Обж в дет саду. Перспективное планирование занятий по обж в детском саду доу. От него начнется жар

О безопасности ребенка стоит заботиться с самых маленьких лет. Понятно, что в раннем возрасте это задание ложится исключительно на плечи родителей, однако дети растут и со временем они должны научиться понимать, что от них также зависит их здоровье и жизнь. Самые первые знания о таких серьезных вопросах ребенок получает еще в первые годы жизни, узнавая слова «нельзя» и «опасно», но со временем их становится мало. Как раз на расширение знаний о вопросах собственной безопасности направлены занятия по ОБЖ в детском саду детям.

Цели

Если говорить более расширено, то проведение таких занятий должно помогать деткам усвоить общепринятые нормы и правила безопасности, поведения, а также жизнедеятельности в повседневной жизни. При этом важно сформировать у каждого крохи основные идеи и основы личной безопасности, а также обеспечить детское психологическое благополучие. Уроки по ОБЖ эффективно помогают детям развивать свои познавательные и творческие способности. На них малыш тренирует воображение и мышление. Кроме того такие занятия обучают деток коммуникативным навыкам, помогают им в игровой форме обучиться оказанию элементарной помощи себе и пострадавшим. Преподаватели активно занимаются воспитанием личностных навыков безопасного поведения ребенка, как в социуме, так и в быту.

Основные принципы подхода

При обучении деток дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности особенно важную роль играет правильная возрастная адаптация преподносимой малышам информации. Это значит, что ребенок младшего возраста должен воспринимать ее легко, в игровой форме. С этой целью воспитатели придумывают сказки, ищут стихи и игры, и преподносят их в нужный момент в нужной форме.

Также важную роль играет и учет местности проживания, ведь существует огромная разница между основными особенностями жизнедеятельности малышей на севере нашей страны, и на ее юге. Это касается и климата, и технических особенностей региона, и масштабов населенного пункта и пр.

Занятия по ОБЖ должны проводится с должной системностью и корректироваться в зависимости от времени года. Кроме того деятельность педагогов должна быть правильно скоординирована, во избежание появления различных противоречий.

Стоит также принимать во внимание, что для достижения положительного эффекта от таких занятий, родителям стоит обязательно продолжать подобное взаимодействие с ребенком за территорией детского сада. Это позволяет закрепить полученные знания.

Основные темы

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны научить малыша адекватно реагировать на разные опасные ситуации, и по возможности предупреждать их.

Ребенок должен обучиться правильному поведению с незнакомыми людьми, а также знать, как вести себя, когда незнакомцы несут какую-то угрозу его жизни либо здоровью. Важную роль играет обучение правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте.

Отдельной темой таких занятий является также безопасность ребенка во время нахождения за городом – при отдыхе на природе. Еще одна распространенная тема для занятий ОБЖ – это пожарная безопасность во всех ее видах. Также педагоги обучают детей правильному поведению в тех случаях, когда им приходиться остаться одним дома.

На уроках такого плана также проводятся занятия по правильному взаимодействию с домашними питомцами, особенно на улице – собаками, кошками и пр.

Немного подробнее

Попробуем на одном из примеров рассмотреть, какую информацию должен получить дошкольник о возможных опасных ситуациях. Так при занятии с тематикой «один дома» ребенка обучают правильному обращению с некоторыми запретами, как, например, открытые окна и балкон, а также с реагированием на экстремальные ситуации в быту.

За рубежом малышей принято обучать использованию телефона на случай возгораний и получений травм, им подробно объясняют как привлечь внимание прохожих, если в квартире начался пожар, либо в нее проникли преступники. Также проводятся ситуативные игры, к примеру, по тушению источника возгорания путем набрасывания на него тяжелого одеяла.

Однако в отечественной практике такие мероприятия пока не обрели достаточно широкого распространения. Их нужно использовать довольно-таки избирательно, учитывая российские реалии. Безусловно, дети должны научиться пользоваться телефоном для вызывания скорой помощи, милиции и пожарных, однако стоит помнить, что у нас такие уроки часто приводят к появлению ложных вызовов. Каждый ребенок также должен уметь позвонить близким родственникам. Такое умение поможет ему в экстремальной ситуации либо в случае банального испуга. Педагогам при этом стоит учесть, что игры с телефоном заметно отличаются от реальных ситуаций. При разговоре «по-настоящему» малыш не видит собеседника, а тембр голоса в трубке может озадачить его своим своеобразием. Поэтому обучение умению использовать настоящий телефон требует проведения специальных тренингов, которые, кстати, могут провести и родители после поручения педагогами.

Применение программ ОБЖ в дошкольных садах помогает на практике закрепить у деток знания о нормах поведения. Малыши обучаются не только правилам и запретам, но и могут их сформулировать, оценить необходимость их применения в реальных экстремальных ситуациях.

Номинация: все для детского сада основы безопасности жизнедеятельности.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности «Путешествие по островкам безопасности»

Цель: Познакомить детей с термином «безопасность».

Задачи: Познакомить детей с некоторыми правилами безопасности.

Развивать мелкую моторику рук, память, мышление, словарный запас.

Развивать дыхательную систему детей.

Воспитывать взаимопомощь в выполнении заданий, дружелюбие.

Материалы и оборудование: картинка дороги, платок, столы, игрушка муравья, предметы пожаротушения, мешочек, картинки со знаками правил поведения на природе, коробочка, картинки с опасными и не опасными предметами.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, мы с вами будем изучать правила безопасного поведения в различных местах. А кто знает, что такое безопасность?

Воспитатель: Безопасность – это правила безопасного пребывания (поведения) человека в окружающей среде, охрана и укрепление здоровья. Сегодня я хочу вас пригласить на путешествие по островкам безопасности. В этом путешествии, мы узнаем, какие правила безопасности будем изучать. Согласны? Тогда встаем на ножки

(Перед детьми воспитатель раскрывает платок (парус)) .

Это наш парус, для того чтобы наш корабль поплыл нужен ветер. Но мы в помещении, где ветра нет. Что же нам делать? Правильно, нужно подуть на платок.

Дети дуют на платок и постепенно передвигаются.

Воспитатель: Вот мы у первого островка. А что за островок, вы узнаете, если выполните задание «Собери картинку». Что изображено на картинке? Правильно, это дорога. Значит это островок правил дорожного движения. Здесь мы с вами узнаем как вести себя на дороге, как переходить дорогу, узнаем, что означают сигналы светофора. Поплыли дальше.

Воспитатель: Остановка – это наш второй островок. Посмотрите, что здесь? Мешочек, значит, поиграем в игру «Чудесный мешочек.

Дети достают из мешочка предметы, называя их

Воспитатель: Что это за предметы? Правильно, эти предметы принадлежат пожарному. Значит этот островок правил пожарной безопасности. На этом островке мы узнаем как вести себя во время пожара, причины пожара, о профессии пожарного. Поплыли дальше.

Воспитатель: Устали? А на этом островке мы немного разомнемся.

Физминутка «На зарядку становись!»

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! Одна рука прямая вверх, другая вниз, рывком меняем руки

Повторяем упражненье, Руки перед грудью, рывки руками

Делаем быстрей движенья.

Раз – вперед наклонимся. Наклоны вперед, назад и в стороны

Два – назад прогнемся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмемся.

Приседания опять Приседания

Будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем, Ходьба на месте

И урок наш вновь начнем.

Воспитатель: Что вы с вами сейчас делали? Правильно, зарядку. А для чего нам нужна зарядка? Молодцы, на этом островке будем изучать правила здорового образа жизни, для чего питаться правильно, что такое режим дня и т.д. Поплыли дальше.

Воспитатель: А вот и следующий островок. Посмотрите, а здесь нас ожидает гость. Кто это? (муравей). Муравей хочет познакомить вас со знаками, чего нельзя делать на природе.

Воспитатель: Молодцы! Этот островок о правилах безопасного поведения на природе. Здесь мы узнаем как вести себя на природе, какие растения и грибы бывают. Давайте попрощаемся с нашим гостем. Поплыли дальше.

Воспитатель: Приплыли. Что же готовит для нас этот островок!? А здесь у нас коробочка. Что же в ней?

Воспитатель открывает коробочку, а в ней опасные предметы.

Игра «Топаем, хлопаем»

Если предмет опасный – топаем, если нет хлопаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете, какие предметы для нас опасны. Этот островок о правилах поведения дома. Ведь и дома нас могут поджидать опасности, а какие мы с вами и узнаем. Поплыли дальше.

Воспитатель: А вот и островок. Ой, кто-то к нам стучится. Кто же это может быть? Я посмотрю, хорошо. Ой, а там злой, голодный, серый волк. Ребята, мне кажется, что он хочет нас съесть. Что будем делать? Открывать или нет?

Воспитатель: Ой, какие же вы молодцы! Правильно, нельзя открывать дверь незнакомцу. Этот островок правил безопасного поведения с незнакомцами.

А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. Дуем на наш парус.

Воспитатель: На этом наше путешествие окончено. Вот сколько интересного, незнакомого нам предстоит узнать с вами на занятиях по безопасности. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?

Номинация: ОБЖ в детском саду конспекты.

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ – Чернаковский детский сад «Теремок»
Месторасположение: Новосибирская область, Ордынский район, п. Чернаково, ул. Приморская,12

Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Рабочая программа

по приоритетному направлению

социально – коммуникативное развитие дошкольников 3-7 лет

«Безопасность»

(составлена основе «Учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной)

Составитель:

ст. воспитатель – Нежданова З.А.

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35»

Протокол №___ от _________20__ г.

г. Сергиев Посад

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи ДОУ
  3. Режим ОД (по группам)
    • младший дошкольный возраст
    • средний дошкольный возраст
    • старший дошкольный возраст
    • подготовительная к школе группа стр. 19-23
  1. Диагностика ЗУН
  • младший дошкольный возраст
  • средний дошкольный возраст
  • старший дошкольный возраст
  1. Примерная карта динамики развития детей
  1. Литература
  1. Приложения

Пояснительная записка

Безопасность и здоровый образ жизни ребенка – это не просто сумма усвоенных им знаний, а это должно быть нормой его жизни, ребенок должен четко усвоить как адекватно вести себя в различных ситуациях.

Программа по социально-личностному развитию дошкольников «Безопасность» направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, на повышение уровня знаний о безопасности в окружающем мире. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни и безопасности продиктована современной криминогенной и экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Все чему педагоги учат детей, дети должны уметь применять в реальной жизни и на практике.

Программа «Безопасность» педагогами разработана на основе «Учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. А также опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения, начиная со второй младшей группы до выпуска детей подготовительной к школе группы.

Определяя основное содержание и направление в социально-личностном развитии детей по программе «Безопасность» педагоги МДОУ используют различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром для педагогов служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагогов с детьми. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, педагоги МДОУ используют различные беседы, дискуссии, а также рабочие тетради для детей с цветными иллюстрациями и подробными методическими рекомендациями для педагогов, что позволяет им избежать передачи уже известных детям знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В программу включены различные занятия, игры, беседы, стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы.

Поощряя воображение и творчество детей, педагогам необходимо помнить о главном: игра в дошкольном возрасте является основным средством усвоения детьми жизненно важных правил поведения, которые должны всегда точно соблюдаться.

И главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример воспитателей и родителей.

Цели программы :

  • Создать единое воспитательно – образовательное пространство для детей, основанное на гуманном отношении к детям, уважении их личности;
  • Осуществлять всестороннее и гармоничное развитие воспитанников, направленное на решение задач по безопасности жизнедеятельности ребенка в социуме;

Задачи:

  1. Научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-неопасно»;
  2. Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным, ребенок должен понимать к каким последствиям могут привести те или иные поступки;
  3. Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;

РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ НОД

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ,

РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 35»

__________________ /Гуревич Г.Н./

Группа

День недели

Время проведения

(продолжительность)

Количество в месяц

Количество

в год

октябрь —

апрель

младшая группа

2 раз в месяц

(понедельник)

средняя группа

1 раз в неделю
(понедельник)

старшая группа

1 раза в неделю

(понедельник)

подготовительная к школе группа

1 раза в неделю

(понедельник)

итого

Тематический перспективный план ОД

по программе «Безопасность»

младший дошкольный возраст

октябрь
№ п/п Тема Цель
1. «Огонь и его последствия». Обратить внимание детей на иллюстрации изображающие огонь и его последствия. Подвести к пониманию того, что неосторожные действия людей приводят к пожару.
2. «Виды транспорта». Рассказать детям о видах транспорта

(с использованием иллюстраций).

ноябрь
3. «Рассматривание машины и обводка карандашом шаблона

«Пожарная машина».

Учить детей рассматривать детали машины, определять цвет, форму, величину.

Учить детей обводить модель по контуру и закрашивать.

4. Целевая прогулка

«Наблюдение за транспортом».

Учить различать виды наземного транспорта.
декабрь
5. Чтение потешки «Тили-бом! Тили-бом!».

Разучивание попевки «Тили-бом!».

Познакомить детей с русской народной потешкой.

Уточнить с детьми, как героям удалось потушить пожар.

6. Рассматривание картины

«Улица города».

Воспитывать у детей любовь к родному городу.

Формировать представления об улице, ее основных частях.

Учить детей правильному поведению на улицах города.

январь
7. Знакомство детей с творчеством Ю.А. Васнецова «Картинка в книжке»

(Тили-бом! Тили-бом!» из книги «Пятьдесят поросят»).

Учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах и рассматривать их.

Учить соотносить картинку с текстом.

Обратить внимание детей на эмоциональное состояние героев и их действия во время пожара.

Подвести детей к восприятию стиля Ю.А. Васнецова.

Вечер развлечений – театр на фланелеграфе.

«Театральное представление по потешке «Тили-бом! Тили-бом!».

Доставить детям радость.
8. Сюжетно-ролевая игра

«Мы – водители».

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

Посредством игры воспитывать уважительное отношение друг к другу.

февраль
9. Прослушивание аудиозаписи и стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом». Вспомнить стихотворение С.Я. Маршака.

Продолжать учить детей рассматривать иллюстрацию Ю.А. Васнецова и соотносить ее с текстом.

10. Аппликация «Веселый поезд». Продолжать знакомство детей с видами наземного транспорта.

Формировать технические навыки детей, аккуратность во время работы.

март
11. Обводки «Пожарная машина», рассматривание иллюстрации «Пожар». Учить детей пальцем обводить контуры пожарной машины.

Закреплять знания детей о возможности возникновения пожара и его последствий.

12 Аппликация «Светофор». Продолжать знакомить детей со светофором.

Продолжать формировать технические навыки детей в наклеивании деталей аппликации.

Вечер развлечений.

«Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор».

Доставить детям радость.
апрель
13. Рассматривание предметных картин: «Пожарная машина». Учить выделять цвет, размер; рассказать о значении пожарной машины.

Формировать у детей элементарные представления о работе пожарных.

14. Заключительное обобщающее занятие по правилам дорожного движения. Закреплять у детей полученные знания по правилам дорожного движения.
май

Тематический перспективный план ОД

по программе «Безопасность»

для среднего дошкольного возраста

Октябрь
№ п/п Тема Цель
1. · Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
2.

Рассказ воспитателя

«Улица, на которой расположен

детский сад».

· Расширить представления об улице, дороге, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.
3. Раздел «Ребенок и природа»

2.1. В природе все взаимосвязано.

· Рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов.

· Объяснить детям главное: Земля — наш общий дом, а человек – часть природы.

4. Раздел «Изучаем ППБ»

«Знает каждый гражданин

этот номер – 01»

· Познакомить детей с основными правилами по ПБ, с первичными действиями при обнаружении пожара;

· Учить правильно сообщать о пожаре по телефону;

Ноябрь
5. Раздел «Ребенок дома» · Подвести ребенка к пониманию того, что предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы.

· Объяснить детям, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые (спички, газовые плиты, печки, электрические розетки, включенные электроприборы).

· Выработать у детей навыки пользования предметами второй и третьей группы.

6. Раздел «Ребенок на улицах города»

Целевая прогулка «Наблюдение за движением транспорта».

· Продолжать знакомить с классификацией транспорта.
7. Раздел 4. Здоровье ребенка

4.1. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.

· Объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Поэтому нужно научиться думать о своем здоровье, не вредить своему организму.
8. Раздел «Изучаем ППБ»

«О правилах важных – пожаробезопасных»

· Познакомить с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение ППБ обязательно всегда и везде;

· Прививать уважение к труду пожарных;

Декабрь
9.

5.1. Психическое здоровье.

· Подвести детей к пониманию того, что в группе должно быть взаимное доверие и уважение, открытое и благожелательное общение друг с другом.
10. Раздел «Ребенок на улицах города»

Рисование «Грузовой автомобиль».

· Закреплять у детей знание видов транспорта.

· Учить рисовать грузовой автомобиль, соблюдая пропорции частей машины.

11. Раздел «Изучаем ППБ»

«Тили-бом, Тили-бом,

загорелся Кошкин дом»

· Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара;

12. Раздел «Ребенок и другие люди» · Рассматривание типичных ситуаций опасных контактов с незнакомыми людьми (для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей).
Январь
13. Раздел «Ребенок и природа»

2.2. Загрязнение окружающей среды.

· Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.

· Объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

14. Раздел «Ребенок на улицах города»

Конструирование «Наша улица».

· Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

· С устройством улицы.

15. Раздел «Ребенок дома»

3.2. Открытое окно, как источник опасности.

· Обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна.

· Объяснить, что нельзя выходить без взрослого подходить к открытому окну.

16. Раздел «Изучаем ППБ»

«Основные правила пожарной безопасности»

· Познакомить детей с основными ППБ;

· Объяснить, какой вред приносят игры с огнем;

Февраль
17. Раздел «Здоровье ребенка»

4.2. Навыки личной гигиены

· Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом
18. Раздел «Ребенок на улицах города»

Беседа «Водители! Будьте вежливыми».

· Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города, в транспорте.
29. Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка»

5.2. Детские страхи.

· Подвести детей к пониманию того, что не нужно бояться рассказывать о своих страхах и переживаниях.

· Дать понять ребенку, что взрослый всегда будет относиться к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их.

20. Раздел «Изучаем ППБ»

«Детские шалости с огнем

и их последствия»

· Повторить правила пожарной безопасности;
Март
21. Раздел «Ребенок на улицах города»

6.2. «Зебра»

· Закреплять знания детей о возможности возникновения пожара и его последствий.

· Развитие речи.

22. Раздел «Изучаем ППБ»

Рассматривание и рассказывание по иллюстрации «Пожар».

· Рассказать детям как следует переходить дорогу.

· Знакомство детей с пешеходным маршрутом.

23. Раздел «Ребенок и другие люди»

1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки

· Рассмотреть и обсудить возможные ситуации поведения среди детей и подростков и объяснить, как следует вести себя в различных ситуациях.
24. Раздел «Ребенок и природа»

2.3. Ухудшение экологической ситуации.

· Объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Апрель
25. Раздел «Изучаем ППБ»

Рассматривание предметных картин: «Пожарная машина».

Общение «Куда спешат машины?».

· Учить описывать пожарную машину;

· рассказать о значении пожарной машины.

· Формировать у детей начальные представления о работе пожарных.

26. Раздел «Ребенок дома»

3.3. Экстремальные ситуации в быту.

· Объяснить детям, что значит экстремальная ситуация.

· Рассказать детям о правилах поведения в экстремальных ситуациях.

27. Раздел «Ребенок на улицах города»

Светофор

и дорожные знаки для пешеходов.

· Закреплять представления детей о предназначении светофора и др. дорожных знаков для пешеходов.
28. Раздел «Ребенок на улицах города»

Итоговое обобщающее занятие по правилам дорожного движения.

· Выявить и закрепить у детей полученные знания по правилам дорожного движения.
май
Подведение итогов, результатов работы по данной программе, определение уровня ЗУН в освоении программного материала. · Выявить уровень полученных ЗиУ у детей.

· Спланировать своевременную индивидуальную работу с детьми.

Тематический перспективный план ОД

по программе «Безопасность»

для детей старшего дошкольного возраста

Октябрь
№ п/п Тема Цель
1. Раздел «Ребенок и другие люди»

1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки.

· Объяснить ребенку, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.
2. Раздел «Ребенок на улицах города»

Экскурсия на перекресток.

· Расширить представления детей о перекрестках города.

· Расширять знания о правилах безопасного поведения.

3. Раздел «Ребенок и природа»

2.4. Бережное отношение к живой природе.

· Научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, не ломать ветки, кормить птиц зимой).
4. Раздел «Изучаем ППБ»

Осторожно, огонь!

· Научить детей поведению в экстремальных ситуациях; уметь пользоваться телефоном, привлечь внимание взрослых, позвать на помощь при пожаре.
Ноябрь
5. Раздел «Ребенок дома»

3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

· Закрепить у ребенка понимание того, что предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы.

· Уточнить у детей кто может пользоваться предметами первой группы (спички, газовые плиты, печки, электрические розетки, включенные электроприборы).

· Закрепить у детей навыки пользования предметами второй и третьей группы.

6. Раздел «Ребенок на улицах города»

Чтение произведений С. Михалкова и Н.Носова о правилах дорожного движения

· Продолжать знакомить с правилами дорожного движения.
7. Раздел «Здоровье ребенка»

4.4. О ценности здорового образа жизни.

· Способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни.

· Развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены.

8. Раздел «Изучаем ППБ»

Спички — причина пожара

· Формировать представление о том, что спичками могут пользоваться только взрослые.
Декабрь
9. Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка» · Научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.
10. Раздел «Изучаем ППБ»

Пожарный-герой, он с огнем вступает в бой

· Воспитывать у детей уважение к профессии пожарного.

· Продолжать формировать у детей представления о работе пожарного.

11.

6.3. Дорожные знаки.

· Научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
12. Раздел «Ребенок и другие люди»

1.5. Если чужой приходит в дом.

· Разъяснять детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома.
Январь
13. Раздел «Ребенок и природа»

2.6. Контакты с животными.

· Объяснить детям что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.
14. Раздел « Ребенок на улицах города»

Знакомство с трудом взрослых –

Наблюдение за работой регулировщика.

· Продолжать знакомить детей с профессиями и трудом взрослых.

· Объяснить, в чем заключается работа регулировщика.

15. Раздел « Ребенок дома»

3.2. Открытое окно, балкон как источник опасности.

· Обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

· Объяснить, что нельзя выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

16. Раздел «Изучаем ППБ»

Пожар в квартире

· Назвать и объяснить детям причины, по которым в квартире может возникнуть пожар;
Февраль
17. Раздел «Здоровье ребенка»

4.5. О профилактике заболеваний.

· Рассказать детям о значении профилактики заболеваний.

· Объяснить детям как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.

18. Раздел «Ребенок на улицах города»

Беседа «Будем вежливыми пассажирами и пешеходами».

· Продолжать закреплять и дополнять некоторые правила поведения на улицах города, в транспорте.
19. Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка»

5.3. Конфликты и ссоры между детьми.

· Организация игр, бесед, драматизаций для профилактики возникновения конфликтных ситуаций.

· Учить детей быть восприимчивыми к чувствам, мнениям и желаниям других людей, даже не совпадающими с их собственными.

20. Раздел «Изучаем ППБ»

Чем опасен дым?

· Объяснить детям, что много людей во время пожара гибнет не только от огня, но и от дыма;

· Рассказать детям почему в современных домах дым очень ядовит.

Март
21.

6.2. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

· Познакомить детей

— с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);

· — с запрещающими знаками («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»).

22. Раздел «Ребенок и другие люди»

Обыгрывание разных ситуаций:

— ребенок дома один;

— ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами;

— ребенок дома со взрослыми.

· В игровой форме закрепить у детей правила поведения в подобных ситуациях.
23. Раздел «Ребенок и природа»
24. Раздел «Изучаем ППБ»

«Детские шалости с огнем»

· Рассмотреть с детьми некоторые действия, которые могут привести к пожару.
Апрель
25. Раздел «Здоровье ребенка»

4.7. Забота о здоровье окружающих

· Объяснить детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, т.к. болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения.
26. Раздел «Ребенок и природа»

Общение с природой

· Учить детей ответственному и бережному отношению к природе;

· Сформировать представление о том, что птицы в период высиживания птенцов очень пугливы, поэтому нельзя шуметь в парках, пугать, мучить и дразнить животных и птиц.

27. Раздел «Ребенок на улицах города»

6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

· Познакомить детей

— с предписывающими дорожными знаками («Движение прямо», «Движение направо»).

— с информационно-указательными знаками («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход»).

28. Раздел «Изучаем ППБ»

Итоговое обобщающее занятие по правилам ПБ

«Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»

· Закрепить у детей полученные знания по правилам пожарной безопасности.
Май
· Выявить уровень полученных ЗиУ у детей.

· Спланировать своевременную индивидуальную работу с детьми.

Тематический перспективный план занятий

по программе «Безопасность»

для подготовительного к школе возраста.

Октябрь
№ п/п Тема Цель
1. Раздел «Ребенок и другие люди»

1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

· Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми.
2. Раздел «Ребенок на улицах города»

«О правилах Кошке расскажем немножко».

· Повторить правила дорожного движения;

· Воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

3. Раздел «Ребенок и природа»

Лекарственные растения.

· Познакомить детей с лекарственными растениями;

· Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

4. Раздел «Изучаем ППБ» · Продолжать знакомить детей с правилами ПБ;

· Уметь пользоваться телефоном, привлечь внимание взрослых, позвать на помощь при пожаре.

Ноябрь
5. Раздел «Ребенок дома»

В мире опасных предметов

· Закрепить у ребенка представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми он встречается в быту;

· О правилах пользования ими;

· Об их необходимости для человека.

6. Раздел «Ребенок на улицах города»

По дороге в детский сад

· Рассказать о дорожных знаках «Пешеходы», «Дети», «Внимание»;

· Подробно объяснить детям, где безопасно переходить улицу;

· Воспитывать культуру поведения.

7. Раздел «Здоровье ребенка»

4.8. Поговорим о болезнях.

· Сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах;

· Сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней.

8. Раздел «Изучаем ППБ»

Осторожно-электроприборы!

· Объяснить, почему нельзя прикасаться к электроприборам мокрыми руками;

· Объяснить, почему нельзя заливать загоревшийся включенный телевизор водой.

Декабрь
9. Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка»

5.1. Психическое здоровье.

· Продолжать вести детей к пониманию того, что в группе должно быть взаимное доверие и уважение, открытое и благожелательное общение друг с другом..
10. Раздел «Изучаем ППБ»

Кухня – не место для игр!

· Объяснить детям, что не стоит затевать игр на кухне, т.к. там много предметов, служащих источниками огня.
11. Раздел « Ребенок на улицах города»

6.5. О работе ГИБДД.

· Знакомить детей с работой ГИБДД;

· Расширять представления детей о работе инспекторов ГИБДД.

12. Раздел «Ребенок и другие люди»

1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

· Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми;

· Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Январь
13. Раздел «Ребенок и природа»

2.6. Кошка и собака – наши соседи.

· Учить детей знать и понимать состояние и поведение животных;

· Знать, как обращаться с ними.

14. Раздел « Ребенок на улицах города»

6.7. Правила поведения в транспорте.

· Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
15. Раздел « Ребенок дома»

Безопасность

· Закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей;

· Предостеречь детей от несчастных случаев в быту.

16. Раздел «Изучаем ППБ»

Пусть елка новогодняя нам радость принесет!

· Объяснить детям как правильно украшать елку;

· Как нужно вести себя возле украшенной елки, чтобы не случилось пожара;

· Закреплять с детьми номер вызова пожарной команды.

Февраль
17. Раздел «Здоровье ребенка»

Береги здоровье смолоду.

· Развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно-важным органам: ушам и глазам;

· Воспитывать бережное отношение к себе и другим.

18. Раздел «Ребенок на улицах города»

6.8. Если ребенок потерялся на улице

· Продолжать объяснять детям, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
19. Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка»

5.3. Конфликты и ссоры между детьми.

· Продолжать организацию игр, бесед, драматизаций для профилактики возникновения конфликтных ситуаций.

· Продолжать учить детей быть восприимчивыми к чувствам, мнениям и желаниям других людей, даже не совпадающими с их собственными.

20. Раздел «Изучаем ППБ»

Огонь – судья беспечности людей.

· Продолжать обучать детей мерам противопожарной безопасности;

· Сформировать у детей элементарные знания об опасных последствиях пожаров в доме.

Март
21. Раздел «Ребенок на улицах города».

Игры во дворе

· Обсудить с детьми различные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома;

· Научить их необходимым мерам безопасности.

22. Раздел «Ребенок и другие люди»

1.5. Если «чужой» приходит в дом.

· Продолжать учить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни;

· Сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.

· Объяснить, что если чужой человек сам пытается открыть дверь, то в этом случае нужно позвонить «02» и вызвать милиционера.

23. Раздел «Ребенок и природа»

2.7. Восстановление окружающей среды

· Объяснить детям,что состояние окружающей среды зависит от нас самих.

· Создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды: уход за животными и растениями; уборка мусора на участке.

24. Раздел «Изучаем ППБ»

«Укротитель огня»

· Воспитывать в детях уважение к такой профессии, как пожарный;

· Почтительное отношение к их нелегкому труду, осознание опасности этой профессии.

Апрель
25. Раздел «Здоровье ребенка»

4.11. О роли лекарств и витаминов.

«Витамины и полезные продукты»

· Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
26. Раздел «Ребенок и природа»

2.6. Насекомые

· Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми;

· Сформировать представление о различных насекомых.

27. Раздел «Ребенок на улицах города»

6.4. Правила езды на велосипеде.

· Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках);

· Научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

28. Раздел «Ребенок на улицах города»

Итоговое обобщающее занятие

«Знай и выполняй правила уличного движения»

· Закрепить у детей полученные знания по правилам уличного движения.
Май
Подведение итогов, результатов по данной программе, определение уровня ЗУН в освоении программного материала. · Выявить уровень полученных ЗиУ у детей.

· Спланировать своевременную индивидуальную работу с детьми.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по дополнительному образованию «Безопасность»

младшая группа

  1. понимает значение сигналов светофора (красный, желтый, зеленый);
  2. различает проезжую часть дороги, тротуар;
  3. различает и называет виды наземного транспорта;
  1. различает среди разнообразного вида транспорта – «пожарную машину», знает о ее назначении;
  2. называет причины возникновения пожара и его последствия;

Диагностика

по программе «Безопасность»

средняя группа

Ребенок и другие люди

— нельзя открывать двери, если нет взрослых,

Ребенок и природа

  1. Правила поведения в лесу;
  2. Как беречь природу?

Ребенок дома

6.Основные правила обращения с бытовыми приборами (электроприборы, ножницы, иголки);

Здоровье ребенка

7.Что надо делать, чтобы не заболеть;

  1. Для чего нужны врачи?
  2. Правила первой помощи;

Ребенок на улицах города

  1. Знает значение сигналов светофора (красный, желтый, зеленый);
  2. Различает проезжую часть дороги, тротуар;
  3. Различает и называет виды наземного транспорта;
  4. Знает основные дорожные знаки для пешеходов;
  5. Знает элементарные правила поведения в транспорте (не кричать, разговаривать тихо, уступать место старшим);

Диагностика

по программе «Безопасность»

старший дошкольный возраст

Ребенок и другие люди

  1. Что знает ребенок о контактах с незнакомыми людьми?

— опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми,

— если «чужой» приходит в дом,

— общаться с незнакомыми людьми на улице,

— значение экстренных телефонов (01,02,03)

Ребенок и природа

  1. Правила поведения в лесу;
  2. Как беречь природу? (от чего загрязняется окружающая среда?)
  3. Правила контактов с животными;
  4. Знает ли ребенок съедобные и несъедобные грибы и ягоды;
  5. Ядовитые растения;

Ребенок дома

  1. Основные правила обращения с бытовыми приборами (электроприборы, ножницы, иголки);
  2. Источники опасности дома (открытые окна, балкон,…);
  3. Экстремальные ситуации в быту;

Здоровье ребенка

10.Что надо делать, чтобы не заболеть (профилактика заболеваний);

  1. Навыки личной гигиены;
  2. Для чего нужны врачи?
  3. Правила обращения с лекарствами и витаминами;
  4. Правила первой помощи;

Эмоциональное благополучие ребенка

  1. Что делать, чтобы не ссориться с друзьями;

Ребенок на улицах города

  1. Устройство проезжей части;
  2. «Зебра», светофор другие дорожные знаки для пешеходов;
  3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов;
  4. Правила езды на велосипеде;
  5. Знает правила поведения в транспорте (не кричать, разговаривать тихо, уступать место старшим);

по программе «Безопасность»

младший дошкольный возраст

Карта динамики развития детей

по программе «Безопасность»

средний дошкольный возраст

Ребенка

Разделы программы (вопросы)
Ребенок и другие люди Ребенок и природа Ребенок дома Здоровье ребенка Эмоциональное

благополучие ребенка

Ребенок на улицах города
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Карта динамики развития детей

по программе «Безопасность»

старший дошкольный возраст

Ф.И. ребенка

Разделы программы (вопросы)

Ребенок Ребенок и природа Ребенок дома Здоровье ребенка Эмоциональное

благополучие

Ребенок на улицах города
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Литература

  1. «Образовательные проекты в детском саду» Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова /Дошкольное воспитание и развитие/. Издательство «АЙРИС – ПРЕСС», Москва 2008.
  1. «Безопасность» Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. /Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ/, Издательство «АСТ – ЛТД», Москва 1998.
  1. «Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. /Допущено Министерством образования и науки РФ/, Москва «Просвещение» 2005.
  1. «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия, планирование, рекомендации). О.В.Чермашенцева. издательство «Учитель», Волгоград 2007.
  1. «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, и др. Издание 5-е. Москва «Просвещение» 2006.
  1. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко /Пособие для воспитателя д/с/. Издание 2-е исправленное и дополненное. Москва «Просвещение» 1978.
  1. «Три сигнала светофора» /Книга для воспитателей д/с, из опыта работы/ Т.Ф.Саулина. Москва «Просвещение» 1989.
  1. Статья «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» И.А.Агапова. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № «/2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ»

Приложение к программе

по разделу

«Изучаем Правила Пожарной безопасности»

Приложение к программе

по разделу

«Изучаем Правила Дорожного Движения»

«Для Вас, родители!»

Советы для родителей

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • Взрослые, находясь на улице, всегда должны держать их за руку.
  • Находясь в автомобиле, дошкольники не должны сидеть на переднем сиденье. Дети перевозятся на заднем сиденье автомобиля с использованием специального детского устройства.
  • Никогда не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем безопасности.
  • Не разрешайте детям стоять в автомобиле между спинками сидений.
  • Никогда не перевозите ребенка на коленях на переднем или заднем сиденье.

(материал из журнала «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № 4/08г.)

«Для Вас, родители!»

Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним т, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

  • На дрогу выходить нельзя;
  • Дорогу переходить можно только с взрослыми, держась за руку. Вырываться нельзя.
  • Переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
  • Пешеходы – люди, которые идут по улице;
  • Когда мы едем в автобусе, нас называют пассажирами;
  • Машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
  • Когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
  • Чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора;

Красный свет – движенья нет.

А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

«Для Вас, родители!»

по изучению Правил Дорожного Движения

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

На прогулке, по дороге в д/с и домой закрепляйте знания, полученные заранее.

Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом именно в этом месте и т.д.).

Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила!

  • Ходить по тротуару следует с правой стороны;
  • Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться;
  • Переходить дорогу полагается только шагом;
  • Необходимо подчиняться сигналу светофора;
  • В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть;
  • Нельзя высовываться из окна автобуса, высовывать в окно руки;
  • Входить в транспорт и выходить из него. Можно, только когда он стоит;
  • Играть можно только во дворе;

(материал из журнала «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № 2/07г.)

2 сентября в МДОУ «Детском саду комбинированного вида № 35» в течение всего дня в группах старшего дошкольного возраста проводился «День ПДД».

  • Воспитание культуры поведения на улице, в общественных местах;
  • Закрепление у детей знаний о правилах дорожного движения;
  • Расширения знаний о правилах поведения на улице;
  • Ознакомление детей с различными видами транспорта;
  • Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве;

(в течение дня)

  1. Беседы с детьми о ПДД («Правила для пешеходов», «Улица города»);
  1. Занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир» на тему: «Школа пешеходных наук» (конспект прилагается);
  1. Целевая прогулка (за территорию д/с), цель: наблюдение за движением транспорта и работой водителей; (конспект прилагается);
  1. Чтение художественной литературы о ПДД:
    • С.Михалков «Светофорная наука», «Дядя Степа»;
    • С.Я.Маршак «Красный, желтый, зеленый»;
    • Б.В.Зубков «Говорящие картинки» и др.;
  1. Проведение подвижных игр: «Найди и назови дорожный знак», «Красный, желтый, зеленый», «Разноцветные автомобили»;
  1. Игра с настольно-печатными играми /2 половина дня/: «Стой, идите», «Час пик», «Знаки на дорогах», «За рулем»;
  1. Оформление наглядной агитации в «Уголках для родителей» на темы: «Изучаем с детьми ПДД», «Внимание, дорога!», «Дисциплина на улице – залог безопасности наших детей»;

Юлия Михель
Формы работы по ОБЖ в детском саду

"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".

Януш Корчак

В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Опираясь на программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой , работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:

1. Ребёнок и другие люди.

Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка.

В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников можно использовать различные формы организации деятельности детей .

Беседы («Опасные предметы», «Откуда берутся болезни?» и т. д.)

Экскурсии («К светофору», в пожарную часть и т. д.)

Чтение художественной литературы (С. Калинин «Как ребята переходили улицу», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и т. д.)

Сюжетно-ролевые игры («Поездка на автобусе», «Скорая помощь» и т. д.)

Строительные игры («Улицы нашего города» и т. д.)

Дидактические игры («Режим дня», «Дорожная азбука» и т. д.)

Создание тематических альбомов («Транспорт нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды» и т. д.)

Викторины («Вопросы дядюшки постового» и т. д.)

Игровые тренинги («Если позвонили в дверь», «Телефон 01» и т. д.)

Использование видеоматериалов

Придумывание сказок и рисование к ним иллюстраций

Тематические праздники и развлечения («Правила дорожные знать каждому положено» и т. д.)

Выставки рисунков и поделок («Наш друг - Светофор», «Опасные предметы дома» и т. д.)

Инсценирование («Кошкин дом» и т. д.)

Загадки, пословицы, поговорки по безопасности

Рассматривание картин и иллюстраций по ОБЖ

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, используя разнообразные формы работы с родителями , необходимо добиваться того, что бы родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

Родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах»

Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче»

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Лето без опасности!», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»

Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок.

Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

Литература:

1.«Основа безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О. В., Волгоград 2010 г.

2. Т. А. Шорыгина“Основы безопасности” – М. 2006.

3. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.