Речевые упражнения для развития интонации. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио

Оформление речи

В английском достаточно много слов, которые имеют разные значения в зависимости от ударения. Например, ré-bel и re-bél. Или désert и dessért. Поэтому ударение на неправильном слоге может привести к недоразумениям в общении. Также ученик должен понять, что акцент на разных словах в предложении придает ему разный смысл. Выполните с учеником следующие упражнения для того, чтобы он научился обращать внимание на ударение в словах и акценты в предложениях.

Упражнение 1
Наверняка у ученика есть набор слов, в которых он неправильно делает ударение. Например, “hótel” и “weekénd”. Запишите эти слова, и когда их наберется достаточно, проведите с учеником следующее упражнение: каждое слово из списка произнесите дважды, ученик должен выбрать вариант с правильным ударением. Например, “ Do we say hótel or hotél?”

Упражнение 2
Подготовьте такую таблицу:

1 – 2 – 3 1 – 2 – 3 1 – 2 – 3

Подчеркнутая цифра показывает, на какой слог нужно делать ударение.
Дайте ученику список трехсложных слов (telephone, magazine, religion, etc…) и попросите разместить их в соответствующих колонках.

Упражнение 3
В качестве примера возьмите простое предложение: You think I saw the monster. Произнесите предложение несколько раз, каждый раз делая акцент на другом слове. Попросите ученика объяснить, как от этого изменился смысл предложения.

You think I saw the monster. (You are the one who thinks this is true.)
You think I saw the monster. (This is your belief, but you are not be correct in it.)
You think I saw the monster. (Maybe someone saw it, but it wasn’t me.)
You think I saw the monster. (I did something with the monster, but I may not have seen it.)
You think I saw the monster . (I saw something, but it may not have been the monster.)

Упражнение 4
После того как ученик справился с предыдущим упражнением, возьмите это же предложение или любое другое. Например, “John likes his new job ”. Произнесите его по разному, каждый раз делая акцент на новом слове. Ученик должен отреагировать на каждое, основывая свой ответ на том слове, которое вы подчеркнули. Например, если вы сказали “John likes the company ”, ученик может ответить: “Oh,him? I thought you were talking about Mike.”

Упражнение 5

Подготовьте для ученика короткий диалог вместе с транскриптом. Во время первого прослушивания диалога студент одновременно читает транскрипт. Прослушав диалог он должен отметить в диалоге те слова, на которых, по его мнению, участники диалога делали ударение. После дайте ученику прослушать диалог еще раз и проверить, правильно ли им были расставлены ударения.

Упражнение 6
Подготовьте для студента несколько предложений. Он должен их прочесть и, исходя исключительно из контекста, решить на каких словах делать ударение. Например,
I was so angry at John. He forgot to call me on my birthday. He said he had remembered, but that it was too late to call.
Может быть более одного правильного ответа, поэтому ученик должен аргументировать свой выбор.

Интонация

Ученик может иметь прекрасное произношение, но если говорит без интонации - это также, как и неправильное ударение, может привести к недоразумениям в речи. Несколько упражнений для развития чувства интонации.

Упражнение 1
Лучший способ проиллюстрировать различия в интонации - сказать одно и то же предложение по-разному, обсудить эмоции и намерения говорящего в каждом случае. Начинать следует с коротких фраз и предложений.

Sorry. (apology) Yes. (agreement)
Sorry? (clarification) Yes? (prompting to speak)

После этого можно перейти к более длинным фразам и предложениям.

Say: Isn’t it hot. Ask: Am I asking a question or making a comment about the weather?
Say: Don’t you like coffee? Ask: Do I sound certain or surprised?

Наконец попросите ученика определить эмоции самостоятельно.

Say: “You have to go?” Ask: What emotion am I indicating? (surprise).
You’re John, aren’t you? (The speaker is certain.)
You’re John, aren’t you? (The speaker is uncertain.)
Isn’t that funny. (The speaker is making a comment.)
Isn’t that funny? (The speaker is asking a question/seeking affirmation.)

Упражнение 2
Дайте ученику серию вопросов, которые необходимо проанализировать. Попросите с помощью стрелки отметить интонацию в каждом вопросе.

Did you remember to buy the milk?
Where did you buy that?

На основе вопросов ученик должен выработать следующие правила для интонации:

Yes/No questions
Questions that begin with wh-words
Statements
Expressing surprise
Sarcasm or disbelief

Упражнение 3
Попросите ученика ответить на различные ситуации одним словом. Поскольку он может использовать только одно, то придется тщательно подбирать интонацию, чтобы правильно передать смысл. Например,

Say: What do you say to a friend who’s just arrived late?

Student: Late.

Say: Your friend has not arrived yet, but you’re not sure why. What do you say to your other friend?

Student: Late?

Подготовьте простой диалог.
A: Good afternoon.
B: Hi. How are you?
A: Fine, thanks. And you?
B: I’ve been busy, but good.
A: Well, it was nice talking to you. See you later.
B: Same to you. Goodbye.

Вместе с учеником разыграйте этот диалог в различных сценариях. Например,
— двое друзей, которые впервые за несколько лет встретились;
— сотрудник и бывший начальник;
— мальчика и девочка, которые друг другу нравятся;
— незнакомые друг другу люди в самолете.

Обратите внимание ученика на то, что единственное отличие между сценариями - интонация и ритм речи. Тем не менее именно из-за них диалоги могут выражать совершенно разный смысл и чувства. Выполнив эти упражнения ученик начнет говорить выразительно и правильно оформлять речь.


Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР была проведена коррекционно-логопедическая работа. Она проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей.

Коррекционно-логопедическая работа решала следующие задачи :

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Так же необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная работа проводилась поэтапно. На первом этапе развивалось умение воспринимать, а на втором этапе – воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.

Перед началом работы была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР по методике Лазаренко О.И., в ходе которой определялось:

– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та ) или отстукивания;

– возможность выделять ударный слог в слове;

– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

– умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводились как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений направленных на коррекцию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные дыхательные упражнения в положении «лежа», затем «сидя», «стоя», постепенно переходящие в фонационные (произнесение звуков на выдохе).

Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями логопеда. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.

Параллельно с работой над интонацией проводилась работа над логическим ударением . Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение, использовались следующие игровые упражнения: – для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово» ; – для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?» ; – для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи» ; – для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?»

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте , были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.

Дети дошкольного возраста чаще говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость ) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?» . Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)» .

В работу по развитию восприятия тембра голоса , умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок» , «Теремок», и др.), короткие диалоги.

В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками ). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро» , но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.

Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

Итоговая диагностика проводилась по той же методике. Обследование показало, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие

интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Проведенная работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.4. Вопрос-ответ………………………………………………....3

1.1.5. «»……………………………………………………………...4

1.1.6. Диктант……………………………………………..………...4

1.1.7. «»……………………………………………………………...4

1.1.8. «»……………………………………………………………...5

1.2.1. Помоги Маше одеться………………………………….…….5

1.2.2. Собираемся на прогулку……………………………………..5

1.2.3. Что с чем……………………………………………..………..5

1.2.4. Назови ласково………………………………………………..6

1.2.5. Похвали подарок……………………………………….……..6

1.2.6. Почемучки………………………………………………….....6

1.2.7. Просьба………………………………………………….….....7

1.2.8. Качели……………………………………………………...…..7

2. ТЕМП 2.1.Упражнения:

2.1.1. Ноги и ножки…………………………………………...……..7

2.1.2. Муха-Цокотуха………………………………………………..7

2.1.3. На крыше……………………………………………………....8

2.1.4. Курочка и цыплята ………………………………….………..8

2.1.5. Поехали, поехали ……………………………………………..8

2.1.6. Барабанщик …………………………………………….……..8

2.2.1. Осенние листочки……………………………………………..9

2.2.2. Карусели………………………………………………………..9

2.2.3. Из-за леса, из-за гор……………………………………….…..9

2.2.4. Еду-еду к бабе, деду………………………….………………..9

2.2.5. Санки…………………………………………………………..10

2.2.6. Угадай…………………………………………………...……..11

3. РИТМ 3.1. Упражнения:

3.1.1. Кегли и мячи………………………………….………………..11

3.1.2. Осенний дождь……………………………….………………..11

3.1.3. Узоры………………………………………….………………..11

3.1.4. Постучи в дверь………………………………………………..12

3.1.5. Язычки-дразнилки (Передай снежок)………….……………..12

3.1.6. Аты-баты………………………………………………………..12

3.2.1. Послушай и угадай…………………………….………………..12

3.2.2. Забияки-петушки…………………………………….…………..13

3.2.3. Мы сидели на печи…………………………………..…………..13

3.2.4. Послушай и повтори так же…………..……………….………..13

3.2.5. Накорми птиц………………………………………….…..……..13

3.2.6. Охотники и зайцы………………………………………………..14

4. ТЕМБР 4.1.Упражнения:

4.1.1. «»……………………………………………….………………….14

4.1.2. «»…………………………………………………………………..14



4.1.3. Ау!…………………………………………………...…………….14

4.1.4. Тихо………………………………………………………………..14

4.1.5. Самолет…………………………………………..………………..15

4.1.6. «»……………………………………………………….…………..15

4.1.7. Чтение стихотворений по ролям………………………..………..15

4.2.1. Угадай, кто говорит…………………………………..…….……..16

4.2.2. Новоселье……………………………………………………...…..16

4.2.3. Волшебные превращения………………………………...……….16

4.2.4. Превратись в птицу………………………………………..….…...16

4.2.5. Барабек……………………………………………………….….…17

4.2.6. Как у бабушки Наташи……………………..……………………..17

5. УДАРЕНИЕ (СЛОВЕСНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ) 5.1.Упражнения:

5.2.1. «»………………………………………….………………….…....18

5.2.2. Слушай, думай, называй………………………..……………..…18

5.2.3. Найди важное слово (1-й вар)…………………………………...18

5.2.4. Найди важное слово (2-й вар)………………….…….………….18

5.2.5. «»…………………………………………………….……..….…..19

5.2.6. «»…………………………………………………………………..19

5.2.1. Накорми птичек…………………………………….………….…19

5.2.2. Где твой круг? (1-й вариант)…………………………………….19

5.2.3. Где твой круг? (2-й вариант)…….………………………………20

5.2.4. Построения………………………………………………………..20

5.2.5. Кто в каком доме живет?………………………….……………..20

5.2.6. Ходит Леночка..…………………………………………………..20

6. Список используемой литературы ……………..………………………..22

Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу:

«Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».

МЕЛОДИКА

Упражнение 1.1.1. «Дирижеры»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.



Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Упражнение 1.1.2. «Лесенка»

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение 1.1.3. «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение 1.1.4. «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.

Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

Упражнение 1.1.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики

повествовательных предложений.

Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.

Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

Упражнение 1.1.6. «Диктант»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

Пример текста: «Лиса и собаки».

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л.Толстой)

Упражнение 1.1.7. «»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

Упражнение 1.1.8. «»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)

Игра 1.2.3. «Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.

Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.

Например: Суп едят из тарелки.

Цветы поливают из лейки.

Игра 1.2.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».

Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.

Для Маши он приготовил красивую куклу.

- Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!

Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.

- Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.

А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.

- Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.

- Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.

· Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?

· Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?

· Почему обрадовались Маша и Ваня?

· Почему удивился Паша?

Игра «Похвали подарок»

Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.

Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!

Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

Игра 1.2.6. «Почемучки»

Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом.

Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос.

А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов:

Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?

Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения:


У почтальона какая сумка? Это что?

В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре.

Игра 1.2.7. «Просьба»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.

Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.

Игра 1.2.8. «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

ТЕМП

Упражнение 2.1.1. «»

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит? Что болит?

Ну, что споём? Ну что, споём?

Игра 2.2.2. «Карусели»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М.Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле-еле, еле-еле (в медленном темпе)

Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (в умеренном темпе)

Все бегом, бегом, бегом! (в быстром темпе)

Все быстрей, быстрей, бегом, (бег)
Карусель кругом, кругом! (бег)
Тише, тише, не спешите, (в умеренном темпе)

Карусель остановите, (в умеренном темпе)

Раз, два, раз, два – (в медленном темпе )
Вот и кончилась игра! (в очень медленном темпе )

Игра 2.2.5. «Санки»

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом высказывания.

Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

(З.Александрова)

Садитесь, дети, на санки, поедем к этой елочке.

Игра 2.2.6. «Угадай»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?

РИТМ

Упражнение 3.1.3. «Узоры»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Игра 3.2.5. «Накорми птиц»

Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы.

Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы.

Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить:

Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

Утка с утятами: / / / / / / / /

Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

ТЕМБР

Упражнение 4.1.1. «»

Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание. Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую.

Например: Ах! – радость, восхищение.

Ой! – испуг, страх.

Ух! – гнев, недовольство.

О! – удивление.

Эх, - грусть, сожаление.

Упражнение 4.1.2. «»

Упражнение 4.1.3. «Ау!»

Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.

Упражнение 4.1.4. «Тихо…»

Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, Почти без голоса, одной артикуляцией.
тишина…

Вдруг Шепотом.
Грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик Голосом разговорной громкости.
Тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал
по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он
Громко.
станет.
Уже барабанит. Уже
Очень громко.
барабанит!
(А. Шибаев)

Упражнение 4.1.5. «Самолет»

Описание. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

Упражнение 4.1.6. «»

* * *
Летит поезд во весь дух: Произносят высоким голосом, делая круговые движения
- Ух! Ух! Ух!
согнутыми в локтях руками.

Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и гудят.
Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают.

* * *
«Ой! - воскликнул окунек, Произносят высоким голосом.
- Я попался на крючок».


Сом сердито проворчал:
Низким голосом.
«Из-за шалости попал».
(Ф. Бобылев)

* * *
Маленькие ножки Высоким голосом с одновременным легким ритмичным Бежали по дорожке постукиванием двумя пальцами.
Топ! Топ! Топ!
Большие ноги Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело

Шли по дороге: стучат по столу.

Топ! Топ! Топ!

Игра 4.2.2. «Новоселье»

Материал. Картинка с изображением животных, строящих дом.

Описание.

1-й вариант. Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга. Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу с восклицательной интонацией, изменяя тембр голоса.

2-й вариант. Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.

Как скажет поросенок (сова, медвежонок и т.д.)? Почему?

Игра 4.2.5. «Барабек»

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с

удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят

наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в

стороны - «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

«метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое

движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

«кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы

рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно

и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко

замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне»,

говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким

Игра 4.2.6. «Как у бабушки Наташи»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на

голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая

ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным

пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий

от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст

произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,

с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх

большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,

поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим

справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

по-старушечьи.

(слова народные)

УДАРЕНИЕ

Упражнение 5.1.1. «»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Например: У -ли-ца, пло -щадь, фо-нарь , му-зей , те-атр , парк , прос-пект , го -род.

Упражнение 5.1.5. «»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в речи.

Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове.

Например: Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч ?

Они принесли краски?- Они принесли краски?- Они принесли краски ?

Меняется ли смысл фразы?

Упражнение 5.1.6. «»

Цель. Формировать навыки восприятия и воспроизведения логического ударения в речи.

Материал. Картинка: снегири сидят на ветке дерева, под деревом на земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.

Описание. Взрослый задает вопросы, изменяя местоположение логического ударения во фразе – изменяется смысл вопроса.

Например: Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.

Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.

Снегири сидят в кормушке ? – Нет, они сидят на ветке . В кормушке сидят синички.

Важно. Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением голоса логически значимое слово в предложении.

Усложнение. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

Игра 5.2.2. «Где твой круг?»

Материал. Два больших обруча.

Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих, во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Игра 5.2.3. «Где твой круг (2-й вариант)

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок – замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит-стоИт, мОю-моЮ и др.

Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание.

Игра 5.2.4. «Построения»

Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

Игра 5.2.6. «Ходит Леночка»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Ходит Леночка , вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая ! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку , (с сожалением)
На пол бросила картошку , (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело ! (восклицательно)

Ходит Леночка , вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.

Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.

Я плохая ! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.

Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.

На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.

Быть хорошей надоело ! – взмах руками, выражение недовольства.

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.

Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.

Уши мыть или не мыть ? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.

Отвечает доктор гневно: – резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.

Надо мыть их ежедневно ! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.

Если уши мыли вы ,

если уши мыли мы ,

если уши вымыл ты, – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.

Значит уши вымыты ! – указательное движение на ухо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008

2. Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007:: №3, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285#more-285

3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Москва Изд.ТЦ Сфера 2008

Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005:: №4, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2005/07/125

5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2007

6. Панина.Г. «Речевая ритмика, или как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников»

7. Родионова Ю.Н. Статья «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» «Ребенок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1

http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?item_id=183

8. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей 4-5 лет» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2009

9. Сидорова Ю.В. Статья «Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях. Звуковой анализ и синтез слова» http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=29

Дисциплина: «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ».

ТЕМА: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.1. Дирижеры…………………………………………….…..…..3

1.1.2. Лесенка………………………………………………….…....3

1.1.3. Волшебная линия……………………………………….…....3

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика .

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Владимир - Ноя 24th, 2014

Интонационные упражнения

Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Сложные задачи курса заставляют творческих, вдумчивых преподавателей искать новые пути, экспериментировать, совершенствовать педагогический процесс.

Педагог должен при этом ясно представлять себе возможности какого-либо методического приёма в постепенном нарастании трудностей, а также пути для достижения результатов на которые нацеливается программа.

В настоящее время на уроках сольфеджио используются 4 основных вида работы:

  1. 1. Интонационные упражнения;
  2. 2. Анализ на слух;
  3. 3. Чтение с листа;
  4. 4. Запись музыки (диктант).

Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха и способствовать выработке навыков чтения с листа и записи.

Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития сторон слуха.

В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа.

Иногда у педагогов возникает вопрос – можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащийся обладает отличными слуховыми и вокальными данными.

В большинстве же случаев интонационные упражнения необходимы, так как они дают возможность постепенно отрабатывать возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка, наиболее быстро подводят к основной цели – умению сольфеджировать и слышать. Одно из условий успешной работы над интонационными упражнениями состоит в том, что они не должны быть оторваны от художественной музыкальной литературы.

Процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет 4 стадии:

  1. 1. Ознакомление;
  2. 2. Слушание;
  3. 3. Запоминание, путем многократного повторения;
  4. 4. Умение точно, красиво и быстро воспроизвести.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков:

  1. 1. По количеству голосов (одноголосие и многоголосие).
  2. 2. Упражнения в ладу;
  3. 3. От отдельно взятого звука;
  4. 4. С аккомпанементом;
  5. 5. Без сопровождения;

Все эти методы должны прорабатываться параллельно. Ритм при пении лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Когда интонационные упражнения (гаммы, интервалы) уже освоены возможно варьирование ритма и темпа. При работе над строем, при пении аккордов возможно исполнение без четкого ритмического оформления – по указанию педагога.

Возможны специальные ритмические упражнения:

  1. 1. На сольмизацию (название нот без пения в заданном ритме);
  2. 2. На воспроизведение ритма, пения путем выстукивания;
  3. 3. На выстукивание ритмического сопровождения мелодии.

Интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.

В процессе пения упражнений следует менять темп и штрихи (легато, стаккато).

Особенно важно варьировать настройки. Задача настройки – помочь войти в сферу тональности и удержать ее в памяти.

  1. 1. Настройка играется педагогом.
  2. 2. Педагог играет тоническое трезвучие, учащиеся поют гамму, каденцию и т.д.
  3. 3. Педагог дает один звук – тоника, ученики пропевают всё самостоятельно.
  4. 4. Педагог дает начальный звук мелодии, называет ступень – ученики сами отыскивают тонику и настраиваются.
  5. 5. Настройка по камертону (звук ля).
  6. 6. Самостоятельная настройка на произвольной высоте (поется на слоги).
  7. 7. Перестройка от предыдущей тональности (по памяти).

Работая над чистотой интонаций, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся.

Многие педагоги в начале урока проводят хоровое распевание. В него обычно включаются:

  1. 1. Упражнения на дыхание, для протяжного пения;
  2. 2. Упражнения для развития легкости и подвижности голоса;
  3. 3. Упражнения для укрепления и расширения диапазона голоса.

Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио должны быть не только точно проинтонированы, но красиво и музыкально исполнены.

Основные требования, которые можно предъявлять к качеству пения:

  1. 1. Пение legato.
  2. 2. Свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте упражнениям.
  3. 3. Пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte.
  4. 4. Четкое, ясное произнесение названий нот или текста.
  5. 5. Осмысленность, выразительность исполнения.

Материалом для интонационных упражнений могут быть тетрахорды, гаммы, ступени гаммы, попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные и модулирующие, распевы, настройки, песни.

Вначале каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению a capella. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше (со 2 класса ДМШ) и дальше вести работу параллельно.

В процессе развития слуха учащиеся нуждаются не только в знаниях, но и обязательно в практической проработке каждого понятия. Поэтому петь на слоги, подбирать и импровизировать нужно и детям и взрослым.