Особенности процедур банкротства в сша и россии. Банкротство в США: как работает система Особенности принятия решения физическим лицом

Разговоры о том, что Америка уже, фактически, является страной-банкротом, а ее национальная валюта - доллар - скоро обесценится и перестанет существовать, не прекращаются уже много лет. Среди основных аргументов, выдвигаемых сторонниками данных теорий, наиболее популярными являются: чрезмерно раздутый объем государственного долга и ничем необеспеченный доллар, который ФРС США эмитирует когда угодно и в каких угодно объемах. Экономика США, конечно, имеет свои проблемы, но не настолько катастрофические, как многим бы хотелось.

Во-первых, среди мировых валют уже ни осталось ни одной, которая была бы чем-либо обеспечена и эмиссия которой была бы подкреплена какими-либо реальными активами, как это было во времена действия золотого стандарта. Стоимость определяется спросом и предложением на валюту, которые во многом обусловлены долей конкретной валюты в мировом товарообороте и степенью доверия к ней. Помимо того, что доллар США занимает лидирующую позицию в мировом обороте товаров и услуг, он также имеет статус резервной валюты - более 60% от общего объема международных резервов мировых центральных банков составляет именно американский доллар, еще около 20% составляют резервы в евро. Альтернативы доллару, на текущий момент, попросту нет, уровень доверия к нему высок, а обеспечением в современном мире как раз и является вера мирового сообщества в стабильность конкретной валюты.

Второй аргумент - бесконтрольная эмиссия доллара. Чаще всего, можно услышать следующее: “ФРС США напрямую кредитует правительство США и финансирует дефицит бюджета” или “Казначейство США выпускает гос. облигации (treasuries), которые покупаются ФРС США и тем самым происходит финансирование бюджета”. Оба утверждения ошибочны: эмиссию, действительно, осуществляет ФРС США, но осуществляет она ее посредством механизма банковской мультипликации - ФРС кредитует коммерческие банки, а они, в дальнейшем, осуществляют кредитование реального сектора. Кроме того, в соответствии с законодательством, ФРС не имеет возможности покупать казначейские облигации напрямую у казначейства (Минфина США) и тем самым осуществлять финансирование бюджета, покупка возможна лишь на вторичном рынке. Первичная эмиссия казначейских облигаций происходит в рамках специальных аукционов, доступ к которым ФРС также запрещен. Тем не менее, ФРС также может вливать дополнительную денежную ликвидность в экономику, попросту выкупая с балансов финансовых организаций казначейские и другие облигации (операции на открытом рынке). С финансированием правительства и дефицита бюджета это никак не связано, то же самое может делать и наш ЦБ РФ.

Как же, в таком случае, США финансирует дефицит бюджета, если не на средства ФРС? Все просто - за счет тех же самых казначейских облигаций (treasuries), только покупает их на первичном рынке не ФРС, а любые другие инвесторы - те же самые коммерческие банки, различные фонды, иные финансовые организации, компании, частные лица, другие государства. Т.е., по сути, разрастание гос. долга происходит посредством тех же самых механизмов, как и в любой другой стране - с помощью облигационных займов. Рассмотрим вопрос государственного долга США более подробно.

Государственный долг США представляет собой долг федерального правительства - т.е. ценные бумаги, эмитированные исключительно казначейством США (векселя, облигации). Соответственно, данный показатель не включает в себя долги отдельных штатов и местных органов власти, а также долги различных федеральных агентств и корпораций и задолженность по социальным обязательствам перед гражданами. Помимо этого, гос. долг США неоднороден и состоит из двух компонентов: Публичный долг (Public debt) - задолженность фед. правительства перед различными частными физическими и юр. лицами, в.т.ч. перед иностранными государствами и ФРС; Внутригосударственный долг (intergovernmentral) - средства, размещенные различными гос. учреждениями США (социальные, пенсионные фонды и.т.д.) в казначейских ценных бумагах. Интересно, что первый представляет собой непосредственно тот объем заемных средств, который необходим федеральному правительству для финансирования дефицита бюджета, а второй - избыточную ликвидность различных гос. учреждений, которая была инвестирована в казначейские ценные бумаги - т.е. формально хоть и является долгом федерального правительства, но на деле к внешнему долгу не относится.

На текущий момент, объем государственного долга США составляет 19,4 трлн. $, большую часть из которого составляет публичный - 11,67 трлн. $ (без учета бумаг на балансе ФРС), внутригосударственный, соответственно, равен 5,3 трлн. $. Много это или мало? Абсолютные значения и их динамика сами по себе ни о чем не говорят. Для оценки применяется показатель соотношение размера гос. долга к ВВП. Это соотношение характеризует размер долговой нагрузки, сопоставляя его с размером всей экономики и способности гос-ва обслуживать свой долг.

Начиная с периода мирового экономического кризиса 2008-2009гг., в США наблюдается устойчивый рост долговой нагрузки как в абсолютных значениях, так и по соотношению размера гос. долга к ВВП, что происходит, в основном, за счет существенного роста социальных расходов. В 2016г. соотношение размера гос. долга к ВВП составило 105% от ВВП. Опять же, много это или мало? В сравнении, например, с Японией, гос. долг которой составляет 250% - вроде бы немного. Тем не менее, начиная с 2013г. темпы роста долговой нагрузки США опережают темпы роста экономики. Интересно, что в 2011г. американское рейтинговое агентство Standard & Poors (S&P) понизило суверенный кредитный рейтинг США с AAA до AA+ впервые в истории из-за сильно ускорившихся в последнее время темпов роста долговой нагрузки. Уменьшило ли это спрос на американские казначейские бумаги - нисколько.

Если обратить внимание на динамику размера публичного долга США и, учитывая тот факт, что, по сути, размер публичного долга характеризует объем средств, который федеральное правительство занимает путем эмиссии казначейских ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета, то ситуация выглядит еще менее катастрофической. В 2016г. соотношение публичного долга к ВВП составило 63%. Рассмотрим другой важный показатель, характеризующий уровень долговой нагрузки.

К числу важнейших показателей, характеризующих ситуацию с долговой нагрузкой какого-либо государства, относится его возможность обслуживать данный долг - т.е. размер ежегодных процентных платежей по долгу (% от ВВП и от общих расходов бюджета). В течение последних 20 лет среднегодовой размер выплат по долгу федерального правительства не превышал 250 млрд. $, при этом, отношение размера процентных выплат по долгу к ВВП в 2016г. составил всего 1,3%. Тем не менее, в структуре общих расходов бюджета доля % выплат по гос. долгу в 2016г. составила уже более 6% - цифра уже более внушительная, пусть и данное значение находится на минимуме последних 20 лет - все благодаря низким ставкам и количественному смягчению.

Что касается структуры иностранных держателей казначейских ценных бумаг - на которых, между прочим, приходится всего лишь 30% от всего объема долга федерального правительства, лидерами являются Китай и Япония.

Таким образом, несмотря на значительно возросший в последние годы объем долговой нагрузки, ситуация не является столь критичной для американской экономики, как принято считать. За последние 8 лет в США, да и во всем развитом мире наблюдался процесс повсеместного снижения ставок, в связи с чем стоимость обслуживания долга, фактически, не изменилась, несмотря на увеличение абсолютных объемов этого долга. Тем не менее, в обозримом будущем США предстоит столкнуться с некоторыми трудностями, в частности, главной проблемой будет являться сильно возросшая доля расходов на процентные платежи по гос. долгу - всему виной текущий курс ФРС США, направленный на постепенной повышение ставок в экономике. Как уже было упомянуто в начале статьи, в современных экономических условиях во всем мире попросту не существует альтернативы вложениям в американские казначейские обязательства - это единственный инструмент, который дает инвесторам безрисковую положительную доходность и это в мире, в котором отрицательные ставки уже не являются чем-то экстраординарным. С учетом того, что доля иностранных инвесторов составляет всего лишь 30% в общем объеме федерального долга, а весь долг номинирован в национальной валюте США - долларе, который, по совместительству, является еще и резервной валютой, вероятность дефолта практически равняется 0. По крайней мере до тех пор, пока в мире существует доверие к американской валюте и активам.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Эпопея с обсуждением бюджета и госдолга длилась несколько месяцев. Это порождало в России обычную радость («В США проблемы!») и массу наивных вопросов. Тревога «простых граждан» и злорадство осведомленных растет. И то, и другое кажется мне неуместным. Ниже несколько вопросов о происходящем в США, которые мне пришлось слышать в последние дни, и краткие ответы на них.

1. Грозил ли США дефолт в ближайшее время?

До начала «зомби-апокалипсиса» оставался один день? И да, и нет. Объективно - нет: в мире есть гигантское количество денег, владельцы которых охотно отдадут их США в долг. Даже по низким ставкам. Несмотря на «угрозу дефолта», 10-летние американские облигации продолжают торговаться с доходностью всего 2,7%. Если инвесторы всерьез ожидают, что какой-либо эмитент облигаций не сможет по ним расплатиться, они требуют более высокой доходности.

Перед дефолтом 1998 года российские краткосрочные бумаги торговались с номинальной доходностью выше 120%. А доходность греческих 2-летних бумаг в сентябре 2011 года превышала 74%. С облигациями минфина США ничего подобного не происходит. Правда, выросла стоимость страховки от дефолта (CDS), но не сильно, и лишь 16 октября.

Бюджетный дефицит в США снизился с кризисных 10% ВВП (в 2009 году) до 4% и в ближайшие годы продолжит уменьшаться. Благодаря низким процентным ставкам в ближайшие 10 лет уровень госдолга должен снизиться с 73% до 68% ВВП, по оценке Бюджетного управления Конгресса (CBO). Это цифры, не вызывающие тревоги. Госдолг Греции в отношении к ВВП вдвое выше.

Реальные проблемы с госдолгом у США возможны не раньше 2020—2030-х годов.

В то же время скорый дефолт - не сказка. Администрация США не может брать в долг, сколько пожелает. На увеличение долга она должна испрашивать разрешение у законодателей. Чтобы обслуживать долг при сохранении дефицита бюджета, нужны новые займы. Республиканцы увязывают очередное разрешение повысить долговую планку с урегулированием вопроса, как понижать бюджетный дефицит. А противоречия по этому вопросу преодолеть очень трудно.

Без повышения лимита госдолга у США будет меньше возможностей на выплату уже взятых долгов. Это приведет к неминуемому дефолту, но не прямо сегодня (17 октября). У минфина есть возможность временно перераспределять средства между разными статьями расходов. За счет умеренного сокращения внутренних расходов Штаты могут продержаться без новых заимствований месяца 3-4.

Совсем без заимствований в течение 2014 финансового года расходы (при выполнении всех платежей по имеющемуся долгу) пришлось бы сократить на 20% (около 5% ВВП). Это вчетверо больше секвестра, так пугавшего многих аналитиков на рубеже 2012/13 годов. Если при этом не трогать критически важные расходы, остальные траты придется сократить на 48%.

Все это последствия добровольного отказа от увеличения долгового бремени. Россия, Греция, Аргентина, Таиланд и другие страны оказались в ситуации вынужденного дефолта. А у США он может быть только добровольным. Имея легкую и дешевую возможность рефинансировать долг, страны обычно его выплату не прекращают. Последний отказ крупной западной экономики платить по долгам случился в 1933 году, автор решения — Адольф Гитлер.

2. Грозит ли США дефолт в отдаленном будущем?

И да, и нет. Пока обслуживание долга стоит Штатам очень дешево. Дефицит уменьшается, экономика оживает. Рост экономики способен серьезно снизить долговую нагрузку на бюджет. Но если рост долгое время будет вялым, государство утащит экономику в новый долговой кризис. По базовому прогнозу CBO, в ближайшие 30 лет госдолг вырастет с 73% ВВП до 112%, а к 2072 году - вообще до 192% ВВП. Это очень большая цифра. При этом CBO исходит из того, что ежегодные доходы бюджета с нынешних 17% ВВП к концу столетия постепенно вырастут до 25%.

К счастью, этот сценарий не будет для Штатов неожиданным. Его уже много лет обсуждают политики и экономисты. Варианты решения банальны: повысить налоги (в долгосрочной перспективе - в 1,5 раза), уменьшить расходы или ускорить экономический рост. А в реальности - то, другое и третье вместе, в разных пропорциях. Вот почему в последние годы американцы открыли яростную борьбу .

Именно угроза неблагоприятного развития событий в 20-30-летнем будущем заставляет республиканцев и демократов так долго и яростно обсуждать сценарии бюджетной политики.

Нынешний «добровольный дефолт» - это попытка предотвратить будущий, весьма отдаленный. Поэтому споры концентрируются вокруг оплаты медпомощи: по прогнозам CBO, с нынешних 4,7% ВВП расходы на Medicare и Medicaid вырастут к 2050 году до 9,9% ВВП, а к 2088 - до 14,6% ВВП. С таким ростом расходов ни одна страна не справится.

3. Так будет дефолт ?

Прямо сейчас - нет. Дедлайн будет сдвинут на 3-4 месяца. Долговой предел будет повышен до уровня, отодвигающего следующую возможность дефолта на февраль 2014 года, а госрасходы будут урезаны до января. За это время можно будет договориться об очередном бюджете. Финансовый год в США начинается 1 октября, но страна вошла в него без утвержденного бюджета. На случай, если договориться не удастся, есть несколько экзотических вариантов временного разрешения долговой проблемы (раз и два).

Добровольный дефолт был бы безрассудством - он сильно ударит по банкам (для них облигации - аналог кэша), американской и мировой экономике. Рынок госдолга США очень велик - $16,7 трлн. Потрясения на нем сильно поднимут все процентные ставки, замедлят экономику, снизят до нуля доверие к финансовым инструментам. Упадет фондовый рынок, фирмы и частные лица начнут экономить. Уже сейчас проблемы с госдолгом вызывают рост кредитных ставок. Вероятность дефолта на 30-летнем горизонте значительно выше, но у политиков есть масса (непопулярных, впрочем) способов его предотвратить.

Впрочем, даже дефолт не будет катастрофой . Ведь он вызван не экономическими, а политическими причинами. Поругавшись вволю на Штаты и задрав поначалу процентные ставки, инвесторы будут вынуждены их снизить , признавая, что капризный эмитент генерирует достаточно денег, чтобы платить по долгам.

4. Американские политики так и будут спорить о потолке госдолга ежегодно, заставляя весь мир нервничать ?

Всего 2 года назад в США были аналогичные споры о повышении долгового лимита. Они закончились понижением долгового рейтинга. Стоит ли вгонять весь мир в панику так часто?

Политический механизм управления госдолгом в Штатах очень несовершенен. Пороги заимствования устанавливаются в номинальных цифрах (нынешняя - $16,7 трлн), а отказ парламента их повысить грозит дефолтом. Было бы намного правильнее устанавливать пороги в процентах ВВП. А несогласие повысить лимит госдолга должно приводить не к дефолту, а к автоматическому повышению налогов или сокращению расходов. Но объяснить политикам, заискивающим перед избирателями, что лучше перейти к такому механизму управления долгом, будет непросто.

5. Пора ли сбрасывать доллары?

Нет, не сейчас. Конечно, американские политики делают все, чтобы подорвать доверие к доллару. Но решить эту задачу не под силу даже им . Вся нынешняя дискуссия - не про дефолт и не про доллар, а про то, находится ли в здравом уме американское правительство. Безумной политикой можно вызвать у всего мира . Но это дело долгое - в отсутствие альтернатив еще как минимум пару десятилетий доллар будет оставаться мировой резервной валютой.

6. Это кризис демократии?

Да, в авторитарных режимах политики не спорят месяцами об экономической политике. Дурацкие принимаются без обсуждения. Споры о важных проблемах - преимущество, а не недостаток демократии. Но американским политикам крайне трудно договариваться друг с другом из-за политической поляризации .

Чтобы были приняты решения, подобные предложенным в предыдущем пункте, должна появиться влиятельная «третья сила» (или рационально мыслящие депутаты в лагерях обеих партий), которые заставят политиканов прислушиваться к голосам экономистов, не устраивая игры в «русскую рулетку». Иначе вера в американские институты будет подорвана.

7. Хорошо ли жить без правительства?

В определенном смысле слова американский дефолт уже случился . С 1 октября государство не платит госслужащим - не выполняет своих обязательств. Многие госорганы работают вполсилы: во внеочередные отпуска отправлено около 800 тысяч из 4,1 млн федеральных служащих. Правда, большинство американцев этого не заметили .

Отсутствие чиновников сильнее всего чувствуют ветераны, инвалиды, люди с ограниченными способностями. Страдают лабораторные мыши , ровно как при российских неурядицах с госзакупками.

В экономике особенно сильно отсутствие чиновников сказывается на рынке жилья: соответствующий департамент отправил в отпуска 96% сотрудников. Из-за отсутствия чиновников трудно получить всевозможные разрешения и лицензии - но это лишь аргумент за то, что бюрократии нужно меньше. Американцы привыкают жить «без правительства», а студенты получили бесценный опыт на тему «как не надо управлять страной». Это отличный способ переосмыслить расходы - оценить, от какой части можно отказаться и восстановить бюджетный баланс.

Update. Утром 17 октября Барак Обама подписал одобренный накануне Конгрессом законопроект, родившийся в результате 11-часовых переговоров. Порог заимствований не повышен, но до 7 февраля американский минфин может выпускать облигации в пределах, в которых это необходимо для обслуживания долга. Если и к этому времени долговой порог не будет поднят, минфин в течение еще 4 недель сможет продолжить применение «чрезвычайных мер», чтобы избежать дефолта.

Госслужащие возвращаются из отпусков и приступают к работе. Финансирование правительства одобрено до 15 января (но на том уровне, на котором настаивали республиканцы). Если к этому времени бюджет-2014 не будет принят, чиновники снова выйдут в отпуска. В остальном демократы победили — республиканцам не удалось сократить расходы на программу медпомощи. Они жаждут реванша, так что осенне-зимние переговоры обещают быть очень тяжелыми. Республиканцы уже заявили, что в следующем раунде переговоров они будут категорически отказываться повышать налоги, а демократы — что не станут сокращать расходы.

Не так давно в Российском законодательстве появились новые изменения. Речь идет о термине «банкротство», который касается физических лиц. Таковыми могут быть признаны те, у кого долг превысил 500 000 рублей. Инициатором признания данного состояния может стать или заемщик, или банк, финансирующий его.

Происходит признание физического лица банкротом в том случае, когда он не может больше обслуживать имеющиеся у него долговые обязательства. Чтобы реструктуризировать задолженность, имущество банкрота должно быть продано в счет долга, после чего между сторонами устанавливается мировое соглашение. Но такая система пока новая для России, поэтому мало кто знает, как она работает.

Разобраться в этом вопросе поможет изучение процесса банкротства других стран, в частности, США. Невзирая на , банкротство в Америке явление весьма нередкое. На все виды социальных пособий администрация президента ежегодно тратит триллион долларов, и почти половина этих средств уходит именно на погашение долгов.

Например, только за 2006 год в стране обанкротилось два миллиона человек. И это не предел, так как в каждый житель имеет кредит и после потери работы он может стать банкротом. На протяжении нескольких лет кредит растет (пошлины, штрафы и т. д.), проценты человек не выплачивает, в итоге сумма долга может вырасти до нескольких сотен тысяч долларов.

Количество компаний, объявивших себя банкротом в США

Регламентирует процедуру банкротства в США уголовный закон и кодекс о банкротстве. В обоих документах прописано, что должник ответственен за обман кредитора, поэтому может лишиться всего своего имущества. А если обман будет доказан, то может понести и более серьезное наказание - лишение свободы.

В США банкрот - это физическое лицо, которое признано таковым специальным судом, занимающимся рассмотрением подобных дел. Факт банкротства может быть признан и установлен при юридической неплатежеспособности. После этого имущество заемщика распродается и вырученными средствами долги погашаются.

Сравнение особенностей банкротства в США и других странах

Конечно, в 99,9 % случаев вырученных средств не хватает на погашение всего кредита, поэтому кредитор практически всегда остается в убытке. Если банкрот попытался скрыть свое имущество от представителя суда либо будет выявлен факт, что он хочет стать фиктивным банкротом, - это гарантия, что данное лицо попадет на скамью подсудимых, так как был нарушен уголовный кодекс страны.

Для проведения процедуры банкротства физических лиц в США американское Министерство юстиции создало специальный орган - Исполнительное бюро. Данное учреждение занимается тем, что для каждого случая назначает федеральных управляющих.

Это может быть как одно лицо, так и группа, подбор зависит от особенностей дела и его сложности. Именно ответственный управляющий от Исполнительного бюро и руководит всем процессом процедуры банкротства. Иск о несостоятельности рассматривает местный суд, который занимается вопросами банкротства.

Смотрите видео: Банкротство в США.

Особенности принятия решения физическим лицом

Решившее объявить себя банкротом лицо должно:

  1. Обдумать возможные варианты. Решение объявить себя банкротом может быть крайней мерой. Если есть способ вернуть долг, лучше всего сделать это. Для этого можно обратиться к кредиторам и договориться с ними о возможности погасить любыми способами свою задолженность. Если есть какие-то активы, их можно продать, если этот вариант не будет убыточнее, чем кредит.
  2. Проанализировать долг. Есть платежи, которые невозможно списать даже для обанкротившегося лица. Для этого долги необходимо расписать по категориям и выяснить, какие из них списать нельзя. При этом нужно ознакомиться с законами штата, в котором проживает данное лицо, в каждом из них существуют свои правила об активах, не подлежащих списанию. Если таковые составляют больше половины долга, тогда при помощи банкротства решить проблему не получится.
  3. Узнать, подлежат ли изъятию в случае объявления банкротства имеющиеся активы. Некоторые защищены законом штата. Например, таковыми могут быть авто стоимостью ниже пяти тысяч долларов. Соответственно, если автомобиль стоит, например, 19 000 долларов, его изымут, а если 4 999 - нет, не имеют права. Кроме того, в некоторых штатах банкрот может оставить себе любые ценности (сумму устанавливает судовой орган штата). Защищает закон и другие активы: дом, обручальные кольца, автомобиль. Если среди активов есть дорогостоящие, то представитель Исполнительного бюро разрешит оставить остальные, если дорогие будут проданы для уменьшения задолженности перед кредиторами.

Так выглядит официальная форма банкротства B9

Согласно своду законов о банкротстве в США невозможно погасить таким способом задолженности по следующим выплатам:

  • Алиментам.
  • Пособиям на ребенка.
  • Долгам, появившимся уже после того, как данное лицо было объявлено банкротом.
  • Долгам, возникшим в результате лечения травм, полученных из-за вождения в нетрезвом состоянии.
  • Студенческим долгам.
  • Долгам, возникшим из-за злоумышленных действий, направленных на причинение ущерба людям или их имуществу.
  • Долгам, приобретенным за последние шесть месяцев до того, как лицо было объявлено банкротом.
  • Долгам, приобретенным обманным путем.
  • Некоторым видам налогов.
  • Обеспеченным кредитам.

Важная деталь: для поручителей долг при объявлении о банкротстве физического лица не упраздняется. Соответственно, они должны будут выплачивать все долги, за которые поручились.

Американским законодательством было выделено шесть вариантов банкротства. Чаще всего встречаются только три из них.

Прошения о банкротстве могут быть поданы в соответствии с одной из шести глав Кодекса о банкротстве

Это варианты, предусмотренные Кодексом США о банкротстве в следующих разделах:


Если должник подает заявление по главе № 11, против него незамедлительно приостанавливают любые неблагоприятные действия. Другими словами, начало процедуры банкротства автоматически приостанавливает все действия кредиторов. Ни один из предоставивших заем конкретному, ставшему банкротом физическому лицу (в том числе и налоговые органы) на протяжении определенного отрезка времени не может предъявлять ему никакие требования.

Количество заявлении о несостоятельности и банкротстве согласно главе № 11 в США с 2007 по 2015гг

Что это дает? Выигрывают обе стороны:

  1. Должник получает возможность реабилитироваться.
  2. Кредиторы получают равные права на возврат долга.

Но это еще не все: управляющий или сам должник может отменить все сделки, которые были заключены на протяжении трех месяцев до того момента, как в суд было подано заявление о получении статуса банкротства. Благодаря этому можно вернуть имущество или отданные в счет платежей средства, которые затем используются для расчета с кредиторами.

После того как физическое лицо будет признано несостоятельным, оно может и далее брать займы, но полученные уже после банкротства средства имеют приоритет в очередности выплаты, в отличие от займов, взятых до банкротства. Это необходимо, чтобы помочь компаниям привлечь средства. Кроме того, это помогает и самому заемщику: компании неохотно выдают кредиты на обычных условиях лицам, которые уже были банкротами, ведь маловероятно, что они могут вернуть средства, так как являются финансово несостоятельными.

Смотрите видео: Что такое банкротство в США и как объявить себя банкротом.

В статье обоснована исключительная роль института банкротства в развитии современной экономики. Рассмотрены институты банкротства России и США. Приведены отличительные особенности процедур банкротства каждой из стран и основные тенденции банкротства российских и американских предприятий.

Ключевые слова: экономика, институт банкротства, процедуры банкротства, кредиторы, должники.

В современном мире в связи с усложнением экономических отношений, интеграцией рынков и глобализацией, институт банкротства играет важную роль. Институт банкротства создавался на протяжении многих тысячелетий, начиная с самых первых государств в мире, когда должник повергался личным, имущественным и телесным наказаниям вплоть до рабства и смертной казни, до цивилизованной формы осуществления процедур банкротства.

В странах с развитой экономической системой негативное влияние банкротства происходит не всегда, что доказывает история развития данного института и практика его использования в различных странах.

Очевидно, что более выгодной для государства политикой в сфере банкротства является направление усилий на восстановление предприятий, ставших банкротами, а не уничтожение их. Так как при оздоровлении фирмы общество с одной стороны получит нового эффективного хозяйствующего субъекта, а с другой стороны - сохранит запас синергетической ценности, заложенной в существовавшей организации. Знаменательно, что, например, в США 98% банкротств начинается по инициативе самого должника - как способ защиты от недобросовестных кредиторов

До настоящего времени в мире функционировали две основные модели банкротства: англо-саксонская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, преимущественно продолжниковская, направленная на финансовое оздоровление компании. Однако в последние десятилетия, как отмечают многие исследователи, наблюдается их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально-экономической ситуации на разных уровнях общества и переход большинства стран к реализации медлительных реорганизационных схем вместо ликвидационных процедур.

Первым законом, предусмотревшим защиту корпораций от кредиторов, был закон США о банкротстве 1867 г.; законом 1898 г. защита была усилена. В течение ХХ века в этом направлении поменялось законодательство во всех развитых странах (в США в 1978, 1984, 1986 и 1994 годах, в Великобритании в 1976 и 1986 годах, в Германии в 1994 г., во Франции в 1985 г.).

Если рассматривать институт банкротства России, важно отметить, что он в течение более четырех столетий регулировался нормами древнерусского законодательства. (1)

Следует отметить, что правовая история банкротства в современной России началась еще до обозначенного начала первого этапа. На сегодняшний день можно выделить три основных этапа в развитии института несостоятельности в России:

  • 1) с конца 1992 г. -- по начало 1998 г.: период действия Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. № 39291 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее -- первый закон о банкротстве);
  • 2) с начала 1998 г. -- по конец 2002 г.: период действия Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -- второй закон о банкротстве);
  • 3) с конца 2002 г. -- по настоящее время: период действия Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -- третий, или новый закон о банкротстве). (4)

Устойчивая динамика снижения процедур конкурсного производства наметилась только с 2007 года (64,09% от общего количества принятых к производству дел) (табл. 1).

Табл.1. Соотношение процедур банкротства за 1998-2011 годы.

Рассматриваемые 2008-2012 годы, прошедшие под знаком мирового финансового кризиса, не очень изменили основную тенденцию - введение ликвидационной процедуры, лишь незначительно стабилизировав ее долю на уровне 43-52% от общего количества дел, принятых к производству.


Рис. 1.

Для сравнения: из 107 компаний США, объявивших себя банкротами на протяжении 1996-2000 годов, 95 фирм продолжили свою деятельность после реорганизации. Ликвидированы лишь 12 компаний, или не более 1% от общего числа фирм, прекративших свою деятельность с конца 1995 года.

Можно привести данные по доле реабилитационных процедур в общем количестве процедур банкротства в других странах (рис. 2). Проведенное исследование свидетельствует о том, что в других странах реабилитационные процедуры применяются гораздо чаще: в 65-70 % случаев в США, в 16-23 % случаев в Великобритании, в 17-51% случаев в Канаде.


Рис. 2.

Решение проблемы приоритетности ликвидационных или реабилитационных процедур требует взвешенного подхода, поскольку экономическое положение в разных отраслях экономики неоднозначно, следовательно, применение единого критерия в выборе процедур банкротства приведет к еще большей деформации и негативным макроэкономическим и социальным последствиям. В России есть отрасли с традиционно небольшой долей убыточных организаций, например, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, черная металлургия, торговля. Больше всего прибыльных организаций в таких отраслях, как трубопроводный транспорт (91,6%), охота и лесное хозяйство (77,0%), торговля и ремонт (75,5%), рыболовство (74,9%), связь (74,2%). В ряде сфер доля убыточных предприятий составляет около трети в целом по экономике: сельское хозяйство и охота (57,1%), производство пищевых продуктов (27,8%), обработка древесины и производство изделий из дерева (27,1%). И наконец, есть виды деятельности, где прибыльных и убыточных компаний практически одинаковое количество. К ним относятся производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также управление эксплуатацией жилого фонда.

Многие организации-банкроты оценивают шансы выйти из реабилитационных процедур как минимальные, причем не в силу тяжести кризисного состояния, а в результате неотработанной практики правовой и экономической защиты должника. При существующей системе регулирования и поддержке кризисных организаций конкурсное производство является основной процедурой, несмотря на заявленную приоритетность цели восстановления экономики предприятия.

Несмотря на общее сокращение ликвидационных процедур должников за рассматриваемый период (удельный вес конкурсных производств в общем числе дел о несостоятельности составил: в 2010 году 48,1%, в 2011 году 46,7% и в 2012 году 42,35%), именно конкурсное производство определяет сложившуюся структуру процедур банкротства. Эффективность конкурсного производства характеризуется возможностью выхода из кризисного состояния через ликвидацию с наименьшими потерями для кредиторов, то есть при максимальном погашении обязательств, а также при нахождении вариантов сохранения бизнеса через заключение мирового соглашения. (5)

Согласно проведенному на конференции «О институте банкротства в России» опросу, на вопрос «В чьих интересах в России следует развивать законодательство о банкротстве?» были полученные следующие результаты:

В интересах должника - 42,83%

В интересах кредитора - 57,17%

Исходя из которых, мы видим, что большинству населения России хочется, чтобы законодательство о банкротстве развивалось в интересах кредиторов.

Можно выделить следующие особенности института банкротства в России:

  • 1) Признание организации неплатежеспособной (несостоятельной) по российскому законодательству не ведет к прекращению отношений с занятыми в этой организации работниками.
  • 2) Введение процедур наблюдения и внешнего управления в ряде случаев позволяет избежать ликвидации организации и увольнения работников.
  • 3) Банкротство не может исключать гарантии и защиту трудовых прав работников нормами трудового законодательства.
  • 4) Законодательство Российской Федерации о труде не содержит норм, гарантирующих защиту требований работников, а также не обеспечивает охрану заработной платы, рабочих мест и организаций в целом при процедурах банкротства. Поэтому важно при проведении процедуры банкротства обеспечить соблюдение интересов работников.

Соединенных Штатах дела о банкротстве законодательно регулируются на федеральном уровне - Кодексом законов о банкротстве (титул 11 Свода федеральных законов США). Отдельные штаты не имеют законодательных полномочий в части банкротства.

Законом о реформе законодательства о банкротстве 1978 года прежний Закон о банкротстве 1898 года был признан утратившим силу, и была проведена всесторонняя переработка законодательства о банкротстве.

В США термин «банкротство» используется для описания всех видов несостоятельности, включая компромиссное (мировое) соглашение и процедуры по оздоровлению должника. Процедуры банкротства США, а также права и обязанности компании в отношении ее активов регулируются федеральными законами. Обычно процедура банкротства открывается по инициативе должника (добровольный вариант).

Особенностью системы несостоятельности США является наличие специализированных судов по вопросам банкротства, которые составляют часть федеральной судебной системы.

Следующей отличительной особенностью законодательства о банкротстве Америки является наличие возможности у предприятия обратиться в суд за защитой от кредиторов в соответствии с Главой 11 Кодекса о банкротстве. Как только такое заявление поступает в суд, кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо действия против организации или ее имущества, и все уже начавшиеся действия также автоматически останавливаются. На имущество организации не может быть наложен арест. Такую ситуацию американцы называют «автоматической остановкой».

Кодекс о банкротстве США в части подхода к оздоровлению предприятия необычен тем, что план оздоровления может быть, выдвинут либо самим должником, либо любым из кредиторов. Однако в течение первых 120 дней банкротства только должник имеет право представлять план оздоровления. Таким образом, у директоров должника приблизительно 4 месяца на то, чтобы подготовить план. Такой план может быть представлен и после истечения 120 дней. Однако в этом случае кредиторы получают право выдвигать свои собственные планы.

План может содержать следующие пункты: Кредиторы могут получить акции предприятия на всю сумму или часть суммы задолженности перед ними.

Предприятие может попытаться продать определенную часть активов для того, чтобы произвести частичное погашение долгов.

Кредиторы могут согласиться на погашение частями, либо на частичное погашение в счет полного погашения.

Кредиторы могут обменять свои претензии на долговые обязательства с выплатой процента в будущем.

Кредиторы могли бы согласиться снять требования с активов для того, чтобы позволить предприятию получить дополнительное финансирование.

В Соединённых Штатах существуют два способа банкротства. При первом варианте, который применяется и в России, собственность банкрота распродается по частям, а полученные деньги делятся между кредиторами. При втором способе предприятие сохраняется как имущественно-производственный комплекс, однако его собственник меняется. Второй метод в России применяется только для банков, но в перспективе планируется применять данный метод и для небанковских компаний. (9)

Таким образом, выделяются следующие особенности института банкротства Америки:

  • 1. Добровольный характер банкротства (чаще в суд обращаются сами должники).
  • 2. Должники чаще добросовестно раскрывают всю информацию об активах и долгах.
  • 3. Высока степень доверия к процедурам банкротства (банкротство не пугает ни должников, ни кредиторов)
  • 4. Арбитражный управляющий может быть назначен не сразу. Процедуры банкротства дают должнику возможность исправить положение самому под контролем суда и кредиторов с применением такого института как «должник во владении».
  • 5. Должник и кредиторы сотрудничают для достижения общей цели - восстановления платежеспособности бизнеса должника.

Олигарх, которому я указал в 1996 году на проблемы с его банком, ответил: «Это финансово-промышленная группа. Припрет - обанкрочу банк и останусь с бизнесом». В 1998 году все так и произошло.

Сегодня можно услышать аналогичные прогнозы в отношении ФПГ куда большего масштаба - США. Мол, Америку ждет свой 1998 год с неминуемым банкротством ее «банка» и крахом доллара. Стоит этому верить? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить баланс и отчет о доходах рассматриваемого конгломерата.

ФПГ «Америка» состоит из государственной машины, населения и компаний-корпораций. На 1 января 2009 года (пик падения стоимости активов) жители США владели 85% акций американских компаний общей стоимостью около $20 трлн. Совокупное их имущество оценивалось в $64 трлн, совокупные обязательства - в $14 трлн (из них $10,5 трлн - ипотека), или всего лишь 22% активов. В 1988 году этот показатель составлял 18%, в 2004-м - 20%. Разница невелика.

Годовой доход американцев превышает $9 трлн, или 65% от общей суммы долга, при средней стоимости обслуживания 5,5% годовых. Платежеспособность населения очевидна, и, даже если множество кредитов не будет гаситься, депозитная масса и залоговое имущество покроют убытки и банковская система выдержит.

Внешний долг США составляет $13,4 трлн, в том числе гособлигации - на $3,4 трлн, ценные бумаги - на $5,8 трлн, кредиты - на $4 трлн с лишним. Доля государства - всего $3,5 трлн, корпорации должны $10 трлн. Долг корпораций составляет 42% от их капитализации (примерно $23,5 трлн). Уровень высокий, но терпимый. Для сравнения: капитализация российского рынка акций - $483 млрд, а корпоративный внешний долг - $490 млрд, то есть 102%. Даже в кризисном 2009 году совокупная прибыль американских корпораций составила около $1,3 трлн. Это 13% долга при средней дюрации более 5 лет. Похоже, американские корпорации далеки от краха и даже могут наращивать долг.

Совокупный госдолг США составляет около $12,5 трлн, а дефицит бюджета США практически равен ВВП России! Такой дефицит бюджета образован за счет финансирования социальных программ и программ по выкупу активов. Последнее скорее хорошо: американская казна покупала бумаги в кризис, то есть дешево, и будет их продавать при росте цены. Это инвестиция, а не безвозвратные расходы. Тяжелым грузом лежат только социальные обязательства - особенно в свете старения поколения беби-бумеров. Прогнозы при сохранении динамики неутешительны - удвоение госдолга, суммарный накопленный дефицит $9 трлн к 2020 году. Так что в ФПГ США «банк» (государственная финансовая система) действительно самое слабое место.

Но так ли страшны эти цифры? Удвоение госдолга за 10 лет нивелируется инфляцией в 7%. Если меры Обамы сработают и инфляция начнет расти, США будут чувствовать себя комфортно. Даже при инфляции в 3% соотношение госдолг/ВВП составит через 10 лет 121%. Не так много: в Японии сегодня этот показатель 183%! Кроме того, США не раз демонстрировали, как можно безболезненно переходить от большого дефицита бюджета к профициту - и каждый раз без дефолта.

Важно также, что внешний госдолг США невелик: $3,5 трлн, и около 45% его держат две страны, Китай и Япония. Китай фактически кредитует США товарами и в обозримом будущем не сможет сменить стратегию развития. Значит, у США по крайней мере один крупный и очень верный клиент. Оставшиеся $1,8 трлн инвесторам особенно некуда переложить: золота мало, владение им затратно. Евро тоже не вариант: в некоторых странах еврозоны огромные проблемы. В других странах либо вкладывать не во что, либо власть такая, что лучше держаться подальше.

Теоретически векселя банка «США» под названием «доллары» должны дешеветь. На практике оснований для долгосрочного снижения стоимости доллара к мировым валютам нет. США озабочены не размером своего долга, а расходами на его обслуживание. Кроме того, стоимость доллара определяется спросом и предложением. Денежная масса М2 в Америке сокращается («разбрасывание долларов с вертолета» лишь частично покрывает снижение объемов неэмиссионных расчетных средств), а ситуация в других странах провоцирует спрос на доллар как надежный актив. Когда аппетит к риску вырастет, экономика США будет открыта для новых инвестиций, ставки поднимутся (в США раньше, чем в других странах) и доллар сохранит привлекательность.

Что получается? Банк «США» убыточен и очень много должен. Но должен в основном «предприятиям группы» и «сотрудникам», которые чувствуют себя неплохо. Внешние вкладчики не имеют разумных альтернатив. Ни крах, ни банкротство США не грозят.