Функции теории государства и права. Обычно выделяют:С помощью онтологической функции (онтология – учение о бытии) ТГП. Задачи и функции теории государства и права Пример познавательной функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс.

1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онто­логия –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выпол­няя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоя­щее время, какова их судьба и т.д.

2) Гносеологическая функция . Гносеология, или теория по­знания, нацелена на изучение природы познания, его отно­шения к реальности и т.д. Теория государства и права, вы­рабатывая теоретические конструкции и приемы, тем са­мым способствует развитию правового познания.

Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.

В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.

Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.

3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

4) Эвристическая функция . Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государ­ственно-правовых явлений, а открывает новые закономер­ности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

5) Методологическая функция . Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отноше­нию к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретичес­кую и логическую целостность. Обобщая государственно-пра­вовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «не­сущими конструкциями» отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

6) Политико-управленческая функция . Государство и пра­во всегда были и будут фокусом политической борьбы, ост­рых политических дискуссий. Термин «политика» в перево­де с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

7) Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

8) Идеологическая функция . Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

9) Практически-организаторская функция . Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие. На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.

12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.

Выявим основные функции теории государства и права , которые раскрывают сущность данной науки.

Теория государства и права является самостоятельной областью знаний и выполняет ряд специфических функций , то есть имеет самостоятельные направления в исследовательской деятельности.

К функциям теории государства и права следует отнести:

Гносеологическая функция;

Методологическая функция;

Социальная функция;

Прогностическая функция;

Идеологическая функция.

Гносеологическая функция предполагает познание и объяснение сущности, содержания и форм государства и права, а также иных, органично связанных с государством и правом явлений.

Методологическая функция предполагает, что система методов познания, разрабатываемых в теории государства и права, используется иными отраслевыми юридическими науками.

Социальная (прикладная) функция предполагает, что знания, полученные теорией государства и права, используются для выработки прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов.

Иногда в юридической литературе эту социальную функцию теории государства и права именуют прогностической . Данная функция может включать как критическое, так и поддерживающее содержание по отношению к различным сторонам конкретных государств и правовых систем.

Большое значение имеет идеологическая функция теории государства и права. Долгое время отечественная теория государства и права превозносила марксистско-ленинское понимание государственных и правовых явлений, переоценивая при этом роль государства.

В современной теории государства и права идеологическая функция заключается в ином: утверждаются общедемократические и гуманистические идеалы. Только на указанном пути можно получить нового научного уровня познания и объяснения государства и права, реализации ее истинной идеологической функции.

На современном этапе произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в процессе функционирования государства и права. Сформированы новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому осмыслены государства с рыночной экономикой и либеральными принципами. Оформлены новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности.

Современная отечественная юриспруденция учитывает, что помимо марксистско-ленинских взглядов на государство и право существуют и немарксистские теории . Они имеют разное содержание, используют различную методологию, делают разные выводы о государственно-правовых явлениях и процессах. Их перечень достаточно широк. Например, в отношении функционирования и развития права можно назвать следующие концепции: психологическая, социологическая, нормативистская, нравственная. Возникновение права объясняли в рамках следующих направлений: теологическая концепция, историческая школа права, позитивизм и т.д.

Современная теория государства и права должна извлечь из оформленных теорий все то полезное, что они содержат, что помогает глубже уяснить природу таких сложных социальных институтов, как государство и право. При этом наряду с обновлением должна присутствовать и определенная преемственность в развитии государственно-правовой мысли.

Функции науки ТГП - это основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки.

Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки.

Понятие «функция» применительно к теоретической системе даёт описание, характеристику именно её требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки ТГП следует отличать от её реального фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Они характеризуют её роль в системе юридических наук.

Функции ТГП как науки:

1. Гносеологическая (познавательная) функция. Она заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На основе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития.

2. Онтологическая функция. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономер-ности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования.

3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной эко-номики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на основе глубокого проникновения в их сущность.

4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию.

5. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, ис-тинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез.


6. Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная по-зиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение - система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Она участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о её мировоззренческой роли.

7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику - правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

8. Воспитательная . К её содержанию относится, в частности, обучающее начало данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. ТГП должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.

Нaиболее знaчимыми для хaрaктеристики нaуки ТГП являются пять функций: гносеологическaя (познaвaтельнaя), прaктико-оргaнизaционнaя, идеологическaя, прогностическaя и методологическaя.

Гносеологическaя функция вырaжaется в том, что ТГП осуществляет познaние окружaющего мирa. Онa познaет госудaрство, прaво и другие госудaрственные и прaвовые явления, получaет о них необходимые знaния, объясняет их с нaучных позиций.

Прaктико-оргaнизaционнaя функция (или прaксеологическaя) вырaжaется в том, что ТГП должнa обслуживaть прaктику. Онa вырaбaтывaет рекомендaции, нaпрaвленные нa совершенствовaние госудaрственно-прaвового строительствa, зaконодaтельствa, юридической прaктики.

Идеологическaя функция ТГП хaрaктеризуется тем, что этa нaукa aккумулирует рaзличные идеи, взгляды, предстaвления о госудaрстве и прaве, вырaбaтывaет определенные идеологические ориентиры, связaнные с объяснением госудaрственно-прaвовых явлений.

Прогностическaя функция состоит в том, что ТГП прогнозирует будущее госудaрственно-прaвовых явлений. Выявляя зaкономерности их рaзвития, теория госудaрствa и прaвa способнa дaвaть прогнозы кaк нa ближaйшее будущее, тaк и нa перспективу в виде нaучных гипотез.

Методологическaя функция ТГП вырaжaется в том, что этa нaукa выступaет в кaчестве своеобрaзной методологической основы для всех других юридических нaук: онa исследует методологические вопросы всей юридической нaуки, формируя основные подходы в познaнии госудaрственно-прaвовых явлений, т. е. выступaет для других юридических нaук в кaчестве философии госудaрствa и прaвa, a тaкже кaк нaиболее общaя нaукa в системе юридических дисциплин, онa вырaбaтывaет основополaгaющие госудaрственно-прaвовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими нaукaми в кaчестве бaзовых при исследовaнии своих предметов.

Понятие и признаки государства.

Сущ-ет много различных точек зрения на понятие гос-ва. Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в социально-дифференцированном обществе, имеющая специальный аппарат принуждения, издающая законы, собирающая налоги.

Это единая организация суверенной, публичной, политической власти, которая посредством аппарата управления и принуждения и на основе правовых средств обеспечивает регулирование общественных отношений на строго определенной территории и собирает налоги.

Госудaрство отличaется от других оргaнизaций, входящих в политическую систему обществa, рядом существенных признaков .

1) территориальная организация населения. - поверхность суши с границами, водные объекты в пределах гос.границы, территориальные воды (12 миль от береговой линии), недра, воздушное пространство, территории посольств и консульств, морские, воздушные и космические суда под флагом).

2) наличие публичной политической власти, располагающей спец.аппаратом управления и принуждения (спец.органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли – милиция, общественная безопасность и др.)

3) гос.суверенитет – это верховенство гос-й власти в нутри страны и независимость на международной арене..

3) институт гражданства (поддонства) гражданство – это устойчивая правовая связь м/д физ.лицом и гос-вом, кот.-я выражается во взаимных правах и обязанностях подданство-устойчивая правовая связь м/д физ.лицом и гос-вом при кот-й у частного лица одни обязанности, а у публич.субъекта-права.

4)население-пост. Проживающие и граждане РФ.

5)возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

6)наличие государственных символов : флага, гимна, герба;

7)обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

8)распоряжение национальными ресурсами ;

9)наличие собственной финансовой и налоговой системы;

10)наличие связи с правом , так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

11)в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.