Низкая самооценка: от чего она зависит. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции

Самооценка играет одну из ключевых ролей в нашей жизни. Уверенным людям с высокой самооценкой всегда проще добиваться успехов во всех сферах жизни. Что же мы понимаем под самооценкой? Что плохого в завышенной самооценке? Как поднять свою уверенность в себе? На все эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Что значит быть уверенной в себе?

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка – это характеристика, которой можно управлять. Причем управлять можете и вы, а могут и окружающие.

Что зависит от самооценки:

  • Взаимоотношения с окружающими.
  • Требовательность к себе.
  • Отношение к успехам и неудачам.

Люди с заниженной самооценкой очень тяжело переживают даже маленькие неудачи.

Формирование самооценки начинается еще в детстве и продолжается в отрочестве.

Современные психотерапевты выделяют три типа самооценки:

  1. Позитивная самооценка формируется, если родители любят, уважают, ценят успехи своего ребенка, поощряют инициативность.
  2. Негативная самооценка, напротив, формируется, если малыш находится в зависимом, подчиненном положении, его постоянно критикуют.
  3. В подростковом возрасте , как правило, все дети испытывают потребность в самоутверждении, стремлении найти свое место в жизни. Очень важно привить своему ребенку адекватную самооценку, хвалить его и поддерживать его начинания и успехи.

Часто встречаются люди с завышенной самооценкой. Казалось бы, уверенность на высшем уровне, что здесь плохого? Но это дает человеку искаженное понятие действительности, что может привести в итоге к негативным последствиям. Самое безобидное, что может произойти – вас просто высмеют. Важно адекватно оценивать себя, чтобы не оказаться в неловкой ситуации.

Адекватная самооценка – это способность человека оценить свои реальные достоинства. Иногда очень сложно разобраться в себе, и понять, где же эта золотая середина в оценке своей личности.

На что обратить внимание?

На что нужно обратить внимание при анализе самооценки?

Похвала и критика себя самой. Обратите внимание, вы себя больше хвалите или критикуете. Обязательно надо хвалить себя, даже за незначительные заслуги.

Детство: довольны или недовольны вами были родители? Наши мамы и папы могут без злого умысла сформировать в нас неуверенность своей критикой. В любом случае надо проанализировать свое детство и начать работать над своей самооценкой самостоятельно.

Какие качества людей в других людях вас привлекают? Пример надо всегда брать с лучших. Если вам сложно разобраться в себе, обратите внимание на то, как ведут себя уверенные в себе люди. Общайтесь с успешными и уверенными, учитесь всему, что не хватает вам для уверенности.

Какая ваша реакция на обиду и оскорбления? Уверенный в себе человек не обратит внимание на оскорбления и замечания в свой адрес. Максимум он ответит той же монетой. И напротив, женщину с заниженной самооценкой даже безобидное замечание способно выбить из колеи.

Как происходит процесс засыпания? Если вы засыпаете без проблем, и вас ничего не беспокоит, то здесь все понятно — с самооценкой все в порядке. Но если вы долго не можете заснуть, занимаетесь самоанализом, то ваша уверенность в себе явно хромает.

Как повысить самооценку?

Не сравнивайте себя с другими людьми. А если и сравнивать, то равняться надо на лучших.

Займитесь собой. Новая прическа, стильный гардероб и подтянутое тело прибавит вам уверенности в своей привлекательности. А это уже половина успеха.

Создайте уникальность. Будьте неповторимы. Не надо никого копировать, создайте свой неповторимый мир. Излучайте позитив.

Фильтруйте критику. Не принимайте близко к сердцу мнения посторонних людей. Зачастую нас просто хотят задеть и обидеть. Оставайтесь всегда уверенными в себе.

Общайтесь с приятными людьми. Окружайте себя позитивными людьми, которые заряжают вас хорошими эмоциями. Мы, люди, стадные создания и нам очень важно общение. Будьте позитивны, и тогда вы будете притягивать хороших людей.

Занимайтесь психотехниками (самовнушение, медитация). Это уже не новость, что вся жизнь строится силой наших мыслей. Работайте над своим внутренним я. Пусть внутри всегда царит радость и уверенность, тогда и ваша жизнь будет идти так, как вы пожелаете.

Обязательно любите и цените себя. И тогда жизнь в ответ будет преподносить вам подарки, а рядом с вами будут самые достойные мужчины и хорошие друзья.

Получайте новые статьи прямо себе на почту.Заполните форму:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Самооценка или уверенность в себе, как и многие другие личностные качества начинает формироваться в детстве. Большое влияние на это качество оказывают наши родители. Если в детстве родители не смогли дать нам почувствовать свою безусловную любовь, то проблемы с самооценкой неизбежны.

Каждому человеку отчаянно нуждается в том, чтобы его принимали и любили таким, какой он есть. Особенно это значимо для ребенка, ведь в детстве закладывается база для формирования личности. Очень часто родители проявляют свою любовь по принципу «заслужил – не заслужил».

Критериями могут служить хорошие оценки, помощь по дому, примерное поведение и т. п. В итоге, у ребенка складывается убеждение, что любовь к нему зависит от того, насколько он хорош по тем или иным меркам. Затем это убеждение переносится во взрослую жизнь.

И тогда уже, будучи взрослыми, люди начинают думать, что не заслуживают любви или каких-то благ, потому что не соответствуют определенным критериям. Но на самом деле эти критерии и рамки, выдуманные. Например, некоторые девушки думают, что недостойны любви понравившегося парня, потому что недостаточно красивы. Жены позволяют унижать себя мужьям, так как подсознательно думают, что не заслуживают другого отношения.

Заниженная самооценка может отражаться не только в отношениях, но и в других сферах жизни: карьера, работа, хобби. Ненавистная работа с мизерной зарплатой и диктатором-начальником тоже признак ее проявления. Человек не верит в свои способности и боится сделать шаг в сторону перемен. Он думает, что недостаточно умен, смел, самостоятелен и т.д.

Тоже самое происходит и с любимыми занятиями и хобби. Люди не позволяют себе ими заниматься, осуждают себя за них, думая, что эти занятия пустые и ничего не стоят. Таким образом, они ограничивают свою энергию и способности. Ведь любимое занятие, даже самое незначительное на первый взгляд, отражает заложенные в нас способности. И если их развивать, то в конечном итоге, можно добиться успеха и признания.

Страх брать на себя ответственность и принимать любые решения, связанные с переменами, основан, исключительно, на неверии в себя и свои силы. А это неверие берет свое начало в ряде обстоятельств, которые имели место в нашей жизни ранее. Родители, которые никогда не хвалили своего ребенка и не говорили о его достоинствах, а только критиковали промахи и недостатки. Учителя, в упор не замечавшие талантов своих учеников, а обращавшие внимание только на слабые стороны. Этого достаточно, чтобы даже самый одаренный природой человек почувствовал себя неполноценным и ущербным.

На самом деле, людей без способностей не бывает. Каждый человек является уникальной личностью с огромным потенциалом и присущими только ему способностями. Главное, поверить в это, найти их в себе и постоянно развивать.

Влияние на самооценку может оказывать какой-то негативный опыт из прошлого, ситуации, связанные с неудачами, провалами в тех или иных начинаниях. Важно не фокусироваться на этих негативных моментах. Это всего лишь опыт, из которого можно извлечь уроки. Если есть большое желание осуществить задуманное, то обязательно найдутся возможности, стоит лишь начать делать первые шаги.

Любое качество, даже такое как уверенность, вполне реально в себе выработать. А начинать лучше с познания себя, доверия к своим чувствам, истинным желаниям. Потому что осознание своей сущности, своих способностей и жизненных ценностей станет первым шагом на пути к уверенности в себе.

Получайте новые статьи прямо себе на почту.Заполните форму.

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

Самооценка серьезно влияет на нашу жизнь, а точнее на становление личности и ощущение счастья. Человек не станет счастливым, если он имеет уверенности в себе, или у него заниженная самооценка. Разве получится радоваться жизни, когда вас постоянно преследует чувство вины и недовольство своей личностью?

Влияние самооценки на жизнь

Самооценкой называется метод личностного восприятия, своих недостатков и достоинств. Если она на отрицательной отметке – это путь к депрессивным состояниям, мы за это платим подавленным состоянием, апатией, нежеланием радоваться. А если на завышенной, то это приводит к эйфории с фантастическими планами, завышенными требованиями и разочарованиями. Влияние самооценки прослеживается во всех сферах жизни:

Самооценка может помочь реализовать планы, а может разрушить. В любом случае, необходим баланс. Завышенное самомнение не приносит пользы.

  • карьера. Сложно представить карьерный рост, если человек стесняется говорить о собственных ожиданиях;
  • самореализация. У людей с низкой самооценкой возникают вопросы типа: «Разве я достоин? Откуда у меня умения для этого?»;
  • сексуальность и любовь: «Такой серой мышке недоступна истинная любовь»;
  • отношения. Люди думают, что они делают много, или наоборот, хотят слишком мало.

При желании список продолжается долго, но итог один – самооценка влияет на всю нашу жизнь и качество.

Причины низкой самооценки

Причины человека ищут в детском возрасте. Негативные факторы копятся, они становятся причиной проблем в зрелом возрасте, сложностей во взаимоотношениях с людьми, неумению отыскать любимое дело, друзей.

Знакомой для каждого человека является ситуация в детстве, когда ребенок роняет тарелку или разбивает, а его тут же за это бранят взрослые и говорят обидные слова. Каждая взрослая личность была маленькой.

Если не брать во внимание самооценку, которая закладывается в детском возрасте, то существует другой опасный пример. У взрослой личности самооценка может в один момент упасть «ниже плинтуса». Основанием для такого случая служат негативные события в жизни: финансовые потери, увольнение, несостоятельность долгий период времени. Но не одна действительность оказывает влияние на самооценку человека, к серьезным факторам относится тип темперамента. и сангвиники не страдают заниженной самооценкой, у них в этом стабильность. А вот холерики страдают от скачков самомнения.

Как повысить самооценку

Итак, вы уверены в вашей заниженной самооценке. Отлично, что вы это заметили и признали, интересуетесь, как повысить самооценку. Дорога это нелегкая, но поможет вам изменить собственную жизнь и внутренний мир. Окружающее откроется для вас заново, вы получите то, что заслуживаете. Вы не представляете, сколько интересного и замечательного недоступно только из-за того, что не уверены в своих силах.

Для начала осознайте собственные плюсы и минусы. Убедитесь, в своих положительных качествах, сильных чертах характера, которые получат позитивные оценки и уважение.

Попробуйте сыграть в несложную игру с самим собой: ежедневно необходимо делать 3 вещи, приносящие удовлетворение, составлять планы, реализовывать их, жить с хорошим настроением. На начальных этапах, возможно, вам потребуется содействие психолога, но не дайте заниженной самооценке стать помехой и запретить вам обратиться за помощью. Вы должны превозмочь себя, тогда фортуна повернется к вам, все вокруг наполнится ярким светом и теплом.

Вспомните все свои удачи, успешные дела и проекты. Закрепите это чувство, не бойтесь испытать его вновь. Поймите причину неудач, не стоит считать, что вам недоступны серьезные достижения и блага. Непременно найдите человека, который будет искреннее радоваться вашим даже маленьким успехам. Им станут ваши родители, вторая половинка, верный друг.

Выделите собственные достоинства, определите недостатки. Не зацикливайтесь на последних, ведь для повышения самооценки важно понять, что вы достойны лучшего и можете достичь в жизни высот.

Если вы видите, что близкий вам человек страдает от такой проблемы, то важно оказать поддержку. Не жалейте времени на разговоры, выслушайте и поймите его мысли, хвалите за все достижения, не критикуйте его и не сравнивайте с другими. Останьтесь истинным близким другом. Люди, у которых есть любящие друзья, никогда не страдают от заниженной самооценки.

Но прежде чем начинать бороться за поднятие самооценки других людей, задумайтесь – какая у вас цель? Понимаете ли вы до конца, как изменится человек? Какая у вас мотивация – спасти планету или оказать помощь человеку? Вы будете отвечать за все события, иногда случается ситуация, когда человек не оценивает усилия, направленные на него.