Основы нормативно – правовой системы России. Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации Российская правовая система относится к

Современная российская правовая система представляет собой совокупность норм права объединенных в институты, подотрасли и самостоятельные отрасли права, что характерно для романо­германской правовой семьи.

Особое место занимают международные договоры нормативного содержания, ратифицированные законода­тельными органами в установленном порядке. Основной функцио­нальный элемент системы - это отрасль права. Отрасль состоит из подотраслей и институтов права.

Институт права - это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих однородные общественные отношения внутри подот­расли или отрасли права.

Подотрасль права - это совокупность нормативно-правовых ак­тов регулирующих однородные общественные отношения внутри от­расли права.

Таким образом, выполняя одну и ту же функцию подотрасль права является более широким понятием, чем институт права.

Отрасль права - то это совокупность нормативно-правовых ак­тов регулирующих однородные общественные отношения внутри си­стемы права.

Систему Российской Федерации можно представить в виде пи­рамиды нормативно-правовых актов, являющихся источниками ин­ститутов, подотраслей и отраслей права, на вершине, которой нахо­
дится Конституция Российской Федерации, а в основании множество норм права, входящих в состав нормативно-правовых актов всех уровней. Правовая система делится на три уровня. Первый уровень - федеральный. Это верхняя часть пирамиды. На данном уровне распо­ложены: международные договоры нормативного содержания, Кон­ституция Российской Федерации, федеральные конституционные за­коны, подзаконные нормативные правовые акты - это указы Прези­дента и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Международные договоры являются источниками международ­ного права. Международное право - это совокупность правоотноше­ний с участием иностранных элементов и нормативных правовых ак­тов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделя­ют три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Национальное право.

Конституция Российской Федерации федеральные конституци­онные законы, объединены в отрасль - «Конституционное право». Они являются источниками Конституционного права. Указы Прези­дента и постановления Правительства, могут служить источниками Конституционного права, при условии если в них содержаться нормы, регулирующие общественные отношения входящие в данную отрасль. На этом же уровне расположены федеральные законы и подзаконные акты, являющиеся источниками различных отраслей права. К основ­ным отраслям, помимо Конституционного права относятся: граждан­ское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, адми­нистративное право, экологическое право, финансовое право.

Отрасли права делятся на публичные и частные. Публичные это такие отрасли, которые регулируют общественные отношения между субъектами права, одним из которых всегда является государство. Иными словами публичные отрасли стоят на страже государственных интересов в правовых отношениях между субъектами права. К публичным отраслям права, прежде всего, относят: конституцион­ное право, уголовное право, административное право, экологическое право и финансовое право.

Частные отрасли права регулируют общественные отношения между субъектами права, которые являются отдельными лицами.

Эти общественные отношения могу быть имущественными или личными не имущественными. К частным отраслям права, прежде всего, отно­сят: гражданское право, трудовое право, семейное право.

Большинство подотраслей и отраслей права кодифицированы. Любой кодекс по юридической силе приравнивается к федеральному закону. Федеральных законов значительно больше, чем федеральных конституционных законов, что позволяет строить систему права в ви­де пирамиды, на вершине которой расположена Конституция Россий­ской Федерации.

На третьем уровне расположены законы субъектов Российской Федерации. Для этих нормативных правовых актов характерно то, что они принимаются законодательными органами субъектов, действуют только на территории субъектов и относятся только к тем институтам отраслям и подотраслям права, которые находятся в ведении субъек­тов Российской Федерации, или преданы субъектам федеральными за­конодательными органами на основании соответствующих норматив­но-правовых актов.

Законодательные органы отдельных субъектов Российской Фе­дерации принимают свои Конституции. При этом основным требова­нием правовой системы является отсутствие противоречий между Конституцией Российской Федерации и Конституцией субъекта Рос­сийской Федерации.

На четвертом уровне расположены многочисленные локальные нормативные правовые акты. Этот уровень целесообразно разделить на четыре составные части.

Первая часть - это приказы, распоряжения и инструкции мини­стерств, ведомств, департаментов и агентств федерального уровня, действующие на территории всей страны.

Вторая часть - это приказы, распоряжения и инструкции мини­стерств, ведомств, департаментов и агентств субъектов Российской Федерации, действующие на территории конкретных субъектов.

Третья часть - это нормотворчество органов местного само­управления - постановления и распоряжения, действующие на терри­тории муниципальных образований.

Четвертая часть - это приказы, распоряжения и инструкции ру­ководителей организаций предприятий и учреждений, которые дей­ствую только на территории этих организаций предприятий и учре­ждений.

Все без исключения нормативно-правовые акты включают нор­мы права. Это самые многочисленные источники права, составляю­щие основание пирамиды российской правовой системы. Норму права называют элементарной частицей системы права, но и она делится на
три составные части. Первая часть - это гипотеза, вторая - диспози­ция, а третья - санкция.

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на круг лиц или те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права начинает действовать. Гипотеза является необходимым элементом структуры нормы права, который выступает условием обя­зательности диспозиции.

Диспозиция - это элемент нормы права, который предписывает правило поведения лицам - участникам правоотношений. Диспозиция является стержнем нормы права, ее сердцевиной, моделью правомер­ного поведения. В сочетании с гипотезой и санкцией диспозиция дей­ствует, проявляя свои регулирующие свойства.

Санкция - это логически завершающий норму права структур­ный элемент, содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, указанного в диспози­ции.

Некоторые ученые юристы утверждают, что с философской и социологической точек зрения санкция может нести только отрица­тельные, но и положительные последствия, для лиц - участников пра­воотношений. При этом положительные последствия могут возник­нуть только при условии социально полезного поведения участников.

Деление нормы права на три составных элемента впервые по­явилось в юридической литературе в 1940 году. Это был учебник по теории государства и права советского периода написанный правове­дами С.А. Голунским и М.С. Строговичем. В правовой литературе до настоящего времени ведутся дискуссии о том, все ли правовые нормы имеют трехэлементную структуру и о том, что санкция может содер­жаться не в том правовом акте, в котором присутствует гипотеза и диспозиция. Некоторые ученые юристы утверждают, что санкция мо­жет быть скрытой, но ее присутствие обязательно.

На основании выше изложенного, российская правовая система представляет собой сложную многоуровневую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, которую можно представить в виде пирамиды. В процессе своего функционирования данная система спо­собна защитить собственность, права и свободы субъектов права, обеспечить стабильность в стране и экономический рост государства.

Система способствует развитию и укреплению государственности и своему собственному развитию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Романо германская правовая система и ее признаки.

2. Как формировалась романо-германская правовая система?

3. Структура правовой системы Российской Федерации и краткая характе­ристика ее элементов.

4. Основной источник правовой системы Российской Федерации.

5. Какую роль играют международные договоры в правовой системе Рос­сийской Федерации.

Правовая семья РФ - одна из самых молодых правовых систем мира (начала создаваться со второй половины 1980х годов). Она сильно отличается от англосаксонской правовой семьи, но довольно близка к романо-германской. Эта точка зрения, однако, является дискуссионной. Существует 2 основных позиции по этому вопросу:

· 1 правовую систему РФ нельзя относить к романо-германской семье, она самостоятельна и развивается отдельно;

· 2 двойственная позиция (нельзя до конца отнести к романо-германской семье из-за пережитков социалистической правовой системы). Правовая система в значительной степени самостоятельна, хоть и является частью семьи, выбирает собственный путь развития.

Социалистическая правовая система была характерна для СССР, правопреемницей которого является РФ. К особенностям социалистического права относят:

основа права - политическая идеология

классовый характер (формально выражает интересы пролетариата, а по факту - правящей верхушки)

понятия право и закон тождественны

основной источник права - НПА, прецедент не применяется

правовое регулирование отношений основывается на применении императивных норм, запретов, установлении четких обязанностей, регламентирует договорное отношения, нормирует трудовую деятельность, распределяет социальные блага

отсутствует деление права на частное и публичное, конституционный контроль (в этом - сходно с англосаксонским правом)

приоритет государственных интересов

отрицает преемственность от других правовых семей.

Источники права:

На территории РФ источниками права являются законы и подзаконные акты, внутригосударственные нормативные договоры, признаваемые в РФ правовые обычаи, высшей юридической силой обладают также ратифицированные в РФ международные договоры.

На территории РФ источники права имеют строгую иерархичность. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, далее следуют Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, поправки к Конституции РФ. Далее следуют законы субъектов РФ, а также подзаконные акты министерств и ведомств.

По отраслям право делится на:

Конституционное право - совокупность норм права, где установлена основа государственного и общественного строя РФ, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.

Административное право - отношения в управленческой сфере, отношения по исполнению публичной функции государства.

Гражданское право - регулирует имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения. Основывается на принципах равенства субъектов, свободе воли, неприкосновенности собственности.

Уголовное право - регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.

Также выделяются налоговое, трудовое и финансовое право.

Правовая система РФ и по сей день не завершила процесс своего формирования. “Основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные”. Также она постепенно избавляется от пережитков социалистического права .

Для того чтобы оценить изменения в российском праве, произошедшие со времен СССР, С.С. Алексеев предлагает рассмотреть вопрос о том, кто же является субъектом права в РФ, его ядром. Субъект права в РФ, впрочем как и в странах романо-германского права - человек, являющийся участником общественных отношений, носитель субъективных юридических прав и обязанностей, способный их осуществлять своими действиями. В СССР же личность занимала подчиненное положение, понятие субъекта права появлялось только при анализе правоотношений. В настоящее время субъект права в РФ занимает ведущее место в праве. В РФ субъект права получает свои права с рождения (приобретает правоспособность, которая является неотчуждаемой). Сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а органы государства и другие организации и общества являются лишь следствием его активной деятельности (Глава 1 ст.2 К. РФ). Сама же деятельность государства направлена на утверждение этих прав, их защиту, обеспечивает их реализацию при помощи законотворчества, органов юстиции. (Глава 1 ст.18 К. РФ). Согласно конституции человек, а также общество передают государству часть своих функций для защиты своих прав и интересов. Однако, к сожалению, в РФ человек не обладает возможностью прямого воздействия на государство, т.к. институты гражданского общества в РФ еще находятся на этапе формирования.

Если же правовую систему РФ позиции правосознания его субъектов, то можно заметить то что оно находится на довольно низком уровне. Для широких слоев населения страны характерен правовой нигилизм (система взглядов, отрицательно оценивающих роль государства в общественной жизни). Правовой нигилизм является следствием не только несовершенства законодательства или коррупции, но и пагубного влияния различных социальных и экономических потрясений. Соответственно РФ пока еще характеризует низкий уровень правового поведения.

Правотворчество в РФ тоже находится на этапе развития. В нем, к сожалению, отсутствует аппарат согласования интересов всех слоев населения, вместо этого он зачастую реализует интересы конкретных лиц, социальных групп. Несовершенство системы проявляется также в том, что законодатель не успевает за развитием общественных отношений, допускает большое количество пробелов.

Применение права. Включает в себя деятельность органов юстиции по защите прав человека, осуществлении правосудия, применении легального насилия в случае нарушения норм права. В РФ правосудие осуществляется судом в строго установленном законом порядке. Устройство судебной системы РФ содержится в ФКЗ, ФЗ РФ. Процедура отправления правосудия отражена в процессуальных кодексах РФ. Основные принципы правосудия также закреплены в законодательстве. С.С. Алексеев полагает, что из-за возрастания роли судебных органов в реализации права, они вскоре смогут издавать и прецеденты, которые станут еще одним источником права. Конституция РФ - не только имеет высшую юридическую силу, но и прямое действие (в отличие от К. СССР), т. е при отсутствии необходимого закона, К. РФ применяется непосредственно. Применению подлежат только опубликованные законы, НПА и др. акты министерств и ведомств. Правовая система также использует нормы международного права. Еще одним важным изменением является процесс становления и развития частного права. РФ защищает договоры, заключенные частными лицами. Развитие частного права в РФ связывают чаще всего с приватизацией. В сфере частного права преобладает диспозитивный механизм регулирования общественных отношений (возможность своей волей и в своем интересе решать свои частные дела, где главное условие - не наносить ущерба законным интересам других лиц). В последнее время наряду с федеральной правовой системой, появилось множество региональных правовых систем. Субъекты РФ получили возможность заниматься законотворчеством. Главное условие - непротиворечивость местного и федерального законодательства. Коллизии между законами разных субъектов призвано решать коллизионное право.

Заключение

В настоящей работе рассмотрены три самые крупные в мире правовые семьи: романо-германская, англосаксонская и мусульманская.

Романо-германская семья включает правовые системы стран континентальной Европы. Она является крупнейшей правовой семьей мира. Ее основные особенности сводятся к следующему:

она сформировалась на базе рецепции римского права;

ей присуще разделение права на частное и публичное;

применяются особые источники права.

К англосаксонской правовой семье относится право Англии, а также ее бывших колоний (в т. ч. правовая система США). Она является второй по распространенности в мире. Ее основные отличительные черты:

прецедент как основной источник права;

нет разделения права на частное и публичное;

отсутствие конституционного контроля, конституция не кодифицирована (за исключением правовой системы США).

Третья из самых распространенных правовых семей мира - мусульманская. Она является религиозной. И ее основными отличиями являются:

основа права - религиозные нормы ислама (шариат);

совершенно особые источники права - религиозные тексты и их толкования авторитетными учеными;

религиозным нормам не могут противоречить юридические нормы;

наличие специальных религиозных судов.

Всем этим правовым семьям характерно взаимное заимствование наиболее удачных достижений других правовых систем. Наиболее заметно это на примере США, где действует прецедентное право, однако присутствует также федеральное законодательство, Конституция.

Правовая система России в данное время только формируется. Ее пока что нельзя причислить ни к одной из основных правовых семей. Однако, следует заметить, что более всего она тяготеет к романо-германской. Так, ей присуще разделение права на частное и публичное, используются те же источники права, что и в романо-германском праве.

Нашему поколению выпала увлекательная возможность наблюдать за формированием национальной правовой системы. И мы можем видеть, как в этом процессе отражается процесс развития мировой системы права в целом.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права М., 2005

3. Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996

4. Захарова М.В. Российская правовая система проблемы идентификации и развития. LEX RUSSICA М., 2008

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004

6. Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2009

7. Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2002

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение М., 2003

9. Хрестоматия по исламу. М. 2004

10. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995

Марченко М.Н. Теория государства и права. М.2004 стр. 225.

Марченко М.Н. Теория государства и права М. 2004 стр. 233.

Саидов А. Сравнительное правоведение М. 2003

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. с. -325

Косарев А. И. Англосаксонская и романо-германская формы буржуазного права. Калинин, 1997. с. – 127.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М 1996.

Хрестоматия по исламу. М., 2004. с. 9..

Теория государства и права в вопросах и ответах. Л.А.Морозова М.2009

Алексеев С.С. Теория государства и права М. 2005 стр. 415.

Задание 2

Решите правовую задачу:

К какой группе (имущественных или неимущественных) относятся данные семейные отношения:

А) Выбор родителями школы для обучения ребенка - личные неимущественные отношения

Б) Подарок от детей в день серебряной свадьбы родителей

В) Решение вопроса о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей - имущественные отношения

Согласно главе 1,статье 2 семейного законодательства «Семейное законодательство регулирует как имущественные, так и личные неимущественные отношения. Имущественные отношения - это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов, бывших супругов, других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества. Личными неимущественными отношениями являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.В семейном праве основными являются личные отношения. Они во многом определяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения, так как имущественные отношения всегда связаны с ними и вытекают из них.»

Пункт А это личные неимущественные отношения, т.к. это отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей, а пункты Б и В это имущественные отношения, т.к. отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.
Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.
В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).
Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.
Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Еще по теме 13.Правовая система России:

  1. § 1. Законодательная система России: понятие и структура
  2. Глава III. СИСТЕМА ПРАВА, СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  3. § 2. Правовой статус Центрального банка в России: значение и сущность
  4. § 2. Понятие и концептуальная модель механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.

Понятие правовой системы

Говоря о понятии правовой системы , следует отметить, что мнения по этому поводу разнятся. Некоторые ученые отождествляют понятия «правовая система» и «система права» . Другие ученые считают, что правовую систему следует отграничивать от системы права, поскольку система права представляет собой иерархическую связь норм права, институтов права, отраслей права и более мелких составляющих.

Под правовой системой понимается куда более обширное явление. Она охватывает и систему права, и источники права, а также правосознание , юридическую науку в целом, юридическую практику как практику правотворчества. Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества , и в связи с этим носит комплексный характер.

Определение 1

Из ранее сказанного можно собрать цельное определение правовой системы : комплекс явлений, связанных с правом, который обуславливается объективными закономерностями развития общества, которые осознанно и постоянно воспроизводятся людьми и государством для достижения своих целей.

Элементы правовой системы

Определение 2

Правовой системой называют правовые средства , совокупно связанные друг с другом, которые необходимы и достаточны для осуществления правового регулирования.

Среди таких правовых средств можно выделить правовые нормы, правоотношения, юридические факты, правосознание, юридическую практику, правовую культуру, правосубъектность и т.д. Нельзя говорить о том, что элементный состав правовой системы всегда одинаков – разные ученые отмечают различные компоненты правовой системы. Но наряду с четко установленными основными составляющими элементами правовой системы, выделяют вот такую подвижную динамическую часть. Правовая система характеризуется тем, что включает в себя не только нормы права, но и правовые состояния, правовые процессы и статусы. Несмотря на подвижность элементного состава, правовая система обретает характеристику стабильности за счет своих внутренних системных связей между элементами. Например, правосознание, развиваясь и двигаясь, трансформирует правоотношения и изменяет правовые нормы.

Замечание 1

Правовая система активно подстраивается под внешние изменения, подвергаясь импульсам извне, исходящих от правосознания и правовой практики. Так же на правовую систему могут влиять социальные импульсы, исходящие от общества в процессе стабилизации. Это связано с тем, что правовая система на входе и выходе связана с фактически складывающимися отношениями, которые законодатель может познать с той или иной степенью объективности, привнося в них значительный идеологический момент, субъективную направленность. Все это может привести к рассогласованию и правовой системы, и предмета регулирования.

Основные элементы правовой системы

Рисунок 1.

Аспекты, влияющие на формирование Российской правовой системы

    Государственная идеология , как показатель качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.

    Принцип федерализма ,обуславливающий формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов.

    Объективация , которая находит свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти.

    Урегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти , так как отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового государства.

Особенности правовой системы Российской Федерации

Рассматривая вопрос о природе правовой системы Российской Федерации, стоит также отметить тот факт, что нет однозначного мнения о ее самостоятельности и самобытности.

Одной из точек зрения является та, что правовая система Российской Федерации носит самобытный характер и не относится ни к одной из существующих правовых семей. Это обуславливается тем, что, по мнению ученых, российское право обладает некоторыми особенностями по сравнению с классическими моделями правовых систем, которые относятся к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям и иным. Считается, что российская правовая система является обособленной, несмотря на то, что она никогда не была цельной и сочетала в себе различные подсистемы.

Другая точка зрения выражается в сопоставлении российской правовой системы с частью романо-германской правовой системы . Россия, касательно правовых аспектов, многое позаимствовала из византийского права, римского права и права континентальной Европы, которые относятся к романо-германской правовой семье. Однако, несмотря на это, в России существовали особые, оригинальные правовые аспекты. Отмечается, что в России практически отсутствовало казуальное право или « право, творимое судьями». Норма права в России - обязательный акт поведения, предназначенный для отдельных субъектов права, который может создаваться только законодателем.

Третий вариант предусматривает синтез общих признаков и черт иных правовых систем, но отмечается, что больше российская правовая система тяготеет к романо-германской правовой семье.

Некоторые ученые склоняются к точке зрения, что российская правовая система представляет собой одну из наиболее мощных и влиятельных систем социалистического типа, и в настоящее время она открыта для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой, чему способствует процесс конвергенции правовых систем.

На сегодняшний день практически любое развитое государство в мире стремится создать на своей базе идеальное правовое государство. В данном случае, на первый план выходят вопросы, касающиеся формирования и закрепления в обществе совершенно новых образцов мышления, культуры, профессионализма, чувства законности и справедливости.

Замечание 2

Анализ правового положения современного мира позволяет говорить об актуальности исследования представления о цивилизованности той или иной правовой системы, увязанной «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

Понятие правовой системы

Говоря о понятии правовой системы , следует отметить, что мнения по этому поводу разнятся. Некоторые ученые отождествляют понятия «правовая система» и «система права» . Другие ученые считают, что правовую систему следует отграничивать от системы права, поскольку система права представляет собой иерархическую связь норм права, институтов права, отраслей права и более мелких составляющих.

Под правовой системой понимается куда более обширное явление. Она охватывает и систему права, и источники права, а также правосознание , юридическую науку в целом, юридическую практику как практику правотворчества. Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества , и в связи с этим носит комплексный характер.

Определение 1

Из ранее сказанного можно собрать цельное определение правовой системы : комплекс явлений, связанных с правом, который обуславливается объективными закономерностями развития общества, которые осознанно и постоянно воспроизводятся людьми и государством для достижения своих целей.

Элементы правовой системы

Определение 2

Правовой системой называют правовые средства , совокупно связанные друг с другом, которые необходимы и достаточны для осуществления правового регулирования.

Среди таких правовых средств можно выделить правовые нормы, правоотношения, юридические факты, правосознание, юридическую практику, правовую культуру, правосубъектность и т.д. Нельзя говорить о том, что элементный состав правовой системы всегда одинаков – разные ученые отмечают различные компоненты правовой системы. Но наряду с четко установленными основными составляющими элементами правовой системы, выделяют вот такую подвижную динамическую часть. Правовая система характеризуется тем, что включает в себя не только нормы права, но и правовые состояния, правовые процессы и статусы. Несмотря на подвижность элементного состава, правовая система обретает характеристику стабильности за счет своих внутренних системных связей между элементами. Например, правосознание, развиваясь и двигаясь, трансформирует правоотношения и изменяет правовые нормы.

Замечание 1

Правовая система активно подстраивается под внешние изменения, подвергаясь импульсам извне, исходящих от правосознания и правовой практики. Так же на правовую систему могут влиять социальные импульсы, исходящие от общества в процессе стабилизации. Это связано с тем, что правовая система на входе и выходе связана с фактически складывающимися отношениями, которые законодатель может познать с той или иной степенью объективности, привнося в них значительный идеологический момент, субъективную направленность. Все это может привести к рассогласованию и правовой системы, и предмета регулирования.

Основные элементы правовой системы

Рисунок 1.

Аспекты, влияющие на формирование Российской правовой системы

    Государственная идеология , как показатель качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.

    Принцип федерализма ,обуславливающий формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов.

    Объективация , которая находит свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти.

    Урегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти , так как отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового государства.

Особенности правовой системы Российской Федерации

Рассматривая вопрос о природе правовой системы Российской Федерации, стоит также отметить тот факт, что нет однозначного мнения о ее самостоятельности и самобытности.

Одной из точек зрения является та, что правовая система Российской Федерации носит самобытный характер и не относится ни к одной из существующих правовых семей. Это обуславливается тем, что, по мнению ученых, российское право обладает некоторыми особенностями по сравнению с классическими моделями правовых систем, которые относятся к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям и иным. Считается, что российская правовая система является обособленной, несмотря на то, что она никогда не была цельной и сочетала в себе различные подсистемы.

Другая точка зрения выражается в сопоставлении российской правовой системы с частью романо-германской правовой системы . Россия, касательно правовых аспектов, многое позаимствовала из византийского права, римского права и права континентальной Европы, которые относятся к романо-германской правовой семье. Однако, несмотря на это, в России существовали особые, оригинальные правовые аспекты. Отмечается, что в России практически отсутствовало казуальное право или « право, творимое судьями». Норма права в России - обязательный акт поведения, предназначенный для отдельных субъектов права, который может создаваться только законодателем.

Третий вариант предусматривает синтез общих признаков и черт иных правовых систем, но отмечается, что больше российская правовая система тяготеет к романо-германской правовой семье.

Некоторые ученые склоняются к точке зрения, что российская правовая система представляет собой одну из наиболее мощных и влиятельных систем социалистического типа, и в настоящее время она открыта для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой, чему способствует процесс конвергенции правовых систем.

На сегодняшний день практически любое развитое государство в мире стремится создать на своей базе идеальное правовое государство. В данном случае, на первый план выходят вопросы, касающиеся формирования и закрепления в обществе совершенно новых образцов мышления, культуры, профессионализма, чувства законности и справедливости.

Замечание 2

Анализ правового положения современного мира позволяет говорить об актуальности исследования представления о цивилизованности той или иной правовой системы, увязанной «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».