Что будет если сбил человека не на пешеходном переходе. Что будет, если сбил пешехода вне пешеходного перехода. Дтп с пешеходом возмещение ущерба

При столкновении автомобиля с человеком возникает дорожно-транспортное происшествие. В зависимости от степени нанесенного вреда гражданину или группе людей, а также вследствие несоблюдения ПДД, автолюбителю грозит гражданская, административная либо уголовная ответственность. Давайте рассмотрим, какая ответственность за сбитого пешехода вне пешеходного перехода грозит водителю, допустившему подобную ситуацию.

Как отмечалось ранее, выделяются следующие виды ответственности:

  • Гражданская ответственность;
    На основании  статьи 1079 Гражданского Кодекса РФ, вне зависимости от того, по чьей вине случилось ДТП, автомобилист обязуется оплатить все затраты на лечение, поврежденное имущество пострадавших и иные материальные утраты. Освободить от обязательств по возмещению вреда вправе лишь суд, если во время процесса владелец автомобиля докажет, что инцидент произошел в результате воздействия непреодолимой силы либо по злому умыслу потерпевшего.
  • Административная ответственность;
    Согласно  статье 12.24 КоАП РФ, если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе и потерпевший получил травмы средней тяжести, то автомобилисту, совершившему наезд, необходимо по решению суда произвести выплату штрафа в размере до двадцати пяти тысяч рублей. Дополнительно суд ограничит гражданина в правах на управление транспортным средством на срок до двух лет.
  • Уголовная ответственность;
    Уголовная ответственность наступает, если пешеход получил тяжелый вред здоровью или погиб. Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определит судебно-медицинская экспертиза. Также сотрудники полиции проводят специальную экспертизу, которая устанавливает, была ли возможность для водителя избежать наезд, и выявляет наличие технической неисправности автомобиля на момент инцидента. Согласно  статье 111 УК РФ, водителю грозит тюремное заключение до девяти лет.

Когда водитель сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность наступает только после проверки фактов происшествия. Если в результате экспертизы подтвердит полную невиновность автомобилиста, то гражданин не будет осужден.

Водителю, который сбил пешехода вне пешеходного перехода, необходимо принимать активное участие в фиксации обстоятельств происшествия. Важно подготовить подробное объяснение ситуации с описанием всех деталей произошедшего, а также изложить личную позицию по делу. Представить объяснение разрешается до вынесения приговора. Также не следует убирать автомобиль с места происшествия.

Не стоит оставлять подпись под документами без тщательного изучения. Необходимо уточнять непонятные юридические термины. Нередки ситуации, при которых автомобилисты совершают ошибки при подписании документов.

В случае наезда важно оперативно вызвать скорую помощь для пострадавшего и отыскать очевидцев произошедшего. До прибытия сотрудников ГАИ следует выставить аварийный знак и сфотографировать место ДТП с различных ракурсов. После необходимо проследить за процедурой заполнения протокола.

Я сбил пешехода, переходившего дорогу в неположенном месте. Теперь он требует с меня компенсацию морального вреда. У меня поврежден автомобиль. Должен ли я платить пешеходу моральный вред и возможен ли взаимозачет морального вреда и ущерба автомобилю?

  • Вопрос: №142 от: 2013-06-15.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Таким образом, при причинении вреда здоровью пешеходу у него возникает , связанный с его физическими и нравственными страданиями.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Ту же позицию занимает и Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10, в случае причинения вреда жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности ответственность за причинение морального вреда наступает независимо от вины причинителя вреда.

Другими словами, даже если в ДТП виноват пешеход, если он переходил дорогу в неположенном месте, водитель автомобиля, как источника повышенной опасности, обязан компенсировать моральный вред. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Поэтому, поскольку в ДТП виноват пешеход суд может снизить размер морального вреда. Вместе с этим, согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, пешеход обязан возместить Вам стоимость ремонта автомобиля. Согласно ст. 411 ГК РФ не допускается зачет требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" судам необходимо учитывать, что в силу статьи 411 ГК РФ не допускается зачет требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, с иными требованиями, в том числе с однородными.

Таким образом, Вы не можете зачесть вашу обязанность компенсации морального вреда и обязанность пешехода о возмещении ущерба автомобилю.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Рассмотрим такой вид ДТП, как наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Какие последствия ждут водителя и пешехода, попавшего под колеса.
Допустим, происходит наезд на пешехода, нарушающего ПДД – переходящего проезжую часть в неустановленном месте.

Для начала процитируем пункты ПДД, регламентирующие переход проезжей части пешеходами, а далее проанализируем ДТП с точки зрения Правил дорожного движения.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.


"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.


4. Обязанности пешеходов
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.


На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.


При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Ответственность за наезд на пешехода по Гражданскому Кодексу РФ

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Дтп с пешеходом возмещение ущерба

Выходит, по гражданскому кодексу водитель обязан возместить ущерб пешеходу независимо от того, виновен ли пешеход в ДТП или нет. При этом вред здоровью будет возмещаться в первую очередь за счет страховки ОСАГО, и только при превышении максимальной выплаты по вреду здоровью водитель будет оплачивать лечение из своего кармана.
Кроме того, подлежит возмещению и моральный вред, и даже потеря заработка вследствие утраты трудоспособности.

Условия, когда водитель не должен возмещать ущерб сбитому пешеходу

Два условия, при которых водитель освобождается от ответственности, нанесенной источником повышенной опасности, также приведены:
  • Если доказан умысел пострадавшего в ДТП
  • Если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы

Умысел пешехода можно доказать, если есть записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Нередки случаи, когда люди инсценируют наезд автомобилем, чтобы получить с водителя компенсацию «на месте».
Действие же непреодолимой силы – к примеру, когда автомобиль пропускал пешеходов на перекрестке, получил удар сзади от грузовика, и вылетел на переход, зацепив людей. Или автомобиль подхватил поток воды или порыв урагана, и кинул на пешеходов.
В этих случаях ответственности для водителя не будет.

Штраф за дтп для пешехода

Справедливости ради отметим, что пешехода, который в нарушение ПДД переходил дорогу, что привело к ДТП, можно привлечь к административной ответственности, хотя на возмещение вреда это никак не повлияет:

КоАП РФ, Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Гражданско-правовая ответственность пешехода

Особо отметим, что если транспортному средству был причинен вред, этот вред будет возмещать именно пешеход, виновный в ДТП. Это предусматривается ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ.

Гражданский Кодекс, статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судебная практика целиком и полностью на стороне водителя в этом вопросе, вот обзорный материал по решению Верховного суда РФ, которое является прецедентом для судов низших инстанций .

Подведем итог: ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в неположенном месте, не сулит водителю автомобиля ничего хорошего, несмотря на то, что виновен в ДТП целиком и полностью пешеход. Согласно Гражданскому Кодексу водитель средства повышенной опасности возмещает любой вред, причиненный при вождении.

Всем известно, что автомобиль - это опасный механизм, неумелое управление которым может привести к довольно серьёзным последствиям, травмам и даже к наезду на пешехода насмерть. Вопрос касается не только автовладельца, но и окружающих его людей, которые пересекают дорогу или дожидаются своего транспорта. Поэтому пешеходы всегда будут иметь преимущество перед наехавшим на них водителем, независимо от внешних факторов, дорожных знаков, .

Нюансы этого вида ДТП

Важно знать, что наездом на пешехода по закону считается , результатом которого является умышленный или случайный наезд автомобиля на человека. Возможна и другая ситуация, при которой сам человек натолкнулся (прыгнул, наскочил, бросился) на машину, что находилась в тот момент в движении.

Усугубляется эта ситуация совершением наезда на пешеходном переходе и сбивании пешехода насмерть. При подъезде к этому элементу дорожной разметки, каждый автовладелец должен удостовериться в отсутствии людей, которые уже начали переходить дорогу или только собираются, чтобы не сбить их насмерть. Вина за сбитого человека на пешеходном переходе всегда будет ложиться на водителя, независимо от обстоятельств этой аварии. Хотя сейчас возможны такие случаи, когда человек сам бросается под автомобиль, чтобы в дальнейшем получить денежную компенсацию от автовладельца. Человек, сидящий за рулём машины, может доказать свою невиновность лишь в том случае, если сможет предоставить видеодоказательства с камер слежения и регистратора. Также могут пригодиться показания свидетелей , которые иногда оказываются полезными именно автовладельцу, а не сбитому человеку, даже если насмерть.

Виды наказания

Наказание за сбитого пешехода представляется в трёх видах, каждый из которых будет рассмотрен детально. Но прежде чем мы приступим к обзору возможного наказания, которое грозит водителю за наезд на пешехода с причинением различной степени повреждений, в том числе и насмерть, стоит разобраться с некоторыми понятиями, они в дальнейшем будут часто встречаться.

Отдельного разъяснения требуют понятия лёгких и средних повреждений. За лёгкими повреждениями скрывается непродолжительное ухудшение состояния здоровья или незначительная потеря общей трудоспособности. В результате получения таких травм время нетрудоспособности не превышает трёх недель.

Повреждения средней тяжести влекут за собой расстройство здоровья, которое не заключает в себе , но при этом может наблюдаться утрата трудоспособности до 1/3 относительно КоАП (более трёх недель).

Что касается тяжёлых повреждений, то их степень определяется только согласно правилам судебно-медицинской экспертизы. Ну и четвёртый вид нанесённых повреждений - когда человека сбивают насмерть. Здесь особых разъяснений не требуется, все мы понимаем, что это значит.

Ответ на вопрос, который волнует многих - сбил человека на пешеходном переходе: что грозит, - скрывается именно в степени нанесённых повреждений.

Гражданская ответственность

Не зря мы начали рассматривать возможное наказание именно с гражданской ответственности, поскольку именно этот вид наказания является самым мягким и щадящим. Его суть заключается в причинении человеку вреда лёгкой степени автомобилем, который считается источником повышенной опасности. При этом автовладелец берёт на себя обязанность по возмещению потерпевшему лицу причинённого вреда в полном объёме:

  • моральная компенсация;
  • возможный заработок, который был упущен за время лечения;
  • оплата самого лечения.

Если человек сам виноват в аварии, которая случилась в результате его умышленных действий, то именно на пешехода возлагается гражданская ответственность и обязанность по уплате вреда, причинённого машине и водителю.

Административная ответственность

Более строгим является административное наказание. Оно регулируется статьёй 12.24 КоАП и может принимать различный вид:

  • при лёгких телесных повреждениях может быть наложен на нарушителя штраф в районе 2500–5000 рублей;
  • лишение прав грозит автовладельцу при сбивании человека и причинении ему лёгких повреждений сроком на год или полтора года;
  • при нанесении повреждений, которые относятся к средним, может быть наложен на водителя штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

Уголовная ответственность

Более сурового наказания, чем уголовное, для водителя, который наехал на человека на пешеходном переходе, не существует. За штрафы здесь уже никто не говорит, поскольку водителю грозит следующий набор наказаний:

  1. Причинение тяжких телесных повреждений повлечёт за собой выполнение принудительных работ на срок до 2 лет, ограничение свободы до 3 лет, арест до полугода, лишение свободы на 3 года. Лишать водителя прав или нет - решение суда, который может посчитать дополнительное наказание обязательным.
  2. Если пешеход был сбит насмерть, то мера наказания возрастает - принудительные работы могут длиться до 4 лет без права управлять авто до трёх лет, а лишение свободы применяется не на пять лет, как это было раньше, а уже на 7 лет. Сбив пешехода насмерть на переходе, водитель обязательно будет лишён удостоверения водителя, а вот на какой срок - решит суд.

Если водитель сбил насмерть не одного человека, а нескольких, то его ждёт тюремное заключение на более длительный срок.

Наезд был, а вред здоровью не причинён

Бывают такие случаи, когда в результате наезда человек не получил травм, а вред его здоровью не был причинён. В этом случае человеку, сидящему за рулём автомобиля, грозит только гражданская ответственность, которая ограничивается имущественным содержанием. Про административное и уголовное наказание не может идти речи. Хотя административное наказание может применяться ввиду нарушения правил дорожного движения, которые привели к наезду на человека.

Здесь можно сделать только один вывод - не нужно сбивать людей. А для этого требуется соблюдать правила дорожного движения и проявлять крайнюю осторожность в местах скопления людей и на пешеходных переходах.

Пешеход является таким же участником движения, как и автомобилист, что налагает ответственность за соблюдение единых для всех правил передвижения. Наиболее частым случаем с участием пешехода является наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Несмотря на то, что пешеход нарушил ПДД, мера воздействия на водителя будет также учитывать ряд сопутствующих обстоятельств.

Какая ответственность ждет водителя за наезд

Основное правило, которое должны помнить все без исключения пешеходы, касается пересечения проезжей части. Положения ПДД устанавливают перечень мест, где можно перейти дорогу, а также обстоятельства, при которых возможно пересечение. Нарушение данного порядка влечет за собой катастрофические последствия, включая серьезные травмы или смерть.

Признание вины за пешеходом не может полностью освободить водителя от последствий и ответственности перед законом:

  • административной;
  • гражданской;
  • уголовной.

Многое будет зависеть от обстоятельств нарушения и последующих действиях сторон.

В соответствии с КоАП РФ

В рамках административной ответственности, автомобилисту может быть выписан штраф в размере, определяемом по степени тяжести последствий для пешехода и нанесенному ущербу.

Пешеход вправе требовать:

  • возмещения морального ущерба;
  • компенсации за травмы и вред здоровью;

Свои требования пострадавший вправе направить иском в суд, при этом не исключая несение водителем гражданской ответственности за происшествие при стечении определенных обстоятельств.

По ГК РФ

В рамках гражданского суда возможно истребование компенсации за ущерб, нанесенный при наезде. Гражданская ответственность не предполагает применение при наличии смертельных исходов. Процедуры истребования компенсации согласуется с процессуальными особенностями гражданского суда.

ВНИМАНИЕ! Наиболее тяжкие последствия ждут при наличии смертельного исхода, если автомобилист сбил человека. Водитель привлекается по уголовной статье с более суровыми последствиями и наказаниями.

По УК РФ

При наезде, повлекшем смерть пешехода, автомобилист может понести уголовную ответственность с назначением судимости и лишение свободы до 7-9 лет.

Смертельные случаи предполагают виновность водителя, однако тяжесть наказания будет определяться судом, на основании:

  • представленных материалов дела;
  • поведения водителя в момент аварии и после нее;
  • наличия или отсутствия смягчающих обстоятельств.

ВАЖНО! Скрытие с места ДТП признается с серьезно отягчающим обстоятельствам, при которых назначают самое суровое наказание. При наезде на пешехода правоохранительные органы заводят дело о преступлении, совершенном по неосторожности.

При условии отсутствия отягчающих оснований, суд назначает следующие варианты уголовного наказания:

  • принудительные работы до 4 лет;
  • запрет вождения автомобиля до 36 месяцев;
  • тюремный срок – в среднем, около 5 лет.

В ситуации совершения наезда, повлекшего смерть 2 и более лиц, водителю, находившемуся в состоянии алкогольного опьянения, грозит лишение свободы до 9 лет с запретом вождения в течение 36 месяцев.

Параметры определения наказания

При любой ситуации, даже при невиновности автомобилиста, избежать наказания не удастся, если был установлен факт смерти пешехода, вне зависимости от степени его вины и состояния в момент пересечения дорожного полотна в неположенном месте.

При определении наказания учитываются факторы, что будут установлены в отношении происшествия на дороге:

  • при тяжких повреждениях назначается уголовная ответственность;
  • признать автомобилиста невиновным могут только в случае установления намеренности в действиях пешехода, когда избежать столкновения было невозможно;
  • сокрытие с места ДТП означает усугубление вины – человек, совершивший наезд, обязан остановиться и оказать первую помощь, ожидая дальнейшего разбирательства, в противном случае виновным признается водитель с дальнейшим наказанием не только за наезд, но и сокрытие с места аварии;
  • при определении наказания к водителю обязательно учитывают ту скорость, с которой он передвигался в момент столкновения с пешеходом, нарушение скоростных ограничений только усугубит положение водителя;
  • максимальная мера назначается в случаях, когда автомобилист совершил наезд под воздействием алкоголя или иных веществ;
  • при определении наказании суд учтет состояние автомобиля – исправность тормозов, рулевого управления, общая пригодность к эксплуатации согласно требований Техрегламента, возможность избежать аварии со стороны водителя и предпринятые им меры, исследуется тормозной путь.

На видео о последствиях наезда на пешехода

В любом случае, при смертельном исходе надеяться на отсутствие последствий не приходится, однако можно смягчить наказание, сведя его к минимуму путем корректного поведения при аварии, оказания первой помощи потерпевшему, принятия всех мер, чтобы избежать наезда.

Важно доказать при судебном разбирательстве, что никакие действия не смогли бы предотвратить происшествие, а водитель передвигался на авто в полном соответствии с законом, положениями ПДД, требованиями к автомобилю и водителю.