елисаветы) о даровании чада услышаны Господом, и вскоре родится у них сын, которого они должны наречь Иоанном (дать имя – Иоанн). Также архангел Гавриил предвозвестил, что Иоанн станет пророком, «не будет пить вина и сикера» (Лк 1.15) в знак особой посвященности Богу, многих сынов Израиля он приведет к вере.

Засомневался Захария в словах архангела Гавриила о возможности рождения в их семье сына, поскольку они были уже в преклонных летах. За сомнение в верности слов небесного благовестника – архангела Гавриила – и для вразумления, Захария в тот же момент стал глух и нем. И выйдя из алтаря к народу, он не мог сказать ни слова, а только объяснялся знаками, и народ понял, что ему было видение. В таком состоянии Захария пребывал до момента рождения сына. Вскоре Елисавета зачала, но долгое время никому не сообщала о беременности, радуясь, что Господь услышал их молитвы и снял с нее «поношение между людьми». Надо сказать, что еврейский народ в ожидании рождения Мессии ждал именно в своем роду Его появления. Поэтому семья, которая не могла иметь детей, была презираема всеми. Когда уже Елисавете настало время родить, то все родственники и соседи радовались с нею радостью великою, что Господь снял с нее поношение бесчадства (т.е. избавление от бесплодия). На восьмой день после рождения ребенка, все собрались у них, чтобы совершить согласно Закону Моисея обряд обрезания, который считался радостным семейным праздником.

Иоанн Креститель (македонская икона, XIV век)

При обрезании ребенку давали имя. И по обычаю нарекали в честь кого-то из сродников. И когда Елисавета, сказала, что нарекает его Иоанном, это вызвало недоумение у присутствующих, поскольку в их роду никого не было с таким именем. В Евангелии сказано, что это было внушением Святого Духа. И когда обратились к Захарии, то он написал на дощечке «Иоанн будет имя ему». Все удивились такому совпадению. Но в тот же момент Захария смог говорить и стал прославлять Бога за Его великие благодеяния. Также Захария поведал о словах, предсказанных архангелом Гавриилом – целях служения Иоанна, приготовлению людей к пришествии Мессии, что спасение состоит именно в прощении грехов.

Господь Божией милостью и Своей благодатью поставляет в то или иное время тех людей, которые необходимы для нашего с вами спасения. Господь посылает тех или иных светильников Своих, которые освещают человеческий жизненный путь. Таким примером, является пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Это последний из пророков и первый из мучеников, последний возвещающий о пришествии Христа и первый, я бы сказал, проповедник Евангелия и великой Божественной благодати. Но здесь главное другое, — что Господь выводит, поставляет людей, необходимых для нашего с вами спасения, когда Ему угодно. И не просто так. Жизнь родителей – Захарии и Елисаветы была строгой, в молитве, но Господь не сразу исполнил их просьбу о даровании им ребенка. Почему? Тем самым Он показывает нам, как мы должны усовершенствовать свою жизнь, чтобы достичь Тихой Пристани Царства Небесного. И когда улеглись человеческие страсти, когда человек уже не надеялся на свои силы (хотя он никогда не должен надеяться, потому что помощь наша всегда от Господа, сотворшаго небо и землю), тогда Господь вступает в действие Своей благодатью и Он дает возможность, чтобы мы поняли, что мы без Бога – никто и ничего. И в преклонном возрасте у Захарии и Елисаветы рождается Иоанн Предтеча.

Другой момент, очень важный – Господь заботиться и беспокоится о каждом человеке – согласно предания, Захария убит между жертвенником и алтарем, престолом. Праведная Елисавета уходит в пустыню, мы не знаем, как складывалась там ее жизнь, но есть предание, что до 40 дней она умерла, преставилась Богу.

На чьем попечении была жизнь Иоанна Крестителя? Кто был его воспитателем? Хочу отметить, что первый воспитатель у нас всегда Бог. Он пробуждает человеческое сердце, Он дает возможность увидеть Свою сильную и крепкую руку в нашей жизни. Второй важный момент – покровительство дала Иоанну пустыня. Наверное, его общение было со зверями (история знает множество примеров, когда подвижникам-пустынникам прислуживали звери), а пищей ему были дикий мед и акриды. Акриды – это насекомые, мошка, которые собирались роем. И сложно представить – ни горячей пищи, ни воды, ни одежды. И пустыня была его воспитателем. Он был строгий постник, и в то же время, молитва у него была от Самого Бога.

Встреча Христа с Иоанном Предтечей (миниатюра XV века)

Тем самым, Господь показывает, что никто не забыт у Бога, и, если лишь только мы хотим спастись, Господь всякими путями нам поможет спастись. Это касается, как раз, сегодняшнего времени, когда мы начинаем суетиться, пытаемся что-то сделать и думаем – вот это нужно сделать, туда пойти, то сказать… Вначале направьте свои стопы по-евангельски. Вначале прислушайтесь к голосу Иоанна Крестителя – покайтесь! Потому что Царство Божие, оно не в пустыне, не в царских палатах, а оно в нашем с вами сердце. И лишь только нужно свою жизнь вручить в руки Богу, тогда Господь пошлет и наставников, и учителей, и путеводителей. Потому, что Его благодать всегда будет сопутствовать, нашего ради спасения. Так Господь возлюбил мир, что посылает Своего Единородного Сына на крестные муки и страдания, чтобы всякий верующий в Него имел жизнь вечную.

Сегодня мы празднуем великий праздник, который не имеет ничего общего с так называемым праздником Ивана Купала. Ивана Купала – это не праздник, а языческие традиции, которые часто, к сожалению, сливаются с традициями Святой Православной Церкви. В этот день девушки хотят знать, выйдут они замуж или не выйдут, бросают венки на воду – естественно, венок поплывет, если есть сильное течение. А может быть, диавол где-то приостановит, чтобы мы поверили не Богу, вручая свою жизнь Господу, а вот этим языческим предсказаниям. Следующее языческое явление – это то, что в этот день прыгают через горящий костер. Если бы это были забавы и игры, то это не является унизительным для христианина. Потому что мы в детстве всегда прыгали через костер, когда пасли скотину, бросали венки просто так, не предавая этому какой-то магической силы или значения. Поэтому эти все языческие обряды не дают никакого счастья человеку, а наоборот заводят в заблуждение. Иоанн Креститель с этим ничего не имеет общего.

Иоанн Креститель (византийская икона, XIV век)

Конечно, к сожалению, это пошло с западных регионов Украины. Я, как выходец из региона Западной Украины понимаю и помню, как это было у нас. И я не участвовал никогда, но был зрителем этих событий. Я их не одобряю. Потому, что, еще раз повторюсь, если это ради спортивного интереса, то можно прыгать целый год через огонь и бросать венки. Но если мы хотим узнать свою судьбу, то она уже написана, мы ее делаем сами – своими поступками, делами добрыми или злыми, своим отношением к окружающим. Как мы постелим кровать, так мы и выспимся. Как мы назовем корабль, так он и плывет. Поэтому, не надо этому придавать большого внимания.

Но в этот день мы должны просить пророка и Предтечу Иоанна Крестителя, чтобы он пробудил нашу совесть своими словами покаяния – Покайтесь, потому что Царство Божие приблизилось к нам! Чтобы мы услышали голос, обличающий нашу жизнь, но не поступали, как поступил Ирод с Иродиадой и дочь их Соломия, которая плясала, и которой посоветовали в качестве награды за танец попросить голову Иоанна Предтечи. Принимать такие решения можно только в исступлении ума. Они попросили голову Иоанна Предтечи, но совесть свою они не заглушили. И получили возмездие – получили родители на тарелке голову своей дочери Соломии (переходя реку по тонкому льду, раскололся лед, и голову ей срезало льдиной). И земля расступилась и поглотила прямо в преисподнюю земли Ирода с Иродиадой. Это согласно предания – история их жизни. Поэтому, еще раз подчеркиваю, что Рождество Иоанна Предтечи нам дано для того, чтобы мы приготовили свой путь к пришествию Христа. Господь пришел, Он родился в мире, но сегодня нужно дать место Ему в своем сердце, в своей жизни. Предтеча – Предвестник Христа, он всегда взывает – покайтесь! И когда мы изменим свою жизнь – измениться общество. Когда мы изменим свою жизнь – Господь пошлет нам все блага, потому что все блага даны Высшему творению, Венцу творения – человеку. Господь сотворил видимый и невидимый мир, для служения человека. И Он хочет от нас не рабского повиновения, а хочет сыновней любви, уважения друг к другу, и чтобы мы помнили – Он – Отец, а мы – дети. А Церковь – наша мать, которая всегда спасала и спасает нас по жизни.

Есть еще мнение, что праздники православные установлены в противоречие языческим праздникам. Но хочу обратить ваше внимание, что все праздники языческие являют символику явления Христа Спасителя. Потому что все ждали какое-то Божество, все ждали какого-то изменения. Даже Иосиф Флавий говорит, что даже если бы Бог пришел во плоти, то не было бы красивее мальчика. Все ждали, что придет Бог. Поэтому делали божества. Например, поклонялись солнцу. В практике Церкви – Христос называется Солнцем Правды. Преподобный Антоний обращается к солнцу: «Солнышко, ты не восходи для того, чтобы я увидел Христа – Солнце правды, Который сотворил тебя и согревает меня Своей любовью».

То, что Иоанн Предтеча родился в этот день, этому есть исторические доказательства. А все заговоры, заклинания языческого мира – это жалкое подобие человека, который низводит себя в самую низшую степень творения. Не надо в это углубляться, а нужно жить по Евангелию и знать хоть немного историю.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Праздник Крещения Господня, отмечаемый в России массовыми купаниями в прорубях и освящением воды всех водоемов, неразрывно связан с фигурой Иоанна Крестителя. На следующий день после Богоявления Церковь празднует Собор Иоанна Предтечи, а всего в святцах ему посвящены целых семь праздников. Почему их так много, в чем их суть и какие необычные истории с ними соединяются — в материале РИА Новости.

Собор Иоанна Предтечи (20 января)

Празднование Собора Иоанна Крестителя 20 января связано с церковным обычаем: после больших праздников на следующий день вспоминать тех святых, которые имеют непосредственное отношение к этому событию. И если сразу после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, Иосифа Обручника и брата Господня Иакова, то после Крещения Господня чтят память того, кто собственноручно крестил Спасителя.

Слово "собор" в названии праздника — как его определял святитель Димитрий Ростовский в своих знаменитых "Житиях святых" — означает, что "народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне" Иоанна Крестителя.

Иоанн Предтеча, свидетельствовавший о пришествии на землю Сына Божия, завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает эпоху Нового Завета — установления новых духовных ценностей. Он считается самым великим из пророков. Сам Христос говорил о нем, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Евангелие от Матфея, 11-я глава). Евангелисты называют Предтечу Ангелом Господним, а на иконах его часто изображают с крыльями.

"Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию", — говорил известный проповедник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910-2006).

Зачатие Иоанна Предтечи (6 октября)

Это произошло примерно за два года до Рождества Христова. Иудеи, ожидавшие в то время Мессию, ждали и его Предтечу: в пророческих книгах говорилось, что тот явится раньше Мессии и укажет на Его пришествие. До рождения Иоанна Крестителя в древнем Израиле уже несколько веков не было пророков, поэтому народ с готовностью откликнулся на проповедь Крестителя, пусть и носившую обличительный и нелицеприятный характер.

В праздник Зачатия Иоанна Предтечи христиане вспоминают о том, как родители пророка — праведные священник Захария и жена его Елизавета — получили радостную весть о скором рождении у них сына. Супруги были уже в преклонном возрасте, но не имели детей и постоянно просили Бога о даровании им младенца.

Архангел Гавриил явился священнику Захарии, когда он служил в Иерусалимском храме. Ангел сказал, что у него родится сын, которого он должен назвать Иоанном. А за то, что Захария вначале не поверил словам архангела, он был поражен немотой до момента рождения сына.

Праздник Зачатия Иоанна Предтечи имеет византийское происхождение и известен с V века. Первоначально он совпадал с днем новолетия, который в 462 году был перенесен с 23 на 1 сентября по старому календарю.

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля)

Рождество Иоанна Предтечи (как и Усекновение его главы) относится к пяти "великим" церковным праздникам, следующим по значению после "двунадесятых" (двенадцати главных) Господских и Богородичных праздников. Этот день всегда приходится на Петров пост, словно напоминание о том, что и сам Иоанн всю свою жизнь строго постился — питался только травой и диким медом, а чаще всего и вовсе "ничего не ел и не пил".

Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Перед этим, как рассказывает Евангелие, его мать Елизавету посетила Пресвятая Дева Мария, которая была ее дальней родственницей. И еще не родившийся Иоанн приветствовал Божию Матерь, "взыграв во чреве" Елизаветы. Это необычное событие постоянно вспоминается за праздничными богослужениями.

Когда Елизавета родила сына, этому радовались все ее родственники и друзья, приглашенные на торжество. Когда решали, как назвать младенца, Захария написал на дощечке: "Иоанн имя ему" — и сразу после этого вновь обрел дар речи. Тогда же Захария произнес пророческие слова о том, что в мир приходит Мессия, а его сын будет Его Предтечей.

Дальнейшее церковное предание сообщает о том, что праведная Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере, после повеления царя Ирода расправиться со всеми младенцами в районе места рождения Спасителя. А Захария был убит прямо в Иерусалимском храме за то, что не открыл местонахождение сына. Иоанн жил в пустыне вплоть до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.

По словам отца Иоанна (Крестьянкина), пустыня стала "матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова", и "в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской".

Рождество Предтечи с древности празднуется Церковью. Дата рождения "величайшего из пророков" была определена на основе евангельских данных о шестимесячной разнице в возрасте Иоанна и Христа. При этом праздник Рождества Христова оказался близок к зимнему солнцестоянию, когда длина светового дня начинает возрастать, а рождение Предтечи — к летнему солнцестоянию и уменьшению солнечного света. Возможно, на это указывают и образные слова самого Крестителя о том, что "Ему (Христу. — Прим. ред.) должно расти, а мне умаляться" (Евангелие от Иоанна, глава 3).

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В этот день православный мир вспоминает смерть пророка на пьяном пиру во дворце иудейского царя Ирода. В тюрьму Иоанн Креститель был заключен за то, что обличал Ирода, жившего с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. Во время пира дочь Иродиады Саломия угодила Ироду и всем гостям своими танцами, и царь пообещал за это исполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись с матерью, Саломия попросила тотчас же принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. По приказанию правителя Предтеча был усечен мечом.

Это событие, подробно описанное в Евангелиях, произошло в 32 году. Между тем предание сохранило дальнейшее развитие этой трагической истории. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед и была им сдавлена: тело находилась в воде, а голова надо льдом. В итоге острый лед перерезал ей шею. Труп Саломии обнаружили, и ее голову принесли Ироду и Иродиаде. Свою жизнь они закончили в заточении в Испании, где, по легенде, были поглощены разверзшейся землей.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это всегда день строгого поста, даже если он выпадает на воскресенье, — таким образом Церковь чтит память мученика. На Руси в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков, а в 1914 году во всероссийском масштабе 11 сентября впервые отметили День трезвости.

Ровно 100 лет спустя, в 2014 году, по инициативе Русской православной церкви эта традиция была возрождена. Сейчас в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, ни разу за свою жизнь не выпившего вина, во всех храмах России возносятся особые молитвы об исцелении от "страсти винопития".

По словам патриарха Кирилла, пример Иоанна Предтечи показывает, что "для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него все одна жизнь", и "то, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу".

"Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение", — сказал патриарх в проповеди, посвященной Предтече.

Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта)

Тело Предтечи его ученики захоронили в самарийском городе Севастии, а его голову Иродиада спрятала во дворце. Однако верующая жена домоправителя Ирода Хузы вынесла ее и погребла в глиняном сосуде на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Первое обретение главы произошло в IV веке, когда новый владелец поместья стал строить там церковь. Рабочие, готовившие фундамент, нашли сосуд с головой Иоанна Крестителя. Однако перед своей кончиной вельможа вновь спрятал святыню в том же месте, боясь, что она попадет в руки противников христиан.

Спустя какое-то время, в правление императора Константина Великого, Предтеча лично явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим поклониться святым местам, и открыл им местонахождение своей "честной главы". По преданию, откопав святыню, иноки положили ее в мешок и понесли домой, но потом дали ее нести встретившемуся им на пути незнакомому горшечнику. И тогда сам Предтеча, явившись ему, повелел скрыться от легкомысленных монахов, и с того момента горшечник стал хранителем святыни. После его смерти голова святого, запечатанная в водоносный сосуд, хранилась христианами.

Впоследствии впавший в ересь священник Евстафий закопал святыню в пещере вблизи сирийской Эмессы (ныне город Хомс), а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году Иоанн Креститель в видении указал игумену этой обители, где находится его глава. Именно это событие и празднуется как "второе обретение". Затем святыню перенесли в Константинополь.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи (7 июня)

Во время религиозных волнений в Константинополе голову Предтечи перенесли обратно в Эмессу, а оттуда, уже в начале IX века, из-за набегов сарацин — в абхазские Команы. Когда начались иконоборческие гонения, ее вновь скрыли в земле. Только после восстановления иконопочитания патриарху Игнатию во время ночной молитвы было открыто местонахождение святыни.

Первосвятитель сообщил об этом императору, и глава была в третий раз обретена в Команах (неподалеку от нынешнего Сухуми), в указанном патриархом месте (около 850 года). Здесь, в маленьком гроте, сохранился почитаемый верующими нерукотворный образ Иоанна Предтечи. А саму голову опять перенесли в Константинополь и 7 июня положили в придворной церкви. Часть реликвии была доставлена на Афон.

В память третьего обретения главы Крестителя Господня Православная церковь установила празднование 25 мая (по старому стилю, 7 июня — по новому).

Тем не менее относительно конечной судьбы святыни сегодня есть разные версии: в качестве местанахождения ее или ее частей фигурируют собор Амьена во Франции, церковь Сан-Сильвестро-ин-Капито в Риме, мечеть Омейядов (древний собор) в Сирии, коптский монастырь Вади Натрун и некоторые другие места. Возможно, святыня была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах.

Перенесение десницы Крестителя с Мальты в Гатчину (25 октября)

Помимо главы Иоанна Крестителя, Церковь особенно почитает его "десницу" (правую руку), которой он крестил Христа. Считается, что правую руку Предтечи принес из Севастии на свою родину, в сирийскую Антиохию, евангелист Лука. Там она хранилась около тысячи лет.

Но после завоевания Антиохии мусульманами христианскую реликвию переправили в Халкидон в Малой Азии, а потом, в 956 году, — в Константинополь. После взятия столицы Византии турками-османами в 1453 году ее святыни хранились в царской сокровищнице. Однако есть свидетельства о том, что в 1484 году правая рука святого Предтечи была отдана султаном Баязетом родосским рыцарям, а те перенесли святыню на Мальту, где она находилась почти три столетия.

Геннадий Заридзе: в чудо легче поверить, если оно подтверждается наукой Председатель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе, измеривший пирометром температуру Благодатного огня, в канун Дня знаний рассказал РИА Новости о полученных результатах и поделился своими мыслями о роли науки в религиозной жизни.

После того как в 1798 году французы захватили остров, мальтийские рыцари преподнесли десницу в дар императору Павлу I, находившемуся в это время в Гатчине. Это произошло 12 октября 1799 года. Осенью того же года святыню перевезли в Петербург и поместили в Спасову церковь в Зимнем дворце. Для десницы Крестителя был изготовлен специальный золотой ковчег. Праздник в честь этого события был установлен в 1800 году.

После революции 1917 года реликвию вывезли за рубеж. В конце концов она оказалась в Черногории, первоначально в монастыре святого Василия Острожского, а затем в Цетинском мужском монастыре. Там десница Иоанна Крестителя хранится по сей день. Впрочем, на ней отсутствуют два пальца: средний сейчас находится в одном из храмов итальянской Сиены, а мизинец — в Оттоманском музее в Стамбуле.

Тело же Иоанна Крестителя, первоначально захороненное в Севастии, в результате Первого крестового похода в XI веке было перевезено в Геную. Сейчас мощи хранятся в специальном ковчеге в кафедральном соборе Святого Лаврентия.