Визуальное мышление — творческое решение проблем. Что такое визуальное мышление

Структура информации в виде картинок или схем оказывает помощь в улавливании сущности проблемы. Книга не просто помогает представить идею в виде схемы, чтобы партнер смог понять, но изначально оказывает помощь в уточнении ее для себя.

Визуальное мышление. Дэн Роэм. Читать онлайн, скачать электронную книгу fb2, txt, epub

Как известно, для мужчины более характерно схематическое разумное мышление, а эмоции являются более женской прерогативой, соответственно, если хотите развить в себе положительные мужские качества, читайте и мотайте, как говориться на ус, на мой взгляд, вполне актуальная информация, особенно для мужчин.

Итак, как же при помощи рисунков вы сможете убедить аудиторию в верности вашей идеи?

«Мы показываем аудитории рисунки не потому, что это позволяет сократить выступление на тысячу слов, а потому, что они стимулируют тысячи других слов, которые позволяют отыскать правильные решения и новые идеи». - Дэн Роэм

Базовые мысли книги

В основе всякого бизнеса заложено искусство избавления от сложностей. Замечать можно не только физически, способом зрения, но и мыслями - находить идеи, сложности или выход из положения. В книге предложено узнать о трех главных составляющих визуализации.

Процесс состоит из нескольких этапов. Великий Микеланджело давал совет создателям скульптур скидывать свои произведения искусств со скал. Все, что отваливается, считается лишним. Аналогичное случается, когда человек представляет положение в виде рисунка или схемы.

Люди избавляются от хлама, при помощи такого мышления которое рекомендует Дэн Роум в книге Визуальное мышление. В итоге это позволяет вам стать немного разумнее.

Для решения проблем в бизнесе при помощи рисунка, нет необходимости становиться художником. Есть гипотеза, что для тех, у кого развиты аналитические способности, процесс рисования является прекрасным способом, чтобы развивать креативные навыки.

В каждом полушарии мозга в равной мере происходят процессы обработки зрительной информации. Действительность мышления в визуальном плане, расписанная в рамках этой книги, даст возможность привести к активации способности, как к аналитике, так и к творчеству. При этом, с большим эффектом, чем применение возможностей искусства ораторов, письменности и рисования отдельно.

В общем, для тех, кто хочет лучше овладеть собственным мышлением, книга Визуальное мышление рекомендуется к прочтению. В ней содержится полезная информация, которая позволит лучше использовать разнообразные схемы для развития идей в повседневной и трудовой деятельности.

Добрый день, дорогие мои друзья! Мы уже не один раз отмечали, что наши сегодняшние мысли становятся действительностью в завтрашнем дне. Как мыслим, так и живем. Но умеем ли мы мыслить эффктивно, доставляет ли этот процесс нам удовольствие, насколько качественный результат он нам выдает? И даже если вы в этом плане не имеете проблем, то в развитии интелекта нет предела. Сегодня предлагаю поговорить о самом эффективном способе мышления и его применении.

Вот так непривычно ввыглядят страницы книги Business Model Generation, авторами которой являются Alexander Osterwalder и Yves Pigneur. Книга предназначена для разработчиков бизнес-моделей для создания новых компаний или же адаптации в изменяющихся условиях уже существующих. Но сегодня нас интересует не содержание книги, а то как она выполнена. Для описания бизнес-моделей используется не сложный язык консалдинга, а схемы и иллюстрации. На приведенных выше иллюстрациях, таким, непривычным пока еще, образом по полочкам разложена вся информация, позволяющая разобраться в том:

  • кто является вашим клиентом;
  • имеющиеся каналы общения с ним;
  • материальная база;
  • партнеры и т.д. Вся экосистема бизнеса.

Визуальное мышление использует врожденную способность человека видеть как с помощью глаз, так и с помощью внутреннего, мысленного зрения. Сферы его применения очень разнообразны: бизнес, обучение, личностный рост.

%0AWarning :%20Missing%20argument%201%20for%20wp_get_attachment_image_src(),%20called%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-content/themes/ab-inspiration/single.php%20on%20line%2040%20and%20defined%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-includes/media.php %20on%20line%20751
%0A">

(статья 4. Как развивать ум Вашего ребенка)

Каждое мгновение ребенок чувствует мир: узнает лица, различает тысячи оттенков цвета, сотни нюансов вкуса, ощущает прикосновения и слышит множество звуков. Все это ребенок проделывает без усилий, ведь нормальному малышу не нужна помощь со стороны, чтобы видеть, слышать, чувствовать и ощущать. Однако, если не развивать, например, визуальное мышление, то разум ребенка привыкнет не утруждаться и взгляд будет скользить, не задерживаясь на деталях, не рассматривая и не обдумывая увиденное. Если не развивать пространственное мышление, то пострадает умение ориентироваться на местности и распознавать местонахождение объектов в пространстве.
– это не только способность видеть, но и способность воспроизвести увиденное и чему-то от этого научиться. Левое полушарие мозга ответственно за развитие речи, а правое за визуальное и пространственное мышление. Как правило, в дошкольных учреждениях и в школе большее внимание уделяется развитию левого полушария, а на развитие правого полушария внимание обращают гораздо меньше. Родители могут научить ребенка не просто смотреть, но и видеть, развивая его визуальное и пространственное мышление.

Развивать визуальное и пространственное мышление ребенка – это значит помогать ему понимать пространство и видеть больше, чем предстает его глазам. Видеть образами. Развитию визуального мышления способствуют рисование, раскрашивание, рассматривание предметов и карт, изготовление моделей, нахождение различий в «одинаковых» картинках.

Разноцветные и яркие игрушки, красочные картинки на стенах детской развивают визуальное мышление малыша в раннем детстве. Описывая цвета и форму игрушек, рассказывая, что нарисовано на картинке, вы помогаете ребенку не просто смотреть, но видеть.

Очень нравится малышам подходить к процессу рисования творчески, например, рисовать пальчиками, а не специальными предметами (карандаш, кисточка, фломастер).

Попробуйте такую игру:

Нарисовать как можно больше предметов на основе квадрата или любой другой геометрической фигуры;

Рисовать с закрытыми глазами;

Нарисовать произвольную «каляку-маляку», а потом сделать из нее что-то вразумительное;

Придумать и нарисовать собственный флаг, любимое животное, желаемую игрушку и т.д.

Дети постарше могут заняться срисовыванием понравившейся картинки, фотографии, иллюстрации;

Прочертите на листе произвольную линию и попросите ребенка нарисовать и раскрасить на этой основе произвольный узор.

Очень помогает в развитии визуального мышления составление коллажей из вырезанных картинок. И вы, и ребенок получите массу удовольствия от этого занятия и общения друг с другом. Коллажи можно составлять на отдельные темы, например Транспорт, Природа, Цветы, Животные, Профессии …

Поиграйте в игру 10 картинок. Для этого необходимо вырезать 10 картинок, на обороте каждой картинки проставить номера от 1 до 10. Показывать картинку и ее номер. Затем спрятать картинки и назвать какой-нибудь номер. Ребенок должен вспомнить, что нарисовано на картинке под этим номером. Если игроков несколько, то выигрывает тот, кто назвал больше картинок с правильными номерами.

Игра Найди морковку. В пакет сложите несколько морковок (можно картофелин, помидор, огурцов и др.) Вытащив одну морковку, внимательно рассмотрите ее вместе с ребенком. Потом положите морковь обратно в пакет. Пусть ребенок найдет именно эту морковь среди прочих. Спросите его, почему он считает, что это та самая морковка, которую вы рассматривали.

Игра Что изменилось? Внимательно рассмотрите комнату. Потом ребенок выходит, вы меняете что-либо в обстановке. Вошедший ребенок должен найти изменение. Поменяйтесь с ребенком местами.

Игра Угадай, что это. Ведущий описывает предмет, не называя его и не показывая. Нужно по описанию угадать, что это за предмет.

Попробуйте играть в воображение. Вы рассказываете или читаете малышу сказку. Он сидит с закрытыми глазами и представляет мысленным взором то, о чем вы ему рассказываете. Попросите описать, что он «видел» и как это выглядело в подробностях. Такое упражнение не только развивает визуальное мышление, но и способствует развитию творческого воображения и фантазии.

Для развития пространственного мышления можно поиграть:

Игра «Лабиринт». Поставить несколько стульев. Задача ребенка - пройти между стульями, под стульями, обойти их и т.д. и добраться до обозначенного пункта. При этом взрослый обязательно должен проговаривать вслух пространственные действия ребенка.

Игра «Холодно-горячо». Спрятать в комнате какой-нибудь предмет. С помощью слов-инструкций подводить ребенка к этому предмету. Слова-инструкции: шаг вправо, два шага вперед, три налево и т.д.

Игра «Пространство за спиной». Необходимо выполнить какие-то действия за своей спиной: завязать шнурок, застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы…

Все мы видим глазами, но обрабатывает поступающую информацию наш мозг. И без участия мозга глаза будут бесполезны. Научите своего ребенка не просто смотреть, но и видеть. Это очень пригодится ему в жизни.

Что такое музыкальное мышление и как его развивать – это тема следующей статьи.

Наши читатели первыми познакомятся с… картинками из книги Дэна Роэма «Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем» (в оригинале: «Unfolding the Napkin. The Hands-On Method for Solving Complex Problems with Simple Pictures»), которая вскоре выйдет в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Вы не умеете рисовать? Это не повод проигнорировать книгу о том, как с помощью рисунков генерировать идеи, принимать решения, общаться с коллегами, обучать сотрудников и др.

К сожалению, сам я, будучи специалистом по работе с информацией и знаниями, долго отгораживался от визуальных инструментов, которые могли мне помочь делать свое дело быстрее и лучше. Хотя, время от времени, и отмечал периферийным зрением: визуальное мышление – одна из «горячих», обсуждаемых тем.

Но я же не умею рисовать!

Если бы не случай – я так бы и не узнал: чтобы овладеть методом Дэна Роэма Visual Thinking, вовсе не нужно уметь рисовать! Как видите, и сам гуру визуального мышления – далеко не мастер изобразительного искусства. Более того, по наблюдениям Роэма, люди, утверждающие, что совершенно не умеют рисовать, часто создают наиболее глубокие, проникающие в самую суть вещей визуальные образы.

Другими словами, если вы способны нарисовать квадратик, кружок, стрелку и самого простого, схематичного человечка – значит, в состоянии овладеть Visual Thinking. Ибо карандаш и лист бумаги (авторучка и салфетка, фломастер и флип-чарт) – это только инструменты стимулирования собственного мышления и коммуникаций с другими людьми. Если знать, как ими пользоваться в этом качестве.

Книга «Практика визуального мышления» – продолжение бестселлера «Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов» (в оригинале: «The Back of The Napkin. Solving Problems and Selling Ideas with Pictures»), изданного на 25 языках, признанного журналом Fast Company лучшей деловой книгой 2008 года и выбранного журналом Business Week книгой года в области инноваций и дизайна. Используя описанный в ней метод, Дэн Роэм помогал решать проблемы лидерам компаний Microsoft, Google, Wal-Mart, Boeing и др, а также американского Сената.

Первая книга («Визуальное мышление») была посвящена описанию и обучению методу Visual Thinking, основанному на естественной способности человека видеть суть вещей не только глазами, но и внутренним взором. Книга помогает освоить два главных инструмента визуального мышления («Правило 6х6» и SQVID), а также научиться трем вещам: а) находить новые идеи; б) быстро развивать и проверять идеи; в) объяснять свои идеи так, чтобы окружающие их быстро понимали и принимали. Причем, как доказывает в своих книгах Дэн Роэм, нет более мощного, быстрого и эффективного способа добиться этих трех вещей, как нарисовать простую картинку.

Вторая книга («Практика визуального мышления») – курс занятий по визуальному решению проблем. За четыре дня Дэн Роэм берется провести думающих, увлеченных и терпеливых читателей из точки: «Я не умею рисовать!» – в точку: «Кажется, моя картинка может изменить мир!» Инструменты те же, что и в первой книге – но вторая книга позволяет их освоить шаг за шагом на примерах решения реальных бизнес-задач.

Если теория и практика визуального мышления вас по-настоящему увлекут, могу рекомендовать знакомство и с третьей книгой Роэма: «Бла-бла-бла или Что делать, когда слова не работают» . Она рассказывает, как объединить для решения проблем инструменты визуального и вербального мышления, простые картинки и простые слова, точно отражающие суть проблемы.

Чтобы словам было тесно, а картинкам – просторно в моей рецензии, предлагаю вашему вниманию небольшой изо-дайджест из книг Роэма с короткими комментариями. Пусть визуальные образы сами расскажут о методе визуального мышления.

Итак, нарисованный ниже «швейцарский армейский нож» – метод Visual Thinking целиком на одной картинке. Здесь и три базовых инструмента визуального мышления, которые всегда с вами (глаза, внутреннее зрение, руки), и четыре этапа Visual Thinking (посмотреть, увидеть, вообразить, показать другим), и пять вопросов инструмента SQVID (просто или детально? качественно или количественно? видение или исполнение? индивидуальные характеристики или сравнение? изменения или статус-кво?) и шесть способов восприятия образов нашим мозгом, которым соответствуют шесть типов изображений (типа: «кто/что», «сколько», «где», «когда», «как», «почему/зачем»).

Возможно, этот ощетинившийся инструмент вам слегка напомнил ветвистые «деревья» ментальных карт? На самом деле, подобие случайно: между двумя методами нет ничего общего. Вот совершенно другой пример (с которого, к слову, и родился метод Visual Thinking). В свое время Дэна Роэма, сотрудника консалтинговой компании в Нью-Йорке, попросили в пожарном порядке выступить вместо коллеги в Шеффилде (Англия) на совещании по развитию удаленного образования. Должны были присутствовать важные персоны, включая премьер-министра Великобритании Тони Блэра – а времени на подготовку лекции и презентации PowerPoint уже не оставалось (встреча предстояла на следующее утро). Уже в вагоне-ресторане поезда Лондон-Шеффилд Роэм нарисовал на салфетке вот эту картинку. Она объяснила высокопоставленным чиновникам от образования все, что действительно имело значение в обсуждаемой теме, а также помогла структурировать дискуссию и сделать совещание продуктивным. Выступление самого Роэма прошло на «ура».

Ниже – сведены на одном листе основные инструменты визуального мышления: метод SQVID и «Правило 6х6». В итоге получилось некое подобие визуальной «таблицы Менделева»: все возможные варианты типов рисунков для решения любого из шести существующих в мире проблем (типа «кто/что», «сколько» и др.). Шпаргалка по эффективному использованию метода Visual Thinking, которая будет всегда под рукой.

«Правило 6х6» из книги «Визуальное мышление» сведено ниже в одну таблицу с инструментом «Живой Лес» из книги «Бла-бла-бла». Столкнувшись с проблемой определенного типа, вы сможете прояснить ее суть для себя и других людей как с помощью рисунков, так и с помощью слов, не тратя время и внимание на лишние, пустые детали.

Напоследок — тренировочное упражнение из книги «Практика визуального мышления». Рисуйте и получайте удовольствие!

Думать «глазами»: визуальное мышление

Человек видит не только глазами, но и воображением. За день мы десятки раз мысленно создаем образы и картинки чего-либо: сделанной работы, необходимых покупок, да мало ли чего еще… и не считаем это чем-то особенным. И напрасно! На самом деле, визуальное мышление — это эффективнейший способ решения многих проблем и задач. Придумываем образы? рисуем картинки? решаем проблемы.

Образы и рисунки позволяют наглядно отражать сложные понятия, объединять и обобщать информацию, они полезны для прояснения и разрешения любых вопросов — от деловых ситуаций и политических неурядиц, до технических сложностей, конфликтов и даже личных проблем.
В этой книге вы узнаете о: 4 шагах визуального мышления; 5 ключевых вопросах, необходимых для четкого описания идей; 6 способах представления идей другим людям.

Глава 1. Принципиально новый взгляд на бизнес

Как вы думаете, какую бизнес-проблему можно нарисовать? Глобальную и масштабную или небольшую, частную? Политическую, техническую или эмоциональную? Касающуюся денежных средств, процессов или людей? Изобразив ее, вы откроете миру нечто выходящее из ряда повседневных событий вашей компании или, напротив, что-то из области абстрактных понятий? Вы считаете, что отлично знаете эту проблему? А может, она вам совершенно незнакома?

Бьюсь об заклад, что вы смогли бы предложить бизнес-проблему, которая соответствует бук-вально каждому из вышеперечисленных критериев. Я, например, смог бы, ведь когда я управлял компаниями в Сан-Франциско, Москве, Цюрихе и Нью-Йорке, мне приходилось решать проблемы широкого диапазона. И я много раз видел, как этим занимались мои коллеги, начальники, под-чиненные и клиенты. Иными словами, факт остается фактом: основой любого бизнеса является искусство решения проблем.

А что вы скажете о том, что существует способ более быстрого рассмотрения проблемы, более интуитивного понимания ее причин, более уверенного подхода к ее решению и более быстрого и эффективного донесения до окружающих всех находок, которые вам удалось обнаружить? Что бы вы сказали, узнав о наличии более действенного и результативного способа решения бизнес-про-блем и — хотя мне, признаться, и не нравится это говорить, — возможно, иногда более приятного и даже забавного подхода к их устранению? А ведь он действительно существует и называется визуальным мышлением, и именно ему посвящена книга, которую вы держите в руках, — реше-нию проблем с помощью создания их визуальных образов.

Итак, запоминайте.

Визуальное мышление означает использование преимуществ естественной способности человека видеть — не только посредством глаз, но и мысленно, позволяющей обнаруживать идеи, которые в противном случае остались бы незамеченными; быстро и интуитивно раз-вивать их, а затем доносить до других людей таким образом, чтобы окружающие быстро понимали и принимали их, — т. е. популяризировать.

Итак, добро пожаловать в мир визуального мышления — я предлагаю вам по-новому взгля-нуть на свой бизнес.

«Художник из меня плохой»

Возможно, мои слова звучат несколько самоуверенно, но в них есть правда. В сущности, как показал мой опыт (исходя из множества причин, которые мы еще обсудим в этой книге), люди, утверждающие, что совершенно не умеют рисовать, как правило, создают наиболее глубокие, проникающие в самую суть образы. Поэтому если вы сомневаетесь в своих художественных способностях, пожалуйста, не откладывайте эту книгу. Сначала попробуйте провести маленький тест. Если вы сумеете нарисовать квадратик, кружок, стрелку и самого простого, схематичного человечка, значит, моя книга будет вам полезна.

Четыре урока визуального мышления

А теперь давайте посмотрим, как устроена эта книга. Она поделена на четыре части: введение, которое вы сейчас читаете, и три раздела, посвященные обнаружению идей, их развитию и популяризации. Все это вы научитесь делать лишь благодаря своим глазам, воображению, рукам, ручке или карандашу и листу бумаги (подойдет и грифельная доска или флипчарт).

В части I мы определим, о каких именно проблемах мы говорим (любых), о каких картинках мы говорим (очень примитивных и простых) и кто способен сделать то, о чем мы говорим (каждый из нас). Затем обсудим, почему эту задачу может выполнить любой человек — несмотря на то что способности у каждого в области визуального мышления могут быть разными. Мы даже озна-комимся с кратким контрольным перечнем характеристик, который поможет нам лучше понять, к какому именно типу визуальных мыслителей мы относимся. И наконец, мы поговорим о том, так уж ли прост процесс визуального мышления, а к концу книги вам будет известен каждый его этап.

В части II мы выясним, что является основой эффективного визуального мышления, узнаем, как научиться правильно посмотреть, яснее увидеть и умело использовать воображение, а затем ознакомимся с главными инструментами визуального мышления: SQVID (который заставляет наш мозг заниматься визуализацией, хотим мы того или нет), правилом «6 х 6» (благодаря которому можно составить «карту» того, что мы видим, и того, что нам хотелось бы видеть) и кодексом визуализации (это, по сути, шпаргалка, позволяющая приступить к созданию любой картинки, которую только способен вообразить человек).

В части III мы возьмем страницу из типичной программы МВА и обсудим поэтапно деловой учебный пример, только мы на ней будем рисовать, много рисовать. А к тому моменту, когда мы завершим обсуждение, в нашем распоряжении будет шесть проверенных на практике базовых шаблонов для визуализации проблем в процессе их решения, а заодно и отличный способ спасе-ния своего попавшего в беду бизнеса.

И наконец, в последней, IV, части книги мы объединим все полученные нами знания и создадим с их помощью своеобразную «торговую презентацию» своего бизнеса, причем для этого нам не понадобятся ни компьютер, ни программное обеспечение, ни проектор, ни цветные слайды. Все, что нужно для успеха, — это мы сами, наши клиенты, доска и много-много разных идей.

Визуальное мышление — Дэн Роэм (скачать)

А напоследок предлагаем посмотреть интересный видеоролик