Какие могут быть опасные ситуации. Привет студент. Что такое опасные обстоятельства

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


неправильное обращение с бытовой техникой;


неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
■ отравление (газом или химическими препаратами);
■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?

Опасная ситуация

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не изза различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовнонравственной сферы и др.

Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 19601980х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают опасные ситуации.

Опасная ситуа­ция -- это стечение обстоятельств, которое при оп­ределенном развитии событий может привести к несчастью.

В большинстве случаев опасные ситуации созда­ет сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопас­ности и общественного порядка.

Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

Опасные ситуации техногенного характера.

Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним мож­но отнести опасные ситуации на дорогах, опасные си­туации при обращении с огнем и различными быто­выми приборами.

Опасные ситуации природного характера.

Могут возникнуть изза невнимательного отношения человека к особенностям природ­ных условий в регионе его проживания, изза наруше­ния правил поведения в при­родных условиях в различное время года. опасный чрезвычайный ситуация самозащита

Опасные ситуации социального характера.

Они связаны с нарушениями людьми правил обществен­ной безопасности и обще­ственного порядка.

Эти ситуации зачастую носят крими­нальный характер. А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

Чрезвычайная ситуация -- это обстановка, сло­жившаяся в результате ава­рии или опасного природ­ного явления, которые по­влекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей при­родной среде.

Чрезвычайная ситуация отличается от опас­ной, прежде всего тяжестью последствий.

Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясени­ем, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера мо­гут быть вызваны промыш­ленной аварией, взрывом, транспортной аварией, по­жаром, гидродинамической аварией.

Чрезвычайные ситуации социального характера на­ступают вследствие ведения военных действий, при тер­рористических актах, при эпидемиях.

Чтобы снизить нежела­тельные последствия опас­ной и чрезвычайной ситуа­ции, необходимо постоянно учиться вести себя без­опасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной си­туации.

Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:

  • -- решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;
  • -- постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;
  • -- постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.

Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности суще­ствуют не для них. До определенного времени так мо­жет и быть. Однако самые тяжелые последствия опас­ной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.

Столкнувшись с проблемой или неординарной ситуацией, мы начинаем лихорадочно искать выход, пытаемся принять верное решение. Как правило, все это происходит потом, когда, к сожалению, определенное негативное событие уже произошло.

Однако есть способ, который позволит значительно уменьшить долю риска в той или иной опасной ситуации: просто необходимо заранее предвидеть возможную угрозу, подготовить себя и неукоснительно соблюдать правила обеспечения собственной безопасности.

Опасность легче предугадать, предусмотреть и "застраховать" себя от нее, нежели потом устранять ее последствия.

В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:

  • -- всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;
  • -- старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;
  • -- не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;
  • -- постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;
  • -- научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;
  • -- не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;
  • -- будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;
  • -- затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;

Как избежать опасной криминогенной ситуации.

Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что ктото преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты -- хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы поговорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

МОУ СОШ № 64

РЕФЕРАТ

Опасные и чрезвычайные ситуации

Выполнил Алексеев Дмитрий

ученик 10 «А» класса

Самара 2010 г.

Введение. 4

1.Понятие чрезвычайной ситуации. 5

2.Классификация чрезвычайных ситуаций. 7

3.Заключение. 9

4.Список использованной литературы. 10

Введение.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально–экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

  1. Понятие чрезвычайной ситуации.

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное социальное или иное воздействие нарушающее функционирование системы.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

  1. Заключение.

Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.

Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

  • Тема 2.
  • 2.3. Раздел 3. «Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них».
  • Тема 4.
  • Тема 2.
  • 3.Содержание блоков модуля курса дистанционного обучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Блок №1 (обязательный к изучению).
  • Тема 1.
  • «Исторический аспект в изучении проблем безопасности жизни человека».
  • 1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
  • 1.Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
  • 1.Раскройте сущность понятия «опасность» и «безопасность».
  • 1.Понятие чс. Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций.
  • 1.Постановление Правительства рф «о классификации чс природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094.
  • 1). Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного
  • 1.Задачи и структура гражданской обороны.
  • 1.Предназначение и примерная структура го образовательного уч­реждения.
  • 1.Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
  • 1.Обеспечение личной безопасности на улицах города. Сформулируйте правила безопасного поведения на улицах города.
  • 13.Чс не выходящая за пределы населенного пункта, классифицируется, как:
  • 53. Биологический смысл активной адаптации состоит в:
  • 64.Как необходимо вести себя людям, захваченным в качестве заложников?
  • 69.Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций (чс)?
  • Лекция №1.
  • 1.Происхождение Вселенной, эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.1. Теория возникновения Вселенной. Современная картина мира.
  • (Рис 4) Рождение звезд.
  • 1.2. Эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.3.Теоретическая судьба Вселенной.
  • 2. Теория возникновения жизни и биосферы.
  • 2.1.Зарождение жизни.
  • (Рис.8)Земля 4,5 млрд. Лет назад.
  • 2.2. Характеристики биосферы. Местоположение биосферы.
  • 2.3. Будущее биосферы.
  • 3.Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение в.И Вернадского о ноосфере.
  • XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.
  • 1). Заселение человеком всей планеты.
  • 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента
  • 1) .Продолжение процесса цефализации.
  • 1.Моисеев н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - м.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи».
  • Лекция № 2.
  • 1.Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления
  • 2. Предпосылки и признаки новой эпохи.
  • 2.1.Учение о ноосфере и его определяющая роль для прогрессивного развития человечества.
  • 2.2.Демографический взрыв.
  • 2.4.Первые признаки новой эпохи.
  • 1).Угроза от атомной бомбы и возможные последствия ядерной войны.
  • 2).Космический аналог ядерной угрозы.
  • 3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности.
  • 3.1.Мировая динамика.
  • 1900 2025 2100
  • 3.2.Пределы роста.
  • 3.3.Устойчивость биосферы.
  • 4.Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
  • 2.Сущность и типология глобальных проблем безопасности.
  • 1).Примечание.
  • 2).Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
  • 1) Проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
  • 2) Социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 3.
  • 2).Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем.
  • 3).Воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
  • 1. Причинно – исторический аспект становления науки о безопасности жизнедеятельности.
  • 2.Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности.
  • 1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:
  • 2.По времени проявления последствий опасности делятся на:
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 4.
  • 1.Понятие о риске. Классификация рисков.
  • 2. Концепция приемлемого риска. Управление риском.
  • 2.1. Концепция приемлемого риска.
  • 2.2. Управление риском.
  • 3. Принципы и методы обеспечения бж. Средства обеспечения безопасности.
  • 3.1 .Принципы обеспечения безопасности.
  • 3.2.Методы обеспечения бж.
  • 3.3.Средства обеспечения безопасности.
  • 4.2. Раздел 2. «Чрезвычайные ситуации и их классификация».
  • Тема 1.
  • Лекция № 1.
  • 1.Понятие об опасных и чс. Основные понятия и определения.
  • 2.Характеристика чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Характерные стадии развития чс (элементы чс).
  • 1).Накопление факторов риска. Опыт свидетельствует, что опасности, как правило,
  • 2).Инициирование чс. Это своего рода толчок, пусковой механизм чс.
  • 3). Процесс самой чс. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду.
  • 2.2.Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Воздушная взрывная волна.
  • 2).Температурный фактор - это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (Рис. 5).
  • 4).Возникновение поражающего фактора химически опасных веществ (хов).
  • 6).Аэрогидродинамический поражающий фактор, как правило, возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнение, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни,
  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
  • 2).Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости (темпу) распространения.
  • 3).Классификация чрезвычайных ситуаций по степень внезапности:
  • 4).Классификация чрезвычайных ситуаций по продолжительность действия.
  • 5). Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения (по
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):
  • 4.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):
  • 5.Чс социального характера:
  • 5.1. Военные:
  • 5.2.Терроризм.
  • 5.3.Локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • Тема 1.
  • Лекция № 2.
  • 1).Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
  • 3).Истерические психозы:
  • 5).Реактивный параноид (психогенный параноид):
  • 2. Основные принципы защиты населения от чс в условиях мирного времени.
  • 3.2.Эвакуационные мероприятия.
  • 3.3. Инженерная защита населения от чс. Укрытие населения в защитных сооружениях.
  • 3.4. Средства индивидуальной защиты в чс.
  • 1.Фильтрующие:
  • « Чрезвычайная ситуация » может быть также опреде­лена как внешне

    неожиданная, внезапно возникающая обстанов­ка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным экономическим социальным, экологическим и т.д. ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных не­гативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.).

    Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных

    ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91).

    дает такое определение ЧС:

    «Чрезвычайная ситуация» – это обстановка на определенной территории,

    сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,

    стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб

    здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные

    потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Исходя из вышесказанного можно заключить, что ключевым при определении

    понятия ЧС является термин «обстановка», как совокупность обстоятельств создавших

    условия при которых возможно воздействия неблагоприятных факторов, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Совокупность обстоятельств условий, создающих ту или иную обстановку, или положение принято называть ситуацией (от латин. situs - положение, расположение).

    Примечание.

    Ситуация(от латин. situs - положение, расположение) - Совокупность обстоятельств, условий, создающих ту или иную обстановку, или положение (книжн.).

    Одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.

    Ход развития ЧС обусловлен возникновением опасных и экстремальных

    ситуаций различного характера, вызывающих воздействие неблагоприятных факторов.

    Опасная ситуация - ситуация, связанная с деятельностью людей, которая характеризуется достаточно большой вероятностью воздействия неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека, вызванных явлением, событием, (совокупностью событий) опасного характера, в ходе развития которой может быть нанесен вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

    Экстремальная ситуация (лат. Extremum - крайнее, предельное) - ситуация,

    связанная с деятельностью людей, которая характеризуется резким, радикальным и

    внезапным изменением обстановки сопровождаемым воздействием особо

    неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    «Опасные ситуации» и «Экстремальные ситуации» отличаются друг от друга скоростью развития, возможностью скачкообразного усложнения обстановки масштабностью и связанной с этим высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях, а также воздействием особо неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

    Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

    Для возникновения и развития ЧС необходимы определенные условия, а именно: существование источника «опасных факторов» или «негативных факторов» .

    Примечание.

    Опасность реализуется при наличии определенных причин, движущих сил, именуемых « факторами риска».

    Рис. 1 Авария на АЭС Фокусима.

    «Негативный фактор» - обобщенное понятие, охватывающее такие понятия как «опасный фактор», «вредный фактор», поражающий фактор».

    Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. Тем не менее, бурное развитие науки и техники резко изменило привычный ритм жизнедеятельности современного человека и предъявляет к нему все более серьезные требования в области безопасности.

    Повышенные нервноэмоциональные нагрузки создают экстремальные состояния. В основе причин возникающих ЧС,в 85 % случаев лежат плохая организация, непродуманные действия, безответственность, халатность, низкий уровень профессиональной подготовки, или проще говоря - «человеческий фактор».

    Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным природным и как следствие техногенным и социальным катастрофам (Рис 1).

    На современном этапе развития человечества, в силу масштабности последствий возможных глобальных катастроф, устойчивое развитие цивилизации в полной мере зависит в утверждении мировоззрения на систему безопасности, основанную не на реагировании на уже случившуюся катастрофу, а на предупреждение ее опасности.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Рис. 2 Вулкан Йеллоустоун США. Периодичность извержений 1 раз в 10 000тыс. лет.

  • Н.Ф.ТИХОМИРОВА

    Тема курса:

    "Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

    Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
    Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
    Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
    Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

    План лекций по курсу

    Номер газеты

    Название лекции

    Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

    Лекция 2. Разнообразный мир ветров

    Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
    Контрольная работа № 1.
    (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

    Лекция 4. Наводнения

    Лекция 5. Землетрясение
    Контрольная работа № 2.
    (Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

    Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

    Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

    Лекция 8. Лесные пожары

    Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

    В лекции представлена классификация опасных ситуаций, встречающихся в жизни, в том числе природного характера. Рассказывается о создании МЧС России.

    В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые при определенном стечении обстоятельств могут привести к несчастному случаю. Таким образом, сформулируем: опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью.

    Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.

    Опасные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни, можно условно разделить на три группы:

    Название опасной ситуации

    Характеристика опасной ситуации

    Техногенного характера

    Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

    Природного характера

    Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

    Социального характера

    Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта

    Чем опасная ситуация отличается от чрезвычайной? Прежде всего – тяжестью последствий. Чрезвычайные ситуации (ч.с. ) также делятся на природные, техногенные и социальные.

      Ч.С. природного характера могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганом, бурей и т.д.

      Ч.С. техногенного характера могут быть вызваны промышленной аварией, взрывом, пожаром.

      Ч.С. социального характера могут быть вызваны ведением военных действий, террористическими актами, эпидемиями.

    Задача учителя начальных классов – познакомить детей с различными видами опасностей, встречающихся человеку каждый день, научить школьников избегать необоснованный риск, замечать опасности и предотвращать их появление, а если беда случилась – действовать быстро и грамотно.

    Данный курс лекций посвящен Ч.С. природного характера. Ниже приведены термины и определения по выбранной теме.

    Термины и определения

    Авария – опасное происшествие, создающее угрозы жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нанесению ущерба окружающей природной среде.

    Безопасность – такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда как другими, так и им самим благодаря имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам.

    Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.

    Гололед – слой плотного льда, образующийся на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана обычно при температуре воздуха от 0 до –3О С.

    Гололедица – это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега.

    Град – атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года в виде частичек плотного льда диаметром от 5 мм до 15 см, обычно вместе с ливневым дождем при грозе.

    Гроза – атмосферное явление, связанное с развитием мощных кучево-дождевых облаков, сопровождающееся многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, звуковыми явлениями, сильными осадками, нередко с градом.

    Засуха – продолжительное отсутствие осадков в сочетании с высокой температурой и понижением влажности воздуха, приводящее к нарушению водного баланса растений и вызывающее их гибель.

    Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности.

    Катастрофа – крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

    Лавина – сход снега с гор.

    Ливень – кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега.

    Метель – перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающийся снегопадом.

    Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков.

    Наводнение – временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды.

    Опасное природное явление – природное явление, которое по своим интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может поражающе действовать на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

    Опасные метеорологические явления – это природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, животных, растения, строения и окружающую природную среду.

    Оползень – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

    Паводок – значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

    Пожар – неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам.

    Продолжительный дождь – атмосферные осадки в виде дождя, выпадающие непрерывно или почти непрерывно в течение нескольких суток, могущие вызвать паводки, затопление.

    Пыльная буря – перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, выдуванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей.

    Сель – внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов.

    Сильная метель – перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, в сочетании с выпадением снега, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей.

    Сильный ветер – движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью свыше 14 м/с.

    Сильный снегопад – продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному ухудшению видимости и затруднению движения транспорта.

    Смерч – сильный восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид темного столба диаметром до 1000 м с вертикальной осью вращения, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой.

    Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из мельчайших ледяных кристаллов различной формы, выпадающих из облаков при температуре воздуха ниже 0°С.

    Снежный занос – природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 часов.

    Стихийное бедствие – разрушительное природное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

    Туман – скопление продуктов конденсации в виде капель или кристаллов, взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли, сопровождающееся значительным ухудшением видимости.

    Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.

    Циклон – атмосферное явление, связанное с пониженным давлением воздуха и ураганными скоростями ветра, возникающее в тропических широтах и вызывающее огромные разрушения и гибель людей. Местное название тропического циклона – тайфун.

    Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий их жизнедеятельности.

    Шквал – редкое кратковременное усиление ветра до 20–30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами.

    Шторм – длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше.

    Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших Ч.С. и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

    Опасные ситуации природного характера

    Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

    Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

    По данным ООН за последние 30 лет, по числу пострадавших наиболее опасными являются засухи (33%), наводнения (32%) и тропические штормы (30%), а по числу погибших людей – наводнения (26%), тропические штормы (19%), эпидемии (17%) и землетрясения (13%).

    На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. За год в стране количество стихийных бедствий достигает 350–400. Какие из них наиболее часты, можно увидеть в таблице:

    Ч.С. природного характера в зависимости от причин их возникновения подразделяются на:

    1) геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);
    2) метеорологические (ураганы, бури, смерчи);
    3) морские (тайфуны, цунами);
    4) гидрологические (наводнения, цунами);
    5) природные пожары (лесные, торфяные, степных массивов);
    6) инфекционные заболевания людей (эпидемии);
    7) инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных;
    8) поражения сельскохозяйственный растений болезнями и вредителями.

    Опасные природные явления можно классифицировать по многим признакам: происхождению, виду, продолжительности и регулярности действия.

    По продолжительности развития и действия различают:

    – быстро развивающиеся и кратковременно действующие природные явления, оказывающие преимущественно разрушительное действие на объекты;
    – медленно развивающиеся и продолжительно действующие неблагоприятные природные явления, оказывающие преимущественно парализующее или истощающее воздействие.

    По регулярности действия во времени опасные природные явления делят на:

    – регулярно (периодически) действующие, например наводнения, которые происходят приблизительно в одни и те же сроки и могут быть заранее предсказаны;
    – нерегулярно действующие, возникающие в случайный момент времени, например землетрясения, которые предсказать невозможно, и потому они очень опасны.

    Министерство по чрезвычайным ситуациям

    В 1988 г. в Армении разразилось страшное землетрясение. Несколько городов и сел было стерто с лица земли, тысячи человек погибли, десятки тысяч остались без крова. На помощь пострадавшим пришли войска и спасатели-добровольцы. Люди работали героически, но не умели эффективно действовать в условиях природной катастрофы, не было специального оборудования. В огромной стране практически не было специалистов, умеющих спасать людей во время Ч.С.

    Стало понятно, что нужна государственная система спасения людей в Ч.С. 27 декабря 1990 г. Совет Министров РФ принял постановление "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР". В 1991 г. Российский корпус спасателей преобразован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в 1994 г. создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

    Сбор и обработку информации о ситуации в стране круглосуточно осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях. Он оснащен самыми современными вычислительной техникой и техникой связи, которые позволяют следить за тем, как развиваются события в районе Ч.С.

    Спасателям приходится решать различные задачи: тушить пожары, разбирать завалы после взрывов, ремонтировать поврежденные агрегаты, снимать людей с отколовшихся льдин.

    Российские спасатели считаются одними из самых опытных и подготовленных в мире, поэтому они работают не только у нас в стране, но и за рубежом.

    В декабре 1999 г. был принят Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан России от Ч.С. В 1995 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

    Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заранее и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения Ч.С., а также на сохранение здоровья людей.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении Ч.С. и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

    Мероприятия по защите населения от Ч.С.

    Защита населения от Ч.С. предусматривает применение различных средств и способов защиты, которые должны осуществляться на всех уровнях действия РСЧС.

    Комплекс таких мероприятий включает в себя:

    1) мониторинг и прогнозирование Ч.С.;
    2) оповещение населения об угрозе возникновения Ч.С.;
    3) инженерную защиту населения и территорий;
    4) подготовку населения к действиям в Ч.С.;
    5) эвакуацию населения из опасных районов;
    6) организацию аварийно-спасательных работ.

    Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны.

    Система мониторинга в своем распоряжении имеет сеть метеорологических, сейсмологических и гидрологических станций, наблюдательные посты.

    Данные мониторинга и системная информация о различных природных и техногенных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования Ч.С., то есть выявления времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

    Система оповещения о Ч.С. предназначена для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения природного стихийного бедствия или производственной аварии.

    Оповещение населения – заблаговременное предупреждение населения о возможных Ч.С. и о действиях в условиях Ч.С. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также местных систем информации.

    Сигнал оповещения – сигнал, являющийся командой для проведения мероприятий по защите населения от Ч.С.

    Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!". Услышав такой сигнал, надо немедленно включить телевизор или радиоприемник и прослушать сообщение местных органов власти. Из сообщения вы узнаете о характере Ч.С., а также прослушаете рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

    Инженерная защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны с целью предупреждения Ч.С., то есть строительства убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений.

    Подготовку населения к Ч.С. ведут на предприятиях, в учреждениях (в том числе в школах на уроках ОБЖ).

    Эвакуация из опасных районов может быть заблаговременной или экстренной (безотлагательной). Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах.

    Аварийно-спасательные работы направлены на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности Ч.С., а также обеспечение жизнедеятельности населения в Ч.С.

    К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях и др.

    Учитель начальных классов на уроках должен познакомить детей с правилами поведения при сигнале "Внимание всем!". Материал надо подать в простой, доступной, легко запоминающейся форме. Материал для беседы можно взять в альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей" для 3-го класса на с. 10–11.

    Всего в России в 2003 г. произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в результате которых 1161 человек погибли и 15631 пострадали. Общее количество Ч.С. в 2003 г. уменьшилось по сравнению с 2002 г. (1139) на 26%, при этом Ч.С. технического характера стало меньше на 36%. В результате техногенных аварий и катастроф пострадали 4948 человек, 891 человек погибли. Количество природных катаклизмов в 2003 г. увеличилось на 3%. В результате природных Ч.С. пострадали 897 человек, погибли 18 человек.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Опасные ситуации какого характера вам известны?
    2. Перечислите опасные ситуации природного характера.
    3. Какие классификации чрезвычайных ситуаций вам известны?
    4. Когда было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?
    5. Какие мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций предпринимает МЧС?

    1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. 3 класс. М.: Вентана-Граф, 1998.

    2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2.

    3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Адэль, 1996.

    4. Потапов Б. Классификация опасных природных явлений. // Основы безопасности жизнедеятельности" 2003. № 1.

    5. Смирнов А. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.// Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 11.

    6. Смирнов А. Защита человека в опасных ситуациях. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003 № 5.

    7. Хроника происшествий за IV квартал 2003 года // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 2.

    8. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.