Как улучшить свою речь и дикцию. Эффективное упражнение, чтобы улучшить дикцию. Упражнения для дикции: полезные советы

Рото-глоточная гимнастика

Задача упражнений – активизировать работу мышц мягкого нёба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу, освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка.

Хороший эффект при освоении фонационного дыхания, воспитании речевого голоса дает речь, произносимая про себя. Она может быть использована не только в дыхательной гимнастике и в упражнениях с текстами, но прежде всего при внутриглоточной артикуляции (упр. 10–13).

Очень полезны упражнения с произнесением носовых согласных при зажатом носе. Они рефлекторно вызывают сильное поднятие нёбной занавески, активизируют её, устраняют застойные явления, т. к. воздушная волна, встретившая препятствие (зажатый нос), во время нормального произнесения текста непроизвольно «подбрасывает» звук вперёд и снимает напряжение с гортани. При начальной тренировке удобнее проговорить с зажатым носом только первую половину скороговорки, тут же произнести ее свободно, затем произнести с теми же приемами и вторую половину текста (упр. 14–15).

Упражнения.

1. «Хочу зевнуть, но не зеваю».

Стать прямо, ноги слегка расставлены, положение тела – «на колок». Начало зевка: хочу зевнуть, но не зеваю. Язык лежит плашмя у нижних передних зубов; слегка открыв рот, потянуть в себя воздух, широко раскрывая зев; во время зевка язык, сильно прогибаясь вниз, оттягивается назад и напрягается; нёбная занавеска при этом поднята, образуя ровные края свода. Подержать гортань в таком напряжённом положении 4–5 секунд, затем опустить нёбную занавеску, расслабив мышцы гортани. Повторить 3–4 раза. Это упражнение укрепляет мягкое нёбо, расширяет гортань, является профилактикой ОРЗ.

2. Рассмотреть перед зеркалом полость зева, одновременно делая выдох на «АХ – АХ – АХ, ОХ – ОХ – ОХ, ЭХ – ЭХ – ЭХ», при этом гласные звуки артикулируются без звука, звук же «X» должен слышаться отчётливо.

3. «Хочу произнести звук „А“, но не могу».

Исходное положение то же; нижняя челюсть опущена вниз как при произнесении звука «А»; язык лежит плашмя на дне ротовой полости, оттягиваясь назад. Нёбная занавеска сильно поднята и напряжена, (беззвучное ариткулирование звука «А»). Подержать гортань в таком положении 4–5 секунд. Повторить упражнение 3–4 раза.

4. «Хочу произнести звук „П“, но не могу».

Исходное положение то же; губы крепко сомкнуты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит внизу, сильно оттягиваясь назад корнем языка, зев при этом открывается. Нёбная занавеска активно поднята и напряжена, образуя ровный свод и высокий купол. Пытаясь на сильном напряжении губ произнести звук «П», как бы прорвать преграду, но не выполнить это движение.

5. Полоскание гортани гласными звуками – Э – А – О У – Ы – И. Исходное положение то же. Участие в артикуляции принимают только мышцы гортани, губы остаются неподвижны. Мысленно последить за работой зева.

6. Исходное положение то же. Опустить голову вниз и постараться как можно шире раскрыть полость зева. Повторить 5 раз.

7. Исходное положение то же. Спокойно откинуть голову назад, при этом шею не тянуть (ощущение «толстой шеи»), и постараться раскрыть шире зев. Повторить 5 раз.

8. Исходное положение то же. Поворачивать голову вправо и влево, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

9. Исходное положение то же. Наклонить корпус тела вперёд и назад, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

10. Стать прямо, слегка расставив ноги, руки свободно висят вдоль тела (положение тела «на колок»): несколько раз подряд медленно и негромко произнести взрывные согласные к-г, к-г, к-г… г-к, г-к, г-к… Затем мысленно произнести гласные а-э-о. Всё внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4–6 раз.

11. Исходное положение то же; повторить предыдущее упражнение, но во время мысленного произнесения гласных наклонить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной; вернуться в исходное положение (голова прямо).

12. Проделать это же упражнение, мысленно произнося гласные а-э-о, слегка запрокинув голову назад, а также во время наклонов головы к правому и левому плечу, затем вернуться в исходное положение. Эти и подобные упражнения полезно проделывать после гигиенического и вибрационного массажей в области шеи и грудной клетки.

13. Исходное положение то же; производить мягкие, свободные, медленные круговые движения головой справа налево и слева направо, произнося по очереди следующие сочетания согласных с гласными: гми – гма – гмо – гму; зми – зма – змо – зму; бма – бмо – бжу; вми – вма – вмо – ему; гни – гна – гно – гну; зни – зна – зно – зну; бни – бна – бно – бну; вни – вна – вно – вну.

Повторить 5 раз. В дальнейшем можно в этих и подобных упражнениях использовать тексты скороговорок, пословиц.

14. «Наш Полкан из Байкала лакал».

Произнести этот текст, зажав нос большим и указательным пальцами правой руки, затем произнести его свободно, без зажима; то же самое проделать со второй половиной текста: «Полкан лакал, не мелел Байкал».

15. «На мели мы лениво налима ловили, / на мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили / и в туманы лимана манили меня».

Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Это упражнение особенно полезно при частых насморках или же при дурной привычке говорить в нос.

Установка правильной позиции звука

16. «Стон».

Исходное положение: лечь корпусом тела на стол, расслабиться, свесить руки, как плети, с крышки стола вниз; голова лежит на столе щекой вниз; ноги, согнутые в коленях, также расслаблены касаются пола; низ живота упирается в край крышки стола.

Представить себе, что у вас всё болит: голова, горло… Вам надо позвать кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, обратить на себя их внимание. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль. Произнести: «мммм…мммммм….ммм…» Стон должен быть похож на легкое мычание, возникшее на «кончиках» прикрытых губ. Дыхание должно быть достаточно активным. Не напрягайте гортань, активны только дыхательные мышцы и губы.

17. «Баюканье».

Сядьте удобно и свободно, сохраняя правильную осанку. Представьте себе, что убаюкиваете малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «мммм…ммм…. ммм…» , но не пойте. Звук рождается на «кончиках» губ. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью.

Затем усложнить упражнение, выпуская гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммммаа… мммаа… ммаа…» . Гласные звуки словно выдуваются сквозь чуть собранные, как для свиста, губы.

18. «Перекличка в лесу».

Представьте себе, что вы в лесу. Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Ааааа-ayyyl» Голос должен звучать негромко, без напряжения, на отзвуке напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, звуки должны возникать не в полости рта, а на «кончиках» губ. Никто не отозвался… Позовите чуть активнее: «Ээ-эээ-ээй! » Снова никого… Окликните еще громче: «Ооо-го-гооо!» Следите, чтобы звук оставался на губах.

19. «Угольщики».

Представьте себе, что вы продаёте угли. Вначале негромко, без напряжения, монотонно, на одной ноте, тянете слово «уууу-глиииии, ууууу-глиииии, ууууу-глииииии…». Звуки должны возникать на «кончиках» губ, затем можно усилить силу звука, постепенно доводя до самого громкого звучания, и обратно, равномерно убавляя звук, довести до тихого звучания. Следите, чтобы звук оставался на губах. Почувствуйте, как он, опираясь на диафрагму, образует звуковую волну, где сила звука зависит от плотности натяжения диафрагмы и умения как можно дольше удерживать в расширенном положении грудную клетку.

Упражнения для снятия напряжения затылочных мышц:

20. Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела: легким движением откидывая голову назад, произносить следующие звукосочетания: ГАИ, МАИ, НАИ, ВАЙ,ДАЙ.

21. Исходное положение то же; поднимая плечи вверх, произносить звукосочетания: АМБА, АН ДА, АВДА, АЛ ГА.

22. Исходное положение то же: «перекатывая» запрокинутую голову то вправо, то влево, произносить следующие звуки: ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР.

Упражнения для снятия зажимов нижней челюсти

23. Стать прямо, ноги слегка расставлены. Положение тела «на колок», правой рукой подпереть локоть левой руки, так, чтобы левый кулак упирался в нижнюю челюсть, создавая ей сопротивление.

24. Мягко опуская нижнюю челюсть, произносить следующие звукосочетания: АААМ, АААН, АААЛ.

25. Стать прямо, ноги слегка расставлены, правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки положить на затылок: произносить слова с ударным «А», при этом создавая и снимая давление во время произнесения слов пар, дар, жар, карта, парта, палка, гадалка и т. д.

26. Сидя на стуле за столом, положить подбородок на стол, руки свободно лежат на коленях. Не отрывая подбородок от стола, произносить как бы вверх следующие звукосочетания: АМБА, АН ДА, АР ДА, АРБА, АЛГА.

27. Стать прямо, положение тела «на колок», руки свободно висят вдоль тела; проверить свободу мышц шеи поворотом головы вправо, влево, наклоном головы вверх, вниз.

28. Произнести вслух, стараясь говорить негромко, следующие звукосочетания:

МММММММАМ, МММММММЭМ, МММММММОМ;

НННННННАН, НННННННЭН, НННННННОН;

ЗЗЗЗЗЗЗАМ, ЗЗЗЗЗЗЗЭМ, ЗЗЗЗЗЗЗОМ; ЗЗЗЗЗЗЗАН, ЗЗЗЗЗЗЗЭН, ЗЗЗЗЗЗЗОН;

ВВВВВВВАМ, ВВВВВВВЭМ, ВВВВВВВОМ; ВВВВВВВАН.

ВВВВВВВВЭН, ВВВВВВВВОН

ЛЛЛЛЛЛЛАМ, ЛЛЛЛЛЛЛЭМ, ЛЛЛЛЛЛЛОМ;

ЛЛЛЛЛЛЛАН, ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЭН, ЛЛЛЛЛЛЛЛОН.

Во время произнесения этих сочетаний слегка поглаживать шею и верхнюю часть груди (прямо или в стороны до подмышечных впадин) то левой, то правой рукой сверху вниз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

29. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вверх (повт. 5–6 раз).

30. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вниз (повт. 5–6 раз).

31. Вытянуть губы в трубочку – движение трубочки вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения трубочкой по часовой и против часовой стрелки (нижняя челюсть неподвижна).

32. Скользить верхней губой по верхним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам (повт. 5–6 раз).

33. Скользить нижней губой по нижним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам не оттопыриваясь (повт.5–6 раз).

34. Переменное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

35. Одновременное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

36. Произнести на выдохе звук П-П-П-П-П…

37. Произнести на выдохе звук Б-Б-Б-Б-Б…

38. Произнести на выдохе поочерёдно звуки П и Б: П-Б-П-Б-П-Б-П-Б-БББББББББББББББ… (следить, чтобы губы были прижаты к зубам, а щёки не раздувались).

Артикуляционная гимнастика для языка.

39. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); оттянуть корень языка как можно дальше назад, вернуть в исходное положение (повт. 5–6 раз).

40. Массаж кончиком языка твёрдого нёба вдоль и поперек, круговыми движениями языка в правую и левую стороны (нижняя челюсть неподвижна).

41. Рот закрыт, зубы разомкнуты; язык движется вправо, влево, упираясь кончиком в правую и левую щёки (нижняя челюсть неподвижна).

42. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); коснуться кончиком языка верхних альвеол, принять исходное положение; коснуться кончиком языка средней части твёрдого нёба, принять исходное положение; коснуться кончиком языка задней части твёрдого нёба, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

43. Рот закрыт; коснуться, едва дотрагиваясь кончиком языка, верхних передних зубов – И.П.; сильно упереться кончиком языка в верхние передние зубы – И.П. (повт. 5–6 раз).

44. Массаж наружной стороны дёсен языком по часовой стрелке и против; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5-6раз в одну и другую стороны).

45. Рот приоткрыт; коснуться кончиком языка верхней губы, правого уголка рта, нижней губы, левого уголка рта; тоже самое в обратную сторону; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5–6 раз).

46. Рот открыт на звук А, расстояние между зубами 2 пальца, высунуть язык жалом (следить, чтобы он не лежал на нижней губе, а находился на весу); язык движется вправо, влево, как бы стараясь дотянуться до правого и левого уха; язык движется вверх, вниз, как бы стараясь дотянуться до кончика носа и подбородка; круговые движения языком в правую и левую стороны.

47. Высунуть язык лопатообразно как можно дальше, свернуть в трубочку и втянуть в ротовую полость корнем языка как можно глубже, втягивая в себя воздух (повт. 5–6 раз).

48. Произнести глухие звуки без участия голоса, а звонкие с участием голосовых складок: Т-Т-Т-Т-Т; Д-Д-Д-Д-Д; ДДДДДД…; Ть-Ть-Ть-Ть-Ть; Дь-Дь-Дь-Дь-Дь; ТР-ТР-ТР-ТР-ТР; ДР-ДР-ДР-ДР-ДР; ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР; РРРРРРРРР… РьРьРьРьРь..; РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь; С-С-ССС; 3-3-3-3-3; С-3, С-3, С-3, С-3, С-3; ССССС, 33333..; Ч-Ч-Ч-Ч-Ч; Щ-Щ-Щ-Щ-Щ; Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ; ЩЩЩЩЩ..; Ж-Ж-Ж-Ж-Ж; Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж; К-К-К-К-К; Г-Г-Г-Г-Г; Х-Х-Х-Х-Х; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-X, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

49. Рот закрыт, губы сомкнуты; опустить нижнюю челюсть вниз на расстояние звука А, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

50. Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение нижней челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (резких движений не допускать).

51. Взять правой рукой левую руку под локоть, а кулаком левой руки подпереть нижнюю челюсть. Опускать нижнюю челюсть вниз на сопротивлении о кулак без звука и со звукосочетаниями: НА, НА, HA; ДA, ДА, ДА; МАЙ, МАЙ, МАЙ; ГАЙ, ГАЙ, ГАЙ; ДАЙ, ДАИ, ДАЙ (эти упражнения хорошо снимают подчелюстной зажим).

Школа Юрия Окунева

Случилось мне сегодня застрять в лифте с одним очень интересным молодым человеком. Вернее, то что это незаурядная личность огромных масштабов, выяснилось совершенно случайно, и то только спустя несколько часов. Это, возможно, единственный раз в жизни, когда я был рад, что наши доблестные аварийные службы приходится ждать очень долго. Моим соседом по несчастью оказался неприметный молодой человек, с дрожащим голосом и неуверенно-осторожным стилем общения, причем, чтобы понять, о чем он говорит, приходилось вслушиваться и прилагать дополнительные усилия.

Возможно, мы так и провели часы ожидания в тишине, если бы мой взгляд не упал на книгу и титульную страницу объемной научной работы, которые он держал в руках. Книга - сборник стихов - с его фотографией и фамилией, а научная работа - кандидатская диссертация по ядерной физике того же автора.

Разговорив немного своего случайного знакомого, я выяснил, что это талантливейший человек, победитель всероссийских олимпиад, изобретатель инновационных методов в науке, а еще и поэт с интересным стилем и необычным письменным слогом. Но беда - понять это практически невозможно, так как он просто ужасно владеет своим голосом и совершенно не умеет изъясняться.

Во время общения с ним у меня возникло непреодолимое желание помочь, объяснить, как развить дикцию и четкость речи, сделать речь понятной и приятной на слух. Ведь это совсем не сложно!

Язык мой - друг мой

Говорят, что голос наиболее четко передает нашу личность. Нет в мире людей с двумя одинаковыми голосами. Именно на слух по интонации мы в большей степени можем понять, в каком настроении человек, предположить, что у него на душе и что он чувствует сейчас.

Робость в голосе обычно свидетельствует о неуверенности, отчего человек может показаться слабым и, например, менее квалифицированным специалистом, чем он является на самом деле. И напротив, умение владеть собой и своим голосом позволяет создавать нужно впечатление, добиваться поставленных целей, влиять на людей и продвигать свои убеждения и идеалы.

Как это часто бывает, многие думают, что дикция и четкая речь, талант оратора присущи людям от рождения - либо тебе дано это, либо нет. Бросьте! Это несусветная глупость. Как и в случае других навыков, всего можно добиться путем кропотливой работы над собой. Существуют эффективные упражнения для развития дикции. О них мы и поговорим. Тренируясь по 15 минут ежедневно вы получите заметные результаты уже через семь дней.

Упражнение 1. Пробка.

Как вино может улучшить вашу артикуляцию? Да очень просто! Вы берёте пробку от бутылки (желательно дома на следующий день или спустя какое-то время), зажимаете её зубами и начинаете произносить фразы. Для начала берите любой кусок текста, который вам по душе, также это может быть стихотворение, и пытайтесь его прочитать. Вначале это будет очень сложно, так как мышцы артикуляционного аппарата преодолевают сопротивление, созданное пробкой.

Потом вынимайте её, и произносите всё то же самое. Оказавшись «на свободе», мышцы начинают работать более слаженно, и звуки получаются чёткими. Также очень яркий эффект, если заниматься регулярно, даёт произнесение с пробкой во рту так называемых взрывных согласных.

Отрабатывайте на таких группах звуков:

  1. пе-пе-пе, бе-бе-бе, ме-ме-ме;
  2. те-те-те, де-де-де;
  3. ке-ке-ке, ге-ге-ге.

Первая группа тренирует мышцы губ, вторая развивает кончик языка, а третья укрепляет его корень. Регулярно выполняйте эти упражнения по 5 минут, и уже спустя неделю вы обнаружите хорошие результаты.

Упражнение 2. Лигурийский регулировщик

Ничто так не тренирует дикцию, как сложные скороговорки. Добрые люди к нашему времени придумали их очень много и всевозможных разновидностей для отработки самых разных проблемных мест. Одна из самых знаменитых носит название «Лигурия». Это целый связный текст из известных скороговорок, который быстро может вывести дикцию на уровень оратора, как у ребенка, так и у взрослых. Попробуйте почитать ее быстро и чётко. Вам обязательно понравится.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Упражнение 3. Сам себе собеседник

Очень многим людям не нравится, как их голос и произношение звучат на записи. И это не просто так, ведь самому сразу слышны все ошибки и далекая от идеала артикуляция. Начитывайте отрывки на диктофон, слушайте себя, исправляйте то, что звучит некрасиво и не устраивает вас самих.

Упражнение 4. Дыхание - это жизнь

Один из важнейших секретов красивого голоса - постановка правильного дифрагмального дыхания. Животом, а не грудью дышат все певцы, ораторы и дикторы. Именно диафрагма создает такой поток воздуха, при котором голосовые связки начинают вибрировать чисто и мощно. Также тренируйтесь распределять дыхание, чтобы его хватало на долгие предложения. Для этого вдыхайте и, например, тяните одну гласную до тех пор, пока воздух в легких совсем не закончится. Надувайте воздушные шарики - это тоже очень эффективный способ тренировки дыхания при постановке голоса.

Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить

Конечно, всё вышеперечисленное - это лишь малая часть всех тех методов, которые существуют для того, чтоб сделать вашу речь чистой и красивой. Хотя даже выполнение этих упражнений уже выведет вас на совсем новый уровень. Если хотите знать больше по этой теме и уметь лучше, рекомендую . Занимаясь с ней, можно достигнуть небывалых высот. Есть у нее и занимательная книга - «Говори красиво и уверенно» . Их же я посоветовал и моему новому знакомому, с которым мы в конце-концов выбрались из лифта, и я очень надеюсь, что ему также быстро удастся улучшить свою речь. Ведь парень он невероятно талантливый, и так хочется, чтоб мир его услышал.

Не стесняйтесь и вы раскрывать себя миру! Успехов вам в тренировке дикции! На этом я с вами на сегодня прощаюсь - до новых встреч, на страницах блога.

6 6 731 0

Некоторые люди думают, что у них с дикцией нет никаких проблем и это действительно так. Однако, когда они приходят, например, устроиться на работу на телевидение или же ведущим на радио, то им сразу могут ответить, что для этого необходимо улучшить дикцию. Какими методами легко и быстро можно улучшить уровень дикции? Есть несколько способов, которые помогут решить эту проблему за короткий срок.

Вам понадобятся:

Первые шаги к убедительной речи

Чтобы разговаривать уверенно, красиво и благозвучно необходимо выполнить ряд некоторых упражнений. Первым делом требуется научиться хорошо и чётко произносить взрывные звуки. Конечно, если глухих согласных букв будет неслышно, то уже уровень дикции существенно опустится. За счёт того, что глухие звуки сами по себе, по своей структуре достаточно тихие и непонятные, их необходимо выговаривать намного лучше других гласных.

Например: пь, ть, кь.

Проговорите глухие звуки без голоса, но с очень большой активностью, как бы взрывая эти звуки. После проделанного упражнения произнесите те же звуки, но уже с голосом. Это можно сделать при помощи согласных букв, которые следуют за глухими.

Например, по, то, ко и т. д.

После проделанных упражнений подключайте звонкие гласные и шипящие.

Книга и чтение вслух - отличный помощник в усовершенствовании дикции

Второй и очень сильной ошибкой многих является неправильное произношение буквы «Г».

Кукушка кукушонку купила капюшон

Шепелявая речь – непростительная ошибка. Конечно, если у человека неправильно развит прикус или же имеется пирсинг в языке, то – это простительно. Однако, часто бывает так, что ни того, ни другого не наблюдается, соответственно виновником является слабый язык.

Чтобы решить данную проблему необходимо делать упражнения не только на шипящие звуки. Например, необходимо научиться точно и чётко произносить звук «С».

Также необходимо научиться расслаблять мышцы рта и напрягать язык. Сделать это можно так:

  1. улыбнуться так, чтобы было видно зубы;
  2. немного вытащить язык;
  3. ртом выдуть немного воздуха на кончик языка, чтобы услышать небольшой свист (такой свист похож на произношение буквы «С»).

Необходимо видеть свои ошибки напрямую

Хорошим упражнением является чтение и разговор перед зеркалом.

Необходимо это для того, чтобы вы сами видели свои ошибки и сами видели, как у вас работают мышцы рта. Если произносить звуки и слова, фразы перед зеркалом с усердной силой, то есть делать движения более пластичными и сильными, больше открывать рот и т.д, то со временем вы услышите, что уровень вашей дикции существенно вырос. А после подобных упражнений вам будет намного легче произносить те или иные звуки.

Используйте сторонние предметы

Делайте упражнения с посторонними предметами.

  • Например, можно набрать в рот небольших орехов и с орехами во рту говорить скороговорки, при этом хорошо произнося каждый звук.
  • Также можно воспользоваться, например, ручкой. Зажмите ручку губами или зубами, а после этого также само начинайте читать скороговорки.

Стоит учесть то, что с первого раз вряд ли получится, но не нужно опускать руки раньше времени. При длительных тренировках всё получится. К тому же первые разы не стоит сильно спешить.

Лучше произносить каждое слово в медленном темпе, но чётко и ясно.

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Как улучшить дикцию? Данная проблема очень актуальна сегодня для многих людей. Ведь человек, способный от природы красиво разговаривать это большая редкость. Именно поэтому на протяжении столетий ораторский талант считался наивысшим искусством, которым как считалось, могут владеть только избранные. К счастью сегодня устранить различные дефекты речи можно достаточно легко. В этом могут помочь специальные упражнения.

    Однако для того чтобы решить проблему максимально эффективно нужно для начала разобраться в самой ее сути. Дикция – это произнесение слогов и букв речевыми органами человека. Дикция считается хорошей, если она чистая и плавная, если слова произносятся четко и при этом достаточно громко.
    Среди главных причин проблем с дикцией можно выделить слабую подвижность челюсти и невозможность нормально открывать рот. В итоге речь человека начинает звучать глухо, скомкано и неразборчиво. Обратите внимание на то, как вы разговариваете. Каждый раз у вас, получается, правильно произносить слоги и буквы и всегда ли ваша речь звучит громко и четко? Если вы обнаружили у себя какие-либо проблемы – срочно займитесь собой!

    Как улучшить дикцию тренировками?

    Упражнения по улучшению дикции были изобретены много лет назад. Еще римский оратор Цицерон всегда перед выступлениями на публике клал в рот по 3-4 небольших круглых камня и читал отрывки текстов. Кстати, этот метод и сегодня применяется многими логопедами, хотя сегодня камушки обычно заменяют винными пробками или грецкими орехами.
    Помимо этого существует также ряд современных упражнений способных улучшить дикцию:

    1. Откройте рот и начните двигать нижней челюстью влево и вправо. Постарайтесь при этом сохранить максимальную неподвижность головы. Спустя 2-3 минуты попробуйте подвигать челюстью взад-вперед. Продолжайте выполнять упражнение еще 2 минуты.
    2. Улыбнитесь как можно шире. Обведите языком зубы верхнего и нижнего ряда. Пересчитайте таким образом каждый, при этом крутить челюстью не рекомендуется.
    3. Улыбнитесь еще раз. После этого проведите краешком языка по внутренней поверхности верхней губы. Повторите действия с нижней губой. В завершение «проскользните» языком по кайме губ по кругу. Постарайтесь при этом сохранить максимальную неподвижность челюсти.
    4. Улыбнитесь, обнажив при этом зубы. После этого двигайте языком от одного краешка рта к другому. Постарайтесь, чтобы при этом ваши лицевые мышцы не двигались, язык был зажат между верхней и нижней губой и не притрагивался к нижней челюсти.
    5. Теперь встаньте на ноги, а руки разметите на груди. Постепенно наклоняйте туловище вперед и произносите звук «О» и «У». Постепенно старайтесь делать голос все ниже и ниже.

    Основные правила по улучшению качества разговорной речи

    Соблюдая эти простые правила, вы уже спустя несколько недель сможете усовершенствовать свою дикцию и речь. Для того чтобы достичь максимальных результатов в кратчайшие сроки старайтесь выполнять упражнения ежедневно минимум по 15 минут. При этом учтите, что до полудня мышцы лица еще продолжают «спать». Работая над собой, и вы также сможете стать отличным оратором.