Проект «Семейные традиции. Проект на тему "истории и традиции моей семьи"

Ольга Галиханова
Проектная деятельность «Семья и семейные традиции»

Проект : Семейные традиции .

Тема : Семейные традиции .

Образовательная область : Познавательное развитие.

Вид проекта : творческий, групповой, кратковременный.

Продолжительность : 30.01.2017-03.02.2017г.

Место проведения : МБДОУ№45 г. Салавата

Участники проекта : дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

Актуальность : Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях , личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья .

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей , возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи , что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.

Цель проекта : Формировать представление детей о семье , семейных традициях . Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи .

Задачи :

1 Заинтересовать родителей путем их привлечения к совместной творческой деятельности с детьми .

2 Способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами, повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.

3 Закрепить названия членов семьи , их имена, профессии.

4 Вызвать у детей желание рассказывать о своей семье ; обогащение словарного запаса (семья , семейные традиции ) , развитие грамматически правильной речи.

Ожидаемые результаты : Дети знают больше о своей семье , традициях . Проявляют больше уважения, заботы к членам своей семьи . Дети и родители проводят больше времени вместе, совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.

I Подготовительный этап : Опрос детей на тему «Что я знаю о семье .

Определение темы, целей, задач, содержание проекта , прогнозирование результата.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья » .

Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье .

Обсуждение с родителями проекта , выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта , определение содержания деятельности всех участников проекта .

I I Основной этап :

1. Беседы на тему «Моя семья » , «Помогаем маме» , «Выходной день в моей семье » .

Цель : Объяснить дошкольникам важность семьи в жизни детей , семьи для каждого . Закрепить имена членов семьи и других близких родственников, их профессии. Закрепить диалогическую, грамматически правильную речь, обогащение словарного запаса.

2. Дидактические игры «Кто главный» , «Кого как зовут» , «Кто где живет» , «Маленькие помощники» , «Ласковое слово» .

Цель : Учить детей называть членов семьи , называть свой адрес; ласково, с любовью обращаться к своим близким; развитие памяти, связной речи; воспитывать любовь к своей семье .

3. Пальчиковые игры «Семья » , «Кто живет у нас в квартире» .

Цель : Развитие мелкой моторики рук, продолжать учить детей согласовывать свои движения с текстом.

4. Чтение произведений о семье «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, сказка «Аленушка и братец Иванушка» , «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «Волк и козлята» обработка А. Н. Толстого, «Мама заболела» Н. Григорьева.

Цель : Довести до сознания детей, что семья это самое главное и самое дорогое в жизни каждого человека. Развитие слухового восприятия, речи, мышления.

5. Рассматривание картин «Дружная семья » , фотоальбома.

6. ООД Ознакомление с окружающим миром «Едем в гости» .

Цель : Помочь детям понять родственные отношения в семье .

7. ООД Рисование «Подарок для папы» .

Цель : Изготовление подарка для своих членов семьи ; продолжать учить детей правильно держать кисть, закрепить названия цветов.

8. Сюжетно – ролевые игры «Семья » , «Дочки матери» , «Бабушка приехала» .

Цель : Учить детей взаимодействовать в игре, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Взаимодействие с семьёй Анкетирование «Семейные традиции »

Создание фотоальбома «Я и моя семья »

Памятка для родителей «Основные семейные традиции »

Оформление пословиц, поговорок, изречений о семье и семейных ценностях

Консультация для родителей «Семейные традиции »

Совместные поделки детей и родителей «Угощение для бабушек и дедушек»

III. Итоговый (обобщающий) этап.

Презентация продукта деятельности .

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Проект позволяет воспитывать в детях любовь, добрые чувства и отношение к близким, к своей семье . Дети узнали о семейных традициях , осознали себя членами семьи .

«Любовь, семья и ребёнок» - Что такое семейные традиции? Способы выражения любви. Семья – школа любви. Семейные традиции России - это крестины, дни рождения, именины, свадьбы. Традиция, как способ развития памяти. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Любовь детей. Опишите, чему учит мать детей. Некоторые родители нарушают Закон РФ «Об Образовании».

«Быт семьи» - Семья начинается с детей. Семья партнерская- Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Дом –это отношения между живущими в нем людьми. О.Бальзак. Семья и Быт. Монтень М. Цель обеда есть питание и цель супружества - семья. Мама. Типы семьи. В.Гюго. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага.

«Семья и школа» - Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ. Отношения с классным руководителем. Атмосфера и традиции класса. Вывод: Отношения с педагогами. Уют и оснащение класса. Родительское собрание на тему «Общение родителей и детей». В классе интересная жизнь. Гистограмма удовлетворенности родителей работой учителя.

«Бюджет семьи» - Заключение. Мы узнали что есть накопления кредиты и т.д. Заключение: Что мы сегодня узнали? Таблица «Доходы» содержит перечень статей доходов. Для ввода информации выделяем ячейку, после чего появляется курсор. Бывают краткосрочные расходы, среднесрочные, долгосрочные. Приложения. Для расчетов семейного бюджета наиболее подходят электронные таблицы.

«Дети в семье» - Количество детей в замещающих семьях. Финляндия: Приемная семья (семейный дом) Профессиональный семейный дом. Ср. сохранение ребенку биологической семьи согласно происхождению. Подготовка /обучение замещающих родителей. Профилактическая работа по защите детей. Основные формы семейного попечения & приоритеты.

«Семья и дети» - 1 сюжет - в главной роли – мама 2 сюжет - в главной роли - ребенок. Семья – крепость в осаде. Советы школьного психолога. Кто в семье третий лишний? Типология нарушения семейных отношений. Семья – театральная сцена. Семья - муравейник. Рекомендации. Семья – основная среда развития личности ребенка. Пусть семья станет курортом для всех, кто живет рядом.

ирина погорелова
Проект в средней группе «Моя семья. Семейные традиции».

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение детский сад № 20 «Березка» х. Кирова Муниципального образования Новокубанского района.

Проект

«Моя семья . Семейные традиции »

в средней группе .

Выполнила : воспитатель Липатова И. Г.

х. Кирова

Руководитель проекта : Липатова И. Г.

Участники : воспитатель группы , дети, родители.

Тип проекта – творческий , информационно – исследовательский.

Форма - групповая .

Срок реализации – краткосрочный (2 недели)

Актуальность :

В детстве семья – это особый мир из самых близких людей. Мама и папа – вот что такое семья для каждого ребенка . Есть еще бабушки, дедушки, тети и дяди, они тоже семья . Хорошо, когда все члены семьи общаются , дружат между собой, вместе проводят выходные, отмечают праздники. В семье ребенок получает основы знаний об окружаю-щем мире, она является фактором интеллектуального развития, духовного становления, эмоционального благополучия и развития ребенка. Чтобы это развитие осуществлялось, необходимо уделять внимание воспитанию ребенка, проводить с ним больше времени. Семья – это необходимая среда , являющаяся определяющим фактором формирования личности ребенка.

Предполагаемый результат :

1. Дети узнают больше о своей семье , о родственниках, семейных праздниках , традициях .

2. Научатся любить и уважать членов своей семьи , родственников.

3. Поймут, какое значение имеет семья в жизни каждого человека.

План :

1. Какую роль играет семья в воспитании ребенка?

2. Дать представление о понятиях «род» , «родители» .

3. Что такое «семейные традиции » , «семейные реликвии » ?

4. Какими правами может пользоваться ребенок?

Проблема : дети мало знают о своих предках, семейных традициях , реликвиях, правах.

Цель : продолжать формировать представление о значении семьи в жизни ребенка , о семейных традициях .

Задачи :

1. Обучающие : закреплять знания детей о семье , дать представление о семейных традициях , праздниках, реликвиях.

2. Развивающие : закреплять умение составлять рассказ о членах своей семьи , уметь называть родственников, уметь отвечать на вопросы, развивать коммуникационные навыки.

3. Воспитательные : воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи , учить проявлять о них заботу.

Методы :

Анализ, экспериментирование, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы.

Новизна : что нового дети узнали о своей семье , семейных традициях , реликвиях.

Предварительная работа :

1. Беседы : «Права и обязанности детей» , «Традиции нашей семьи » , «Моя семья » , «Выходной день в моей семье » , «Реликвии моей семьи » , «Наши увлечения» , «История моей семьи » , «Моя мама - лучше всех» , «Как я помогаю дома» .

2. Д. И. «Чей малыш?» , «Мой дом» , «Узнай, кто это?» , Кто ты?», «Назови ласково» , «Кому что нужно для работы» , «Назови бабушку и дедушку» , «Назови сестренку и братишку» , «Закончи предложение» , «Мебель» , «Посуда» .

3. П. И. «Радостно – грустно» , «А ты мне кто?» , «Допрыгни до руки» , «Змейка – папа, змейка – мама, змейка вся моя семья » , «Постарайся отгадать» .

4. Чтение художественной литературы : М. Матвеева «Синяя чашка» , Е. Пермяк «Мамина работа» , Е. Благинина «Посидим в тишине» , В. Осеева «Сыновья» , В. Драгунский «Сестра моя Ксения» , Э. Мошковская «Я маму мою обидел» , Л. Толстой «Старый дед и внучек» , РНС «Гуси – лебеди» , «Красная шапочка» , «Волк и семеро козлят » , С. Михалков «А что у вас?» . Пословицы и поговорки о семье .

Сюжетно- ролевые игры «Семья » , «Дом» , «День рождения» .

Оформление книжного уголка.

Самостоятельная деятельность детей :

Рассматривание книг, иллюстраций, сюжетных картинок, семейных фотографий , альбомов.

Художественное творчество :

1.»Моя семья – моя рука ». Аппликация.

2. Рисование, раскрашивание «Моя семья » .

3. Рисование «Моя бабушка» .

Работа воспитателя с родителями :

1. Консультации «Роль отца в воспитании ребенка» , «Права ребенка» , «Необдуманные воз-действия» , «Как познакомить ребенка с историей семьи » , памятка для бабушек по воспитанию внуков.

2. Анкета «Семейные традиции » .

Работа родителей с детьми :

1. Рисование «Моя семья » .

2. Рассматривание семейных альбомов , чтение художественной литературы, беседы.

3. Подбор фотографий для стенгазеты.

Продукт совместной деятельности :

1. Выставки рисунков, поделки детей.

2. Выпуск стенгазеты «Моя семья » .

3. Мастер – класс с родителями «Открытка ко Дню матери» .

Результаты проекта :

1. Дети расширили представления о семье , семейных ценностях .

2. Узнали, какими правами они могут пользоваться.

3. Осознали, что значит семья в жизни каждого человека.

Использованная литература :

1. С. А. Козлова «Я – человек» . М., 1996 г.

2. В. И. Логинова, П. И. Саморукова. Дошкольная педагогика. М. ,1988 г.

3. Т. Н. Дронова «Вместе с семьей » . М. ,2005 г.

4. Хрестоматия для детей среднего возраста .

5. О. Х. Зверева, Т. Н. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» . М. ,Сфера,2005 г.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Семейные традиции» Уважаемые родители! В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся.

Цель занятия: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления.

Консультация для родителей «Семейные традиции» Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни,.

Педагогический проект в ДОУ Семейные традиции - любимое блюдо моей семьи Педагогический проект в ДОУ «Семейные традиции – любимое блюдо моей семьи» Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции» ГБДОУ комбинированного вида Детский сад № 39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Проект «Моя семья и семейные традиции» Семья-любви.

КГУ Антоновская средняя школа мини-центр «Б ө бек»

Проект
«Праздники и традиции семьи»

Воспитатель: Шукина Наталья В.

2014-2015

Паспорт проекта

Тема проекта : “Праздники и традиции семьи ”.

Руководитель проекта : Воспитатель мини-центра «Б ө бек» при КГУ Антоновской СШ Шукина Н.В.

Участники проекта : Дети, родители воспитанников.

Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и развитие социальной личности дошкольников посредством приобщения к традициям семьи.

Возраст детей, участников проекта : Дети 4 - 5 лет.

Предмет проекта : Традиции и праздники семьи.
Тип проекта : поисково-творческий;

Цель проекта:

Обоснование и доказательство того, что праздники и традиции семьи являются социальным институтом в развитии и становлении личности ребенка.

Задачи проекта :

узнать



Задача детей:

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Библиотека для детей и родителей.

Пояснительная записка к проекту

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.
Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Развитию и сохранению семейных традиций способствуют так же и народные праздники. Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: познакомить детей с семейными традициями, активизировать творческое развитие дошкольников. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Проект
«Праздники и традиции семьи»

Актуальность:

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. Семья – важнейший институт воспитания социально-патриотических качеств ребенка.
У детей не четкие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
Родители недооцениваю значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции.
Проблема : детям не понятно значение слова «традиция».

Цель проекта:

Обоснование и доказательство того, что праздники и традиции семьи являются социальным институтом в развитии и становлении личности ребенка.
Выяснение роли праздников и традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Объект исследования: процесс формирования личности дошкольников

Предмет исследования : семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.

Задачи проекта:
узнать

1. Что такое семейные традиции;
2. Какие традиции есть в моей семье;
3. Как традиции влияют на взаимоотношения в семье и на формирование личности дошкольника.

Задача детей : узнать традиции семей, исследовать - какие дела, мероприятия, проводимые в семье и в детском саду можно назвать традицией

Гипотеза

Мы предполагаем, что формирование личности дошкольников в семье будет эффективным, если:

Воспитание опирается на традиции народа;

Используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

Деятельность родителей по формированию личностных качеств дошкольников осуществляется систематически и планомерно; в такой семье вырастают достойные люди

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    теоретический анализ психолого – педагогической литературы;

    диагностические (наблюдение, опрос, работа с родителями, поиск информации в сети Интернет).

Теоретической базой исследования являются работы психологов, посвящённые проблеме формирования личности дошкольников, раскрытия духовных потребностей ребёнка и его творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин, А.В. Запорожец и др.)

«Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.

Главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

Климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейной жизни;
- содержание деятельности каждого члена семьи

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. Разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть детей отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь специалистов. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему формирования личности ребёнка.

Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семейных традиций.

Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений.

Этапы реализации проекта

Этапы

Название

Мероприятия

Вводный

1.Формирование проблемы: наш домовенок Кузя не знает, что такое традиции. Откуда берутся традиции, как и из чего складываются.

2. Узнать у родителей семейные традиции.

Подготовительный

1. Совместное планирование деятельности.

2. Анкетирование родителей и диагностика детей.

3.Проведение родительского собрания «Традиции нашей семьи»

4. Работа с портфолио детей

Работы на тему «Моя родословная», «Я и мое имя»

Принятие решения

1. Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. Составление календаря семейных традиций

Выполнение

Внедрение в практику работы с детьми серии занятий
1. «Я и мои важные семейные дела»

О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь), но и внук (внучка), брат (сестра):

Об обязанностях членов семьи дома.

С отдельными детьми поговорить о младших братьях и сестрах, как они помогают маме заботиться о них.
2. Занятие на тему «Моя семья- это семь Я» ;

О бабушках: как ее зовут, чья она мама и т.д.;

Как дети могут позаботиться о маме, связать с самообслуживанием;

С отдельными детьми беседа о папе: как зовут, чем занимается.

3. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Встречаем гостей», «Дом», «Дочки - матери».

Дидактические игры «Назови профессии», «Кому что нужно?».

4. Чтение и разучивание стихотворений о семье, маме, папе, бабушке, дедушке.
5. Разучивание песен о дружбе, маме.
6. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».

6. Творческая мастерская: «Сказка на ночь». Сочиняем и записываем сказки вместе.
Ручной труд: «Поделка для мамы, бабушки к 8 марта»

Рисование «Портрет моей мамы».

7. Оформление буклетов:

Проведение выставки родительских работ на тему: «Генеалогическое древо моей семьи».

Беседы на тему «Мои родители – строители, врачи, учителя и т. д.»,

8. Чтение произведений русских народных сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», Смоленой - бычок», «Волк и семеро козлят», Я. Акима «Моя родня» С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас?» и др.

9. Игры-драматизации «Репка», «Курочка Ряба» «Колобок»

10. Подготовка к конкурсу «Солнечный зайчик» участников проекта.

Оценка результатов

1. Подготовка к презентации проекта. Презентация.

Завершающий

Фестиваль «Мама, папа, я –дружная семья». Рефлексия деятельности участников проекта.

Конкурс: «Дом нашей мечты» (совместный труд с родителями).

Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»

Хорошей традицией является обряд крещения, празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.
Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.
Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.
При воспитании ребенка не допускайте излишней строгости, также как и вольности, ведь и то и другой, приводит к перенапряжению детской психики. Неустойчивость домашнего уклада приводит к тому, что в душе ребёнка формируется ощущение незащищенности дома и шаткости всего окружающего мира.
Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни.
К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
Детям семейные традиции необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста.
Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи

Роль семейных традиций в жизни малышей
* Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"
* Дети гордятся своей семьёй
* Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято
* Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.
* Традиция повторяется всегда, ведь она – традиция.

Заключение
Семейные традиции и обычаи можно отнести к одной из форм контактов между ребенком и взрослыми. Семейные традиции в определенной степени определяют «окраску» эмоционального фона отношений, а в конечном итоге влияют на формирование личности ребенка.
Среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности дошкольника.

Выводы
Совокупностью семейных функций, определяющими уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются семейные традиции и обычаи. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка.
Цель проекта обоснована и доказывает, что праздники и традиции семьи являются социальным институтом в развитии и становлении личности ребенка, в становлении крепкой и дружной семьи.

«Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети.

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе!»

Участники проекта: Е.А.Жилинская (воспитатель), Е.М.Юрьева (воспитатель), дети (в возрасте 5-6 лет), родители воспитанников.

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: учебный год – с сентября по май.

Проблема: почему дети так слабо владеют информацией о своих ближайших родственниках: маме, папе, сестрах, братьях, бабушках и дедушках – о своей СЕМЬЕ, и совсем не владеют информацией о семейных традициях.

Актуальность: самое главное в жизни любого ребенка – его семья. Воспитанием ребенка, как правило, занимаются родители: мама и папа. Но в наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у нас возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.

Цель: помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о семье, семейных ценностях (что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи);
  • Воспитывать доброе, заботливое отношение и любовь к семье;
  • Привлечь и вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта;
  • Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать словарь, делиться своими знаниями.

Предварительная работа: рассматривание семейных фотоальбомов; чтение и разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, отгадывание загадок о семье; беседы о семье и семейных традициях; просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов «Жили-была мама», «Если бы я был моим папой», «Бабушка, научи!», «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот» и др; чтение детских рассказов Н.Носова, С.Маршака, А.Толстого, сказок Г.-Х.Андерсана, Ш.Перро; изготовление подарков к различным праздникам; сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери» и др.

Оборудование и материалы: презентация о семье, детские проекты, магнитофон, фонограмма песни о семье, телевизор, мультфильмы, фотоальбомы.

Работа с родителями:

  • Сбор информации о семье;
  • Оформление мини-проекта;
  • Фотовыставка «Моя семья!»

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;
  • У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;
  • Дети научатся «защищать» свои мини-проекты о семье;
  • Получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности.

Обобщение результатов:

  • Оформление стенгазет «Мой папа (дедушка) самый лучший» (приобщенная к празднику «23 февраля» и «Больше всех на свете я мамочку (бабушку) люблю!» (к празднику «8 Марта»);
  • Выставка детских работ «Моя большая и дружная семья»; «Мамин портрет», «Папин портрет»;
  • Оформление творческих мини-проектов.

План реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  • Чтение (прослушивание) рассказов, стихотворений, просмотр мультфильмов и т.д.;
  • Проведение сюжетно-ролевых игр;
  • Подготовка материала для творческой деятельности;
  • Выпуск ширмы для родителей «Семейные ценности».

II этап –информационный:

  • Сбор различной информации по данной теме;
  • Оформление мини – проектов;
  • В непосредственно-образовательной деятельности дети отражали полученные знания в рисунках, аппликациях.

III этап – заключительный:

  • Оформление выставки детских работ «Моя большая и дружная семья!»; «Мамин портрет», «Папин портрет»;
  • «Защита» творческих мини-проектов;
  • Вручение самодельных открыток к праздникам.

Вывод: в связи с проделанной работой дети получили большой запас знаний о семье и родственных связях, узнали о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям, воспитали желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним, легко владеют информацией (пополнили словарный запас по теме нашего проекта).

Приложение: Анкета «Моя семья»

Детские творческие мини – проекты

«Моя СЕМЬЯ!»



Сценарий родительского собрания — развлечения

«Это важное слово – СЕМЬЯ!»

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Презентация нашего проекта (1-6 слайды)

Воспитатель: Я думаю, многие со мной согласятся в том, что семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Несмотря на то, что многие хотят быть независимыми, семья останется приоритетом в жизни каждого человека.

Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом – нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» — владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом – вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить:

— Гость на пороге – счастье в … (доме).

– Дом без хозяйки … (сиротка).

– Яблоко от яблони … (не далеко падает).

– Чем богаты, … (тем и рады).

– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Не только о доме, но и о семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Вам надо поправить то, что будет неверно.

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились верно.

Дом бывает разным. У наших с вами детей есть еще и второй дом, в котором они проводят большую часть дня. И здесь тоже есть свои традиции.

В каждом доме, у каждой семьи есть много фотографий, на которых запечатлены моменты традиции семьи или любимых занятий. А наши дети подготовили выставку рисунков о своей семье, с ней Вы могли ознакомиться.

Вы все, уважаемые родители, получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи.

И мы с удовольствием приглашаем семью…… рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях.

Мы с Вами говорим о традициях. И уже традиционно в феврале в нашей стране отмечается праздник День защитника Отечества, дети не только приготовили подарки своим папам и дедушкам, но ещё и рассказали нам о них и мы предлагаем Вам узнать себя.

Поздравляем

Ну а какой же праздник проходит без конкурсов? А раз мы сегодня говорим о семье, то и конкурсы у нас семейные.

«Подготовка к празднику» — мама накрывает на стол, папа надувает шарик, ребенок надевает костюм (чья семья быстрее)


Русская пословица гласит « Мой дом – моя крепость» . Почему так говорят? (ответы детей и взрослых) У каждой семьи есть своя крепость – свой дом, но не все они идеальны. Сегодня мы предлагаем участникам построить фасад идеального дома, где каждый кирпичик будет что-то значить.

Игра: «Построй дом» (родители с ребенком) – 2 семьи.

Из модулей построить дом. Каждый модуль – кирпичик подписан (здоровье, понимание, любовь, улыбка, пустые модули подписывают сами).


Какие вы молодцы, со всеми конкурсами справились.

И по нашей традиции осталось вручить награды нашим самым активным детям и самым отзывчивым родителям (вручение дипломов).

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

А сейчас просим всех к столу. На наше традиционное чаепитие.

Вот и наш праздник подошел к концу, спасибо всем за участие!

Наша презентация будет интересна и полезна любому педагогическому работнику дошкольного образовательного учреждения.

Слабые знания детей о семье и родственных связях, интересах и семейных традициях натолкнули нас создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.

Работа была продолжительной (весь учебный год), проводилась в различных формах: НОД, совместной деятельности, утренниках, родительских собраниях, беседах и др.

В своей презентации мы сделали акцент на семейные традиции. Семейные традиции - это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

В связи с проделанной работой дети получили большой запас знаний о семье и родственных связях; узнали о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям; воспитали желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; легко владеют информацией (пополнили словарный запас по теме нашего проекта).

К нашей презентации приложены информационная карта проекта, детские творческие мини – проекты, сценарий родительского собрания – развлечения, анкета «Моя семья».

Скачать презентацию

Жилинская Елена Александровна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №58» (МБДОУ «ЦРР – детский сад №58»)

г.Северск, Томская область, Россия