Географическое положение (гп) страны. Что значит "географическое положение"

Российская Федерация – самая большая по площади страна земного шара. Территория России занимает площадь около 17,1 миллиона квадратных километров. Расположена Россия на материке Евразия. Она занимает и восточную, и западную части континента. Преимущественно территория нашей страны находится на северной и северо-восточной области материка. Около 30% территории Российской Федерации располагается в Европе, а около 70% – в Азии. На севере крайней материковой точкой страны является мыс Челюскина, расположенный на полуострове Таймыр. Крайней островной точкой является мыс Флигели, находящийся на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа. Южным рубежом материка является точка, расположенная на гребне главного Кавказского хребта (41°12` северной широты) Этот участок является границей Дагестана и Азербайджана. Географическое положение России, размеры территории, государственные границы. Особенности географического положения России Физико-географическое положение России Экономико-географическое положение России Размеры территории России Транспортно-географическое положение России в мире На западе рубежной точкой является конечность на Песчаной косе, расположенная в водах Балтийского моря, недалеко от Калининграда. На востоке крайней точкой, относящейся к материку, является мыс Дежнева. Данный мыс находится на Чукотке. Самая крайняя точка, относящаяся к островам, расположена на острове Ротманова. Этот остров находится в Беринговом море, недалеко от границы с Америкой. Территория России имеет большую протяженность с запада на восток. Вследствие этого наблюдается большая разница во времени. В России выделяется 10 часовых поясов. Деление на часовые пояса происходит по-разному в зависимости от численности населенного пункта. Границы часовых поясов морей и районов с небольшой плотностью населения определяют по меридианам. В районах с большой плотностью населения эти границы определяются по административным субъектам федерации.

Границы Российской Федерации простираются на 60 тысяч км, из которых 40 тысяч принадлежат морским границам. Водная граница расположена на расстоянии 22,7 км от суши. В морских водах, простирающихся на 370 км от побережья, находится морская экономическая зона России. Здесь разрешается присутствие судов всех государств, но право на добычу различных природных ресурсов есть только у нашей страны. Российская Федерация принадлежит к ряду мировых морских держав. Морские границы нашей страны проходят по водным бассейнам трех океанов. На севере морские границы Российской Федерации расположены по морям, принадлежащим Северному Ледовитому океану. Всего на севере находятся пять морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Передвижение судов по просторам этих морей затруднено, в связи с дрейфующими льдами, которые присутствуют в арктических морях весь год. Территория, расположенная от северного побережья нашей страны до Северного полюса, является нашим сектором Арктики. В пределах этого пространства все острова (за исключением немногих островов архипелага Шпицберген) относятся к Российской Федерации. В восточной части России границы располагаются по водам Тихого океана и морей тихоокеанского бассейна. Япония и США – два государства, расположенные очень близко к морской дальневосточной границе России. От территорий Японии Россию отделяет пролив Лаперуза. Он расположен в Японском море между островом Сахалин и островом Хоккайдо. На западе морская граница расположена в водах Балтийского моря. Через эти водные просторы Россия связана с рядом европейских стран: Швецией, Польшей, Германией и государствами Прибалтики. Способствует установлению прочных экономических отношений тот факт, что хорошо развит морской транспорт в Балтийском море. Юго-западная морская граница России расположена в водах Азовского, Каспийского и Черного морей. Эти водные границы отделяют Россию от Украины, Грузии, Болгарии, Турции и Румынии. Благодаря Черному морю, Россия имеет выход в Средиземное море. Наряду с протяженными морскими границами Россия имеет достаточно большую сухопутную границу. Сухопутная граница отделяет Россию от 14 стран и простирается на 1605 км. 990 км границы приходится на страны Балтии, а 615 км – на Азербайджан и Грузию. Россия имеет сухопутные границы с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией, Норвегией и Корейской Народной Демократической Республикой. Вдоль пограничной линии расположены заставы и таможни. После распада СССР уменьшилась протяженность границы с Польшей. В настоящее время только Калининградская область связана с этой западноевропейской страной. Произошли изменения и в границе с Китаем, она уменьшилась в два раза. Границы с Норвегией и Финляндией оговорены в международном соглашении. Специальные таможни следят за тем, чтобы эти границы не нарушались. Переход границы здесь осуществляется при предъявлении специальных документов. Границы со странами СНГ (Союзом независимых государств) в большей или меньшей мере условны. В настоящее время нет специальных договоров, где были бы четко оговорены эти границы. Российские пограничные войска следят за безопасностью границ многих стран бывшего СССР. В настоящее время ряд стран высказывает различные претензии по изменению российских границ. Претендуют на земли нашей страны Япония, Эстония, Латвия и Финляндия. Япония желает присоединить к территории своей страны несколько Курильских островов (Кунашир, Шикотан, Хабошан, и Итуруп). Эстония претендует на Печорский район, Латвия – на Пыталовский район. Финляндию интересуют земли Карелии. Вышеперечисленные страны высказывают свои претензии как на официальном, так и на неофициальном уровнях.

географическое положение

положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по отношению к природным объектам и к экономико-географическим объектам. Географическое положение в экономической географии - категория историческая.

Географическое положение

положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в физической географии ≈ их положение в отношении физико-географических объектов (материков, гор. океанов, морей, рек, озёр и т.д.). В экономической и политической географии под Г. п. понимают положение страны, района, населённого пункта и иных объектов по отношению к др. экономико-географическим (включая пути сообщения, рынки, хозяйственным центры и т.д.) и физико-географическим объектам, а также положение страны относительно др. государств и их групп. Г. п. является одним из условий развития стран, районов, городов и др. населённых пунктов. Практическое значение Г. п. изменяется в различных социально-экономических формациях.

Википедия

Географическое положение

Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой». Обычно отражает геопространственное отношение определенного объекта к внешней среде, элементы которой имеют или могут иметь на него существенное влияние. В общественной географии положение обычно определяется в двухмерном пространстве. В физической географии непременно учитывается и третье изменение - абсолютная или относительная высота расположения объектов.

Понятие географическое положение является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его…, но и объясняет некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением. Таким образом географическое положение:

  • является индивидуализирующим фактором, поскольку определяет многие свойства географического объекта;
  • имеет исторический характер, поскольку изменяется с течением времени;
  • имеет потенциальный характер, поскольку одно лишь положение не является достаточным условием соответствующего развития объекта;
  • имеет тесные связи с конфигурацией территории и её границами.

В рамках теоретической географии Б. Б. Родоман сформулировал «позиционный принцип» , означающий зависимость свойств объекта от его местоположения, и «принцип позиционного давления» , означающий силу, которая заставляет объект переместиться, если он имеет неоптимальное для его функционирования положение. Американский географ В. Бунге предложил «правило смещения» , означающее изменение географического положения потоков при их перенапряжении в существующем канале. Например: русла рек, жерла вулканов, автострады, морские порты. Ю. К. Ефремов предложил даже особый тип карт - карты географического положения. Однако Л. В. Смирнягин считает, что в современном мире, как и в географии, всё бо́льшую роль играет характеристика самого места по сравнению с его местоположением

Различают следующие виды географического положения:

  • математико-географическое
  • физико-географическое;
  • экономико-географическое;
  • политико-географическое;
  • геополитическое;
  • военно-географическое;
  • эколого-географическое;
  • культурно-географическое;

и другие.

По масштабам выделяют:

  • макроположение
  • мезоположение
  • микроположение

По системе координат выделяют:

  • абсолютное;
  • относительное;
    • математическое («3 мили севернее Сиэтла»);
    • функциональное.

В расширенной интерпретации географическое положение может включать также отношение площадного объекта в целом к данностям, лежащим внутри него. Такое географическое положение может именоваться, например, «интроспективным» (от, intro - внутрь + spicere - смотреть). Например, при оценке роли внутренних приграничных районов в приоритетности направлений внешней политики, при оценке геокриминогенного положения территории, при анализе транспортно-географического положения, при исследовании изменчивого ареала по отношению к стациям переживания, лингвистического ареала по отношению к диалектному центру и т. п. Такой подход позволяет разрешить и коллизию с определением взаимного географического положения пересекающихся объектов.



Билет № 4

1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России (привести примеры).

Географическое положение – это показатель взаиморасположения на земной поверхности географических объектов различных типов – одна из основных категорий географии. Географическое положение может меняться во времени под влиянием разных факторов, как природных, так и политико-экономических.

Выделяют несколько видов географического положения.

1. Природно-географическое (физико-географическое). Это характеристика местоположения рассматриваемого объекта в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д.

2. Математико-географическое позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

3. Политико-географическое – по отношению к соседним странам с их столицами, к политическим группировкам стран, например к Европейскому Союзу.

4. Экономико-географическое определяет положение объекта среди разных антропогенных объектов, выполняющих определенные экономические функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).

5. Транспортно-географическое оценивает обеспеченность объекта транспортными и коммуникационными возможностями хозяйственных связей (автомобильные и железные дороги, морские и речные пути, авиатрассы, нефте– и газопроводы, оптико-волоконные линии связи и ЛЭП, аэропорты, морские и речные порты и т. д.).

6. Военно-географическое устанавливает степень отношения к объектам, имеющим военно-стратегическое значение (военные базы, группировки войск, ядерные объекты, шахты баллистических ракет, предприятия, производящие ядерное оружие), к предприятиям ВПК, а также по отношению к военно-политическим группировкам стран (НАТО).

7. Эколого-географическое характеризует фон экологической безопасности местоположения объекта к местам, имеющим экологические проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения (Чернобыль), а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).

Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России.

Большая протяженность России с запада на восток и с севера на юг, особенности рельефа предопределяют разнообразие природных ландшафтов (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни).

Тундра. Суровые, холодные климатические условия (низкие среднегодовые температуры воздуха), продолжительная зима – снежный покров держится 7-9 месяцев, короткий летний период (2 месяца) и соответственно короткий вегетационный период. Наличие многолетней мерзлоты, избыточное увлажнение – высокая заболоченность территории, неплодородные тундрово-глеевые почвы. Большие открытые пространства с сильными ветрами. Существующие природно-климатические условия неблагоприятны для человека. В результате районы характеризуются низкой плотностью населения, относительным преобладанием городского населения. Сложился особый тип хозяйства, главная специализация которого – эксплуатация природных ресурсов Крайнего Севера (добыча газа, меди, никеля и т. д.) и оленеводство.

Степь – основной земледельческий район России в силу благоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условий (плодородная почва – черноземы, длительный вегетационный период). Это зона наиболее развитого животноводства (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Развита пищевая промышленность. Преобладает сельское население. Значительно высокая плотность населения.

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс – это группа отраслей, связанная с производством и распределением энергии. Включает добычу различных видов топлива и его транспорт, получение электроэнергии и ее транспорт. В последнее время добыча топлива и производство энергии становятся дорогими, отмечается рост затрат на транспортировку топлива и энергии. Развитие энергетики: разведка и разработка месторождений, строительство новых перерабатывающих предприятий и трубопроводов оказывают все большее отрицательное воздействие на окружающую среду, особенно в районах Крайнего Севера.

В состав топливной промышленности входят три основные отрасли – угольная, нефтяная и газовая.

Среди топливных ресурсов страны в разведанных геологических запасах на долю угля приходится более 90%.

На базе добычи горючих полезных ископаемых формируются территориально-производственные комплексы (ТПК) страны – Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский топливно-энергетический (КАТЭК), Южно-Якутский.

Добыча коксующегося и энергетического каменного угля сосредоточена главным образом в Западной Сибири (Кузнецкий бассейн), на Севере (Печорский бассейн) и на Северном Кавказе (российская часть Донбасса). Главным районом страны по добыче бурого угля является Восточная Сибирь (Канско-Ачинский бассейн). За последние годы добыча угля уменьшилась, что вызвано сокращением производственных мощностей и ростом тарифов на железнодорожном транспорте.

По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Крупнейший нефтедобывающий регион – Западная Сибирь (70%), далее следуют Урал и Поволжье. Примерно 70% континентального шельфа страны перспективны с точки зрения нефтегазоносности. Для обширных северных территорий России передача нефти по нефтепроводам является более экономичной, чем морские перевозки танкерами. Крупнейший узел сосредоточения трубопроводов – Западная Сибирь, основные потоки нефти идут на запад.

В последние годы добыча нефти снижается. Причинами являются сокращение запасов на разрабатываемых месторождениях, недостаточность геолого-разведочных работ, износ оборудования, отсутствие современной добывающей техники, позволяющей рационально отрабатывать месторождения. Сокращение добычи нефти привело к тому, что в общей добыче топлива доля нефти уменьшилась и на первое место вышел природный газ (37% и 48% соответственно).

Продукция газовой промышленности является сырьем для химической промышленности и топливом.

В настоящее время 3/5 всей российской газодобычи приходится на месторождения Западной Сибири, крупнейшие из которых Заполярное, Медвежье, Уренгой, Ямбург. Ведущими районами по добыче природного газа являются – ЗападноСибирский (более 90%), Уральский (около 7%), Поволжский (1%). На долю Западно-Сибирского района приходится более 30% всей продукции топливной промышленности, Уральского -13%, Поволжского -11% и Центрального – 10%.

Топливно-энергетический и потребительский факторы являются главными при размещении электростанций. Основная часть электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (3/4), на гидравлических и атомных.

Среди тепловых электростанций различают теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и конденсационные (КЭС). По виду используемой энергии тепловые электростанции подразделяются на работающие на традиционном органическом топливе, атомные и геотермические; по характеру обслуживания населения – на районные (ГРЭС – государственные районные электростанции) и центральные.

Традиционное топливо для тепловых электростанций (ТЭС) – уголь (более 50%), нефтепродукты (мазут) и природный газ (более 40%), торф и горючие сланцы (5%).

ТЭС характеризуются свободным размещением, выработкой электроэнергии без сезонных колебаний, сравнительно быстрым и недорогим строительством. Мощность крупнейших тепловых электростанций (ТЭС) – более 2 млн кВт. Фактор размещения ТЭС – потребительский, т. к. радиус транспортировки одного из видов ее продукции (горячей воды) – максимум 12 км.

Атомные электростанции размещаются с учетом потребительского фактора. Первая в мире атомная электростанция была построена в СССР в 1954 г. (Обнинская АЭС, мощность 5 МВт). В настоящее время на территории страны работают Калининская, Смоленская, Ленинградская, Кольская, Курская, Нововоронежская, Балаковская, Белоярская и Билибинская АТС. После чернобыльской катастрофы приостановлено строительство Татарской, Башкирской, Краснодарской АЭС. В ближайшие годы должны выводится из эксплуатации блоки многих электростанций страны, т. к. доля затрат на добычу урана в ядерном топливном цикле примерно 2%, а на переработку и захоронение отходов расходуется около 3/4.

Геотермальные электростанции (ГТЭС) технологически похожи на теплоэлектроцентрали, фактор их размещения – топливно-энергетический. Единственная работающая ГТЭС в стране – Паужетская на Камчатке.

Для гидроэлектростанций характерна простота в управлении, высокий коэффициент полезного действия, выработка сравнительно дешевой электроэнергии.

Крупнейшие гидравлические электростанции страны входят в состав двух каскадов – Ангаро-Енисейского (суммарной мощностью 22 млн кВт) и Волжско-Камского (11,5 млн кВт). Самой мощной гидроэлектростанцией в России является Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт).

Приливные электростанции (ПЭС) работают на приливной и отливной фазах изменения уровня океана. Единственная в стране приливная электростанция – Кислогубская (400 кВт) на побережье Баренцева моря. Перспективные регионы для сооружения ПЭС являются акватории Белого (проектируется Мезенская ПЭС мощностью 10 млн кВт) и Охотского (проектируется Тугурская ПЭС) морей.

Практически все электростанции нашей страны входят в состав Единой энергосистемы (ЕЭС) России, исключением являются электростанции Дальнего Востока.

По выработке электроэнергии лидирует Центральный район (23%), далее идут Уральский (12%), Восточно-Сибирский и Северо-Кавказский (по 11%).

Электроэнергетика является отраслью специализации для Центрального, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Центрально-Черноземного, Северо-Западного и Северного экономических районов.

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.

Алгоритм определения по топографической карте направлений.

1. На карте отмечаем точку, в которой находимся, и точку, на которую нужно определить направление (азимут).

2. Соединяем эти две точки.

3. Через точку, в которой мы находимся, проводим прямую линию: север – юг.

4. С помощью транспортира измеряем угол между линией «север – юг» и направлением на искомый объект. Азимут отсчитывается от направления на север по часовой стрелке.

Алгоритм определения по топографической карте расстояний.

1. Измеряем расстояние между заданными точками с помощью линейки.

2. Полученные значения (в см) с помощью именованного масштаба переводим в расстояние на местности. Например, расстояние между точками на карте равно 10 см, а масштаб: в 1 см – 5 км. Перемножаем эти две цифры и получаем искомый результат: 50 км – расстояние на местности.

3. При измерении расстояний можно использовать циркуль-измеритель, но тогда место именованного масштаба займет линейный масштаб. В этом случае наша задача упрощается, можно сразу определить искомое расстояние на местности.

Положение любой точки на земном шаре может быть определено с помощью географических координат - для этого они и созданы. Но даже сами координаты различны: широта, хотя и весьма приблизительно, говорит о температурном режиме места (можно с уверенностью утверждать, что на 10-15° широты теплее, чем на 75-80°); но и на одной широте природные условия могут быть весьма различны. Долгота же сама по себе не несет никакой информации, если мы не знаем, что расположено вокруг рассматриваемого нами места, тем более, что для отсчета долготы в принципе можно принять в качестве начального любой меридиан. Поэтому понятие географического положения выходит далеко за пределы характеристики положения объекта по координатам.

Географическое положение - это положение любого географического объекта на земной

поверхности по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Географическое положение - важная характеристика объекта, так как в значительной мере дает представление о его природных и социально-экономических особенностях.

Чтобы определить географическое положение любого географического объекта, нужно, прежде всего, решить вопрос - для чего это делается?

Мы характеризуем географическое положение Москвы, чтобы определить, чем обусловлен климат города. В этом случае важно, прежде всего, то, на какой широте расположена Москва. 56° широты - это умеренный пояс освещенности, почти на всем земном шаре также умеренные тепловой и климатический пояса. На этих широтах преобладают западные ветры. Город находится посреди обширной равнины на довольно большом (1000-1500 км) расстоянии от морей, но равнина открыта ветрам всех направлений - преобладающим западным, влажным, со стороны сравнительно теплого Атлантического океана, холодным северным, со стороны Северного Ледовитого океана, менее частым, сухим из Средней Азии. Положение Москвы среди большого массива суши делает климат континентальным, но свободный доступ воздуха с Атлантики эту континентальность смягчает.

Чтобы охарактеризовать географическое положение Москвы как столицы России, крупного промышленного и культурного центра, нужно также обратить внимание на ее положение в центре равнины, но здесь на первое место выходит гидрографическая сеть - судоходные реки и места, где в старину можно было волоком переправиться из одного речного бассейна в другой. Благоприятным было в старину и положение в лесной зоне, менее доступное для кочевников с юга, чем, например, у Киева. Москва стала центром, вокруг которого сформировалось Русское государство в конце ордынского владычества и после его свержения. Дороги соединили Москву со многими городами, Москва стала крупным транспортным узлом. В дальнейшем уже сама дорожная сеть стала важным фактором географического положения, способствовавшим развитию города. Она особенно важна потому, что вблизи города нет существенных сырьевых и энергетических природных ресурсов, многое приходится доставлять из дальних мест.

В первом случае мы рассмотрели физико-географическое положение города (при этом с узкой целью - только для объяснения его климата), во втором - экономико-географическое.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это все пространственные отношения предприятия, населенного пункта, района, страны, группы стран к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП любого объекта может оцениваться как благоприятное, способствующее экономическому развитию объекта, и неблагоприятное - препятствующее ему. ЭГП - понятие историческое, в ходе изменения самого экономического объекта и объектов, связанных с ним, оно может стать более благоприятным, чем было раньше, или менее благоприятным.

ЭГП города может улучшиться, если к нему провели дорогу; оно может ухудшиться, если проводят дорогу в обход этого города, и пути, ранее проходившие через него, теперь идут стороной.

ЭГП улучшится, если возле города открыли месторождение полезного ископаемого, ухудшится, если всё месторождение выработали, а никаких других существенных производств в городе нет.

ЭГП страны может ухудшиться, если ее границу, через которую прежде был свободный проход, по каким-то политическим причинам закрывают.

Рассмотрим в качестве примеров экономико-географичсекое положение нескольких государств и городов.

Великобритания , островное государство в Западной Европе. Страна расположена на острове Великобритания и занимает также север острова Ирландия, поэтому полное название государства – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Остров Великобритания отделен от континентальной Европы проливом Ла-Манш, имеющим в самой узкой части (пролив Па-де-Кале) ширину 32 км. Близость к континенту вначале была причиной того, что сюда распространились римские завоевания (I в. до н.э), а затем завоевания норманнов (1066 г.). Но затем, с укреплением государства, островное положение стало выгодным: с XI в. ни одна попытка иностранного вторжения на территорию Великобритании не была успешной. В то же время, обладая множеством хороших естественных гаваней, Великобритания стала мореходной державой, имеет мощный флот, вела и ведет морскую торговлю со всем миром. Британский военный флот долгое время считался лучшим в мире. Островное положение помогает стране сохранять известную самобытность даже в условиях глобализации, в то же время небольшое расстояние, отделяющее ее от континентальной Европы позволяет поддерживать с ней очень тесные связи; сейчас под проливом Па-де-Кале между Великобританией и Францией создан тоннель, по нему проходит сухопутный транспорт.

Панама , государство в Центральной Америке, в самой узкой части перешейка, соединяющего Северную Америку с Южной. Казалось бы, положение очень выгодное: контроль над перешейком, контролирующим связь между материками. Но горный рельеф Центральной Америки и густая тропическая растительность препятствовали развитию здесь наземного транспорта, и никакого контроля над ним не получилось. Более важным для Панамы оказалось не то, какие географические объекты соединяет Панамский перешеек, на котором она расположена, а то, какие объекты он разделяет, - Тихий и Атлантический океаны. В 1914 г. был построен, а в 1920 г. официально открыт Панамский канал длиной несколько более 80 км, соединивший Карибское море Атлантического океана с Тихим океаном. Таким образом, Панама стала контролировать не еле заметный грузопоток по суше между континентами, а весьма мощный - между океанами, так как путь по каналу намного короче пути в обход Южной Америки с юга, и ЭГП Панамы сразу значительно улучшилось.

Сингапур , город-государство в Юго-Восточной Азии, близ крайней южной точки материка Евразии. Сингапур находится на одноименном острове близ южного окончания полуострова Малакка. Большинство судов на пути из Индийского океана в Тихий проходит по Малаккскому проливу (между о. Суматра и п-овом Малакка) и огибает Малакку с юга, так что миновать Сингапур очень трудно. Поэтому ЭГП острова и города следует считать исключительно выгодным. Почти вся торговля между Европой, Индией, странами Персидского залива, некоторыми странами Африки, с одной стороны, и Китаем, Японией, Южной Кореей, Дальним Востоком России, с другой, проходит этим путем. Поэтому Сингапур за последние десятилетия вышел на первое место среди портов всего мира по грузообороту. От материка Сингапур отделен узким проливом, через который переброшены мосты, так что возможна хорошая наземная связь с континентальной частью Малайзии и с Таиландом, но сухопутные связи Сингапура с другими материковыми странами невелики, так как дорожная сеть в Мьянме, Лаосе и Камбодже плохая.

Хабаровск, Владивосток, Магадан - в чем сходно и в чем различно их экономико-географическое положение? Все три города находятся на Дальнем Востоке России. Все три города - центры субъектов Российской Федерации (Владивосток и Хабаровск - краевые центры, Магадан - областной). Владивосток и Магадан - морские порты: Владивосток на Японском море, Магадан на Охотском.

Владивосток значительно (на 17° широты) южнее, поэтому может использоваться круглый год. Преимущество Владивостока состоит и в том, что к нему подходит железная дорога - он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. Окружающие Владивосток населенные пункты неплохо обеспечены наземным транспортом, а также расположены в пределах района с природными условиями, благоприятными для сельского хозяйства, а потому не нуждаются в том, чтобы морской порт их обслуживал. Владивосток в связи с этим ориентирован на внешнюю торговлю - экспорт и импорт.

Магаданская область имеет транспортную связь с остальной территорией России практически только через свой областной центр и в такой связи очень нуждается, потому что обеспечить себя продовольственными и многими другими ресурсами не может. Железных дорог в области нет, но от Магадана идет автомобильная дорога (Колымский тракт), на которой или вблизи которой расположено большинство населенных пунктов области. Поэтому Магаданский порт обслуживает, в основном, свою область, обеспечивая ее всем привозимым из других регионов России. Правда, от Колымского тракта идет автомобильная дорога на Якутск, но до самого Якутска железная дорога не доходит, поэтому возить что-либо в Магаданскую область через Якутск нет никакого резона.

Хабаровск, в отличие от Владивостока и Магадана, не стоит на морском побережье и, следовательно, морским портом не является. Он расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и большой реки Амур близ впадения в него Уссури. Хабаровск – важный речной порт, а фактически и железнодорожный узел: не в самом городе, но всего в 50 километрах от него от Транссиба отходит линия на Комсомольск-на-Амуре – Ванино –Советскую Гавань. Все это делает транспортное положение Хабаровска очень выгодным, так как Комсомольск - конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а Ванино и Советская Гавань - морские порты.

В военном отношении Владивосток и Хабаровск более уязвимы, так как находятся близ государственной границы, Магадан же - на Охотском море, берега которого полностью контролируются Россией.

(ГП) - положение географического объекта относительно поверхности Земли, по отношению к другим географическим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Выделяется физико- положение - положение по отношению , начальному меридиану, материкам, океанам и . Экономико-географическое - положение по отношению к основным районам и центрам экономики, мировым путям и - это оценка места страны или региона на , их положение по отношению к различным государствам, военным и экономическим союзам, к различным региональным конфликтам.

Географическое положение России

Российская Федерация - самая большая по площади страна мира. Её площадь составляет 17,1 млн. км2 По площади она сопоставима с целым материком - (17,4 млн. км2). расположена в трех полушариях - северном, большая часть в восточном и лишь крайние восточные точки в западном, на северо-востоке материка . Омывается водами трех океанов: на севере - , на востоке - . На западе и юго-западе имеет выход к морям . Крайняя северная точка страны - мыс Флигели на о. Рудольфа, на материке мыс Челюскин. Южная - гора Базардюзю (в Дагестане). Крайняя западная - мыс Песчаная коса близь г. , а восточная - в западном полушарии на о. Ратманова в проливе, материковая мыс Дежнёва.

Расстояние между северной и южной точкой - более 4 тыс. км., а между западной и восточной - около 10 тыс.км. Таким образом, большая часть России расположена в широтах, хотя северная часть страны находится в суровых арктических, а небольшой участок побережья - в субтропических широтах. Географическое положение нашей страны обуславливает значительную суровость природных условий: на более 64% территории страны распространена .

Общая протяженность границ почти 60 тыс.км., из них, 14,5 - сухопутные, а 44,5 - морские. На западе Россия граничит с , Эстонией, Латвией, Литвой, . На юго-западе - с ; на юге - с и , и ; на востоке морские границы с и . На севере выделяется Российский сектор , границы которого проведены по меридианам острова Ратманова и северной точки границы с Норвегией до северного полюса.

После распада СССР существенно изменилось геополитическое положение России.

По всему периметру сухопутных границ России образовались суверенные государства из числа бывших союзных республик, а границы с ними в большинстве случаев не оборудованы должным образом. СССР существовал в биполярном мире, в условиях противостояния двух экономических и военных блоков -