В т батычко уголовно исполнительное право. Уголовно исполнительное право лекции. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение

  • 4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.
  • 5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.
  • 1. История становления и развития пенитенциарного законодательст­ва в России до 1917 года.
  • 2. Этапы становления и развития советского исправительно-трудово­го законодательства.
  • 3. Кодификация уголовно-исполнительного законодательства. Первый Российский Исправительно-трудовой кодекс i924 г., его общая характе­ристика и значение.
  • 4. Исправительно-трудовой кодекс Российской Федерации 1933г., его общая характеристика, значение и особенности.
  • 1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства и его источ­ники.
  • 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодатель­ства Российской Федерации.
  • 3.Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты.
  • 4. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодатель­ства.
  • 5. Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполни­тельного законодательства.
  • 6. Действие уголовно-исполнительного законодательства в простран­стве и во времени.
  • 7. Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.
  • 1. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания.
  • 3. Основные права осужденных, отбывающих наказание.
  • 4. Международные правовые акты о правах осужденных к уголовным наказаниям.
  • Лекция 5 - 13. Российские учреждения и органы, исполняющие наказания и их правовое положение.
  • 2. Персонал учреждений и органов исполняющих наказания.
  • 3. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 2. Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления.
  • 3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления.
  • 1. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
  • 2. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 2.1. Виды исправительных учреждений и контингент осужденных в них.
  • 2.2. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.
  • 2.3. Прием и перемещение осужденных к лишению свободы.
  • 2.4. Правила поведения, распорядок дня и проверка осужденных к лишению свободы.
  • 2.5. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях.
  • 2.6 Условия содержания осужденных в исправительных учреждениях.
  • 2.7. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
  • 2.8. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы.
  • 2.9 Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы.
  • 2.10 Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы.
  • 9.11 Самодеятельные организации осужденных к лишению свобод.
  • 9.12 Общее образование осужденных к лишению свободы.
  • 9.13 Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 9.14 Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 9.15 Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере.
  • 3. Порядок и условия содержания осужденных в исправительных учреждениях разных видов.
  • 3.1 Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях.
  • 3.2 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима.
  • 3.3. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима
  • 3.4 Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима.
  • 3.5. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы
  • 3.6 Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах
  • Тема 8-13. Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих.
  • 1. Понятие, виды и основания назначения наказаний осужденным во­еннослужащим.
  • Порядок и условия исполнения наказания в виде содержания в дис­циплинарной воинской части.
  • Тема 9-13. Порядок освобождения от наказания, помощь освобождённым осужденным, и контроль за ними.
  • Тема 12.Международные аспекты исполнения уголовных наказаний.
  • Концепция развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года
  • Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2012-2013 гг.) (бакалавры).

    Лекция 1-13. Понятие Уголовно-исполнительного права.

    1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

    2. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с уголовно-исполнительной политикой государства.

    3. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного права.

    4. Предмет и система уголовно-исполнительного права.

    5. Наука Российского уголовно-исполнительного права, его предмет, метод, задачи.

    Литература и нормативно-правовые акты к теме 1. см. УМП УИП РФ. Воронеж, 2007. Сост. Маслов, Ретюнских, Кошкин.

    1. Понятие уголовно-исполнительной политики государства и её зна­чение.

    Исполнение уголовных наказаний - фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.

    Уголовно-исполнительная деятельность - это конечный этап, правоприменения, подводящий итог всему функционированию уголовной юстиции. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социально необходимых, оправданных задач, включу «санитарную» функцию. Недаром в старину говорили: «Худое дело тюрьма, а без неё нельзя».

    Уголовно-исполнительное законодательство являются общепризнанным и реально действующим средством воздействия на преступность.

    Прежде чем говорить об уголовно-исполнительном праве, мы должны отметить, что оно является частью государственной политики в определённой сфере деятельности.

    Единство и взаимосвязь отраслей законодательства основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области.

    Нас интересует не вся, а часть государственной политики, направление, которое принято называть социальным.

    П од социальной политикой принято понимать принципы, стра­тегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и го­сударственно-властные структуры, его представляющие.

    Полити­ка государства в рассматриваемой сфере многопланова.

    Ее мож­но условно разделить на политику:

    В сфере профилактики пре­ступности;

    Уголовную (уголовно-правовую) политику,

    Полити­ку в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

    Все направления политики тесно связаны между собой.

    Лидирующая роль принадлежит уголовно-правовой политики.

    Политика в области исполнения наказаний имеет более узкое, специальное, но не менее важное содержание.

    Реализуется уголовно-исполнительная политика в директивно-установочных документах, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве и правоприменительной практике.

    Уголовно-исполнительная политика определяет: цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению: 1) исполнения наказания; 2) исправлению осужденных; 3) предупреждению новых преступлений , как осужденными, так и другими лицами.

    Все схемы приводятся по пособию А.В. Бриллиантова, С.И. Курганова Уголовно-исполнительное право 2007г.

    Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются:

    Президент – Федеральное собрание .

    Субъектами реализации политики выступают: Правительство, Центральный и территориальные органы УИС, органы управления военной УИС, Учреждения и органы, исполняющие наказания , федеральные субъектов и местные органы власти и управления.

    Уголовно-исполнительная политика динамична, она постоянно корректируется. Пример тому - 8 декабря 2003 г. в УК РФ внесены изменения в 261 статью, соответственно порядка 65 статей УИК РФ также подверглись изменениям. Другой пример: в последние годы Россия пытается корректировать карательную политику, которая, как известно реально привела нас к плачевному состоянию. Уже к 2004 году каждый третий взрослый мужчина имел клеймо судимости лично сам или через своих ближайших родственников. Численность тюремного населения в УИС РФ превысила уровень этого контингента в бывшем СССР.

    По численности заключённых на 100 тыс. человек Россия занимает 8-е место в мире (около - 500), к примеру, в Финляндии этот показатель равен 50 чел. Отсюда в России были бесконечные амнистии, хотя наш порог понимания социальной опасности отличен и от европейского и от американского.

    Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

    "

    Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

    1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:

    ☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;

    ☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);

    учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки .

    Предмет уголовно-исполнительного права – регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.

    2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:

    ✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;

    ✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.

    Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:

    ✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;

    ✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

    ✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.

    Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

    3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:

    ✓ от способа регулирования – на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;

    ✓ характера взаимосвязи субъектов – на метод власти и подчинения;

    ✓ характера воздействия на поведение людей – на карательный метод;

    ✓ способа воздействия – на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.

    Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

    4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

    ✓ законности;

    ✓ гуманизма;

    ✓ демократизма;

    ✓ равенства осужденных перед законом;

    ✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

    ✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

    ✓ соединения наказания с исправительным воздействием.

    5. Целями уголовно-исполнительного права являются:

    ✓ исправление осужденных;

    ✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

    6. Задачами уголовно-исполнительного права являются:

    ✓ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;

    ✓ определение средств исправления осужденных;

    ✓ охрана их прав, свобод и законных интересов;

    ✓ оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

    2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

    1. Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит:

    ☝ из УИК РФ;

    ☝ других федеральных законов.

    2. Уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются:

    ✓ общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ);

    ✓ порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

    ✓ применение средств исправления осужденных;

    ✓ порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

    ✓ порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

    ✓ порядок освобождения от наказания;

    ✓ порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

    3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются :

    ✓ на Конституции РФ;

    ✓ общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ;

    ✓ строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

    4. Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

    Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

    5. Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

    3. Уголовно-исполнительная политика

    Под уголовно-исполнительной политикой понимается деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма его реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

    1. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Одним из направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью.

    Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. Зубарев С.М.

    4-е изд., испр. и доп. - М.: 2010. - 1 76 с.

    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

    Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Уголовно-исполнительное право».

    Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

    Формат: doc

    Размер: 1,3 Мб

    Скачать: yandex.disk

    Оглавление
    ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
    1. Нормативные правовые акты
    2. Органы власти
    3. Прочие сокращения
    Тема 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
    1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод
    1.2. Принципы уголовно-исполнительного права
    1.3. Наука уголовно-исполнительного права
    1.4. Предмет и система курса
    Тема 2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
    3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
    Тема 4. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства
    4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
    4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения
    4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени
    Тема 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
    5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура
    5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных
    Тема 6. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих
    6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации
    6.3. Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
    Тема 7. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ
    7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания
    7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства
    Тема 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕСВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО
    8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)
    8.2. Исполнение наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
    Тема 9. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
    9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
    9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ
    Тема 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
    Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА
    11.1. Понятие и сущность ареста как вида уголовного наказания. Порядок и условия его исполнения (отбывания)
    11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих
    Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
    12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
    Тема 13. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
    13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях
    13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
    Тема 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
    14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
    14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата
    14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
    Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
    15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
    15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
    Тема 16. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ
    16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях
    16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
    Тема 17. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
    Тема 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ
    18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания
    18.2. Контроль за поведением условно осужденных
    Тема 19. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
    ЛИТЕРАТУРА. .

    С. М. Зубарев

    Уголовно-исполнительное право

    Конспект лекций

    4-е издание, исправленное и дополненное

    Зубарев Сергей Михайлович – заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института, доктор юридических наук, доцент

    ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    1. Нормативные правовые акты

    Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

    ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

    ИТК РСФСР – Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г. Исполнительно-трудовой кодекс РСФСР от 18 декабря 1970 г. утратил силу с 1 июля 1997 г.

    КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

    УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ

    УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

    2. Органы власти

    ГУИН – Главное управление исполнения наказаний

    МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

    МВД СССР – Министерство внутренних дел СССР

    Минздравсоцразвития России – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации

    Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации

    Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации

    Минэкономразвития России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

    Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

    ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний

    3. Прочие сокращения

    гл. – глава(-ы)

    МРОТ минимальный размер оплаты труда

    ООН – Организация Объединенных Наций

    разд. – раздел(-ы)

    рис. – рисунок

    РКЦ – расчетно-кассовый центр

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    РФ – Российская Федерация

    СИЗО – следственный изолятор

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    ст. – статья(-и)

    табл. – таблица

    УИС – уголовно-исполнительная система

    ч. – часть(-и)

    Тема 1. ПОНЯТИЕУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

    1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

    В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

    Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

    Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

    Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

    1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

    2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

    3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

    4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

    5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

    6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

    Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

    Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

    Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

    Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

    Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

    Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

    Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права

    В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

    Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

    Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьбой с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания. Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспеченияпенсионного обеспечения осужденных и др.