Карл Роджерс — Теория личности и жизненного пути — Храм Истины. Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

Создавая свою теорию личности, К. Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и, искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться-истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Концепция самоактуализации личности а. Маслоу

Основная потребность человека, согласно теории это самоактуализация,. Стремление к самосовершенствованию и самовыражению. К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности, согласно А. Маслоу, относятся:

    активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

    принятие себя и других людей такими, какие они есть;

    непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

    сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

    обладание чувством юмора;

    развитые творческие способности;

    неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

    озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

    способность к глубокому пониманию жизни;

    установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

    способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

    непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;

    предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;

    умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

    открытое и честное поведение во всех ситуациях;

    готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

    способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

    приложение максимума усилий для достижения поставленных

  • умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших данных ценностей, которые,как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них-добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. .Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть, В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это - процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

Карл Роджерс (1902 – 1987) Родился в семье протестанта, занимался самоанализом, американский психолог, один из основателей гуманистического подход. Личность – организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая сердцевину наших переживаний.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС): ОРГАНИЗМ:

Реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии (человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности); реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое; движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии.

Я-КОНЦЕПЦИЯ:

Со временем осознаваемая и оформляемая в отдельную структуру часть личного мира человека; символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование; разработанная часть Я при взаимодействии с другими людьми, которые имеют значение и обращаются с ними как с отдельными Я.

Феномены и закономерности личностной динамики – функционирование по К. РОДЖЕРСУ: «В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека».

Поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

Человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

Люди по природе добры и стремятся к совершенству.

Характеристики Я-концепции по К. Роджерсу:

Областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

Структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

Конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия /несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

Защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

Напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

Уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

Реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Цель личностно-центрированной психотерапии Роджерса: Достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Основные принципы личностно-центрированной психотерапии Роджерса:

Используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

Необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется "лицом к лицу";

Отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

Кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

Независимость, автономность клиента от терапевта;

Результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

Подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Функция, назначение личности по К. Роджерсу (мотивация; психическое здоровье и зрелость): Цель человека - самореализовать субъективно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний, которая заложена в каждом человеке от рождения, вопреки воспитанию и нормам, установленным обществом, которые принуждают человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потреб-х и принять ценности, навяз-е другими.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Точка зрения Роджерса на природу человека

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой (Rogers, 1980). Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости.

Полноценный человек

Хорошую жизнь К. Роджерс понимал как направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.
Полноценно функционирующий человек — такой, который использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал, движется к полному познанию себя и своих переживаний.

Он выделил 5 основных личностных характеристик таких людей:

  1. Открытость переживанию — такие люди способны слущать себя, чувствовать свои внутренние переживания разной модальности (висцеральной, сенсорной, когнитивной и др.), способны осознавать свои глубокие мысли и чувства, при этом не испытывая тревоги.
    Например, полноценно функционирующий человек может, слушая скучную лекцию, вдруг почувствовать желание публично упрекнуть профессора в том, что он такой скучный. В приведенном примере человек, вероятно, осознает, что не следует поддаваться своему желанию, поскольку это причинит вред ему и другим (в частности, профессору, который, сам того не зная, стал «мишенью»), и поэтому откажется от этой мысли и переключит свое внимание на другое. Следовательно, для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания или эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты - он действительно открыт для всех возможностей.
  2. Экзистенциальный образ жизни — это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент сущестования, причем каждое переживание является свежим и уникальным, отлично от того, что было ранее. Предполагается что «Я» человека и его личность берут начало из самого переживания, а не наоборот.
  3. Организмическое доверие — способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.
  4. Эмпирическая свобода — говорит о том, что человек может жить свободно без каких-либо ограничений и запретов. В этом аспекте, по Роджерсу, каждый волен делать свой собственный выбор, несмотря на внешние факторы, в любом случае это будет его личное решение, зависящее только от него самого. Такой человек имеет массу возможностей и перспектив, которые могут быть реализованы им по собственному желанию. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам».
  5. Креативность — подразумевает гибкость, адаптивность и творческий подход к отдельным ситуациям и к жизни в целом. Однако такие люди не всегда являются приспособленным к культуре, и не относятся к конформистам. Они как писал Роджерс: могут быть членами общества, его продуктами, но но не рабами.
    Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующего человека в целостную картину, когда писал:
    «Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, чем ограниченный образ жизни, который ведет большинство из нас. Быть частью этого процесса значит погрузиться в часто пугающее и часто удовлетворяющее переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством. Я полагаю, стало достаточно очевидным, почему для меня такие прилагательные, как счастливый, довольный, блаженный, приятный, оказываются не совсем подходящими к какому-то общему описанию процесса, который я назвал хорошей жизнью, хотя иногда человек испытывает эти чувства. Мне кажется, что больше подходят такие прилагательные, как обогащенный, волнующий, поощряемый, интересный, значимый. Хорошая жизнь, я уверен, не подходит для человека малодушного, она требует расширения и роста в направлении раскрытия собственного потенциала. Для этого необходимо мужество. Это означает, что нужно быть в потоке жизни» (Rogers, 1961, p. 195-196).

Теория личности по К. Роджерсу

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» (Роджерс, 1959, р. 196). Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Действительно, Роджерс чувствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения (Rogers, 1980). Возьмем в качестве примера голод. Традиционно психология рассматривала его как отдельное влечение, или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно - он необходим, чтобы «сохранить» человека. Если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Или рассмотрим половое влечение как мотив- оно служит для «интенсифицирования» человека. Это понятно и без пояснений. Или потребность достижения - желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения.
Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию актуализации как «один центральный источник энергии в организме человека» (Rogers, 1980, р. 123). Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Роджерс считал, что проявления тенденции актуализации в поведении можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством - он действительно «зациклился» на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и расквашивает нос. Но, в конце концов, он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф - прицел и удары по мячу, профессор колледжа - свои статьи, а подросток - свою идентичность. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом: «Самый простой пример - это ребенок, который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой, которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие» (Rogers, 1959, р. 210).

Наиболее необходимым аспектом тенденций актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным. Мы более подробно поговорим о тенденции самоактуализации, когда будем описывать полноценно функционирующего человека в следующем разделе этой главы.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человек постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным. Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или нет и так далее. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные переживания, будь то сенсорные, висцеральные или эмоциональные стимулы.

Карл Роджерс уделял внимание такому понятию как позитивное внимание, которое раскрывается как потребность в любви и принятии со стороны других. Наиболее выраженной потребность в позитивном внимании можно наблюдать у младенцев и маленьких детей. Поведение взрослых также актуализируется мотивом понравится другим, быть любимым, что приводит к совешению сознательных поступков в этом направлении, которые удовлетворяют его потребности.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его

Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность». Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между «Я» и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотическими нарушения. Для психол. помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке», в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности являются взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

В отличие от многих психоаналитиков К. Роджерс считал, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Иначе говоря, позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя.

Библиографический список:

  1. Горностай, П., Титаренко, Т. Психологические теории и концепции личности: краткий справочник [Текст] / П. Горностай, Т. Титаренко. — К.: Ртута, 2001. — 320 с.
  2. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс // Полноценно функционирующий человека. — М.: Прогресс, 1994. С. 234-247.
  3. Роджерс К.Р., Клиент-центрированная терапия [Текст] / перев. В.В. Лях, А.П. Хомик. – М.: Изд-во «Рефл-Бук», 1997. – 318 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] / 3-е международное издание. – СПб: Питер, 2003. – 608 с.

Введение

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений.

Поле опыта

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

"Слова и символы так же относятся к миру реальности, как карта к территории, которую она представляет... мы живем по воспринимаемой "карте", которая никогда не есть сама реальность". К.Роджерс.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением...результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость - это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Идеальная самость

Идеальная самость - это "представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя". Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, - один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека - одно из препятствий личному росту. Это может прояснить следующий пример. Студент собирается оставить колледж. Он был лучшим учеником в начальной и средней школе, и очень хорошо учился в колледже. Он уходит, как он объясняет, потому, что он получил плохую оценку на определенном курсе. Его образ себя, как "всегда лучшего", оказался под угрозой. Единственным способом действования, который он может себе представить, является уход из академического мира, отрицание разницы между его актуальным состоянием и идеальным представлением себя. Он говорит, что он будет работать, чтобы быть "лучшим" где-то еще.

Ради защиты своего идеального образа себя он захотел закрыть для себя академическую карьеру. Он оставил колледж, обошел мир, за несколько лет перепробовал массу различных, нередко эксцентричных, занятий. Когда он снова вернулся, он уже мог обсуждать возможность, что может быть не так уж обязательно быть лучшим с самого начала, но все еще ему трудно заняться какой-либо деятельностью, в которой он может предположить неудачу.

Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, - это примеры неконгруэнтности. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруентности - кажущееся нежелание коммуницировать - обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности. Для Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруентность имеет место и требует исправления.

Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такой случай: "Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньше всего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не давать провести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем она того заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть, иногда она унижает меня".

Клиент осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней - может вести к тревожности.

ТЕНДЕНЦИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни - стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, - стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

В своей теории личности Роджерс разворачивает определен­ную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе раз­вертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гума­нистической психологии, идея ценности и уникальности человече­ской личности является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и кото­рый он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуа­лен. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождест­венности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между со­бой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он ре­ально хочет делать или о чем он думает. Это приводит к росту на­пряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с са­моактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклоне­ниям в развитии личности.

Говоря о структуре Я, Роджерс приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в само­оценке, которая является отражением истинной сути данной лич­ности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в


418 Часть II. Психология

раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая по­нять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду - интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если по­ведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведе­ние выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты его дея­тельности дают ему удовлетворение, повышают его статус в глазах других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессозна­тельное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности.


Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимо­отношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ изве­стного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как роди­тели должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблю­дают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истин­ной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представ­ление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать про­тив навязываемых им действий, интересов и представлений, прихо­дя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремле­ние во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрос­лых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истин­ным интересам. Естественно, что такой путь развития не может быть позитивным и необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются про­тивостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это проис­ходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со сторо-

Глава 8. Индивидуальность и личность 419

ны взрослого, Такое стремление заслужить любовь и привязан­ность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного Я челове­ка, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельно­сти, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, че­ловек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоя­щее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружаю­щих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекват­ность хотя и не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъек­том разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное Я и перестроить свое общение с окружающими. Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую кор­реляцию с уровнем его самосознания. И эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку), их привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи и ее окружение.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка - это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процес­се формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отноше-


420 Часть II. Психология

нию к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс, доказывает связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого Я Адлера, повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй половине XX в. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека для нового опы­та. В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс, о полном функционировании личности.

Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на са­моактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к пси­хокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт не должен на­вязывать своего мнения пациенту, но должен подводить его к пра­вильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей ин­туиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше по­нимать себя, а затем и других. В результате и происходит то «озаре­ние», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструк­турировать гештальт», как говорил Роджерс вслед за Вертгеймером и Келером. Это повышает конгруэнтность и дает возможность чело­веку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или, в групповой терапии, как встре­ча нескольких клиентов и терапевта. Этот подход позволил Роджер­су создать так называемые энкаунтер-гругшы, или группы встречи, которые являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психотерапии и обучения.

Теория личности В. Франкла

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом. Многие положения экзистенциальной теории Франк­ла роднят ее с гуманистической психологией.


Глава 8. Индивидуальностьиличность 421

После краткого увлечения в юности психоанализом, Франки на­чинает с конца 1930-х гг. работу над собственной концепцией. Окончательное ее оформление произошло в экстремальных усло­виях фашистских концентрационных лагерей, узником которых Франки был в 1942-1945 гг. Таким образом, его теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников.

Теория Франкла была изложена в нескольких книгах, самой из­вестной из которых является, пожалуй, «Человек в поисках смыс­ла», вышедшая в конце 1950-х гг. и неоднократно переизданная во всем мире. Эта теория состоит из трех частей - учение о стремле­нии к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считает врожден­ным, и именно этот мотив является ведущей силой развития лич­ности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом пла­не близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существен­ным отличием Франкла является идея о том, что обретение и реа­лизация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой ак­тивностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что от­сутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приво­дит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

В центре концепции Франкла стоит учение о ценностях, т.е. по­нятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творче­ства (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и по­ступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоя­тельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франки называет «осознанием возможностей действия по отношению к


422 Часть П. Психология

данной ситуации». Именно на такое осознание и направлена лого-терапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенци­альных Смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, кото­рый согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей всеобщего детерми­низма, Франки, как и другие психологи и философы (Хайдегтер, Сартр, Маслоу), разделяющие его позицию, стремится вывести че­ловека из-под действия биологических законов, которые этот детер­минизм постулируют. В таких попытках ученые обращались и к разу­му человека, и к его нравственности, творчеству и т.д. Франки же вводит понятие «поэтический уровень» существования человека.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства за­дают определенные границы возможностей поведения, он подчер­кивает наличие трех уровней существования человека: биологическо­го, психологического и поэтического, или духовного, уровня. Именно в духовном существовании и находятся те смыслы и ценности, кото­рые играют определяющую по отношению к нижележащим уров­ням роль. Таким образом он формулирует идею о возможности са­модетерминации, которая связана с существованием человека в ду­ховном мире. В этом плане понятие Франкла «поэтический уровень» можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духов­ной жизни.